В.Н. Воронин М.В. Ионцева Г.В. Довжик О.О. Свиридова
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
МЕХАНИЗМОВ
APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL
MECHANISMS
Аннотация: в статье раскрывается содержательная сущность социально-психологического механизма, интерпретируется понятие социально-психологических механизмов и описываются основные социально-психологические механизмы, разрабатывается процессуальная модель действия социально-психологического механизма.
Ключевые слова: социально-психологический механизм, идентификация, фасилитация, ингибиция, социальное влияние, подражание, заражение, реактивность, рефлексия, мотивация и конформизм, модель социально-психологического механизма.
Abstract: the article reveals the essence of meaningful socio-psychological mechanism, interprets the concept of socio-psychological mechanisms and describes the main socio-psychological mechanisms, develops procedural model of the socio-psychological mechanism.
Keywords: socio-psychological mechanism, identification, facilitation, inhibition, social influence, imitation, infection, reactivity, reflection, motivation and conformity, a model of socio-psychological mechanism.
В настоящее время в терминологический аппарат современной социально-психологической науки прочно вошло понятие социально-психологического механизма, однако, на наш взгляд, нет единого подхода к интерпретации этого сложного и многоаспектного феномена. Именно поэтому основной целью данной статьи является описание существующих в настоящее время в зарубежной и отечественной литературе подходов к определению социально-психологических механизмов.
В процессе межличностного взаимодействия и формирования эффективного поведения индивида или группы индивидов социально-психологические механизмы занимают особое место, так как, по нашему мнению, именно они выступают своеобразными специально организованными условиями, в процессе реализации которых происходит целенаправленное воздействие на поведение человека в социуме. Результатом данного процесса является формирование эффективных моделей поведения личности в группе или группы в целом. Причем в качестве коммуникатора может выступать как отдельно взятый индивид, так и группа индивидов.
В современной научной социально-психологической литературе в настоящее время возникает дискуссия о смысловой нагрузке социально-психологических механизмов, содержательная сущность которых, на наш взгляд, непосредственно связано не просто с личностью самой по себе, а личностью в социуме, активно вовлеченной в процесс взаимодействия. Именно в этом мы видим принципиальное отличие социально-психологического механизма от психологического, отражающего основные закономерности, свойственные психике человека. Стоит заметить, что в данной связи являются актуальными поставленные нами задачи проинтерпретировать понятие и разработать классификацию социально-психологических механизмов.
Прежде чем приступить к интерпретации понятия социально-психологического механизма, постараемся выявить основные предпосылки появления этого феномена. Итак, в процессе развития психологического и социально-психологического научного знания возрастала степень интереса к изучению таких важнейших социальных процессов в больших и малых социальных группах, как идентификация, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное влияние, подражание, заражение, реактивность поведения и таких общепсихологических категорий, отражающих личностные особенности, личностные
свойства и процессы, как рефлексия, мотивация, конформизм - это уже общепсихологические категории, отражающие личностные особенности, личностные свойства и процессы.
В свою очередь это привело к тому, что многие исследователи начали наблюдать и выявлять определенные закономерности, посредством которых возможно формировать эффективное поведение индивида и в группе, и в организации и в целом в обществе. То есть, появились объективные предпосылки для появления нового термина, введение которого в научный тезаурус сделало возможным более четко и кратко объяснить многие наблюдаемые явления и процессы, и именно этот факт, на наш взгляд, стал основной причиной появления в научной литературе в середине 80-х годов термина «социально-психологический механизм» [10]. Современные ученые достаточно активно начали использовать этот термин, но практически сразу стали вырисовываться серьезные различия в интерпретации социально-психологических механизмов, которые с течением времени начали все более усугубляться, поэтому мы решили высказать свое видение данной проблемы.
