Научная статья на тему 'Подходы к классификации видов туризма'

Подходы к классификации видов туризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5293
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / TOURISM / TOURIST SERVICES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кабанова Е.Е., Ветрова Е.А., Васильева С.С.

Комплексность туристических услуг раскрывается через их классификацию. В статье представлены различные подходы к классификации туризма и видов туристской деятельности; произведено сравнение юридического и экономического подхода. Предложенную классификацию видов туризма рекомендовано учитывать при создании и развитии туристской инфраструктуры, формировании характера туристского предложения, кадровом обеспечении отрасли туризма на конкретной территории в соответствии с требованиями законодательства и экономической целесообразностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO CLASSIFICATION OF TOURISM TYPES

The complexity of tourist services is revealed through their classification. This article presents various approaches to the classification of tourism and types of tourist activity; a comparison of legal and economic approaches is made. The proposed classification of types of tourism is recommended to take into account when creating and developing tourist infrastructure, shaping the nature of the tourist offer, staffing the tourism industry in a particular territory in accordance with the requirements of the legislation and economic feasibility.

Текст научной работы на тему «Подходы к классификации видов туризма»

УДК 379.85

КАБАНОВА Е. Е., ВЕТРОВА Е. А., ВАСИЛЬЕВА С. С. KABANOVA E. E., VETROVA E. A., VASILIEVA S. S.

ПОДХОДА! К КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ТУРИЗМА

APPROACHES TO CLASSIFICATION OF TOURISM TYPES

Аннотация. Комплексность туристических услуг раскрывается через их классификацию. В статье представлены различные подходы к классификации туризма и видов туристской деятельности; произведено сравнение юридического и экономического подхода. Предложенную классификацию видов туризма рекомендовано учитывать при создании и развитии туристской инфраструктуры, формировании характера туристского предложения, кадровом обеспечении отрасли туризма на конкретной территории в соответствии с требованиями законодательства и экономической целесообразностью.

Ключевые слова: туризм, туристские

услуги.

Summary. The complexity of tourist services is revealed through their classification. This article presents various approaches to the classification of tourism and types of tourist activity; a comparison of legal and economic approaches is made. The proposed classification of types of tourism is recommended to take into account when creating and developing tourist infrastructure, shaping the nature of the tourist offer, staffing the tourism industry in a particular territory in accordance with the requirements of the legislation and economic feasibility.

Keywords: tourism, tourist services.

Анализируя правовые и экономические исследования, касающиеся соответствующего обеспечения туризма и туристской деятельности, с необходимостью следует сделать вывод о том, что ни одна из таких работ не дает логически завершенную, полную классификацию их разновидностей. Следовательно, необходимо определить, возможна ли подобная классификация и какова ее практическая значимость. При этом стоит отметить, что классификация имеет практическое значение только в том случае, если существуют особенности правового регулирования того или иного представленного в ней вида.

Виды туризма как на уровне нормативно-правовых актов, так и в юридической и экономической научной литературе классифицируются по различным основаниям.

С точки зрения классификаций видов туризма, закрепленных на законодательном

уровне, следует отметить, что Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет следующие цели туризма: лечебно-оздоровительную, рекреационную, познавательную, физкультурно-спортивную, профессионально-деловую, религиозную и иные [1]. Соответственно, одним из классифицирующих признаков разделения туризма является его цель, что имеет определяющее значение для туристов. При этом в рамках указанной классификации особо следует отметить профессионально-деловой туризм. Профессионально-деловой туризм определяется в теории туризма [например, 9] и в [1] как путешествие со служебными или профессиональными целями, к которому, помимо конгрессно-выста-вочного и интенсив-туризма, относят и бизнес-поездки, одной из целей которых является проведение переговоров и заключение

контрактов. Представляется, что в большей своей массе такие сделки являются возмездными. В результате, совершая поездку в части конгрессно-выставочного туризма или бизнес-поездку, лицо нарушает важнейшие признаки туризма: совершает временный выезд не в свободное, а в рабочее время, а также имеет целью получение дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Также [1] выделяет такие разновидности туризма как внутренний, выездной, въездной, международный. В данном случае классифицирующими признаками выступают территориальность туризма (осуществляется ли он на территории Российской Федерации или за ее пределами) и гражданство туриста (является ли он гражданином России или иностранным гражданином). Внутренний, выездной и въездной разновидности туризма выделяются также и в классификации, предложенной Всемирной туристской организацией [7]. Разновидности туризма, классифицированные по признакам территориальности и гражданства, обуславливают применение соответственно пограничного, таможенного и миграционного законодательства.

В подзаконных актах встречаются такие виды туризма как познавательный, экологический, паломнический, сельский [6]. В «Морской доктрине Российской Федерации» при характеристике содержания национальной морской политики указывается на необходимость увеличения значимости развития туристско-рекреационных комплексов на побережье, в местах пересечения ведущих европейских туристических маршрутов, а также организации круизного и яхтенного туризма [5].

