Научная статья на тему 'Подходы к определению места и структуры рынка услуг предприятиям и организациям'

Подходы к определению места и структуры рынка услуг предприятиям и организациям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМ / МОДЕЛЬ / ПОСТАВЩИК / ПОТРЕБИТЕЛЬ / УСЛУГА / СЕРВИС / MARKET SERVICES TO COMPANIES AND ORGANIZATIONS / MODEL / SUPPLIER / CUSTOMER / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поворина Елена Васильевна

Сфера отношений между хозяйствующими субъектами занимает все большее место в экономике. Статистические данные показывают, что темпы ее роста сопоставимы с приращением ВВП. Вместе с тем, ученые не пришли к единому мнению по поводу определения места данной области в экономических отношениях. В статье представлено исследование подходов к определению места и структуры рынка услуг предприятиям и организациям.The sphere of relations between managing subjects has the increasing role in economy. The data shows that rates of its growth are comparable to gross national product increment. At the same time, scientists havent 9 Динамика развития сферы услуг, ее растущая значимость в национальных и глобальной экономиках была признана на институциональном уровне, когда Колин Кларк предложил концепцию трехсекторной структуры экономики. Согласно названной теории, экономическое развитие национальной экономики проходит определенные стадии, специфика которых заключается в соотношении первичного (сельского хозяйства), вторичного (промышленность) и третичного (сфера услуг) секторов. В концепции трехсекторной структуры экономики, к третичному сектору отнесена вся совокупность услуг, сферы личного потребления и услуг, потребителями которых являются юридические лица. Такой подход создает определенные сложности в структуризации сектора, классификации видов деятельности. В частности, применительно к сфере услуг возникла проблемы разделения совокупности услуг по субъекту потребления, т. е. отношений связывающих производителя с физическими или юридическими лицами. В дальнейшем эти сектора получили название соответственно В2С (business to customer) и В2В (business to business). Указанный недостаток обусловил несовершенство ряда классификаций и стандартов, в т. ч. международного уровня. В них, в частности, отчасти не решенным оставался вопрос об учете и выделении деловых или, в других формулировках, профессиональных услуг. Международная классификация отраслевых стандартов для всех видов экономической деятельности [23] в качестве основного критерия использовала понятие отрасли как совокупности всех производящих единиц, основной вид деятельности которых один и тот же или аналогичен. Вместе с тем, названная классификация охватывает не все виды услуг, практически не учитывает услуги, которые являются факторами производства (используются для производственного потребления). Международная стандартная отраслевая классификация [7] выделяет 13 секторов услуг, однако этот документ также требует пересмотра и детализации ряда статистических классификационных категорий, поскольку ряд обобщений (например, аренда и коммерческая деятельность) требует разделения и уточнения. В рамках реализации ГАТС был разработан «Классификационный перечень секторов услуг» [24], где впервые была выделена группа «Деловые услуги». Примечательно, что с широким использованием термина В2В в маркетинге для обозначения рынков услуг, потребителями которых становятся предприятия и организации, исследованиям классификации данного сегмента уделялось явно недостаточно внимания. Нередко этот сегмент сводился к термину «Деловые услуги» [17]. Временный Единый классификатор продукта ООН (СРС) [25] представляет собой наиболее полную классификацию продуктов, но не позволяет выделить сегмент услуг, ориентированных на обслуживание предприятий и организаций. К условным недостаткам можно отнести лишь постоянные доработки и совершенствования. На основе СРС Евростатом разработан Классификатор продуктов по видам деятельности (СРА) [22] для гармонизации всевозможных классификаций. СРА носит относительно локальный характер, является классификацией продуктов по видам деятельности в рамках Подходы к определению места и структуры рынка услуг предприятиям и организациям come to a common opinion concerning definition of a place of the given area in economic relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the survey of approaches to determining by companies and organizations the location and structure of the market services.

