Научная статья на тему 'Подходы к разработке перспективной инновационной политики коммерческого банка'

Подходы к разработке перспективной инновационной политики коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / БЕНЧМАРКИНГОВЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / INNOVATION POLICY / A COMMERCIAL BANK / SYSTEM APPROACH / BENCHMARKING APPROACH / THE CLUSTER APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Е. В.

В статье анализируются сложившиеся подходы к разработке перспективной инновационной политики коммерческого банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF INNOVATION POLICY PERSPECTIVE OF COMMERCIAL BANK

The paper analyzes existing approaches to the development of the perspective of innovation policy of commercial bank.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке перспективной инновационной политики коммерческого банка»

национальной экономики, в котором свободные финансовые ресурсы предприятий и частных лиц способны превратиться в высокоэффективный реальный актив. Этот актив (объект строительства) позволяет осуществлять как его непосредственное целевое использования, так и рассматривать его как высокодоходный объект инвестирования.

Во-вторых, это принцип комплексного решения социально-экономических проблем, поскольку инвестирование в жилищно-граж-данское и коммунальное строительство одновременно решает сразу несколько ключевых проблем:

- социальных - обеспечение населения жильем и объектами социальной инфраструктуры;

- производственных - обеспечение заказами не только предприятий строительной отрасли, но и смежных отраслей;

- экономических - эффективное вложение средств, обеспечивающее быстрый рост добавленной стоимости.

В-третьих, это принцип государственного регулирования, призванного активизировать инвестиционную деятельность субъектов хозяйствования посредством создания для последних благоприятных условий на основе рыночных механизмов.

В-четвертых, это принцип рыночной конкуренции, который является определяющим при инвестировании жилищно-гражданс-кого и коммунального строительства во всем мире, и очень ожидаем большинством отечественных инвесторов.

В-пятых, это принципы взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, и с субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию проектов жилищно-гражданского и коммунального строительства как объектов долгосрочного инвестирования. Фиксация понятных, стабильных и приемлемых механизмов взаимодействия инвесторов со всеми сторонами, заинтересованными в развитии жилищно-гражданского и коммунального строительства, в том числе в рамках частно-государственного партнерства, является залогом успеха при решении стратегических задач социально-экономического развития государства.

В-шестых, это принцип сохранения и воспроизводства жилого фонда, являющийся одним из ключевых в реализации жилищной политики любого государства.

В-седьмых, это принцип концентрации государственных уси-

лий на обеспечении инвестирования градостроительных, архитектурно-строительных, технологических, объемно-планировочных, конструктивных и иных решений, связанных с жилищно-граж-данским и коммунальным строительством.

В-восьмых, это принцип стимулирования инвестирования в инновации, направленных на повышение эффективности процессов внутрикомплексного характера в жилищно-гражданском и коммунальном строительстве.

Выделение указанных принципов позволяет обосновать основные положения стратегии инновационного развития жилищно-граж-данского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера с учетом накопленного научного мирового опыта

Литература:

1. М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина, С. А. Глухова, И. В. Нилова, Т. Н. Шубина, В. А. Романченко. Актуальные проблемы развития социально-экономических систем в современных условиях. - Ульяновск : УлГТУ, 2012.

2. Баринов, В.Н. Оценка и сравнительный анализ качества целенаправленных систем в жилищно-коммунальной сфере. Монография. М.МГСУ, 2007.

3. Чернов, А.В. Современные ключевые виды государственно-частного партнерства в сфере малоэтажного жилищного строительства. // Инновации и инвестиции. 2012. № 2.

4. Должиков, С.Ф. Правовое регулирование отношений в сфере предоставления коммунальных услуг в условиях обеспечения благоприятного инвестиционного климата жилищно-коммунального хозяйства // Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права: Сборник статей. Вып. 1 / Под ред. проф. Г.Ф. Ручкиной. - М.: Издательство ВГНА Минфина РФ, 2008.

5. Тебекин, А.В. Методы принятия управленческих решений. -М.: Юрайт, 2013.

6. Фролова, А.С. Проблемы и пути совершенствования организационно-экономических механизмов повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального сектора в крупных городах России. - М.: Компания Спутник-. 2006.

7. Матвеев, О.А. Инновационное развитие регионов Севера: состояние и перспективы. - М.: Современная экономика и право, 2011.

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Кузнецова Е.В., соискатель Института дополнительного образования ГАСИС - НИУ ВШЭ В статье анализируются сложившиеся подходы к разработке перспективной инновационной политики коммерческого банка. Ключевые слова: инновационная политика, коммерческий банк, системный подход, бенчмаркинговый подход, кластерный подход.

