Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИЙ'

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
999
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА / АКЦИЯ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваницкая Ираида Петровна

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что большинство современных оценщиков при оценке рыночной стоимости бизнеса используют западные методики и стандарты оценки. Все это приводит к возникновению некоторых трудностей на различных этапах оценки, а впоследствии приводит к появлению ошибок и неточностей в получаемой оценке. Современный опыт оценки в России показывает, что методы, которые используются в настоящее время, не всегда учитывают либо учитывают не в полной мере отраслевые особенности. Из-за отсутствия научно обоснованных методических рекомендаций оценщики сами определяют необходимость учета тех или иных особенностей компании. Несмотря на то, что методический аппарат оценки постоянно совершенствуется, проблемы оценки рыночной стоимости предприятия, а также акций предприятия недостаточно освещены в экономической литературе. Целью статьи являются исследование современной практики формирования рыночной стоимости российских предприятий и систематизация методов оценки стоимости компаний, которые можно применить при оценке стоимости. Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы можно применять в учебном процессе при чтении курсов лекций. Российские предприятия могут использовать результаты исследования при разработке своей инвестиционной политики, а также с целью оценки эффективности инвестиций на рынке акций, государственные органы - для регулирования рынка ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE COMPANY MARKET VALUE

The relevance of the research topic is due to the fact that most modern appraisers use Western methods and valuation standards when assessing the market value of a business. All this leads to some difficulties at various stages of the assessment, and subsequently leads to errors and inaccuracies in the resulting assessment. Modern assessment experience in Russia shows that the methods that are currently used do not always take into account, or do not fully take into account industry specifics. Due to the lack of evidence-based guidelines, appraisers themselves determine the need to take into account certain features of the company. Despite the fact that the methodological apparatus of valuation is being constantly improved, the problems of estimating the market value of an enterprise, as well as the company's shares, are not sufficiently covered in the economic literature. The purpose of the article is to study the modern practice of forming the market value of Russian enterprises. The scientific novelty lies in the systematization of methods for estimating the value of companies that can be applied in the valuation. The practical significance of the study lies in the fact that the main provisions and conclusions can be applied in the educational process when delivering lecture courses. Russian enterprises can use the results of the study to develop their investment policy, and to assess the effectiveness of investments in the stock market, government agencies can use them to regulate the securities market.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИЙ»

Б01: 10.47026/2499-9636-2022-2-28-37

УДК 330.133.2:334.7.012 ББК У290-86

И П. ИВАНИЦКАЯ

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИЙ

Ключевые слова: оценка, акция, рыночная стоимость, подходы к оценке, методы оценки.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что большинство современных оценщиков при оценке рыночной стоимости бизнеса используют западные методики и стандарты оценки. Все это приводит к возникновению некоторых трудностей на различных этапах оценки, а впоследствии приводит к появлению ошибок и неточностей в получаемой оценке. Современный опыт оценки в России показывает, что методы, которые используются в настоящее время, не всегда учитывают либо учитывают не в полной мере отраслевые особенности. Из-за отсутствия научно обоснованных методических рекомендаций оценщики сами определяют необходимость учета тех или иных особенностей компании. Несмотря на то, что методический аппарат оценки постоянно совершенствуется, проблемы оценки рыночной стоимости предприятия, а также акций предприятия недостаточно освещены в экономической литературе. Целью статьи являются исследование современной практики формирования рыночной стоимости российских предприятий и систематизация методов оценки стоимости компаний, которые можно применить при оценке стоимости. Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы можно применять в учебном процессе при чтении курсов лекций. Российские предприятия могут использовать результаты исследования при разработке своей инвестиционной политики, а также с целью оценки эффективности инвестиций на рынке акций, государственные органы - для регулирования рынка ценных бумаг.