Текст научной работы на тему «Подходы к определению места и структуры рынка услуг предприятиям и организациям»

пример, идея пожизненного найма получила широкое распространение именно в этот период. Корреляция между пожизненным наймом и стабильностью потребностей очевидна — стабильность, основанная на поступательном движении научно-технического прогресса, в контексте массовости предполагала уверенность в правильности ограниченного выбора, в его преемственности и передачи следующим поколениям. В рамках этой тенденции были разработаны экономические модели, объясняющие цикличность развития общества и экономики, оперирующие набором стандартных показателей, которые являлись действенными исключительно в условиях стабильной системы. Если система начинала проявлять нестабильность, то для ее удержания использовались традиционные, взятые из прошлого, инструменты. Эти инструменты варьировались от искусственного стимулирования платежеспособного спроса, до (в исключительных случаях) войн, как мировых, так и локальных. Однако эти инструменты были действенными исключительно в условиях массовости восприятия со стороны общества. Идеи, формировавшие потребности, были общими для всех.

Следовательно, когда цели развития общества определены, то индивидуум решает вопрос лишь о степени собственных возможностей

по достижению этих в целей в рамках доминирующей группы потребностей.

Научно-технический прогресс, завершив фазу бурного роста в конце прошлого тысячелетия, перешел в фазу использования прошлых достижений. Речь идет о том, что на данном этапе развития человеческого разума появление революционных научно-технических разработок невозможно. Прорыв, характерный для последствий НТР — от изобретения парового двигателя, электричества до ядерной физики и атомной энергетики, компьютерных технологий и средств массовой коммуникации, возможен лишь при появлении чего-то нового, до сих пор человечеству неизвестного. Большинство специалистов, ученых и практиков едины в мнении, что научно-технический прогресс перешел из фазы постоянных открытий к фазе усовершенствования и модернизации ранее накопленного базиса.

Таким образом, потребности, расширявшиеся до сих пор о горизонтали, стали развиваться в вертикальном направлении, постоянно углубляясь и модифицируясь. Вопрос «Как?» начал доминировать. Массовое производство и массовое потребление достигли своего апогея, что привело к тому, что массовые потребности перестали доминировать и им на смену пришли потребности индивидуализированные.

Литература

BelkRussell W., Susan M. Pearce. Collecting in a Consumer Society (Collecting Cultures). Rutledge. 1995.

Hawkins Mothersbaugh. Consumer behavior. 11 edition. McGraw-Hill, 2010.

L. von Bertalanffy, General System Theory — A Critical Review, General Systems, vol. VII, 1962.

Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: Инфра-М, 2001.

Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.

Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг, менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2007. Маркетинг. Энциклопедия./Под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер, 2002. Философия/Кол-в авторов. М.: Гардарики, 2008.

УДК 339.1

I ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕСТА И СТРУКТУРЫ I РЫНКА УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ

Поворина Елена Васильевна, старший преподаватель кафедры «Менеджмент»,

pov-elena@mail.ru

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The sphere of relations between managing subjects has the increasing role in economy. The data shows that rates of its growth are comparable to gross national product increment. At the same time, scientists haven't

come to a common opinion concerning definition of a place of the given area in economic relations. The article shows the survey of approaches to determining by companies and organizations the location and structure of the market services.

Сфера отношений между хозяйствующими субъектами занимает все большее место в экономике. Статистические данные показывают, что темпы ее роста сопоставимы с приращением ВВП. Вместе с тем, ученые не пришли к единому мнению по поводу определения места данной области в экономических отношениях. В статье представлено исследование подходов к определению места и структуры рынка услуг предприятиям и организациям.

Keywords: market services to companies and organizations, model, supplier, customer, service

Ключевые слова:рынок услуг предприятиями и организациям, модель, поставщик, потребитель, услуга, сервис

Динамика развития сферы услуг, ее растущая значимость в национальных и глобальной экономиках была признана на институциональном уровне, когда Колин Кларк предложил концепцию трехсекторной структуры экономики. Согласно названной теории, экономическое развитие национальной экономики проходит определенные стадии, специфика которых заключается в соотношении первичного (сельского хозяйства), вторичного (промышленность) и третичного (сфера услуг) секторов.

