УДК 005.21: 352
DOI 10.23672/SAE.2023.38.49.022
Меньшикова Елена Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент,
кафедра экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский
государственный университет menshikova.63@mail.ru
Коуров Владимир Филаретович
кандидат экономических наук, доцент,
кафедра экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский
государственный университет kourov-v@mail.ru
Elena A. Menshikova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory and National Economy, Pacific National University menshikova.63@mail.ru
Vladimir F. Kourov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of Economic Theory and National Economy, Pacific National University kourov-v@mail.ru
Подходы к формированию
миссии и ценностей российских университетов при разработке программ развития
Approaches to the formation
of the mission and values of russian universities in the development of development programs
Аннотация. Активизация разработки российскими университетами программ развития приводит к существенным стратегическим преобразованиям их основных характеристик. В статье систематизированы подходы к формированию миссии и ценностей университетов. Показана роль университета при разработке программ развития. Приведены результаты сравнительного анализа содержания программ развития университетов. Рассмотрены стратегические преобразования основных факторов развития университетов России.
Ключевые слова: высшее образование, университет, программа развития, миссия, ценности, видение, стратегическое планирование.
Annotation. The intensification of the development of development programs by Russian universities leads to significant strategic transformations in their main characteristics. The article systematizes approaches to the formation of the mission and values of universities. The role of the vision of the university in the development of development programs is shown. The results of a comparative analysis of the content of university development programs are presented. The strategic transformations of the main factors in the development of Russian universities are considered.
Keywords: higher education, university, development program, mission, values, vision, strategic planning.
Активизация разработки российскими университетами программ развития приводит к существенным стратегическим преобразованиям их основных характеристик. Преобразования организаций высшего образования, как подчеркивают А.Е. Зубарев, А.Ю. Молчан, Н.И. Будлян-ская, дают возможность формирования собственного пути развития, позволяющего достичь намеченных результатов [1, с. 147].
Анализ программ развития университетов Российской Федерации (далее - РФ), от таких ведущих, как МГУ, до региональных университетов, подведомственных Минобрнауки России, позволяет отметить, что за последнее десятилетие программы, как, в целом, так и по отдельным направлениям, заметно усовершенствовались и в
большей степени стали соответствовать требованиям российского законодательства в сфере стратегического планирования. Прежде всего, это касается подходов к формированию миссии, ценностей и видения стратегического будущего университетов. Вопросам формулирования миссии, ценностей и видения университетов в современной научной литературе придается особое значение, а разработка их содержания определяет приоритетные направления стратегического развития, а также научность и содержательность программ развития университетов.
Следует подчеркнуть, что миссия университета занимает главенствующее положение при постановке целей и определяет основные направления развития. Трактовка миссии университета
представляет собой своего рода краткую декларацию, методологическое содержание которой чрезвычайно важно для будущего развития. По сути, миссия определяет предназначение, смысл развития университета, определяет его главную цель, в которой для государства, населения и предпринимательства отражены ценности, обеспечиваемые деятельностью НПР и сотрудников университета. Миссия представляет собой не только сигнал во внешнюю среду, но также и основу объединения усилий руководства, НПР, сотрудников и студентов, направленных на достижение планируемых результатов и создание новых ценностей университета. Важнейшим положением в понимании миссии университета для большинства исследователей, как отмечает С.Э. Сорокин, является ориентация на один из двух подходов - либеральный или утилитарный [2, с. 92]. Л.В. Орлова указывает, что для исследования миссии вуза необходим анализ университета в темпоральном и пространственном аспектах [3, с. 173]. А.Н. Данилов подчеркивает, что миссия зависит от фактора времени, возможностей государства, человеческого потенциала и ситуации в стране [4, с. 322]. Иначе, формирование миссии определяется не только результатами ее обсуждения в вузовском сообществе, но объективными факторами, важнейшим из которых, по нашему мнению, выступает содержание деятельности вуза на различных уровнях.
Анализ программ развития университетов РФ (стратегического развития, опорного университета, «Приоритет - 2030» и др.) позволил выделить три основных подхода к формулировке миссии университета: глобальный (международный), национальный, региональный. Миссия университета в программе развития, как правило, формулируется согласно уровню его деятельности в сфере образования и науки. Не любой университет способен осуществлять свою деятельность на глобальном (международном) или национальном уровне, значит, некорректно, когда небольшой вуз с масштабами деятельности, ограниченными муниципальным образованием, заявляет в своей миссии глобальный уровень предназначения.
Содержание миссии университета, с нашей точки зрения, должно отражать следующие фундаментальные положения.
