Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС И ГОРОДСКАЯ СРЕДА'

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС И ГОРОДСКАЯ СРЕДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

358
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университетский кампус / городская среда / публичное пространство / университет / имидж / бренд / брендирование территорий / кампусный уклад / социализация. / university campus / urban environment / public space / university / image / brand / territory branding / campus structure / socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Флоря В.М., Флоря М.В., Лапёнок А.С.

Цель статьи заключается в анализе работающей модели взаимодействия университета с городской средой, а также демонстрация растущего влияния вузовского кампусного уклада на город, на примере Ухтинского государственного технического университета как опорного образовательного центра нефтегазовой отрасли районов Крайнего Севера. Проведено исследование с использованием качественного метода анализа документов, касающихся актуальных проблем, связанных с формированием и развитием городской территории, принадлежащей университетскому кампусу как публичного пространства, с целью повышения престижа города, раскрыто определение понятия «городская среда». В настоящей статье автором раскрыт механизм образования социального пространства на территории университетского кампуса, создающий имидж города в качестве привлекательного бренда научно-образовательного, культурного, географического и символического центра, который становится притягивающим и привлекательным не только для студентов и преподавателей ВУЗа, но и для горожан, гостей и молодежи города. Автор статьи предложил проводить работу по брендированию территорий университета с помощью росписей стен зданий, благоустройства и освещения территории. По их мнению, это заметно обозначит присутствие университета в городе, сделает его более заметным, привлекательным и узнаваемым. В результате была получена устойчиво работающая модель экономически взаимовыгодного взаимодействия города и университетского кампуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY CAMPUS AND CITY ENVIRONMENT

The purpose of this article is to analyze a working model of the interaction of the University with the urban environment as well as demonstrating the growing influence of University campusname way of the city, on the example of Ukhta state technical University as a strong educational center the oil and gas industry of the far North The study was conducted using qualitative method of analysis of documents relating to the actual problems associated with the formation and development of urban land belonging to the University campus as a public space, with the aim of raising the prestige of the city, revealed the definition of "urban environment". In this article the author reveals the mechanism of formation of social space within the University campus, creating the image of the city as an attractive brand scientific, educational, cultural, geographic and symbolic center, which becomes attractive and attractive not only for students and teachers of the University, but also for citizens, visitors and youth of the city. The author proposed to work on the branding areas of the University with the help of painting walls, landscaping and lighting areas. In their opinion, this will significantly indicate the presence of a University in the city, make it more visible, attractive and recognizable. In the result, stable operating model is economically mutually beneficial cooperation between the city and the University campus.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС И ГОРОДСКАЯ СРЕДА»

конференции 25 ноября 2015 года, г.о. Королев, "МГОТУ"/ Под общ. научн. ред. Смирнова В.А. - М.: "Научный консультант", 2016, - с.103-110.

УДК 378.4

Флоря В.М.

Florya V.M.

доктор социологических наук, профессор Ухтинского государственного технического университета

Doctor of Sociology, Professor of Ukhta State Technical University

Флоря М.В.

Florya M.V.

учащийся 11 класса МБОУ СОШ №18 г. Ухты, 11th grade student of MBOU secondary school No. 18 of Ukhta

Лапёнок А.С. Lapyonok A.S.

учащаяся 11 класса МБОУ СОШ №18 г. Ухты, 11th grade student of MBOU secondary school No. 18 of Ukhta

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС И ГОРОДСКАЯ СРЕДА UNIVERSITY CAMPUS AND CITY ENVIRONMENT

Аннотация: Цель статьи заключается в анализе работающей модели взаимодействия университета с городской средой, а также демонстрация растущего влияния вузовского кампусного уклада на город, на примере Ухтинского государственного технического университета как опорного образовательного центра нефтегазовой отрасли районов Крайнего Севера.

Проведено исследование с использованием качественного метода анализа документов, касающихся актуальных проблем, связанных с формированием и развитием городской территории, принадлежащей университетскому кампусу как публичного пространства, с целью повышения престижа города, раскрыто определение понятия «городская среда».

В настоящей статье автором раскрыт механизм образования социального пространства на территории университетского кампуса, создающий имидж города в качестве привлекательного бренда научно-образовательного, культурного, географического и символического центра, который становится притягивающим и привлекательным не только для студентов и преподавателей ВУЗа, но и для горожан, гостей и молодежи города.

Автор статьи предложил проводить работу по брендированию территорий университета с помощью росписей стен зданий, благоустройства и освещения территории. По их мнению, это заметно обозначит присутствие университета в городе, сделает его более заметным, привлекательным и узнаваемым.

