ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ
МНОГОСТОРОННЕГО И ДВУСТОРОННЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ШОС*
Е.Б. Яценко, Р.Г. Федоров
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В статье предпринята попытка обозначить координаты Шанхайской организации сотрудничества на мировом политическом ландшафте с учетом ее готовности вносить свой вклад в развитие других международных формальных и неформальных структур при условии совпадения тематических интересов и закреплении за собой права модерировать ситуацию в рамках самостоятельно очерченного глобального пазла управления. На примере деятельности ШОС рассматриваются подходы к определению эффективности проектов в образовательной сфере, осуществляемых данной международной организацией в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества.
Ключевые слова: ШОС, Россия, образовательное сотрудничество, международные организации, показатели, индикаторы эффективности международной деятельности.
THE APPROACHES TO DETERMINING THE EFFICIENCY OF PROJECTS OF MULTILATERAL AND BILATERAL INTERNATIONAL INTERACTION IN THE EDUCATIONAL AREA ON THE EXAMPLE OF SCO
E.B. Yatsenko, R.G. Felorov
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. The article attempts to identify the coordinates of the Shanghai Cooperation
* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 28.12944.2018/12.1
1 WEF (2015) Global Risks. WEF Report. Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-risks-2015/ executive-summary/ (дата обращения: 11.11.2018).
2 Ларионова М.В. Новый подход к оценке эффектив-
ности международных институтов Оценка эффек-
Organization in the global political landscape, considering its willingness to contribute to the development of other international formal and i n formal structures, subject to thematic inter-e sts coinciding and securing the right to moderate the situation within the framework of a self-defined global management puzzle. Using the example of the activities of the SCO, approaches to determining the effectiveness of projects in the field of education carried out by this international organization in the framework of multilateral and bilateral cooperation are considered.
Keywords: SCO, Russia, educational cooperation, international organizations, indicators, indicators of the effectiveness of international activities.
Турбулентность политического ландшафта на международном уровне последних двух с половиной десятилетий и рождение многополярного глобального порядка сопровождается обострением уже привычных и возникновением новых вызовов и угроз, которые невозможно преодолеть в одиночку ни одному государству. Эти процессы вызывают трансформации в сотрудничестве как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях взаимодействия, влияют на способность субъектов международных отношений
к адаптации в новых глобальных условиях 1 2
игры1 2.
В поиске решения двух укрупненных групп задач - безопасности и развития, государства и международные организации ищут более эффективные механизмы глобального управления, что ведет к институциональному разнообразию в формировании отношений на международном уровне. Такая «конкурентная многосторонность» может расцениваться как позитивная тенденция, позволяющая достигать лучших результатов чем «теряющее динамику сотрудничество в рамках существующих механизмов3.
тивности взаимодействия международных институтов в процессе глобального управления. Вестник международных организаций, 2016. Т. 11. № 1. С. 126-152. https://iorj.hse.ru/2016-11-1/179407460.html (дата обращения: 11.11.2018). 3 Egel N. (2015) Order and Disorder in Today's Global Order. Report from Princeton University hosted fifth workshop on global governance. 4-5 June.
Однако умножающееся количество формализованных и неформальных глобальных, региональных и двусторонних международных организаций, не снимает ответственность за будущее и стабильность многополярного мира с государств и созданных ими международных институтов. Практика последних лет показывает, что устоявшиеся формализованные институты во главе с системой ООН нуждаются в реформировании в связи с тем, что сами они не могут эффективно противостоять возникающим вызовам без поддержки новых институализирован-ных международных партнерств [Такур 2016: С.1].
В свою очередь, и новые международные организации, вырабатывая актуальную повестку дня, стараются оптимизировать свою деятельность за счет использования уже имеющихся апробированных подходов, выработанных устоявшимися международными институтами и принятых на высшем уровне в рамках их деятельности решений. Такого рода процессы наблюдаются в развитии, например, Шанхайской организации сотрудничества, которая с одной стороны, имеет все предпосылки занять лидерские позиции в рамках заявленного мандата на территории стран-участниц, с другой стороны, готова вносить свой вклад в развитие других международных организаций при условии совпадения тематических интересов и закреплении за собой права модерировать ситуацию в рамках самостоятельно очерченного глобального пазла управления.