1. Университет формирует значительный по масштабам и современный по структуре человеческий капитал для экономики РФ и макрорегиона, значение которого многократно превышает значение финансового капитала, привлекаемого в экономику. Именно человеческий капитал университета способствует определению вектора цивилизационного развития экономики.
2. Фундаментальные исследования, проводимые в университете, создают современную научную базу новаций, являющуюся материальной основой для развития системы инновационных процессов. Формирующаяся на данной основе инновационная инфраструктура университета обеспечивает увеличение доли высокотехнологичной продукции в реальном секторе экономики.
3. Университет играет особую роль в развитии международного сотрудничества. Реализация данного положения свидетельствует о наличии в российских вузах конкурентоспособных научных, образовательных и инновационных технологий международного уровня, позволяющих достойно представлять интересы РФ на международном рынке образовательных и научных услуг.
4. Динамичное развитие университета в период модернизации системы высшего образования РФ обеспечивает сохранение и приумножение базовых ценностей российской системы высшего образования. Обладание данным качеством свидетельствует о том, что университет на территории м а к р о региона выполняет интегрирующую функцию образовательного пространства России.
Практическая разработка вопросов содержания миссии, к сожалению, не получила должного уровня актуализации при формировании программ развития университетов РФ. Проведенный нами сравнительный анализ миссий различных университетов РФ позволил выявить следующие недостатки их содержания:
- неясность, расплывчатость содержания миссии («приумножение интеллектуального потенциала общества, сохранение и развитие образовательных, культурных, исторических традиций», «обогащение интеллектуального потенциала общества и обеспечение устойчивого развития региональной системы образования как фактора повышения качества жизни в процессе подготовки бакалавров и магистров»);
- чрезмерный глобализм, абстрактность содержания («упрочение национальной безопасности, развитие человеческого потенциала, сохранение культурных традиций и духовных ценностей народа путем формирования профессиональных и социокультурных компетенций выпускников», «формирование целостной личности профессионала - лидера»);
- детализация, отражение текущих целей («подготовка высококвалифицированных кадров для обеспечения динамичного развития экономики и социальной сферы региона», «взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационных технологических разработок»).
Важной методологической предпосылкой формирования стратегий выступают ценности университета. Ценность университета заключается в его общественной значимости и полезности приоритетных направлений деятельности. Система ценностей университета формирует ориентиры для населения, организаций, органов государственной и муниципальной власти. Несмотря на очевидную значимость ценностей университетов для внешней среды, следует отметить недостаточно высокий уровень разработки этого понятия, отсутствие четкости в классификации и приоритетах ценностей, сложившихся в системе российского высшего образования.
Анализ практических примеров деклараций ценностей университетов позволил выделить следующие подходы к формированию системы ценностей:
- прагматический («долговременные и устойчивые связи со стратегическими партнерами, поставщиками, потребителями, органами государственной и муниципальной власти»;
- гносеологический («знания являются абсолютной ценностью», «мы стремимся сохранять, передавать и создавать знания, актуальные для сегодняшнего времени и для будущего»);
- философский («нам нужна свобода, чтобы строить будущее, а достижение поставленных целей необходимо для того, чтобы быть свободными», «душа университета»);
- гражданский («открытость, готовность к плодотворному сотрудничеству, соблюдение социального, национального и религиозного принципов равенства сотрудников и студентов»);
- корпоративный («корпоративный патриотизм, сплоченность в достижении стратегических целей», «демократические принципы управления: выборность руководства, корпоративная культура, коллегиальность решений»);
- личностный («индивидуальный подход к каждому сотруднику и студенту, уважение личности», «уважение к личности, ее интересам, развитие научного и творческого потенциала каждого»).
Обзор опыта формирования программ развития университетов РФ дал возможность выявить предпочтения в использовании подходов к обозначению ценностей. Так, системы ценностей АГТУ и НИУ ТПУ основаны на сочетании нескольких подходов, УлГУ - на гносеологическом и прагматическом подходах, ОмГУ - на корпоративном
Стратегические преобразования
подходе. Кроме того, анализ провозглашаемых университетами ценностей позволил отметить преимущественно декларативный характер, тогда как методология стратегического развития предполагает обязательное использование детально проработанной системы ценностей в программах. Ценности университета - это состояния мотивации, которые определяют смысл его деятельности, следовательно, планируемые управленческие решения и мероприятия программ развития. Ценности университета - это не декларации, а его векторы, реализация которых позволит осуществить стратегическое развитие университета.