Развитие рыночных отношений привело к возникновению оценочной деятельности. На фондовом рынке ежедневно совершается большое количество сделок по купле-продаже пакетов акций предприятий. Следовательно, участники этих сделок должны обладать такой информацией, как стоимость пакета акций. Эта оценка позволит определить стоимость отдельных пакетов акций этого предприятия. Но также стоит учитывать тот факт, что стоимость акций не всегда оказывается пропорциональной стоимости всей компании. Стоимость пакета будет меняться в зависимости от его размера. Оценка акций проводится на основе количественных методов, и стоимость акций будет варьироваться в зависимости от рыночного спроса и предложения. Информация о ценах акций компаний, которые обращаются на бирже, обычно известна и находится в общем доступе. Но в отношении частных компаний, акции которых не обращаются на бирже, оценка акций является важной и сложной. На сегодняшний день оценочные компании для определения стоимости одной акции сначала проводят оценку стоимости всего предприятия, а затем полученную рыночную стоимость делят на количество акции в обращении [5]. В современной рыночной экономике оценка акций является достаточно востребованной услугой.

Крупных инвесторов интересует пакет акций, поэтому они тщательно анализируют ситуацию на рынке, прогнозируют развитие компании, оценивают

его финансовое состояние. Легче продать одну акцию на фондовом рынке, чем целый пакет. Этим обуславливается необходимость проведения оценки стоимости всего предприятия.

В зависимость от целей оценки стоимости предприятий применяются те или иные подходы и методы оценки. Какой-либо унифицированной формулы, с помощью которой можно было бы определить стоимость любой компании, в любой конкретной ситуации не существует [3]. Федеральный закон Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»1 и Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»2 предусматривают три подхода к оценке - доходный, затратный и сравнительный.

Каждый из подходов имеет свои методы и цели оценки. Так, затратный подход применяется при реорганизации, страховании, ликвидации, реструктуризации предприятия. Применение доходного подхода наиболее целесообразно при купле-продаже, формировании портфеля ценных бумаг, определении эффективности инвестиций, анализе инвестиционных проектов. Сравнительный подход может быть применен при купле-продаже, определении текущего рыночного курса при различных сделках, обмене акций и в других случаях.

Выбор того или иного подхода зависит от цели оценки, вида рассчитываемой стоимости и конкретной ситуации оценки. Оценка акций проводится на основе стоимости предприятия и прогнозирования показателей прибыльности этого предприятия. Она предполагает применение комплексного подхода, использование имеющихся методов для более точного и достоверного результата оценки.

Рассмотрим основные методы, применяемые в рамках рассматриваемых подходов.

Доходный подход. Доходный подход - совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки3. Большинство людей ведут бизнес с целью зарабатывания денег. Поэтому если кто-то покупает бизнес, то фактор номер один для определения его покупной цены - это сумма денег, которую он заработает в будущем.

Неудивительно, что здесь преобладает экономический принцип ожидания: «Если я вложу время, деньги и усилия в владение бизнесом, какие экономические выгоды и когда мне это даст?». Проще говоря, доходный подход включает в себя анализ финансовой истории организации для прогнозирования их будущей прибыли. Когда трудно найти рыночные данные, эксперт по оценке может прибег-

1 Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Фед. закон от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_19586.

2 Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»: утв. приказом Минэкономразвития России № 297 от 20.05.2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://srosovet.ru/activities/npa/fso1.

3 Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1).

нуть к этому подходу. Этот подход преобразует будущие ожидаемые экономические выгоды, как правило, денежный поток - в текущую стоимость. Подход к оценке помогает определить, какой доход может принести бизнес, а также оценить риск. Поскольку подход основывается на способности бизнеса генерировать будущие экономические выгоды, он обычно лучше всего подходит для устоявшихся прибыльных предприятий. Формирование стоимости бизнеса происходит на основе планируемых темпов роста финансовых показателей предприятия и существующего уровня его капитализации [2].