Исторически так сложилось, что понятие механизма сначала появилось в технике и технической литературе. Но прежде чем привести определение этого понятия, рассмотрим один очень наглядный пример, который, на наш взгляд, даст нам возможность выявить содержательную сущность понятия механизма. На дороге лежат палка и камень, это просто предметы, но вот появился человек, положил палку на камень и создал рычаг, т.е. простейший механизм. В данном случае важнейшей составляющей являются искусственно созданные условия, которые дают возможность получения движения, выигрыша в усилии, перемещении и энергетических ресурсах для получения нужного эффекта. То есть необходимым и достаточным для появления механизма является создание условий, при которых отдельные предметы начинают существовать в качестве простейшего технического механизма и оказывать влияние на окружающую действительность с целью получения необходимого результата.
Мы провели аналогию между действием простого механизма и теми процессами, происходящими у индивида, которые составляют, по нашему мнению, социально-психологический механизм. Для этого было рассмотрено взаимодействие свойств психики человека с окружающими социальными условиями и получаемый эффект. В основе психологического механизма лежит некое свойство человеческой психики, обусловленное нейрофизиологическим строением мозга индивида. Например, такое свойство как конформность представляет собой тенденцию человека изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих. На нейрофизиологическом уровне происходит следующее: в ответ на рассогласования собственного поведения индивида и общепринятых норм нейроны мозга генерируют сигнал ошибки из-за разницы между ожидаемым и получаемым результатом, что приводит к необходимости изменения мнения и гармонизации его с мнением большинства.
Однако, для изменения модели поведения индивида необходимо посредством воздействия на конкретное свойство психики человека организовать специальным образом условия окружающей социальной действительности. И все это в совокупности является, на наш взгляд, социально-психологическим механизмом. Например, конформность - это свойство психики (первый компонент), групповое давление - специально организованные условия (второй компонент - стимул), а результатом является изменение модели поведения человека под воздействием группового давления (третий компонент -результат). Следовательно, процесс, состоящий из трех основных компонентов полностью отражает содержательную сущность социально- психологического механизма, а соответственно, конкретным социально- психологическим механизмом в приведенном выше примере является эффект конформизма, то есть подчинения суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.
Итак, выявив содержательную сущность социально-психологического механизма
следует проанализировать существующие в современной научной литературе подходы к его определению и проинтерпретировать изучаемое нами понятие.
Для этого, вначале обратимся к определению понятия механизма, которое в социальную психологию пришло из техники, прежде всего в связи с потребностью описания социально-психологических процессов. В данной связи важной является возможность получения движения, выигрыша в усилии, перемещении, использовании энергетических ресурсов для достижения положительного эффекта. Итак, механизм - это система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел.
Прежде чем перейти к интерпретации социально-психологического механизма необходимо упомянуть о предпосылках его возникновения. В конце XIX века один из основоположников социальной психологии Г. Тард внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их психологических механизмах. Главным механизмом прогресса и развития общества в целом он считал подражание.
Понятие же социально-психологического механизма вошло в научный тезаурус в конце XX века. Такие ученые как В.Н. Воронин, В.Г. Крысько, Г.М. Андреева, Г.В. Довжик, М.В. Ионцева интерпретировали данное понятие и выявляли его содержательную сущность.
В своей книге «Социальная психология» В.Г. Крысько дает такое определение социально-психологического механизма: «Это превращения, посредством которых проявляются закономерности их функционирования и осуществляется социально-психологическая системность». Под превращением автор понимает изменение закономерностей поведения индивида в зависимости от тех норм и правил, характерных для данной группы, социального слоя или общества, которые являются уникальными в связи с определенными видами деятельности. Автор считает, что в социальной психологии под общими механизмами в основном понимают заражение, подражание, групповое давление, идентификацию, а также специфику функционирования социальных установок [6].
