УДК 005.21: 352
DOI 10.23672/z0112-3696-7289-w
Коуров Владимир Филаретович
кандидат экономических наук, доцент,
кафедра экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский
государственный университет [email protected]
Меньшикова Елена Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент,
кафедра экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский
государственный университет [email protected]
Vladimir F. Kourov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory and National Economy, Pacific State University [email protected]
Elena A. Menshikova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory and National Economy, Pacific State University [email protected]
Методологические
основы совершенствования деятельности
государственных организаций высшего образования
в дальневосточном федеральном округе
Аннотация. В статье рассмотрены методологические основы совершенствования деятельности государственных организаций высшего образования . Отражены проблемы развития университетов на территории Дальневосточного федерального округа. Систематизированы факторы модернизации сети организаций высшего образования на территории Дальневосточного федерального округа. Рассмотрены основные составляющие факторов модернизации деятельности государственных университетов.
Ключевые слова: высшее образование, реорганизация, модернизация, университет, геополитика, организация высшего образования.
Methodological foundations
for improving the activities of state organizations of higher education in the far eastern federal district
Annotation. The article considers the methodological basis for improving the activities of public institutions of higher education. The problems of university development on the territory of the Far Eastern Federal District are reflected. The factors of modernization of the network of higher education organizations in the Far Eastern Federal District have been systematized. The main components of the factors of modernization of state universities are considered.
Keywords: higher education, reorganization, modernization, university, geopolitics, organization of higher education.
Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности государственных организаций высшего образования на территории Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) выступает модернизация системы высшего образования Российской Федерации (далее - ВО РФ) по следующим направлениям:
- реорганизацию образовательной деятельности организаций высшего образования (далее -университетов);
- реорганизацию научно-исследовательской деятельности университетов;
- формирование инновационной деятельности университетов;
- модернизацию организационных структур университетов.
В современной научной литературе значительное внимание уделяется исследованию проблем модернизации системы ВО РФ. Следует согласиться с В.В. Вольчик, П.О. Савко, А.И. Маскае-вым, которые утверждают, что развитие системы высшего образования связано с инерционностью имеющихся институтов, специфическими академическими ценностями и региональными
особенностями [1]. М.А. Мурашев справедливо отмечает, что становление вузов нового академического и университетского типа протекало в условиях жесткой критики отечественного технического образования [2].
В рамках данного исследования рассмотрены методологические подходы к реорганизации сети государственных организаций высшего образования РФ с учетом действия геополитических, национальных, региональных факторов, а также, факторов на уровне государственного университета, подвергающегося реструктуризации. Содержание методологии исследования включает направления модернизации ВО РФ в целом и на территории ДФО, а также - факторы реструктуризации сети высшего образования на территории ДФО.
Геополитический фактор реструктуризации диктует необходимость реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих конкурентоспособность, эффективность и устойчивость России в глобальном соревновании инновационных обществ и экономик, основанных на знаниях. Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко обозначила дискуссионные моменты в реформировании образования, в числе которых реорганизация неэффективных вузов, пути улучшения подготовки квалифицированных кадров, место российских вузов в мировых рейтингах [3].
Геополитика предопределяет разработку методологической основы реструктуризации по следующим направлениям.
1. Она включает три функциональные составляющие: блок геополитики, блок макроанализа и блок микроанализа. Блок геополитики предполагает оценку воздействия глобальных факторов на современное состояние ВО РФ и разработку мероприятий реструктуризации деятельности университетов, обеспечивающих национальную безопасность системы ВО РФ в качестве конкурентоспособного субъекта в мировой образовательной системе. Блок макроанализа разрабатывает основные подходы для ответа на вопрос, какие университеты РФ целесообразно исследовать на предмет реорганизации. Блок микроанализа позволяет ответить на вопрос, какие значения показателей свидетельствуют о необходимости присоединения слабых вузов к сильным.