Исследованиям международного сотрудничества в сфере образования посвящено большое количество трудов российский и зарубежных ученых. Отдельное внимание в научной литературе уделяется вопросам образовательного сотрудничества России со стратегическими партнерами из числа стран Шанхайской организации сотрудничества. Среди таких работ стоит выделить исследования таких авторов, как Филиппова В.М., Ефремовой Л.И., Сюльковой Н.В., Лаврова В.С., Сафроновой Е.И., Цю Сяофэнь и др.
1 Индия и Пакистан стали членами ШОС [Электронный документ] // Сетевое издание РИА Новости https://ria.ru/20170609/1496181707.html (Дата обращения: 24.11.2018)
2 Ст. Хартии ШОС (Санкт-Петербург, 6 июня 2002
В данной статье предпринимается попытка на примере деятельности ШОС найти подходы к определению эффективности проектов в образовательной сфере, осуществляемых в рамках многостороннего и двустороннего международного сотрудничества. Актуальность проработки данной тематики обусловлена необходимостью перехода в деятельности данной международной организации на проектный принцип управления.
Важно отметить, что ШОС — это основанная в 2001 г. лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана, и Узбекистана международная организация, которая после присоединения к ней в 2017 г. Индии и Пакистана1 стала одной из крупнейших в мире. Сегодня человеческое измерение ШОС - это половина населения планеты и 60% ее территории. Постоянные механизмы сотрудничества организации сложились еще в рамках деятельности Шанхайской пятерки (Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан). В 1999 г. на саммите в Бишкеке было принято решение о создании основных инструментов и механизмов управления организацией: встреч министров и экспертных групп, введение института национальных координаторов, назначаемых каждой страной, а с 1 января 2004 г. ШОС является полноценной международной организацией, обладающей собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом [Ко-миссина 2005: 25].
Среди 10 основных задач деятельности организации, одна напрямую декларирует необходимость поощрения эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес2. Таким образом, сфера образования является одной из ключевых в работе ШОС.
г.) [Электронный документ] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/901858896 (Дата обращения: 26.11.2018)
При этом деятельность и соответственно проекты данной международной организации легитимны на международном уровне, так как ШОС - это устойчивая инклюзивная организация, имеющая в своем составе конкретных государств-участников, ив то же время обладающая признанием со стороны государств-наблюдателей, третьих стран и других международных структур. Исходя из анализа документов ШОС, организация выработала модель принятия решений с учетом своего присутствия на международном поле. Поэтому исполнение конкретных согласованных обязательств и достигнутые результаты должны вести к изменениям на национальном и /или международном уровне. Таким образом, легитимность в данном случае имеет четкую корреляцию с эффективностью.
В свою очередь, под эффективностью деятельности организации, в первую очередь, понимается способность государств-участников согласовывать общие обязательства, обеспечивать исполнение принятых решений и осуществлять политические изменения, необходимые для решения коллективных про-блем1.
Изменения в сфере образования ШОС опираются на нормативную базу организации, которая содержится в следующих документах:
1. Хартии Шанхайской Организации Сотрудничества от 6 июня 2002 г., Статья 1 Цели и задачи «... .поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кре-
дитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес; Статья 3 Направления сотрудничества «...расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма. .»2.
2. Соглашении между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 года (весь текст соглашения)3.
3. Договоре о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 16 августа 2007 г., Статья 19 «Договаривающиеся Стороны развивают между собой обмены и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, науки, технологий, здравоохранения, туризма, спорта и других социальных и гуманитарных сферах. Договаривающиеся Стороны взаимно поощряют и поддерживают установление прямых связей между учреждениями культуры, образовательными, научными и исследовательскими учреждениями, осуществление совместных научно-исследовательских программ и проектов, сотрудничество в подготовке кадров, обмене студентами, учеными и специалистами. Договаривающиеся Стороны активно способствуют созданию благоприятных условий для изучения языка и культуры других Договаривающихся Сторон4.