В концепции трехсекторной структуры экономики, к третичному сектору отнесена вся совокупность услуг, сферы личного потребления и услуг, потребителями которых являются юридические лица. Такой подход создает определенные сложности в структуризации сектора, классификации видов деятельности. В частности, применительно к сфере услуг возникла проблемы разделения совокупности услуг по субъекту потребления, т. е. отношений связывающих производителя с физическими или юридическими лицами. В дальнейшем эти сектора получили название соответственно В2С (business to customer) и В2В (business to business). Указанный недостаток обусловил несовершенство ряда классификаций и стандартов, в т. ч. международного уровня. В них, в частности, отчасти не решенным оставался вопрос об учете и выделении деловых или, в других формулировках, профессиональных услуг.

Международная классификация отраслевых стандартов для всех видов экономической деятельности [23] в качестве основного критерия использовала понятие отрасли как совокупности всех производящих единиц, основ-

ной вид деятельности которых — один и тот же или аналогичен. Вместе с тем, названная классификация охватывает не все виды услуг, практически не учитывает услуги, которые являются факторами производства (используются для производственного потребления).

Международная стандартная отраслевая классификация [7] выделяет 13 секторов услуг, однако этот документ также требует пересмотра и детализации ряда статистических классификационных категорий, поскольку ряд обобщений (например, аренда и коммерческая деятельность) требует разделения и уточнения.

В рамках реализации ГАТС был разработан «Классификационный перечень секторов услуг» [24], где впервые была выделена группа «Деловые услуги». Примечательно, что с широким использованием термина В2В в маркетинге для обозначения рынков услуг, потребителями которых становятся предприятия и организации, исследованиям классификации данного сегмента уделялось явно недостаточно внимания. Нередко этот сегмент сводился к термину «Деловые услуги» [17].

Временный Единый классификатор продукта ООН (СРС) [25] представляет собой наиболее полную классификацию продуктов, но не позволяет выделить сегмент услуг, ориентированных на обслуживание предприятий и организаций. К условным недостаткам можно отнести лишь постоянные доработки и совершенствования.

На основе СРС Евростатом разработан Классификатор продуктов по видам деятельности (СРА) [22] для гармонизации всевозможных классификаций. СРА носит относительно локальный характер, является классификацией продуктов по видам деятельности в рамках

ЕС и обеспечивает совместимость национальных классификаций членов ЕС и классификации на уровне ЕС. К достоинствам данного классификатора стоит отнести его детализиро-ванность и наличие обширных комментариев.

Действующий в России Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) также не дает возможности определить секторы услуг, ориентированные на обслуживание предприятий и организаций.

Эволюция упомянутых классификационных систем показывает ряд тенденций. Увеличивается количество видов услуг, что требует все новых критериев классификации их совокупности. Приращение совокупности услуг происходит за счет более технологичных, интеллектуальных и сложных услуг.

В связи с этим, рассматривая основные особенности поистиндустриального общества, исследователи относят к ним, в частности:

— превращение теоретического знания в определяющий фактор общественной жизни, а также фактор приращения стоимости продукции, услуг и капитала;

— информация выполняет все больше экономических и социальных функций, главными социальными институтами становятся университеты как центры производства, переработки и накопления знаний, тогда как промышленные корпорации перестают играть главенствующую роль;

— определяющим фактором экономической эффективности и социальной дифференциации становится не характер собственности, а уровень знаний;

— формирование обслуживающей или сервисной экономики с развивающимся четвертичным сектором экономики [9]. Необходимость более подробного деления

третичного сектора экономики, закономерно привело в итоге к выделению четвертичного сектора. Изначально к нему относили растущий рынок информационных услуг, а в настоящее время это отрасли хозяйства, связанные с производством интеллектуальной продукции, научными исследованиями, сбором и обработкой информации, т. е. функционирование четвертичного сектора связывается с производством фундаментальных результатов и формированием уровня квалификации работников.

Таким образом, разделение третичного и четвертичного сектора в 1990 годы стало

прообразом выделения секторов личных услуг (В2С) и услуг предприятиям/организациям (В2В).

