УДК 338.48-6:502/504
С.М. НИКОНОРОВ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Ключевые слова: туристская конкурентоспособность, рейтинг туристской конкурентоспособности, совокупный рейтинг конкурентоспособности страны, критерии туристской конкурентоспособности, потенциал экотуризма, компоненты экотуризма, туристско-рекреационный потенциал.
Рассмотрены теоретические и методологические аспекты социально-экономической сущности экологического туризма. Исследованы функции, виды и формы экологического туризма. Представлена взаимосвязь между туристской конкурентоспособностью и общей конкурентоспособностью страны.
S.M. NIKONOROV SOCIAL - ECONOMIC ESSENCE OF THE ECOLOGICAL TOURISM
Key words: tourist competiveness, tourist competiveness rating, combined rating of the country competiveness, tourist competiveness criteria, ecotourism components, tourism - recreational potential.
In article are considered theoretical and methodological aspects of the social - economic essence of the ecological tourism. It opens: functions, varieties and forms of the ecological tourism. It represents: interaction between tourists competition and full competition of the country.
Отечественная и западная наука об экологическом туризме сравнительно молода, а сам предмет исследований - экологический туризм стал объектом пристального внимания ученых одновременно с появлением его своеобразного определения как феномена ХХ в. По мере развития экологического туризма расширялся процесс интеграции, т.е. многие из действующих отраслей экономики стали вовлекаться в процесс формирования, продвижения и реализации экотуров. Со временем экологический туризм становится мощным катализатором развития сопутствующих отраслей экономики: транспорта, связи, индустрии размещения, питания, производства сувенирной продукции и продукции массового потребления.
Темпы развития экологического туризма в мире на протяжении последних десятилетий были достаточно высокими и устойчивыми, а высокая степень интеграции туристского рынка способствует его стратегическому развитию даже в момент неблагоприятной экономической конъюнктуры или финансового кризиса, когда многократно увеличиваются факторы риска.
Экологический туризм, как особый вид сферы услуг, обладает множеством специфических особенностей. Одновременно он выполняет экономические, социальные, политические, культурные и гуманитарно-коммуникационные функции (рис. 1).
Основные функции экологического туризма как вида деятельности
1 1 1
Экономические Социальные Гуманитарно-коммуникационные
+ 1
Пополнение доходной Отдых и оздоровление Межличностные, межнациональные
части бюджета населения и международные коммуникации
*
Мультипликативное воздействие на сопутствующие отрасли экономики Создание новых рабочих мест и решение проблемы безработицы Приобщение к культуре
1 1
Развитие региональных Социально-экономическая Физическое и интеллектуальное
и муниципальных экономик и политическая стабильность развитие личности
Рис. 1. Функции экологического туризма
По принятой российской национальной классификации, кстати, не совпадающей с международной классификацией, туризм подразделяется на внутренний, выездной, въездной, социальный и самодеятельный. Внутри каждого вида он подразделяется на подвиды: познавательный, деловой, оздоровительный, спортивный, паломнический, экстремальный, экологический, шоп-туризм и т.д. Он также классифицируется по социальному составу туристов, виду используемых транспортных средств, числу участников в группе, виду маршрута и т.д. Сама классификационная структура туризма указывает на его многообразие и специфику каждого вида, что, в свою очередь, требует особой технологии формирования, продвижения и реализации туров, а также особой системы управления.
В современной науке существует множество подходов к классификации видов и форм экологического туризма. Анализ различных источников [1, 3, 4, 5, 6] позволил нам систематизировать их и представить в виде схемы (рис. 2).
Экологический туризм
І-
т
1. По 2. По 3. По интен- 4. По 5. По 6. По 7. По
территори- характеру сивности срокам способу источникам составу
альному организации туристичес- путешест- размещения финансиро- группы
признаку ких потоков вия туристов вания
* * 1 * 1 *
Международ- Групповой Постоянный Кратковрем Гостинич- Коммерчес- По
ный Индивиду- Сезонный енный ного типа кий физическо-
(въездной, альный Продолжите Негости- Социаль- му состоя-
выездной)/ льный ничного ный нию туриста
(кругосвет- типа По возрасту
ный, меж- туриста
континенталь По обра-
ный, внутри- зователь-
континен- ному
тальный) уровню
Внутренний туриста
(региональ-
ный, межре-
гиональный)
Рис. 2. Виды и формы экологического туризма
Проводя анализ влияния туризма на экономику страны, необходимо разграничить данное влияние на прямое и косвенное. Прямое влияние - это вклад в экономику страны непосредственно туристскими предприятиями. Сегодня туризм является важной отраслью, вносящей ощутимый вклад в ВВП многих стран (табл. 1).
Таблица 1
Доля туризма в экономике различных стран
Страна Прямые доходы от туризма, % ВВП Доходы с учетом мультипликативного эффекта, % ВВП
Австрия 8,6 15,0
Испания 6,8 18,2
Франция 4,1 10,9
Хорватия 8,5 19,0
Великобритания 3,4 9,1
Канада 3,4 11,0
Болгария 4,1 14,5
Россия 3,28 6,9
\www.russia tourism.ru (данные за 2008 г.).