4. Соглашении о сотрудничестве между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью от 11 июня 2010 г.,
1 Gnath K., Mildner S-A., Schmucker C. (2012) G20, IMF and WTO in Turbulent Times. Legitimacy and Effectiveness Put to the Test. SWP Research Paper (August). Berlin: German Institute for International and security Affairs.http://www.swp-berlin.org/filead-min/contents/products/researchpa-
pers/2012_RP 10_Gnath_mdn_Schmucker.pdf (Дата обращения: 26.11.2018)
2 Хартия ШОС (Санкт-Петербург, 6 июня 2002 г.) [Электронный документ] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/901858896 (Дата обращения: 26.11.2018)
3 Соглашение между правительствами государств-
членов ШОС о сотрудничестве в области образования (Шанхай, 15 июня 2006 г.) [Электронный документ] // Электронный фонд правовой и нормативно -технической документации
URL: http://docs.cntd.ru/docu-
ment/902029746#loginform (Дата обращения: 26.11.2018)
4 Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Бишкек, 16 августа 2007 года) [Электронный документ] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/902086025
Статья 3 Формы сотрудничества «.. .7) содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.»1.
5. Соглашении об учреждении и функционировании Университета Шанхайской организации сотрудничества от 6 июня 2017 г., «Стороны учреждают Университет Шанхайской организации сотрудничества (далее -Университет) в целях осуществления скоординированной подготовки высококвалифицированных кадров на основе совместных образовательных программ высшего образования по специальностям и (или) направлениям подготовки, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств - участников настоящего Соглашения, и дополнительных профессиональных программ (далее - совместные образовательные программы), а также для реализации совместных научных и научно-технических проектов»2.
6. Циндаоской декларации Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 10 июня 2018 г., «Государства-члены продолжат активную реализацию Соглашения между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области образования (г. Шанхай, 15 июня 2006 г.) в целях расширения обмена научно-педагогическими сотрудниками и осуществления совместной подготовки высококвалифицированных кадров. Государства-члены, придерживаясь принципа взаимного уважения, будут всемерно развивать практическое сотрудничество в сфере обмена преподавателями и студентами, проведения совместных научных работ, академических визитов, языкового обучения, профессионального образования и молодежных обменов»3.
В качестве примеров проектной деятельности можно привести Университет ШОС,
цикл ежегодных мероприятий «Неделя образования государств-членов ШОС», Молодежный форум университетов стран ШОС и
др.
Одним из значимых проектов в сфере образования является сетевой Университет ШОС (УШОС), созданный в 2008 г. по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в ходе Бишкекского саммита. В настоящее время УШОС как международный образовательный проект развивается на основании Соглашения об учреждении и функционировании Университета Шанхайской организации сотрудничества. Необходимо отметить, что для оформления этого межправительственного соглашения странам-партнерам потребовалось 10 лет. Но это не значит, что деятельность организации в данной сфере неэффективна. Государства-члены запустили проект сначала на межвузовском уровне, отработали механизмы поддержки, алгоритм приема и сопровождения обучающихся, а также процедуры защиты дипломов, получения сертификатов, а уж потом подошли к институциональному закреплению данного международного образовательного проекта через подписание межправительственного соглашения.
Сегодня в УШОС входит 77 вузов из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Китая и России и 1 университет из Беларуси (страна наблюдатель). С 2008 по 2018 гг. ШОС подготовил 1994 высококвалифицированных специалиста, обучившихся по согласованным инновационным образовательным программам по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-членов ШОС. При этом 1066 человек обучались в вузах России. Университет пользуется заслуженной популярностью у обучающихся
1 Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с преступностью (Ташкент, 11 июня 2010 г.) [Электронный документ] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации http://docs.cntd.ru/document/902359644 (Дата обращения: 26.11.2018)
2 Соглашение об учреждении и функционировании
Университета Шанхайской организации сотрудничества (Астана, 6 июня 2017 г.) [Электронный документ] // Электронный фонд правовой и нормативно-
технической документации URL:
http://docs.cntd.ru/document/456022984 (Дата обращения: 26.11.2018)
3 Циндаоская декларация Совета глав государств-членов ШОС (Циндао, 10 июня 2018 г.) [Электронный документ] // официальный сайте Президента России URL:
http://www.kremlin.ru/supplement/5315 (Дата обращения: 26.11.2018)
и работодателей, и своим развитием и востребованностью выпускников доказывает эффективность проектной деятельности ШОС в сфере образования.