Доходный подход позволяет рассчитать стоимость бизнеса в настоящем времени. Для этого ожидаемый доход и риск должны быть приведены на сегодняшний день. Это можно сделать, используя два метода:

- метод капитализации дохода;

- метод дисконтирования денежных потоков.

Метод капитализации дохода капитализирует предполагаемые будущие экономические выгоды, используя соответствующую норму прибыли. Эксперт рассматривает корректировки для таких статей, как дискреционные расходы, единовременные доходы и расходы, налоговые платежи, а также различия в структуре капитала. Этот метод наиболее подходит для компаний со стабильным доходом или денежным потоком. Говоря простым языком, метод оценки капитализации, по сути, является результатом деления ожидаемой прибыли от бизнеса на так называемый коэффициент капитализации. Идея состоит в том, что стоимость бизнеса определяется доходами от бизнеса, а коэффициент капитализации используется для их соотношения.

Например, если ставка капитализации составляет 33,3%, то бизнес приносит в 3 раза больше годового дохода. Метод капитализации работает хорошо для компаний с устойчивым, предсказуемым доходом.

В методе дисконтирования денежного потока в дополнении к факторам, учитываемым в методе капитализации доходов, эксперт берет в расчет прогнозируемые денежные потоки за дискретный период (скажем, 3-5 лет) и конечную стоимость в конце дискретного периода. Все будущие денежные потоки затем дисконтируются по приведенной стоимости с использованием ставки дисконтирования вместо ставки капитализации. Во-первых, прогнозируется доход от бизнеса в будущем, обычно на несколько лет. Далее выясняется значение ставки дисконтирования, которая отражает риск получения этого дохода вовремя и в полной мере. Затем подсчитывается, сколько, вероятно, будет стоить бизнес в конце периода прогнозирования. Если ожидается, что компания продолжит работать, существует некоторая остаточная стоимость. Дисконтирование прогнозируемой прибыли и конечной стоимости вместе дает текущую стоимость бизнеса или то, что он стоит сегодня.

Поскольку оба метода делают одно и то же, логично ожидать похожих результатов. Капитализация и ставка дисконтирования связаны между собой соотношением

CR = DR- К,

где CR - ставка капитализации (capitalization rate); DR - ставка дисконтирования (discount rate); К- ожидаемая средняя скорость роста потока дохода.

Допустим, ставка дисконтирования составляет 20%, а прогноз предполагает, что прибыль от бизнеса будет постоянно расти на 4% в год. Тогда ставка капитализации будет 20% — 4% = 16%.

Разница между ставкой капитализации и дисконтирования заключается в том, что капитализация использует единый показатель дохода, такой как среднее значение дохода за несколько лет или самое последнее значение. Дисконтирование выполняется последовательно за каждый год, по одному на каждый год в прогнозе.

Если предприятие из года в год показывает стабильную прибыль, то оценка капитализации - хороший способ. Для молодого бизнеса или предприятия с быстро меняющимися доходами дисконтирование дает наиболее точные результаты.

Формула дисконтирования денежного потока:

СРп СЕу,

- 1 +г+(1 +г)2 (1 +Г)п'

где СРп - денежный поток для «-го года; г - ставка дисконта.

Например, когда компания пытается проанализировать, следует ли ей инвестировать в определенный проект или приобрести новое оборудование, то она использует в качестве ставки дисконтирования при оценке БСБ средневзвешенную стоимость капитала (WACC). WACC включает среднюю норму прибыли, которую акционеры предприятия ожидают в течение данного года.

Метод дисконтированного денежного потока требует учета многих предположений, и это является основным ограничением для его применения. Инвестор должен правильно оценить будущие денежные потоки от инвестиций или проекта. Величина будущих денежных потоков зависит от таких факторов, как социально-экономическое положение в стране и регионе, тенденций, наметившихся на рынке, факторов, влияющих на спрос и предложение, ставки доходности, колебания цен на рынке и др. Если оценка будущих денежных потоков будет завышена, то это может привести к выбору инвестиций, которые в будущем могут не окупиться, что приведет к снижению прибыли. Заниженная оценка денежных потоков, из-за которой инвестиции кажутся дорогостоящими, может привести к упущенным возможностям. Применяемая ставка дисконтирования должна оцениваться правильно, чтобы модель того стоила.

