Научная статья на тему 'Становление и современный этап развития сервиса в секторе В2В'

Становление и современный этап развития сервиса в секторе В2В Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГА / ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ И ПЯТЕРИЧНЫЙ СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / УСЛУГИ В2В / SERVICE / QUATERNARY AND QUINARY SECTORS OF ECONOMY / INTELLECTUAL SERVICES / B2B

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вапнярская Ольга Игоревна, Платонова Наталья Алексеевна, Поворина Елена Васильевна

Динамика роста сферы услуг приводит к развитию концепций секторального деления экономики, выделению различных видов новых услуг, преимущественно в рамках сегмента В2В. Вместе с тем, вопросы классификации услуг рынков В2В не нашли единого решения, существуют различные подходы. В статье рассматривается эволюция В2В как особого сектора сферы услуг, а также подходы к классификации данных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The growth of the services industry encourages the development of concepts in sectoral division of the economy and the provision of new services, mainly in the B2B market. However, there is no single classification of the services; that is, the taxonomy utilizes different approaches. The authors describe the evolution of the B2B market as a services sector and examine approaches to the classification of services.

Текст научной работы на тему «Становление и современный этап развития сервиса в секторе В2В»

СЕРВИСОЛОГИЯ

УДК 339.1

I СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ I СЕРВИСА В СЕКТОРЕ В2В

Ольга Игоревна Вапнярская, кандидат экономических наук, доцент, iesmgus@pochta.ru, Наталья Алексеевна Платонова, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент», prorector_nir@mail.ru,

Елена Васильевна Поворина, доцент, pov-elena@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The growth of the services industry encourages the development of concepts in sectoral division of the economy and the provision of new services, mainly in the B2B market. However, there is no single classification of the services; that is, the taxonomy utilizes different approaches. The authors describe the evolution of the B2B market as a services sector and examine approaches to the classification of services.

Динамика роста сферы услуг приводит к развитию концепций секторального деления экономики, выделению различных видов новых услуг, преимущественно в рамках сегмента В2В. Вместе с тем, вопросы классификации услуг рынков В2В не нашли единого решения, существуют различные подходы. В статье рассматривается эволюция В2В как особого сектора сферы услуг, а также подходы к классификации данных услуг.

Key Words: service, quaternary and quinary sectors of economy, intellectual services, B2B

Ключевые слова: услуга, четвертичный и пятеричный сектора экономики, интеллектуальные услуги, услуги В2В

Динамика развития сферы услуг, ее растущая значимость в национальной и глобальной экономике была признана на институциональном уровне, когда Колин Кларк предложил концепцию трехсекторной структуры экономики. Согласно данной теории экономическое развитие национальной экономики проходит определенные стадии, специфика которых заключается в различном соотношении первичного (сельского хозяйства), вторичного (промышленность) и третичного (сфера услуг) секторов.

В концепции трехсекторной структуры экономики к третичному сектору отнесена совокупность услуг сферы личного потребления и услуг, потребителями которых являются юридические лица. Названный подход создает определенные сложности в структуризации сектора, классификации услуг.

Международная классификация отраслевых стандартов для всех видов экономической деятельности [12] в качестве основного критерия использовала понятие отрасли как совокупности всех производящих единиц, основной вид деятельности которых один и тот же или аналогичен. Однако указанная классификация охватывает не все виды услуг, практически не учитывая услуги, которые являются факторами производства (используются для производственного потребления).

Международная стандартная отраслевая классификация [1] включает следующие секторы услуг: оптовая и розничная торговля и ремонт, гостиницы и рестораны, транспорт, складское хозяйство и связь, финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, аренда и коммерческая деятельность, государственное управление и оборона, образование, здравоохранение и социальные

услуги, прочие коммунальные, социальные и индивидуальные услуги и частные домашние хозяйства с наемным обслуживанием. Очевидно, что она требует пересмотра и детализации ряда статистических классификационных категорий, поскольку ряд обобщений (например, аренда и коммерческая деятельность) требует разделения и уточнения.

