Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕРЧЕНДАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕРЧЕНДАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
мерчендайзинг / цифровизация / убер-решения / розничная торговля / проектное управление / merchandising / digitalization / uber solutions / retail / project management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов Ф.Р.

Значительное повышение базового уровня информационно-коммуникационной обеспеченности всех экономических регионов мира, стихийный характер проникновения цифровых технологий в различные отрасли, включая розничную торговлю, выступили драйверами поиска новых, более эффективных решений, для субъектов предпринимательства. Важным элементом для сбалансированного развития компаний, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, является мерчендайзинговая политика. Рост конкуренции решений в этой области наряду с сокращением маркетинговых бюджетов компаний определяют необходимость поиска оптимальных схем и направлений развития мерчендайзинговой деятельности. В статье произведен сравнительный анализ подходов к организации мерчендайзинговой деятельности, приведены результаты анализа положения компаний на рынке мерчендайзинговых услуг, а также на основе применения модели оценки конкуренции в отрасли разработаны общие рекомендации по развитию подходов к организации мерчендайзинговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO ORGANIZATION MERCHANDISING ACTIVITIES IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF ECONOMY

A significant increase in the basic level of information and communication security in all economic regions of the world, the spontaneous nature of the penetration of digital technologies into various industries, including retail, acted as drivers for the search for new, more effective solutions for business entities. An important element for the balanced development of companies operating in the retail trade sector is merchandising policy. The growing competition of solutions in this area, along with the reduction of companies' marketing budgets, determine the need to search for optimal schemes and directions for the development of merchandising activities. The article provides a comparative analysis of approaches to organizing merchandising activities, presents the results of an analysis of the position of companies in the merchandising services market, and, based on the application of a model for assessing competition in the industry, develops general recommendations for the development of approaches to organizing merchandising activities.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕРЧЕНДАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 33

Ибрагимов Ф.Р.

магистратура, 2-курс, очно-заочная форма обучения, группа 22-ОЗ-9-МАГ-6 Российский биотехнологический университет (г. Москва, Россия)

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕРЧЕНДАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: значительное повышение базового уровня информационно-коммуникационной обеспеченности всех экономических регионов мира, стихийный характер проникновения цифровых технологий в различные отрасли, включая розничную торговлю, выступили драйверами поиска новых, более эффективных решений, для субъектов предпринимательства. Важным элементом для сбалансированного развития компаний, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, является мерчендайзинговая политика. Рост конкуренции решений в этой области наряду с сокращением маркетинговых бюджетов компаний определяют необходимость поиска оптимальных схем и направлений развития мерчендайзинговой деятельности. В статье произведен сравнительный анализ подходов к организации мерчендайзинговой деятельности, приведены результаты анализа положения компаний на рынке мерчендайзинговых услуг, а также на основе применения модели оценки конкуренции в отрасли разработаны общие рекомендации по развитию подходов к организации мерчендайзинговой деятельности.

Ключевые слова: мерчендайзинг, цифровизация, убер-решения, розничная торговля, проектное управление.

Вопросы повышения эффективности бизнеса и сокращения сопутствующих расходов на реализацию продукции занимают центральное место в менеджменте организации. Для сегмента розничной торговли значимую долю расходов занимают затраты на продвижение собственных товаров.

Вместе с тем, анализ макроэкономической ситуации свидетельствует о том, что в текущем периоде ввиду ограничения общих бюджетов компаний естественной тенденцией является в т.ч. сокращение затрат на маркетинг и мерчендайзинговые услуги, что в условиях возрастающей конкуренции актуализирует проблему выбора оптимальной модели организации мерчендайзинговой деятельности.

При этом если вопросам применения современных мерчендайзинговых инструментов, основанных на внедрении инновационных и цифровых технологий, используемых для анализа поведения потребителей и повышения продаж, посвящены экспертные обзоры [5, 6] и данный вопрос достаточно широко рассмотрен в научных публикациях [1, з], то вопросам организации мерчендайзинговой деятельности уделено несущественное внимание в современной литературе, несмотря на то, что данный вопрос напрямую связан с возможностью компании снизить сопутствующие расходы в результате использования гибких подходов к организации мерчендайзинга.