При оценке коммерческой недвижимости ставка капитализации используется для того, чтобы указать норму прибыли, которая будет получена от инвестиционной недвижимости. Ставка капитализации рассчитывается путем деления чистого операционного дохода на стоимость активов имущества предприятия и используется для оценки потенциальной доходности инвестора на рынке коммерческой недвижимости.

Доходный подход учитывает анализ будущих доходов, особенности компании. Данный подход универсален, подходит для разных целей оценки; выявляет слабые места бизнеса. Недостатком данного подхода является: использование прогнозных данных, сложность в расчетах, субъективный и вероятностный характер результатов; неточные результаты. Доходный подход целесообразно

применять для повышения эффективности управления; обоснования решения о запуске инвестиционного проекта.

Сравнительный (рыночный) подход. Сравнительный подход - совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами1. Рыночный подход обосновывает ценность бизнеса на продажах сопоставимых предприятий или деловых интересов. Это особенно полезно при оценке публичных компаний (или частных компаний, достаточно крупных, чтобы рассмотреть возможность выхода на публичный рынок), потому что данные о сопоставимых публичных компаниях легко доступны.

В соответствии с этим подходом эксперт выявляет недавние сделки «на расстоянии вытянутой руки», в которых участвуют аналогичные государственные или частные предприятия, а затем разрабатывает коэффициенты ценообразования.

Как следует из названия, рыночный подход стремится ответить на вопрос: «Какова справедливая рыночная стоимость актива?». Для получения ответа на данный вопрос оценщик должен изучить недавние сделки с аналогичными активами. Поскольку эти активы вряд ли будут идентичны оцениваемым, потребуется внести различные корректировки.

На некоторых рынках, таких как жилая недвижимость или акции, котирующиеся на бирже, часто имеется достаточно данных, что делает использование рыночного подхода относительно простым. На других рынках, таких как акции частного бизнеса или альтернативные инвестиции, такие как изобразительное искусство или вино-водочная продукция, довольно трудно найти сопоставимые сделки. Информация для применения рыночного подхода должна быть получена из открытых фондовых рынков, предыдущих операций с бизнес-активами. На практике получить точные данные трудно, так как рыночная информация о конкурентах может быть недоступна или искажена. Кроме того, конкуренция вынуждает предпринимателей действовать нестандартно, что, в свою очередь, определяется спецификой каждого бизнеса. Сравнение в этом случае становится неэффективным.

Важным аспектом при применении данного подхода является требование наличия достоверной и качественной информации, необходимой для оценки. Если оценщик может найти данные по нескольким аналогичным продажам, которые образуют достаточно репрезентативную выборку, тогда у него будет больше уверенности в достоверности исходной информации. Подобные предприятия должны быть сопоставимы с точки зрения следующих показателей, которые являются базовыми ориентирами для сравнения:

- бизнес должен быть однотипным;

- размер бизнеса (продаж) должен быть сопоставимым;

- форма собственности (права на предприятие) должна быть аналогичной.

1 Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1).

Ценовые коэффициенты используются для определения разумной цены продажи бизнеса на основе рыночных данных. Некоторые из наиболее распространенных ценовых коэффициентов:

- цена продажи, деленная на валовый доход;

- цена продажи, деленная на продажи;

- цена продажи, деленная на денежный поток;

- цена продажи, деленная на балансовую стоимость активов бизнеса;

- цена продажи, деленная на чистый доход.

Для специалистов по оценке существует два основных способа использования сравнительного подхода для оценки бизнеса:

- метод рынка капитала;

- метод сделок.