2. Методологический подход также основан на нормативной базе, которая предполагает, что её рекомендации на основе тех или иных оценочных выводов отвечают на вопрос, какой должна быть система ВО РФ.
3. Методология сформирована с учетом значительного количества ограничений по фактологическому материалу сферы ВО РФ, что предполагает ее развитие в результате обработки дополнительных массивов информации.
4. Рассматриваемый подход основан на признании необходимости развития процессов реорганизации государственных университетов. В настоящее время таким основанием является добровольное согласие университета быть реорганизованным в составе другого (более крупного).
При разработке отдельных положений методики следует учитывать статусы реорганизуемых университетов, особенности процедуры реорганизации, экономические и операционные основания для реорганизации.
Кроме того, геополитика предопределяет учет следующих факторов при разработке методологических основ реструктуризации сети высшего образования на территории ДФО.
Во-первых, фактор ВТО, особенно для состояния системы ВО в ДФО, предполагает реализацию принципа устойчивости и конкурентоспособности только через концентрацию и централизацию ВО путем укрупнения государственных университетов. При этом концентрация и централизация ВО (на примере ДФО) может происходить по сценарию обеспечения национальной безопасности ВО, как на территории ДФО, так и в России в целом. Данный сценарий предполагает формирование базовой сети государственных университетов по восточным и юго-западным границам ДФО. В линии северо-восточной границы государственных университетов ВО в ДФО находятся Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга (г. Петропавловск-Камчатский) - Северовосточный государственный университет (г. Магадан) - Сахалинский государственный университет (г. Южно-Сахалинск) - ДВФУ (г. Владивосток). В линии юго-западной границы государственных университетов ВО в ДФО находятся ДВФУ (г. Владивосток) - ТОГУ (г. Хабаровск) - Амурский государственный университет (г. Благовещенск) -СВФУ (г. Якутск). Не определяя рейтинговую оценку указанных университетов, следует обратить внимание на факт совпадения их статусно-сти со сформировавшейся в РФ группой элитных организаций высшего образования.
Во-вторых, геополитическая концентрация и централизация ВО в ДФО, как и в любом федеральном округе РФ, входит в определенное несоответствие с пространственной статистикой таких показателей по федеральным округам, как численность и плотность населения, количество государственных вузов, распределение студентов по государственным вузам. Следует согласиться с В.Г. Макаренко в том, что основная проблема системы высшего образования в России, в том числе и на Дальнем Востоке, состоит в том, что она работает вхолостую, 20 лет выпускники вузов в большинстве своем не имеют гарантированного распределения на работу [4]. Другими словами, сложившаяся система нормативов ВО РФ, низкая плотность населения ДФО, его демографический потенциал и т. д. затрудняют реализацию реорганизации вузов с точки зрения ресурсного обеспечения.
В-третьих, наряду с пространственной геополитикой на примере ДФО следует выделить также геополитический фактор воздействия внешней среды на ВО РФ. Воздействие этого фактора можно наблюдать по ряду направлений и в процессе реструктуризации государственных университетов следует постепенно устранять.
В четвертых, на результативность государственных университетов ДФО отрицательно воздействует
институциональная размытость положения основных субъектов рынка образовательных услуг. В ДФО действие этого геополитического фактора проявляется в том, что государство, финансируя высшее образование за счет средств федерального бюджета, не всегда выступает одним из основных работодателей для выпускников государственных университетов. Как правило, студенты-бюджетники, являющиеся наиболее перспективными кадрами ВО, уже с 3-4 курсов обучения находятся в системе параллельной занятости в частном секторе экономике, начиная с мелких организаций вплоть до крупных сетевых компаний.
Тихое рейдерство частного бизнеса в условиях отсутствия законодательно установленных отношений между частными компаниями и государственными университетами приводит к формированию ситуации, в которой выпуске отсутствует возможность кадрового обеспечения приоритетных направлений развития государственного сектора экономики. Социальная благотворительность государства через систему ВО, с одной стороны, обеспечивает государственные интересы по регулированию социального спокойствия в обществе, с другой, - государство на рынке образовательных услуг ВО РФ выступает в роли крайне непопулярного субъекта рыночных отношений. Исключением выступают отдельные сегменты рынка, обеспечивающие национальную безопасность страны, занятость выпускников в социальной сфере, а также в сфере государственного и муниципального управления.
