ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Широнин Н.В. Email: [email protected]
Широнин Никита Валерьевич — бакалавр международных отношений, факультет мировой экономики и мировой политики, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются различные аспекты экономического сотрудничества в рамках ШОС. Автор рассматривает уже реализованные и планируемые в рамках организации проекты, даёт оценку эффективности экономического сотрудничества в рамках группы. Кроме того, автор определяет перспективы экономического взаимодействия в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества и делает прогноз относительно будущего развития организации. Особое внимание уделено выявлению проблем экономического сотрудничества в рамках ШОС.
Ключевые слова: Шанхайская Организация Сотрудничества, международные отношения, экономическое сотрудничество.
ECONOMIC COOPERATION IN THE SCO: PROBLEMS AND PROSPECTS Shironin N.V.
Shironin Nikita Valerevich — Bachelor in International Relations, FACULTY OF WORLD ECONOMY AND INTERNATIONAL AFFAIRS, NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, MOSCOW
Abstract: the article analyzes various aspects of economic cooperation within the SCO. The author examines implemented and planned projects within the organization, assesses the effectiveness of economic cooperation within the group. In addition, the author determines the prospects for economic cooperation within the Shanghai Cooperation Organization and makes a prediction about the future development of the organization. Particular attention is paid to identifying the problems of economic cooperation within the SCO.
Keywords: Shanghai Cooperation Organization, international relations, economic cooperation.
УДК 339.924
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - постоянно действующая региональная международная организация, основанная 15 июня 2001 года в Шанхае лидерами Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана. Прообразом ШОС являлась «Шанхайская пятёрка», созданная в 1996 году, состоявшая из тех же государств (за исключением Узбекистана) и ставившая своей целью решение наиболее острых проблем региональной безопасности [5, с. 13]. Несмотря на то, что изначально «Шанхайская пятёрка» была сформирована исключительно для обеспечения безопасности в пограничных регионах, уже в 1998 году на саммите в Алма-Ате стороны переговоров заявили о необходимости укрепления и поощрения сотрудничества стран-участниц организации во всех сферах экономики. И в декларации о создании ШОС 2001 года расширение экономического сотрудничества выделялось уже как одно из приоритетных направлений деятельности организации. В целях развития регионального торгово-экономического сотрудничества, в том же году был принят меморандум о целях и направлениях сотрудничества государств в сфере экономики и о начале создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Так же важность сотрудничества в данной сфере была подчёркнута и в Хартии ШОС 2002 года.
В 2003 году была принята программа торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС, которая определила цели и приоритетные направления экономического сотрудничества в рамках организации. В краткосрочной перспективе предусматривалось увеличение потока товаров в регионе и создание благоприятных условий для инвестиций, а в качестве долгосрочной цели была выдвинута идея создания зоны свободной торговли на территории
ШОС. В 2004 году был утверждён план мероприятий по реализации данной программы, выделивший конкретные проекты экономического сотрудничества в рамках организации. Транспорт, энергетика, сельское хозяйство были названы приоритетными направлениями развития сотрудничества.
На саммите в 2005 году особое внимание уделялось необходимости сотрудничества в сфере освоения нефтегазовых месторождений и постройки газо- и нефтепроводов. В 2006 году был учрежден Деловой совет ШОС, который объединяет представителей бизнес-сообщества членов организации для стимулирования сотрудничества в сфере экономики путём налаживания диалога между финансовыми кругами стран-участниц ШОС и продвижения международных экономических проектов. В том же году было создано Межбанковское объединение, в состав которого вошли Банк Развития Республики Казахстан, Расчётно-сберегательная компания Республики Кыргызстан ОАО «РСК Банк», Государственный банк развития Китайской Народной Республики, Внешэкономбанк Российской Федерации, Государственный сберегательный банк Республики Таджикистан «Амонатбонк» и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан. Основными направлениями деятельности в формате Межбанковского объединения стали предоставление финансирования для реализации акцентированных на инфраструктурное строительство и экспортно-ориентированные сектора экономики проектов и стимулирование экономических связей между членами ШОС. Проекты, реализуемые в рамках Межбанковского объединения, как предлагаются на правительственном уровне, так и инициируется самими банками. Причём почти все проекты осуществляются на двусторонней основе.
Таким образом, к настоящему моменту в рамках ШОС созданы Деловой совет, Межбанковское объединение ШОС, обеспечены благоприятные условия для экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества стран-членов ШОС. И, несмотря на то, что из-за слаборазвитых механизмов целевого финансирования в рамках ШОС пока что отсутствуют успешные многосторонние экономические проекты, деятельность организации способствует активизации двустороннему сотрудничеству стран-членов организации.