В свою очередь вопрос определения понятия эффективности проведения международных мероприятий как одного из видов проектной деятельности организации и далее оценки данной эффективности неоднозначен и зависит от поставленных организаторами целей и задач, степени удовлетворенности, достижения ожиданий участников, отложенного положительного, нейтрального и/или негативного эффекта, других факторов. При этом если по поводу экономической эффективности международных мероприятий, проводимых за счет государственного бюджета самих стран-участниц все более-менее понятно, то есть, здесь главное, чтобы организаторы вписались в предварительно заложенную сумму финансирования. То эффективность международных мероприятий в целом априори имеет более широкий смысл, так как сами они главным образом направлены на придание импульса двустороннему и/или многостороннему сотрудничеству, развитие отдельных направлений деятельности организаций. Зачастую оценить влияние отдельного мероприятия на развитие тех или иных аспектов работы международной организации удается только через некоторое, иногда продолжительное время, когда достигнутые договоренности заработают частично или в полной мере.
В то же время, в международной практике подготовка и проведение значимых мероприятий сопровождается большой и разноплановой работой в международном информационном поле, в самом названии мероприятия и всех документах указывается место проведения, что повышает узнаваемость города и страны проведения события, в большинстве случаев имиджевый, нематериальный эффект делает место проведения мероприятия центром притяжения и для делового сообщества, становится популярным у жителей. Поэтому в данном ключе понятие эффективности мероприятия приобретает но-
1 Большой толковый социологический словарь [Электронный документ] иЯЬ:
https://gufo.me/dict/social_dict/%D0%98%D0%BD%
вые грани, дает основу для разработки других, важных для развития страны/города проведения и сообщества тем, а значит и возможного увеличения числа значимых мероприятий в будущем. Закрепление наименования одного из крупнейших китайских городов, символа современного Китая в названии международной организации сотрудничества вносит серьезный вклад в формирование положительного имиджа страны в целом.
На сегодняшний день в практике планирования международной деятельности принято использовать целевые показатели и целевые индикаторы. Это абсолютно оправдано, поскольку определение изначального уровня состояния той или иной проблемы и планируемого результата через систему выявления этих показателей и индикаторов дают возможность выстраивать структуру управления процессами системных изменений в данной сфере деятельности.
Понятия «показатель» и «индикатор» не тождественны, и каждое из них несет свой смысл. Показатель - это способ представления хода свойств, который позволяет измерить (определить) через цифровые данные какой-либо процесс в его развитии. В то же время, показатель — это количественная и/или качественная характеристика объекта, описывающая какое-либо его свойство.
При определении показателей эффективности мероприятий, как части международной деятельности целесообразно придерживаться понятия, определяющего качественную характеристику того или иного направления активности.
В свою очередь, понятие «индикатор» (от латинского «указатель») пришло в международную деятельность для отображения хода какого-либо процесса, его результатов, состояния объекта наблюдения в простой и доступной человеку форме.
Социологический толковый словарь1 объясняет индикатор как доступную наблюдению и измерению характеристику изучаемого объекта. В международной деятельности индикатором может быть сама характеристика, ее состояние, изменение состояния или мера этого изменения. То есть при
D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0 %BE%D1%80%D1%8B (Дата обращения: 05.12.2018)
определении индикаторов, характеризующих эффективность деятельности, важно то, что это - характеристика, которая доступна не только наблюдению, но и измерению. Итак, под показателем в данном случае целесообразно понимать критерий или признак, на основании которого производится измерение и оценка того или иного процесса, а под индикатором -характеристику, которая измеряется, и которая количественно характеризует какое-либо качественное состояние, выражаемое через показатель.
В то же время индикаторы могут быть не только количественными и качественными, но и индикаторами процесса и индикаторами изменений1. Такой подход помогает избежать путаницы, когда дело доходит до собственно измерения значений индикаторов.