Существует еще один метод - метод отраслевых коэффициентов, но в российской практике оценочной деятельности данный метод не получил широкого распространения из-за отсутствия необходимой информации и наличия экономической нестабильности в стране.

Метод сделок - это метод оценки, при котором цена, уплаченная за аналогичные компании в прошлом, считается показателем стоимости компании. Метод сделок ориентирован на покупную цену предприятия в целом или контрольного пакета акций.

Анализ трансакций опирается на общедоступную информацию для создания разумной оценки мультипликаторов или премий, которые другие заплатили за аналогичную компанию.

Хотя этот тип анализа выигрывает от использования общедоступной информации, объем и качество информации, касающиеся трансакции, иногда могут быть ограничены. Основная формула метода:

Стоимость бизнеса = Показатель деятельности оцениваемого предприятия хмультипликатор.

Метод рынка капитала включает в себя анализ публично торгуемых компаний аналогично анализу рассматриваемой компании. Обычно данный метод используется при оценке одной акции или неконтрольного пакета акций (в отличие от метода сделок). Оценка осуществляется на основе данных о единичной акции компании-аналога.

Сравнительный подход использует фактические рыночные данные, оценивает эффективность при текущих условиях. Данный подход имеет и недостатки: не учитывает ожиданий инвесторов; возникают сложности поиска аналогичных объектов в некоторых отраслях. Наиболее целесообразно применение сравнительного подхода при принятии решения о дополнительной эмиссии акций, изменении стратегии развития предприятия, при покупке или продаже бизнеса, реструктуризации предприятия.

Затратный подход. Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом

износа и устареваний1. Полученная затратным подходом стоимость отражает сумму, которая потребовалась бы в настоящее время, чтобы заменить объект оценки. Затратный подход может быть полезен для компаний на начальном этапе или для начинающих компаний, когда сравнения с преуспевающими компаниями ненадежны или прогнозы настолько субъективны, что их невозможно достоверно оценить. Кроме того, предприниматели часто думают о стоимости своего бизнеса с точки зрения инвестиций, которые потребуются для замены активов. По сути, формула оценки бизнеса основана на формате баланса:

Стоимость предприятия = отраженные активы + неучтенные материальные активы - денежные средства - обязательства, связанные с предприятием - неучтенные обязательства (условные и необусловленные).

Этот подход основан на определении восстановительной стоимости или стоимости замещения (на уровне рынка) рассматриваемых активов. При оценке таких объектов, как оборудование, стоимость замены может быть легко определена у поставщиков. Если оценке подлежат такие нематериальные активы, как программное обеспечение, разработанные технологии, онлайн-плат-формы, веб-сайты, полезные модели, ноу-хау, ценность бренда и др., этот подход может быть единственно применимым.

Данный метод оценки учитывает текущую стоимость замены актива, а не стоимость, которая была фактически потрачена на приобретение актива. Например, на создание коммерческого веб-сайт 10 лет назад было необходимо 60 000 у.е., а сейчас его можно получить за 10 000 у.е. Таким образом, основой стоимости такого актива является текущая стоимость замещения.

В рамках затратного подхода возможно применение следующих методов: метод чистых активов; метод накопления активов; метод ликвидационной стоимости.

Метод чистых активов может применяться для оценки бизнеса при определенных обстоятельствах. Этот метод определяет стоимость всего бизнеса путем оценки стоимости базовых активов и обязательств, составляющих бизнес (материальные и нематериальные активы).

Этот метод предполагает анализ бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия. Полученный результат будет представлять собой стоимость предприятия при 100%-ном контроле. Поэтому, если происходит оценка меньшей доли, необходимо применить скидку на недостаток контроля.

Метод накопления активов предполагает расчет стоимости каждой единицы баланса (актива и пассива), из которой затем вычитаются обязательства бизнеса. Этот метод отличается достаточной трудоемкостью, тем не менее в некоторых случаях оказывается единственно возможным для применения.

