Научная статья на тему 'Подходы к прогнозированию и оценке социально-экономического развития российских регионов'

Подходы к прогнозированию и оценке социально-экономического развития российских регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1281
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к прогнозированию и оценке социально-экономического развития российских регионов»

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.

61

УДК 338.27 ББК 65.23

ПОДХОДЫ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

А.В. Пролубников

Хабаровская государственная академия экономики и права, 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134

Проведение в России в течение последних более чем 20 лет социальноэкономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы сегодня стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений, в этой связи на региональном уровне осуществляется реализация всей полноты функций управления, важное место среди которых занимает прогнозирование [1; 2; 3 и др.].

Особо необходимо отметить, что значимость прогнозирования как управленческой функции находится в прямой зависимости от динамики внешней среды объекта прогнозирования. Чем эта динамика менее предсказуема, тем сложнее составить достоверный прогноз, и тем большее значение приобретает он при принятии решений. Так, в условиях продолжающегося глобального финансово-экономического кризиса, негативные последствия которого не могли не затронуть Россию [4; 5], а также экономических санкций [6], особенно актуальным становится корректное и как можно более точное прогнозирование. Оно готовит почву для разработки и реализации мер государственной экономической политики (на региональном и федеральном уровнях), определяет программы развития муниципалитетов, а также активно используется хозяйствующими субъектами, при принятии управленческих решений, связанных со стратегическим развитием и повседневным функционированием.

Прогнозы в регионах могут разрабатываться как относительно развития региона в целом, так и отдельных его подсистем: научно-технической, промышленной, сельскохозяйственной, транспортной и др. В этой связи необходимо уточнить само понятие «социально-экономическое развитие региона». Под социально-экономическим развитием региона принято понимать процесс непрерывного экономического роста на территории региона, происходящий под влиянием как внешних, так и внутренних производственных, институциональных, социальных факторов и обеспечивающий повышение уровня и качества жизни его населения [7].

В целом мы согласны с такой трактовкой, хотя, во-первых, заметим, что перечень приведенных факторов может быть существенно расширен и дополнен. В частности, на социально-экономическое развитие (СЭР) региона влияют социальные, экологические, внешнеторговые, демографические и многие другие факторы [8]. И их перечень не может быть исчерпывающим, он должен быть открытым, так как существенно зависит от складывающихся сценарных условий развития. Во-вторых, не вполне можно согласиться с проведением аналогии между ростом и развитием. Это близкие понятия, но не синонимичные. Рост более ориентирован на количественные изменения, а развитие - на качественные. В результате может быть обеспечено СЭР в отсутствие экономического роста (например, если в условиях неизменности объема ВВП / ВРП, исчисленного в денежном выражении, изменилась структура выпуска - в результате стали удовлетворяться более разнообразные потребности населения).

В качестве целей СЭР региона используется довольно широкий набор индикаторов. Например, увеличение реальных доходов населения, улучшение региональных систем образования и здравоохранения, повышение миграционной и профессиональной мобильности, оздоровление окружающей среды и др. При этом на региональном уровне, как и в экономике в целом, всегда наличествует проблема выбора. Ресурсы дефицитны, для ре-

62

Государственное и муниципальное управление

шения всех целей их недостает. Поэтому ограниченные средства можно направить, например, либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В результате возникает перманентный конфликт между целями развития. Этот конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения. Наиболее перспективным методом такого разрешения, на наш взгляд, является использование процедур общественной экспертизы.

Этот инструмент в нашей стране пока еще только начинает внедряться. На федеральном уровне реализуется концепция «открытого правительства», сформирована Общественная палата, создаются многочисленные иные консультативные органы, отражающие мнение как общественности в целом, так и профессионального экспертного сообщества. На региональном уровне, к сожалению, подобные инициативы широкого распространения пока не получили. Хотя они порой и реализуются, но это имеет бессистемный характер.

Для оценки степени достижения целей развития строится система критериев и показателей. Одним из широко известных показателей такого рода, используемых в межд у-народной практике, является индекс развития человеческого потенциала, разработанный в рамках Программы развития ООН. Он интегрирует значения трех частных индексов: ожидаемой продолжительности жизни человека при рождении; интеллектуально-образовательного потенциала населения; уровня жизни, который оценивается через среднедушевой доход (по паритету покупательной способности).