Для целей ГАТС (Генерального соглашения о торговле услугами, одного из основополагающих соглашений ВТО) в 1991 году был разработан «Классификационный перечень секторов услуг» [15], где в числе прочих 12 разделов впервые отдельным пунктом были выделены «Деловые услуги». Примечательно, что с широким использованием термина В2В в маркетинге для обозначения рынков услуг, потребителями которых становятся предприятия и организации, исследованиям классификации данного сегмента уделялось явно недостаточно внимания. Нередко этот сегмент сводился к термину «Деловые услуги» [9].

Временный единый классификатор продукта ООН (СРС) [13] создает классификационные группы на основе представления продукта как результата специфических видов деятельности, что обеспечивает наиболее полную классификацию. К условным недостаткам можно отнести лишь постоянные доработки и совершенствования.

На основе СРС Евростатом разработан Классификатор продуктов по видам деятельности (СРА) [11] для гармонизации всевозможных классификаций. СРА носит относительно локальный характер, является классификацией продуктов по видам деятельности в рамках ЕС и обеспечивает совместимость национальных классификаций членов ЕС и классификации на уровне ЕС. К достоинствам данного классификатора стоит отнести его детализированность и исчерпывающие комментарии.

Действующий в России ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС Ред. 1 — Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред. 1 кодов и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий.

На примере эволюции упомянутых классификационных систем можно проследить ряд тенденций. Увеличивается количество видов услуг, это требует все новых критериев классификации их совокупности. Приращение совокупности услуг происходит за счет более технологичных, интеллектуальных и сложных услуг.

К основным особенностям постиндустриального общества исследователи относят следующие:

• превращение теоретического знания в определяющий фактор общественной жизни, а также фактор приращения стоимости продукции, услуг и капитала;

• информация выполняет все больше экономических и социальных функций, а главными социальными институтами становятся университеты как центры производства, переработки и накопления знаний, тогда как промышленные корпорации перестают играть главенствующую роль;

• определяющим фактором экономической эффективности и социальной дифференциации становится не характер собственности, а уровень знаний;

• формирование обслуживающей или сервисной экономики с развивающимся четвертичным сектором экономики [7].

Необходимость более подробного деления третичного сектора экономики закономерно привела к выделению четвертичного сектора. Изначально к нему относили растущий рынок информационных услуг, а сейчас относят отрасли хозяйства, связанные с производством интеллектуальной продукции, научными исследованиями, сбором и обработкой информации, т.е. функционирование четвертичного сектора связывается с производством фундаментальных результатов и формированием уровня квалификации работников.

Таким образом, разделение третичного и четвертичного сектора в 1990-е годы стало прообразом выделения секторов личных услуг (В2С) и услуг предприятиям/организациям (В2В).

Коммерциализация четвертичного сектора, под которой эксперты понимают приобретение фундаментальными результатами товарного характера, повышает роль образования, которое, как ожидается, станет «одной из важнейших — и самой прибыльной отраслью экономики. В ближайшее десятилетие нас

ожидает переворот в образовании, связанный с новыми техническими возможностями его тиражирования, массовизации, концентрации и за счет этого интенсификации, повышения качества, специализации» [21]. Другой стороной коммерциализации четвертичного сектора следует считать процесс стандартизации технологий оказания услуг, когда до сих пор новая, интеллектуальная услуга, благодаря формализации основных процессов ее оказания, превращается в технологичный вид деятельности. Данный процесс протекает в рамках развития аутсорсинга.

Взгляды на отправную точку эволюции аутсорсинга разнятся. Ряд экспертов связывают его появление с периодом конца XIX — начала ХХ века, когда «в США и Западной Европе начал формироваться рынок удаленного администрирования, благодаря многочисленным юридическим конторам, аудиторским и консультационным центрам, возникшим и успешно начавшим работать на рынке» [22]. Хронологически это наиболее ранний период, в котором рассматривается аутсорсинг, хотя скорее следует говорить о зарождении практики обслуживания крупного предпринимательства субъектами малого бизнеса.

