УДК 338.45:378
Михалат Елена Сергеевна - ст. преподаватель кафедры экономики и налогообложения Дальневосточного института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
E.S. Mikhalat
Оценка конкурентоспособности вузов в условиях глобализации социально-экономических процессов
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением мониторинга деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов. Автор приводит результаты оценки эффективности деятельности российских вузов и их филиалов в Дальневосточном федеральном округе и Хабаровском крае.
Competitiveness assessment of activity of the educational institutions under the conditions of globalization of socio-economic processes
This article is devoted to the questions relating to organization and realization of monitoring of activity of the universities and their branches. The author gives the results of effectiveness assessment of the institutions of higher education and their branches in the Far East of Russia and the Khabarovsk Territory.
Ключевые слова: мониторинг, образовательное учреждение, эффективность, оценка вузов, качество образования, глобализация, конкурентоспособность.
Keywords: monitoring, educational institution, effectiveness, assessment of the institutions, quality of education, globalization, competitiveness.
Развитие современного мира невозможно рассматривать в отрыве от процесса глобализации, которая привела к созданию мировых рынков и производств. Она оказывает влияние не только на экономику, но и на технологическое развитие, политику, культуру, социальную сферу, науку. У образовательных систем нет сегодня другой альтернативы, кроме как развиваться в том же направлении. Сегодня все более заметным становится процесс формирования единого мирового пространства, который затрагивает практически все сферы жизнедеятельности общества. В связи с этим, высокую актуальность приобретает проблема реформирования и
модернизации системы образования с целью приближения к мировым стандартам качества образовательных услуг.
Пространство «без границ» предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда возникает необходимость в сравнимости квалификаций выпускников вузов. Политические и общественные деятели, а также руководство нашей страны подчеркивают, что в современных условиях развития экономики одним из важнейших ресурсов является человеческий потенциал. Для высшего образования это означает, что оно должно готовить студентов к работе, которую можно найти во всех странах. Кроме того, важно учитывать тот факт, что в условиях глобализации и прихода иностранных компаний на российский рынок выпускникам приходится доказывать свою профессиональную пригодность, конкурируя с зарубежными специалистами, даже работая в своей стране.
Все это предопределяет постановку ряда вопросов о том, каков потенциал современного российского вуза? Насколько высшие учебные заведения способны обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами мирового уровня? Готовы ли вузы поднимать планку внутренних требований к качеству обучения? Возникшие в результате социально-экономических преобразований обстоятельства требуют «... новых подходов к управлению в системе высшего профессионального образования, а также оценки эффективности деятельности вузов, которая была бы адекватна требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [5].
Важнейшей задачей любого государства является повышение конкурентоспособности национальной экономики и её субъектов, завоевание прочных позиций как на глобальном рынке, так и в сфере мировой политики. В этих условиях проводимая государственная политика в сфере образования и науки направлена на совершенствование процесса и содержания подготовки специалистов с учетом требований инновационной экономики. Сегодня можно сказать, что государство уже предприняло ряд мероприятий законодательного характера, которые должны повлиять на систему образования в России и сделать её более конкурентоспособной.
Так, например, в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки Президент Российской Федерации В.В. Путин постановил: «Правительству Российской Федерации провести до конца декабря 2012 г. мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев права студентов на завершение обучения» [2].
Мониторинг проводился в период с 15 августа по 15 сентября 2012 г. Вузам было необходимо занести в единую информационную систему данные о своей деятельности по 50 параметрам. В сентябре - октябре министерство провело обработку полученных данных. «Мы впервые провели
полномасштабную диагностику качества высшего образования. Ничего подобного ранее не было. Важно, что все вузы прошли оценку по единым и понятным критериям. Теперь у нас есть полный свод данных о качестве образования в каждом филиале, вузе, регионе. Любой человек может, зайдя на сайт министерства, оценить, насколько хорошо тот или иной вуз функционирует. Эти данные должны стать сигналом для дальнейшей работы», - отметил в своем интервью агентству РИА «Новости» министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов [3].
Показатели, на основе которых проводилась оценка, подготовлены в соответствии с рекомендациями Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, одобрены Решением Президиума Российского союза ректоров и приняты Решением Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений [4].