Авторы данной статьи имеют несколько иную точку зрения на определение понятия социально-психологического механизма. По мнению В.Н. Воронина, социально-психологический механизм представляет собой то, что с наибольшей вероятностью оказывает воздействие на поведение человека в социуме [2]. Данная интерпретация представляется нам гораздо более широким взглядом на определение социально-психологического механизма, чем у В. Г. Крысько. Кроме того, на изменение поведения индивида могут оказывать влияние не только те факторы, что имеют социально-психологическую природу. Определение социально-психологического механизма, данное В.Н. Ворониным, также согласуется с вышеизложенным определением понятия механизма. И в одном, и другом определениях подразумевается некая совокупность факторов, способная воздействовать на происходящие изменения, преобразования, действия.
Г.В. Довжик дает следующее определение: «Социально-психологический механизм - это процесс формирования социальных представлений человека, интериоризация нового социального знания в специально организованных, с точки зрения социальной психологии, условиях, оптимизирующих этот процесс. Этот механизм должен учитывать, прежде всего, общие закономерности социальной перцепции и существенные свойства функционирования когнитивной картины мира человека» [3].
По мнению М.В. Ионцевой «под социально-психологическим механизмом мы понимаем такую систему организационно-управленческих процедур, обеспечивающих условия, в которых с высокой степенью вероятности проявляются социально- психологические законы и закономерности, обеспечивающие запланированный эффект» [5].
Очевидно, что В.Н. Воронин в своем определении делает акцент на вероятности воздействия на поведение человека, Г.В. Довжик рассматривает социально-психологический механизм с уклоном на интериоризацию социального знания, М.В. Ионцева обращает внимание на процедуры, обеспечивающие условия проявления социально-психологических законов.
Проведя анализ вышеперечисленных подходов к теоретической интерпретации понятия социально-психологического механизма, мы можем сформулировать такое определение социально-психологического механизма - это определенным образом (через заданные процедуры) скомпонованные условия жизнедеятельности индивидов, в которых различные психологические закономерности в нужном сочетании дают предусмотренный эффект.
Теперь целесообразно остановиться подробнее на основных видах социально-психологических механизмов. Такие ученые как Г.М. Андреева, А.Н. Занковский, Р.С. Немов, В.Г. Крысько работали над изучением основных видов социально-психологических механизмов. Основными социально-психологическими механизмами по мнению этих авторов являются механизмы заражения и подражания, процесс воздействия, механизм группового давления, механизм идентификации, процессы рефлексии и мотивации, механизм массовой силы, социальная фасилитация и ингибиция, социальное влияние: убеждение и внушение, сцепленные роли. Перейдем к более подробному рассмотрению вышеуказанных социально-психологических механизмов.
В качестве примера действия социально-психологического механизма рассмотрим такое свойство психики человека, как конформность. Существует множество подходов к интерпретации данного понятия. Приведем некоторые из них.
Соломон Аш, американский психолог, автор знаменитых экспериментов, посвящённых конформности, предлагает такое определение конформности - сознательное устранение индивидом разногласий с группой и установление фактического или формального согласия с ней.
Роберт Мертон определяет конформность как полное принятие индивидом общепринятых культ, ценностей и жизненных целей, а также институционально одобряемых средств их достижения.
В психологическом словаре А.В. Петровского М.Г. Ярошевского дано такое определение конформности - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Словарь психиатрических терминов В.М. Блейхера, И.В. Крука дает следующее определение конформности - понятие социальной психологии, обозначающее присущую человеку тенденцию изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем чтобы оно соответствовало мнению окружающих. К. - явление не общеобязательное существуют личности малоконформные.
Оксфордский толковый словарь по психологии дает такую интерпретацию конформности - тенденция допускать влияние на собственные мнения, отношения, действия и даже восприятие преобладающего мнения, отношения, действия и восприятия.
Итак, свойство человеческой психики - конформность - преобразуется в социально-психологический механизм под действием такого условия, как групповое давление. Оно выражается в присутствии референтной группы или референтной личности, наличии информации, с которой должен согласиться индивид.
Таким образом, конформность при взаимодействии с эффектом группового давления, трансформируется в социально-психологический механизм «конформизм». В.Г. Крысько дает определение конформизму - социальное влияние в группе. Философская энциклопедия определяет конформизм как некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам. Наиболее распространенное определение конформизма звучит так: конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.