В результате была получена устойчиво работающая модель экономически взаимовыгодного взаимодействия города и университетского кампуса.

Abstract: The purpose of this article is to analyze a working model of the interaction of the University with the urban environment as well as demonstrating the growing influence of University campusname way of the city, on the example of Ukhta state technical University as a strong educational center the oil and gas industry of the far North.

The study was conducted using qualitative method of analysis of documents relating to the actual problems associated with the formation and development of urban land belonging to the University campus as a public space, with the aim of raising the prestige of the city, revealed the definition of "urban environment". In this article the author reveals the mechanism of formation of social space within the University campus, creating the image of the city as an attractive brand scientific, educational, cultural, geographic and symbolic center, which becomes attractive and attractive not only for students and teachers of the University, but also for citizens, visitors and youth of the city.

The author proposed to work on the branding areas of the University with the help of painting walls, landscaping and lighting areas. In their opinion, this will significantly indicate the presence of a University in the city, make it more visible, attractive and recognizable.

In the result, stable operating model is economically mutually beneficial cooperation between the city and the University campus.

Ключевые слова: университетский кампус, городская среда, публичное пространство, университет, имидж, бренд, брендирование территорий, кампусный уклад, социализация.

Keywords: university campus, urban environment, public space, university, image, brand, territory branding, campus structure, socialization.

Сегодня, с учетом сложившихся реалий, перед вузами страны поставлены конкретные задачи построения принципиально новой системы знаний в стране.

В Ухтинском государственном техническом университете, осознавая всю значимость данных конкретных задач, целенаправленно проводится работа по созданию такой системы образования, которая, по нашему мнению, должна привести к созданию университета не только как образцово-показательного учебного заведения по подготовке профессиональных кадров, но и должна охватить своим влиянием особенности административно-территориальной социализации с учетом той городской территории, на которой обосновался университет.

В этой связи попытаемся выяснить образ городской территории, городской среды. Так вот, Людмила Иванова в своей исследовательской работе, ссылаясь на теоретические изыскания Кевина Линча, попыталась рассмотреть и раскрыть свое понимание понятия городской среды, и указала на то, что городская среда представляет собой предметно-пространственную организацию, на территории которой происходят важнейшие жизненные процессы города, а также осуществляются общественные, функциональные, информационные связи отдельных подсистем городской жизни» [1, с.2].

Линч был абсолютно убежден в том, что важнейшими компонентами городских структур будет являться обеспечение всего общественного территориального пространства, коммуникативных и информационных средств массовой информации, а также это наглядный результат, который слагается из пространственно-материальных объектов городской среды и воспринимается населением в большей степени на уровне подсознания [2, с.5].

Обладая статусом опорного образовательного центра нефтегазовой отрасли районов Крайнего Севера, каковым является Ухтинский государственный технический университет, заставляет ВУЗ искать и предлагать новые пути повышения качества управления различными инфраструктурами жизнеобеспечения, заниматься созданием абсолютно новых бизнес-проектов для

нужд и потребностей города. Кроме того, это предъявляет университету новые требования по всем направлениям профессиональной деятельности принимать согласованные решения с различными административными службами города и республики в различных отраслях жизнеобеспечения.

На наш взгляд, Ухтинский государственный технический университет, как опорный образовательный центр нефтегазовой отрасли районов Крайнего Севера, является «мозговым центром» города Ухты в целом и Республики Коми в частности, ставшим в последнее время важнейшим стратегическим центром взаимодействия с государственными властными структурами в области социально-экономической и политической деятельности. Подобное взаимодействие предполагает подготовку профессионально подготовленных кадров в различных сферах деятельности, которые смогут в дальнейшем трудиться в совместно разрабатываемых проектах, с одной стороны, а, с другой, будут обеспечивать и развивать все направления жизнеобеспечения города и республики. Уже сегодня мы можем утверждать, что УГТУ стал тем образовательным центром, где организуются мероприятия по содействию в обеспечении, развитии и функционировании всех городских служб, а также проводятся встречи с руководителями и спонсорами по обсуждению совместных бизнес-проектов с целью эффективного обеспечения работы различных городских организаций в таких сферах, например, как в производственных, финансовых, транспортных, торговых, энергетических и социальных.

В настоящее время, мы полагаем, что будущее города Ухты будет напрямую зависеть от всей системы образования, но в первую очередь от Университета, единственного в городской среде. Именно УГТУ как высшее учебное заведение сегодня может в условиях резких социальных колебаний в городе указать на разницу между экономическим спадом и динамично развивающейся экономикой, а также определить основные направления и тенденции развития городской инфраструктуры.

