Научная статья на тему 'Политики ценообразования алкогольной продукции как факторы экономической безопасности'

Политики ценообразования алкогольной продукции как факторы экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
758
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алкогольная продукция / медовая дань / откуп / откупная система / суррогат / казенная продажа питей / акцизная система / акцизная реформа / alcoholic products / honey tribute / farming / farming system / surrogate / state sale of drinks / excise system / excise reform

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зинченко Артём Олегович

В статье рассмотрены экономические проблемы и сложности, которые возникали на рынке алкогольной продукции в России в разные исторические периоды, начиная с XV века до конца XIX века. Описан путь становления и развития рынка алкоголесодержащей продукции. Рассмотрены как положительные способы и методы, которые использовались государством для обеспечения и поддержания экономической стабильности и безопасности на рынке алкоголя, так и неудачные решения которые приводили к возникновению серьезных экономических угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pricing policies of alcohol production, as factor of the economic security

The article reviews economic problems and difficulties that arose in the alcohol market in Russia in different historical periods, from the 15th century to the end of the 19th century. The way of formation and development of the market of alcohol-containing products is described. The article describe positive methods which help to ensure and maintain economic stability and security in the alcohol market, as well as unsuccessful decisions that led to serious economic threats.

Текст научной работы на тему «Политики ценообразования алкогольной продукции как факторы экономической безопасности»

Политики ценообразования алкогольной продукции как факторы экономической

безопасности

Pricing policies of alcohol production, as factor of the economic security

а московский

mm экономический aJ журнал

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13015 Зинченко Артём Олегович,

адъюнкт заочной формы обучения, Академия управления МВД России, кафедра организации финансово-экономического и тылового обеспечения

Zinchenko Artem Olegovich, adjunct of extramural learning, Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, chair of the organization of financial economic and rear maintenance Аннотация: В статье рассмотрены экономические проблемы и сложности, которые возникали на рынке алкогольной продукции в России в разные исторические периоды, начиная с XV века до конца XIX века. Описан путь становления и развития рынка алкоголесодержащей продукции. Рассмотрены как положительные способы и методы, которые использовались государством для обеспечения и поддержания экономической стабильности и безопасности на рынке алкоголя, так и неудачные решения которые приводили к возникновению серьезных экономических угроз.

Summary: The article reviews economic problems and difficulties that arose in the alcohol market in Russia in different historical periods, from the 15th century to the end of the 19th century. The way of formation and development of the market of alcohol-containing products is described. The article describe positive methods which help to ensure and maintain economic stability and security in the alcohol market, as well as unsuccessful decisions that led to serious economic threats.

Ключевые слова: алкогольная продукция, медовая дань, откуп, откупная система, суррогат, казенная продажа питей, акцизная система, акцизная реформа. Keywords: alcoholic products, honey tribute, farming, farming system, surrogate, state sale of drinks, excise system, excise reform.

В течение долгой истории российской государственности производство и потребление различных алкогольных напитков сильно влияло не только на отдельных людей, но и на развитие общества в целом.

Алкоголь являлся объектом достаточно сложных экономических отношений. Даже в древности существовала регламентация его производства, известно, что существовала "медовая дань" сначала она была в натуральном выражении, а затем и в денежном. Но очевидная связь между алкоголем и государственными финансами сформировалась только в XV веке. В Московском государстве именно в это время и появилась алкогольная продукция, которая сейчас называется водкой.

За прошедшие пять веков водка оказывала сильное влияние как на социальное, семейное и другие состояния общества, так и на ход исторического развития государства. Одним из наиболее значимых средств ее воздействия на российскую историю можно считать ее влияние на доходы и расходы государства, а так же широких кругов населения.

Как только водка получила распространение, она привлекла внимание государства.

Так, в 1448-1474 годах было создано русское винокурение, изобретен способ гонки хлебного спирта из отечественного (ржаного) сырья. Производство алкогольных напитков с 1474 года становится царской регалией и находится под контролем государства. С 1505 года известно о фактах экспорта русской водки в Чудскую землю (Эстонию), Швецию, и в земли Левонского Ордена.

В 1533 году в Москве был открыт первый «царев кабак», и торговля водкой находится в руках только царской администрации.

Дальше начинает складываться двойная система осуществления интересов казны в отношении питейных сборов: продажи осуществляются "на веру" и "откуп".