Интересный подход связывает становление аутсорсинга с противостоянием компаний Ford Motors (Г. Форд) и General Motors (А. Слоун-мл.) [2, 4]. По сути, это противостояние стало сравнением конкурентных преимуществ инсорсинговой и аутсорсинговой систем. Г. Форд стремился создать самодостаточную промышленную империю, в рамках которой осуществлялся весь спектр операций, связанных с проектированием, производством, сбытом и обслуживанием автомобилей. По признанию экспертов, это был один из самых грандиозных в истории проектов вертикальной интеграции: был построен гигантский промышленный комплекс с собственным портом и разветвленной сетью железных и шоссейных дорог, капитал инвестировался в угольные шахты, железорудные месторождения, участки строевого леса, стеклодувные фабрики и даже соевые и каучуковые плантации, а также в железные дороги, автомобильный транспорт и торговый флот. Результатом реализации проекта Г. Форда стало сокращение доли его компании на рынке до 10%, что стало классическим доказательством несостоятель-

ности стратегии создания самодостаточных инсорсинговых систем.

А. Слоун-мл. за 70 лет до появления термина «аутсорсинг» применил его методологию на практике в организации систем управления компаниями и в организации производства. Организационная структура управления реорганизованной General Motors опиралась на крупную группу управления, предполагающую, что многие специалисты получили право самостоятельно принимать важные решения. В основу организации производства был заложен метод кооперации узкоспециализированных производств как внутри своей компании, так и за ее пределами. Указанные меры принесли компании за 15 лет более 40% рынка [2, 4].

Другие авторы соотносят появление аутсорсинга и его массовое развитие со сферой информационных технологий. Действительно, в том виде, в котором в настоящее время представляют классическую модель аутсорсинга, она появилась в 1970-х, когда из-за высокой стоимости процесса обработки данных даже крупные корпорации предпочитали передавать указанные функции специализированным поставщикам услуг.

Аутсорсинг стал неотъемлемой характерной чертой деятельности предприятий в 1990-х годах, когда поставщикам услуг стали передавать на выполнение разнообразные функции. Стало расти количество функций, передающихся на выполнение, и скорость заключения новых договоров. Ключевыми факторами массового аутсорсинга стали глобализация торговли и развитие интернет-технологий, которые закономерно привели к росту темпов развития всех отраслей, связанных с экстерна-лизацией функций сторонним организациям, в частности темп роста аутсорсинга и производства по контракту [2, 4, 22].

Заемный труд как бизнес-практика возник в 1950-е годы в США. По прогнозам компании Kelly Services, в ближайшие 50 лет на временные контракты перейдет более 50% трудоспособного населения земли [18].

Пионерами аутсорсинга в России стали частные охранные предприятия (ЧОП), позволившие сотням предприятий защитить свой бизнес более качественно и более профессионально, чем несколько штатных охранников, затем в эту модель были вовлечены рекламные, PR-агентства, исследовательские

компании как полного, так и сокращенного цикла, что позволяло реализовывать модели максимального или выборочного аутсорсинга.

К 1998 году относят бум Рунета, породившего рынок услуг по созданию, поддержке и продвижению сайтов. В этот период возникли и успешно существуют до сих пор 3 хостинговые компании: РТКомм.ру, Masterhost и Игашй: (ранее Valuehost). По данным иссле-

дований Рунета на долю этих трех компаний приходится размещение около 60% российских сайтов.

Преобладание в четвертичном секторе высокотехнологичных, инновационных услуг, оказание которых требует высококвалифицированного труда, породило попытку ряда ученых идентифицировать четвертичный сектор как совокупность интеллектуальных услуг (табл. 1).

Таблица 1

Подходы к определению состава четвертичного сектора

Авторы и основные разработчики подхода Состав четвертичного сектора

Ф. Махлуп Выделил категорию «профессиональных услуг»: услуги инжиниринга, правовые, аудиторские и консалтинговые (accounting and auditing services), а также ряд услуг здравоохранения [14, 5].