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них: национальный доход (ВРП) на душу населения; уровень потребления отдельных материальных благ (продуктов питания, бытовой техники, автомобилей, жилых помещений и др.); степень дифференциации доходов; продолжительность жизни; уровень физического здоровья; уровень образования; динамика производства; структура и объемы ввоза и вывоза товаров и услуг и др.

Отметим, что при прогнозировании важную роль играет выбор горизонта прогнозирования. В литературе принято выделять кратко-, средне- и долгосрочное прогнозирование. Помимо этого, по нашему мнению, возможно выделение прогнозов стратегических и тактических. Понятия «тактическое» и «стратегическое» не связаны напрямую с длительностью прогнозного периода, но в силу специфики стратегических целей, которые достаточно масштабны и требуют для своего достижения, как правило, значительных ресурсов, стратегические прогнозы более долгосрочны. Что же касается тактического уровня, то в качестве тактических целей регионального СЭР зачастую выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условий успешного развития в более отдаленной перспективе. Среди таких тактических целей развития региона можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие промышленности; развитие сферы услуг; повышение уровня занятости населения региона и др.

Систематизировав результаты исследований разных авторов [1; 7; 9; 10 и др.], мы предлагаем сформировать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития на уровне региона: ВРП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы его роста; средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей; уровень образования; уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, услуг телефонной связи и пр.), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования; уровень развития здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг); состояние окружающей среды в регионе; равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса; обогащение культурной жизни.

При прогнозировании, планировании, тактическом и стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные критерии и показатели и осуществлять монито-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.

63

ринг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения (что выполняется всегда) необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры развития экономики и социальной сферы.

Многообразие методических подходов к формированию индикаторов, по которым осуществляется прогноз и оценка социально-экономического развития территориальных субъектов различных уровней, требует их классификации. Если обобщить эти подходы к классификации, то можно согласиться с мнением А.Г. Гранберга, который в отражении множества характеристик уровня социально-экономического развития регионов указывает на существования трех основных подходов [11, с. 36]: сравнение по одному индикатору, выделенному в качестве главного; сравнение по нескольким индикаторам, выделенным как приоритетные в состоянии социально-экономического развития региона; построение системы сводных социально-экономических индикаторов.

Рассматривая первый подход, можно сказать, что, как правило, в качестве основного показателя, характеризующего уровень социально-экономического развития того или иного региона, выделяют валовой региональный продукт (ВРП). Это комплексный, интегрированные индикатор, но в то же время ВРП представляет собой конечный результат экономической деятельности региональных субъектов. Поэтому социальная составляющая находит в нем лишь косвенное отражение.

Как полагает Т.Н. Мацкевич, среди показателей, характеризующих уровень СЭР региона, особое значение имеет другой комплексный показатель - индекс развития человеческого потенциала [12, с. 36]. По сути дела, здесь речь идет о перенесении методологии ООН на субфедеральный уровень. И вместо межстрановых сопоставлений могут использоваться сопоставления межрегиональные. Оценку уровня социально-экономического развития региона по одному главному показателю проводит также М.А. Исакин. Он в чем-то солидарен с Т.Н. Мацкевич, его исследования также опираются на концепцию качества жизни [13, с. 109], т.е. носят в большей степени не экономический, но социальный характер. Интегральный показатель качества жизни в регионе М.А. Исакин представляет как индикатор, включающий в себя как значение ВРП, так и индекс физического качества жизни, который представляет собой средневзвешенное индексов грамотности, детской смертности и ожидаемой продолжительности жизни в возрасте 1 года. То есть, по сути, мы имеем дело с модифицированным индексом развития человеческого потенциала ООН.

В Российской Федерации с целью сокращения различий в социальноэкономическом развитии регионов с 2002 года применяется методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Федерации4. Базовыми индикаторами комплексной оценки являются: ВРП; объем инвестиций в основной капитал; объем внешнеторгового оборота; финансовая обеспеченность региона (на душу населения); доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях; уровень зарегистрированной безработицы; соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума; доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума; суммарный оборот розничной торговли, общественного питания, платных услуг; основные фонды отраслей экономики; коэффициент плотности автомобильных дорог; сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры; обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями.

Наряду с утвержденной Правительством РФ методикой существуют и иные методики, разработанные исследователями проблем прогнозирования и оценки индикаторов социально-экономического развития регионов. В качестве примера можно привести разработки С. Баранова и Т. Скуфьиной. Эти авторы, с целью определения меры дифференциации субъектов РФ по уровню социально-экономического развития, использовали 9 индикаторов из 13, применяемых в официальной методике, при этом видоизменили один из них [14, с. 55]. Развитие этих результатов получило в работе В.П. Самариной. Этот автор

4 Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 г. «О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)"».

