ГЕОЭКОЮМИКА И ГЕОПОЛИТИКА
АЛИЕВ М.А.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ШОС
Аннотация: ШОС — открытая международная организация, охватывающая почти две трети евразийского материкового пространства. ШОС является специфическим региональным объединением государств. В его основе лежат геополитические интересы Китая и России, политические и экономические интересы стран Центральной Азии.
ШОС объединяет разноуровневые по степени развития и величине экономики. Страны — участницы данного регионального проекта пытаются найти механизм согласования экономических интересов для равноправного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества на основе разработки и реализации проектов многостороннего сотрудничества, создания совместных предприятий и организаций.
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Межбанковское объединение, интеграция.
Аи!ЕУ MA.
ECONOMIC INSTITUTES OF SCO
SCO is an open international organization covering almost 2/3 of the Eurasian continental space. SCO is a specific regional union of countries. It is based on geopolitical interests of China and Russia, political and economic interests of CA countries.
SCO unites various levels of country economies by the degree of development and size. The countries-participants of this regional project are trying to find a mechanism of agreement of economic interests for equal partnership and mutually beneficial cooperation based on the development and implementation of projects of multi-sided cooperation, creating collaborative enterprises and organizations.
Keywords: Shanghai Cooperation Organization (SCO), Interbank union, integration.
В июле 2001 г. в Астане состоялась первая рабочая встреча экспертов государств — членов ШОС по вопросам развития торгово-экономического сотрудничества. В сентябре того же года в Алма-Ате главы правительств подписали меморандум об основных направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Главы правительств стран ШОС в мае 2002 г. в Пекине подписали Протокол к Меморандуму и приняли решение о создании механизма и регламента встреч министров государств — членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, их встречи проводятся не реже раза в год.
Первым важным документом во внешнеэкономической сфере сотрудничества, носящим уже не декларативный, а скорее прикладной характер, стала принятая 23 сентября 2003 г. на Совете глав правительств (СГР) ШОС Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, определяющая направления партнерства до 2020 г. Программа предусматривает выход на современные формы торгово-экономического сотрудничества, включая создание условий для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий. В сентябре 2004 г. на очередном заседании СГП государств — членов ШОС в Бишкеке был утвержден План мероприятий по реализации программы. Охватывая важные области экономического, научно-технического и гуманитарного взаимодействия, План включает в себя более ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества. Однако реализация этих мероприятий проводится весьма медленными темпами и включает в себя далеко не все запланированные проекты. Возможно, это связано с утратой актуальности некоторых проектов или необходимостью их дальнейшей доработки, а возможно, и с политикой «лидеров» (Россия и Китай), которым не всегда выгодно экономическое укрепление остальных членов ШОС.
Как для России, так и для Китая наиболее выгоден вариант двустороннего сотрудничества с остальными членами ШОС с точки зрения простоты достижения консенсуса, юридического оформления и осуществления контроля за исполнением. Кроме того, Китай хотел бы укрепить свое экономическое и политическое влияние в Центральной Азии (ЦА), а России необходимо сохранить и усилить здесь свое присутствие [1]. В большинстве случаев запуск тех или иных проектов обусловлен доминирующей позицией Китая, заинтересованного в получении цен-
тральноазиатских ресурсов (нефти, газа, руд черных и редких металлов, гидроэнергоресурсов), продвижении собственных товаров как на рынок ЦА, так и на европейские рынки. Для реализации предыдущих двух положений необходимо строительство новых транспортных коридоров. Также Китай, как никто из остальных стран — членов ШОС, способен стать основным инвестором новых проектов. Китайские инвестиции в странах региона преследуют также цель стимулировать развитие китайских западных регионов, в настоящее время уступающих развитому восточному Китаю.
Что касается России, то она, в первую очередь, видит в ЦА рынок сбыта своих товаров, даже тех, которые оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке. Следовательно, появление более дешевых китайских товаров (что обеспечивается более дешевой китайской рабочей силой и совершенными технологиями производства) явно невыгодно России. Что касается энергетического комплекса, то транзит нефти и природного газа из стран ЦА до недавнего времени почти полностью контролировался Россией. Благодаря своему географическому положению между ЦА и Европой и унаследованной от советского времени сети нефте- и газопроводов, Россия практически монополизировала транспортировку углеводородов из региона в направлении Европы. Это обеспечивает ей рычаги политического влияния в ЦА и экономическую выгоду. Одновременно страны ЦА являются для России также поставщиками дешевой рабочей силы.