Метод ликвидационной стоимости представляет собой сумму, которую получает владелец в случае банкротства или ликвидации предприятия. Оценка,

1 Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» [Электронный ресурс]. URL: https://srosovet.ru/activities/npa/fso1.

полученная данным методом, представляет собой минимальный уровень ценности компании. Метод ликвидационной стоимости является основным методом оценки стоимости нерентабельных предприятий. Однако в литературе в основном представлена только общая информация о сути метода, особенности проведения оценки бизнеса и законодательства по теме банкротства практически нигде не раскрываются [4].

После проведения оценки всего предприятия рассматриваются такие показатели, как степень контроля и ликвидность акций. Степень контроля представляет собой премию за дополнительные права, которые предоставляются акциями. Обычно премия за контроль составляет около 30% средней цены самого пакета акций. Наличие преимуществ у акционеров контрольного пакета усложняет проведение расчетов стоимости оценки. Скидка для неконтрольного пакета составляет от 15 до 20%.

Если акция котируется на бирже, а также принадлежит публичной компании, то ее ликвидность будет иметь достаточно высокий показатель. Акции же непубличных компаний, не присутствующих на открытых рынках, будут считаться менее ликвидными.

Таком образом, приходим к выводу, что оценка стоимости компании осуществляется тремя подходами: доходным, рыночным и затратным. Рассмотренные подходы взаимосвязаны между собой и гармонично дополняют друг друга. Они используют различные виды информации, полученные на рынке и в самой компании, и, таким образом, отражают все стороны оцениваемой компании. Поэтому для получения достоверной и обоснованной оценки будет целесообразно использовать все три подхода. Хозяйствующий субъект может изменять свою стоимость в зависимости от того, какие его ценности являются прибыльными.

Только благодаря точной и комплексной оценке стоимости предприятия мы можем получить четкую картину как успехов, так и пробелов и неудач, которые необходимо устранить. Используя эффективное управление, следуя отчету об оценке, можно приложить все усилия для достижения высоких результатов экономической деятельности [6].

Мы считаем, что для улучшения оценочной деятельности необходимо многостороннее исследовать ситуацию на внутреннем и внешнем рынках, в частности, в отношении доступа к открытой и необходимой информации; строго соблюдать нормативные акты на оценку общей стоимости хозяйствующих субъектов, а также на корректировки по мере необходимости; необходимы прямая государственная поддержка и создание эффективного сотрудничества со всеми представителями в области оценки.

В глобальной экономике государство должно осознавать прежде всего интересы внутреннего бизнеса, решительно поддерживать и направлять его развитие, рассматривая его как один из ключевых инструментов национального экономического развития и благосостояния.

В заключение следует отметить, что стоимость предприятия во многом зависит от того, как умело применяет оценщик выбранные методы оценки,

т.е. от уровня компетенции, теоретических знаний и навыков оценщика. Это та сфера, где развитие законодательных норм необходимо в силу неоднозначности терминологии, которая выступает основой для оценочной деятельности [1].

Литература

1. Голова Е.Е., Баетова Д.Р. Оценка стоимости бизнеса в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2020. № 4. С. 15-20.

2. Золотарев А.Е. Особенности применения доходного подхода в оценке стоимости бизнеса // Дельта науки. 2020. № 1. С. 73-76.

3. Касьяненко Т.Г., Маховикова Г.А. Оценка стоимости бизнеса + приложение в ЭБС. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 373 с.

4. Оценка и оценочная деятельность: проблемы и перспективы: коллективная монография / Н.Ю. Пузыня, В.Н. Мягков, Н.П. Баринов, С.В. Грибовский, В.В. Цымбалов и др. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. экон. ун-та, 2019. 140 с.

5. Плотникова Е.В., Иваницкая И.П. Рыночная стоимость акций Российских предприятий как один из факторов обеспечения экономической безопасности фондового рынка России // Экономическая безопасность как парадигма современной теории и практики управления: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. С. 276-280.