Но для того чтобы воспользоваться данными возможностями высшего образования, на наш взгляд, необходимо разрешить целый ряд проблем, которые стоят на пути усовершенствования всей системы образования. В основе разрешения всех трудностей и проблем системы образования лежит существующее противоречия между подготовкой высококвалифицированных кадров и отсутствием для их подготовки соответствующей материально-технической базы. Решением данной проблемы могло бы послужить создание современной инфраструктуры университетского кампуса, отвечающего всем необходимым функциональным и технологическим требованиям.

Впервые использование понятия «кампус» датировано 1774 годом, которое было применено для демонстрации городской среды расположения университета Нью-Джерси. Сегодня этот университет известен мировому сообществу под именем Принстонского университета. В переводе с латинского языка термин «campus» обозначает поле или же обычное открытое пространство. И если прибегнуть к этимологии этого слова, то оно будет указывать на пространственную протяженность территории нахождения первых университетов [3].

Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина дает свою трактовку определения понятия кампуса, как «университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые. Иногда кампусом называют обособленную территорию, принадлежащую крупной кампании (включающую внутрифирменную инфраструктуру, например, корпоративный университет)» [4].

На протяжение веков часто менялось понимание понятия «кампуса» и, наконец, в современную трактовку понятия «кампуса» всё чаще стали включать комплекс зданий, которые в обязательном порядке включали по существу образовательные, научно-лабораторные, опытно-производственные, общественно-рекреационные, жилые объекты и пространства на обособленной территории, принадлежащей образовательной организации, как правило, с шаговой доступностью всех объектов комплекса. Среди них обычно выделяют корпоративные, научно-исследовательские и университетские кампусы [5].

В советский период жизнедеятельности общества при рассмотрении понятия «кампус», было принято полагать, что это, прежде всего, комплекс зданий, расположенных на определенной и закрепленной за ВУЗом территории. А еще кампусом в те годы называли университетский (студенческий) городок, в котором студенты могли постоянно находиться на протяжении всей своей студенческой жизни, не покидая его пределы, так как университетский кампус включал в себя учебные корпуса, общежития, спорткомплексы, кинотеатры, столовые, зоны отдыха, то есть все то, что необходимо молодым людям для удовлетворения своих потребностей.

В настоящее время ситуация в этой сфере деятельности в Ухтинском государственном техническом университете заметно изменилась, и изменилась качественно в лучшую сторону. Университетский кампус в УГТУ сегодня представляет собой современный многофункциональный активно работающий комплекс, включающий в себя различные сферы деятельности, среди которых:

- материально-техническая база всех учебных подразделений университета;

- научно-исследовательская база для осуществления научной и научно-исследовательской деятельности;

- электронная информационно-образовательная среда, библиотечно-образовательный комплекс;

- научно-технологические и структурные подразделения бизнес-инкубатора;

- общежития, медицинское обслуживание, организация питания, спортивные сооружения, музеи, киноконцертный зал, конгресс-холл и др.

Все перемещения и передвижения по территории университетского кампуса исключительно пешеходные, которые к тому же в последнее время заполнились не только уже отмеченными новыми столовыми, кафе, спорткомплексом, зоной отдыха, но и книжными и магазинами канцтоваров, вытеснив за пределы границ ВУЗа существовавшие ранее старые бизнесы и тем

самым преобразив университетский городок, который стал исключительно обслуживающим пространством для самого кампуса.

Фиксация тенденции изменения всего формата и подхода к обучению, а также потребность соответствовать во всем или практически во всем международным требованиям и веяниям, позволяет определить содружество между городской администрацией и УГТУ в городе Ухта экономически взаимовыгодным не только для самого университета, который получает государственное финансирование образовательной деятельности, но и для самого города, который в данном случае выигрывает за счет существующей системы образов городской среды. Здесь мы наблюдаем актуальный пример союза города и университета, когда город в лице высшего учебного заведения (УГТУ) получает надежного партнера, готовящего и поставляющего для нужд города высокопрофессиональные кадры, формирующие образ города Ухты как студенческий город или город интеллектуалов, развивает городскую среду, с одной стороны, а, с другой, университет получает спонсорскую помощь, инвестиции и все новые территории под новое строительство.

Разумеется, что наш университет является настоящим партнером города по восстановлению и освоению городской территории, прежде всего, в силу таких основных факторов, которые привязаны к городской среде и имеющие различные источники финансирования, направляемые на строительство объектов локальной инфраструктуры, выгодных как для бизнеса, так и для местного сообщества [6].