В более широком смысле сектор В2В представляет собой отношения между юридическими лицами. В этой модели, по мнению экспертов, объединены компании, работающие на межкорпоративном рынке, где одни юридические лица оказывают услуги и продают товары другим юридическим лицам [31]. Соответственно, в сектор В2В вовлечены интернет-биржи, компании-производители и продавцы оборудования, сырья, товаров и услуг, необходимых другим компаниям для осуществления их предпринимательской деятельности. Ведущие формы современного В2В-рынка нередко сводятся к межкорпоративным торговым площадкам в интернете, где аккумулирована основная часть оборота рынка. В России работают такие отраслевые электронные биржи, как MetalsRussia.com (металлы), ChemForum (фармацевтика), eMatrix (компьютерная техника), Zerno OnLine (зерно, сахар, подсолнечник, Faktura (универсальная Интернет-биржа), eMetex (трубы и комплектующие), Depo.ru (компьютерная техника). Однако в таком подходе границы сектора В2В определяются сферой услуг и торговли, но не подразумевают производство.

Коммерциализация четвертичного сектора, под которой эксперты понимают приобретение фундаментальными результатами товарного характера, повышает роль образования, которое, как ожидается, станет «...одной из важнейших и самой прибыльной отраслью экономики. В ближайшее десятилетие нас ожидает переворот в образовании, связанный с новыми техническими возможностями его тиражирования, массовизации, концентрации и за счет этого интенсификации, повышения качества, специализации» [29]. Другой стороной коммерциализации четвертичного сектора следует считать процесс стандартизации технологий оказания услуг, когда до сих новая, интеллектуальная услуга, благодаря формализации основных процессов ее оказания, превращается в технологичный вид деятельности. Указанный процесс протекает в рамках развития аутсорсинга.

Взгляды на отправную точку эволюции аутсорсинга разнятся. Ряд экспертов связывают его появление с периодом конца XIX — начала XX века, когда «в США и Западной Европе

начал формироваться рынок удаленного администрирования, благодаря многочисленным юридическим конторам, аудиторским и консультационным центрам, возникшим и успешно начавшим работать на рынке» [30]. Хронологически это наиболее ранний период, в котором рассматривается аутсорсинг, хотя скорее следует говорить о зарождении практики обслуживания крупного предпринимательства субъектами малого бизнеса.

Названный подход связывает становление аутсорсинга с противостоянием компаний Ford Motors (Г. Форд) и General Motors (А. Слоун-мл.) [2]. По сути, это противостояние стало сравнением конкурентных преимуществ инсорсинговой и аутсорсинговой систем. Г. Форд стремился создать самодостаточную промышленную империю, в рамках которой осуществлялся весь спектр операций, связанных с проектированием, производством, сбытом и обслуживанием автомобилей. По признанию экспертов, это был один из самых грандиозных в истории проектов вертикальной интеграции, результатом его стало сокращение доли компании на рынке до 10%, что стало классическим доказательством несостоятельности стратегии создания самодостаточных инсорсинговых систем.

А. Слоун-мл. за 70 лет до появления термина «аутсорсинг» применил его методологию, делегировав многим специалистам право принимать самостоятельные решения, были выделены узкоспециализированные производства, что позволило компании за 15 лет занять более 40 % рынка.

Таким образом, возникновение аутсорсинга экспертами связывается не с развитием сектора услуг В2В, а с появлением сектора производства В2В.

Приверженцы другого подхода, абстрагируясь от объекта аутсорсинга (услуг или производства), сводят его к более общему, на наш взгляд, понятию — заемный труд, объединяющему различные объекты. По утверждению экспертов компании Kelly Services, «заемный труд как бизнес-практика возник в 1950 годы в США, и по прогнозам, в ближайшие 50 лет на временные контракты перейдет более 50% трудоспособного населения земли» [26].

Другие ученые соотносят появление аутсорсинга и его массовое развитие в сфере ИТ-технологий. Действительно, в том виде, в котором в настоящее время представляют

классическую модель аутсорсинга, эта форма организации проявилась в 1970 годах, когда из-за высокой стоимости процесса обработки данных даже крупные корпорации предпочитали передавать данные функции специализированным поставщикам услуг.