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF INNOVATION POLICY PERSPECTIVE

OF COMMERCIAL BANK

Kuznetsova E., applicant, Institute for complementary education GASIS- SRUHSE The paper analyzes existing approaches to the development of the perspective of innovation policy of commercial bank. Keywords: innovation policy, a commercial bank, system approach, benchmarking approach, the cluster approach.

Результаты анализа состава сложившихся подходов к разработке перспективной инновационной политики коммерческого банка показали, что их основу составляют подходы, представленные на рис.1.

Детальное рассмотрение сложившихся подходов к разработке перспективной инновационной политики коммерческих банков позволило заключить следующее.

Во-первых, при формировании инновационной политики коммерческого банка часто декларируется системный подход. Такой подход позволяет управлять инновационной деятельностью банка с использованием организационно-экономических, информационных, финансовых и иных технологий инновационного развития. В то же время следует отметить, что системный подход в качестве основы формирования инновационной политики коммерческого банка на практике выступает достаточно редко. Скорее можно вести речь об элементах инноватики в рамках общей системы функци-

онирования коммерческих банков.

Во-вторых, среди базовых подходов к разработке перспективной инновационной политики коммерческих банков выделяется процессный подход. Именно процессный подход характеризует методологию, определяющую методы и инструменты инновационного менеджмента в банковской сфере вне зависимости от масштабов инновационной деятельности.

В-третьих, исходя из особенностей организационно-экономических инноваций банковской сферы, получил развитие процесс-но-стоимостной подходов к разработке перспективной инновационной политики коммерческого банка. Этот подход рассматривается в качестве одного из важнейших направлений совершенствования банковской системы, отвечающего Стратегии развития банковской сферы в РФ. Процессно-стоимостной подход направлен на регулирование финансовых потоков при создании и реализации

Рис.1. Сложившиеся подходы к разработке перспективной инновационной политики коммерческого банка.

банковских инноваций. Это позволяет оптимизировать схемы бюджетирования инновационных процессов развития коммерческих банков.

В-четвертых, нередко при формировании инновационной политики коммерческого банка реализуется технократический подход, который базируется на технико-технологических инновациях, внедряемых в систему банковского обслуживания. Следует признать, что увлечение технико-технологическими инновациями далеко не всегда позитивно оцениваются потребителями, привыкающим к стереотипным банковским операциям. Поэтому в условиях жесткой конкуренции в банковской сфере при реализации технократического подхода банки должны достаточно много внимания уделять вопросам помощи клиентам в освоении технико-технологических инноваций.

В-пятых, многие банки при формировании инновационной политики реализуют инжиниринговый подход. Этот подход оправдан и сточки зрения преемственности инновационного развития к имеющемуся уровню, и с точки зрения сохранения стиля работы банка в восприятии потребителей, и с точки зрения ограниченности запланированного бюджета банка на инновационную деятельность.

Вместе с тем, целый ряд банков неудовлетворенных своими рыночными позициями стремится к реализации реинжинирингового подхода. Хотя следует признать, что во многих случаях сложившаяся система функционирования коммерческого банка либо не позволяет реализовать реинжиниринговый подход в принципе, либо приводит к реализации инжинирингового подхода с существенными издержками, включая частичную потерю клиентов. В-шес-

тых, при формировании инновационной политики коммерческого банка часто используется универсальный подход. Использование этого подхода в банковской сфере во многом определяется тем, что коммерческий банк, по сути, представляет собой систему массового обслуживания, в которой реализация универсального подхода обеспечивает минимум издержек при максимуме пропускной способности. В то же время поиск коммерческими банками в условиях жесткой конкуренции индивидуального почерка, узнаваемого стиля приводит к стремлению коммерческих банков использовать при формировании инновационной политики индивидуального подхода.

В-седьмых, многофакторный характер оценки привлекательности услуг коммерческого банка потребителями приводит к использованию при формировании инновационной политики междисциплинарного подхода. Междисциплинарный подход в данном случае означает, что при разработке и (или) внедрении коммерческими банками организационно-экономических, информационно-технологических, маркетинговых и иных инноваций серьезное внимание уделяется психологическим, эстетическим и иным аспектам, определяющим поведение потребителей.

В-восьмых, важное место в формировании инновационной политики коммерческих банков занимает бенчмаркинговый подход. Стремление заменить разработку собственных инноваций заимствованием лучшего опыта инновационных решений присуще подавляющему большинству отечественных банков, чем во многом определяются их относительно низкие позиции на мировом рынке. (Исключение составляет ОАО Сбербанк, входящий в сотню круп-

Таблица 1. Основные методы кластеризации

№ Группа методов Состав методов Характеристика методов

1 Вероятностные методы Метод К-средиих, Метод К-медиан, ЕМ - алгоритм, Метод алгоритмов FOREL, Метод дискриминационного анализа. Разделяют исследуемые элементы множества клиентов банка на основе определения уровня (степени) возможности наступления некоторого события, реализации некоторого процесса банковского обслуживания.