Сегодня мы по-прежнему можем утверждать на примере нашего эталонного сотрудничества с городом, что основное предначертание университета - это подготовка кадров во всех сферах - технической, экономической, научной, социальной, культурной, а также дальнейшее развитие всей городской среды обитания. Всему этому способствует качественное многообразие различных институтов и форм обучения. «Надо заметить, что социальное партнерство образовательной и профессиональной сред является в современном российском образовании глобальной тенденцией» [7]. В университете созданы и функционируют различные творческие заслуженные коллективы, среди которых положительно зарекомендовавших себя вокально-хоровая студия, ансамбль восточного танца «Наргиз», танцевальный коллектив «United BIT», студия «Фрески», клуб спортивного бального танца «Дуэт», различные спортивные секции и др. Все они работают в разные дни и часы, позволяя этим спортивно-творческим коллективам стать центрами притяжения и привлечения не только студентов различных институтов и курсов университета, но и городской молодежи, создавая при этом интересную профессионально-насыщенную атмосферу, которая органически вписывается в городскую среду. Кроме того, университет постоянно занимается созданием качественного общественного пространства на территории своего кампуса, которое становится притягивающим и привлекательным не только для студентов и преподавателей ВУЗа, но и для горожан и молодежи города. Такая тенденция играет все большую роль и для города в целом, так как становится более привлекательной и с экономической точки зрения.

Автор абсолютно убежден, что, занимаясь созданием социального качественного территориального пространства, его необходимо оформить как бренд, который должен будет поработать на имидж города. Брендом, в научном смысле, называют совокупность идей, ассоциаций людей о конкретной местности, значительное количество впечатлений, источников информации, связанных с конкретным местом [8]. И такой ВУЗ, как Ухтинский государственный технический университет в городе Ухта Республики Коми, позволяет нам с уверенностью называть себя брендом имиджа города, привлекательным как географическими, так и символическими местами.

УГТУ уже давно обеспечил создание себе публичного пространства в городской среде и, как мы считаем, вполне мог бы побороться за звание стать брендом не только города, но и Республики Коми. Университет занимает сравнительно небольшую территорию городской среды, и значительная её часть занята учебными корпусами, зоной проживания, досуга студентов и профессорско-преподавательского состава, спортивными сооружениями. Однако это не помешало УГТУ на своей территории создать качественное публичное пространство, которое открыто для посещения всем горожанам и гостям города. Университетский кампус, интегрируясь в городскую среду, связывает между собой не только все корпуса, здания и помещения, но и части городской территории. Связь осуществляется посредством последовательно связанных между собой дворов. В данном случае под двором мы понимаем кампус, обеспечивающий систему циркуляции людских потоков и общественное пространство, обеспечивающие закрытый двор для социально значимых мероприятий, бизнес-инкубатор, учебные аудитории и помещения, спорткомплекс для занятия различными видами спорта, студенческие общежития и многое другое. Между корпусами общежитий сформированы публичные общественные дворы, открывающие и создающие возможность не только для прогулок и отдыха, осуществлять свой досуг, но и позволяющие им заниматься учебной образовательной деятельностью.

Таким образом, развитие и формирование университетского кампуса направлено на непосредственное взаимодействие с городской средой и поиску новых коммуникативных технологий с городом.

Деятельность университета не ограничивается только образовательной сферой, его задачи многообразны. Сюда следует отнести подготовку высококвалифицированных кадров, проведение научных исследований, апробации инновационных технологий, использование социальной и транспортной инфраструктуры города. И несомненно, что в данном случае УГТУ занимается выполнением стратегической задачи развития городской среды.

В современных условиях рыночной экономики жизнедеятельность университета не может быть стабильной в силу постоянно растущей конкуренции. При этом важно учитывать, что «российской системе высшего образования недостаточно просто «подстраиваться» под изменчивый рынок труда, ей необходимо обрести новое качество - способность реализовывать функции источника прорывных идей, новых решений, инновационных