Аутсорсинг стал неотъемлемой, характерной чертой деятельности предприятий в 1990 годах, когда поставщикам услуг стали передавать на выполнение разнообразные функции. Стало расти количество функций, передающихся на выполнение и скорость заключения новых договоров. Ключевым фактором массового аутсорсинга стала глобализация торговли и развитием интернет-технологий, которые закономерно привели к росту темпов развития всех отраслей, связанных с экстернализацией функций сторонним организациям, в частности темп роста аутсорсинга и производства по контракту. Российская практика аутсорсинга начиналась с предложений услуг частными охранными предприятиями, рекламными и PR-агентствами, исследовательскими компаниями и т.д. Активную роль сыграл бум Рунета, ставший предпосылкой развития рынка услуг по созданию, поддержке и продвижению сайтов. Услуги, оказанные профессионалами, позволили компаниям-потребителям более качественно выполнить ту или иную функцию. Развитие аутсорсинга во многом определило интеграцию производства в сектор В2В.

Ф. Котлер в одной из первых книг, опубликованных в России [12], указал на существование рынка товаров промышленного назначения, который, по его мнению, включал рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений. Указанная точка зрения представлена и во многих работах отечественных ученых (И. В. Алешина, Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский и др.). Позднее Ф. Котлер выделял деловой рынок, институциональный рынок и рынок государственных организаций [11].

Многие отечественные исследователи не согласны с подходами Ф. Котлера. Они исходят из понятия рынка как такового. Реализация данного подхода выражается в представлении промышленного рынка как совокупности секторов продукции производственно технического назначения, товаров народного потребления, реализуемых оптом, и промышленных услуг [21].

Интернет-источник Википедия обозначает В2В как термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов, в данном случае — это юридические лица [27]. Другой он-лайн источник дает следующее определение: «В2В — сектор рынка, ориентированный на организацию взаимодействия между компаниями в процессе производства и продажи товаров или услуг» [28]. Если определение, приведенное в Вики-педии, относит к сектору В2В любой вид деятельности, то второе приравнивает В2В к инфраструктуре рынка, сфере услуг.

Таким образом, формируется рынок услуг предприятиям и организациям, выходящий за рамки деловых и иных видов услуг. Понятие «промышленные услуги», используемое специалистами промышленного маркетинга, значительно ограничивает спектр услуг предприятиям и организациям. Введение в научный оборот учеными и практиками таких терминов, как «деловые услуги», «профессиональные услуги», «интеллектуальные услуги», «услуги инфраструктуры» и пр. рассматривают отдельные виды услуг предприятиям и организациям, причем в отрыве от исследования общей совокупности услуг. Сопоставление классификаций и группировок данных услуг

показало, что во многом они пересекаются или указывают на одни и те же виды услуг.

В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно уточнить понятийный аппарат исследования данного объекта, определив, прежде всего, термин «рынок услуг предприятиям и организациям». Проведенное исследование позволило выявить следующие подходы, в рамках которых рассматриваются определения рынка услуг предприятиям и организациям.

Таким образом, в современной науке представлены секторальный, маркетинговый и дифференцированный подходы к определению рынка услуг предприятиям и организациям (табл. 1). C нашей точки зрения, следует рассматривать рынок услуг предприятиям и организациям как сферу обращения услуг и систему экономических, правовых и организационных отношений по торговле услугами, где субъектами спроса и предложения выступают юридические лица, ПБОЮЛ, органы государственного управления и органы местного самоуправления.

Предлагаемый подход позволяет рассматривать рынок услуг предприятиям и организациям в комплексе как совокупность рынков отдельных видов услуг различного характера и назначения, не ограничивая определенными сегментами. Согласно такой трактовке агентами рынка выступают юридические лица

Таблица 1

Подходы к определению рынка услуг предприятиям и организациям

Подходы Характеристика Секторальный — включение рынка услуг предприятий и организаций в состав секторов: Маркетинговый — включение рынка услуг предприятий и организаций в: Дифференцированный

Третичного Четвертичного Пятеричного Сектор В2В Промышленный рынок

1. Представление рынка услуг предприятиям и организациям В общей совокупности рынков сферы услуг Как совокупность рынков услуг, связанных с ИТ-технологиями и финансами Как совокупность рынков услуг, связанных с персоналом В составе общего комплекса взаимоотношений предприятий и организаций Как рынок промышленных услуг Как рынок отдельного вида услуг

