Научная статья на тему 'Подходы к налогообложению в алкогольной отрасли в России в исторической ретроспективе'

Подходы к налогообложению в алкогольной отрасли в России в исторической ретроспективе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
434
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ОТКУПНАЯ СИСТЕМА / МОНОПОЛИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕФОРМЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнейчук Павел Олегович

В статье анализируются основные методы регулирования алкогольной отрасли в России в исторической ретроспективе. Рассматривается эффективность выделенных методов. Делается вывод о том, что в современных условиях в России наиболее эффективным методом регулирования обозначенной отрасли станет государственная монополия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO TAXATION IN THE ALCOHOL INDUSTRY IN RUSSIA IN HISTORICAL PERSPECTIVE

The main methods of regulation of the alcohol industry in Russia in historical perspective are analyzed in the article. The efficiency of the selected methods is considered. It is concluded that in the present conditions in Russia, the most effective method of regulating the industry would be designated a state monopoly.

Текст научной работы на тему «Подходы к налогообложению в алкогольной отрасли в России в исторической ретроспективе»

УДК 663:336.221

ПОДХОДЫ К НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ В АЛКОГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Аннотация. В статье анализируются основные методы регулирования алкогольной отрасли в России в исторической ретроспективе. Рассматривается эффективность выделенных методов. Делается вывод о том, что в современных условиях в России наиболее эффективным методом регулирования обозначенной отрасли станет государственная монополия. Ключевые слова: алкогольная отрасль, откупная система, монополия, государственное регулирование, реформы алкогольной отрасли.

APPROACHES ТО TAXATION IN THE ALCOHOL INDUSTRY IN RUSSIA IN HISTORICAL PERSPECTIVE

Annotation. The main methods of regulation ofthe alcohol industry in Russia in historical perspective are analyzed in the article. The efficiency ofthe selected methods is considered. It is concluded that in the present conditions in Russia, the most effective method of regulating the industry would be designated a State monopoly.

Keywords: alcohol industry, lease system, monopoly, government regulation, reform ofthe alcohol industry.

В Российской Федерации назрела необходимость реформирования системы налогообложения алкогольной продукции на более эффективную. С конца XV в. были попытки взимания различных налогов с алкогольной продукции однако наиболее эффективной оказалось акцизная система, которая используется и по сей день. Помимо использования эффективной системы налогообложения нужно также стимулировать на государственном уровне развитие отрасли алкогольных напитков. В статье приведен анализ исторического развития подходов налогообложения в России за период конца XV до середины XX вв. Исследование предполагает планомерный широкий анализ методов налогообложения и доходность казны от алкогольных и акцизных сборов за каждый отдельно взятый период; анализ количества произведенной алкогольной продукции, смертность от ее употребления, анализ потребления алкоголя на душу населения, а также подходы к государственной монополии на производство вино-водочной продукции.

Впервые государственная монополия на алкогольные изделия и, в частности, на водку, в России была введена в 1474—1478 гг. царем Иоанном III. Введение монополии стало следствием расширения отрасли, появлением промышленного производства алкоголя, чему способствовало продовольственное благополучие России, в том числе высокая урожайность пшеницы и образовывались излишки зерна, которые перегоняли на водку [2]. Для пополнения казны было решено ввести в 1478 г. монополию на производство хлебного вина и его сбыт. Иоанн III стал не только автором закона о первой российской государственной монополии на производство алкогольной продукции, но также автором первого в истории России «силового способа запрета» производства алкоголя и создателем первой антиалкогольной кампании [3].

При Иване Грозном в XVI в. было осуществлено некоторое послабление в политике производства водки и ее потребления. Так, были учреждены «царевы кабаки», посещать которые можно было только на Святой неделе, а также на Дмитриевскую субботу и в Рождество. Замеченных за употреблением водки в другие дни могли посадить в тюрьму. Впоследствии неоднократно изменялась система государственного регулирования производства и реализации алкогольных напитков - то вводилась монополия, то вместо нее вновь возвращались к откупам. В то же время сохранялось «ка-

П.О. Корнейчук

Pavel Korneychuk

© Корнейчук П.О., 2014

башное кормление»: за заслуги перед царем отдельные лица могли собирать сборы от продажи алкогольных изделий в свою пользу. С 1637 г. к «целовальникам», которые осуществляли «кабашные сборы», могли применяться строгие санкции за уличение их в воровстве вплоть до смертной казни [6].