технологий» [9, с.63]. Появление идей, разработка новых знаний, равно как и современные технологии, накопленный опыт и сформированные навыки и их передача от университета предприятиям, общественным и государственным структурам, можно рассматривать как необходимая основа для инноваций в экономической и общественной сферах [10]. Именно это вызывает у молодежи мотивированную заинтересованность в качественном выборе благоприятной для себя городской среды. Пахуд де Мортангес и Брандт, после проведенного ими исследования в университете Льеже, пришли к выводу о том, что основными критериями выбора города у молодежи, для получения качественного образования, в приоритете университет и его кампус с удобной социальной инфраструктурой, где обеспечивается наилучший комфорт, гарантируется безопасность проживания, есть богатая городская история и культура, транспортная и шаговая доступность ко всем объектам, в том числе и к объектам развлечений [11]. Отсюда мы делаем вывод, что при разработке модели университетского кампуса, как обособленного территориального комплекса в городской среде, особое внимание стоит уделить строительству не только учебных корпусов, научной и материально-технической базы университета, но и развитию публично-развлекательных пространств, которые обеспечат поддержание необходимой тесной связи с городом [12, с.50].

Еще, не менее важным фактором развития университетского кампуса, на который хотелось обратить внимание, по нашему убеждению, является также наблюдающееся различие в ранжировании от достаточно крупных и не очень крупных зданий и корпусов архитектурного ансамбля, принадлежащих университету.

Кроме того, обращает на себя внимание одна важная проблема УГТУ. Эта проблема состоит в разбросанности по городу определенного количества зданий и блоков университета, которые, как нам кажется, лишены ощущения места и чувства студенческой среды. Для решения данной проблемы, на наш взгляд, необходимо создать кампусный центр, который бы стал активно заниматься вопросами для преодоления этой трудности, например, брендированием территорий университета с помощью росписей стен зданий и корпусов, благоустройства и освещения территории. Разумеется, что данная работа заметно обозначит присутствие университета в городе, сделает ее более заметной и узнаваемой. В то же время, подобные мероприятия по применению технологий брендинга с целью получения положительного имиджевого результата должны правильно вписаться в аутентичность пространства и в конечном итоге гарантировать создание более живой и интересной студенческой атмосферы.

Следовательно, мы можем утверждать, что кампус - это обособленная территория, принадлежащая конкретному образовательному учреждению, располагающегося либо в городской среде, либо в лесопарковой зоне и включающий в себя учебные корпуса научных подразделений, научно-исследовательские институты и центры, лаборатории, структуры научно-технологического парка, библиотеки, спортивные сооружения, подразделения подготовительного и последипломного образования, университетский или

отраслевой музей, гостиницу, студенческие общежития, столовые, а также магазины и бары. [4].

На основании вышеизложенного, стоит заключить, что кампус представляет собой хорошо отлаженный многофункциональный работающий механизм, который просто обречен стать центром притяжения как научного, так и культурного потенциала студенческой и городской молодежи республики.

Библиографический список:

1. Людмила Иванова, Теоретические предпосылки участия прессы в формировании городской среды, [Электронный ресурс] // URL:http: //www. relga.ru/Environ/WebObj ects/tgu-www. woa/wa/Main?textid

=663&IeveI1=main&IeveI2=articIes

2. Линч К. Образ города. - М.: Стройиздат. - 1982. - Т. 328. - С. 5

3. Пучков М.В. Архитектурная идентичность организации: пространственные схемы кампусов/ М.В. Пучков//Архитектон - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://archvuz.ru/2012_2/3

4. Красин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов: свыше 25000 слов и словосочетаний. - Эксмо, 2005.

5. Пучков М.В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник ТГСАУ. 2011. - №3.

6. Кампус. Журнал «Стрелка» - официальный сайт - [Электронный ресурс]. - режим доступа: Интернет: http://strelka.com/ru/magazine/2015/01/06/vocabulary-campus.

7. Флоря В.М., Волкова О.А., Кравцова Л.А. Ценностно-компетентностная синергия в проектировании и реализации вузовских образовательных программ//Высшее образование в России. 2018. - Т. 27. - №3. - С. 113-119.

8. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2011. - 460 с. - (Библиотека свободы).

9. Хасаев, Г.Р. Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов / Г.Р. Хасаев, Е.В. Болгова // Известия УрГЭУ. - 2015. - №1 (57). - С. 61-70 [Электронный ресурс]. - Режим доступа izvestiausue.ru/downIoad/57/8. pdf

10 Грудзинский, А.О. Трансфер знаний - функция инновационного университета / А.О. Грудзинский, А.Б. Бедный // Высшее образование в России. - 2009. - №9. - С. 66-71.

11. Goddard J., Vallance P. The university and the city. - Routledge, 2013.

12. Brandt C. & Pahud de Mortanges C. City branding: A brand concept map analysis of university town// Place Branding and Public Diplomacy. 2011. Vol. 7 (1) -P. 50 URL: www.paIgrave-journaIs.com/pb/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.