П. Уиндрама, М. Томлинсон Использовали функциональный критерий, согласно которому были выделены: • архитектура, геодезия (surveying) и другие строительные услуги (construction service); • программное обеспечение и другие компьютерные услуги; • банковские и финансовые услуги; • услуги дизайна; • услуги, связанные с окружающей средой (например, в области законодательства об окружающей среде, мониторинг); • услуги по управлению средствами (facility management services); страхование; • услуги, связанные с наймом персонала; • маркетинговые услуги и исследования; • пресса и новостные услуги; • услуги, связанные с НИОКР; • телекоммуникационные услуги; • технико-инженерные услуги; • техническое обучение (technology-related training) [17, 5]

Я.И. Кузьминов и соавторы К интеллектуальным услугам (knowledge intensive service) по критерию особенностей производства отнесены следующие виды деятельности: • консультирование (включая ГГ-консалтинг); • аудит; • юридические услуги; • маркетинговые услуги; • оценочная деятельность; • доверительное управление активами; • технологический и финансовый аудит; • рекрутинг; • реклама и PR; • аналитическое обслуживание [8, 5].

Э. Мюллер, А. Зенкер По критерию вклада труда в добавленную стоимость (оплата труда) выделили группу услуг KIBS (knowledge intensive business service): • аудит; • управленческое консультирование; • маркетинг; • сертификацию; • рекламу; • право; • риэлторскую деятельность [15, 5].

Продолжение таблицы 1

Авторы и основные разработчики подхода Состав четвертичного сектора

М.Е. Дорошенко Выделил следующие виды услуг: • аудиторские; • инжиниринговые; • юридические; • рекламные и маркетинговые; • ИКТ; • доверительное управление активами; • дизайнерские; • подбор персонала [5].

И. Березин, группа специалистов ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ Выделили: • услуги в сфере создания и распространения рекламы • маркетинговые услуги, за исключением рекламы •консалтинговые услуги в области ГГ и информационных технологий • консалтинговые услуги в области аудита • кадровый консалтинг, услуги по подбору персонала • услуги в сфере инжиниринга •юридические услуги • дизайнерские услуги •риэлтерские услуги •услуги по финансовому консультированию, доверительному управлению [3].

На основе анализа вышеприведенных подходов М.Е. Дорошенко выделяет ряд признаков, отличающих интеллектуальную услугу:

• неоднородность продукта, который может быть полностью индивидуальным, состоять из некоторого стандартного «ядра», на которое для каждого клиента наращивается своя «оболочка»;

• клиент всегда выступает сопроизводите-лем услуги целиком или ее оболочки;

• основную часть добавленной стоимости создаваемой услуги создает высококвалифицированный труд [5].

На примере аудиторских услуг становится возможным показать условность выделения интеллектуальных услуг или услуг с интенсивным использованием знаний. Эта условность связана с упоминаемым выше процессом перевода «новых» для рынка услуг в разряд технологичных услуг. До стандартизации аудиторской деятельности каждый аудиторский отчет представлял собой определенную индивидуальную услугу, соответствующую вышеприведенным признакам. Однако ее качество далеко не всегда соответствовало ожиданиям клиента, что доказали инциденты с компаниями Большой пятерки. В настоящее время, когда в России действуют стандарты выполнения аудиторских услуг, результат этой дея-

тельности формализован и предсказуем. Как и прежде, для ее осуществления требуется высокопрофессиональный персонал, но при этом остается вопрос, насколько интенсивно или экстенсивно используется его профессиональный потенциал? «Интенсивность», по нашему мнению, здесь переходит в область формирования «оболочки» или сервиса для предоставляемой основной (ядра) аудиторской услуги. И эта оболочка создает уникальность услуги, ее определенную новизну для практики предпринимательской деятельности клиента и для научного сообщества. В результате создаются предпосылки для разделения четвертичного сектора благодаря более детальному делению услуг В2В.

В связи с этим ожидается, что в первые 30 лет XXI века развитие четвертичного сектора в части создания еще более усложненных услуг даст возможность проявиться пятеричному сектору, связанному с сервисом принятия управленческих решений высшего уровня в таких сферах как государственное управление, науки, высшее образование, здравоохранение, культура, медиа, некоммерческие организации [20, 10]. Ожидается, что данные услуги будут связаны, в первую очередь, с формированием мотиваций [19].