2 Методы на основе систем искусственного интеллекта Метод нечеткой кластеризации на основе С-средних, Метод кластеризации с использованием нейронной сети Т. Кохонена, Метод кластеризации на основе генетического (эвристического)алгоритма Разделяют исследуемые объекты множества клиентов банка на основе признаков их сходства и различия в многомерном признаковом пространстве

3 Логические методы Построение диаграммы специализированного вида, представляющей собой графическое изображение в двухмерной проекции степени подобия объектов, именуемой дендрограммой Формирование схемы логических взаимосвязей сотрудников банка с клиентами при предоставлении банковских услуг с использованием дерева решений

4 Методы графов Методы графов включают достаточно широкий спектр способов построения (sortingstrategies), в том числе: - метод одиночной связи (singlelinkage) - «метод ближайшего соседа»; - метод полной связи (completelinkage) - «метод дальнего соседа»; - метод средней связи (pair-groupmethodusmgarithmeticaverages) -невзвешенный (unweighted) или взвешенный (weighted)', - центроидный метод (pair-groupmethodusingthecentroidaverage) — невзвешенный или взвешенный (медианный); - метод Уорда (Ward 'smethod). Являются разновидностью геометрического подхода к изучению множества клиентов банка как объектов, в котором граф задаётся множеством вершин (точек), отражающим состояния клиентов банка, и множеством рёбер (связей), отражающих процессы взаимодействия сотрудников банка с клиентами, соединяющих пары вершин, возможно несколькими ребрами.

5 Иерархические методы Предполагают алгоритмические исследования вложенных групп (кластеров) различного порядка, включающие подходы: - агломеративные (объединительные), - дивизивные (разделяющие) на основе таксономии, - монотетические (выделение по одному признаку); - политетические (выделение по множеству признаков). Позволяют провести сегментацию клиентов банка по группам, объединяя и разделяя их по одному или нескольким признакам потребительских предпочтений

6 Специальные методы кластеризации Включают: - статистические алгоритмы кластеризации; - метод ансамбля кластеризаторов; - алгоритмы автоматической кластеризации (FOREL, KRAB, JOINT); - алгоритмы, основанные на методе просеивания; - методы классификации DBSCAN, обеспечивающие пространственное объединение объектов в кластеры по зашумленным плотностям распределения Позволяют сформировать перечень банковских услуг на основе исследования и группировки клиентских запросов и предпочтений

нейших компаний мира1, что, впрочем, определяется его квази-мо-нополизмом, а отнюдь не развитием инновационной деятельности). При этом следует признать, что многие коммерческие банки используют не лучший, а доступный опыт, нередко идя по пути наименьших затрат. Тем самым бенчмаркинговый подход подменяется воспроизводственным подходом с применением имитационных инноваций.

В-девятых, при разработке перспективной инновационной политики крупные коммерческие банки нередко используют программно-целевой подход, представляющий собой научно обоснованный программно-временной способ увязки планируемых целей и задач развития экономической системы с имеющимися ресурсами.

В-десятых, при разработке перспективной инновационной политики коммерческие банки в подавляющем большинстве стараются придерживаться комплексного подхода, предполагающего одновременный учет информационно-технологических, организационно-экономических, социально-психологических и иных аспектов инновационного развития банков в их взаимосвязи.

В-одиннадцатых, формирование инновационной политики коммерческого банка часто связано с использованием дифференцированного подхода, когда выбор приоритетов инновационного развития банков носит избирательный характер, обусловленный приоритетными направлениями развития науки, изобретений, технологий и иных инновационных решений, способных обеспечить рост эффек-

'Global 500. TheFinancialTimes, 07.2013.

тивности банковской деятельности, предоставить возможность коммерческому банку занять и удержать перспективные рыночные ниши.

В-двенадцатых, если рассматривать, например, сферу информатизации банковской деятельности, то, как и для многих других областей хозяйствования, для этой сферы характерен интегрированный подход к информационной поддержке инновационной деятельности банков. При этом интегрированная система информационной поддержки инновационной деятельности банка в свою очередь является подсистемой интегрированной системы информационной поддержкипроизводственно-хозяйственной деятельности банка в целом.

В-тринадцатых, банки, ориентирующиеся на создание собственных инноваций, используют в своей инновационной политике децентрализованный подход. Этот подход связан со стимулированием реализации новых инновационных проектов, а не на поддержку использования заимствованных инноваций.