В рамках лечебно-оздоровительного туризма необходимо проанализировать содержание ГОСТ Р 50690-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Общие требования» [3], согласно которому оздоровительными турами считаются туры оздоровительного характера с отдыхом и/или лечением на курорте. Оздоровительные туры являются специфическим туристским продуктом, поскольку их

реализация имеет ряд особенностей. Так, при реализации оздоровительных туров туроператор обязан ознакомить туриста с правилами безопасности на маршруте, а также с инструкциями поведения до, в течение и после прохождения соответствующих процедур. Обязанностью туроператора здесь является включение как в информационный листок, так и памятку (которые, как правило, являются приложением к договору), специфических вопросов, связанных с оздоровлением и прохождением диагностики, даже если они уже были выяснены перед заключением договора.

В соответствии с ГОСТ Р 54601-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения» [2], выделяются активные виды туризма, которые, в свою очередь, подразделяются на социальный и самодеятельный туризм (п. 4.1). Для социального туризма классифицирующим признаком является источник финансирования: этот вид туризма полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. Для самодеятельного туризма классифицирующим признаком является организатор (данный вид туризма организуется туристами самостоятельно). В части нормативного регламентирования самодеятельного туризма действует ГОСТ Р 57806-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования» [4]. Самодеятельный туризм представляет собой путешествия и походы, спортивные, рекреационные мероприятия, другие формы отдыха, не связанные с получением дохода от источников в месте временного пребывания, организуемые туристами самостоятельно, своими силами и средствами, без привлечения юридических организаций в сфере туризма или индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги [4, п. 4.1]. Самодеятельный туризм может быть классифи-

цирован по формам проведения, видам и сложности маршрутов, целям, способам организации, числу участников и возрастному составу туристской группы [4, п. 4.2].

В свою очередь, критериями подразделения активных видов туризма являются место и способ передвижения. Таким образом, выделяют: пеший туризм (например, треккинг); лыжный туризм (например, горнолыжный); горный туризм; водный туризм (например, рафтинг, каякинг); парусный туризм; велосипедный туризм (например, ма-унтинбайкинг); автомототуризм (автомобильный, мотоциклетный); спелеотуризм (например, спелеология, спелестология); конный туризм (например, караванинг); комбинированный туризм; иные виды [2, п. 4.4]. Критериями подразделения активных видов туризма также являются возрастной и социальный признаки. Так, выделяют детский, молодежный, взрослый, семейный туризм, туризм для туристов с ограниченными возможностями [2, п. 4.7].

Практическая значимость классификации в данном случае определяется формированием факторов риска, присущих конкретному виду активного туризма, и, соответственно, формулированием требований и правил техники безопасности при его осуществлении. Так, до начала путешествия (экскурсии) необходимо провести: объективный анализ готовности туристов (экскурсантов) к освоению маршрута; инструктаж туристов (экскурсантов) в рамках организационных составляющих путешествия (экскурсии), требований техники безопасности при освоении маршрута и правил поведения как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях; обучение, инструктаж работников туристической компании по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов) на маршрутах с активным передвижением. Кроме того, следует организовать страхование туристов для обеспечения безопасности их жизни, здоровья, имущества с учетом рисков, присущих активным видам туризма (страхование от несчастных случаев и др.), а также пройти регистрацию в региональном подразделении Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации или в со-

ответствующей службе муниципальных органов власти согласно правилам, действующим на территории, по которой проходит маршрут [2, п. 6.8].

В юридической литературе попытку классификации видов туризма предприняла Л.Е. Калинина. По ее мнению, по цели путешествия туризм делится на отдых и рекреацию (туризм с целью отдыха, знакомства с достопримечательностями, занятий спортом, совершения походов, а также тематические поездки); лечебный; деловой (кон-грессный, с целью проведения деловых переговоров, участия в семинарах); образовательный, религиозный; этнический и др. По типу предложения туризм делится на индивидуальный и групповой (комплексное обслуживание (Package tour), все включено (All-inclusive), клубный отдых, особое внимание (VIP)). Особо выделяются такие виды туризма как спортивный и оздоровительный (по сути, отождествляя последний с социальным туризмом); при этом указано, что данные виды туризма регулируются, помимо специального законодательства о туризме, спортивным законодательством и законодательством об охране здоровья [10].