Непосредственно мероприятия, проводимые в рамках деятельности международных организаций, в том числе таких организаций сотрудничества, как ШОС, целесообразно оценивать, как индикаторами процесса, так и индикаторами изменений. Сам процесс приводит к определенным изменениям сначала у участников мероприятий, проводимых этими организациями, а в конечном итоге, такая деятельность нацелена на заданные проектом изменения в сообществе, см. рис. 1.
Рисунок 1 - Взаимосвязь индикаторов процесса и изменений в международной проектной деятельности
1 Мониторинг и оценка: индикаторы эффективности [Электронный документ] URL: https://by.odb-
Действительно, количество мероприятий и их участников, количество потраченных финансовых средств, оборудованных помещений, написанных и изданных печатных материалов, также, как и количество заходов на сайты мероприятий, -это все индикаторы, характеризующие процесс. При этом даже если эти индикаторы выбираются, как свидетельства результатов выполненных работ или оказанных услуг, они все равно остаются индикаторами процесса, поскольку не указывают на изменения в состоянии или поведении участников этого процесса и их значимого окружения. Оборудованное помещение не представляет никакого изменения, пока им не начнут пользоваться по назначению. Изданные материалы ничего не меняют, пока люди не начнут их читать и применять эту информацию на практике.
В то же время, если принять за основу, что эффективность мероприятий влияет на полезность деятельности организации, и вложенные ресурсы приводят к положительным изменениям в жизни целевых групп, то оценить данную деятельность возможно через индикаторы изменений.
При этом для корректной оценки эффективности проекта (а в данном случае -мероприятий) в целом необходим подбор соответствующих индикаторов, при создании которых важно, чтобы они: а.) поддавались измерению либо подсчету, б.) одинаково понимались и измерялись с одинаковой точностью разными людьми в разное время, в.) измерялись своевременно и без неоправданных затрат, г.) одномоментно измерялся
только один параметр.
office.eu/files/docs/Monitoring-i-ocenka.pdf (Дата обращения: 05.12.2018)
Важно также, чтобы каждый выбираемый индикатор соответствовал всем перечисленным характеристикам. В этом случае появляется достаточное количество аргументов для того, чтобы убедить себя и других в эффективности проектной деятельности (в данном случае, проведения международных мероприятий).
Относительно измеряемости индикаторов необходимо отметить, что все они так или иначе должны обладать данным свойством, то есть во все индикаторы должны быть заложены числа. Это может быть исчисляемое количество участников, предметов, заходов на сайт, мероприятий, экземпляров. Это может быть доля, выраженная, как правило, в процентах. Это может быть наличие или отсутствие того, что мы оцениваем, и выражается оно в цифрах «0» - нет в наличии, «1» - есть в наличии.
«Качественные» индикаторы указывают на происходящие изменения, например, «доля (или количество) кандидатов наук, опубликовавших статьи от общего количества кандидатов наук, принявших участие в мероприятии». В данном случае увеличение процента или числа таких людей будет указывать на повышение статус-ности/важности проведенного мероприятия в их жизни.
Исходя из мониторинга мероприятий многостороннего и двустороннего международного сотрудничества России в рамках ШОС в сферах науки, образования, инноваций и молодежной политики можно выделить ряд тематических индикаторов их эффективности, преимущественно относящихся к индикаторам процесса.
1. GR- индикаторы мероприятий, характеризующие качество организации мероприятия с точки зрения налаживания и укрепления связей с органами государственной власти стран-участниц международной организации, стран- наблюдателей и третьих стран. К таковым относятся:
с пленарным докла-
дом
GR- Наличие официаль- есть / нет
2 ных делегаций от стран-участниц международной организации
GR- Наличие официаль- есть / нет
3 ных делегаций от стран - наблюдателей международной организации и третьих стран
GR- Рост числа членов доля числа
4 национальных де- членов де-
легаций по сравне- легации те-
нию с предыдущим кущего ме-
годом/мероприя- роприятия
тием от числа членов прошлого мероприятия
GR- Соблюдение пари- Соблюде-
5 тета /рост/ сниже- ние пари-
ние статусности тета/рост/
участников прово- снижение
димого мероприя-
тия по сравнению
с прошлым меро-
приятием
2. PR - индикаторы мероприя-
тий, характеризующие качество организации мероприятия с точки зрения налаживания и укрепления связей с общественностью стран-участниц международной организации, стран- наблюдателей и третьих стран, а также медиа-поддержки. Среди таких индикаторов:
Таблица 1.