6. Соколова Г.Н., Аркадьев А.Ю. Управление стоимостью предприятия в современных условиях // Актуальные вопросы экономики: сб. науч. тр. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. С. 266-270.

ИВАНИЦКАЯ ИРАИДА ПЕТРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и региональной экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ivanis.ira@mail.ru; ОКСШ: https://orcid.org/0000-0002-6947-148X)._

Iraida P. IVANITSKAYA

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE COMPANY MARKET VALUE

Key words: assessment, share, market value, approaches to assessment, appraisal methods.

The relevance of the research topic is due to the fact that most modern appraisers use Western methods and valuation standards when assessing the market value of a business. All this leads to some difficulties at various stages of the assessment, and subsequently leads to errors and inaccuracies in the resulting assessment. Modern assessment experience in Russia shows that the methods that are currently used do not always take into account, or do not fully take into account industry specifics. Due to the lack of evidence-based guidelines, appraisers themselves determine the need to take into account certain features of the company. Despite the fact that the methodological apparatus of valuation is being constantly improved, the problems of estimating the market value of an enterprise, as well as the company's shares, are not sufficiently covered in the economic literature. The purpose of the article is to study the modern practice of forming the market value of Russian enterprises. The scientific novelty lies in the systematization of methods for estimating the value of companies that can be applied in the valuation. The practical significance of the study lies in the fact that the main provisions and conclusions can be applied in the educational process when delivering lecture courses. Russian enterprises can use the results of the study to develop their investment policy, and to assess the effectiveness of investments in the stock market, government agencies can use them to regulate the securities market.

References

1. Golova E.E., Baetova D.R. Otsenka stoimosti biznesa v sovremennykh usloviyakh [Business valuation in modern conditions]. Fundamental'nye issledovaniya, 2020, no. 4, pp. 15-20.

2. Zolotarev A.E. Osobennosti primeneniya dokhodnogo podkhoda v otsenke stoimosti biznesa [Features of applying the income approach in assessing the value of a business]. Del'ta nauki, 2020, no. 1, pp. 73-76.

3. Kas'yanenko T.G., Makhovikova G.A. Otsenka stoimosti biznesa + prilozhenie v EBS 2-e izd pererab i dop. [Business valuation + application. 2nd ed.]. Moscow, Yurait Publ., 2020, 373 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Puzynya N.Yu., Myagkov V.N., Barinov N.P., Gribovskii S.V., Tsymbalov V.V. et al. Otsenka i otsenochnaya deyatel'nost':problemy iperspektivy [Valuation and Valuation Activities: Problems and Prospects]. St. Peterburg, 2019, 140 p.

5. Plotnikova, E.V., Ivanitskaya, I.P. Rynochnaya stoimost' aktsii Rossiiskikh predpriyatii kak odin iz faktorov obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti fondovogo rynka Rossii [The market value of shares of Russian enterprises as one of the factors for ensuring the economic security of the Russian stock market]. In: Ekonomicheskaya bezopasnost' kak paradigma sovremennoi teorii i praktiki upravleniya: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Russ. Sci. Conf. «Economic security as a paradigm of modern management theory and practice»]. Cheboksary, Chuvash Univesity Publ., 2019, pp. 276-280.

6. Sokolova G.N., Arkad'ev A.Yu. Upravlenie stoimost'yu predpriyatiya v sovremennykh usloviyakh [Enterprise value management in modern conditions]. In: Aktual'nye voprosy ekonomiki: sb. nauch. tr. [Topical issues of economics: Collection of Scientific Works]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2019, pp. 266-270.

IRAIDA P. IVANITSKAYA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration and Regional Economics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (ivanis.ira@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6947-148X)._

Формат цитирования: Иваницкая И.П. Подходы к оценке рыночной стоимости компаний [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2022. - № 2. - С. 28-37. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2022/2/4. DOI: 10.47026/2499-9636-2022-2-28-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.