Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОТВЕЧАЮЩЕЙ КРИТЕРИЯМ ASSESSMENT SYSTEM FOR SUSTAINABLE CAMPUS'

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОТВЕЧАЮЩЕЙ КРИТЕРИЯМ ASSESSMENT SYSTEM FOR SUSTAINABLE CAMPUS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КАМПУС / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ASSESSMENT SYSTEM FOR SUSTAINABLE CAMPUS / ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саввинов Василий Михайлович

В статье раскрываются особенности создания образовательной среды университета, ориентированной на реализацию целей устойчивого развития. На примере Северо-Восточного федерального университета показаны механизмы формирования высокотехнологичной научно-образовательной среды как открытой инновационной социокультурной экосистемы. Ключевым трендом развития созданного университетского кампуса становится его интеграция в городскую среду. Приведен краткий обзор основных принципов и механизмов реализации программы развития высокотехнологичного кампуса в соответствии с критериями Assessment System for Sustainable Campus, уточнены особенности формирования научно-образовательных кластеров. Показаны результаты прогнозной оценки влияния пространственных решений развития университетских кампусов на формирование нового поколения профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE FORMATION OF A MODERN ACADEMIC ENVIRONMENT MEETING THE CRITERIA OF ASSESSMENT SYSTEM FOR SUSTAINABLE CAMPUS

The article reveals the features of creating a university’s educational environment focused on the implementation of the Sustainable Development Goals. The case of the North-Eastern Federal University shows the mechanisms of a high-tech academic environment formation as an open innovative sociocultural ecosystem. The key trend in the development of the established university campus is its integration into the urban environment. The article briefly overviews the basic principles and mechanisms of the implementation of the high-tech campus development program in accordance with the Assessment System for Sustainable Campus; it also clarifies the features of research and educational clusters formation. The article gives the results of a predictive assessment of the impact of spatial solutions for the university campuses development on the formation of a new generation of professionals.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОТВЕЧАЮЩЕЙ КРИТЕРИЯМ ASSESSMENT SYSTEM FOR SUSTAINABLE CAMPUS»

УДК 378.161.3

В. М. Саввинов

Подходы к формированию современной образовательной среды, отвечающей критериям Assessment System for Sustainable Campus

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье раскрываются особенности создания образовательной среды университета, ориентированной на реализацию целей устойчивого развития. На примере Северо-Восточного федерального университета показаны механизмы формирования высокотехнологичной научно-образовательной среды как открытой инновационной социокультурной экосистемы. Ключевым трендом развития созданного университетского кампуса становится его интеграция в городскую среду. Приведен краткий обзор основных принципов и механизмов реализации программы развития высокотехнологичного кампуса в соответствии с критериями Assessment System for Sustainable Campus, уточнены особенности формирования научно-образовательных кластеров. Показаны результаты прогнозной оценки влияния пространственных решений развития университетских кампусов на формирование нового поколения профессионалов.

Ключевые слова: образовательная среда, кампус, научно-образовательный кластер, программа развития, цели устойчивого развития, Assessment System for Sustainable Campus, прогнозная оценка.

V. M. Savvinov

Approaches to the formation of a modern academic environment meeting the criteria of Assessment System for Sustainable Campus

М.К Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article reveals the features of creating a university's educational environment focused on the implementation of the Sustainable Development Goals. The case of the North-Eastern Federal University shows the mechanisms of a high-tech academic environment formation as an open innovative sociocultural ecosystem. The key trend in the development of the established university campus is its integration into the urban environment. The article briefly overviews the basic principles and mechanisms of the implementation of the high-tech campus development program in accordance with the Assessment System for Sustainable Campus; it also clarifies the features of research and educational clusters formation. The article gives the results of a predictive assessment of the impact of spatial solutions for the university campuses development on the formation of a new generation of professionals.

Keywords: academic environment, campus, research and educational cluster, development program, Sustainable Development Goals, Assessment System for Sustainable Campus, predictive assessment.

Введение

Анализ международного и отечественного опыта развития высшего образования показывает, что одной из отличительных черт современных университетов является «особая комплексная пространственная организация территории, пространственная среда и уникальный архитектурно-пространственный облик» [1, с. 82]. Университеты, начиная с этапа возникновения, имели специфические обособленные территории со своей культурой и традицией, с единой архитектурно-ландшафтной средой и инфраструктурой [2]. Ю. Д. Филатова, обоб-

САВВИНОВ Василий Михайлович - к. п. н., проректор по стратегическому направлению, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail. dagasia@mail.ru

SAVVINOV Vasiliy Mikhailovich - Vice Rector for Strategic Development, Candidate of Pedagogical Sciences M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

щая опыт организации образовательной среды в вузах, выделяет четыре основных типа университетских комплексов, которые наиболее характерны для современной мировой практике:

1. «Городские комплексы распределенного типа.

