Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К НОРМИРОВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ В ПАССАЖИРСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ПОДХОДЫ К НОРМИРОВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ В ПАССАЖИРСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — О.И. Грибанов, В.А. Гофмеклер, А.В. Алпеев, И.Е. Герасимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES ТО THE ESTABLISHMENT OF HYGIENIC STANDARDS FOR AIR POLLUTANTS IN PASSENGER CARS AND AT RAILWAY STATIONS

The principles on which to base standards for toxic substances in the sir of passenger cars and at railway stations are described, and it is pointed out that provision should be made for setting differential (with respect of time) MACs and for use of single-occasiona MACs to be able to assess the degree of air pollution at any given moment of time. The most convenient methods for setting differential MACs are computing and graphic methods based on known toxicometric data. An example of calculation for dust is presented.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К НОРМИРОВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ В ПАССАЖИРСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

лено отсутствие принципиальной разницы в полученных результатах. Из таблицы видно, что накопление БП во всех изученных видах овощных культур с высокой степенью достоверности наблюдается при содержании его в почве более 1000 мкг/кг. При количестве его 500 мкг/кг достоверное накопление канцерогена можно отметить лишь для редиса (±2,32; Р<0,05). Различия в содержании БП во всех исследованных культурах овощей, наблюдаемые при наличии его в почве на уровне 100—200 мкг/кг, с учетом суммарной ошибки метода определения статистически достоверны. В вегетационных опытах не обнаружено перехода БП в зерна пшеницы и овса при содержании его в почве, равном 5000 мкг/кг. Наряду с этим при такой концентрации отмечено накопление канцерогена в зерне гороха (в 9,1 раза больше, чем в контроле). Результаты опытов позволяют счи-

тать пороговой концентрацией БП по транслока-ционному показателю 500 мкг, а допустимой — 200 мкг на I кг почвы.

Анализ полученных материалов показал, что лимитирующим при обосновании ПДК изученного вещества в почве является общесаннтарный показатель, равный 20 мкг/кг. При этой концентрации не наблюдается изменений в почвенном микробо-ценозе и не ухудшается санитарное состояние почвы. Данная концентрация в 25 раз ниже допустимой по миграционному водному и в 10 раз ниже транслокационного показателя, что надежно гарантирует отсутствие БП в грунтовых водах и растениях — продуктах питания.

Результаты исследований позволяют рекомендовать в качестве ПДК бенз(а)пирена в почве 20 мкг/кг. Эта величина и утверждена Министерством здравоохранения СССР 21/11 1979 г.

Поступила 21/У1 19ГЭ г.

A PROPOSED PERMISSIBLE LEVEL FOR BENZA(A)P YRENE IN SOIL

V. M. Pertly gin, ,V. I. Tonkopiy, A. F. Pertsovshai/a, G. E. Shcstopatova, E. V. FiUmonova, 0. P. Kashkarova, S. A. Agrc, A. P. Unilsky, L. M. Shabad, L. G. Solcnova, V. S. Mishchcnko, N. Ya. Yantjsheva, /. S. Kireeva, and N. A. Pavlova

Oil the basis of experimental studies in which the lime criterion) and to plants (translocation criterion) were »-xa-course of benza(a)pyrene degradation in soil, its effect on mined, a maximum allowable concentration of 20.0 of the self-purifuing capacity of soil (general sanitary crite- benza(a)pyrene per kilogram of soil has been recommended, rion), and its migration to subsoil waters (water migration

УДК «13.155.3:656.2.006

Канд. мед. наук О. И. Грибанов, проф. В. А. Гофмеклер, А. В. Алпеев, И. Е. Герасимова

ПОДХОДЫ к НОРМИРОВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ В ПАССАЖИРСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

Пассажирские помещения на железнодорожном транспорте (вагоны, вокзалы, метрополитен) в целом следует рассматривать как коммунальные объекты, где временно пребывают люди. В железнодорожных вагонах дальнего следования пассажиры находятся от нескольких часов до нескольких суток, в метрополитене — дробно до 4 раз в день в общей сложности до 2'/2 ч (В. А. Гофмеклер). Такое разнообразие условий на железнодорожном транспорте требует определения подходов к нормированию воздушных загрязнений с учетом времени действия вещества.

