МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
УДК 338.24 (47) В.И. САМАРУХА
ББК 65.050 проректор по научной работе
Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск
e-mail: vis@isea.ru
Т.Г. КРАСНОВА
зам. мэра г. Абакана по вопросам экономики, доктор экономических наук e-mail: admeconom@mail.ru
О СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ*
Рассматривается участие государства в рыночной экономике. Делается вывод о том, что в каждом государстве есть свои способы определения направлений и степени государственного вмешательства в экономику. Предлагаются этапы модернизации экономики России на ближайшие 10 лет, обосновывается необходимость разработки долгосрочных стратегий развития регионов.
Ключевые слова: кризис, вмешательство, оценка, правительство, регион, муниципальное образование, устойчивость, модернизация, регулирование.
V.I. SAMARUKHA
Vice-Rector for Research of Baikal National University of Economics and Law,
Doctor of Economics, professor, Irkutsk e-mail: vis@isea.ru
T.G. KRASNOVA
Abakan Deputy Mayor, Doctor of Economics e-mail: admeconom@mail.ru
ABOUT THE DEGREE OF A STATE'S PARTICIPATION IN MARKET ECONOMY
The participation of a state in market economy is considered. The conclusion that in each state there are some ways to determine the directions and degree of the state intervention in economy is made. The stages of Russia's economy modernization for the next 10 years are offered and the necessity of working out a long-term strategy of the regions development is grounded.
Keywords: crisis, intervention, estimation, government, region, municipal body, stability, modernization, regulation.
Усиление роли государства в экономике в период экономического кризиса — это вынужденная тактическая мера.
Анализ деятельности государственной власти в развитых странах мира позволяет
сделать вывод о том, что степень вмешательства государства в любую сферу деятельности общества прямо пропорциональна уровню ее устойчивости. Если низка устойчивость социальной сферы, то государство вмеши-
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 гг.)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.
© В.И. Самаруха, Т.Г. Краснова, 2010
вается в социальную жизнь общества, если низки параметры экономической системы, то оно увеличивает воздействие на экономику. Особенно сильно это проявляется в периоды экономических кризисов.
В каждом государстве есть свои способы определения направлений и степени государственного вмешательства в экономику. Оценки региональной, социальной и экономической устойчивости позволяют определить направления и степень государственного вмешательства в социально-экономическую подсистему регионов.
На сегодняшний день в мире нет ни одной страны, где государство в той или иной степени не участвовало бы в экономической жизни общества. Разными являются лишь масштабы и механизмы этого участия. Слабую степень влияния государства на экономику принято называть экономическим дирижизмом, а более постоянное и сильное воздействие, как правило, называют государственным регулированием. Экономический дирижизм присущ высокоразвитым демократическим относительно небольшим странам (Бельгия, Швейцария, Нидерланды, Сингапур, Мальта, Сан-Марино, Кипр).
Высокоразвитым демократическим крупным государствам экономический дирижизм не подходит из-за наличия большого количества федеративных единиц, хозяйствующих субъектов, из-за огромных территорий и большой численности населения и прочих особенностей крупных стран, требующих серьезного вмешательства со стороны государства и высокого уровня регионального менеджмента.
Еще в 1973 г. В. Леонтьеву удалось установить зависимость между масштабами страны, степенью участия государства в экономике и темпами инфляции в периоды спада деловой активности в экономике. Чем больше государство и чем ближе доля государственных предприятий к 50%, тем ниже темпы инфляции в периоды кризисов. В. Леонтьев установил, что обладающие огромным экономическим потенциалом страны с долей госсектора в экономике 30-50% (будь то развивающиеся либо развитые страны) — США, Индия, Китай, Япония, Германия, Россия — имеют темпы инфляции, как правило, не превышающие двузначной величины в год. Небольшие страны
с долей госсектора менее 20% — Исландия, Эквадор, Гана, Уругвай, Сьерра-Леоне и др. — в период кризисов страдают от высокой инфляции, измеряемой сотнями, а порой и тысячами процентов в год.