В экономической литературе туризм классифицируется гораздо более широко. Так, Т.Л. Савостова выделяет следующие классифицирующие признаки (и виды туризма):

- географический (внутренний, международный);

- направление потока туристов (въездной, выездной);

- цель (спортивный, оздоровительный, познавательный, профессионально-деловой, научный, приключенческий, паломнический, шоп-туры);

- источник финансов (социальный, коммерческий);

- способ передвижения (пешеходный, железнодорожный, авиационный, морской, речной, велосипедный, автомобильный, смешанный);

- средства размещения (отели и гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, палатки, др.);

- число туристов (индивидуальный, групповой);

- организационная форма (организованный, неорганизованный) [11].

Н.В. Сычева приводит следующую классификацию видов туризма. Туризм по временным характеристикам разделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. По туристическим целям: на рекреационный, лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, спортивный, этнический, религиозный, транзитный, образовательный и др. По использованию транспортных средств: на железнодорожный, авиационный, теплоходный или водный (морской и речной), автомобильный, автобусный, велосипедный и др. По интенсивности спроса на туристические услуги: на постоянный и сезонный. В зависимости от возрастной категории туристов: на детский, молодежный, лиц среднего возраста, лиц третьего возраста. В зависимости от способа организации: на организованный (плановый) и неорганизованный (самодеятельный). Также туризм классифицируется на внутренний и международный (въездной и выездной). Кроме того, выделяется и национальный туризм как совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т.е. обслуживание туристов из числа жителей своей страны. По источникам финансирования выделяют коммерческий и социальный виды туризма. К специальным видам туризма можно отнести немассовые, редкие виды туризма; трудоемкие; капиталоемкие; сочетающие признаки различных видов туризма; новые виды туризма (эзотерический и т.п.); туризм с использованием нетрадиционных источников финансирования [12].

Трактовку классификации предприятий индустрии туризма приводит О.В. Горгоц. По ее мнению, здесь представлены две группы предприятий, различных по степени зависимости от туристского рынка: основные предприятия, предполагающие конкретную специализацию на производстве типичных туристских товаров и услуг (туристические агентства, предприятия сферы обслуживания, предприятия гос-

тиничного бизнеса, страховые компании, оздоровительные комплексы, развлекательные центры и др.), и «сопутствующие» предприятия, чьими товарами и услугами турист может пользоваться с меньшей вероятностью, чем «основными» (предприятия сферы торговли, информационные агентства, банки, предприятия по производству туристского снаряжения, пункты проката

и др.) [8].

Необходимо отметить, что не все классификации видов туризма в экономической литературе имеют правовое значение, однако нельзя не согласиться с их полнотой и высокой степенью обобщенности. Представляется, что это связано с затрагиванием экономической наукой таких важных признаков как продажа туристических услуг и источники финансирования туризма. Разновидности туризма, классифицированные по принципу источника финансирования, определяют особенности отношений государства в лице его органов и должностных лиц (т.е. публично-правовые отношения) с субъектами, осуществляющими туристскую деятельность. По нашему мнению, именно классификация по указанному признаку должна быть определяющей при взаимодействии туристских организаций и государства.

Резюмируя вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что с правовой точки зрения классификация туризма и видов туристской деятельности довольно ограничена и направлена на узкие области правоприменения соответствующего вида, тогда как классификация таковых в экономической доктрине раскрыта более широко. Таким образом, для полной классификации видов туризма и туристской деятельности необходимо сочетание как юридического, так и экономического подходов.

Литература

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 12.11.2018).

2. ГОСТ Р 54601-2011 «Националь-

ный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200094461 (дата обращения: 12.11.2018).

3. ГОСТ Р 50690-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Общие требования» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd. ru/document/1200157390 (дата обращения: 12.11.2018).

4. ГОСТ Р 57806-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200157120 (дата обращения: 12.11.2018).

5. «Морская доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 26.07.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_208427/ (дата обращения: 09.11.2018).

6. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р (ред. от 26.10.2016) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_164146/ (дата обращения: 09.11.2018).

7. Волошин Н.И., Михайлов М.В. Международный туризм. Правовые акты. -

М.: Российская международная академия туризма, Логос, 2014. - 576 с.

8. Горгоц О.В. Развитие индустрии туризма в районах пионерного освоения: на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: автореферат диссертации... кандидата экономических наук: 08.00.05 [Место защиты: Ур. гос. эконом. ун-т]. -Екатеринбург, 2010. - 23 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/ 01004601961#?page=1 (дата обращения: 09.11.2018).

9. Зорин И.Н., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 368 с.

10. Калинина Л.Е. Государственное управление туризмом в Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.14 [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ]. - Ростов-на-Дону, 2007. -210 с.

11. Савостова Т.Л. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Лекция № 12. «Туристический маркетинг» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.docme.ru/doc/ 558029/turizm—idocscript (дата обращения: 12.11.2018).

12. Сычева Н.В. Классификация видов туризма // Материалы I научно-практической конференции «Теоретические и прикладные исследования социально-экономической системы». - Тюмень, 2009.

УДК 339.137.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.