ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 332.1:352(57) В.И. САМАРУХА
ББК 65.04 проректор по научной работе
Байкальского государственного университета экономики и права,
доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск
e-mail: [email protected]
Т.Г. КРАСНОВА
зам. мэра г. Абакана по вопросам экономики, доктор экономических наук
e-mail: [email protected]
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА*
Рассматривается теоретическая основа процесса формирования и реализации стратегии развития мезосистем. Представлена логическая схема формирования и реализации стратегии развития городского округа. Определены отличительные особенности всех экономических подсистем мезосистемы, сделан вывод о необходимости их комплексного учета при разработке стратегии развития городского округа.
Ключевые слова: стратегия, городской округ, мезосистема, форсайт, SWOT-анализ, управление.
V.I. SAMARUKHA
Vice-Rector for Research of Baikal National University of Economics and Law, Doctor of Economics, professor, Irkutsk
e-mail: [email protected]
T.G. KRASNOVA
Deputy Mayor,Doctor of Economics, Abakan e-mail: [email protected]
SOME APPROACHES TO FORMING THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY OF AN URBAN DISTRICT*
The theoretical basis of the process of formation and implementation of mesosystems development strategy is considered. The logic chart of formation and implementation of urban district development strategy is presented. Distinctive features of all economic subsystems of mesosystem are defined; the conclusion of the necessity of their complex account by working out of strategy of city district. is drawn.
Keywords: strategy, urban district, mesosystem, foresight, SWOT-analysis,
management.
В экономической теории и практике низационного, экономического и правового
под механизмом разработки и реализации характера, обеспечивающих согласование и
стратегии понимается совокупность общих координацию действий всех участников этих
принципов, функций и инструментов орга- процессов.
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/276), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 гг.)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госре-гистрации 01200902099.
© В.И. Самаруха, Т.Г. Краснова, 2009
Согласно федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления», под городским округом понимается «городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». Высокий уровень социально-экономического статуса городского округа обусловливает соответствующие требования к формированию стратегии его развития.
На рисунке представлена наиболее распространенная логическая схема процесса формирования и реализации стратегии развития городского округа.
При формировании стратегии развития любой экономической мезосистемы необходимо помнить следующие отличительные особенности всех экономических систем:
- наличие в системе активного элемента. Неотъемлемой частью всех экономических систем является субъект управления — люди. Это приводит к проявлению у системы особых свойств, принципиально отличающих ее поведение от функционирования технических систем, работающих в соответствии с жестко заданными регламентами;
- стохастичность развития. Нестацио-нарность отдельных параметров системы приводит к ее стохастическому развитию;
- уникальность, непредсказуемость поведения в конкретных условиях. Вследствие наличия активного элемента в поведении системы, благодаря ее «свободе воли», проявляются черты уникальности и непредсказуемости. Иногда это сопровождается положительным эффектом, иногда сомнительным или отрицательным.
Механизм разработки и реализации стратегии социально-экономического развития городского округа
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
Рассмотрение теоретических основ развития мезоэкономических систем и практический опыт разработки среднесрочных и долгосрочных стратегий развития городского округа позволили авторам статьи выявить следующие принципы формирования механизма разработки и реализации стратегии социально-экономического развития городского округа:
1. Системность и комплексность. При формировании механизма разработки и реализации социально-экономической стратегии развития городского округа должны учитываться внутренняя структура города и его взаимосвязь с внешним окружением, т.е. должны быть обозначены прежде всего место и роль города в социально-экономической системе региона. При определении направлений, способов и методов развития городского округа необходимо исходить из политических, экономических, социальных, этических, культурно-бытовых, экологических и институциональных аспектов его развития и их взаимосвязи.
2. Целенаправленность. Механизм включает основную стратегическую цель социально-экономического развития городского округа. Как правило, такой целью является повышение всех показателей качества жизни жителей городского округа на среднесрочную или долгосрочную перспективу.
3. Динамичность. Городской округ как социально-экономическая система находится под влиянием изменений, определяемых внешними и внутренними факторами. В связи с изменением тех или иных внешних или внутренних условий данный принцип предполагает гибкое изменение стратегии, уточнение и пересмотр глобальной цели социально-экономического развития, вариантов реализации стратегии, системы управления стратегией. Поэтому разработчики стратегии, как правило, предусматривают ее ежегодную корректировку. Следует отметить, что мировой экономический кризис, нанесший существенный урон экономике России, поставил задачу пересмотра экономических стратегий развития макро-, мезо- и микроуровней территорий.
4. Социальная ориентированность. Стратегия развития городского округа должна быть ориентирована на результат, полезный для всего населения, за счет активизации и
направления деятельности всех структур на развитие человеческого капитала и создание условий достойной жизни. Здесь разработчики должны учитывать принципы социальной эффективности Парето. (Любые производимые в городском сообществе изменения должны улучшать благосостояние всех жителей, при этом ни в коем случае не уменьшая благосостояния ни одного человека, относящегося к категории малоимущих. То есть нужно, чтобы выполнялись три следующих условия: чтобы благосостояние общества за исследуемый период повысилось или как минимум не снизилось, по сравнению с предыдущим периодом; чтобы благосостояние отдельных граждан, по сравнению с прошлым периодом, осталось прежним либо повысилось; чтобы низкий уровень жизни в городском сообществе еще больше не снизился (т.е. чтобы черта бедности не опустилась ниже).