Конформизм в общем смысле определяется как пассивное, приспособленческое
принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов.
Одним из основных социально-психологических механизмов является механизм социальной идентификации. Его содержательная сущность заключается в практически полном отождествлении индивида с другим человеком или группой людей посредством процесса осознания своей принадлежности к определенной социальной общности и процесса принятия ценностей и норм, доминирующих в ней. Таким образом, социальная идентификация является, прежде всего, когнитивным процессом. Посредством идентификации индивид на первом этапе начинает относить себя к определенной социальной категории, а на последующих этапах происходит его полное отождествление с той или иной социальной общностью [1].
Как еще один важнейший социально-психологический механизм можно считать механизм массовой силы, под которым подразумеваются механизмы социальной фасилитации и социальной ингибиции. Принцип действия механизма социальной фасилитации заключается в том, что присутствие других людей воздействует на уровень активности действий конкретного индивида, повышая его. Механизм социальной ингибиции также влияет на уровень активности действий индивида, однако, меняя его в сторону уменьшения [1].
Несомненно, одним из важнейших социально-психологических механизмов является социальное влияние. Данный механизм принято разделять на две составляющие: убеждение и внушение. Механизм убеждения мы понимаем как реализацию вербального воздействия на сознание индивида посредством аргументации, и последующее изменение его поведения [7]. Механизм внушения является важнейшей составляющей влияния, как и механизм убеждения. Содержательной сущностью данного социально-психологического механизма является бессознательное восприятие информации индивидом или группой, без анализа и оценки этой информации [1].
Механизм заражения также является одним из основных социально-
психологических механизмов. Можно определить данный механизм как форму воздействия на группу индивидов, которая предполагает неосознанную передачу психоэмоционального состояния от одних членов группы другим, а также изменяет их поведение.
Еще одним важным социально-психологическим механизмом является механизм подражания, содержательная сущность которого представляет собой неосознанное или мало осознаваемое повторение тех образцов поведения, которые демонстрируются или являются общепринятыми в социальном окружении индивида. Также к основным социально-психологическим механизмам относится процесс рефлексии. Мы понимаем его как внутренний диалог человека с самим собой, в результате которого происходит «осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению» [1]. То есть, в рамках рефлексии рассматривается сложная система представлений индивида о самом себе и представлений индивида о том, как он воспринимается партнером по общению.
Подражание - это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.
Подражание - это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего мирового закона повторения. В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе - через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.
Следующим, несомненно, важным социально-психологическим механизмом является мотивация. Действие этого механизма подразумевает четкую направленность поведения индивида [4]. Р.С. Немова дает определение мотивации как динамического процесса
внутреннего и физиологического управления поведением, включающего его инициацию, направление, организацию и поддержку [8]. Очевидно, мотивационный механизм способен изменить поведение индивида, так как он может являться основной, иногда бессознательной, движущей силой, которая побуждает человека к действию.
Далее рассмотрим такой механизм, как реактивность человеческого поведения. Его образуют инструменты обратной связи и самопрезентации. Под обратной связью подразумевается информация о том, какое воздействие оказывает поведение индивида или ситуация, в которой происходит взаимодействие, на партнера. Умение работать с обратной связью предполагает, что индивид может понимать состояние партнера и оценивать ситуацию по тем особым сигналам, которые исходят от партнера в процессе взаимодействя, а именно различным формам вербальной и невербальной коммуникации. Говоря о самопрезентации, мы определяем ее как умение индивида выглядеть в глазах партнера по взаимодействию так, чтобы его образ полностью соответствовал избранной тактике и задаче, решаемой им в конкретной ситуации. Индивид может вести себя как лидер, как растерянный или расстроенный человек, как виноватый или предъявляющий претензии и т.д. Его партнер по взаимодействию будет
«видеть» все это в поведении и соответствующим образом реагировать, т.е. изменять свое состояние, отношение и т.д. Для индивида очень важно уметь контролировать адекватность своей самопрезентации и работать с обратной связью.