Формулировки миссии и ценностей определяют видение университета, которое задает стратегические цели. Видение университета отражает желаемые статус, рейтинг, масштабы деятельности, место университета на рынке образовательных услуг в будущем. Если миссия раскрывает стратегический смысл деятельности университета, то видение - это своеобразная картина его будущего роста и желаемого статуса. Видение включает описание преобразования, которого желательно достичь к моменту окончания реализации программы, включая такие компоненты, как завышенную цель, определение рыночной ниши и временного горизонта. Особая роль в разработке видения университета принадлежит руководству, начиная от создания атмосферы безотлагательности решения стратегических задач и заканчивая стимулированием активного участия персонала в разработке программ развития. При этом программы должны приводить к стратегическим преобразованиям основных направлений деятельности и факторов развития университета. Краткая характеристика ряда важнейших факторов развития университета, а также ожидаемые к 2030 г. результаты их преобразования в ходе разработки и реализации комплекса программ развития, начиная с 2011 г., представлены в таблице 1.
Таблица 1
с факторов развития университета
Фактор развития университета Описание фактора развития университета до 2011 г. Преобразование фактора развития университета к 2030 г.
Миссия Не провозглашалась Сформулирована как одна из лучших в высшем образовании
Цели руководства Операционные, тактические Стратегические, программные
Характер деятельности по приоритетным направлениям Ориентация на локальные краткосрочные задачи Деятельность, определяемая стратегией развития
Операционная деятельность Операционная разобщенность Объединенный командный подход
Тактика управления приоритетными видами деятельности Ориентация на устранение недостатков Ориентация на предотвращение возможных угроз
Финансирование Ежегодное сметное Программно-субсидиарное на основе консолидированного бюджета
Бюджет Бюджет определяет тактику развития Стратегия определяет диверсификацию бюджета
Информационная среда Несовместимые информационные сети Интегрированные информационные сети
Партнерство Участник Полноценный партнер
Инфраструктура Дорогостоящий неэффективный имущественный комплекс Современный специализированный менеджмент кампуса
В процессе реализации программ развития все виды операционной деятельности университета направлены на развитие и совершенствование ценностей, определяющих его статус и успех реализации программ. С этой целью, университет использует такие механизмы, как:
- выявление стратегических партнеров и привлечение абитуриентов с целью наращивания доходов от приоритетных видов деятельности;
- согласование стратегических целей с тактическими для разрешения противоречий, возникающих в ходе реализации программ;
- сетевое развитие, направленное на рост доходов;
- предоставление для студентов и партнеров выбора моделей развития образования, в которых заложены взаимные цели и ценности.
В заключение следует отметить, что реализация программ развития российских университетов
Литература:
1. Зубарев А.Е. Теоретико-методологические аспекты формирования стратегии развития организации / А.Е. Зубарев, А.Ю. Молчан, Н.И. Будлян-ская // Вестник ТОГУ. 2015. № 2(37). С. 147-152.
2. Сорокин С.Э. Либеральный и утилитарный подходы в эволюции представлений о миссии университетов / С.Э. Сорокин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета.
2020. № 3. С. 91-99.
3. Орлова Л.В. Формирование идеи и миссии учреждения высшего профессионального образования в современных условиях / Л.В. Орлова // Сборник научных работ серии «Экономика».
2021. № 21. С. 170-179.
4. Данилов А.Н. Современное университетское образование и новое восприятие мира / А.Н. Данилов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. -
2022. Т. 18. № 3. С. 321-330.
приводит к стратегическим преобразованиям их основных характеристик и факторов развития, что, в конечном счете, благодаря росту статуса, масштабов и улучшению качественных параметров деятельности университетов, способствует формированию комплекса центростремительных сил в экономическом пространстве федеральных округов и страны, в целом.
Literature:
1. Zubarev A.E. Theoretical and methodological aspects of the formation of an organization's development strategy / A.E. Zubarev, A.Yu. Molchan, N.I. Budlyanskaya // Bulletin of the TOGU. 2015. № 2(37). P. 147-152.
2. Sorokin S.E. Liberal and utilitarian approaches in the evolution of ideas about the mission of universities / S.E. Sorokin // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. 2020. № 3. P. 91-99.
3. Orlova L.V. Formation of the idea and mission of an institution of higher professional education in modern conditions / L.V. Orlova // Collection of scientific papers of the series «Economics». 2021. № 21. P. 170-179.
4. Danilov A.N. Modern university education and a new perception of the world / A.N. Danilov // Political expertise: POLITEKS. 2022. Vol. 18. № 3. P. 321330.