Обобщение практических вопросов организации мерчендайзинговой деятельности в компаниях позволяет выделить три ключевые модели: собственный штат мерчендайзеров, аутсорсинг ресурсов и использование смешанной схемы работы. Каждая из представленных схем имеет ряд преимуществ и недостатков (таблица 1).

Таблица 1. Преимущества и недостатки подходов (моделей) организации мерчендайзинга [Сост. автором].

Собственный штат Аутсорсинг Смешанная схема

Преимущества • Полная • Отсутствие • Возможность

осведомленность о нагрузки на обеспечить баланс и

свойствах товара, операционный бюджет гибкое управление

знание стандартов и компании, связанной с трудовыми ресурсами

правил выкладки поиском, подбором и • Удобство

• Лояльность к обучением использования схемы

работодателю сотрудников при реализации

• Качественный • Возможность крупных или пилотных

отбор «на входе» в гибкого управления инициатив,

соответствии с численностью предполагающих

требованиями сотрудников временную занятость

работодателя • Сокращение части мерчендайзеров

• Возможность временных издержек • Возможность

гибкого управления для запуска новых снижения нагрузки на

системой мотивации инициатив текущий персонал в

• Минимизация • Снижение штате в пиковые

риска раскрытия издержек на сезоны

коммерческой тайны содержание

• Возможность административных

использовать подразделений

дополнительные (экономика и финансы,

невербальные каналы бухгалтерия, кадры)

(фирменная одежда, • Как правило,

бейджы и пр.) наличие доступа к

рынку

профессиональных

услуг (подбор

кандидатов в

соответствии с

потребностями

компании)

Собственный штат Аутсорсинг Смешанная схема

Недостатки • Сложность • Потенциально • Невозможность

планирования более высокая оптимизации

достаточного стоимость (ввиду структуры расходов

количества ресурсов, косвенных затрат на (штат не сокращается,

негибкость в содержание штата нагрузка на

управлении штатом аутсорсинговой административные

• Повышение компании) подразделения

социальной нагрузки • Снижение остается прежней)

компании (отчисления в возможности контроля • Возникновение

Социальный фонд и мотивации персонала издержек, связанных с

России) • Для крупных интеграцией систем

• Повышение инициатив требуется контроля и отчетности

нагрузки на формирование между компаниями

операционный бюджет дополенительных • Ограниченный

компании (расходы на управленческих рынок услуг,

наем и обучением единиц, предоставляющих

персонала) осуществляющих возможность

• Невозможность взаимодействия с временного

быстрого поиска замены аутсорсинговой сотрудничества: как

сотрудника в случае компанией следствие - проблемы

болезни, отпуска и пр. • Возникновение качества

• Сложности издержек, связанных с аутсорсинговых услуг

контроля в интеграцией систем или более высокие

распределенной сети контроля и отчетности экономические

компании между компаниями издержки

(формирование • Зависимость от

дополнительной добросовестности

нагрузки на бюджет в подрядчика

целях обеспечения

мониторинга

эффективности работы

на местах)

Приведенные модели принято рассматривать в качестве базовых, однако дополнительные возможности для трансформации подходов к организации мерчендайзинга формируются благодаря проникновению цифровых технологий в соответствующие бизнес-процессы. В частности, значимым для рынка мерчендайзинговых услуг стало создание нового способа аутсорсингового взаимодействия благодаря использованию краудсорсинговых цифровых платформ (убер-решения / убер-платформы), объединяющих заказы бизнеса на мерчендайзинговые услуги и собственно мерчендайзеров, имеющих определенный уровень подготовки и высокую степень готовность к участию в локальных проектах в т.ч. в формате неполной занятости.