Ключевыми показателями для отнесения вузов к группе имеющих признаки эффективности или неэффективности были определены следующие:
1. Образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение).
2. Научно-исследовательская деятельность: объем НИОКР в расчёте на одного НПР.
3. Международная деятельность: удельный вес численности
иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО, в общем
выпуске студентов (приведённый контингент).
4. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР.
5. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.
При оценке эффективности деятельности филиалов, дополнительно к пяти упомянутым выше показателям, также отнесли:
6. Приведенный контингент.
7. Доля кандидатов и докторов наук в численности работников
ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера).
8. Доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС [4].
Данные мониторинга были опубликованы 1 ноября 2012 г. на официальном сайте Минобрнауки России. В данной статье нам представляется наиболее важным рассмотреть результаты оценки вузов, участвующих в мониторинге, по Дальневосточному федеральному округу и Хабаровскому краю. Перечень образовательных учреждений по ДФО представлен в таблице 1.
Таблица 1
Распределение вузов по Дальневосточному федеральному округу [4]
Субъекты ДФО Количество вузов
эффективные вузы неэффективные вузы
количество % количество %
Камчатский край 2 100% 0 0%
Амурская область 2 50% 2 50%
Еврейская 1 100% 0 0%
автономная
область
Магаданская 1 100% 0 0%
область
Приморский край 7 100% 0 0%
Республика Саха 3 75% 1 25%
(Якутия)
Сахалинская 1 100% 0 0%
область
Хабаровский край 6 66,6% 3 33,4%
Чукотский вузы на территории субъекта отсутствуют
автономный округ
Как видно из приведенной таблицы, общее количество вузов на территории ДФО составляет 29; 23 признаны эффективными (79,3%); к неэффективным отнесены 6 образовательных учреждений, что составило 20,7%. Вузы на территории Чукотского автономного округа отсутствуют. Обращая внимание на ситуацию в Хабаровском крае, следует отметить: 6 вузов являются эффективными, что соответствует 66,6%, и 3 вуза отнесены к группе неэффективных, что составляет 33,4%.
Таблица 2 содержит результаты оценки деятельности филиалов ДФО.
Таблица 2
Распределение филиалов по Дальневосточному федеральному округу [4]
Субъекты ДФО Количество филиалов
эффективные филиалы неэффективные филиалы
количество % количество %
Камчатский край 3 75% 1 25%
Амурская область 3 75% 1 25%
Еврейская 0 0% 3 100%
автономная область
Магаданская 1 50% 1 50%
область
Приморский край 8 53,3% 7 46,7%
Республика Саха (Якутия) 4 30,8% 9 69,2%
Сахалинская 3 60% 2 40%
область
Хабаровский край 3 75% 1 25%
Чукотский 1 50% 1 50%
автономный округ
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что общее число филиалов в ДФО составило 52, 50% из них имеют признаки неэффективности, а деятельность 50% - признана эффективной. Ситуация в Хабаровском крае выглядит следующим образом: всего филиалов 4, 3 из которых смогли преодолеть пороговые значения оценки эффективности, а деятельность одного оказалась ниже предложенных показателей. В процентном соотношении это составляет 75% и 25%, соответственно.
В таблицах 3 и 4 рассмотрим ситуацию в Хабаровском крае подробнее.
Таблица 3
Распределение вузов Хабаровского края по группам [4]
Группа вузов Количество вузов
эффективные вузы неэффективные вузы
Гуманитарный 2 50% 1 50%
Медицинский 0 0% 1 100%
Инженерно- 3 100% 0 0%
технический
Культуры и 0 0% 1 100%
искусства
Физической 1 100% 0 0%
культуры и спорта
И так, исходя из результатов мониторинга право называть себя эффективными в Хабаровском крае получили вузы:
• Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет;
• Дальневосточная государственная академия физкультуры;
• Дальневосточный государственный университет путей сообщения;
• Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет;
• Тихоокеанский государственный университет;
• Хабаровская государственная академия экономики и права.
К числу неэффективных были отнесены:
• Дальневосточный государственный медицинский университет;
• Дальневосточный государственный гуманитарный университет;
• Дальневосточный институт искусств и культуры.