№ пп Наименование индикатора чем измеряется
GR-1 Участие представителей Органов государственной власти в мероприятии участвуют/ не участвуют
Таблица 2.
№ Наименование ин- чем изме-
пп дикатора ряется
РЯ- Наличие сайта /от- есть / нет
1 дельной страницы мероприятия
РЯ- Наличие предвари- есть / нет
2 тельной регистрации на сайте
РЯ- Наличие страниц есть / нет
3 мероприятия в социальных сетях
РR- Наличие трансля- есть / нет
4 ции мероприятия в
он-лайн режиме
РR- Цитируемость ме- Количе-
5 роприятий во ство цити-
время его проведе- рований
ния на основных (определя-
государственных ется мето-
каналах телевиде- дом кон-
ния стран-участ- тент-ана-
ниц международ- лиза СМИ)
ных организаций.
РR- Индекс цитируемо- Число
6 сти мероприятия внешних
через месяц после ссылок в
его проведения сети Ин-
тернет, ко-
торые ве-
дут на
сайт.
РR- Количество статей Единиц
7 о мероприятии в статей
СМИ националь-
ного уровня
РЯ- Количество захо- Ед.
8 дов на сайт меро-
приятия
3. Субстантив (содержательные) индикаторы, характеризующие мероприятие с точки зрения новизны программы, востребованности наработок, эффективности.
Таблица 2
№ пп Наименование индикатора Чем/как измеряется
С-1 Наличие итогового сборника тезисов участников мероприятия есть / нет
С- 2 Количество экземпляров итогового сборника материалов мероприятия Экз.
С- 3 Наличие новых специальных мероприятий в программе есть / нет
С- 4 Наличие в программе интерактивных мероприятий (форсат-сессий, панельных дискуссий, есть / нет
рабочих завтрахов и
т.д.)
С- Наличие проектов есть / нет
5 (старт-апов), иници-
ированных на меро-
приятии
С- Доля осуществлен- %
6 ных проектов от
инициированных на
мероприятии
С- Доля исполненных %
7 обязательств, приня-
тых на мероприятии
от общего количе-
ства этих обяза-
тельств
С- Результаты фанд- тыс. руб.
8 райзинга: %
- объем при-
влеченных
средств
- рост объема
привлечен-
ных средств
по отноше-
нию к про-
шлому меро-
приятию
Состав данных индикаторов должен быть сформирован, исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и задач международных мероприятий, проводимых в рамках деятельности ШОС, созданных в свою очередь в интересах устойчивого социально-экономического развития всех государств-участников через сотрудничество на двустороннем и многостороннем уровнях для обеспечения фундамента современной системы международной стабильности и коллективной безопасности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аничкин Е. С. Усиление роли университетов в развитии трансграничных регионов: вызовы и решения // Экономика. Профессия. Бизнес. — 2015. — № 2. — С. 47-52.
2. Аржанова И.В. Российская высшая школа в контексте международного образовательного / И. В. Аржанова. -Москва: Логос, 2012. - 328 с.
3. КомиссинаИ.Н., КуртовА.А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности / под ред. Е.М. Кожокина. М.: Изд-во РИСИ, 2005. 117 с.
4. Л.И. Ефремова, Р.Г. Федоров 10 лет Университету Шанхайской организации сотрудничества: основные результаты работы. Вестник РУДН. Том 10. №4. Стр. 377-388.
5. Лавров В. С. Статус и деятельность Шанхайской организации сотрудничества: международно-правовой аспект: дис.... канд.юрид. наук: 12.00.10/ РАН - Москва 2008.-198 л.
