УДК 005.21: 352
DOI 10.23672/SAE.2022.34.56.001
Коуров Владимир Филаретович
кандидат экономических наук, доцент,
кафедра экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский
государственный университет kourov-v@mail.ru
Меньшикова Елена Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент,
кафедра экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский
государственный университет menshikova.63@mail.ru
Vladimir F. Kourov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory and National Economy, Pacific State University kourov-v@mail.ru
Elena A. Menshikova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory and National Economy, Pacific State University menshikova.63@mail.ru
Развитие стратегического
планирования и управления в системе высшего образования российской федерации
Development of strategic
planning and management in the system of higher education of the russian federation
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы совершенствования стратегического планирования и управления в организациях высшего образования. Авторами систематизированы этапы стратегического планирования и управления в организациях высшего образования. Проведен сравнительный анализ содержания и структуры программ развития университетов. Рассмотрены основные направления развития содержания и структуры программ развития университетов.
Ключевые слова: высшее образование, стратегическое планирование, стратегическое управление, проектное управление, программа, проект.
Annotation. The article discusses issues of improving strategic planning and management in higher education organizations. The stages of strategic planning and management in higher education organizations have been systematized. A comparative analysis of the content and structure of development programs of Russian universities was carried out. The main directions of the development of the content and structure of the development programs of Russian universities were considered.
Keywords: higher education, strategic planning, strategic management, project management, program, project.
В современных условиях формирование и практическая реализация новых стратегий стали необходимыми для российских организаций высшего образования, так как требования со стороны общества заставляют университеты резко менять свои ориентиры. По этой причине, многие организации высшего образования Российской Федерации (далее - РФ) пытаются встроиться в классическую систему стратегического управления и планирования, важнейшим элементом которой является программирование. Как справедливо отмечает А.Е. Зубарев, диалектика развития новой экономики в условиях обострения глобальных национальных и локальных противоречий ориентирует на разработку механизмов управления, в которых сочетаются стратегическое развитие, стратегическое планирование и стратегическое управление [1].
В данной статье вопросы развития стратегического планирования в системе высшего образования РФ рассмотрены в методологии мнопарамет-рического сравнения его сущности в программах разных поколений: программах стратегического развития организаций высшего образования 2012-2016 гг. (далее - ПСР), программах развития опорных университетов (далее - ПОУ) и программах «Приоритет - 2030» (далее - Приоритет). Указанные программы оценены на предмет их соответствия федеральному закону № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в РФ» (далее - № 172-ФЗ).
Стратегическое планирование и управление наиболее адекватны природе организационных нововведений, обеспечивающих опережающее управление в университетах. Последнее
особенно необходимо в условиях рыночной конкуренции, когда предвидение необходимых и возможных путей достижения высоких конечных результатов на базе организационного совершенствования и реализации мер по их осуществлению, становятся приоритетными направлениями развития организаций высшего образования. На наш взгляд, как ПСР, так и Приоритет, в полной мере и в равной степени соответствуют вышеуказанному положению. Вместе с тем, программы разных поколений равноудалены от содержания № 172-ФЗ. В данном федеральном законе термины «стратегическое управление» и «программное управление» отсутствуют, но используются термины «стратегическое планирование», «программирование», «государственная программа», кроме того, обозначена суть таких важнейших этапов стратегического управления, как мониторинг, контроль и корректировка программ.
Объективной основой использования № 172-ФЗ являются следующие основания:
- во-первых, организации высшего образования согласно ОКВЭД на территории РФ относятся к виду экономической деятельности (отрасли) «Образование»;
- во-вторых, организации высшего образования распределены по уровням государственного и муниципального управления в РФ.
Стратегическое планирование как функция управления ориентировано на достижение конкретных конечных результатов в решении определенных проблем развития той или иной организации высшего образования в установленные сроки. Стратегическое планирование предназначено для решения сложных проблем, возникающих при реализации крупномасштабных проектов с жесткими директивными сроками. В данной статье механизм согласованного взаимодействия российских университетов - участников стратегического планирования и управления рассматривается, согласно № 172 ФЗ, как совокупность следующих взаимосвязанных этапов [2]:
- целеполагание, включающее формирование и декомпозицию системы целей, приоритетов, направлений развития университетов;
- прогнозирование как разработка научно обоснованных представлений о перспективных направлениях, результатах и индикаторах развития университетов, обоснование альтернативных направлений достижения целей на основе прогнозов;
- планирование как разработка и систематизация задач университетов, разрабатываемых в рамках целеполагания, а также мероприятий и требуемых для их реализации ресурсов, прежде всего финансовых;
- программирование как разработка и реализация программ стратегического развития, направленных на достижение целей и приоритетов развития;
- мониторинг и контроль реализации программ, прежде всего планов мероприятий и стратегических проектов, с целью оценки степени достижения поставленных целей, задач и запланированных индикаторов;
- корректировка отдельных целей, задач, мероприятий программ и средств их достижения, адаптации целевой части программ университетов к изменяющимся внешним условиям.
Роль стратегического планирования и управления возрастает с усложнением задач развития университетов. Сравнение позволяет сделать вывод о специфике отражения № 172-ФЗ как в тексте ПСР и пОу, так и в тексте Приоритета. Это отражение заключается в том, что указанные этапы стратегического планирования и управления представлены не в комплексе документов стратегического планирования, а в одном документе, имеющем программный статус.