В-пятых, низкая профессиональная эффективность бюджетных затрат в сфере ВО с геополитической точки зрения предполагает проведение энергичной и сбалансированной реструктуризации государственныхуниверситетов в целях экономического оздоровления сферы ВО и использования высвободившихся бюджетных средств по другим социально значимым направлениям.
В-шестых, несмотря на организационную подчиненность каждого государственного университета
Литература:
1. Вольчик В.В. Комплементарность институциональных и организационных изменений в контексте реорганизации вузов / В.В. Вольчик, П.О. Савко,
A.И. Маскаев // Журнал институциональных исследований. 2018. Т.10. № 4. С. 156-172.
2. Мурашев М.А. Реорганизация технических вузов Дальнего Востока в условиях перехода к рыночной экономике (1990-е гг.) / М.А. Мурашев // Реформы конца XX - начала XXI века на постсо-ветстком пространстве: региональный ас-пект.Сборник научных статей. 2020. С. 392-399
3. Матвиенко В.И. Реорганизация вузов требует ювелирного подхода / В.И. Матвиенко // Высшее образование сегодня. 2012. № 11. С. 5-6
4. Макаренко В.Г. Высшее образование как фактор развития Дальнего Востока: рыночные реформы и новые возможности (1991-2013 гг.) /
B.Г. Макаренко // Вестник Дальневосточного отделения РАН. 2013. № 4(170). С. 18-23.
Министерству науки и высшего образования РФ, в федеральных округах и субъектах РФ постоянно возникают хаотические процессы даже в таких приоритетных видах деятельности университетов, как формирование наборов, повышение качества образовательных процессов, совершенствование научно-исследовательской деятельности, совершенствование системы трудоустройства выпускников.
Таким образом, представленные методологические основы совершенствования деятельности государственных организаций высшего образования могут быть использованы для принятия решений по повышению эффективности сети организаций ВО РФ на основании того, что сформулированные методологические положения содержат следующие составляющие.
Во-первых, методическое обоснование необходимости и порядка проведения макроанализа с целью отбора университетов, подлежащих реорганизации, как в качестве реорганизационного ядра, так и в качестве присоединяемых организаций.
Во-вторых, разработано методическое обоснование проведения микроанализа, в результате которого устанавливается система «пороговых» показателей, отклонения от которых свидетельствуют о необходимости реорганизации университетов.
В-третьих, определены способы установления стратегических несоответствий в практике развития университетов, устранения дублирующихся направлений подготовки студентов и нерациональной занятости ППС, слабости материально-технической базы образовательной деятельности, недостаточного уровня развития научно-исследовательской деятельности, имущественного комплекса, снижения затрат на его содержание, обуславливающих нецелевые и излишние бюджетные расходы.
Literature:
1. Volchik V.V. The complementarity of institutional and organizational changes in the context of the reorganization of universities / V.V. Volchik, P.O. Savko, A.I. Maskaev // Journal of Institutional Research. 2018. Vol.10. № 4. P. 156-172.
2. Murashev M.A. Reorganization of technical universities in the Far East in the context of transition to a market economy (1990s) / M.A. Murashev // Reforms of the late XX - early XXI century in the postSoviet space : regional as-project.Collection of scientific articles. 2020. P. 392-399
3. Matvienko V.I. Reorganization of universities requires a jewel-like approach / V.I. Matvienko // Higher Education Today. 2012. № 11. P. 5-6
4. Makarenko V.G. Higher education as a factor in the development of the Far East: market reforms and new opportunities (1991-2013) / V.G. Makarenko // Bulletin of the Far Eastern Branch of RAS. 2013. № 4(170). P. 18-23.