Дж.Ю. Стиглиц, Э. Уорнер, У. Норд-хауз, Дж. Тобин, Д. Тэслер и ряд других ученых независимо друг от друга пришли к выводу о том, что преобладание частного сектора в социально важных сферах экономики в период углубления кризисов способствует ускорению дестабилизирующих процессов. Мировой опыт показывает, что развитые институты частной собственности не могут служить гарантом от нестабильности.
На сегодняшний день во многих развитых странах степень участия государства в экономической деятельности гораздо больше, чем в России. Например, в США в последние десятилетия вмешательство государства в экономику значительно усилилось:
- в ведении государства находятся все главные автомагистрали и железнодорожные линии страны;
- государство полностью взяло на себя заботу о развитии венчурного предпринимательства;
- в 1960-х гг. была объявлена «война с бедностью» и государство взяло ответственность за социальные программы «Жилье», «Медицинское обслуживание» и «Прожиточный минимум» для бедных.
В Великобритании государство ответственно за производство стали и угля, в Японии — за освоение международных рынков сбыта и поиск поставщиков жизненно необходимых продуктов питания и сырья.
В большинстве крупных государств — США, Японии, Канаде, Германии, Великобритании и др. — государственная деятельность осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном (на уровне штата, провинции, края, земель и т.д.), местном.
Во всех развитых странах федеративное правительство отвечает за следующее: определение стратегии развития, национальная оборона, законодательство, выпуск денег, почта, главные транспортные магистрали, создание резервных фондов, регулирование отношений между регионами, международная торговля, создание социальных
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
правительственных программ, экологические проблемы.
В компетенцию же региональных и местных органов управления входят: благосостояние населения, образование, правопорядок, пожарные службы, канализация, утилизация отходов, санитарно-эпидемиологическое обслуживание и прочие местные услуги.
Для решения названных задач государству недостаточно ресурсов, мобилизуемых с помощью налогов. Другой, не менее важной, экономической компонентой для осуществления государственной деятельности является госсектор, построенный на принципах госсобственности. Поскольку частный сектор экономики направлен на достижение, как правило, единственного экономического приоритета — максимизацию прибыли, в сферу его интересов не входит решение социальных проблем общества. Разовые проявления заботы о бедных, меценатство и спонсорство не могут заменить системную продуктивную деятельность, стабилизирующую социально-экономическую ситуацию в стране.
Во многих развитых странах государство постоянно балансирует между двумя основными приоритетами общества: эффективность-справедливость. Там, где недостаточна роль государства в экономике общества, баланс нарушается в сторону обеспечения эффективности для меньшинства населения, более приспособленного (морально, материально, физически и т.д.) к условиям современного хозяйствования.
В ряде развитых стран (США, Великобритания, Япония, Южная Корея, Израиль) осуществляется монетарная концепция государственного регулирования, направленная на экспорт наукоемкой, фондоемкой и трудоемкой продукции в обмен на материа-лоемкую продукцию, т.е. сырье. Транснациональная политика современного монетаризма позволяет смягчать экономические спады развитых стран за счет усиления экономической нестабильности менее развитых партнеров, к которым, к сожалению, относится и Россия. Это проявилось в условиях сегодняшнего мирового финансового кризиса.
Учитывая ошибки предшествующих реформ, а также геополитические, национальные, экономические и социальные особенности Российской Федерации и ее регионов,
можно говорить о том, что основной целью социально-экономического развития субъектов Федерации и государства в целом на ближайшие 10 лет является модернизация экономики и построение устойчивой модели постиндустриального общества с многосекторной социально ориентированной рыночной экономикой, основанной на выпуске наукоемких товаров, максимальном развитии услуг «общества сервисного хозяйства».
На первом этапе (2010-2012 гг.) следует снизить социально-экономическую дестабилизацию в стране с целью усиления всех видов безопасности государства: геополитической, внутриполитической, экономической, экологической, социальной, техногенной, природно-климатической, продовольственной, эпидемиологической и т.д. На этом этапе не обойтись без жесткого вмешательства государства во все процессы, протекающие в стране. Основными первоочередными задачами, на наш взгляд, являются:
- создание единого информационно-правового поля для всех субъектов экономики государства, развитие сферы услуг, прежде всего образования и научного обслуживания, базирующихся на управлении знанием;
- реставрация научно-технических, трудовых, материальных, природных воспроизводственных процессов всех сегментов экономики государства, регионов и муниципальных образований;
- снижение криминализации всех сфер деятельности и минимизация сектора теневой экономики и неформальных финансов;
- стимулирование совокупного спроса на услуги и продукты национального производства;
- развитие межрегиональных и внутри-российского рынков путем создания режима наибольшего благоприятствования для отечественных товаропроизводителей:
- наращивание валютных и рублевых резервных фондов;
- создание достаточных для продолжительных экстремальных условий стратегических запасов продовольствия, воды, медикаментов, энергоресурсов в каждом регионе.