Таблица2

Группировка услуг сектора В2В по критерию отнесения к сектору экономики

Классификационные группы Сущность критерия Соответствующие группы услуг В2В

Третичный сектор экономики Сфера услуг в целом Транспорт, связь, и пр.

Четвертичный сектор экономики Информационные технологии как часть сферы услуг Информационные технологии, образование и научные исследования, глобальный маркетинг, банковские и финансовые услуги и другие услуги, связанные не с производством как таковым, а с его планированием и организацией

Пятеричный сектор Обеспечение стратегических управленческих решений Услуги, связанные с мотивацией

Таким образом, по нашему мнению, основными критериями классификации услуг сегмента В2В становятся:

•отнесение услуг к одному из секторов национальной экономики;

•уровень новизны оказываемых услуг; •ресурсы, формированию, воспроизводству или использованию которых способствуют услуги;

•функция (общая или специфическая) менеджмента, в рамках которой используются услуги В2В;

•целевое назначение (виды деятельности) услуг В2В;

Согласно секторальному делению национальной экономики услуги, оказываемые в системе В2В, присутствуют в третичном, четвертичном и пятеричном секторах (табл. 2).

Однако этот критерий не дает полного представления об уровне новизны или уникальности оказываемой услуги. По указанному критерию следует выделить интеллектуальные услуги, создающие что-либо новое, и технологичные услуги (табл. 3).

Таблица 3

Группировка услуг сектора В2В по критерию новизны

Классификационные группы Сущность критерия Соответствующие группы услуг В2В

1. Интеллектуальные услуги Создающие что-либо новое, в т.ч. изобретения и ноу-хау, а также разработка проектов Структура рынка интеллектуальных услуг (РИУ) включает диагностику, консультирование и аналитику, научно-исследовательские и опытноконструкторские работы (НИОКР), инфокомму-никационное посредничество, маркетинговые и юридические услуги, а также инжиниринг, профессиональный (в том числе инновационный) менеджмент и системное финансовое управление [6]

2. Технологичные услуги Опираются на овеществленные результаты интеллектуального труда и выполняются по отработанной технологии 2.1. Инфраструктурные (транспорт, логистика, связь) 2.2. Сервисные (экспертные услуги, клининг, химчистка, прачечная и пр.) 2.3. Технические (типография, ремонт и пр.) 2.4. Производственные (строительство, монтаж и пр.)

Таблица 4

Группировка услуг сектора В2В по ресурсам, формированию, воспроизводству или использованию

которых способствуют услуги

Классификационные группы Примеры соответствующих групп услуг В2В

Финансовые ресурсы Финансовые, банковские услуги и пр.

Человеческие ресурсы Услуги образования, экспертные услуги и пр.

Информационные ресурсы ИТ-услуги, связь и пр.

Материально-технические ресурсы Логистические услуги, инжиниринговые услуги и пр.

Технологичные услуги представляют собой услуги, которые ранее считались интеллектуальными, но в силу определенной стандартизации и формализации стали предоставляться в рамках четко определенной технологии или протокола (стандарта).

Указанные группы услуг могут способствовать развитию различных ресурсов предприятия/организации. Группировка по данному критерию представлена в табл. 4.

В табл. 5 представлена группировка услуг В2В по функциям менеджмента. Названный критерий выступает дополнением к предыду-

Группировка услуг сектора

щему. Целесообразно соотнести эти критерии для получения более полного представления о возможном делении услуг рынка В2В.

Наиболее обширной представляется группировка услуг В2В по целевому назначению (табл. 6). Этот базовый критерий позволяет провести более детализированное деление услуг сегмента В2В.

Таким образом, нами были рассмотрены подходы к классификации услуг рынка В2В и предложен ряд критериев для разработки более подробной группировки.

Таблица 5

по функциям менеджмента

Классификационные группы Подгруппы Примеры соответствующих групп услуг В2В

1. Основные функции менеджмента 1.1. Планирование Консалтинговые услуги в области разработки стратегических и иных планов

1.2. Организация и координация ИТ-услуги, консалтинг по разработке организационных структур, кадровый консалтинг, подбор кадров и пр.

