Научная статья на тему 'Подходы к пониманию педагогического сопровождения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации'

Подходы к пониманию педагогического сопровождения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF UPBRINGING IN RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2025 / PEDAGOGIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Анна Валерьевна, Самохвалова Анна Геннадьевна

Статья посвящена рассмотрению сущности педагогическое сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, которое понимается авторами как целенаправленная деятельность по развитию педагогических компетенций субъектов воспитания, оснащение их необходимым методическим инструментарием для решения конкретных воспитательных задач и оказание непосредственной педагогической помощи педагогам в ситуациях профессиональных затруднений. Сопровождение должно быть синхронизировано с динамикой реализации Стратегии. Авторы характеризуют содержательные и динамические характеристики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Содержание сопровождения представлено как совокупность направлений деятельности: кадровое, методическое, фасилитирующее. Деятельность по педагогическому сопровождению Стратегии разделена в данной статье на три качественно отличающихся друг от друга этапа: аналитический, проектирования, инструментальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцова Анна Валерьевна, Самохвалова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to understanding the pedagogic support of Upbringing development strategy in the Russian Federation

The article is devoted to the essence of pedagogic support of the Strategy for the Development of Upbringing in the Russian Federation until 2025 which is understood by the authors as an activity to develop the pedagogic competences of pedagogues, provide them with the necessary methodological tools and provide direct pedagogic assistance to pedagogues in situations of professional difficulties. The authors reveal the content and dynamic characteristics of pedagogic support for the implementation of the Strategy. The maintenance of support is presented as a set of activity directions: personnel, methodical, facilitation. The pedagogic support of the Strategy is divided into three stages in this article. The first stage of pedagogic support is analytical. It involves an analysis of the accumulated experience, a synthesis of best practices. This stage provides the basis for designing changes. The design phase includes the formation of reference models and pedagogic support mechanisms. The instrumental stage is associated with the development of means for implementing models. The authors determine the results of pedagogic support of the Strategy for the Development of Upbringing in the Russian Federation until 2025.

Текст научной работы на тему «Подходы к пониманию педагогического сопровождения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.018

Воронцова Анна Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Самохвалова Анна Геннадьевна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет annavorontsova@ksu.edu.ru, a_samohvalova@ksu.edu.ru

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья подготовлена по государственному заданию Министерства образования и науки РФ №27.12892.2018/12.1

Статья посвящена рассмотрению сущности педагогическое сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, которое понимается авторами как целенаправленная деятельность по развитию педагогических компетенций субъектов воспитания, оснащение их необходимым методическим инструментарием для решения конкретных воспитательных задач и оказание непосредственной педагогической помощи педагогам в ситуациях профессиональных затруднений. Сопровождение должно быть синхронизировано с динамикой реализации Стратегии. Авторы характеризуют содержательные и динамические характеристики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Содержание сопровождения представлено как совокупность направлений деятельности: кадровое, методическое, фасилитирующее. Деятельность по педагогическому сопровождению Стратегии разделена в данной статье на три качественно отличающихся друг от друга этапа: аналитический, проектирования, инструментальный.

Ключевые слова: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, педагогическое сопровождение.

Решение сложных задач, поставленных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, требует серьезного внимания к кадровому и методическому обеспечению этой деятельности, постановки вопроса о содержании, структуре, методике сопровождения реализации Стратегии.

В толковом словаре С.И. Ожегова слово «сопровождать» трактуется как следование вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь [7]. В этом понимании мы видим два смысловых акцента: интерсубъектный (совместность, единство, общность) и динамический (движение, динамика, протяжённость и про-долженность действия).

Сопроводить что-либо, какой-либо процесс или деятельность значит находиться в динамике указанного процесса и взаимодействовать с его субъектами с целью обеспечения необходимыми ресурсами, преодоления затруднений на пути обеспечения адекватных выборов в сложных ситуациях.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б. С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Ле-тунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков , М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И. С. Якиманская и др.