2. Городские локальные комплексы интегрированного типа.

3. Пригородные университетские кампусы («гринфилд» кампус).

4. «Микст», когда городская среда и пространство кампуса взаимно поглощают друг друга, рождая пространственный «микст» функций, объектов и пространств» [3, с. 25].

Проблемы развития кампуса

В данном исследовании рассмотрим кейс Северо-Восточного федерального университета, одного из крупных вузов Крайнего Севера с распределенным научно-образовательным комплексом, расположенным в четырех городах России. Площадь кампуса по сравнению с 2009 г. выросла в 2,8 раза и составляет 120 га. Внедряются новые пространственные решения, создающие условия для интеллектуального и творческого взаимодействия молодежи. Современная научно-технологическая и инновационная инфраструктура университета включает многоотраслевой комплекс «Арктический инновационный центр», центр коллективного пользования научным оборудованием, центр интеллектуальной собственности, студенческий бизнес-инкубатор «OREH», 25 малых инновационных предприятий. Приборная база объектов научной инфраструктуры составляет не менее 500 наименований специального научного оборудования, из них более 60 имеют уникальные характеристики и действуют в режиме коллективного пользования.

Имеющийся уровень развития кампуса позволяет обеспечить соответствие целям устойчивого развития и высокие позиции среди российских университетов. Во всемирном рейтинге UI GreenMetric-2021 СВФУ занял 675-е место в мире и 32-е место в России [4].

В университете начата работа по реализации концепции устойчивого кампуса. В рамках проекта COPERA в 2016-2017 гг. проводились исследования устойчивости СВФУ по методологии ASSC Университета Хоккайдо [5]. По итогам сравнительных исследований взаимодействие СВФУ с местными сообществами оценено на «золото» по шкале ASSC (71,5%), вуз также занимает высокие позиции (62,5%, «серебро») по направлению «Образование и исследования».

В университете сложились необходимые инфраструктурные условия для дальнейшего поступательного развития и внедрения масштабных научно-образовательных и инновационных проектов, направленных на устойчивое развитие макрорегиона. На основе изучения современных тенденций модернизации университетских кампусов в Северной Европе и Восточной Азии начата работа по реализации концепции устойчивого кампуса.

Вместе с тем сохраняются проблемы материальной базы, обуславливающие несоответствие качества имущественного комплекса приоритетным задачам развития СВФУ: разбросанность 30 зданий, принадлежащих университету, по всему городу Якутску; нехватка мест в общежитиях (размещено в соответствии с установленными нормативами всего 50% от числа нуждающихся студентов); высокая степень физического износа отдельных зданий постройки 1960-1970-х гг. и инженерных коммуникаций университета, в большей степени обусловленных экстремальными природно-климатическими условиями эксплуатации; недостаток площадей для размещения инновационных подразделений при отсутствии свободных земельных участков для строительства новых объектов кампуса.

Понимание имущественного комплекса как базиса для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности университета определяет модернизацию материальной базы задачей первостепенной важности в кампусной политике, направленной на реализацию управления, объединяющего все звенья инфраструктуры СВФУ в единое целое и обеспечивающего их наиболее эффективное использование с целью повышения качества образовательного процесса и создания условий для полноценной самореализации студентов и сотрудников вуза.

Симбиоз двух взаимодополняющих функций - предоставление качественных условий образования и привлечение новых студентов видится главной характеристикой создаваемой модели современного и технологичного кампуса СВФУ, представляющей собой единую систему имущественного комплекса с высокотехнологичной научно-образовательной средой, синхронизированной с задачами развития университета.

Кампусная политика университета

С учетом реализации концепции «университета, включенного в региональное развитие», главная цель кампусной политики заключается в создании высокотехнологичного многофункционального комплекса как открытой инновационной социокультурной экосистемы, привлекательной для жизни, работы и досуга как студентов и сотрудников университета, так и управленческого, научного и бизнес-сообщества макрорегиона, и способной стимулировать их творческое, технологическое и экономическое развитие.