2. Роль в экономике Обслуживание предпринимательской деятельности в части реализации отдельных функций и задач управления Ресурсное обеспечение основной деятельности Предоставление интеллектуальных, деловых, профессиональных и т. д. услуг

3. Агенты рынка Физические, юридические лица, органы государственного управления, органы местного самоуправления Юридические лица, ПБОЮЛ Юридические лица, ПБОЮЛ

(коммерческие и некоммерческие), ПБОЮЛ, органы государственного управления, органы местного самоуправления. Соответственно, роль к экономике рынка услуг предприятиям и организациям сводится к выполнению функций инфраструктуры рыночных отношений.

К сожалению, в отечественной науке рынок услуг предприятиям и организациям как самостоятельный объект исследования не изучен. Мы проанализировали ряд работ, посвященных отдельным услугам этого рынка.

В работе В.В. Печенко [18] на примере исследования процессов внедрения научных разработок доказано, что сфера услуг является не только поставщиком услуг, но и активным потребителем. Таким образом, место рынка услуг предприятиям и организациям в экономике не может определяться исключительно обслуживанием производственных компаний. Разработка названной гипотезы отчасти была продолжена и другими исследователями.

Так, И.К. Астахов [3] на примере изучения функционирования системы здравоохранения сформулировал положение, что «инфраструктурное обеспечение .... деятельности — это создание отвечающих нормативам и стандартам условий для осуществления . . деятельности, обеспечение лицензированным и имеющим сертификаты безопасности специфическим .. оборудованием, необходимого для деятельности, и специальная подготовка, и сертификация.... персонала». Многоточием в цитате нами заменено прилагательное «медицинский» с тем, чтобы показать, как исследователь определяет инфраструктуру, относя ее деятельность непосредственно к рынку услуг предприятиям и организациям.

А.Ю. Ахмедов [4] при разработке схемы основных инфраструктурных связей рынка бытовых услуг к таковым отнес рынок труда, рынок производственно-технических ресурсов, рынок недвижимости и финансово-кредитную инфраструктуру.

Следует заключить, что рынок услуг предприятиям и организациям играет более важную роль по обеспечению надежности инфраструктуры экономических отношений в различных отраслях и сферах деятельности.

По представлению Д.С. Пахомова, роль услуг, оказываемых юридическим лицам в экономике значительно шире, они оказывают прямое влияние на бизнес-процессы компаний, в частности, на накопление, анализ, хра-

нение и распространение информации, знаний, навыков, формирование дополнительных ресурсов, сохранение, поддержка, улучшение материально-технической базы, снижение риска реализации угроз внешней и внутренней среды, своевременное выявление и предотвращение ошибок и нарушений ведения хозяйственной деятельности, повышение конкурентоспособности предприятия и его продукции, совершенствование процесса управления, поиск новых возможностей, формирование и укрепление взаимосвязей агентов рынков и элементов инфраструктуры, развитие культуры предпринимательства, стабилизация экономики, снижение себестоимости продукции и пр. [17]. Д.С. Пахомов указывает зависимость спроса на деловые услуги не только от уровня спроса на конечный продукт, но и от уровня экономической активности и развития общей практики управления. В такой трактовке рынок услуг предприятиям и организациям представлен как поставщик сервиса для хозяйствующих субъектов. Очевидно, что такой взгляд на место рынка услуг предприятиям и организациям должен обусловить возрастающие требования к уровню оказания (обслуживанию) юридических лиц, квалификации персонала, оказывающего услугу, технической оснащенности поставщика услуг, уровню технологической сложности услуг. Указанная гипотеза подтверждается результатами ряда диссертационных исследований.

Необходимость высокотехнологичных технических и управленческих решений, высококвалифицированного персонала в области услуг защиты на рынке услуг предприятиям и организациям доказана И.Н. Калининым [8]. Его точку зрения по отношению к аудиторской услуге разделяет Л.В. Блинков, при этом в его работе выделяются шесть особенностей обслуживания юридических лиц (на примере аудита) и два уровня услуги по степени влияния на деятельность предприятия-заказчика [5].