В.А. Горянина, В.С. Мухина полагают, что сопровождение включает в себя «поддержку есте-

ственно развивающихся реакций, процессов и состояний личности» [6].

М.Р. Битянова понимает сопровождение как «движение вместе с ним, рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. При этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь, когда ребенок потеряется или попросит помощи, помогает ему вернуться на его собственный путь» [1].

Т.М. Чурекова определяет сопровождение как «систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений» [15].

Л.Г. Субботина трактует психолого-педагогическое сопровождение как «целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия» [14].

Е.И. Казакова, А. П. Тряпицына понимают педагогическое сопровождение как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направлен-

Вестник КГУ Л 2018

© Воронцова А.В., Самохвалова А.Г., 2018

6

ное на решение жизненных проблем сопровождаемого [3; 4].

В этих трактовках есть общая черта: сопровождение понимается как взаимодействие в системе «личность-личность».

Однако, на наш взгляд, сопровождаться с педагогической точки зрения может не только развитие и становление отдельного человека, но и развитие групповых субъектов, целостные процессы, деятельность по решению педагогических задач [2]. Так, например, в работе Н.Б. Протасовой, посвященной проблемам педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия-вуз», автор выходит за рамки взаимодействия учитель-обучающийся и организует сопровождение через построение системы консультирования, просвещения, работы с родителями обучающихся [9]. Многие авторы, практикующие педагогическое сопровождение, и стремящиеся осмыслить его теоретически, предлагают его трактовку как «системы организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных создание оптимальных условий для учащихся» (А.Г. Маклаков [5], Т.Г. Яничева [16]).

К сопровождению такого типа относится педагогическое сопровождение реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.

Идеальным результатом педагогического сопровождения реализации Стратегии является максимально полное и эффективное решение, поставленных в ней задач, среди которых:

«- создание условий для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

- обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;

- повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;

- формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристи-ческих и других организаций;

- обеспечение равного доступа к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья» [13].

Полнота и результативность решения этих задач в педагогическом плане зависит от:

- педагогической компетентности субъектов воспитания;

- от наличия необходимого инструментального, методического оснащения воспитательной деятельности;

- от оказания своевременной помощи субъекту воспитания в ситуации затруднения.

Следовательно, под педагогическим сопровождением реализации Стратегии развития воспитания мы предлагаем понимать целенаправленную деятельность по развитию педагогических компетенций субъектов воспитания, оснащения их необходимым методическим инструментарием для решения конкретных воспитательных задач и оказания непосредственной педагогической помощи педагогам в ситуациях профессиональных затруднений.

Понятая таким образом данная деятельность должна включать в себя следующие содержательные направления:

кадровое - включает работу по профессиональной подготовке, переподготовке и непрерывному повышению квалификации субъектов воспитания;

методическое - предполагает оснащение субъектов воспитания необходимым методическим инструментарием;

фасилитирующее - определяется как помощь в преодолении трудностей, проблем, возникающих в ходе реализации Стратегии.

Представленные направления составляют содержание педагогического обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года, его статически-позиционную характеристику.

Деятельность по педагогическому сопровождению Стратегии можно разделить на три качественно отличающихся друг от друга этапа. Первый этап педагогического сопровождения - аналитический. Он предполагает проработку накопленного опыта, обобщение лучших и выявление неэффективных практик. Этот этап создает основу для проектирования изменений. Этап проектирования включает в себя формирование эталонного видения содержания и механизмов педагогического сопровождения. Инструментальный этап связан с насыщением построенных моделей конкретными средствами для их реализации.

Представленные этапы составляют динамическую характеристику педагогического обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года (рис. 1).

На аналитическом этапе осуществляется: 1. Определение необходимых и достаточных ресурсов для реализации Стратегии развития воспитания (комплексная компетентностная модель субъекта воспитательной деятельности, характеристика базового педагогического инструментария для решения поставленных в Стратегии целей и задач).

