Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ'

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новик Ирина Рафаиловна, Беляева Татьяна Константиновна

В предлагаемой статье рассматриваются различные подходы к оценке образовательных результатов студентов педагогического вуза, помогающие оценить успеваемость студента при изучении как отдельных дисциплин, так и модулей, а также итоговой оценки обучения на государственном экзамене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новик Ирина Рафаиловна, Беляева Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO EVALUATION OF EDUCATIONAL RESULTS OF UNIVERSITY STUDENTS: TRADITIONS AND MODERN EXPERIENCE

This article discusses various approaches to assessing the educational results of students of a pedagogical university, helping to assess the student's progress in the study of both individual disciplines and modules, as well as the final assessment of training at the state exam.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ»

подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан 26 февраля 2016 года. - Уфа, 2016. - 50 с.

15. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2018. - Т. 10. - № 5 S. -С. 1007-1019.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ТРАДИЦИИ И

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В предлагаемой статье рассматриваются различные подходы к оценке образовательных результатов студентов педагогического вуза, помогающие оценить успеваемость студента при изучении как отдельных дисциплин, так и модулей, а также итоговой оценки обучения на государственном экзамене.

Ключевые слова: образовательные результаты, компетенции, оценочные средства.

Annotation. This article discusses various approaches to assessing the educational results of students of a pedagogical university, helping to assess the student's progress in the study of both individual disciplines and modules, as well as the final assessment of training at the state exam.

Keywords: educational outcomes, competencies, assessment tools.

Введение. Необходимость соответствия требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов бакалавриата по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и Профессионального стандарта педагога поставила перед вузами задачу не только обновления основных профессиональных образовательных программ, но и разработки системы оценивания образовательных результатов, обновления применяемых оценочных средств для организованного практико-ориентированного образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Процесс аттестации обучающихся в образовательном процессе трактуется в Федеральных государственных образовательных стандартах как установление соответствия персональных достижений обучающихся требованиям ФГОС ВО и поэтапным требованиям, выделенным в ОПОП. Эти требования направлены на максимальное приближение к условиям будущей профессиональной деятельности обучающихся. Поскольку подготовка будущих педагогов в вузе осуществляется на основе ФГОС ВО, построенных на основе компетентностного подхода, то, согласно нормативным документам, объектами оценки являются компетенции выпускника. Вместе с тем, реализация образовательного процесса в вузе не может осуществляться без соответствующей ориентации на будущую профессию выпускника.

Для подготовки педагога таким ориентиром становится Профессиональный стандарт педагога, в котором фиксируются основные функции в деятельности педагога и соответствующие трудовые действия, которыми он должен владеть. Сказанное означает, что при описании объектов оценивания необходимо опираться на компетентностный и деятельностный подходы, позволяющие уточнить объекты оценивания [10, 12].

Под образовательными результатами обучения понимают ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выражающихся с помощью знаний, умений, навыков, компетенций, которые показывают, что студент или выпускник должен продемонстрировать по окончанию части или всей образовательной программы (Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И.) [1].

Формулировка ожидаемых результатов осуществляется преподавателем и в соответствии с требованиями заинтересованных сторон, то есть в этом процессе участвует государство, определившее требования ФГОС, Профстандарта педагога, работодатели и студенты (Ваганова О.И. и Ермакова О.Е.) [2].

В настоящее время трактовка термина «компетенция» не вызывает особых разногласий в вузах. Она подразделяется на три компонента [13, 16]:

1) когнитивный (знание, накопление, углубление, расширение теоретических и методологических основ предметной деятельности);

2) деятельностный (умение применять полученные знания в практической деятельности, способность использовать их в новых, необычных ситуациях);

3) личностный (отношение к своей профессиональной деятельности, общие мотивы и ценностные установки личности).

