Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО ONLINE-КУРСА «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО ONLINE-КУРСА «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МАТЕМАТИКЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА / РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА / КРИТЕРИЙ «ХИ-КВАДРАТ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овечкина Алена Валерьевна, Фомина Анжелла Владимировна

В данной статье проведен анализ эффективности реализации элективного online-курса c применением статистической обработки результатов проведенного педагогического эксперимента. Посредством критерия «Хи-квадрат» выявлен уровень эффективности разработанного online-курс «Реальная математика» в процессе подготовки к единому государственному экзамену профильного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овечкина Алена Валерьевна, Фомина Анжелла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE "REAL MATHEMATICS" ONLINE-COURSE IN PREPARATION FOR A SINGLE STATE EXAM

This article analyzes the effectiveness of the implementation of an elective online course with the use of statistical processing of the results of the pedagogical experiment. Using the "Chi-square" criterion, the level of effectiveness of the developed online-course "Real Mathematics" in the process of preparing for the Unified State Exam of the profile level was revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО ONLINE-КУРСА «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ»

12. Перевощикова Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 6.

13. Петренко Е.А. Современные подходы к оценке общих компетенций и основные проблемы их диагностирования URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-otsenke-obschih-kompetentsiy-i-osnovnye-problemy-ih-diagnostirovaniya

14. Трищенко Д.А. Метод проектов как средство оценивания компетенций студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 2 (113). - С. 81-89.

15. Филатова Л.П. Традиционные и инновационные методы оценки учебных достижений студентов // Современные технологии оценки качества образования в вузе: Материалы научно-практической конференции, отв. ред. Л.П. Филатова. - Н. Тагил, 2017. - С. 85-94.

16. Ямова О.В. Оценка компетенций в ходе государственной итоговой аттестации: опыт практической реализации // Вестник науки и образования. - 2020. - № 1 (79). - Ч. 1. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kompetentsiy-v-hode-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-opyt-prakticheskoy-realizatsii/viewer,( дата обращения 13.08.21г.)

Педагогика

УДК 372.851

магистрант, учитель первой квалификационной категории Овечкина Алена Валерьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 имени Ивана Дмитриевича Смолькина» (г. Новокузнецк); кандидат физико-математических наук, доцент Фомина Анжелла Владимировна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО ONLINE-КУРСА «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Аннотация. В данной статье проведен анализ эффективности реализации элективного online-курса c применением статистической обработки результатов проведенного педагогического эксперимента. Посредством критерия «Хи-квадрат» выявлен уровень эффективности разработанного online-курс «Реальная математика» в процессе подготовки к единому государственному экзамену профильного уровня.

Ключевые слова: единый государственный экзамен по математике, педагогический эксперимент, статистическая обработка, реальная математика, критерий «Хи-квадрат».

Annоtation. This article analyzes the effectiveness of the implementation of an elective online course with the use of statistical processing of the results of the pedagogical experiment. Using the "Chi-square" criterion, the level of effectiveness of the developed online-course "Real Mathematics" in the process of preparing for the Unified State Exam of the profile level was revealed.

Keywords: unified state exam in mathematics, pedagogical experiment, statistical processing, the actual mathematics, the criterion of "Chi-square".

Введение. Актуальность исследования заключается в рациональном выборе эффективной формы подготовки выпускников образовательного учреждения по основной общей образовательной программе среднего общего образования для успешного прохождения единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике. Необходимо отметить, что прохождение ЕГЭ по математике является обязательным для всех выпускников образовательных учреждений, с целью определения соответствия результатов освоения обучающимися основной общей образовательной программы с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [10].

После изучения перечня заданий включенных в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по математике профильного уровня, а также кодификатора и спецификации и учебно-методических рекомендаций, был выделен отдельно весьма объемный блок заданий под названием: «Реальная математика». При более подробном рассмотрении КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня, можно выделить следующие задания из раздела «Реальная математика»:

задание №1 - простейшие текстовые задачи на: вычисления; нахождение процентов от числа или числа по его процентам; округление с недостатком или с избытком;

задание №11 - текстовые задачи на: проценты, сплавы, смеси; движение по прямой; движение по окружности; движение по воде; задачи на совместную работу; на прогрессии;

задание №17 - задачи финансовой математики на: оптимальный выбор; на банки, вклады, кредиты [2, 7, 9].

Следует отметить, что от эффективности применения методов обучения решению задач реальной математики во многом зависит и степень подготовленности школьников к последующей за обучением практической деятельности.