Направления педагогического сопровождения

Аналитический этап

Этап проектирования

Инструментальный этап

Рис. 1. Статически-позиционные и динамические характеристики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года

Эта деятельность связана с решением нескольких конкретных задач:

- построение интегративного компетентностного профиля воспитателя на основе Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской федерации №10н от 10 января 2017 года и Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направлений подготовки укрупненной группы направлений 44.00.00 «Образование и педагогические науки»;

- формирование целостного модельного представления о необходимом методическом инструментарии реализации Стратегии, в том числе, его структуре, содержании, взаимосвязях элементов.

2. Анализ существующего (организованного и стихийно сложившегося) опыта сопровождения Стратегии развития воспитания до 2025 года, в том числе, анализ опыта подготовки кадров (кто, где и как готовит воспитателей (типично, а не прецедентно)) и создания педагогического инструментария для этой деятельности (кто, где и как в РФ занимается методической работой, снова типично, а не прецедентно).

Эта деятельность предполагает следующее.

Анализ и систематизацию опыта подготовки воспитателей: в системе высшего образования; в системе среднего профессионального образования; в системе дополнительного профессионального образования.

Систематизация должна выявить общее, частное и особенное в подготовке, определить инвариантные и вариативные модули, охарактеризовать сущностное ядро, вокруг которого «наращивается» специфика уровня и формы образования, региона или образовательной организации.

Анализ сложившейся практики методического обеспечения воспитательной работы по направлениям, определенным в Стратегии развития воспитания, в том числе:

- определения субъектов методического обеспечения и их институционализацию, то есть на базе каких учреждений или организаций осуществляется методическое обеспечение;

- выявления функций, целей и задач сложившихся механизмов деятельности субъектов методического обеспечения, определение общего, частного и особенно, инвариантных и вариативных компонентов методической работы;

- оценка результатов и эффективности сложившейся практики методического обеспечения реализации Стратегии.

Инвариантная часть подготовки и методического обеспечения в интеграции с лучшими практиками и, напротив, неэффективными методами работы, выявленными в ходе аналитической деятельности, позволит построить базовую модель сопровождения реализации Стратегии;

3. Определение динамических характеристик реализации Стратегии (в соответствие с какими сущностными этапами, с каким алгоритмом осуществляются непосредственно педагогические (не управленческие, не административные или финансовые) действия по реализации Стратегии), а также выявление типовых проблем и затруднений, которые могут возникнуть у субъектов воспитания в прохождении каждого из этих этапов.

Этап проектирования предполагает:

1. Построение эталонной модели сопровождения реализации Стратегии воспитания как целенаправленной деятельности по оснащению субъектов воспитания необходимыми педагогическими компетенциями и педагогическим инструментарием для эффективного решения поставленных в Стратегии целей и задач;

2. Построение модели оказания помощи субъектам воспитания при возникновении проблем при реализации Стратегии развития воспитания, определение институциональных механизмов этой помощи, ее содержания и условий оказания.

Вестник КГУ Л 2018

8

Ана-лити-чес-кий этап

Этап про-екти-рова-ния

Инст-румен таль-ный этап

Анализ кадрового обеспечения реализации Стратегии

Анализ методического обеспечения реализации Стратегии

Анализ практики поддержки воспитателя в ситуациях затруднений

ООО

Интегративный компетентностный профиль воспитателя Модель профессиональной подготовки

Методические материалы для подготовки воспитателя

Модель методического обеспечения реализации Стратегии

Методические материалы, обеспечивающие воспитательную деятельность

Структурно-функциональная модель поддержки воспитателя в ситуациях затруднений

о О О

Методические материалы для оказания поддержки воспитателю в ситуациях затруднений

Рис. 2. Результаты (продукты) педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания до 2025 года

Методический этап решает следующие задачи:

1. Разработка ключевых методических инструментов для реализации модели, в том числе программно-методического обеспечения работы с кадрами и методических продуктов для использования в процессе воспитания (разработка критериев и методики оценки актуального состояния системы воспитания в образовательной организации [11], типовых форм воспитательной работы и конкретных методических разработок, оценочного инструментария воспитательных мероприятий и др.);

2. Разработка ключевых методических инструментов для сопровождения реализации стратегии может включать в себя:

- характеристику эффективных педагогических технологий, которые могут применяться при реализации Стратегии;

- систему педагогических методов реализации отдельных направлений Стратегии;

- описание базовых форм воспитательной работы;

- педагогические приемы и средства, которыми могут сопровождаться отдельные методы или комплекс методов;

- типовые алгоритмы организационной деятельности;

- методические разработки отдельных мероприятий.