Специфика использования убер-платформ состоит в возможности гибкого управления параметрами привлечения мерчендайзеров. Такие решения позволяют бизнесу делегировать микрозадачи мерчендайзинга и контролировать их выполнение в удаленном формате посредством аудио- и видеоконтроля выполнения поставленных заданий. Учитывая сложность задач и уровень необходимой квалификации для их выполнения, заказчиком могут быть определены конкретные требования к исполнителю - от простого человека, не связанного с этой отраслью на профессиональном уровне, до специалиста, обладающего необходимым уровнем знаний, умений и навыков. Таким образом, использование убер-решений позволяет обеспечить гибкость привлечения мерчендайзеров, сокращает затраты заказчика и позволяет эффективно контролировать ситуацию.

Вместе с тем, обзор компаний, предоставляющих мерчендайзинговые услуги, проведенный автором в 2023 году, свидетельствует об ограниченной представленности соответствующих возможностей использования цифрового функционала привлечения [2]. Представленные торговые предложения значительно различаются по спектру предоставляемых услуг, функциональности и способу взаимодействия с заказчиком. Несмотря на высокий потенциал убер-решений, фактически характер цифрового взаимодействия на рынке мерчендайзинговых услуг, как правило,

ограничивается использованием сайта или мобильного приложения как инструмента взаимодействия между заказчиком и агентством, а также применением его возможностей в целях аналитики. Исследование услуг ведущих мерчендайзинговых агенств свидетельствует об ограниченной представленности убер-решений: комплексное предложение для рынка сформировано компанией 1п81:оге [4], для решения внутренних задач бизнеса выступает платформа «Сюрвеер» от компании «Чистая Линия» [8].

Вместе с тем, развитие подходов к мерчендайзингу благодаря адаптации и внедрению цифровых решений в рассматриваемые бизнес-процессы привлечения мерчендазеров, являются позитивным сигналом для рынка. Обзор текущих кейсов позволяет сделать вывод о значимости краудсорсинговых решений для рынка и перспективности их масштабирования для компаний из сферы розничной торговли. В частности, Чистой Линии благодаря внедрению убер-решения удалось удвоить количество проданного мороженого за 2 года [8].

Рассматривая возможности развития соответствующего инструмента убер-платформ, автором проведен анализ конкурентных сил по модели М. Портера [7]. Обобщение результатов позволяет отметить следующие особенности конкуренции в отрасли (таблица 2):

Таблица 2. Результаты анализа конкурентных сил в отрасли предоставления мерчендайзинговых услуг посредством убер-платформ [Сост. автором].

Направление конкуренции Уровень конкуренции Комментарий

Наличие товаров-заменителей Средний Возможности краудсорсингового взаимодействия представлены ограниченным числом компаний. тВ единичных случаях возможность взаимодействия представлена на уровне мобильных приложений с разнообразным списком задач, при этом ни у одной из рассмотренных компаний на сегодняшний день не реализованы возможности применения искусственного интеллекта в рамках платформ

Внутриораслевая конкуренция Средний Рыночное предложение включает ограниченное число компаний, предоставляющих схожие услуги со своей спецификой

Вход новых игроков Высокий Рынок решений является емким, охвачены не все ниши. Государство практически не вмешивается в деятельность компаний в сфере мерчандайзинга. При этом отдельные компании не проявляют гибкость в ценовом сегменте и не пойдут на снижение цен, в т.ч. учитывая стоимость разработки решения и стоимость комиссии за привлечение в соотношении с ростом стоимости труда мерчендайзеров

Рыночная власть потребителя Средний Услуги компаний схожи, но имеются отличительные характеристики, важные для клиента. Покупатель будет переключаться только при значимой разнице в цене

Угроза со стороны поставщиков Средний Выбор поставщиков достаточно широк, отсутствует ограничения в объемах, однако переключение на других поставщиков влечет за собой высокие издержки

Таким образом, проведенный анализ конкурентоспособности отрасли позволяет и ранее проведенный анализ уникальных торговых предложений со стороны компаний, осуществляющих предоставление мерчендайзинговых услуг, позволяет сделать вывод о существовании дефицита комплексных краудсорсинговых предложений, позволяющих:

• для бизнес-заказчиков: обеспечить гибкое удобное привлечение мерчендайзеров в онлайн-режиме для решения конкретных задач или проектов без необходимости расширения собственного штата, либо привлечения посредника в виде аутсорсинговой компании,

• для мерчендайзеров: организовать простые и понятные условия привлечения для выполнения задач заказчиков, а также обеспечить простой механизм обучения, поддержки и выплаты вознаграждения.