На данном этапе не обойтись без повышения роли ценовых, налоговых и кредитно-денежных регуляторов государства. Одна из самых сложных ситуаций, с которой придет-
ся столкнуться властям всех уровней, — это парадокс бережливости. В период усиления кризисных явлений все инвесторы (даже играющие на спекулятивных капиталах не в реальном секторе экономики) имеют склонность к резкому снижению инвестирования и увеличению сбережений. Исследование поведения инвесторов в ряде сибирских регионов в период обострения кризиса свидетельствует о массовом оттоке инвестиций из реальных сфер экономики. Большая доля средств направляется на приобретение недвижимости и других товаров с целью хранения, а не использования.
Второй этап (2013-2020 гг.) осуществления долгосрочной стратегии государства может быть назван этапом активного развития отечественного производства. Основную роль в осуществлении мероприятий второго этапа призвана сыграть фондообразующая отрасль реального сектора экономики: машиностроение. Решающее значение приобретают нормализация воспроизводственных пропорций основного капитала, увеличение числа рабочих мест и ориентация на традиционный потребительский спрос людей со средними и низкими доходами.
Самый отягощающий момент в развитии отечественного производства — отсутствие научно-технических конкурентных преимуществ как в области производства товаров народного потребления, так и в области производства средств производства.
Важной проблемой общества является вопрос: как производить? Большая сложность заключается в том, что в России практически нет ресурсосберегающих технологий. Все развитые страны давно перешли на модель ресурсосбережения (прежде всего энергосбережения), оставив российских товаропроизводителей далеко позади, в связи с чем структура цен российского рынка значительно отличается от структуры мировых цен на все виды продукции. То же самое можно сказать и о качестве продукции, при этом возникает приоритет ресурсосберегающего инвестирования, что должно стать заботой государства уже сегодня.
В связи с приоритетами национально-государственных интересов России при ориентации на возрождение национального
производства встают вопросы: о протекционистских мерах по переключению инвестиционного спроса на российскую продукцию, о защите отечественной экономики от внешних конкурентов, о развитии легкой промышленности, об усилении финансирования государственных услуг и поддержке развития рыночных услуг, что является главным условием экономического роста, формирования среднего класса и повышения уровня жизни всего населения страны. В первую очередь следует подумать о защите отечественной экономики от импортной продукции низкого качества (китайского, польского, турецкого, корейского ширпотреба), которая своими низкими ценами переключает на себя потребительский спрос населения с низкими и средними доходами. В большинстве регионов полностью разрушены предприятия — производители непродовольственных «мягких товаров». Что же касается импортной продукции высокого качества, рассчитанной на потребителей с высоким уровнем доходов, то на этапе модернизации экономики невозможно заменить ее отечественными аналогами из-за их низкого качества, вызванного значительным научно-техническим отставанием.
Вследствие отсутствия долгосрочных стратегий развития субъектов РФ невозможно проводить разумную федеративно-региональную политику. По объективным закономерностям управления при отсутствии стратегий или четкого контроля за их выполнением всегда возникают текущие временные задачи, решаемые с помощью ситуационного управления, при котором во власть зачастую приходят некомпетентные «временщики», способные ради сомнительных сиюминутных выгод разрушать потенциал управляемой системы.
Таким образом, без продуманной государственной политики регулирования жизненно важных вопросов экономики, социальной и экологической сферы невозможно повысить социально-экономическую устойчивость регионов. Только государство может и призвано обеспечить согласование общенациональных, региональных, муниципальных интересов, интересов хозяйствующих субъектов и личных интересов граждан.