Проведенная финансовая реформа Федором Алексеевичем (1679-1681 гг.) дала возможность проводить сбор налогов приказом Большой казны. Основным источником прибыли казны стали таможенные и кабацкие сборы (до 49 % всех поступлений в бюджет) [7]. Откупная система с 1681 г. была отменена полностью.

Всестороннее развитие системы налогообложения алкогольной продукции было осуществлено при Петре I, которому в начале XVIII в. были необходимы средства на проведение Северной войны. Так, при нем ввелась монополия на крепкие алкогольные напитки. В 1699 г. царь поручил Бурми-стерской палате питейное дело, однако уже в 1705 г. восстановил откуп, отмененный в 1681 г. Он ввел свободу винокурения в 1716 г., а всех винокуров обложили сложной пошлиной (акцизом) -«полполтины с ведра» емкости клейменных кубов. Клеймить кубы продолжали до 1744 г. Таким образом, налоги теперь начислялись как с оборудования (кубов), так и с выкуренной водки (готовой продукции). Этот подход принес выгоду казне, а также подтолкнул всех помещиков-землевладельцев, выращивающих зерно, заниматься винокурением. С тех пор винокурная монополия стала одной из важных привилегий и российского дворянства, и богатого купечества, начали формироваться и первые «водочные» династии.

При Елизавете Петровне в 1744 г. была отменена система клеймения кубов. Теперь был установлен акциз - три копейки с ведра на вино и шесть копеек с ведра на водку. Также вводились ярлыки на провоз спиртных напитков. В 1749 г. клеймение кубов вновь было восстановлено, а в 1750 г. ввели единообразную цену на вино, которую установила Камер-коллегия: 1 руб. 88,5 коп. за ведро при оптовой продаже и 1 руб. 99,5 коп. за ведро при розничной продаже.

Екатерина II в 1775 г. закрепила винокурение как исключительную привилегию дворян и освободила при этом их от всякого налогообложения. Цены на вино также выросли и составляли 2 руб. 53,5 коп. с ведра. В 1770 г. - 3 руб., в 1794 г. - 4 руб. за ведро [10].

С 1775 г. управление откупами на местах осуществляли Казенные палаты. Устав о вине 1781 г. отменил «поведерные деньги» - сбор по емкости кубов, клеймение - после чего доход казны дошел до 10 млн руб. Цены на вино, а также правило откупа менялись до 1817 г. каждые четыре года (см. табл.).

Доходность казны от аклогольных сборов, конец XVIII- начало XIX в.

Рис. 1. Доходность казны от алкогольных сборов, конец XVIII - начало XIX в.

В результате реформ уже со второй половины XVIII в. выпускалось множество сортов водки, причем каждый помещик-производитель водки стремился выпускать свою собственную марку. Продавали водку на вес, что служило одним из средств защиты от фальсификации. Так, например, ведро ее должно было весить ровно 30 фунтов, а увеличение веса уже могло свидетельствовать о том, что в напиток добавлена вода.

При Павле I сумма в совокупности от подушных и питейных сборов доходила до 72 %, из них питейные сборы - 19,1 млн руб., то есть около 24 % в казну. С 1799 г. заготавливать вино могли сами откупщики и где угодно могли его хранить. Откупная система стала единственной формой питейных сборов, а платежи «на веру» исчезли совсем. Откупа давались Казенными палатами в уездах и губерниях. Откупщик, отдавая на откуп ежегодно определенную сумму, всю выручку мог оставлять себе. Каждые четыре года проводились торги. В результате министерской реформы в 1802-1803 гг. и преобразований министерств в 1810 г. в России производство и продажа водки оказались в ведении Министерства внутренних дел.

Таблица

Основные реформы и законы налогообложения на алкогольную продукцию

в XVIII - XIX вв.