Особого внимания заслуживают отношения России и Китая. Совпадение коренных национальных интересов наших двух стран может стать одним из главных факторов экономического развития России, особенно ее восточных регионов, и укрепления ее международных позиций. В такой же мере это относится и к КНР. Китай является главным партнером для российского Дальнего Востока по многим показателям, прежде всего, это взаимодополняемость экономик: природные ресурсы, добывающая и оборонная промышленность, инновационный потенциал — у России, мощная обрабатывающая промышленность, наличие избыточной рабочей силы, значительный объем валютных резервов — у КНР [2]. Мощный толчок развитию российского Дальнего Востока придает освоение месторождений углеводородов на Сахалине, в Республике Саха и в Восточной Сибири, а также создание трубопроводных систем, позволяющих их экспорт в Китай.
В свою очередь государства ЦА для увеличения экспорта своих природных ресурсов и устранения транспортной зависимости от Российской Федерации стремятся диверсифицировать маршруты транзита своих энергоносителей, а значит, активно способствуют реализации, в первую очередь, транспортных проектов в рамках ШОС и строительства новых трубопроводов, финансируемых Китаем.
Вместе с тем большинство экономических проектов, выдвинутых в рамках ШОС, не только не реализованы до конца, но и не доведены даже до стадии запуска. Все отчеты представителей министерств, отвечающих за экономическое сотрудничество, сводятся к перечислению двухсторонних, намного реже многосторонних проектов, имеющих, по сути, к ШОС лишь то отношение, что в них задействованы страны-члены.
Медленный запуск механизмов реального сотрудничества, с одной стороны, объясняется сложностью процесса принятия решений, поскольку у каждого свои интересы и на согласование общей позиции уходит много времени, но с другой стороны, это связано с агрессивной политикой Китая по отстаиванию своих торговых интересов и нежеланием России и прочих стран — членов ШОС ей подчиняться.
Стоит отметить, что на каждом саммите ШОС поднимаются вопросы развития сотрудничества в области таможенного контроля, регулирования трудовой миграции, обеспечения финансовой и информационной безопасности. Ведется речь об укреплении экономического сотрудничества в различных сферах на основе равноправия и взаимной выгоды. Но объективных результатов многостороннего экономического сотрудничества в рамках организации пока нет.
Наряду с постоянно действующими органами ШОС проходят регулярные собрания отраслевых министров. Первая встреча министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, прошла в 2002 г. В том же году собрался первый Форум ШОС по инвестициям и развитию в области энергетики.
В рамках ШОС созданы механизмы для проведения ежегодных встреч на уровне глав государств и правительств (премьер-министров), министров иностранных дел, экономики, транспорта, культуры, обороны, безопасности, генеральных прокуроров, а также руководителей пограничных ведомств и министерств по чрезвычайным ситуациям. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств — членов организации.
Важным шагом к формированию действенных механизмов экономического сотрудничества стало создание в 2006 г. Межбанковского объединения и Делового совета в рамках ШОС.
Годом раньше на саммите в Астане было согласовано создание международного банка SCO
_Региональным ировлгмы прюьрлйо&лниу экономики, №2, 2014_
Council с целью финансирования совместных проектов организации. Первое заседание SCO Interbank Association было проведено уже в феврале 2006 г. в Пекине. В состав членов этого международного банка вошли Банк развития Казахстана, Государственный банк развития Китая, Внешэкономбанк России, Национальный банк Таджикистана, Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана.
В июне 2006 г. в Шанхае в ходе проведения второго заседания Совета МБО (межбанковское объединение) ШОС в состав членов объединения вошла Расчетно-сберегательная компания Киргизии и была подписана Программа действий в поддержку регионального экономического сотрудничества, отражающая стратегию деятельности МБО в ближайшие годы.
На Шанхайском саммите в 2006 г. были подписаны первые соглашения о выделении кредита для ведения совместных инвестиционных проектов на общую сумму 742 млн долл. США.
В августе 2007 г. в рамках Саммита ШОС в Бишкеке было подписано Соглашение о взаимодействии между МБО и Деловым советом ШОС и утвержден Регламент о взаимодействии банков — членов МБО ШОС при выборе, экспертизе и реализации проектов [3].
Созданием регионального механизма международного финансового сотрудничества — Межбанковского объединения без образования юридического лица и подписанием Соглашения о межбанковском сотрудничестве в рамках ШОС был дан старт долгосрочному и многообещающему процессу. Межбанковское объединение призвано стать важным элементом конструкции экономического взаимодействия в рамках
ШОС. Участниками Соглашения стали уполномоченные банки государств — членов ШОС: Внешэкономбанк Российской Федерации, Государственный банк развития Китая, Банк развития Казахстана, Национальный банк Республики Таджикистан, Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и подключившаяся к работе несколько позднее (в 2006 г.) Расчетно-сберегательная компания, определенная правительством Киргизии [4].