Ключевым трендом развития созданного университетского кампуса становится его интеграция в городскую среду. Высокотехнологичная научно-образовательная среда будет открытой для организаций Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, включая спин-офф и стартап-компании. Вместе с тем она будет доступной активностям для населения макрорегиона. Концепция создания и схема генерального плана многофункционального университетского кампуса, интегрированного с IT-парком и природно-культурным комплексом «Олонхо-центр», получили поддержку руководства региональных и муниципальных органов управления.

Программа развития университета предполагает создание современного и технологичного кампуса на уровне лучших мировых и отечественных стандартов научно-образовательных центров.

Исследования кампусной политики

Анализ исследований, посвященных анализу международного и отечественного опыта создания студенческих кампусов, показывает рост числа работ, посвященных данной проблеме. Так, А. В. Берестова, исследуя предпосылки создания университетских кампусов и тенденции их развития, выявила, что в странах с англо-саксонской системой высшего образования преобладает городской локальный тип кампусов [6]. Исследования М. В. Пучкова показывают, что 70% первых тридцати мест в Шанхайском рейтинге и рейтинге Times принадлежат университетским комплексам пригородного типа [1]. В России по принятой классификации преобладают городские распределенные кампусы, к которым относится и кампус СВФУ. Примерами пригородного типа являются кампусы Дальневосточного федерального университета и Московской школы управления СКОЛКОВО.

Понятие «campus» с латыни обозначает «открытое пространство». Современные исследования практики пространственных решений в университетах показывают, что основной идеей проектирования кампусов является формирование единой архитектурно-пространственной среды «с максимальной открытостью и динамичностью всех объектов учебного, социального и жилого профилей» [7, с. 25]. Заслуживает отдельного внимания внедрение в жизнь понятия «университетского сада», сложившегося в мировой исторической практике [8, с. 96]. В Китае были распространены «сады ученых», создававшиеся для размышлений и интеллектуальной работы [7].

Принципы кампусной политики

При разработке программы развития Северо-Восточного федерального университета мы исходили из того, что кампус представляет многофункциональный комплекс, являющийся центром научного и культурного притяжения, поэтому стремились к приведению его в соответствие с имеющимися международными стандартами и критериями устойчивого развития кампусов:

- наличие сильной и открытой идеи и видения развития: кампус должен стать самостоятельной ценностью университета, привлекательной для студентов и преподавателей;

- самоорганизация развития кампуса: наличие органов самоуправления, эффективность действия которых показала работа ОССО (орган самоуправления студенческих общежитий);

- привлекательность архитектурно-пространственных решений развития кампуса (большой объем внутренних общественных пространств, «публичных» зон, шаговая доступность основных объектов);

- интеграция кампуса и окружающей городской среды («зеленый кампус»): увеличение площади зеленых насаждений, площади, покрытой лесной и посаженной растительностью;

- соответствие инженерно-технической инфраструктуры стандартам Assessment System for Sustainable Campus.

Указанные подходы соответствуют принципам планировочной структуры современных кампусов: конкретная концепция развития и существования среды кампуса, автономность, комфортность и привлекательность, сохранность природной среды, пешеходная доступность [9]. Мы также учитывали опыт ведущих российских и зарубежных университетов по организации учебных площадей в зданиях городской застройки [8].

Формирование образовательной среды предполагает следующие принципы кампусной политики:

открытость:

- в организации пространства: интерактивные образовательные пространства (co-learning space, Small Learning Community), free wi-fi zone с системой виртуальной информации для разных видов коммуникаций;

- в организации деятельности: возможность проведения активностей социально-гуманитарного характера для населения города и макрорегиона;

многофункциональность:

- в организации пространства: трансформирующиеся пространства, позволяющие создавать различные конфигурации под формат конкретных активностей; эргономичные дизайн-решения, в том числе для удобства лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- в организации деятельности: обеспечение инфраструктуры для индивидуальной и групповой проектной деятельности, реализации очной, онлайн и гибридной форм обучения, проведения мероприятий и курсов как для студентов, так и для взрослого населения в рамках непрерывного образования (lifelong education), программ для руководителей (executive education);

эффективность использования:

- в организации пространства: реконструкция имеющихся помещений под новые задачи (network-зоны в холлах, кафе, столовых, коворкинг-пространства в рекреациях, актовых залах и т. п.);

- в организации деятельности: создание зон комфорта для эмоциональной разгрузки; внедрение передовых экологичных технологий в рамках концепции «умного кампуса», обеспечивающих расширение системы по распределению энергии, в т. ч. использованию возобновляемых источников, управлению освещением, отоплением, кондиционированием и вентиляцией, обеспечению безопасности, утилизации отходов, снижению шума и теплоотдачи используемого общедоступного оборудования и т. п.