В-четырнадцатых, достаточно тесно с дифференцированным и децентрализованным подходами в вопросах формирования инновационной политики связана группа кластерных подходов. Последние представляют собой многомерные статистические процедуры, выполняющие сбор данных об объектах по заданным информационным полям, с целью последующего их упорядочивания в относительно однородные группы. Такие группы в данном случае представляют собой обработанные запросы (потенциальные тре-

бования) клиентов банков, удовлетворение которых требует реализации инновационных разработок.

Основные методы кластеризации, выявленные в процессе исследований, приведены в табл.1.

Проведенный анализ сложившихся подходов к разработке перспективной инновационной политики коммерческого банка позволяет сформироватьмодели перспективной инновационной политики коммерческого банка.

Литература:

1. Зверев, А.В. Иностранный опыт инновационного развития: Монография/ Аналит. центр при Правительстве РФ / А.В. Зверев. -М.: ИД «Финансы и кредит», 2008.

2. Чекулина, Т.А. Практико-ориентированный подход к обеспечению инновационного развития России. Тамбов: Изд-во ТРОО

«Бизнес - Наука - Общество», 2011.

3. Федосеева, Т.А. Инновационное развитие экономической системы: оценка инновационного потенциала / М. Ю. Максимов, С.Н. Митяков, О.И. Митякова, Т.А. Федосеева, // Инновации. - 2006. - № 6. - С. 53 - 57.

4. Ульянов, О. В. Разработка и внедрение стратегии экономического роста предприятия на основе инноваций / О. В. Ульянов // Инновационная экономика. - 2011. - № 6.

5. Егоркин, Г.Ю.Формирование организационных механизмов региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на основе частно-государственного партнерства // Динамика сложных систем. - 2011. - № 4. - С.21-25.

6. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2013.

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КАК ОБЪЕКТОВ

УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Колбасин А.М., к.э.н., докторант Института экономики РАН Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор Института мировой экономики и информатизации

Описаны базовые принципы и основные тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов.

Ключевые слова: особенности, инновационные проекты, объекты управления качеством.

PARTICULARITY OF INNOVATIVE PROJECTS AS OBJECTS OF QUALITY

MANAGEMENT

Kolbasin А., Ph.D., doctoral candidate of sciences, Institute of Economics RAN Tebekin A., Doctor of Economics, Doctor of Engineering, professor, Institute of World Economy and informatization

Base principles and the basic tendencies of development of conceptual approaches to quality management of innovative projects are described.

Keywords: features, innovative projects, objects of quality management.

В современных условиях, с учетом опыта дорожного строительства в РФ проблема обеспечения качества проектов в условиях ожидаемого роста объемов дорожного строительства, с одной стороны, и увеличением уровня международных требований и запросов потребителей к качеству дорог, с другой стороны, выходит на принципиально новый уровень. С одной стороны, возникает необходимость масштабной реализации инновационных проектов в сфере дорожного строительства, а, с другой стороны, возникает необходимость развития методологии управления качеством указанных проектом.

Под инновационным проектом понимается базовая форма осуществления (посредством организации и управления реализацией) инновационной деятельности, направленной на получение конкретного инновационного результата - инновационного продукта (товара, услуги, технологии и т.д.).

Качество инновационного проекта представляет собой комплексную характеристику поставленных задач, процессов и результатов реализации инновационной деятельности, отражающую их способность удовлетворять установленным и предполагаемым требованиям исходя из рыночной конкурентоспособности инноваци-

Таблица 1. Особенности инновационного проекта как объекта управления

№ Особенность инновационного проекта Характеристика особенности Сложности управления качеством

1 Инновационный проект должен пройти полный воспроизводственный цикл "разработка - производство -распределение - обмен потребление" Идея инновационного проекта должна быть направлена на удовлетворение нужд потребителей, иметь научную основу, и подтверждена научными разработками Множественность и неопределенность идей инновационного проекта осложняет выбор инструментов управления качеством

2 Сложность прогнозирования результатов инновационного проекта Создание инновации сопряжено с повышенным риском несовпадения фактического результата с ожидаемым. При этом вероятность получения положительного результата в рамках проекта обратно пропорциональна степени новизны инновации и может колебаться от 99% для рационализаторских инноваций до 5% для радикальных инноваций Высокие риски инновационного проекта осложняют оценку качества результатов инновационной деятельности в контрольных точках и принятие решений о корректирующих воздействиях

3 Уникальной инновационной разработки как творческой задачи, решаемой в рамках проекта Результат инновационного процесса во многом зависят от творческих способностей исполнителей и широты спектра их мотивационных устремлений Творческий характер задач, решаемых в рамках проекта требует модификации цикла непрерывного улучшения качества У.Шухарта-Э.Дэминга

4 Многовариантность сценариев развития инновационного проекта Творческий характер проекта и неопределенность ожидаемых результатов делает привычные схемы организации труда малоэффективными Необходимость гибкости и адаптивности схем управления в рамках петли качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.