Эти банки, с одной стороны, должны выполнять задачу по аккумуляции финансовых ресурсов региона и предоставлять конкретные услуги первоочередным объектам сотрудничества; с другой — изучать возможности того, как приспособиться к глобализации, создать в регионе финансовую систему и рынок, соответствующие особенностям данного региона. Появление этой структуры отвечает требованиям времени, актуальным потребностям всех стран региона в развитии экономики и укреплении экономического сотрудничества. Она предоставляет финансовые средства и механизм долговременного финансового обеспечения странам региона, которые готовы реагировать на вызовы глобализации и использовать имеющиеся шансы. Безусловно, создание надежных источников финансовых ресурсов для обеспечения деятельности ШОС, в том числе и экономической, необходимо, но не станет ли Межбанковское объединение еще одним рычагом влияния со стороны, в первую очередь, Китая, поскольку финансовые системы остальных стран- членов, за исключением России, находятся на этапе становления и не имеют достаточных средств для обеспечения необходимого уровня развития собственных экономик, не говоря уже о способствовании реализации различных проектов в рамках ШОС.
При этом официально представителями ШОС всячески акцентируется внимание на том, что Межбанковское объединение в своей работе опирается на принципы равенства, взаимной выгоды и добровольности. Все его участники делают акцент на схожих взглядах и имеющихся преимуществах, а не на их различиях.
В рамках Межбанковского объединения ШОС реализуются проекты, которые предложены на правительственном уровне либо с инициативой которых выступают сами банки. При этом проекты необязательно должны касаться всех шести стран, входящих в ШОС, они могут быть интересны и двум-трем странам.
Разработаны также Общие принципы формирования и управления банками — членами проектов Межбанковского объединения в рамках ШОС, идентифицирующие основные принципы отбора проектов для финансирования со стороны банков — членов Межбанковского объединения. Документом также предусматривается создание электронной информационной базы и выработка регламента взаимодействия банков- членов по оценке и дальнейшей реализации проектов.
Приняты и Рамочные принципы предоставления кредитных линий между банками — членами Межбанковского объединения в рамках ШОС, которые определяют процедуры предоставления кредитных линий, организацию финансирования инвестиционных проектов, финансового обслуживания двусторонней и многосторонней торговли и др.
В целом, нормативная база для функционирования МБО определена, сформирован и контролирующий орган однако, нет никакой гарантии, что удастся избежать перекосов в финансировании проектов и чрезмерного лоббирования чьих-либо интересов [5].
К 2011 г. Межбанковскому объединению удалось следующее:
1. Был осуществлен китайско-казахстанский проект по строительству Мойнакской гидроэлектростанции на реке Чарын. Реализация этого проекта позволит обеспечить электроэнергией растущие потребности экономики южных регионов Казахстана.
2. Национальным банком внешнеэкономической деятельности Узбекистана (НБУ) и Банком развития Китая в 2006 г. было подписано кредитное соглашение на сумму в 20 млн долл США. Соглашение направлено на поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства. Срок кредитования по данной линии составляет девять лет, в том числе два года льготного периода
3. Подписано Соглашение между Внешэкономбанком Российской Федерации и Государственным банком развития Китая (2006 г.) о намерениях финансировать совместные проекты с кредитным лимитом 500 млн долл США.
Соглашение предусматривает различные формы финансирования совместных проектов, а также проведение гарантийных операций и расчетов. Стороны намерены организовывать финансирование проектов в области поддержки промышленного экспорта, инвестиционных программ в энергетической, стекольной, деревообрабатывающей и бумажной промышленности, сельском хозяйстве. Внешэкономбанк и Госбанк развития Китая успешно сотрудничают не первый год. Ранее, в 2005 г., банки подписали два кредитных соглашения на общую сумму 512 млн долл США. Полученные средства пошли на финансирование поставок машин и оборудования из Российской Федерации в Китай. С российской стороны Внешэкономбанк обеспечивает финансирование в размере 1 млрд долл США на поощрение российского промышленного экспорта в страны — члены ШОС. В этом процессе участие принимают и китайские партнеры.
4. Заключено соглашение между Внешэкономбанком Российской Федерации и Банком развития Казахстана (январь 2006 г.), в рамках которого осуществляется финансирование и банковское обслуживание инвестиционных проектов, реализуемых в том числе в сфере инфраструктурного строительства в различных отраслях промышленности, включая экспортно-ориентированные отрасли. Документ предусматривает также финансовое сопровождение проектов в соответствии с Соглашением о межбанковском сотрудничестве в рамках ШОС — организацию кредитов, совместное финансирование инвестиционных проектов и экспортных операций. Стороны ставят своей целью эффективное стимулирование экономического и инвестиционного сотрудничества, в частности, между различными предприятиями приграничных и близлежащих регионов Казахстана и России в рамках совместных проектов, имеющих государственную поддержку на национальном и/или региональном уровне.