Деятельностный компонент является основным в структуре компетенции, поскольку она определяется не объемом усвоенной информации, а готовностью использовать накопленный опыт для приобретения новых, недостающих знаний, способностью действовать в необычных обстоятельствах. Компетентность нельзя наблюдать непосредственно, о ней судят по осуществляемой обучающимся деятельности. Сформированность компетенции характеризуется не столько умением выполнения конкретного действия в определенной ситуации, сколько готовностью к новым способам действия в нестандартной ситуации, ценностной ориентации.

В исследованиях для оценки компетенций студентов вузов, в том числе педагогических, предлагается использовать термины «компетентность» и «компетенции», однако, образовательные результаты более полно

отражают приобретение профессиональной готовности, поскольку учитывают не только требования ФГОС, но и Профессионального стандарта педагога и работодателя. Для текущей оценки преподаватели ряда вузов, в том числе Мининского университета, применяют накопительную балльно-рейтинговую систему оценки (НБРС). Она позволяет своевременно выявить учебные достижения студентов и понять, насколько успешно идет процесс обучения. НБРС включает письменные и устные опросы, эссе, тестирования, выполнения заданий и упражнений, решение ситуационных задач или кейсов и пр. Освоение терминов, понятий, качество освоения практических умений выражаются в баллах и складываются в рейтинг студента. Рейтинг группы может являться интегральным показателем, свидетельствующим об уровне усвоения знаний, процессе их накопления и умении практического использования на занятиях. НБРС, по мнению ряда исследователей (Л.П. Филатова и др.) [15] позволяет оценить студента на протяжении всего периода обучения, установить его общую мотивированность к освоению будущей профессии, развитие элементов компетенций.

Применение НБРС, к сожалению, не всегда объективно, поскольку зависит от применяемых оценочных средств, от требовательности и опыта конкретных преподавателей, их систем оценивания и пр. Разработка оценочных материалов и шкал, проверка заданий, особенно в ЭИОС, требуют большого объема дополнительного времени от преподавателей, поэтому рейтинговая шкала не стала обязательной в ряде вузов. Ряд исследователей (Л.П. Филатова и др.) [6, 11, 15] считают, что накопление большого числа вопросов для экзамена, случайный выбор билета не способствуют точной оценке уровня знаний, умений и, тем более, компетенций обучающихся.

Для оценки компетенций студентов по методическим курсам предлагаются веб-квест (Воеводская Е.А.), кейс-метод (Прохорова И.К., Новик И.Р.), система задач-заданий (Глухова О.Ю.), кейс-конспект (Н.Н. Деменева, О.В. Колесова), выполнение исследовательских заданий с последующим заполнением сводных Google-таблиц (Митина Г.В.) и др. формы экзамена. При оценке компетенций студентов по модулю применяются комплексные ситуационные задачи (Андрущенко Т.Ю., Шубина А.С.), комплексный экзамен по модулю и деловые игры (Коновалов Д.С.) [3, 8, 9].

Для оценки уровня развития компетенций в ходе итоговой государственной аттестации предлагаются разные технологии, методы и средства. Мы выбрали наиболее оригинальные из них.

1) О.В. Ямова [16] рекомендует технологию экспертных оценок. Экспертное оценивание представляет собой процедуру получения оценки по тому или иному вопросу на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения. Мнения экспертов могут быть выражены как в количественной, так и в качественной форме.

Экспертный метод оценки сформированности компетенций в ходе государственной итоговой аттестации проводится на основе сбора, обобщения и анализа индивидуального мнения членов государственной экзаменационной комиссии об уровне развития компетенций у обучающихся, согласно заранее заданной шкале оценивания с последующим определением обобщенного оценочного значения и установления окончательного решения об уровне развития компетенций, относящихся к той или иной группе.

Экспертная оценка компетенций в ходе государственной итоговой аттестации предполагает три этапа: подготовительный, оценочный и аналитический.