Эта система была очень не эффективна и давала возможности для злоупотреблений. Должностные лица, а именно кабацкие головы, целовальники (целовавшие крест), и откупщики стремясь заработать доводили народ до пьянства и нищеты. «Уже в то время (XVI - XVII века) правительство старалось бороться с негативными последствиями пьянства, были введены правила торговли, было запрещено продавать алкоголь в долг и т.д. Новый свод законов, который назывался - «Уложение царя Алексея Михайловича» был установлен в 1649 году в нем впервые была целая глава (25-я) которая целиком посвящалась предписаниям, регламентирующим производство и торговлю алкогольной продукции. Для решения данного вопроса был создан специальный Земский собор. Собором были отменены откупы, которые считались наиболее вредным видом продажи водки, так же были ограничены действия кабачников». [1]

Петр I во время своего правления вернулся к режиму строгой казенной монополии на продажу вина, кабацкие головы были распущены и введены новые чиновники -бургомистры, они отвечали за продажу водки и получение доходов. Но в связи с высокими военными расходами было принято решение опять перейти к откупам. В 1716 году объявлено о свободе винокурения, это было значимым решением для развития сельского хозяйства. Для Винокуров были введен специальный налог.

Во времена Екатерина II в 1765 году была окончательно закреплена откупная систему и винокурение сделано привилегией дворянства, но казенное производство вина сохранилось. Кроме этого императрица создала специальные казенные палаты, в чьи задачи входила заготовка вина у производителей и продажа его откупщикам. Хотя неэффективность откупов была очевидна, правительство приняло решение о введении новых уступок. «В полномочия откупщиков была отдана вся заготовка вина, продажу "на веру" была упразднена. Откупа отдавались уездами и целыми губерниями на срок в четыре года. Откупщики же ежемесячно платили казне и у них в обороте располагались огромные денежные средства.»[2]

Распространение нарушений заставило Александра I создать специальный комитет. Данным комитетом было подготовлено предложения по изменению условий откупов. Но что-либо изменить в связи с войной 1812 года с Францией в системе государственных доходов не получилось. Все реформирования системы до 1817 года были отложены. От министра финансов того времени Д.А. Гурьева поступило предложение о том чтобы не совершенствовать систему откупов, а перейти к казенной продаже вина а в дальнейшем к акцизной системе. Предложение было поддержано и в 1819 году государство, сохранив за собой большую часть производства водки, была монополизирована в основном оптовая торговля ею, а продажи в розницу из питейных домов была предоставлена, мещанам, крестьянам и купцам 3 гильдии. Было сделано исключение только для далекой Сибири, так как бороться там со злоупотреблениями откупщиков правительство было не в состоянии.

Казна регулировала розничные цены. Сначала от казенных продаж доход в казну был значительно увеличен, но потом постепенно стало наступать уменьшение количества продаваемой водки и дохода в казну. На примере сохранившихся отчетностей видно, что в 1820 году «питейный» доход составил 77,5 млн. руб. (ассигнациями), а в 1826 - 68 млн. руб.

«В 1826 года правительством было принято решение вновь вернуться к откупам. Е.Ф. Каикрин - министр финансов того времени смог убедить императора Николая I вернуть систему откупов. Было решено, что откупная система в тех условиях поможет сделать

примирительный жест в отношении дворянства после восстания декабристов и укрепит положение монархии.»[3]

Ситуация сохранялась около 12 лет, но потом проблемы с поступлением средств от откупщиков возникли снова. КВ 1843 году насчитывалось около11 млн. руб. (серебром) недоимок по откупам, а годовая сумма откупа определилась примерно в 40 млн. руб.

«Многократное изменение формы государственного регулирования производства и продажи алкоголя в истории России - от монополии и акцизного обложения до системы откупов и продажи «на веру» - может объяснить то, что в момент происходившей смены, каждый раз происходил однократное увеличение доходов казны и желание получать больше поступлений, заставляло правительство изменять «правил игры». Одноразовый эффект увеличения доходов объясняется просто, за время существования любой системы работавшие в ней чиновники настолько повышали свою квалификацию по извлечению нелегальных доходов, что казне оставался минимум.» [4]

И только в царствование Александра II получилось прекратить эти постоянные изменения которые ник чему не приводили. Проведенные в то время реформы так же коснулись болезненного вопроса для страны связанного с производством и потреблением вина.

Для введения этой системы была осуществлена серьезная подготовительная работа. Вопрос о производстве, продаже и потреблении вина был фундаментально исследован в территориальном, историческом и технологическом аспектах. К решению вопроса привлекались так же владельцы винокуренных заводов и торговцы вином, было написано пять томов обследований, которые включали широкую статистическую базу.

Проведение акцизной реформы было тщательно продумано. Прежде всего была создана организационная структура, во главе министерство финансов, акцизные управления в губерниях и с присутствия на местах.