Программа осуществляется с учетом предложений различных предприятий, министерств, ведомств и субъектов приграничных регионов Казахстана и России, заинтересованных в реализации совместных проектов, представляющих общий интерес и соответствующих инвестиционным приоритетам сторон.
В феврале 2007 г. было подписано Соглашение между Расчетно-сберегательной компанией Киргизии и Госбанком развития Китая, предполагающее укрепление экономического сотрудничества между Киргизией и КНР в финансово-банковской сфере. Предполагается, что Китай при инвестировании киргизских проектов будет финансировать около 80 % всей стоимости проекта. Также были достигнуты договоренности в области обмена опытом, обучения и стажировки специалистов ОАО «РСК» в Государственном банке развития Китая.
В 2008 г. «Амонатбанк» Таджикистана стал новым партнером Межбанковского совета ШОС.
В 2009 г. правительство Китая открыло кредитную линию в 10 млрд. долл странам ШОС на преодоление последствий кризиса. Приоритет отдается проектам регионального значения, в частности, в сфере энергетики, строительства дорог и других инфраструктурных проектов.
Все проекты, финансируемые МБО, представляют собой исключительно двустороннее сотрудничество, то есть вполне можно предположить, что страны могли осуществить их и без участия ШОС. Кроме того, основным источником финансирования большинства проектов является Китай. С одной стороны, это хорошо, поскольку все страны — члены ШОС испытывают недостаток финансов, но с другой — это дает возможность Китаю продвигать, прежде всего, свои интересы по расширению рынка сбыта товаров в обмен на энергоресурсы. С помощью Межбанковского объединения страны ШОС планируют укрепить платформу для дальнейшего сотрудничества, цель которого в течение ближайших двадцати лет перейти на режим свободного перемещения в рамках региона товаров, капитала, технологий.
Сформированный параллельно с МБО в 2006 г. Деловой совет ШОС является неправительственной организацией, объединяющей деловые и финансовые круги государств — членов ШОС.
Приоритетная цель Делового совета государств — членов Шанхайской организации сотрудничества заключается в развитии торгово-экономических отношений и содействии в установлении прямых контактов между бизнесменами из стран ШОС. Среди важнейших направ-
_Региональным ировлгмы прюьрлйо&лниу экономики, №2, 2014_
лений работы ШОС — выработка унифицированной законодательной базы, касающейся, прежде всего, экономической сферы, финансов, добычи и транспортировки нефти и газа, а также области туризма [6].
Бизнесмены стран — членов ШОС заинтересованы в поиске инвесторов и партнеров. Посредством Делового совета они могли бы решать свои вопросы, если бы эта организация имела достаточную силу и влияние. Кроме того, с помощью Делового совета возможна организация информационного обмена по деловым предложениям, инвестиционным проектам, приглашениям для участия в тендерах, семинарах, выставках и т. д.
В июне 2006 г. в ходе юбилейного саммита в Шанхае президент Российской Федерации В. В. Путин обозначил задачу по формированию Энергетического клуба ШОС. Большинство стран — участниц организации идею поддержали.
Энергетический клуб должен стать совещательным органом, который объединит представителей государственных и деловых кругов, а также информационно-аналитических, научно-исследовательских центров в сфере топливно-энергетического комплекса государств — участниц ШОС. Предполагается, что членами клуба станут не только постоянные участники организации, но в том числе и страны-наблюдатели — Иран, Пакистан, Индия и Монголия.
Идея создания Энергетического клуба представляется весьма актуальной и своевременной, особенно на фоне продолжающегося роста общемирового потребления нефти, природного газа, урана, угля и электроэнергии. В нем присутствуют как производители нефти, природного газа и электроэнергии в лице России и центрально-азиатских стран, так и крупнейший мировой потребитель энергии — Китай. Известно, что для КНР растущий дефицит энергоносителей — слабое место экономики.
Казахстан же в свою очередь стал продвигать так называемую Азиатскую энергетическую стратегию, которая не просто перекликается, а взаимосвязана с идеей Энергетического клуба. Создание Энергетического клуба логично вписывается в Азиатскую энергетическую стратегию. В основе стратегии лежит создание надежного энергообеспечения экономик и населения стран-участниц, в том числе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также экономических условий, которые бы обеспечили равную выгоду для поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки, т. е. унификацию тарифной политики, а в перспективе и переход на единый тариф для транспортировки электроэнергии.