Говоря о перспективах развития подходов к организации мерчендайзинговой деятельности, перспективным видится использование потенциала убер-платформ как способа организации взаимодействия заказчиков и исполнителей услуг. Данный способ взаимодействия призван обеспечить гибкость управления командой, а также сократить издержки на маркетинг. Учитывая низкий уровень конкуренции платформенных решений при высокой эффективности данного способа, что в т.ч. подтверждено прикладным опытом отдельных компаний, целесообразным видится проработка комплексного проекта, направленного на разработку цифровой убер-платформы для решения бизнес-задач заказчиков в торговых сетях и традиционной рознице путем организации эффективной схемы предоставления мерчендайзинговых услуг на основе имплементации текущих практик работы и достижений последних лет в области цифрового развития, включая применение технологий искусственного интеллекта. Преимущество соответствующего решения может быть обусловлено не только конкуренцией по цене в сравнении с прочими моделями организации мерчендайзинговой деятельности, но и функциональными и организационно-техническими параметрами и условиями использования данного решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дзахмишева И.Ш. Инновационные технологии в мерчендайзинге // Вестник ВГУИТ. 2020. №4 (86). С. 272-276;

2. Ибрагимов Ф.Р. Uber-решения в предоставлении мерчандайзинговых услуг // Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции / под научной редакцией О.А. Лузгиной. - Пенза: Пензенский государственных аграрный университет, 2023. С 127-131;

3. Ивашкин М.В., Колесников А.В., Оттева И.В. Интернет-мерчандайзинг: понятие и специфика использования в современном ритейле // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №12-1. С. 130-135;

4. ИНСТОР. Участник проекта «Сколково» // Официальный сайт Фонда «Сколково». URL: https://navigator.sk.ru/orn/1124206?ysclid=lxrn1aw1hw818634251 (дата обращения: 23.06.2024);

5. Как меняется мерчандайзинг: ключевые тренды 2024 года // Retail.ru. -URL: https://www.retail.ru/articles/moshome-2024-must-have-dlya-tekh-kto-ishchet-novykh-partnerov-po-postavkam/?erid=LjN8KC4wc (дата обращения: 23.06.2024);

6. Мерчендайзинг: тренды в 2024 // СберБизнес Live. - URL: https://sberbusiness.live/publications/5-trendov-v-merchandaizinge-chto-prigoditsia-malomu-biznesu-v-2023-godu?ysclid=lxrjoiiuug53469361 (дата обращения: 23.06.2023);

7. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 453 с;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. «Чистая Линия» разработала уникальную платформу «Сюрвеер» для самозанятых мерчандайзеров // Чистая Линия. - URL: https://icecream-chl.ru/press-center/news/detail/unikalnaya-platforma-syurveer/?ysclid=lxrmyg03q9908985309 (дата обращения: 23.06.2023);

9. 6 Important Merchandising Trends for 2024-2026 // Exploding Topics. - URL: https://explodingtopics.com/blog/merchandising-trends (дата обращения: 23.06.2023)

Ibragimov F.R.

Russian Biotechnological University (Moscow, Russia)

APPROACHES TO ORGANIZATION MERCHANDISING ACTIVITIES IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF ECONOMY

Abstract: a significant increase in the basic level of information and communication security in all economic regions of the world, the spontaneous nature of the penetration of digital technologies into various industries, including retail, acted as drivers for the search for new, more effective solutions for business entities. An important element for the balanced development of companies operating in the retail trade sector is merchandising policy. The growing competition of solutions in this area, along with the reduction of companies' marketing budgets, determine the need to search for optimal schemes and directions for the development of merchandising activities. The article provides a comparative analysis of approaches to organizing merchandising activities, presents the results of an analysis of the position of companies in the merchandising services market, and, based on the application of a model for assessing competition in the industry, develops general recommendations for the development of approaches to organizing merchandising activities.

Keywords: merchandising, digitalization, uber solutions, retail, project management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.