№ Реформа (закон) Кто ввел Результат

1 1706 г. Свобода винокурения и первый акциз Петр I Практически каждый желающий мог свободно изготавливать алкогольную продукцию, но при этом должен был платить сбор «полполтины» с ведра чистого спирта

2 1744 г. Отмена клеймения кубов и новый акциз Елизавета Петровна Акциз стал фиксированным и составлял 3 коп. с ведра вина и 6 коп. с ведра выкуренной водки

3 1750 г. Ввод единообразной цены на вино Елизавета Петровна Установление единой цены на продажу вина в размере 1 руб. 88,5 коп. за ведро оптом и 1 руб. 99,5 коп. в розницу

4 1775 г. Освобождение дворян от уплаты налогов за винокурение Екатерина II Улучшение качества водки за счет ее очистки дорогими коагулянтами - естественными животными белками. Значительное увеличение цены на водку и вино

5 1775 г. Закон об управлении откупами [9] Екатерина II Управление откупами теперь велось Казенными палатами, что дало усиленный контроль за движением средств, полученных от сбыта алкоголя

6 1781 г. Устав о вине Екатерина II Отмена сбора по емкости кубов, клеймения. Вино начало продаваться откупщиками из магазинов по казенной цене, тем самым увеличивая доход казны.

7 1817 г. Новый указ о Питейном сборе Екатерина II Установилась казенная оптовая продажа вина по фиксированной цене. Водочный акциз определялся с ведра выкуренной водки

8 1819 г. Введение строгой монополии на производство водки Александр I Производство водки и ее оптовая продажа велась государством, в частные руки шла только розничная торговля. Введена фиксированная цена на водку - 7 руб. за ведро

9 1828 г. Отмена госмонополии на водку Николай I Отменен жесткий контроль государством за производством водки

10 1851г. Переход к акциз-но-откупной системе Николай I Производство водки лежит полностью на плечах государства, дальнейшая продажа идет откупщику по фиксированной цене

11 1861 г. Обновленный Устав о питейном сборе Александр II Сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым была обложена вся алкогольная продукция, в том числе и брага

№ Реформа (закон) Кто ввел Результат

12 1890 г. Изменение цены на акциз на спирт и водок из сырых продуктов Александр III Акциз составлял 10 коп. с градуса или 10 руб. с ведра безводного спирта. Акциз с водок из сырых продуктов, пива, портера, меда и браги исчислялся с ведра емкости кубов за день действия завода (от 25 коп. до 41 коп.)

13 1894 г. Введение Госмонополии Александр III Правовое регулирование количества алкоголя в выпуске и продаже

В 1817 г. по инициативе министра финансов графа Гурьева был издан новый Устав о питейном сборе, установивший казенную оптовую продажу вина, отданную в заведование казенных палат и уездных управлений. Этим уставом акциз с водок определялся с ведра, а с пива и меда - по размеру котлов. Система государственной монополии просуществовала 10 лет (до 1827 г.). Питейный доход в 1820 г. составил 77,5 млн руб. Однако постепенно доход стал сокращаться и в 1826 г. составил уже 63 млн руб. Тогда был восстановлен винный откуп (действовал с 1827 по 1861 г.). Откупщики выкупали установленную норму вина из казны, а излишек могли добирать у заводчиков. С 1828 г. Николай I целиком отменил госмонополию на водку. Теперь можно было делать водку, низшие сорта пива.

С 1851 г. постепенно осуществляется переход к так называемой акцизно-откупной системе. При этой системе государство производит водку монопольно на казенных винокурнях и продает ее по твердой цене откупщику.