Однако экономическая эффективность этим не исчерпывается, поскольку туристская отрасль объединяет в единый производственный процесс усилия различных подчас не связанных между собой организаций: гостиниц, ресторанов, транспортных компаний, музеев, развлекательных центров, аквапарков и т.д. и т.п. Параллельно с развитием туристских предприятий происходит косвенное влияние, так как развиваются: сувенирная промышленность, пищевая промышленность, производство строительных материалов, торговля и т.д.
Благодаря этому воздействию устанавливаются связи между отдельными отраслями народного хозяйства, обеспечивается непрерывность процесса расширенного воспроизводства. И хотя косвенное влияние туризма в российской экономике пока не учитывается, необходимо говорить об эффекте туристского мультипликатора.
Понятие «мультипликатор» как экономическая категория было впервые введено английским экономистом Р. Каном в 1931 г. Впоследствии Дж.М. Кейнс уточнил сущность мультипликативного эффекта и придал ему математическое описание. Теория мультипликатора, кроме того, содержится в работах П. Са-муэльсона, Дж. Кларка, Р. Харрода, Г. Хамблера, Э. Хансена и др.
С начала 70-х годов ХХ в. модель мультипликатора стала использоваться в экономике туризма. Большое внимание этой проблеме уделил В. Г. Гуляев. В принципе мы с ним согласны, что в туризме мультипликационный эффект проявляется наиболее существенно, что вызывается спецификой отрасли, а также наличием «невидимого экспорта» [2]. Но, на наш взгляд, следует данный эффект относить не к мультипликационному, а к синергетическому эффекту ввиду агломерационной и региональной привязки к конкретной территории или туристскому кластеру.
Подсчитать синергетический эффект можно достаточно условно и приблизительно, но для определения воздействия расходов туристов на доход, занятость и импорт разрабатывались различные математические модели расчета мультипликатора. Однако большинство специалистов в области экономики туризма используют математические модели, разработанные В. Арчером и С. Оуэном (1971 г.). Полученные ими для ряда стран и регионов значения мультипликаторов выглядят следующим образом (табл. 2, 3) [10].
Таблица 2
Мультипликатор расходов туристов для некоторых стран и туристских центров
Страна (туристский центр) Мультипликатор
Турция (Анталия) 3,2
Турция (Алания) 2,3
США (Висконсин) 2,17
США (Колорадо) 1,94
Великобритания (Эдинбург) 1,51
Великобритания (Уэльс) 1,16
Таблица 3
Мультипликатор туристских поступлений (дохода) для некоторых стран
и туристских центров
Страна (туристский центр) Мультипликатор
Великобритания 1,73
Ирландия 1,72
Шри-Ланка 1,59
Ямайка 1,27
Египет 1,23
Доминиканская Республика 1,20
Кипр 1,14
Северная Ирландия 1,10
Бермудские острова 1,09
Фиджи 1,07
По расчетам ученых Российской международной академии туризма, мультипликатор туристских поступлений (доходов) для различных регионов России в 2001 г. колебался от 1,1 до 4. Для центрального района, например он составил 1,2, а для района Большого Сочи - 4.
В то же время, по мнению отечественных ученых, стройной модели туристского мультипликатора не существует до сих пор [7]. В совместном проекте Европейской туристской комиссии и Всемирной туристской организации (ЮНВТО), выполненном Лутонским университетом (Великобритания), отмечено, что до настоящего времени ни в одной стране, где проводились исследования, согласованная методология расчета мультипликатора не разработана [8].
По нашему мнению, существует ряд объективных причин, затрудняющих учет косвенного влияния туризма: значительные финансовые затраты; значительные временные затраты; отрицательное туристское сальдо в платежном балансе России (нулевой мультипликативный эффект); отсутствие данного критерия в системе учета и отчетности и системе национальных счетов и др.
На результатах наших исследований мы нашли зависимость между туристской конкурентоспособностью и общей конкурентоспособностью страны.
Исследователи из швейцарской международной школы бизнеса !Мй провели стресс-тест конкурентоспособности 57 стран. По данным, представленным исследователями, Россия в 2009 г. потеряла два пункта и с 47-го места опустилась на 49-е.
Система оценки учитывала всю совокупность индексов по таким показателям: 1) уровень развития транспортной инфраструктуры; 2) уровень развития гостиничной инфраструктуры; 2) безопасности для въездных туристов; 4) правового обеспечения; 5) политической стабильности; 6) комфортности ведения бизнеса; 7) участия государства в развитии туристской отрасли; 8) туристской привлекательности страны; 9) безопасности в стране в целом (уровень преступности в стране); 10) природного потенциала страны; 11) человеческого потенциала страны; 12) стоимости отдыха; 13) экологии; 14) наличие культурных ценностей из Всемирного списка ЮНЕСКО.