Шеаринг - организованное деление впечатлениями в условиях группового обсуждения. Подобная процедура широко применяется в различных социально-психологических тренингах, в групповой психотерапии с целью повышения групповой сплоченности, демонстрации сходства в личностных проблемах членов группы и т.д. [9].
Таким образом, шеаринг как разделенное согласие может быть использован в качестве механизма воздействия на нормативные образования когнитивной картины мира, т. е. фактически для решения задачи интериоризации различного рода социально- нормативных образований или коррекции их на когнитивном уровне и при этом преобразования их в более унифицированные.
Предложенный механизм нельзя назвать абсолютно универсальным. Действие механизма в некоторой степени зависит от индивидуальных особенностей человека и в основном от особенностей его мотивационной структуры и уже сформировавшейся когнитивной картины мира в отношении правил, норм и установок, связанных с организационным поведением.
Далее рассмотрим такой социально-психологический механизм, как разделенное согласие. Понятие разделенного согласия было введено исследователем Т. Ньюкомом в 1965 году. Он определял разделенное согласие как процедуру, при которой члены группы в определенном порядке выражают согласие в отношении значимых для группы вопросов.
Т. Ньюком по этому поводу писал: «Когда мы имеем согласованность между двумя или более индивидами, которые осознают свою согласованность, мы имеем состояние, известное как разделение» [10].
По мнению В.Н. Воронина, «механизм разделенного согласия - это социально-психологическая процедура, которая обеспечивает сближение когнитивных элементов корпоративной культуры» [2]. Процедура разделенного согласия, в которой наряду с субъектом участвуют лидеры мнений, эмоциональные лидеры и высокостатусные члены организации (или сотрудники, с которыми имеются хорошие длительные отношения), обеспечивает включение нового социального знания в когнитивную картину субъекта. В качестве еще одного из наиболее мощных организационных и социально-психологических механизмов была предложена оригинальная социальная технология/
Ей было дано название «Технология расширяющегося ядра», т.к., с одной стороны, участники, включенные туда, являются лидерами мнений в своих группах и образуют эффективный канал позитивного влияния на целевую аудиторию в целом. А с другой стороны, количество включаемых в это ядро участников должно постоянно возрастать [5].
Предпосылками возникновения интереса к эффекту сцепленных ролей, на наш взгляд, являются некоторые аспекты теории социального научения Альберта Бандуры. Автор
данной теории говорит о наличии реципрокной связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. То есть индивид не приводится в движение лишь внутренними силами, но также он и не является безучастным объектом социальной действительности и диктуемого ею набора обстоятельств. На нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.
Рассмотрев и проанализировав разнообразные подходы к понятию социально-психологического механизма, перечислив и проанализировав конкретные, известные нам социально-психологические механизмы, мы можем составить модель реализации социально-психологического механизма. Возможность проявления социально-психологического механизма реализуется за счет наличия определенных условий, которые воздействуют на некое свойство человеческой психики. В результате такого воздействия, с высокой долей вероятности, происходит запланированный эффект - возникновение социально-психологического явления.
На наш взгляд, модель действия социально-психологического механизма может быть представлена в виде трех составляющих ее блоков.
Таблица
Психологические механизмы как свойства человеческой психики Социально -психологические механизмы, как специально организованные условия (стимул) Реакция как результат воздействия специально организованных условий
1 2 3
Конформность Групповое давление Конформизм, нонконформизм, независимое поведение
Реактивность поведения Сцепленные роли Ожидаемое ролевое поведение, комплиментарное поведение, субъект-субъектная модель взаимодействия, рефлексия, последовательность поведения
Идентифик ация Высокоэмоциональное поведение окружающих Заражение
Интерриоризация Авторитетная личность, референтная группа Подражание
Потребность в принадлежности Референтная группа Социальная идентификация
Механизм массовой силы Наличие другого человека Социальная фасилитация Социальная ингибиция
Непротиворечивость когнитивной картины мира Шеаринг 1. Когнитивный диссонанс 2. Разрешение когнитивного диссонанса 3. Разделенное согласие
1. Потребность в принадлежности 2. Непротиворечивость когнитивной картины мира Технология расширяющегося ядра: 1. Шеаринг 2. Разделенное согласие лидеров мнений 3. Каскадирование Командообразование
Первый блок состоит из психологических механизмов, то есть определенных свойств психики и психологических закономерностей, которые присущи каждому индивиду.