Однотипность использования структуры документов стратегического планирования в программах развития организаций высшего образования разных поколений сочетается со структурными различиями содержания вышеуказанных типов программ. Такие различия выражаются в том, что трактовка содержания ключевых понятий программ по мере их совершенствования от ПСР к Приоритету все в большей степени приближается к требованиям № 172-ФЗ, что можно проиллюстрировать, используя трактовку содержания понятия «целевая модель университета». Так, если в ПСР понятие «целевая модель университета» отсутствует, то в ПОУ это понятие отражено в миссии опорного университета. Например, миссия ФГБОУ ВО ТОГУ - стать ведущей организацией высшего образования, генерирующей научно-образовательные и духовные ценности, обеспечивающей стратегическое развитие Хабаровского края на основе многомерной интеграции университета в социально-экономическое пространство Дальневосточного федерального округа. Приближение содержания ключевых понятий от ПСР к ПОУ и Приоритету в контексте № 172-ФЗ следует оценивать, как позитивные изменения в системе стратегического планирования и управления организаций высшего образования.
Ярким примером приближения содержания программ развития организаций высшего образования к требованиям №172-ФЗ является использование в Приоритете понятия «стратегический проект», тогда как в ПСР функцию понятия «стратегический проект» выполняет понятие «приоритетные направления деятельности», а в ПОУ -«ключевые направления преобразований». На первый взгляд, создается впечатление, что в тексте статьи речь идет о родственных понятиях и авторами рассматривается незначительная проблема. В действительности, произошла значительная трансформация реальных процедур стратегического развития организаций высшего образования в условиях совершенствования институционального поля функционирования экономики и социальной сферы в России.
Еще одним подтверждением совершенствования содержания и структуры программ развития организаций высшего образования при переходе от ПСР к ПОУ и, в последние годы, к Приоритету является постепенное повышение роли и места проектной деятельности в рассматриваемых программах. В ПСР система мероприятий формируется разработчиками мероприятий на основе экс-пертно-аналитических оценок. Ни одно из мероприятий не должно быть упущено, поскольку при этом программа не будет реализована. По каждому из мероприятий (в том числе, по проектам в рамках мероприятий) устанавливаются исполнители, которые отвечают за весь комплекс работ, связанных с данным мероприятием. По каждому мероприятию и по программе, в целом, определяются необходимые ресурсы. Затем, эти ресурсы распределяются между отдельными исполнителями. По каждому мероприятию и для каждой из работ устанавливаются сроки, в которые необходимо уложиться исполнителям. И, разумеется, по каждому из мероприятий устанавливается цель, которая должна быть достигнута, например, при разработке нового программно-технического комплекса - это написание специализированного программного обеспечения, конфигурирование технических средств, разработка новых, их стыковка, отладка программного обеспечения, моделирование штатных и нештатных ситуаций эксплуатации программно-технического комплекса.
В Приоритете сформированы стратегические проекты, то есть, комплексы взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Как отмечают С.М. Косенок, В.А. Безуевская, проектное управление позволяет создать условия и возможности для реализации разномасштабных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, что, в конечном итоге, служит активизации научных исследований и инновационной деятельности, устранению административных барьеров в реализации индивидуальных образовательных проектов, обеспечи-
Литература:
1. Зубарев А.Е. Стратегический менеджмент трансформаций: методологические аспекты и опыт КНР / А.Е. Зубарев // Вестник ТОГУ. 2022. № 3(66). С. 43-50.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172. ШЬ : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW (дата обращения 15.11.2022).
3. Косушкин В.Г. Стратегическое планирование как средство повышения эффективности регионального вуза / В.Г. Косушкин, В.Б. Королёв, С.И Кривов // Вестник Калужского университета. 2015. № 3. С. 57-64.
4. Косенок С.М. Проектное управление в университете - ответ на вызовы времени / С.М. Косенок, В.А. Безуевская // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 595-604.
вает междисциплинарность образовательных и научных программ университета [3].
Содержание стратегических проектов является программным средством разработки и реализации целевой модели развития университета, что свидетельствует о переходе организаций высшего образования к стратегическому проектному управлению, в настоящее время широко используемому органами федеральной и региональной государственной власти в современной России. Анализ и использование опыта государственного стратегического проектного управления, учет его сильных и слабых сторон при разработке программ развития университетов может предотвратить разработку и реализацию неэффективных стратегических проектов в системе высшего образования. В связи с этим, следует согласиться с В.Г. Косушкиным, В.Б. Королёвым, С.И. Криво-вым, которые подчеркивают необходимость дальнейшего развития исследований направлений стратегического взаимодействия федеральных и региональных органов управления в области методологии развития образовательных систем региона, роли программно-целевого подхода в реализации этого взаимодействия [4].
Таким образом, проведенные сопоставления содержания и структуры программ развития организаций высшего образования в РФ свидетельствуют о наличии тенденций их совершенствования в направлениях достижения соответствия федеральной нормативной правовой базе стратегического планирования и управления. Прежде всего, следует отметить развитие программ развития российских университетов в направлении достижения схожести рамочных трактовок общих процедур стратегического планирования и управления в РФ. Кроме того, важно подчеркнуть существенное изменение программ развития российских университетов на основе стратегической унификации и внедрения стратегического проектного управления в организациях высшего образования.
Literature:
1. Zubarev A.E. Strategic Management of Transformations: Methodological Aspects and Experience of the People's Republic of China / A.E. Zubarev // Vest-nik TOGU. 2018. Vol.10. № 4. P. 156-172.
2. On Strategic Planning in the Russian Federation: Federal Council of June 28, 2014 № 172. URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (date of application 15.11.2022).
3. Kosushkin V.G. Strategic planning as a means of improving the efficiency of a regional university / V.G. Kosushkin, V.B. Korolev, S.I. Krivov // Bulletin of the University of the Urals. 2015. № 3. P. 57-64.
4. Kosenok S.M. Project management at the university - from time challenges / S.M. Kosenok, V.A. Be-zuevskaya // Economics, entrepreneurship and law. 2019. Vol. 9. № 4. P. 595-604.