Перспективы экономического сотрудничества в рамках ШОС очень широки, особенно многообещающими являются сферы энергетики и транспорта. Ещё с 2005 года по инициативе России продвигается идея создания Энергетического клуба ШОС для обсуждения вопросов в энергетической сфере представителями бизнеса и руководства стран. Сотрудничество в энергетике позволяет странам-участникам организации реализовывать такие преимущества, как экономическая взаимодополняемость и географическая близость. В ходе заседания Совета глав правительств в 2014 году китайской стороной была предложена идея создания «Экономического пояса Шёлкового пути», ориентированного на развитие экономического сотрудничества и строительства общей транспортной системы ШОС [2, с. 21]. На саммите ШОС в Ташкенте 23-24 июня 2016 года главы стран-участниц ШОС снова выразили свою поддержку инициативы о создании «Экономического пояса Шёлкового пути». Китай усиливает свое влияние в центральноазиатском регионе, активно финансирует создание инфраструктуры и кредитует экономики задействованных в проекте стран. Выгоды от сотрудничества с Китаем в рамках ШОС для государств Центральной Азии также присутствуют, поскольку оно предоставляет возможность для получения кредитов и инвестиций, развития торговли, энергетических проектов, строительства инфраструктуры. А при реализации инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути» некоторые центральноазиатские республики за счёт своего географического положения могут стать важными транзитными артериями между Китаем и Европейским Союзом.
Завершение процесса присоединения Индии и Пакистана к организации также может положительно повлиять на экономическое сотрудничество в рамках организации, поскольку обе страны заинтересованы в рынках Центральной Азии, стремятся инвестировать в этот регион, и планируют осуществление ряда инфраструктурных и энергетических проектов.
Кроме того, в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества активно ведётся работа по созданию Банка развития ШОС в качестве общего фонда для финансирования международных проектов. Однако российская сторона опасается, что подобная структура будет полностью контролироваться Китаем. Таким образом, отсутствие многостороннего и эффективного механизма финансовой поддержки инвестиционной деятельности все еще остается одним из слабых мест организации. Также, в основном из-за российского сопротивления, вызванного опасением возможного доминирования китайских товаров на российском и центральноазиатском рынках и вытеснения отечественного производителя, всё ещё отдалённой перспективой является создание зоны свободной торговли на территории стран-участниц ШОС. Россия опасается китайской
экономической гегемонии в регионе и выступает за сохранение активности ШОС в сфере обеспечения безопасности, борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Также, к проблемам экономического сотрудничества в рамках организации можно отнести различия в масштабах и в уровнях развития экономик стран-членов ШОС. Из-за различий в экономических условиях стран-участниц и отличающихся интересов сотрудничество возможно лишь по узкому кругу ключевых направлений. Россия и страны Центральной Азии являются поставщиками сырья в Китай и покупателями готовой продукции. И китайские инвестиции в Россию и в центральноазиатские республики направлены на увеличение производства и экспорта в Китай как раз именно сырьевых ресурсов, а также, на стимулирование импорта китайской продукции этими странами, что осложняет для них попытки диверсификации экономики и преодоления сырьевой ориентации, а также ведёт к постепенному истощению ресурсов при отсутствии или недостаточной развитости других отраслей экономики. Кроме того, одной из проблем экономического сотрудничества в рамках организации можно назвать значительные различия в национальных законодательствах стран-участниц.
Таким образом, экономическое сотрудничество стран-участниц ШОС является крайне перспективным направлением. Планируемые проекты, в особенности в сфере энергетики, транспорта и инфраструктурного строительства, могут оказать огромное позитивное воздействие. Можно сказать, что ШОС стала уникальной региональной площадкой для экономического сотрудничества государств, для привлечения инвестиций. За время существования ШОС были сформированы такие механизмы взаимодействия, как собрания ответственных за экономическое развитие министров. Стабильно развивается сотрудничество в областях энергетики и транспорта, эти же сферы экономики являются наиболее перспективными. Однако процесс экономического сотрудничества в рамках ШОС замедляется из-за серьезных различий в уровнях экономического развития стран-членов, отсутствия механизма целевого финансирования проектов и ограниченности сфер взаимодействия. Также наблюдается некоторое несоответствие интересов России и Китая в отношении долгосрочных перспектив экономического сотрудничества, наиболее проблемной из которых является создание зоны свободной торговли.
Список литературы / References
1. Декларация о создании ШОС. Центральный интернет портал ШОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mfoshos.ru/ru/?id=37/ (дата обращения: 10.03.2017).
2. Лукин А.В. Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция // Международная жизнь, 2014. № 7. С. 18-22.
3. Межбанковское объединение ШОС. Официальный сайт представительства РФ в ШОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scorussia.ru/cooperation/20140828/1013171344.h tml/ (дата обращения: 11.03.2017).
4. О подписании меморандума между правительствами государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Предпринимательское право. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_21605.html/ (дата обращения: 11.03.2017).
5. Троицкий Е.Ф. Становление и развитие Шанхайской Организации Сотрудничества (20002007 гг.) // Вестник. Томского государственного университета, 2008. № 2 (7). С. 12-18.
6. У ШОС появится свой «Энергетический Клуб» // Центральный интернет-портал ШОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=310/ (дата обращения: 11.03.2017).
7. Хартия Шанхайской организации сотрудничества. // Центральный интернет-портал ШОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infoshos.ru/ru/?id=33/ (дата обращения: 11.03.2017).