С одной стороны, Россия улучшила свой общий интегральный рейтинг туристской конкурентоспособности на 5 позиций и поднялась с 69-го места на 64-е место. Но, с другой стороны, огромное отставание практически по всем позициям и отрицательная динамика, так как за последние месяцы 2008 г. (по данным Рос-туризма) российский рынок въездного туризма (и без того занимающее далеко не первые места в мире) сократился на 60%. При этом в первые три квартала 2008 г. наблюдался рост количества туристов на 8% (источник: Ростуризм). Можно было бы многое отнести на счет мирового финансового кризиса, что подтверждается количеством россиян, выехавших за рубеж по путевкам в последние месяцы 2008 г., которое уменьшилось на 20-30%. Заставляет задуматься динамика уменьшения количества выездных и въездных туристов по итогам отчетного периода - 3/1.
Почему же РФ стала менее привлекательной и конкурентоспособной для потенциальных въездных туристов?
С точки зрения въездного туриста, в России - устаревшая транспортная инфраструктура; слабая, с точки зрения иностранного туриста, охрана права на частную собственность и «отсутствие веры в милицию, как защиту от преступников».
С помощью метода экспертных оценок России проставлены рейтинговые места по определенным критериям туристской конкурентоспособности (табл. 4).
В выборку попали 133 страны. По уровню безопасности Россия стоит на 127-м месте из-за большого количества ДТП, разгула преступности и такого показателя, как «отсутствие веры в милицию, как защиту от преступников».
В пояснительной записке было отмечено, что в России неблагоприятная обстановка для развития туризма в целом. Слишком много ограничений для иностранцев в вопросах приобретения собственности; права на частную собственность охраняются плохо; для туристов из большинства стран нужна виза (пример: Турция - 15 евро или 20 долл. США, при въезде в страну из России. При въезде из Турции в Россию, для гражданина Турции это будет стоить 120 долл. США). О каком развитии въездного туризма может идти речь при таком ценовом подходе?
Таблица 4
Критерии туристской конкурентоспособности для Российской Федерации
Критерии туристской конкурентоспособности Рейтинговое место
1. Природные ресурсы 35
2. Культурные ценности 35
3. Авиационное сообщение 35
4. Уровень развития наземного транспорта 83
5. Уровень развития туристской инфраструктуры 66
6. Наличие достаточного числа мест в гостиницах 66
7. Уровень безопасности 127
8. Туристический сектор экономики 125
В целом отмечается многими исследователями [1, 9], «что туристический сектор экономики не является приоритетным для правительства РФ». На наш взгляд, просто необходимо организовать национальный проект - туризм, на федеральном уровне и различные региональные проекты на уровне субъектов РФ в виде развития различных видов туризма. Приоритетными направлениями развития здесь могут выступать: экологический туризм, сельский туризм, молодежный туризм, спортивный туризм и различные сочетания представленных видов туризма. Россия с ее богатейшими природным и культурным наследием, региональным разнообразием традиционных форм природопользования в XXI в. может стать одной из наиболее привлекательных стран мира, реализующей альтернативную стратегию рекреации и туризма [11]. На издавна освоенных землях российской провинции сохранились фрагменты культурных ландшафтов разных эпох: неолитические стоянки и раннеславянские городища, монастыри и монастырские угодья, дворянские усадьбы и старинные села, мемориальные и художественные музеи, памятники истории техники и промышленного производства. Природные раритеты России представлены обширной и разнообразной сетью особо охраняемых природных территорий, включающей в себя крупные ареалы (заповедники, заказники, национальные парки) и отдельные уникальные объекты (памятники природы). Особый упор, на наш взгляд, следует сделать на экологический туризм.
Литература
1. Бобров А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования / А.Л. Бобров. М., 2002. С. 25.
2. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 28.
3. Дроздов А.В. Экотуризм: определения, принципы, признаки, формы / А.В. Дроздов // Актуальные проблемы туризма / А.В. Дроздов. 1999. С. 34.
4. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие / Е.Ю. Кол-бовский. 2-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2008. С. 216.
5. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие / А.Б. Косола-пов. 2-е изд., тер. М.: КНОРУС, 2009. С. 69.
6. Моралева Н. Экологический туризм в России / тез. докл. конф. «Экологический туризм на пути в Россию» / Н. Моралева, Е. Ледовских. Петрозаводск, 2000. С. 230.
7. Морозов В.А. Социально-экономические основы взаимодействия туризма со смежными отраслями национальной экономики / В.А. Морозов. М.: ТЕИС, 2004. С. 22.
8. Оценка маркетинговой деятельности национальных туристских организаций (извлечения) // Совместный проект Европейской туристской комиссии и Всемирной туристской организации, выполненный Лутонским университетом (Великобритания). С. 12.
9. Папенов К.В. Введение в экономику природопользования и охраны окружающей среды / К.В. Папенов. М., 2001. С. 32.
10. Темный Ю.В. Экономика туризма / Ю.В. Темный, Л.Р. Темная. М.: Советский спорт, 2003. С. 310.
11. Фесенко О.П. Инновационная и инвестиционная привлекательность объектов туристического бизнеса / О.П. Фесенко // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 501-504.
НИКОНОРОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (филиал в г. Чебоксары); докторант, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NIKONOROV SERGEY MIKHAILOVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of department of economics and management in tourism and spitalitu, St. Petersburg State University of Engineering and Economics Branch in Cheboksary; doctoral candidate, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.