2) С технологией экспертных оценок близка методика, используемая в конкурсах World Skills. Во время данных конкурсных соревнований участники выполняют задания, предполагающие решение приближенных к реальным профессиональных ситуаций, разработанные под определенные компетенции, которые оценивает экспертная группа по специально подготовленным критериям оценки. По условиям конкурса, все участвующие конкурсанты могут продемонстрировать полный набор знаний, умений и навыков (Филатова Л.П., Попова И.М.) [15].

3) Трищенко Д.А. [14] предлагает метод проектов как средство оценивания компетенций студентов. Итоговая форма - проект, который может быть представлен работодателю (результаты проекта выступают в качестве оценочного средства). Эту же форму применяют многие преподаватели Нижнетагильского НТГСПИ и др. вузов [10].

Итоговая форма - профессиональный проект или проекты, разработка которых проводится на последнем уровне и которые могут быть представлены работодателю. Промежуточной формой являются учебные проекты, а оценка включает оценку проекта (с возможным оцениванием по итогам участия в конкурсах) и междисциплинарный экзамен.

На начальном уровне, с традиционной дисциплинарной структурой, оценка может формироваться по балльно-рейтинговой системе, а оценочными средствами, выявляющими знания и умения как дескрипторы достижения компетенций, являются тесты, кейсы, практические задания.

Важно учитывать, что предлагаемая система, ключевым средством обучения в которой является метод проектов [10], не универсальна; она будет эффективна для тех направлений бакалавриата, где профессиональная деятельность предполагает возможное участие бакалавра в проектной деятельности. Еще одной особенностью является участие работодателя в качестве ключевой фигуры оценивания. У работодателя критерии и подходы к оцениванию достаточно просты: реализован ли проект и какие он принес результаты, причем не с точки зрения формирования компетенций выпускника, а с точки зрения эффективности в той сфере, которая его интересует. В данном случае главное - не академические компетенции выпускника, а его способность решать конкретные практические задачи, ситуации. Продуктом для оценивания должен быть именно проект, а не отчет о проекте [Huttel, 2015].

4) банк контрольных и учебных заданий (Замолоцких, Е.Г, Дурнева, Е.Е.) [7]. В основе для разработки заданий итоговой государственной аттестации находится банк контрольных и учебных заданий (БКУЗ), который включен в компетентностную модель выпускника (КМВ) по каждому направлению подготовки [6, 7].

БКУЗ представляет из себя систему ранжированных по уровню сложности и классифицированных на основании принадлежности к компетенциям в соответствии с КМВ заданий, требований к их выполнению и критериев оценки. Она в обязательном порядке составляется по каждому направлению подготовки и используется в качестве учебных и диагностических средств для определения и развития уровня сформированности компетенций студентов [7].

5) использование ситуационных задач (Л.П. Филатова) как элемент ГИА, наряду с ВКР.

В рамках итоговой государственной аттестации обучающимся предлагается решить ситуационную задачу. Данный способ позволяет выявить и оценить степень сформированности отдельных

профессиональных компетенций выпускника, таких как: готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса; способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности. В совокупности с другими видами испытаний, включенных в программу экзамена, решение педагогической ситуации является достаточно эффективным способом проверить степень усвоения знаний.

7) использование кейс-технологий (Гитман М.Б., Данилов А.Н., Столбов В.Ю., Гапсаламов А.Р., Атаманова А.В., Волкоморова В.В., Казаков А.В. [4, 5].

Кейс-технология легла в основу новой формы проведения итогового государственного экзамена, апробация которой проводилась для студентов направления 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Биология и Химия в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.

Экзамен состоял из двух частей. Первая часть включала тест по химическим дисциплинам. Преподавателями кафедры было подготовлено 4 варианта теста в СДО Moodle, каждый вариант состоял из 30 вопросов, вопросы по каждой категории выбирались компьютером. Вторая часть содержала конкретизированные фондовые задания, направленные на проверку сформированности компетенций у выпускников.

Содержание и организация экзамена были направлены на обеспечение объективной оценки качества подготовки будущих педагогов. Новый формат экзамена предусматривал обеспечение комфортного входа начинающего специалиста в профессию на основе согласованности форм итоговой аттестации выпускника вуза и молодых педагогов в начале профессиональной деятельности.