Акцизы с крепких напитков взимались по уставу о питейном сборе от 4 июля 1861 г. До этого момента политика государства в сфере взимания питейных сборов многократно менялась. Сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:

— спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;

— спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые

водки;

- портер, пиво всех родов и мед;

- брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

Для учета акциза принимались в основание крепость напитков и их выходы, как нормальные, так и действительные. Если заводчик выкуривал меньше нормы (т.е. если действительные выходы спирта ниже нормы), то акциз взимался по нормальному исчислению. Если обнаруживался «перекур», то для учета принимался во внимание действительный выход. Сверх того с водочных заводов, а также и со спиртоочистительных и с особых очистных отделений водочных заводов взимался патентный сбор (кроме Закавказского края, губерний Иркутской и Енисейской и Якутской области) в местностях 1 разряда - 600 руб., 2 разряда - 300 руб., 3 разряда - 225 руб. Каждое заведение для оптовой и розничной продажи вина выкупало особый патент, плата за который была различна в зависимости от местности и рода заведений.

В первое время после введения акцизной системы питейный доход постоянно и быстро возрастал. В 1863 г. питейный доход в России (без учета Царства Польского) составлял 121,5 млн руб., в 1867 г. с распространением устава о питейном сборе и на Царство Польское - 134 млн руб., в 1882 г. - 252 млн руб., в 1887 г. - 257 млн руб., в 1892 г. - 269 млн руб., в 1895 г. - 298 млн рублей (см. рис. 2)

Доход казны после введения акцизной

системы

Рис. 2. Питейный доход после введения акцизной системы

Но данная система привела к злоупотреблениям, что вызвало народное недовольство. Поэтому в 1863 г. акцизно-откупная система была заменена акцизной, последняя ранее хорошо зарекомендовала себя в некоторых странах Западной Европы. Так, с 1 января 1863 г. винные откупа были заменены акцизными сборами с алкогольных напитков (винным акцизом).

Налоговая политика в России в последние годы царствования императора Александра III в значительной степени связана с именем И.А. Вышнеградского, который с 1887 г. по 1892 г. был министром финансов России. В этот период, совпавший с усилением экономического роста в стране, основное внимание уделяется внутренним косвенным налогам (акцизам) и ввозным таможенным пошлинам. Система прямых налогов в этот период оставалась практически неизменной. Увеличение поступлений от прямых налогов происходило исключительно за счет экономического роста.

Существенно изменяется система акцизов на алкогольные напитки. Питейный акциз был повышен в 1887 г. с 3 до 9 коп. с градуса; патентный сбор в некоторых губерниях увеличен, перекур, шедший в пользу заводчиков, ограничен. В том же году был введен новый тариф бандеролей на табачные изделия, с повышением на 20-50 %. С 1889 г. министру финансов предоставлено было право открывать казенную продажу питей без разрешительных приговоров сельских обществ. Наряду с усилением косвенного обложения в самых разнообразных его видах устанавливались всевозможные льготы заводчикам и фабрикантам.

Окончательно винная монополия утвердилась «Положением о казенной продаже питей», которое действовало с 1894 г. до 1909 г. Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи: 32° и 34° безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. Акциз со спирта, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру. К концу 90-х гг. XIX в. акциз составлял 10 коп. с градуса или 10 руб. с ведра безводного спирта. Акциз с водок из сырых продуктов, пива, портера, меда и браги исчислялся с ведра емкости кубов за день действия завода (от 25 коп. до 41 коп.). Акциз вносился за время действия завода не менее, чем за семь дней производства.

Фискальное значение винной монополии в дореволюционной России было исключительно велико: доходы от нее составляли главную статью доходов бюджета. Доходы от одной только винной монополии увеличились за период с 1897 по 1914 г. с 52 млн до 824 млн руб.

Финансовые результаты казенной продажи питей проявились уже после 1903 г., когда цена казенного вина была поднята много выше первоначального размера: потребление, на котором резко отражались даже незначительные прибавки акциза, не сократилось, и доход казны собственно от монополии (не считая акциза) повысился до 200 и более млн руб. в год.

Во время русско-японской войны (1904-1905 гг.) вводился запрет на водочную торговлю в некоторых регионах страны. А во время первой русской революции (1905-1907 гг.) сохранялись и действовали отдельные ограничения на производство и торговлю водкой [10]. В 1906-1913 гг. водочная монополия осуществлялась в полном объеме, тогда она привела к определенным положительным результатам, в частности упорядочилась торговля водкой. Купить алкогольную продукцию в городах можно было с 9:00 до 22:00, а в селах - до 18:00 [4].