Акцизная система, вводимая с 1 января 1863 г., базировалась на следующих принципах: объектом обложения признавался объем выкуриваемого спирта, облагаемый акцизом, провозглашалась свобода производства всех алкоголе содержащих напитков и торговли, устанавливался патентный сбор на торговые заведения при продаже спиртных напитков, осуществлялся правительственный надзор за производством и продажей спиртных напитков. Необходимо отметить что реформы так же были нацелены на повышение качества водки, уровень содержания чистого спирта в продукции винокуренных заводов стал подлежать контролю. «Градус» - И00 часть ведра безводного спирта, являлся единицей обложения. Данный подход к обложению подразумевал пересчет в чистый спирт

всей продукции винокуренных заводов. А в свою очередь это потребовало обязательного технического оснащения. Кроме акциза с выкуренного вина, заводчики еще платили патентный сбор, зависящий от производительности (мощности) завода.

В первый год введения акцизной системы зафиксировано увеличение доходов от продажи питей на 12 % почти на 15 млн. руб., а если сумму уменьшить на расходы по сбору то получился доход в 8 млн. руб. Это стало возможным благодаря наведения порядка и изменения организации дела.

Все торговые заведения были разделены на разные типы, которым разрешалось торговать определенными видами напитков. Устанавливались формы продаж: распивочно, на вынос, их комбинация, введены ограничения количество продаваемого вина «в одни руки». Цель регламентации заключалась в стремлении ограничить пьянство и сдержать рост потребления вина. Кроме этого учитывалась цель предотвращения монополии в отдельном регионе, чтобы не увеличивались розничные цены.

Местным органам власти таким как городская дума и сельский сход давалось право запрещать или разрешать открытие новых торговых точек по продаже питей. К тем, кому разрешалось заниматься торговлей алкоголе содержащими напитками должны были соответствовать сформулированным требованиям.

По данным министерства финансов, потребление водки, в период с 1865 по 1894 год уменьшилось на 44%. Сам размер акциза постепенно увеличивался. Это повлияло на рост финансовой эффективности акцизной системы, в обыкновенных доходах бюджета его доля в 1865 году составила 32,2%, а в 1894 - 25,8%. Из этих данных в образовании доходной базы бюджета, видна тенденция к уменьшению этого социально опасного дохода.

Заключение о целесообразности перехода на акцизную систему, конечно, было положительным: при сокращении производства водки, доходы государства увеличились и доля доходов бюджета от нее начала снижаться. Во многом из-за перехода к акцизной системе, государство смогло усилить свое влияние в сфере производства и реализации водки, получилось уменьшить вред от злоупотребления алкоголем по сравнению с временами откупов, начались складываться предпосылки для перехода к непосредственной государственной монополии в данной сфере.

В результате того что акцизная система себя оправдала, было проведено ее дальнейшее совершенствование осуществленное С.Ю.Витте, который ввел казенную монополию на продажу питей. Это были не многочисленные и бессистемные перемены в производстве и реализации питей как в бывшие времена, а были произведены направление действия по усилению государственного влияния в важной экономической и общественной отрасли.

Новая система официально называлась «казенная продажа питей», но кроме этого она еще регулировала и производство основного вида сырья для получения водки - спирта.

Если обратиться к советскому периоду (1917-1991 голы) то отчетливо видно, что алкогольная политика государства характеризовалась внутренней непоследовательностью и противоречивостью, все это не давало возможности для стабилизации с алкоголем в стране. Один из источников возникающих противоречий заключался в идеологизированности алкогольной политики, с одной стороны, и ее фискальность, - с другой. Пьянство считалось «пережитком капитализма», и по мере установления социализма должно пропасть само по себе.

В первое время после становления советской власти пытались оставить царский запрет на крепкие алкогольные напитки и много сил было направленно на борьбу с самогоноварением. «Но уже в 1923 году ЦИК СССР и СНК СССР решил издать совместное постановление в котором говорилось о возобновлении производства и торговли алкогольной продукцией в СССР, с введением государственной монополии на изготовление и продажу водки.»[5]

За период с 1927-1928 года доход от алкогольной отрасли составлял уже 12% от всей доходной части бюджета. «Вместе с этим с использованием средств массовой информации, через органы образования и культуры осуществлялась широкая антиалкогольная пропаганда. Так же правоохранительные органы и создаваемые во всей стране общества трезвости вели борьбу с пьянством и алкоголизмом на местах.» [6]

В начале 30-х голов случился новый поворот в директивах государства - от борьбы за трезвость отказались и продолжили наращивание производства алкогольной продукции. До 1941 года, начала Великой Отечественной войны алкоголь продавался свободно, не существовало ограничений времени, места, и дней недели его продажи, даже в столовых, учреждений, вузов и предприятий. Водка входила в солдатский рацион фронтовой зоны (100 г в день) во время войны.