Логичным следствием развитием данного подхода к определению места рынка услуг предприятиям и организациям в экономике является ожидание дифференциации услуг, что отражается в ряде научных исследований. Так, А.В. Корзун при исследовании эволюции услуг мерчендайзинга указывает на формирование комплекса мерчендайзинга, объектами элементов которого выступают торговые точки, управление, действия, люди [10]. При этом ус-

луги оказывают прямое воздействие на эффективность деятельности компании, влияют на ее конкурентоспособность и капитализацию. Кроме того, взаимодействие предприятий становится необходимым условием достижения искомой конкурентной позиции, что доказано в работе А.Ю. Орехова [16]. Причем в этом исследовании, как и в работе А. В. Корзуна, показано, что услуги предприятиям и организациям не только позволяют повысить эффективность предприятия-потребителя услуг, но и оказывают значительное влияние на удовлетворенность потребителей конечного продукта.

Исследование рынка антикризисного консультирования [1] доказывает, что данные услуги также усложняются, представленная автором классификация услуг показывает динамичное приращение их численности. Данное исследование представляет особый интерес и с той точки зрения, что рассматриваемая в нем услуга представляется как системная последовательность действий, содержание которых зависит от потребностей предприятия-потребителя услуг. Изучение отличительных особенностей осуществления процесса консультирования в традиционной и глобальной экономике [20] показывает, что усложняется и развивается процесс взаимодействия сторон, который отходит от формулы «заказчик-исполнитель» и приближается к партнерству.

Исследование Н.В. Майоровой значительно расширяет понимание возможной роли услуг предприятиям и организациям. В ее работе выделен промышленный сервис как часть сферы профессиональных услуг, которая охватывает основные стороны обслуживания основного и вспомогательного технологического оборудования промышленного предприятия, а также выполнение работ, относящихся к его производственной деятельности, включает в себя сервисные службы фирм-производителей оборудования, самостоятельные сервисные фирмы и сервисные

подразделения самих промышленных предприятий-производителей продукции, основным целевым назначением которой является высокоэффективная эксплуатация оборудования и осуществление необходимого комплекса работ, с учетом необходимости постоянной модернизации и рационального обновления самого оборудования и технологических процессов, выполняемых при его участии [13]. Отмечено, что место данных услуг может быть определено либо в широком смысле как сервис, осуществляемый производителем в местах эксплуатации продукции, либо в узком смысле — как сервис, сопровождающий функционирование технологии. По нашему мнению, данные позиции некорректно противопоставлять, они являются взаимодополняющими.

Поведение потребителей — юридических лиц стал объектом исследования в ряде работ. Так, диссертационное исследование П. Г. Мори [14] было посвящено разработке комплекса продвижения банковских услуг, где особый сегмент представляют предприятия и организации. Автором была выявлена специфика поведения потребителей в данном сегменте, показаны особенности разработки комплекса маркетинга.

В работе Т. Ю. Стельмах поведение потребителей — юридических лиц выступает как фактор развития технико-внедренческой особой экономической зоны [19]. Автор показал, что рынок услуг предприятиям и организациям играет ключевую роль в формировании особого экономического комплекса зоны, кластера.

Такие разнообразные подходы к определению роли, места рынка услуг предприятиям и организациям в экономике, а также содержательному наполнению взаимоотношений сторон в данном секторе обусловливают актуальность изучения классификационных подходов к структуризации отдельных сегментов рынка услуг предприятиям и организациям.

Литература

1. Александрова О.В. Формирование рынка антикризисного консультирования. Автореф. дис... к-та экон. наук. М., 2006.

2. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006, 2007.

3. АстаховИ.К. Организационно-экономическое обеспечение функционирования и развития инфраструктуры здравоохранения. Автореф. дис. к-та экон. наук. М. 2006.

4. Ахмедов А.Ю. Теоретико-методические аспекты организационно-экономической устойчивости инфраструктуры рынка бытовых услуг. Автореф. дис. к-та экон. наук. Махачкала, 2009.