Эта идея имеет большие экономические перспективы, но может сорваться из-за конкуренции между странами — участницами организации в проектах по производству, переработке и транзиту энергоресурсов. Следовательно, любая стратегия развития в области энергетики должна предложить механизмы по преодолению нездоровой конкуренции среди стран — участниц ШОС.
Однако до настоящего момента официально Энергетический клуб ШОС не оформлен.
В мае 2006 г. в Москве прошло учредительное заседание Форума ШОС, который призван обеспечить научное сопровождение деятельности организации. На заседании были одобрены документы, регламентирующие деятельность Форума, определены его основные цели и организационная структура. Форум является постоянно действующей многосторонней консультационно-экспертной и научно-исследовательской структурой, самостоятельно определяющей тематику, направления и планы своей работы. Форум проводит экспертно-аналитические исследования, организует научные конференции, круглые столы и другие мероприятия, отдавая приоритет запросам постоянно действующих органов ШОС.
В 2006 г. также было принято решение о формировании специальных рабочих групп, отвечающих за развитие сотрудничества в области здравоохранения и образования.
Специальная рабочая группа по здравоохранению проводит отбор проектов для создания в рамках ШОС структуры, аналогичной Всемирной организации здравоохранения, которая бы работала в направлении совершенствования медицинского обслуживания в странах — членах Организации, развития профилактической направленности здравоохранения, удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
В области образования российским президентом было выдвинуто предложение о создании Молодежной ассоциации ШОС [7].
В 2007 г. на Бишкекском саммите глав государств — членов ШОС Владимир Путин выдвинул инициативу по созданию Университета ШОС. Уже в 2010 г. было официально заявлено о запуске УШОС, который сегодня объединяет более 60 ведущих университетов. В целом, модель Университета предусматривает многосторонние обмены студентами не только из стран — членов ШОС (за исключением Узбекистана), но и из стран-наблюдателей и партнеров по диалогу [8].
В целом, ШОС пытается вести активную работу по расширению сфер сотрудничества, создавая необходимую институциональную базу, которая уже на данный момент охватывает большое количество сфер экономики, и прежде всего финансы.
Литература
1. См. информационно-аналитический бюллетень «Азиатский вектор интеграции на постсоветском пространстве». URL: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/Blt7.pdf
2. http://www.rakurs-art.ru/publications/id/127/
3. http://www.sectsco.org/RU/show.asp?id=61
4. http://www.banki.ru/
5. http://www.infoshos.ru/ru/?idn=993
6. Титаренко М. Л. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития // Сост. А. Ф. Клименко. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008. — С. 87.
7. Официальный сайт ШОС: http://www.sectsco.org/
8. См. интервью А. Маслова порталу ИнфоШОС: http://www.infoshos.ru/
References
Official editions and documents
1.Declaration on creating SCO on June 15, 2001.
2.Agreement between governments of state members of the Shanghai Cooperation Organization on cooperation in the area of agriculture, Tashkent, June 11, 2010.
3.Agreement on cooperation between governments of state-members of the Shanghai Cooperation Organization on fighting with crime, Tashkent, June 11, 2010.
4.Declaration of rights of SCO states on building the region of long-term world and common prosperity, Beijing, June 7, 2012. Monographies, booklets and reference books
5.Eastern Neighbors of the CIS: Factors and Problems of Cooperation, under the editorship of L.B. Vardom-sky, M.E. Tregubenko, E.M. Kuzmina, M., IERAS, 2010.
6.Kuzmina E.M. Adaptation of Economies of Central Asia for Geopolitical Challenges of the Modern Times, M., IE RAS, 2010.
7.Libman A.M., Kheyfets B.A. Models of Regional Integration: Monography. - M.: Economics, 2011. Scientific articles in journals and mass media, conference addresses on SCO issues
8.Alexeev A. Yu. Assistant Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation. The Eastern vector of Russian foreign policy. Internet resource. Retrieved from: www.mid.ru.
9.Baikov A. Non-standard Integration and Standards that are Getting Old. //International Processes. - 2010, May-August.
Statistics materials and resources of the global Internet network.
10. The official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. An Internet resource. Retrieved from: www.economy.gov.ru.
11. The website of the Embassy of the People's Republic of China in the United States. An Internet Resource. Retrieved from: www.china-embassy.org.
12. The official website of the chairmanship of the Russian Federation in the Shanghai Cooperation Organization in 2009. An Internet resource. Retrieved from: www.shos2009welcome.ru.