В годы после окончания войны (1945-1958) проводилась прежняя, либеральная политика в отношении потребления населением алкоголя. Водка можно было приобрести без наценки в разлив, просто на улице в киосках по продаже газированной воды. Высокими темпами развивалось отечественное виноградарство и виноделие. Правительство не уделяло особого внимания в отношении возникающих отрицательных последствий от злоупотребления алкоголем. В те времена была закрытой статистика производства и оборота алкоголя, но различные косвенные оценки указывают, что потребление алкоголя не превышало 4 литров абсолютного алкоголя на душу населения.

«Несмотря на достаточно положительную ситуации с алкоголем в стране и небольшим среднедушевым уровнем потребления алкоголя в 1958 году государство начало очередной виток борьбы с алкоголизмом и пьянством.»[7]

Новым руководством страны пришедшим в 1985 году принципиально не пересматривалась алкогольная политику и было принято решение оставить прежние, но еще более жесткие меры ограничения доступности алкогольных напитков. «Произошло усиления и увеличение форм воздействия на потребителей спиртного и резкого уменьшения производства алкогольных напитков.» [8]

Число, торгующих алкогольными напитками, магазинов, снизилось за 2 следующих года во всей Российской Федерации в 4,7 раза, а производство водки за сократилось в 2,4 раза.

«За 1985-86 годы продажа алкогольных напитков в пересчете на стопроцентный алкоголь снизилась в 2,7 раза. Но это уменьшение было сразу же и полностью компенсировано за счет громадного роста нелегального самогоноварения и массового потребления различных алкогольных суррогатов, парфюмерии, технических и бытовых жидкостей, где содержался спирт.» [9] Продажа сахара увеличилась с 1985 по 1987 год на 964 тыс. тонн, в связи с тем, что это основное сырье для производства самогона. «За данный период было произведено более миллиарда литров самогона, это эквивалентно 3 л.а.а. на душу населения в год. Населением СССР в 1987 году было выпито, по оценкам экспертов, около 1 млрд, флаконов парфюмерных изделий и около 900 тыс. литров жидкостей для чистки стекол. В 1987 году в стране за различные нарушения антиалкогольного законодательства к административной и уголовной ответственности было привлечено около 7 млн, человек, или 6,5 % населения в возрасте старше 16 лет.»[10]

Видно, что антиалкогольная компания 1985-1988 годов заключалась в борьбе не со злоупотреблением алкоголя, как это происходило в России раньше, а с его потреблением; несмотря на то, что население было абсолютно не готово уменьшать на него свой спрос. Принудительное отрезвление народа была крайне неудачной попыткой которая вылилась в тяжелую конфронтации власти с населением.

Заключение

Возвращаясь к истории изучения проблем потребления алкоголя, можно сказать, что алкоголь всегда являлся объектом повышенного внимания государства и любые изменения в данной сфере требуют продуманной и грамотной государственной политики.

Таким образом, российский рынок алкогольной продукции функционирует давно и довольно стабильно. В этом отношении он не отличается от подобных секторов

потребительского рынка зарубежных стран. Теневые экономические процессы здесь, естественно, имеют место и подвержены тем же тенденциям, что везде. Огромные масштабы рынка алкогольной продукции в России (по сравнению с государственным бюджетом) и неоднозначное социальное значение алкогольной продукции требуют постоянного и целенаправленного государственного регулирования.

Список литературы

1. Похлебкин В.В. - «История водки»; Глава 4 Отношение государства к водке в России и меры государственного регулирования винокуренного производства и торговли водкой; 2005

2. Волков М.Я. Очерки истории промыслов России. Вторая половина 17 века - первая половина 18 века. Винокуренное производство. - М., Наука, 1979, с. 32 -34

3. Похлебки» В.В. 'Чай и водка в истории России" Красноярское книжное издательство, 1995.-е. 207-228.

4. В.А.Ребриков - Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О введении государственной монополии на поставки этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции»

5. Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР: анализ, оценки, прогнозы. - Вопросы экономики. 1990. № 3

6. Козлов Ю.Г. Теневая экономика и преступность. - Вопросы экономики. 1990. № 3. С.120.

7. Программа углубления экономических реформ в России. - М., 1992. С. 23.

8. Российский экономический журнал. 1996. № 8. С. 14.

9. Ореховский П.А. Статистические показатели и теневая экономика. - Российский экономический журнал, 1996, № 4, с. 77.

10. Фебриков В.А. Историческое, социальное и финансово-экономическое обоснование введения государственной монополии на оптовые поставки этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции. Часть II, М.: Государственная Дума РФ. Комитет но экономической политике и предпринимательству. 15 июня 2000г. с. 248-263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.