Поэтому для улучшения процесса подготовки выпускников к ЕГЭ по математике профильного уровня, был специально разработан online-курс элективных занятий под названием «Реальная математика», с использованием информационно коммуникационных технологий. Время необходимое для реализации курса 32 часа, оно берется из расчета, что занятия проводятся по 2 часа в неделю [5]. Более подробно о проектировании данного элективного и описании этапов экспериментальной проверки эффективности online-курса «Реальная математика» в процессе подготовки к ЕГЭ по математике авторами рассматривалось в [4, 5].

Задачи, осуществляемые в ходе проведения педагогического эксперимента:

1) теоретически обосновать необходимость разработки элективного курса «Реальная математика»;

2) разработать элективный online-курс «Реальная математика»;

3) осуществить экспериментальную работу по проверке результативности разработанного элективного опНпе-курса «Реальная математика» для подготовки к ЕГЭ профильного уровня, проведенного на дополнительных занятиях в 11 классе.

Формулировка цели статьи: проанализировать эффективность реализации элективного опНпе-курса «Реальная математика» при подготовке к единому государственному экзамену с применением критерия «ХИ-квадрат».

Изложение основного материала статьи. Для выявления уровня усвоения материла из раздела «Реальная математика», в контрольной и экспериментальной группах были проведены контрольные работы на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента. Контрольная и экспериментальная группа была получена путем деления 11 «А» класса - с профильным изучением математики на две равные подгруппы по 12 человек каждая, принцип деления на подгруппы пофамильный алфавитный порядок.

Образец контрольной работы представлен ниже в виде таблице 1, условие задач при составлении контрольной работы были взяты из ЕГЭ 2020-2021 года базового и профильного уровней.

Таблица 1

Образец контрольной работы

№ п/п Условие математической задачи Критериально-оценочный аппарат Примерно время выполнения задачи

1. Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%? Правильно решенное оценивается в 1 балл Не более 5 минут

2. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения Правильно решенное оценивается в 1 балл Не более 10 минут

3. Шариковая ручка стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 900 рублей после повышения цены на 10%? Правильно решенное оценивается в 1 балл Не более 5 минут

4. Смешали некоторое количество 15-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? Правильно решенное оценивается в 2 балл. Допущена арифметическая ошибка 1 балл. Не более 12 минут

5. Из пункта А в пункт В одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью, меньшей скорости первого на 13 км/ч, а вторую половину пути - со скоростью 78 км/ч, в результате чего прибыл в пункт В одновременно с первым автомобилем. Чему равна скорость первого автомобиля, если известно, что она больше 48 км/ч? Правильно решенное оценивается в 2 балл. Допущена арифметическая ошибка 1 балл. Не более 13 минут

6. По морю параллельными курсами в одном направлении следуют два сухогруза: первый длиной 120 метров, второй - длиной 80 метров. Сначала второй сухогруз отстает от первого, и в некоторый момент времени расстояние от кормы первого сухогруза до носа второго составляет 400 метров. Через 12 минут после этого уже первый сухогруз отстает от второго так, что расстояние от кормы второго сухогруза до носа первого равно 600 метрам. На сколько километров в час скорость первого сухогруза меньше скорости второго? Правильно решенное оценивается в 2 балл. Допущена арифметическая ошибка 1 балл. Не более 15 минут

7. Анатолий решил взять кредит в банке 331000 рублей на 3 месяца под 10% в месяц. Существуют две схемы выплаты кредита. По первой схеме банк в конце каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Анатолий переводит в банк фиксированную сумму и в результате выплачивает весь долг тремя равными платежами (аннуитетные платежи). По второй схеме тоже сумма долга в конце каждого месяца увеличивается на 10%, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Анатолием. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, Обоснованно получен верный ответ 3 балла. Верно построена математическая модель, решение сведено к исследованию этой модели и получен результат: - неверный ответ из-за вычислительной ошибки; - верный ответ, но Не более 30 минут

решение недостаточно обосновано 2 балла.

Верно построена математическая модель, решение сведено к

исследованию этой модели, при этом решение может быть не завершено 1 балл. Решение не

соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше 0 баллов.

Время, отведенное на написание всей контрольной работы - 90 минут.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за контрольную работу - 12 баллов. Ответы к решению задач контрольной работы и баллы, к каждой задаче приведены в Таблице 2:

Таблица 2

Ответы и баллы к задачам контрольной работы

№ задачи Правильный ответ Балл

№1 8 флаконов 1

№2 7 упаковок 1

№3 20 ручек 1

№4 17 % 1-2

№5 52 км 1-2

№6 6 км/ч 1-2

№7 2100 р. 1-3

Всего 12

Показатели, характеризующие критерии уровня владения учебным материалом по предмету математика, для решения заданий курса «Реальная математика», основываются на умении учащегося использовать приобретенные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни. Были выделены следующие три уровня владения учебным материалом из раздела «Реальная математика» (Таблица 3): высокий, средний, низкий уровни [6, 8, 12].