В период от 1908 по 1912 гг. продали 440 млн ведер водки, прибыль от которых была 185 млн руб. Очевидно, что потребление водки на душу населения росло, оно составило 6,09 литра в 1910 г. (см. рис. 3).

Потребление литров водки на душу

населения, конец XIX - начало XX в.

« 5 1 4,5 и S 4 о в 3,5 я 3 ■

1-/\

N. / \

/ \

В J - 2-5 Сч в 9

\

в 2 5 Ь5 0 а 1 1 |0,5 в Ч 0 \

\ ■ щ

1860 1870 1880 1890 1900 1910 1920 1930 1940

Рис. 3. Потребление водки на душу населения в конце XIX - начале XX вв. [5]

Производство и продажа алкогольных напитков были запрещены в ноябре 1917 г. приказом Петроградского реввоенсовета [11] ив декабре 1917 г. Декретом советского правительства, а в июле 1918 г. продлили запрет на период революции и Гражданской войны. Лишь в 1924 г. было издано постановление ЦИК СССР о возобновлении производства и торговли спиртными напитками. Этому постановлению предшествовало образование 1 октября 1923 г. управления уполномоченного Госспирта. К нему перешло право продажи спирта и вина [12].

В 1932 г. ликероводочные и спиртовые заводы объединились в главный комитет союзного подчинения. Предприятиями управляли через тресты, подчиненные Главспирту, находившегося в ведении бывшего Наркомпищепрома СССР. С 1937 г. на государственных ликероводочных заводах стали действовать единые рецептуры советских водок и расширен их ассортимент. До Великой Оте-

чественной войны в Советском Союзе поддерживался высокий стандарт водки на мировом уровне, для чего были введены разнообразные дополнительные меры по обеспечению высокого качества продукта [12].

За период с XVI по XX в., Россия использовала различные схемы налогообложения алкогольной продукции. При питейном сборе и государственной монополии на производство водки и спиртосодержащих напитков наблюдалась тенденция развития алкогольной отрасли на государственном уровне (хотя и питейный сбор до середины XIX в. практически на 80 % не доходил до казны). Единственное эффективное решение на данный момент - создание государственной монополии на все спиртосодержащие напитки (как слабоалкогольные, так и крепкие) совместно с акцизной системой налогообложения. Как результат, качество производимых алкогольных напитков должно повысится, поступления в бюджет - увеличиться, а производство контрафактной продукции уменьшиться до нуля.

Библиографический список

1. Указ Президента России №918 от 11 июня 1991 г. «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции в РФ».

2. Апарышев И.А. История государственного регулирования алкогольного рынка в России / И.А. Апары-шев.-М., 2010.

3. Балыбердин А., Мусихин A.JL Новонайденный список «Повести о стране Вятской» из Музейского собрания Государственного исторического музея (предварительное описание) // Финно-угры - славяне - тюрки: опыт взаимодействия (традиции и новации). - Ижевск: Удмуртский университет, 2009. - С. 351-355.

4. Заиграев Г.Г. Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 74-84.

5. Заиграев Г.Г. Государственная политика как фактор алкоголизации населения // Социологические исследования. - 1997.-№ 4. - С. 109-116.

6. Калинин В.Д. Из истории питейного дела в России (XV - начало XX вв.) / В.Д. Калинин. - М., 1993.

7. Немцов A.B. Во власти зеленого змия // Демоскоп Weekly. - 2006. - № 263-264.

8. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX-XX вв. / Н.Е. Петухова. - М., 2008.

9. Свод законов Российской империи 1775-1780 гг. Т.20. - СПб.: Тип. 2-го отд-ния С.Е.И.В. Канцелярии, 1830.

10. Свод основных государственных законов. Т. 1-3. - СПб., 1912.

11. Толкушкин A.B. История налогов в России / A.B. Толкушин. - М., 2001.

12. Халтурина Д.А. Русский крест: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России / Д.А. Халутрина, A.B. Коротаев. - М.: Эдиториал УРСС, 2006. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.