64

Государственное и муниципальное управление

для оценки неравномерности уровня социально-экономического развития регионов Центрально-Черноземного экономического района использует лишь основные, по ее мнению [15, с. 25], индикаторы: объем ВРП, объем внешнеторгового оборота на душу населения, процентное соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, процентная доля населения с доходами выше прожиточного минимума.

В литературе изложен ряд методик построения интегрированных индикаторов, различающихся принципами выбора и соизмерения первичных и групповых индикаторов. Так, по методике, разработанной в Совете по изучению производительных сил, перечень первичных индикаторов формируется по 9 блокам [1, с. 63]: общий уровень развития региона, состояние важнейших отраслей производства, финансовое положение региона, инвестиционная активность, доходы населения, занятость и рынок труда, состояние социальной сферы, экологическая ситуация, международная экономическая активность. В первый блок входит 8 индикаторов, в другие блоки - по 4, таким образом, рассматривается всего 40 первичных индикаторов. Согласно этой методике каждый регион получает свой ранг (место), который оценивается соответствующим баллом.

Экономисты Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН для оценки уровня социально-экономического развития региона предлагают использовать систему показателей, включающую следующие элементы [12]: население, рынок труда, уровень жизни, социальное обеспечение и социальные услуги, экология и общественная безопасность. Эта система показателей позволяет составить полную картину социально-экономического положения региона, но требует от исследователя применения довольно сложного аналитического аппарата, чтобы представить результаты в агрегированном виде. Кроме того, сбор данных по ряду частных индикаторов весьма трудоемок.

Прогноз СЭР является необходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти оптимальных управленческих решений на перспективу. В этой связи возникает сугубо прикладной вопрос о методической основе разработки прогноза. Анализ практического опыта администраций субъектов Федерации, а также результатов научных исследований в этой сфере показывает, что при прогнозировании регионального развития большинство органов управления используют методики, основанные на трех подходах:

1. Трендовый подход. В основе этого подхода лежит идея экстраполяции. Прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда по выявленной закономерности его развития. На наш взгляд, метод экстраполяции эффективен для краткосрочных прогнозов: если динамический ряд устойчив, в изменении его показателей имеются ярко выраженные тенденции. В долгосрочной же перспективе результаты прогнозирования с применением этого подхода оказываются противоречивыми. Это связано с возможной сменой тенденций в динамике временных рядов. В качестве примера на рис.1 представлены данные о динамике доли численности населения Вологодской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения субъекта Федерации). Из рисунка видно, что в 2005-2007 гг. эта доля снижалась, затем до 2009 г. возрастала, после чего динамика стала неустойчивой. В этой совокупности данных выявление тренда не представляется возможным, очевидно, необходим иной подход.

2. Многофакторный подход. В этом случае задается общий перечень прогнозируемых параметров, а затем выявляются и формализуются причинно-следственные связи между ними. Задав сценарно траектории экзогенных параметров полученной модели взаимосвязей социально-экономических индикаторов, можно рассчитать эволюцию эндогенных параметров путем воспроизведения установленных причинно-следственных связей. Преимущество такого подхода к прогнозированию состоит в том, что основное внимание уделяется не анализу трендов основных показателей, характеризующих состояние региона, а оценке параметров стратегий поведения его субъектов, приведших к этому состоянию. Кроме того, достигается (в силу опоры на систему связей) сбалансированность получаемого прогноза, что позволяет ожидать его более высокой предсказательной силы.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.

65

Сложность представляет выявление системы влияющих факторов и взаимосвязей между ними. Помимо объективных препятствий к выявлению этих факторов и связей, практические трудности связаны с тем, что они беспрестанно видоизменяются, в силу изменчивости социально-экономических процессов.

Составлено автором по данным [16, с. 184].