Приоритеты кампусной политики

При всем многообразии механизмов формирования современной образовательной среды в университете можно выделить ключевые принципы кампусной политики:

- внедрение кластерного подхода в пространственном расположении кампуса: развитие учебно-лабораторной и научной базы, направленной на экспоненциальный рост показателей развития университета, создание нового высокотехнологичного научно-образовательного медицинского и естественнонаучного кластеров и комплекса по подготовке педагогических кадров;

- развитие инновационного пояса университета, оснащение оборудованием и программным обеспечением, необходимым для разработки и внедрения результатов научной и инновационной деятельности;

- создание комфортной и безопасной среды, способствующей реализации творческого, интеллектуального и инновационного потенциала обучающихся и сотрудников, в том числе иностранных: развитие инфраструктуры кампуса, строительство и реконструкция учебных корпусов, проектирование, строительство и реконструкция студенческих общежитий;

- поиск архитектурно-пространственных решений развития кампуса, учитывающих интересы и потребности различных внутриуниверситетских групп: проектирование новых многофункциональных и трансформирующихся научных и образовательных пространств, обеспечение их доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья;

- внедрение передовых технологий управления объектами (системы по распределению энергии, в т. ч. использованию возобновляемых источников, управлению освещением, отоплением, кондиционированием и вентиляцией, обеспечению безопасности, управлению вредными выбросами, утилизации отходов и т. п.);

- введение стандартов устойчивого кампуса, отвечающих системе оценки Assessment System for Sustainable Campus (энергосбережение, энергетический аудит зданий для оценки потребления электроэнергии, тепла и воды, отдельный сбор отходов и т. д).

В целях создания высокотехнологичных специализированных научно-образовательных кластеров, развития инфраструктуры кампуса, создания комфортной среды для обучающихся разработан подпрограмма как самостоятельный документ по реализации стратегической задачи развития и модернизации материальной базы и согласована с мероприятиями Программы развития Северо-Восточного федерального университета на 2021-2030 гг. Цель подпрограммы - создание современной среды, обеспечивающей аутентичное образование молодежи путем создания устойчивого кампуса на уровне лучших мировых и отечественных стандартов научно-образовательных центров, формирование образовательной экосистемы, синхронизированной с задачами развития Якутска и Якутии. Подпрограмма сформирована по двум направлениям капитального строительства:

1. Создание высокотехнологичных специализированных научно-образовательных кластеров на основе проектирования, реконструкции и строительства учебно-лабораторных корпусов. Внедрение кластерного подхода в пространственную и технологическую организацию объектов кампуса включает расширение учебно-лабораторной и научной базы университета, создание высокотехнологичных научно-образовательных кластеров для подготовки кадров по медицинскому, естественнонаучному и педагогическому направлениям.

2. Создание устойчивой среды, благоприятных и безопасных условий, способствующих реализации творческого, интеллектуального и инновационного потенциала обучающихся и сотрудников.

Анализ пространственных решений развития университетских кампусов позволяет ориентироваться на современные тенденции проектирования внутренних пространств:

- расширение типологии пространств, появление новых видов научных и образовательных пространств;

- обеспечение многофункциональности образовательного пространства и возможности его трансформации вместо специализированных учебных пространств, жёстко прикреплённых к конкретных функциям и задачам;

- визуальная вариативность университетского пространства;

- доступность (безбарьерность) пространства для людей с ограниченными физическими возможностями.

Для позиционирования университета в научно-образовательном пространстве страны и архитектурном пространстве города необходим узнаваемый образ кампуса, свой уникальный код. Исследования показывают, что «наличие визуального имиджа может стать одним из факторов успеха кампуса» [10, с. 131]. Анализ архитектурных решений размещения университетов в разных странах убеждает в том, что «продуманная пространственная организация кампуса имеет, быть может, даже более важное значение для полноценного и эффективного

функционирования университетского кампуса, чем архитектурные и функциональные качества его отдельных объектов» [11].

Примером внедрения современных решений в СВФУ является создание новых университетских пространств: Точки кипения и Дома научной коллаборации Н.Г. Соломонова. В перспективе планируется максимально использовать ландшафтные особенности кампуса СВФУ, увеличивая число общественных пространств, создавая пешеходные и велодорожки. Нужно стремиться к созданию узнаваемых пространственных связей, которые будут ассоциироваться с университетом.