Механизм действия двух последующих блоков модели может быть описан, например, с помощью такого направления, как бихевиоризм и важнейших его категорий -стимул и реакция.
Второй блок составляет стимул как любое воздействие на индивида со стороны среды, или определенные условия, в которых функционирует индивид.
Третий блок - реакция как с высокой степенью вероятности ожидаемый эффект, в качестве которого для человека может выступать словесная, эмоциональная или поведенческая реакция окружающих людей.
Это не бесспорная модель. Любая психологическая парадигма, наверное, может описать данный социально-психологический механизм в своих терминах, но подход к пониманию механизма остается.
Остановимся подробнее на втором блоке модели социально-психологического механизма. Его составляют условия, необходимые для реализации механизма. Также их можно представить в виде норм или правил.
Система организационных условий, заданных через представленные выше организационно-управленческие мероприятия, адекватно реализующие социально-психологические механизмы, позволяет сформировать оптимальную для эффективной организационной культуры структуру мотивации.
Для нас наибольший интерес представляют нормы, признаваемые членами организации, которые прямо или косвенно взаимодействуют друг с другом и которые в какой-то степени поддаются их влиянию.
Эти нормы описывают ситуацию или обстоятельства, в которых выполняются определенные правила. Они включают ожидания того, что люди думают, чувствуют или делают в такой ситуации. По мнению Ньюкома (1965) главной характеристикой норм является то, «что они представляют собой разделенное правило . . .Они включают не только ожидание, что это правило, вероятно, будет соблюдено, но также антиципацию последствий соблюдения или нарушения этого правила» [10].
Большинство норм, регламентирующих организационное поведение, внедряются через санкции, применяемые руководством или другими членами организации, и/или через интериоризацию правил.
Близким к социальным нормам по функциям понятием является правило. Правило, на наш взгляд, является сложным когнитивным образованием, входящим разными составляющими в различные когнитивные концепты. С одной стороны, например, с социальной (или иной) ролью тесно связан ряд правил, которым необходимо следовать в различных ситуациях, находясь в данной роли. Социальная ситуация просто соткана из правил, предписанных сцепленным ролям, релевантным данной социальной ситуации. Сценарии или скрипты есть ни что иное, как последовательная совокупность правил. На личностном уровне правило, естественно, увязано с мотивационной составляющей.
Другой важной характеристикой, отличающей правило от других нормативных концептов, является разделяемость правила другими членами организации, или, по крайней мере, группы.
Правила возникают для выполнения каких-то задач или в силу социальных причин, с тем, чтобы регламентировать и контролировать различные формы делового взаимодействия. Обычно правила привязаны к определенной ситуации и касаются конкретной группы людей.
Нормы и правила не являются чем-то статичным. Это динамические образования, которые имеют тенденцию изменяться под воздействием определенных факторов. Они сохраняются на индивидуальном уровне до того момента, пока их соблюдение является функционально полезным для организации, группы или отдельных людей. В противном случае они могут сохраняться лишь в нормативных документах.
Разработанная нами процессуальная модель действия социально- психологического механизма имеет практическое применение. Данную модель можно применять в организации с целью управления организационным поведением. Три блока модели социально-психологического механизма на примере сотрудника организации будут представлены следующим образом.
Первый блок представляет собой система потребностей, присутствующая у любого сотрудника организации и влияющая на его поведение. Система потребностей имеет определенную структуру. В основном, эта структура не является целесообразной с позиции
эффективности организационного поведения.