1.3. Мотивация Консалтинговые услуги по разработке систем мотивации, team-building, тренинги и пр.

1.4.Контроль Инжиниринг систем безопасности и контроля, аудиторские услуги и пр.

2. Специфические функции менеджмента 2.1. Финансы и инвестиции Финансовые и банковские услуги, инвестиционный консалтинг и пр.

2.2. Маркетинг Услуги по проведению маркетинговых исследований, разработке и реализации рекламных и PR кампаний и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИОКР и пр.

Таблица 6

Группировка рынков услуг сектора В2В по целевому назначению

Рынок услуг Рынки отдельных услуг Предприятия-поставщики

Рынок образовательных услуг Профессиональная переподготовка Повышение квалификации Краткосрочное повышение квалификации Курсы Тренинги Вузы, ссузы, техникумы, колледжи, ПТУ Консалтинговые компании Тренинговые компании Тренеры, консультанты

Юридические и нотариальные услуги Юридические услуги Адвокатура Нотариат Консалтинговые компании Коллегии адвокатов Адвокатские кабинеты Нотариус

Исследовательские услуги НИР, ОКР Маркетинговые исследования Социологические исследования Сбор информации Вузы Консалтинговые компании Call-center

Консалтинговые услуги Проблемный консалтинг Разработка инвестиционных проектов, бизнес-планов, стратегий и пр. Отраслевой консалтинг Функциональный консалтинг (персонала, маркетинга и пр.) Консалтинговые компании Вузы Агентства по подбору персонала Эксперты

Торговля и логистика Оптовая, мелкооптовая торговля Складирование Упаковка, расфасовка Перевозки: авто, авиа, ж/д Аренда судов с экипажем Торговые компании Логистические компании Транспортные компании

Услуги связи Телефон ТВ Интернет-провайдинг ^-телефония Почта Почта Телекоммуникационные компании Операторы связи Интернет-провайдеры

Финансовые и страховые услуги Банковские услуги Брокерские услуги Страховые услуги Факторинговые услуги Платежные системы Биржи, банки Финансовые институты Страховые компании Факторинговые компании

Аудиторские услуги Финансовый аудит Экологический аудит Маркетинговый аудит Аудит персонала и т.д. Аудиторские компании Консалтинговые компании Аудиторско-консалтинговые группы

Клининг Клининговые услуги офисных, производственных помещений, транспортных средств Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ Услуги прачечной Услуги химчистки Прачечные-химчистки Клининговые (уборочные) компании Санитарные компании

Услуги общественного питания Поставка обедов Организация и обслуживание банкетов Комбинаты общественного питания Кейтеринговые компании Рестораны

Продолжение таблицы 6

Рынок услуг Рынки отдельных услуг Предприятия-поставщики

Услуги технического сервиса Ремонтные услуги Поставка запасных частей и расходных материалов Услуги по поставке, монтажу и техническому обслуживанию аппаратуры, офисной техники и др. Техническое обслуживание автомобилей Ремонтные компании Сервисные компании

Информационные услуги Разработка программного обеспечения Обслуживание программного обеспечения Проектирование и обслуживание компьютерных сетей и систем Типографские и копировальные услуги Консалтинговые компании Типографии, издательства

Инжиниринговые услуги Разработка архитектурного проекта, дизайн-проекта и пр. Строительство Отделочные работы Поставка, монтаж и наладка оборудования Услуги в области растениеводства Строительные компании Архитектурные компании (бюро) Компании ландшафтного дизайна Агрокомбинаты, фермы

Депозитарная деятельность Услуги по хранению информации Депозитарии

Услуги по обращению недвижимого имущества Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества Оценка недвижимого имущества Офисные центры Риэлторские компании Оценочные компании

Экспертные услуги Услуги в области сертификации Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу Консалтинговые компании Издательства Переводческие бюро Службы секретарей

Литература

1. Важные особенности сектора услуг и торговли услугами в странах с переходной экономикой. ЕЭК. Записка секретариата ООН. Пятая сессия. 13—15 июня 2001 года. С. 3

2. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006, 2007.