6. Международное образовательное сотрудничество : опыт трансграничного вуза [Текст] : монография / [М. А. Ко-стенко и др. ; под ред. С. В. Землюкова] ; М-во образования и науки РФ, Алтайский гос. ун-т. - Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2015. - 226 с.: приоритеты и безопасность. Москвв.- 2014. № 32 (269) - С. 35-49
7. Морозов Ю.В., Сафранова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества России и Китая с центрально-Азиатскими партнерами в рамка ШОС // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Москвв.- 2014. № 32 (269) - С. 3549
8. Сафронова Е.И. Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества в деле развития ШОС //Китай в мировой и региональной политике (История и современность) / Отв. редактор-составитель Е.И. Сафронова. М.: РАН. Ин-т Дальн. Востока, 2015. С.119-134.
9. Сюлькова Н.В. Международное сетевое сотрудничество российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (университеты ШОС, СНГ, БРИКС). Научный аспект № 4-2017 - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2017. - Т1. - с. 7-16
10. Такур Р., Иов Б., Серрано М., Тусси Д. Следующий этап в консолидации и расширении глобального управления // Глобальное управление. 2014. Том 20. № 1.С. 1.
11. Цю Сяофэнь Взаимодействие Китай-
ской Народной Республики и Российской Федерации в рамках Шанхайской организации сотрудничества: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.15 / ЛИ Мэнлун; РУДН - Москва., 2017. - 173 л.
Об авторах: Яценко Елена Борисовна -к.т.н., директор департамента по развитию международной проектной деятельности РУДН (e-mail: [email protected]); Федоров Роберт Геннадьевич - к.э.н., начальник отдела организационно-финансового сопровождения международных проектов и координации сотрудничества с сетевыми университетам РУДН (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Anichkin, Ye. S. Strengthening the role of universities in the development of cross-border regions: challenges and solutions // Economy. Profession. Business. - 2015. -№ 2. - P. 47-52.
2. Arzhanova, I.V. Russian higher school in the context of international educational / I. V. Arzhanova. - Moscow: Logos, 2012. -328 p.
3. Efremova, L.I., Fedorov, R.G. 10 years to the University of the Shanghai Cooperation Organization: the main results of the work // Vestnik RUDN. 2017. Volume 10. No.4. Pp. 377-388.
4. International educational cooperation: the experience of a cross-border university [Text]: monograph / [M. A. Kostenko and others; by ed. S.V. Zemlyukova]; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Altai State. un-t - Barnaul: Publishing house of the Altai State. University, 2015. - 226 p.
5. Komissina.N., KurtovA.A. Shanghai Cooperation Organization: the formation of a new reality / ed. EAT. Cojokina M .: RISS Publishing House, 2005. 117 c.
6. Lavrov V.S. of the Shanghai Cooperation Organization: the international legal aspect: D... Candidate Sciences: 12.00.10 / RAS - Moscow 2008.-198 l.
7. Morozov Yu.V., Safranova E.I. The value of humanitarian cooperation between Russia and China within the framework of the
SCO // National interests: priorities and security. Moscow-2014. № 32 (269) - p. 3549
8. Qiu Xiaofen, Interaction between the People's Republic of China and the Russian Federation in the framework of the Shanghai Cooperation Organization: dis. ... Cand. the story Sciences: 07.00.15 / LI Menlun; RUDN - Moscow., 2017. - 173 l.
9. Safronov E.I. The current and promising role of humanitarian cooperation in the development of the SCO // China in world and regional politics (Past and Present) / Otv. editor-compiler E.I. Safronov. M.: RAN. Inst Dal. East, 2015. P.119-134.
10. Syulkova N.V. International network cooperation of Russian universities in the implementation of educational programs in various regions of the world (SCO, CIS, BRICS universities), Scientific aspect No. 4-2017 - Samara: Aspect LLC, 2017. - T1. - p. 7-16
11. Thakur R., Job B., Serrano M., Tussie D. (2014) The Next Phase in the Consolidation and Expansion of Global Governance // Global Governance. Vol. 20. No. 1. P. 1.
About the authors: Yatsenko Elena Bori-sivna — PhD in Technical Sciences, Director of Department for the International Project Development, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: [email protected]); Fedorov Robert Gennadevich — PhD in Economics, Head of the Department for Organizational and Financial Support of International Projects and Cooperation with Network Universities, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: [email protected]).