Таблица 3

Уровни владения учебным материалом

Критерий уровни знаний высокий средний низкий

Количество баллов, полученных за контрольную работу 12-9 8-6 Менее 6

Применение критерия «Хи-квадрат» для выявления эффективности разработанного опНпе-курса

«Реальная математика»

Выбор критерия «Хи-квадрат» обусловлен тем, что это универсальный критерий, он подходит для проверки гипотезы о различии распределений двух и более совокупностей [1, 3, 11].

1) Сформулируем гипотезу Н0 и альтернативную ей гипотезу Н1 по теме:

Гипотеза Н0 - в контрольной и экспериментальной группах уровень знаний по разделу «Реальная математика» находится на одном уровне, то есть совпадает.

Гипотеза Н1 - в контрольной и экспериментальной группах уровень знаний по разделу «Реальная математика» находится на разных уровнях, то есть не совпадает.

2) Задаем уровень значимости а=0,05, то есть допускается возможность ошибки в исследованиях равное 5%, что является приемлемым для педагогических экспериментов.

3) Высчитывает х2 эмпирическое и сравниваем с х2 критическое, в нашем случае х2 крит. = 5,991; так как количество степеней свободы равно количеству групп минус один: L= 3-1=2.

В соответствии с результатами, полученными в ходе выполнения учащимися контрольной работы на констатирующем этапе педагогического эксперимента, соотношение баллов и уровней владения учебным материалом располагается в Таблице 4:

подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину (дифференцированные платежи). Какую схему выгоднее выбрать Анатолию? Сколько рублей будет составлять эта выгода?

Таблица 4

Уровни владения учебным материалом на констатирующем этапе

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Низкий 4 5

Средний 7 7

Высокий 1 0

Видим объем выборок равен 12: М=12, N= Запишем выборки: m(4, 7, 1), n(5, 7, 0).

12.

_ П ■ + ТТ1-

Вычислим «Хи-квадрат» эмпирическое по формуле: /2эмп. = М*]Ч* 11 =

12*12*1,111

Значит: 1,111 < 5,991, то есть /2эмп </2 крит.

Следовательно, принимается гипотеза Н0: в контрольной и экспериментальной группах уровень знаний по разделу «Реальная математика» находится на одном уровне, то есть совпадает.

В соответствии с результатами, полученными в ходе выполнения учащимися контрольной работы на контрольном этапе педагогического эксперимента, соотношение баллов и уровней владения учебным материалом приведено в Таблице 5:

Таблица 5

Уровни владения учебным материалом на контрольном этапе

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Низкий 1 0

Средний 10 5

Высокий 1 7

Видим, что объем выборок равен 12: М=12, N=12.

Запишем выборки: т(1, 10, 1), п(0, 5, 7).

X П:+т{

Вычислим «Хи-квадрат» эмпирическое по формуле: /2эмп. = M*N* it =

12*12*7,166

Значит: 7,166 > 5,991, то есть /2эмп >х2 крит.

Следовательно, принимается гипотеза Н1 : в контрольной и экспериментальной группах уровень знаний по разделу «Реальная математика» находится на разных уровнях, то есть не совпадает.

При этом после эксперимента, на контрольном этапе можно заметить уровень знаний по разделу «Реальная математика» в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе, следовательно, методика оказалась эффективной.

Выводы. Проанализировав результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальных группах, можно утверждать о высоком уровне эффективности разработанного online-курса «Реальная математика» для подготовки к ЕГЭ профильного уровня. Для проверки статистической гипотезы об эффективности разработанного online-курса, применялся универсальный критерий «Хи-квадрат».

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Горелов С.В. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.В. Горелов, В.П. Горелов, Е.А. Григорьев; под ред. В.П. Горелова. - 2-е изд., стер. - Электронные текстовые данные. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 534 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443846

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Москва, 2010-2020. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

3. Звонников В.И. Современые средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 224 с.

4. Овечкина А.В., Фомина А.В. Описание этапов экспериментальной проверки эффективности элективного online-курса «Реальная математика» в процессе подготовки к ЕГЭ по математике // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 6-7 апреля 2021 г.) / Под общей ред. Д.А. Погонышева. - Ч. 9. Психология. Педагогика. - Нижневартовск: Издательство НВГУ, 2021. - С. 394-397. ISBN 978-5-00047-604-8.