5. Блинков Л.В. Организационный механизм развития рынка аудиторских услуг (на примере аудиторского обслуживания малых предприятий сферы услуг). Автореф. дис... к-та экон. наук. М., 2004.

6. Бравар Ж.-Л. Эффективный аутсорсинг. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007.

7. Важные особенности сектора услуг и торговли услугами в странах с переходной экономикой. ЕЭК. Записка секретариата ООН. Пятая сессия. 13—15 июня 2001 года. С. 3.

8. Калинин И.Н. Формирование рынка услуг защиты (на примере противопожарной защиты). Автореф. дис. к-та экон. наук. М., 2001.

9. Ковалев Д. А. Постиндустриальное общество и виртуализация экономики в развитых странах и России // Проблемы современной экономики. 2004. № 4 (12).

10. Корзун А.В. Развитие системы услуг мерчандайзинга на предприятиях розничной торговли. Автореф. дис. к-та экон. наук. М., 2004.

11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2006.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.

13. Майорова Н.В. Формирование эффективных структур сервиса на промышленных предприятиях. Автореф. дис. к-та экон. наук. СПб., 2009.

14. Мори П.Г. Формирование комплекса продвижения банковских услуг. Автореф. дис. к-та экон. наук.. М. 2006

15. Обзор рынка В2В // «Sales business / Продажи». 2006. № 8.

16. Орехов А.Ю. Механизм формирования и оценки эффективности сервисно-сбытовой сети предпринимательских структур автомобильной промышленности. Автореф. дис. к-та экон. наук. СПб., 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. ПахомовД. С. Развитие рынка деловых услуг в условиях присоединения России к ВТО // Автореф. дис. к-та экон. наук. М., 2004.

18. Печенко В.В. Координация деятельности научных учреждений и предприятий сферы услуг в области внедрения научных разработок. Автореф. дис. к-та экон. наук. М., 2001.

19. Стельмах Т.Ю. Формирование механизма управления поведением потребителей в условиях технико-внедренческой особой экономической зоны. Автореф. дис. к-та экон. наук. М., 2009.

20. Шкапяк А.М. Развитие предпринимательства в сфере консалтинговых услуг в современной России. Автореф. дис. к-та экон. наук. М., 2009.

21. Юлдашева О. У. Промышленный маркетинг теория и практика. Учебное пособие. М., 2004.

22. Eurostat doc. B6/94/21.06.1994

23. International Standard Industrial Classification of All Economic Activities. Seria M. № 4, Rev. 3. N. Y., 1990

24. Services Sectoral Classification List / Note by the Secretariat / GATT Secretariat, Group of Negotiations on Services / RESTRICTEDMTN. GNS/W/120? 10/06/1991.

25. UN Provisional Central Product Classification, 1996//ST/ESA/STAT/Ser. M/77/rev. 1.

26. http://autsoring.ru/autsorting/page/1/ (Дата доступа 2.05.2010).

27. http://ru.wikipedia.org/wiki/B2B (Дата доступа 8.04.2010).

28. http://www.advesti.ru/glossary/desk/1421 (Дата доступа 12.04.2010).

29. http://www.gilbo.ru/index. php? page=curs3&art=127 (Дата доступа 14.05.2010).

30. http://www.outsort.ru/istoriya-vozniknoveniya-autsorsinga/ (Дата доступа 9.04.2010).

31. http://www.secreti.info/i4.html (Дата доступа 19.04.2010).

Книжные новинки

Каурова О.В. Управление затратами в системе менеджмента сферы гостиничных услуг: Монография. М.: Издатель Степаненко, 2010. 296 с.

В монографии рассматриваются особенности управления затратами в системе менеджмента сферы гостиничных услуг. Большое внимание уделено теоретическим основам создания систем управления затратами в сфере гостиничных услуг, анализу современного затратоо-бразования в данной сфере, поведению затрат гостиниц и аналогичных средств размещения, а также моделированию управления затратами.

Предназначена для научных работников, преподавателей, слушателей, студентов высших учебных заведений и всех, интересующихся вопросами управления затратами в сфере гостиничных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.