ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАВЫКА ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Морозова Л.В.*
Руэмский детский сад «Родничок», Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Руэм
Цель статьи: дать краткое описание навыка запоминания и его развития с помощью мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста.
Назначение: статья будет полезна практикующим педагогам в ДОУ.
Ключевые слова память, мнемотехника, навык запоминания.
Запоминание - главный процесс памяти, от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения [5, с. 152]. Автоматизм запоминания свидетельствует о хорошей работе мнемической деятельности. Мозг может запоминать связи непроизвольно, автоматически. В этом случае человеку нет необходимости прикладывать какие-либо усилия для запоминания. Автоматически запоминается дорога на улице, интерьер помещения.
Однако, когда речь идет о запоминании знаковой (точной) информации, которая при восприятии не вызывает зрительных образов в воображении, автоматическое, непроизвольное запоминание не срабатывает. Если нет образов - мозг не может образовать связи. И тогда психологи говорят о произвольном, сознательном запоминании.
При произвольном запоминании человеку приходится прикладывать усилия для запоминания, осуществлять какие-то внутренние действия для преобразования знаковой информации в образную форму. Либо многократно повторять маленькие фрагменты информации до тех пор, пока она не запомнится - так называемая зубрежка. Когда речь идет о навыке запоминания, имеется в виду сознательное запоминание. То есть запоминание такой информации, которая мозгом автоматически не запоминается.
Сознательное запоминание - это действие. Действие, требующее от человека концентрации внимания, затраты энергии. Это работа. Точная информация сама собою запоминаться не будет. Навык запоминания подразумевает автоматизацию мыслительных операций, с помощью которых осуществляется запоминание. Если навык запоминания сформирован в недостаточной степени, то операции по запоминанию информации будут осуществляться медленно и не качественно. Когда навык запоминания доведен до автоматизма, он не только хорошо работает и обеспечивает быстрое и качественное запоминания, но и доставляет удовольствие человеку, который использует свой навык.
* Воспитатель.
Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. тпетоткоп - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [5, с. 279].
Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив - 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу [7].
В литературе описаны десятки систем мнемотехники, все разнообразие которых сводится к двум основным видам - классическая мнемотехника, берущая начало с книги «Ad Негеппшт» (86-82 гг. до н.э.), и педагогическая мнемотехника, сформулированная Петром Рамусом (конец XVI века, Англия). Классическая мнемотехника всегда основывалась на механизмах визуального (образного) мышления, тогда как педагогическая мнемотехника отказалась от операций с образами и сконцентрировала свое внимание на речевом мышлении. Типичные приемы педагогической мнемотехники - это разбивка запоминаемого материала на очень маленькие части, интенсивное повторение этих частей (зубрежка), составление фраз по буквам, полученным из запоминаемых числовых сведений; поиск закономерностей в запоминаемой информации, ее классификация и систематизация, составление структурных схем [8].
Использование таких приёмов не приводит к чисто автоматическому запоминанию и требует концентрации внимания на запоминаемом материале. Кроме того, он должен быть организован таким образом, чтобы отложиться в памяти в хорошо структурированной форме.
Всё улучшение памяти заключается в усовершенствовании привычных методов запоминания фактов. Таких методов три: механический, рациональный и технический.
Механический метод заключается в усилении интенсивности, увеличении и учащении впечатлений, подлежащих запоминанию. Современный способ обучения детей при помощи письма на классной доске, при котором каждое слово запечатлевается в сознании при посредстве четырёх путей -глаз, ушей, голоса и рук, представляет собой образец усовершенствованного механического запоминания.
Рациональный метод запоминания есть не что иное, как логический анализ воспринимаемых явлений (методы группировки, рифм и ритма; метод акронимов и акростихов).
Метод заключается в механическом заучивании какой-нибудь группы символов, которые должны быть твёрдо навсегда удержаны в памяти. Затем то, что должно быть заучено, связывается путём нарочно придуманных ассоциаций с некоторыми из заученных символов, и эта связь впоследствии облегчает припоминание (цифровой алфавит, цепной метод, метод «мест», метод парных ассоциаций) [7].
Психологические исследования со всей четкостью указывают на то, что механическое заучивание у детей, так же как и у взрослых, даёт меньший эффект, чем осмысленное запоминание [6, с. 62]. Для развития памяти у детей удобно использовать методы рифм и ритма («Раз, два, три, четыре, пять -вышел зайчик погулять»). Взрослые чаще пользуются методом группировки (аналитический склад ума) и методом ассоциаций (творческие личности) [3, с. 47].
Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием ребёнка. Хотя память каждого ребёнка характеризуется общими закономерностям развития, вместе с тем, имеет свои особенности. Одни дети отличаются наглядно-образным типом памяти. Ребёнок с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет и так далее. У детей отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие дети хорошо замечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства [9, с. 212].
Характерной особенностью памяти ребёнка дошкольного возраста является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия. Уже в дошкольном возрасте начинают определяться заключительные особенности памяти.
Запоминание в этом возрасте в основном носит произвольный характер, развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти - необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованию воспитателя [9, с. 218].
Как мы видим, у детей дошкольного возраста основное занятие - мыслящее усвоение, то есть развитие памяти соотносится с соединением в актах восприятия, запоминания и воспроизведения знаний мыслительных и мне-мических действий. Важнейшим же средством мнемической деятельности считают умственные операции, обеспечивающие логическую переработку запоминаемого материала. Задача воспитателя состоит в прямом, непосредственном научении приемам, содействующим осмыслению, пониманию и, следовательно, запоминанию показанных упражнений [4, с. 57].
Это связано с тем, что воспитатель требует от детей обязательного запоминания конкретного материала, даже если этот материал им не интересен. Ребёнку дается немало ответственных заданий, которые продиктованы характером учебной деятельности: знать наизусть стихи, слова. Детей предупреждают о том, какие знания им понадобятся и что им не следует забывать. Вот почему уже при запоминании ребёнок должен пользоваться определенными приемами, которые в нужный момент обеспечили бы точное и полное припоминание нужного материала. Ребёнок прежде всего ставит перед собой цель: овладеть нужным материалом, уметь самостоятельно припомнить [4, с. 59].
Смирновым А.А. были выделены следующие основные приемы, содействующие пониманию и осмысленному запоминанию упражнений: использование смысловых связей, сравнение, классификация, систематизация, операции самоконтроля. Среди методических приемов, содействующих пониманию материала, большое место занимают вопросы, направляющие внимание детей на главное; методические задания, на то что изображено на картинке и т.д. [9, с. 361].
В отечественной детской психологии достаточно изучено влияние взрослого на познавательные процессы ребенка. В исследованиях генезиса памяти выявлены ее особенности и закономерности в условиях общения в диаде «экспериментатор - ребенок», где взрослый выполнял роль организатора мнемической деятельности [1, с. 49]. Установлено, что в дошкольном детстве развиваются все виды памяти, память приобретает результативный и произвольный характер [3, с. 58].
Итак, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться, собственно, мнемическая деятельность, имеющая свои специфические цели, приемы и способы [2, с. 71]. При повышении требований со стороны взрослого ребенок учится управлять этим познавательным процессом, ставить перед собой цели, осуществлять самоконтроль, выполнять мнемические действия. Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то развитие, эффективное совершенствование памяти, мнемической деятельности возможно именно в игре.
Список литературы:
1. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко - М.; СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. - 562 с.
3. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2. - М., 1998. -430 с.
4. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве // Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М., 1967. - 111 с.
5. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровский, М.Г. Яро-шевский. - М.: Политиздат, 1985. - 430 с.
6. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / Науч.-исслед. ин-т. Общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика,1988.-136 с.
7. Особенности памяти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psy-cheya.ru/lib/psy_uod_10.html.
8. Развитие памяти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: doshkolnik. info >metod/obr2.htm.
9. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1966. - 423 с.
СОВЕТСКИЕ И ПОСТСОВЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НА ПОСЛЕДНЕЙ СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Попиашвили Н.А.*
Тбилисский государственный университет им. Иване Джавахишвили,
Грузия, г. Тбилиси
Третья ступень университетского образования - докторантура была основана еще в средневековье. Цель создания докторантуры заключалась в том, что после успешного завершения третьей ступени доктор мог работать в университете и обучать студентов. Первыми докторами были церковные лица и поскольку учебные центры в основном существовали при церквах, религиозной среде, соответственно докторами были также интерпретаторы и учителя библии.
Различают степень доктора наук и академическую степень доктора. В Америке и Европе присвоении академической степени доктора (PhD) происходит в области философии, независимо от того, в какой области получает докторант академическую степень - гуманитарной, естествоведческой, социальной или др.
Предусловием присвоения академической степени доктора является зашита докторской диссертации (PhD. tesis).
Известно, что в советский период последней (второй) ступенью университетского образования, после получения статуса дипломированно-
* Старший специалист службы научных исследований и развития, доктор филологии, профессор.