В настоящее время в большинстве токсиколого-гигиенических исследований определение токсико-метрнческнх параметров проводится на основе изучения зависимости концентрация — эффект (Г. И. Сидоренко и М. А. Пинигин). Вместе с тем для прогноза биологической эквивалентности, т. е. применения расчетно-экспрессного метода при

нормировании с учетом интермиттирующего действия вещества может иметь большое значение использование зависимости концентрация — время, являющейся интегральным отражением количественных соотношений взаимодействия организма и химического агента (М. А. Пинигин).

При установлении основных принципов нормирования атмосферных загрязнений В. А. Рязанов считает необходимым пользование понятием «концентрация» с указанием степени осреднения. В связи с этим в практике нормирования применяются максимальные разовые и так называемые среднесуточные концентрации.

Максимальный разовый кратковременный 20— 30-мннутный норматив, рассчитанный на рефлекторную реакцию организма, может быть без изменений использован и в условиях железнодорожного транспорта.

Среднесуточная ПДК предупреждает появление

Рис. I. Графическое вычисление 2-часовой ПДК.

По оси абсцисс — концентрация (в мг/м3): по оси ординат — время (в ч): А — среднесуточная ПЛК: Б — максимальная разовая ПДК.

в организме резорбтивных реакций на длительное действие загрязнений воздуха.

Вместе с тем условия на железнодорожном транспорте не позволяют использовать стандартные требования эксперимента с длительным постоянным воздействием концентраций. В данном случае необходимо применить условия, аналогичные натурным, т. е. изучить интермиттирующий характер влияния с определенными временными параметрами, моделирующими реальные условия. Новый дифференцированный во времени норматив должен заменить среднесуточные ПДК для атмосферного воздуха.

Можно предположить, что при экспериментальном обосновании временного норматива мы получим менее «жесткие» показатели, чем обоснованные в длительном непрерывном эксперименте среднесуточные ПДК.

Таким образом, для гигиенической оценки загрязнений воздушной среды в метрополитене и на других объектах железнодорожного транспорта требуются два норматива: максимальная разовая ПДК для атмосферного воздуха и характеризующий резорбтивное действие дифференцированный

по времени норматив, который определяется специально с учетом интермиттнрующего действия на организм, приближенного к реальным условиям транспорта. Этот норматив может быть установлен в эксперименте на животных с определенной длительностью периодов затравки и отдыха. Однако такой путь длителен и во многом требует повторе- < ния токсикометрических исследований при действии хорошо изученных токсичных веществ. Поэтому наиболее быстро осуществимыми и не менее точными методами могут быть расчетные, опирающиеся на богатый токсикологический опыт пред-предшествующих исследований каждого вещества (Г. П. Беспамятное и соавт.; М. А. Пинигин, и др.).

Многими авторами установлено, что при непрерывной ингаляции вещества зависимость концентрация — время по всем исследумым параметрам имеет характер гипербол, которые на сетке с логарифмическим масштабом могут быть представлены прямыми линиями с разными углами наклона. Исходя из этого, при применении графического метода 1 при обосновании ПДК пыли для 2-часо-вой экспозиции в условиях метрополитена мы использовали масштабно-координатную бумагу (бумага с логарифмически-пробитной сеткой) (М. Л. Беленький, 1963). По оси абсцисс откла- ^ дывали концентрации исследуемого вещества, по оси ординат — время, соответствующее действию этих концентраций (рис. 1). Вместо одинаковых токсикометрических параметров, полученных при действии разных концентраций в разное экспериментальное время, мы использовали обоснованные и утвержденные максимальные разовые и среднесуточные ПДК, т. е. брали подпороговые показатели по рефлекторному и резорбтивному действию. Для пыли с содержанием до 20% свободной двуокиси кремния (5Юг), что характеризует пыль метрополитена (средняя 12,9%, максимальная разовая), ПДК равна 0,3 мг/м3, а среднесуточная— 0,1 мг/м3. Время действия максимальной разовой ПДК нами принято 1/г ч, а среднесуточную мы исчисляли как среднегодовую из расчета 8760 ч в год. По-видимому, это соответствует более точному подходу к данному нормативу.