Основной проблемой в деятельности кампусов российских вузов является формирование единой системы управления [12]. Учитывая данный фактор, программой развития СВФУ предусмотрено внедрение передовых технологий управления объектами: системы по распределению энергии, в т. ч. использованию возобновляемых источников, управлению освещением, отоплением, кондиционированием и вентиляцией, обеспечению безопасности, управлению вредными выбросами, утилизации отходов, энергетический аудит зданий для оценки потребления электроэнергии, тепла и воды и т. п.

Прогнозная оценка влияния кампусной политики

Внедрение предлагаемой модели образовательной среды вуза позволит обеспечить соответствие кампуса университета системе оценки Assessment System for Sustainable Campus. Прогнозная оценка реализуемых мер позволяет выделить следующие ожидаемые результаты:

- создание новых высокотехнологичных научно-образовательных кластеров медицинского и естественнонаучного направлений и комплекса по подготовке педагогических кадров (учебно-лабораторный корпус с виварием медицинского института, учебно-лабораторные корпуса естественных и педагогических наук, института транспорта);

- повышение привлекательности архитектурно-пространственных решений развития кампуса (большой объем внутренних общественных пространств, «публичных» зон, шаговая доступность основных объектов), интеграция кампуса и окружающей городской среды (увеличение площади зеленых насаждений, площади, покрытой лесной и посаженной растительностью);

- создание комфортных пространств для совместной работы: открытие новых коворкинг-центров и пространств коллективной работы «Центр студенческих инициатив», «Территория интеллектуального роста», «Студенческий медиа-центр»; соответствие инженерно-технической инфраструктуры стандартам Assessment System for Sustainable Campus;

- расширение доступности образовательной среды, обеспечение полноценной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во все сферы деятельности университета;

- наличие безбарьерных условий для коммуникации, что даст возможность для академического и творческого самовыражения студентов и сотрудников, раскрытия их потенциала и создания новых интеллектуальных решений и проектов;

- повышение привлекательности работы в СВФУ для ведущих российских и зарубежных ученых и молодых перспективных исследователей (рост численности иностранных профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в университете не менее 1 семестра, от 50 сотрудников в 2020 г. до 100 в 2030 г.);

- снижение оттока талантливой молодежи из макрорегиона, увеличение доли студентов из других субъектов Российской Федерации и иностранных государств, в т. ч. в связи с наличием комфортной и развивающей среды кампуса (планируется рост доли студентов из других регионов России - до 8%; иностранных граждан, обучающихся по образовательным программам высшего образования, - до 10% в 2030 г.).

Заключение

Анализ международного и отечественного опыта проектирования университетских кампусов показывает, что «университеты, помещения которых организованы с учетом интересов и потребностей различных внутриуниверситетских групп, стимулируют студентов на активное

получение знаний, а ученых и преподавателей - на их генерацию и трансляцию» [13, с. 74]. Развитие инфраструктуры, разнообразие внутренних пространств, соответствующих образовательным и иным потребностям студентов и преподавателей, внедрение новых стандартов и принципов проектирования становятся одними из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности университета. Реализация программы развития позволит создать комфортную среду для повышения эффективности научной и образовательной деятельности, роста творческого и исследовательского потенциала обучающихся и сотрудников.

Литература

1. Пучков, М. В. Университетский кампус : принципы создания пространства современных университетских комплексов / М. В. Пучков. - Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2011. - № 3 (32). - С. 79-88.

2. Киреева, Т. В. Университетский кампус - история возникновения и градостроительного развития (X-XIX вв.) / Т. В. Киреева. - Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. - 2012. - № 28 (47). - С. 263-269.

3. Филатова, Ю. Д. История возникновения высших учебных заведений : университетский кампус / Ю. Д. Филатова // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 34-4. - С. 24-26.

4. СВФУ в десятке лучших вузов по качеству образования в мировом рейтинге UI GreenMetric WUR

- URL: https://ww.s-vfu.ru/news/detail.php?SECTTON_ro=&ELEMENTJD=163591 (дата обращения: 17.12.2021).

5. Гаврильева, Т. Н. Устойчивое развитие университетов : мировые и российские практики / Т. Н. Гаврильева, А. Сугимото и др. // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27, № 7. - С. 52-65.

6. Берестова, А. В. Исторические предпосылки создания университетских кампусов и анализ тенденций развития / А. В. Берестова // Российские регионы в фокусе перемен : сборник докладов XI Международной конференции : в 2 т. - Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2016. - С. 210-216.