Все студенты успешно справились с заданиями, продемонстрировали свои знания и компетентность в профессиональных вопросах, поскольку основательно подготовились с помощью специально подготовленного для них Электронного учебно-методического комплекса «КГЭ по направлению 44.03.05 Педагогическое образование профиль "Биология и Химия"». ЭУМК составлен в соответствии с программой КГИЭ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль "Биология и Химия". Представлены демоверсии теста и универсальные фондовые задания, а также материалы самого экзамена, способствующие оценке компетенций выпускников данного направления подготовки на этапе итогового государственного экзамена. Данный курс состоит из четырех модулей. Модуль 1 содержит демоверсию теста по химическим дисциплинам, модуль 2 - экзаменационные варианты теста, модуль 3 - образцы фондовых заданий, модуль 4 - конкретизированные фондовые задания для экзамена. Модули 1 и 3 открыты для подготовки студентов к экзамену, модули 2 и 4 открываются только в день экзамена.

Выводы. Проведенный нами анализ литературных данных показал, что в настоящее время для оценки как отдельных компетенций студентов, так и образовательных результатов по методическим курсам существует множество разнообразных технологий. На наш взгляд, для оценки сформированности образовательных результатов у обучающихся наиболее оптимально использовать кейсы, включающие фондовые задания и дополнительные материалы к ним. Данный метод рекомендуется большинством авторов проанализированных работ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации в рамках научного проекта «Модель независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов».

Литература:

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 57-1. - С. 3-9.

2. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 4. -URL: http://globalf5.com/Zhurnaly/Psihologiya-i-pedagogika/Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2014-4 (дата обращения: 11.08.2021).

3. Воеводская Е.А. Веб-квест как средство формирования универсальных и профессиональных компетенций у будущих учителей иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. - Т. 27. - № 1. - С. 205-208.

4. Гапсаламов А.Р., Атаманова А.В., Волкоморова В.В., Казаков А.В. Оценка эффективности кейс-метода в практико-ориентированной системе обучения. // Интернет- журнал «Мир науки». - 2018. - №3.

5. Гитман М.Б., Данилов А.Н., Столбов В.Ю. Об одном подходе к контролю уровня сформированности базовых компетенций выпускников вуза. // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - С. 13-18.

6. Жадаев А.Ю., Новик И.Р., Воронина И.А. Использование проблемного обучения биохимии для развития профессионально-личностных качеств обучающихся // Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук. - 2020. - №3. - С. 144-148.

7. Замолоцких Е.Г, Дурнева Е.Е. Оценка результатов освоения основных образовательных программ бакалавриата в рамках контекстно-компетентностного подхода к организации учебного процесса. // Вестник Вятского государственного университета. - 2013. - С. 148-151.

8. Землянская Е.Н. Новые формы оценивания образовательных результатов студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. - 2015. - Т. 7. - №4. -URL:https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n4/zemlyanskaya.shtml (дата обращения : 20.08.2021).

9. Иванова М.А., Кузнецова Е.В., Никонова Ю.В. Образовательные технологии в подготовке к государственной аттестации с применением механизма демонстрационного экзамена. // Проблемы педагогики. - 2020. - С. 104-107.

10. Новикова А.А., Новик И.Р. Подготовка и реализация учебного проекта по химии // Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла [Текст]: сборник научных трудов. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им И.Н. Ульянова», 2019. - С. 15-17.

11. Новик И.Р., Журавлева Н.А., Воронина И.А. Использование кейсов в преподавании биологической химии в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. науч. трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 3 - С. 125-128.

12. Перевощикова Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 6.

13. Петренко Е.А. Современные подходы к оценке общих компетенций и основные проблемы их диагностирования URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-otsenke-obschih-kompetentsiy-i-osnovnye-problemy-ih-diagnostirovaniya

14. Трищенко Д.А. Метод проектов как средство оценивания компетенций студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 2 (113). - С. 81-89.