Соединив две точки на логарифмической сетке, мы получили прямую с определенным углом наклона. Исходя из этого, при 2-часовой экспозиции концентрация соответствует 0,26 мг/м3. Она является подпороговой при 2-часовом пребывании пассажиров в условиях метрополитена, а следовательно, и рекомендуемым нами нормативом.

Предлагаемый результат можно проверить с помощью формулы, которая вытекает из прямых на логарифмической сетке как эмпирическое выражение зависимости концентрация — время.

- *

1 Графический метод обоснования ПДК разработан совместно с проф. Ю. А. Кротовым, за что авторы приносят ему благодарность.

Ige = Ig Cr

Ig 7Y - tg T

tg et

tg Л = -Т"(рис. 2),

tga = —tg A.

В нашем случае катет а=423 мм, катет Ь= =47,5 мм, следовательно, а——8,90. Подставляя в формулу значения Сг=0,1 мг/м3, Гг=8760 ч и Т=2 ч, находим

Рнс. 2. Определение тангенса угла наклона.

айв — катеты прямоугольного треугольника: А и а — углы, образованные треугольником.

где Т — число часов в году, если среднесуточный норматив считать среднегодовым; Сг — среднесуточная ПДК; Т — задаваемое время экспозиции; С — искомая концентрация, допустимая при Т=2 ч; а — угол наклона прямой от оси абсцисс против часовой стрелки.

Согласно представленной формуле, искомая концентрация С будет:

Ige = lg 0,1

lg 8760- Ig 2 _ 3.94 — 0,3 ~ 1,0 —8,90

tg 96,5°

= — 0,59, С = 0,26 мг/м3.

Таким образом, данные, полученные графическим и расчетным методами, полностью совпадают и каждый из них может быть использован с целью обоснования дифференцированного во времени норматива для условий железнодорожного транспорта.

ЛИТЕРАТУРА

Беленький М. Л. Элементы количественной оценки фармакологического эффекта. Л., 1963.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде. Беспамятиов Р. П., Богушевская К. К., Бсспамятнова А. В. и др. Л., 1972.

Гофмеклер В. А.— В кн.: Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. М., 1979, № 70, с. 46—49.

Пинигин М. А. Биологическая эквивалентность в решении методических задач гигиенического регламентирования атмосферных загрязнений. Автореф. дис. докт. М., 1977.

Рязанов В. А.— В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1952, вып. 1, с. 9—25.

Сидоренко Г. И., Пинигин М. А.— Гиг и сан., 1971, № 11, с. 99—101.

Поступила 11/Х1 1979 г.

APPROACHES TO THE ESTABLISHMENT OF HYGIENIC STANDARDS FOR AIR POLLUTANTS IN PASSENGER CARS AND AT RAILWAY STATIONS

O. I. Gribanov, V. A. Gofmekler, A. V. Alpeev, I. E. Gerasimova

The principles on which to base standards for toxic substances in the sir of passenger cars and at railway stations are described, and it is pointed out that provision should be made for setting differential (with respect of time) MACs and for use of single-occasiona MACs to be able to assess the degree

of air pollution at any given moment of time. The most convenient methods for setting differential MACs are computing and graphic methods based on known toxicometric data. An example of calculation for dust is prese-nted.

УДК в 14.71/.73-07.616-036.88-053.3(47-21)

Н. В. Гринь, Т. М. Доценко

ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА СМР!>ТНОСТЬ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, ПРОЖИВАВШИ ^ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

Донецкий медицинский институт им. А. М. Горького

В эпоху научно-технического прогресса, сопровождающегося бурным развитием промышленности, человек контактирует с внешней средой, которая представляет собой сложный комплекс различных факторов, не только биологических и социальных, но и химических (Н. Ф. Измеров). При этом все возрастающее загрязнение внешней среды стало одной из важнейших проблем здравоохранения, а ущерб, наносимый здоровью насе-

ления, — самым грозным последствием загрязнения воздушного бассейна (Г. В. Новиков и А. Я. Дударев).

Серьезную опасность загрязенный атмосферный воздух представляет для здоровья детского населения, в частности детей раннего возраста, наиболее чувствительного к воздействиям факторов окружающей среды. Известно, что обращаемость детей за медицинской помощью по поводу респира-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.