3. Березин И., Дорошенко М. Богатство России интеллектом прирастать будет! // Маркетинг PRO. 2007. № 10.

4. БраварЖ.-Л. Эффективный аутсорсинг. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007.

5. Дорошенко М.Е. Интеллектуальные услуги: сегодня и завтра // Форсайт. 2007. № 2(2).

6. Забродин А.Ю. Интеллектуальные услуги в бизнесе. М.: Экономика. 2009

7. Ковалев Д.А. Постиндустриальное общество и виртуализация экономики в развитых странах и России // Проблемы современной экономики. 2004. № 4 (12).

8. КузьминовЯ.И. Россия: Формирование институтов новой экономики. Тезисы. М.: Изд-во ГУ—ВШЭ, 2003. С. 6.

9. Пахомов Д.С. Развитие рынка деловых услуг в условиях присоединения России к ВТО. Автореферат дис.. канд. экон. наук. М.: мГуС, 2004.

10. Сайфиева С.Н., Быкадоров М.А. Теоретические основы и эволюция развития аутсорсинга // Журнал экономической теории. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2006. № 3.

11. Eurostat doc.B6/94/21.06.1994.

12. International Standard Industrial Classification ofAll Economic Activities. Seria M. №4, Rev.3.N.Y., 1990.

13. UN Provisional Central Product Classification, 1996//ST/ESA/STAT/Ser.M/77/rev.1.

14. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton: Princeton University Press, 1962.

15. Muller E., Zenker A. Analysis of Innovation-oriented Networking between R&D Intensive Small Firms and Knowledge-Intensive Business Services: Empirical Evidence from France and Germany. Proceedings of the High-Technology Small Firm Conference, 4—5 June 1998. Univ. of Twente (the Netherlands).

Р. 175-203.

16. Services Sectoral Classification List / Note by the Secretariat / GATT Secretariat, Group of Negotiations on Services / RESTRICTEDMTN.GNS/W/120?

17. Windrum P., Tomlinson M. Knowledge-Intensive Services and International Competitiveness: A Four Country Comparison. Technology Analysis and Strategic Management, vol. 11, № 3, September 1999, Р. 391-408.

18. http://autsoring.ru/autsorting/page/1/ (Дата доступа 15.03.2010)

19. http://digest.subscribe.ru/business/marketing/n177140480.html (Дата доступа 1.04.2010)

20. http://geography.about.com/od/urbaneconomicgeography/a/sectorseconomy.htm (Дата доступа 15.03.2010)

21. http://www.gilbo.ru/index.php?page=curs3&art=127 (Дата доступа 21.03.2010)

22. http://www.outsort.ru/istoriya-vozniknoveniya-autsorsinga/ (Дата доступа 19.03.2010)

УДК 316.334.3

I теоретические подходы к содержанию I понятия «услуга»

Леонид Иванович Савинов, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы,

Елена Николаевна Рябова, кандидат социологических наук, доцент, yula1@bk.ru,

ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск, Республика Мордовия

The authors examine the theoretical approaches to the concept of Service, including the history of the term in science. Service is consideredfrom the viewpoint of economic theory, sociological theory, and social work. The article discusses a variety of definitions for service, services, and social services. The authors consider the application of the concepts in the field of social services.

В статье анализируются теоретические подходы к понятию и природе «услуги», включая историю возникновения указанного термина в науке. «Услуга» рассматривается с точки зрения экономической теории, социологической теории и социальной работы. Представлены разнообразные определения «услуги», «социальной услуги», «обслуживания». Рассматривается проблема применения понятий «услуги» в сфере социального обслуживания населения.

Key Words: service, social services, welfare Ключевые слова: услуга, социальная услуга, благо

Система социального обслуживания населения — это важнейшая отрасль социальной сферы общества, которая поддерживает и оказывает помощь миллионам людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, особенно она

значима в период социально-экономических и политических потрясений.

С момента принятия Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» прошло 14 лет, но за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.