Второй блок составляют организационные условия, которые способны как мотивировать сотрудника к эффективной деятельности, так и демотивировать его, вплоть до ухода из организации. Поэтому организационные условия необходимо оптимизировать для повышения их мотивирующего воздействия. Такая оптимизация должна происходить на базе описанных выше социально-психологических закономерностей, а сами организационные условия должны быть представлены в виде сочетания конкретных огранизационно-управленческих процедур (третий блок). В
оптимальном согласовании данных процедур и заключается построение социально-психологических механизмов формирования мотивации сотрудников организации.
Таким образом, модель социально-психологического механизма воплощает осуществление эффективного управления организационным поведением. А содержательной сущностью модели в данной ситуации будет являться разработка и внедрение организационно-управленческих процедур с последующей диагностикой достигнутого с их помощью эффекта в области нормативной и мотивационной составляющей организационной культуры.
В качестве наглядного примера применения социально-психологического механизма рассмотрим механизм разделенного согласия. Данный механизм может быть реализован в вузе через значимые источники информации: систему тренингов (адаптационных, информационно-тематических), семинаров, конференций, неформальных мероприятий с участием персонала вуза и студентов для всех сотрудников организации. Этот механизм формирует составляющие корпоративной культуры и создает чувство причастности, разделения ценностей вуза среди персонала, профессорско-преподавательского состава и студентов.
В качестве одного из наиболее мощных организационных и социально-психологических механизмов мы приводим в пример оригинальную социальную технологию под названием «Технология расширяющегося ядра» [5], которая также может найти применении в высшем учебном заведении.
Основная идея данной технологии состоит в том, что вначале необходимо создать неформальные структурные студенческие организации под каждую специальность, которые в научном и профессиональном плане ориентировались бы на руководство выпускающей кафедры. Разработка данной технологии основывалась на проведенных исследованиях [5].
Эти неформальные структурные студенческие организации должны включать в себя наиболее активных в научном, организационном и профессиональном отношении учащихся всех курсов и являться неким ядром студенческой жизни, влияющим на всю остальную студенческую аудиторию, способным ориентировать, информировать, развивать, мотивировать ее к профессиональной деятельности.
Это студенческое ядро должно иметь очень хорошие связи как с выпускающей кафедрой и адаптационным центром, так и с внешним профессиональным сообществом. Для обеспечения указанных связей эти студенты должны быть включены как в научно-исследовательскую деятельность кафедры, так и в различные учебные и организационные мероприятия, проводимые кафедрой. Одним из основных видов таких мероприятий, на наш взгляд, должны стать тематические выездные семинары, куда могут приглашаться ведущие сотрудники и преподаватели кафедры, института, университета, внешние специалисты.
Выездные тематические семинары или иные совместные (студенты, сотрудники и преподаватели ВУЗа) сессии, имеющие в качестве необходимого условия в относительно сжатые сроки очень интенсивное и плотное общение, как на ролевом, так и на личностном уровне, рассматриваются как начальное звено «технологии расширяющегося ядра».
В данной статье мы раскрыли содержательную сущность и проинтерпретировали понятие социально-психологического механизма, а также разработали процессуальную модель, в которой мы систематизировали и описали существующие на данный момент в научной литературе основные социально- психологические механизмы.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
2. Воронин В.Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры. Монография. - М.: МПУ «СигналЪ» 1999. - 216 с.
3. Довжик Г. В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук «Социально-психологический механизм формирования внешнего имиджа организации» - М., 2006, 129 с.
4. Занковский А.Н. Организационная психология. - М., 2000. с. 270.
5. Ионцева М.В. Корпоративная культура вуза. - М., 2005. - 288 с.
6. Крысько В.Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007, с. 432.
7. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2009, стр.794.
8. Немов Р.С. Психология: М.: 2003, 4-е изд., с. 688.
9. Corey G. Theory and practice of group counseling. California, 1981.
10. Newcomb T.M. Social psychology. N.Y., 1965.