3. Методическое оснащение фасилитирующего направления деятельности предполагает:

- выявление типичных проблем и затруднений, которые испытывают педагоги при решении задач, поставленных Стратегией. Эти проблемы могут

выявляться через анализ педагогических действий, например:

а) диагностика: затруднения при подборе диагностических методов и методик, разработке диагностического инструментария для частных задач (матрицы наблюдения, опроса и др.);

б) целеполагание: затруднения в постановке цели, в фрагментации цели на задачи;

в) проектирование деятельности: затруднения при подборе содержания, эффективных форм и методов деятельности, методов оценивания эффективности деятельности, определении необходимых ресурсов;

г) непосредственное взаимодействие с воспитанниками в коллективной деятельности: проблемы при распределении ролей, формировании конструктивной и творческой атмосферы, устранения неприемлемых вариантов поведения, организации взаимодействия в группе обучающихся и др.

Для осуществления этого направления необходимо диагностировать наиболее распространенные проблемы воспитателей, определить, какие структуры действующей системы образования способны оказывать и оказывают на настоящий момент помощь такого рода, определить пути оптимизации их деятельности. Такая оптимизация как повышение эффективности возможна при унификации помогающей (консультационной) деятельности, целенаправленного наращивания специальных компетенций консультантов, построения дистанционных механизмов обращения за помощью в ситуации затруднения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты реализации выделенных этапов педагогического сопровождения по трем содер-

жательным направлениям позволят получить результаты или продукты деятельности, которые представлены на рисунке 2.

Таким образом, мы рассматриваем педагогическое сопровождение как необходимое условие эффективной реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Оно понимается нами как целенаправленная деятельность по развитию педагогических компетенций субъектов воспитания, оснащения их необходимым методическим инструментарием для решения конкретных воспитательных задач и оказания непосредственной педагогической помощи педагогам в ситуациях профессиональных затруднений. Сопровождение должно быть синхронизировано с динамикой реализации Стратегии. Актуальная и своевременная помощь, оказанная субъекту воспитания в ситуациях неопределенности при выборе способов и моделей педагогической деятельности, в случаях отсутствия методического инструментария, в периоды возникновения вариативных профессионально-личностных трудностей и др., то есть в момент непосредственной нуждаемости, обеспечит повышение эффективности реализации Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года.

Библиографический список

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации / под ред. А.И. Тимонина. -Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. - 250 с.

3. Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ори-ентационный подход): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1995. - 32 с.

4. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. - СПб.: Петербург - XXI век, 1997. - 160 с.

5. Маклаков А.Г., Скворцов В.Н. Теоретические и методические основы психологического сопровождения личностного развития студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2012. - № 4. - С. 7-15.

6. Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психолого-педагогическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. А. Горяниной. - М.: ИРЛ РАО, 1997. - С. 4-12.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Аз, 1996. - 998 с.

8. План реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в России, утвержден распоряжением Правительства от 12 марта 2016 года №423-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://government.ru/docs/22234/ (дата обращения: 15.04.2018).

9. Протасова Н.Б. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия-вуз» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=5850 (дата обращения: 19.04.2018).

10. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. -Вып. VII. - С. 7-17.

11. Самохвалова А.Г. Критерии и методика оценки актуального состояния системы воспитания в образовательной организации / А.Г. Самохва-лова, Е.В.Тихомирова, А.Г. Кирпичник, В.В. Груздев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. - 2017. - № 5. - С. 8-14.