15. Филатова Л.П. Традиционные и инновационные методы оценки учебных достижений студентов // Современные технологии оценки качества образования в вузе: Материалы научно-практической конференции, отв. ред. Л.П. Филатова. - Н. Тагил, 2017. - С. 85-94.

16. Ямова О.В. Оценка компетенций в ходе государственной итоговой аттестации: опыт практической реализации // Вестник науки и образования. - 2020. - № 1 (79). - Ч. 1. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kompetentsiy-v-hode-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-opyt-prakticheskoy-realizatsii/viewer,( дата обращения 13.08.21г.)

Педагогика

УДК 372.851

магистрант, учитель первой квалификационной категории Овечкина Алена Валерьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 имени Ивана Дмитриевича Смолькина» (г. Новокузнецк); кандидат физико-математических наук, доцент Фомина Анжелла Владимировна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО ONLINE-КУРСА «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Аннотация. В данной статье проведен анализ эффективности реализации элективного online-курса c применением статистической обработки результатов проведенного педагогического эксперимента. Посредством критерия «Хи-квадрат» выявлен уровень эффективности разработанного online-курс «Реальная математика» в процессе подготовки к единому государственному экзамену профильного уровня.

Ключевые слова: единый государственный экзамен по математике, педагогический эксперимент, статистическая обработка, реальная математика, критерий «Хи-квадрат».

Annоtation. This article analyzes the effectiveness of the implementation of an elective online course with the use of statistical processing of the results of the pedagogical experiment. Using the "Chi-square" criterion, the level of effectiveness of the developed online-course "Real Mathematics" in the process of preparing for the Unified State Exam of the profile level was revealed.

Keywords: unified state exam in mathematics, pedagogical experiment, statistical processing, the actual mathematics, the criterion of "Chi-square".

Введение. Актуальность исследования заключается в рациональном выборе эффективной формы подготовки выпускников образовательного учреждения по основной общей образовательной программе среднего общего образования для успешного прохождения единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике. Необходимо отметить, что прохождение ЕГЭ по математике является обязательным для всех выпускников образовательных учреждений, с целью определения соответствия результатов освоения обучающимися основной общей образовательной программы с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [10].

После изучения перечня заданий включенных в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по математике профильного уровня, а также кодификатора и спецификации и учебно-методических рекомендаций, был выделен отдельно весьма объемный блок заданий под названием: «Реальная математика». При более подробном рассмотрении КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня, можно выделить следующие задания из раздела «Реальная математика»:

задание №1 - простейшие текстовые задачи на: вычисления; нахождение процентов от числа или числа по его процентам; округление с недостатком или с избытком;

задание №11 - текстовые задачи на: проценты, сплавы, смеси; движение по прямой; движение по окружности; движение по воде; задачи на совместную работу; на прогрессии;

задание №17 - задачи финансовой математики на: оптимальный выбор; на банки, вклады, кредиты [2, 7, 9].

Следует отметить, что от эффективности применения методов обучения решению задач реальной математики во многом зависит и степень подготовленности школьников к последующей за обучением практической деятельности.

Поэтому для улучшения процесса подготовки выпускников к ЕГЭ по математике профильного уровня, был специально разработан online-курс элективных занятий под названием «Реальная математика», с использованием информационно коммуникационных технологий. Время необходимое для реализации курса 32 часа, оно берется из расчета, что занятия проводятся по 2 часа в неделю [5]. Более подробно о проектировании данного элективного и описании этапов экспериментальной проверки эффективности online-курса «Реальная математика» в процессе подготовки к ЕГЭ по математике авторами рассматривалось в [4, 5].

Задачи, осуществляемые в ходе проведения педагогического эксперимента:

1) теоретически обосновать необходимость разработки элективного курса «Реальная математика»;

2) разработать элективный online-курс «Реальная математика»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.