5. Иерархичность. Все уровни иерархии управления процессом социально-экономического развития в регионе должны координироваться единым центром, а также обеспечиваться необходимой информацией.
6. Программно-целевой подход. Стимулирование социально-экономического развития городского округа необходимо осуществлять на основе программно-целевого подхода за счет формирования целевых программ и подпрограмм развития. Следует обеспечить согласованность и взаимосвязь целевых программ и их преемственность.
7. Многовариантность и целесообразность. В зависимости от масштабов требуемых затрат, результатов, которые необходимо достичь, срока, отведенного на достижение цели, возможностей повышения эффективности стратегии социально-экономического развития нужно выбрать наилучший из альтернативных вариантов достижения главных целей.
8. Демократичность. Стратегия должна определяться на основе технологии «форсайт», участия всех значимых заинтересованных сторон: муниципальных органов власти, гражданского общества, представляющего различные слои населения, государственных и муниципальных предприятий, предпринимательского сектора экономики и ученых. Она должна быть ориентированной на сотрудничество и укрепление партнерских отношений. Целесообразна открытость процесса приня-
тия решений относительно выбора различных вариантов стратегии и обсуждения этих вариантов, с тем чтобы государственные учреждения могли регулярно обмениваться мнениями и информацией с негосударственными заинтересованными сторонами.
9. Эффективность. Стратегия должна определять минимально достаточный уровень затрат и содействовать принятию наиболее эффективных стратегических управленческих решений. Необходимо применение эффективных методов управления (бенчмаркетинг, стратегическое планирование, программно-целевой метод, сетевое планирование, SWOT-анализ, бюджетирование, ориентированное на результат, синхронизация, мониторинг, управление по результатам и т.п.).
10. Индивидуальность. Единого плана реализации стратегии не существует. Каждый городской округ должен разработать собственную структуру мер, которые учитывали бы местные особенности и специфические реалии развития (например, разрабатывая стратегию развития г. Абакана, необходимо принимать во внимание то, что в городе превалирует малый и средний бизнес и практически отсутствует крупный). Выбор приоритетов должен зависеть от комплекса особенностей (экономических, социальных, политических, структурных, демографических, культурных и т.д.) каждого субъекта мезоэкономики, имеющихся у него ресурсов. В центре внимания должен быть не только процесс разработки стратегий, но и их содержание и реализация.
11. Способность и стремление к целе-образованию. В отличие от закрытых технических систем, которым цели задаются извне, в социально-экономических системах с активным человеческим фактором цели формируются внутри системы. В этой связи цель может уточняться, корректироваться, изменяться.
12. Взаимоадаптивность. Каждая из подсистем субъекта разработки стратегии должна быть совместима не только с самим субъектом, но и со всеми элементами хозяйственной системы городского округа — объектом планирования, в противном случае стратегия начнет разрабатываться по принципу «лебедь, рак и щука», а впоследствии будет оторвана от реальной действительности.
13. Активная и реактивная обратные связи субъекта разработки стратегии и объекта управления. Субъект управления для повышения результативности управления должен иметь активную и реактивную постоянные обратные связи с объектом планирования. Все более актуальными становятся реактивные — опережающие, прогностические — связи между субъектом разработки стратегии и объектом планирования. Именно реактивные связи требуют использования приемов стратегического планирования и прогнозирования.
14. Устойчивость — способность системы планирования и управления находиться в состоянии, заданном субъектом управления. Имея эффективные механизмы управления, система при действии на нее дестабилизирующих факторов автоматически может возвращаться к заданному устойчивому состоянию. При неэффективном управлении даже принудительная коррекция зачастую не может возвратить систему к заданным параметрам развития.
15. Функциональная гибкость. Для сохранения жизнеспособности системы субъект управления должен постоянно изменять и подстраивать ее параметры и траекторию развития в зависимости от изменяющихся условий внешней среды.
16. Эмерджентность. Целевые функции отдельных подсистем и элементов управления зачастую не совсем совпадают с целью всей системы управления. Задача субъекта управления — максимально скоординировать цели всех элементов и подсистем системы управления. Задача субъекта разработки стратегии — предусмотреть в процессе формирования стратегии механизм ее дальнейшей корректировки.
17. Мультипликативность — положительные и отрицательные эффекты в больших системах обладают свойством умножения, а не сложения. Чем больше система управления, тем сильнее мультипликативные эффекты и сдвиги в ней. Данное свойство необходимо использовать при планировании хозяйственной деятельности и определении возможных рисков в развитии городского округа.
Таким образом, все вышеназванные подходы целесообразно применять при формировании стратегии социально-экономического развития городского округа.