7. Du, X. Study on campus landscape ecology design of northeast China / X. Du, J.N. Jiang // Новые идеи нового века : материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ - 2011. - Т. 1. - С. 31-36.

8. Графова, Е. С. Формирование среды студенческого кампуса : история и тенденции : декоративное искусство и предметно-пространственная среда / Е. С. Графова // Вестник МГХПА. - 2017. - № 4-2. -С. 94-100.

9. Вырезкова, А. В. Анализ развития кампусов в России / А. В. Вырезкова // Исследования и разработки в перспективных научных областях : сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2017. - С. 7-11.

10. Дагданова, И. Б. Университетский кампус как пространство социального взаимодействия на примерах современных кампусов зарубежья) / И. Б. Дагданова // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2015. - № 1 (12). - С. 127-137.

11. Пучков, М. В. Архитектура университетских комплексов / М. В. Пучков. - Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2010.

12. Пухова, М. М. Управление образовательными кампусами в России / М. М. Пухова. - Управленческие науки в современном мире. - 2017. - Т. 1. - С. 512-515.

13. Исаева, Н. В. Сравнительный анализ национальных политик по развитию кампусов исследовательских университетов / Н. В. Исаева, Л. В. Борисова. - Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 6 (88). - С. 74-87.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Puchkov, M. V. Universitetskij kampus : principy sozdanija prostranstva sovremennyh universitetskih kompleksov / M. V. Puchkov. - Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. -2011. - № 3 (32). - S. 79-88.

2. Kireeva, T. V. Universitetskij kampus - istorija vozniknovenija i gradostroitel'nogo razvitija (X-XIX vv.) / T. V. Kireeva. - Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Serija: Stroitel'stvo i arhitektura. - 2012. - № 28 (47). - S. 263-269.

3. Filatova, Ju. D. Istorija vozniknovenija vysshih uchebnyh zavedenij : universitetskij kampus / Ju. D. Filatova // Tendencii razvitija nauki i obrazovanija. - 2018. - № 34-4. - S. 24-26.

4. SVFU v desjatke luchshih vuzov po kachestvu obrazovanija v mirovom rejtinge UI GreenMetric WUR

- URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=163591 (data obrashhenija: 17.12.2021).

5. Gavril'eva, T. N. Ustojchivoe razvitie universitetov : mirovye i rossijskie praktiki / T. N. Gavril'eva, A. Sugimoto i dr. // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2018. - T. 27, № 7. - S. 52-65.

6. Berestova, A. V. Istoricheskie predposylki sozdanija universitetskih kampusov i analiz tendencij razvitija / A. V. Berestova // Rossijskie regiony v fokuse peremen : sbornik dokladov XI Mezhdunarodnoj konferencii : v 2 t. - Ekaterinburg : Izdatel'stvo UMC UPI, 2016. - S. 210-216.

7. Du, X. Study on campus landscape ecology design of northeast China / X. Du, J.N. Jiang // Novye idei novogo veka : materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii FAD TOGU. - 2011. - T. 1. - S. 31-36.

8. Grafova, E. S. Formirovanie sredy studencheskogo kampusa : istorija i tendencii : dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaja sreda / E. S. Grafova // Vestnik MGHPA. - 2017. - № 4-2. - S. 94-100.

9. Vyrezkova, A. V. Analiz razvitija kampusov v Rossii / A. V. Vyrezkova // Issledovanija i razrabotki v perspektivnyh nauchnyh oblastjah : sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.

- Novosibirsk : Centr razvitija nauchnogo sotrudnichestva, 2017. - S. 7-11.

10. Dagdanova, I. B. Universitetskij kampus kak prostranstvo social'nogo vzaimodejstvija na primerah sovremennyh kampusov zarubezh'ja) / I. B. Dagdanova // Izvestija vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost'.

- 2015. - № 1 (12). - S. 127-137.

11. Puchkov, M. V. Arhitektura universitetskih kompleksov / M. V. Puchkov. - Ekaterinburg : Izd-vo UrGU, 2010.

12. Puhova, M. M. Upravlenie obrazovatel'nymi kampusami v Rossii / M. M. Puhova. - Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. - 2017. - T. 1. - S. 512-515.

13. Isaeva, N. V. Sravnitel'nyj analiz nacional'nyh politik po razvitiju kampusov issledovatel'skih universitetov / N. V. Isaeva, L. V. Borisova. - Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2013. - № 6 (88).

- S. 74-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.