Рис. 1. Доля численности населения Вологодской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %

3. Балансовый подход, основанный на экономической теории общего равновесия (макроэкономического, отраслевого, регионального). Этот подход широко использовался в советский период развития нашей страны. Он подразумевает, что экономические агенты (производители и потребители; при этом возможно их агрегирование: так, в качестве агрегированного потребителя в регионе может выступать население), действуя в своих собственных социально-экономических интересах, составляют индивидуальные планы производства и потребления. В условиях экономического взаимодействия эти планы итерационно согласуются, что формирует некий баланс, равновесие. В условиях плановой экономики поведение агентов было предопределено управляющим центром, в рыночной же модели хозяйствования использование балансового подхода сталкивается с трудностями. Они связаны с недостаточной наблюдаемостью и управляемостью балансовых процессов, в частности, применение методов теории равновесия не обеспечено в достаточной степени региональной социально-экономической статистикой [17, с. 57-58].

Как видим, традиционные подходы к прогнозированию отличаются существенными недостатками. Это приводит к необходимости использования комплексных подходов. Так, в Самарской области была разработана и успешно внедрена технология ситуационного прогнозирования, которая сейчас используется при прогнозировании СЭР практически во всех субъектах Федерации [18]. В основу рассматриваемой методики положена концепция, согласно которой прогноз есть результат эволюции исходного состояния балансовой имитационной модели деятельности региона на заданную перспективу при задаваемых разработчиками прогноза сценарных условиях. Ситуационное прогнозирование СЭР региона базируется на построении системы прогнозных моделей, учитывающих основные экзогенные и эндогенные параметры социально-экономической системы региона [17, с. 64-67]:

1. Модель сферы производства товаров и услуг.

2. Модель движения региональных финансовых ресурсов.

3. Модель потребительского рынка региона.

4. Модель региональной демографии.

5. Модель сферы нерыночной хозяйственной деятельности в регионе.

6. Модель регионального рынка труда.

В настоящее время проводится дальнейшее развитие технологии ситуационного прогнозирования. Большое внимание уделяется формированию более адекватной модели распределения доходов между накоплением и потреблением в секторе производства товаров и рыночных услуг, разрабатывается методологическая база для формирования и отра-

66

Государственное и муниципальное управление

ботки рациональных стратегий регионального управления бюджетными и внебюджетными фондами денежных средств и т.д.

Следует отметить, что во многих практических случаях ни один из методов прогнозирования сам по себе не может обеспечить требуемую степень достоверности и точности прогноза, но, будучи использованным в определенных сочетаниях с другими, оказывается весьма эффективным: достоинства одного метода компенсируют недостатки другого. В этой связи требуется наращивание исследовательских усилий, направленных на развитие методической базы прогнозирования регионального СЭР, которая должна использовать комплексные, междисциплинарные подходы. Кроме того, важным направлением исследований в рассмотренной области может являться гармонизация и систематизация опыта регионального прогнозирования, накопленного различными субъектами Российской Федерации, и его институциональное закрепление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ-ВШЭ, 2001. 495 с.

2. Вертакова Ю.В. Прогнозирование и индикативное планирование в регионе. Курск: Изд-во КГТУ, 2001.

3. Плотников В.А., Федотова Г.В. Программно-целевой метод в управлении экономикой региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 7. С. 2-9.

4. Малых Е.Б., Плотников В.А. Анализ влияния трансмиссионного механизма на эффективность денежно-кредитной политики // Экономика и управление. 2014. № 9 (107). С. 33-37.

5. Молчанова О.А., Чепурко Ю.С. Трансформация экономического кризиса в условиях глобализации // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 2 (80). С. 22-28.

6. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник № 27 (545) «О мерах по реализации импортозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности» / Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации; Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. М., 2014. С. 7-19.

7. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2002. 175 с.

8. Положенцева Ю.С. Кластерный подход к анализу инновационного развития субъектов Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3 (43). С. 31-38.

9. Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона // Социально-гуманитарное знание. 2006. № 2. С. 36-50.

10. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С. Повышение устойчивости регионального развития на основе сглаживания территориального неравенства. Старый Оскол: ТНТ, 2009. 220 с.

11. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика, 2000. 312 с.

12. Мацкевич Т.Н. Проблемы социально-экономического развития региона. Ставрополь: Аргус, 2004. 120 с.

13. Исакин М.А. Построение интегральных индикаторов качества жизни населения регионов // Регион: экономика и социология. 2005. № 1. С. 92-109.

14. Баранов С.В., Скуфьина Т.Н. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики. 2005. № 8. С. 54-75.

15. Самарина В.П. Особенности оценки неравномерности социально-экономического развития регионов // Проблемы современной экономики. 2008. № 1 (25). С. 24-29.

16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. 990 с.

17. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. СПб., 2003. 156 с.

18. Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона // Проблемы прогнозирования. 2007. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.