5. Овечкина А.В., Фомина А.В. Проектирование элективного online-курса «Реальная математика» для подготовки выпускников к ЕГЭ // Национальная конференция «Актуальные вопросы современной науки: теоретические и практические аспекты, 24 сентября 2020 г.» : сб. тезисов: текст. электрон. изд. / под общ. ред. О.А. Урбан; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новокузнец. ин-т (фил.) Кемеров. гос. ун-та. -Электрон. текст. дан. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2020. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - С. 108 -112. ISBN 978-5-8353-2479-8.

6. Открытый банк заданий ЕГЭ [Электронный ресурс]. - Москва, 2020. - Режим доступа: https://fipi. ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

7. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва, 2020. Режим доступа: http://mathege.ru

8. Официальный информационный портал ЕГЭ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. - Электрон. портал. - Москва, 2018. Режим доступа: http://www.ege.edu.ru/

9. Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ [Электронный ресурс]. - Москва, 2020. - Режим доступа: http://www.fipi.ru.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.12.2019)

11. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению "Педагогика" / Л.А. Шипилина. - Москва: ФЛИНТА, 2014. 204 с. - URL: http://e.lanbook.com/book/2431

12. Ященко И.В., Высоцкий И.Р., Семенов А.В. Методические рекомендаций для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по математике / И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, А.В. Семенов. - М.: ФИПИ, 2019. - 25 с.

Педагогика

УДК 378.2

учитель Ожиганова Юлия Викторовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №15» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПУТЕМ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТАХ

Аннотация. В статье освещаются вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения основ финансовой грамотности. Доказывается, что финансовые знания и возможности обучающихся могут повыситься путем участия в проектах, ориентированных на финансовое образование. Проектная деятельность рассматривается и как использование метода проектов в образовательном процессе, поскольку в его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Предлагаются программы финансовой грамотности для различных целевых групп. Определяется необходимость в активизации познавательного интереса к проектной деятельности, учитывая психологический настрой учащихся, уровень их умственного развития, а также разрабатывать методические материалы и рекомендации.

Ключевые слова: познавательная деятельность, обучение, обучающиеся, финансовая грамотность, проектная деятельность.

Annotation. The article highlights the issues of enhancing the cognitive activity of students in the process of studying the basics of financial literacy. It is proved that financial knowledge and opportunities of students can be increased by participating in projects focused on financial education. Project activity is also considered as the use of the project method in the educational process, since it is based on the idea of the orientation of the educational and cognitive activity of schoolchildren on the result. Financial literacy programs are offered for various target groups. The need to activate the cognitive interest in project activities is determined, taking into account the psychological mood of students, the level of their mental development, as well as to develop teaching materials and recommendations.

Keywords: cognitive activity, training, students, financial literacy, project activity.

Введение. Одно из основных направлений в инновационном образовании - повышение мировоззренческой ориентированности преподавания, формирование повышенного познавательного интереса к финансовой грамотности учащихся. В решении данной проблемы огромная роль придаётся проектной деятельности как отражению учащимися проблем, которые носят социально-значимый характер и в перспективе могут быть реализованы в более значимых масштабах [6, 7].

Повышение финансовой грамотности обучающихся имеет решающее значение в принятии более разумных решений, связанных с финансами. Даже подростки должны делать выбор в отношении договоров на мобильную связь, использования дебетовых карт или покупки одежды. Поэтому очевидно то, что граждане должны быть финансово грамотными в молодом возрасте и что школы должны начать предлагать финансовое обучение как можно раньше [8]. Выполнимость этой цели подтверждается психологическими доказательствами того, что школьники различных классов способны понимать базовые экономические концепции и управлять своими деньгами. Исследования подтверждают, что финансовые знания и возможности обучающихся могут повыситься путем участия в проектах, ориентированных на финансовое образование. Добиться положительного влияния непрерывного развития на финансовую грамотность обучающихся предоставляется возможным в течение всего обучения в школе, в процессе которого можно научить всех детей различным аспектам финансовой грамотности, соответствующим их возрасту, позволяя им накапливать финансовые знания.

Изложение основного материала статьи. В практике российского экономического сообщества существует несколько трактовок понятия «финансовая грамотность». Так, А.Н. Лизогуб под финансовой грамотностью понимает единство знаний о финансовых продуктах и практического опыта по их применению в повседневной деятельности. Н.В. Гаркуша и А.И. Медведев определяют финансовую грамотность как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.