Что касается филиалов на территории Хабаровского края, то эффективной признана деятельность:
• Дальневосточного института-филиала РАНХиГС, г. Хабаровск;
• Филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», пос. Ванино;
• Хабаровского филиала Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирская государственная академия водного транспорта», г. Хабаровск.
В группу неэффективных вузов попал Дальневосточный филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия правосудия", г. Хабаровск (см. табл. 4).
Таблица 4
Распределение филиалов Хабаровского края по группам [4]
Группа филиалов Количество филиалов
эффективные филиалы неэффективные филиалы
Инженерно- 2 100% 0 0%
техническии
Юридический 0 0% 1 100%
Другие(филиал РАНХиГС) 1 100% 0 0%
Таким образом, оценку деятельности филиалов можно представить в виде процентного соотношения 75% и 25% в пользу эффективных образовательных учреждений, которых все же оказалось больше. По итогам
мониторинга планируется провести ряд мероприятий, которые будут направлены на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений: оказание дополнительной финансовой поддержки; усиление и организация менеджмента; регулирование цифр приема и другие меры, в том числе реорганизация, если потенциал вуза недостаточно высок для обеспечения качества подготовки и конкурентоспособности специалистов с высшим образованием.
Отвечая на вопросы журналистов, заместитель Министра образования и науки РФ А. Климов, отметил, что: «Если есть понимание, что вуз выполняет важную задачу и необходим в этом населенном пункте, то будут выработаны меры поддержки для того, чтобы в течение года вывести его из зоны риска. Если есть понимание, что проблема в управлении, то будут предприняты действия по отношению к руководству. Если регионы и федеральные органы признают несостоятельность учреждения, то будет происходить присоединение к более сильным» [3].
Проведение мониторинга напрямую связано с планом мероприятий по развитию ведущих университетов, который предусматривает повышение конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Одной из главных задач является «... вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих лидеров в сфере образования, согласно мировому рейтингу университетов» [3]. И именно с этой целью было решено проводить подобную оценку ежегодно, т. к. «. только на основе такой информации можно принимать эффективные управленческие решения», - подчеркнул министр [3]. Несмотря на четкое понимание того, что необходимо определить степень готовности вузов улучшать условия предоставления, доступность и качество предлагаемых образовательных услуг с учетом требований современного мира, результаты мониторинга вызвали массу критических замечаний в прессе. И надо сказать, что не без оснований. Дело в том, что, согласно проведенному мониторингу, в число федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов, имеющих признаки неэффективности, попали вузы, которые по праву можно отнести к ведущим в стране или в отдельном регионе.
С точки зрения автора, фактором конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг является, прежде всего, признание высокого качества образования, полученного в его стенах. В связи с этим, одними из главных критериев оценки эффективности деятельности вузов должны быть результаты образования: полученные студентами знания; компетенции и навыки, в том числе за счет их самостоятельного обучения и самообразования; компетентностный подход с сильной ориентацией на профессиональную и личностную подготовленность, в первую очередь, к трудоустройству. Однако в перечне ключевых показателей для отнесения вузов к группе имеющих признаки эффективности или неэффективности данный критерий отсутствует, что, по мнению автора, может существенно
снизить уровень значимости результатов мониторинга и не исключает возможности дать ошибочную оценку деятельности вуза.
Таким образом, «... в условиях глобализации, информационного и технологического бума образование во многом определяет личное благополучие граждан и общества в целом, возможность инновационного развития страны, становления "экономики знаний", повышения конкурентоспособности государства в мире» [6]. При этом, регулярное проведение мониторинга, с одной стороны, может способствовать обновлению отечественной системы образования (в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальной экономики), обеспечению ее поступательного развития, с другой стороны, механизм оценки и содержание критериев требуют, как нам кажется, существенной доработки.
Литература и источники:
1. Данные официального сайта: «Российская газета» [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html
2. Данные официального сайт: «Российская газета» [Электронный ресурс] -.-Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html
3. Данные официального сайта информационного агентства РИА «Новости» [Электронныйресурс] -.-Режим доступа: http://ria.ru/education
4. Данные официального сайта Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2774/файл/1265/12.10.31-МониторингРезул ьтаты .pdf
5. Данные официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept
6. Данные официального сайта Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http://standart.edu.ru/