12. Сдобникова О.И. Управление содействием в оказании социально-психологической помощи детям (в муниципальной системе образования): дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2002. - 178 с.

13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее -Стратегия) утверждена распоряжением Правительства от 29 мая 2015 года №996-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/ docs/18312/ (дата обращения: 15.04.2018).

14. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2002. - 213 с.

15. Чурекова Т.Е. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. - 262 с.

16. Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы: Подход. Опыт. Находки // Журнал практического психолога. - 1999. -№3. - С. 101-119.

References

1. Bityanova M.R. Organizaciya psihologicheskoj raboty v shkole. - M.: Sovershenstvo, 1997. - 298 s.

2. Vospitatel'naya deyatel'nost' v obshcheobrazo-vatel'noj organizacii / pod red. A.I. Timonina. -Kostroma: Izd-vo Kostrom. gos. un-ta, 2017. - 250 s.

3. Kazakova E.I. Teoreticheskie osnovy razvitiya obshcheobrazovatel'noj shkoly (sistemno -orientacionnyj podhod): Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 1995. - 32 s.

10

Вестник КГУ 2018

4. Kazakova E.I., Tryapicyna A.P. Dialog na lestnice uspekha. - SPb.: Peterburg - XXI vek, 1997. -160 s.

5. Maklakov A.G., Skvorcov VN. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy psihologicheskogo soprovozhdeniya lichnostnogo razvitiya studentov // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo univer-siteta im. A.S. Pushkina. - 2012. - №4. - S. 7-15.

6. Muhina VS., Goryanina V.A. Razvitie, vospitanie i psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: koncepciya i opyt raboty IRL RAO // Vospitanie i razvitie lichnosti: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. V.A. Goryaninoj. - M.: IRL RAO, 1997. - S. 4-12.

7. Ozhegov S.I., SHvedova N.YU. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. - M.: Az, 1996. - 998 s.

8. Plan realizacii v 2016-2020 godah Strategii razvitiya vospitaniya v Rossii, utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva ot 12 marta 2016 goda №423-r. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/22234/ (data obrashcheniya: 15.04.2018).

9. Protasova N.B. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya v sisteme «gimnaziya-vuz». [EHlektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2012. - № 2. - Rezhim dostupa: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=5850 (data obrashcheniya: 19.04.2018).

10. Radionova N.F., Tryapicyna A.P. Issledovanie problem vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya kak put' sovershenstvovaniya mnogourovnevoj podgotovki specialista v sfere obrazovaniya //

Podgotovka specialista v oblasti obrazovaniya: Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' v sovershenstvovanii professional'noj podgotovki. -SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I.Gercena, 1999. -Vyp. VII. - S. 7-17.

11. Samohvalova A.G. Kriterii i metodika ocenki aktual'nogo sostoyaniya sistemy vospitaniya v obrazovatel'noj organizacii / A.G. Samohvalova, E.VTihomirova, A.G. Kirpichnik, V.V. Gruzdev // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2017. - № 5. - S. 8-14.

12. Sdobnikova O.I. Upravlenie sodejstviem v okazanii social'no-psihologicheskoj pomoshchi detyam (v municipal'noj sisteme obrazovaniya): dis. ... kand. ped. nauk. - Tyumen', 2002. - 178 s.

13. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (dalee - Strategiya) utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva ot 29 maya 2015 goda №996-r. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/18312/ (data obrashcheniya: 15.04.2018).

14. Subbotina L.G. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchashchihsya v usloviyah lichnostno-orientirovannogo obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Kemerovo, 2002. - 213 s.

15. CHurekova T.E. Nepreryvnoe obrazovanie i razvitie lichnosti v sisteme innovacionnyh uchebnyh zavedenij. - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2001. - 262 s.

16. YAnicheva T.G. Psihologicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti shkoly: Podhod. Opyt. Nahodki // ZHurnal prakticheskogo psihologa. - 1999. - №3. -S. 101-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.