Научная статья на тему 'Международная деятельность организаций высшего образования азиатской части России'

Международная деятельность организаций высшего образования азиатской части России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ / МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / INTERNATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / MONITORING OF THE EFFECTIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / EDUCATIONAL STATISTICS / REGIONAL SYSTEMS OF HIGHER EDUCATION / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меликян Алиса Валерьевна

В статье представлены результаты количественного анализа состояния международной деятельности вузов и филиалов в азиатской части России на основе показателей мониторинга эффективности, проведенного в 2015 г. Были проанализированы результаты международной деятельности 322 вузов и филиалов по следующим показателям: число иностранных студентов по основным программам высшего образования и программам краткосрочного обучения; число российских студентов, прошедших краткосрочное обучение за рубежом; количество международных программ двух дипломов и численность учащихся по ним; число иностранных аспирантов; число иностранных научно-педагогических работников; доходы организаций высшего образования от образовательной деятельности и на выполнение НИОКР из иностранных источников; количество статей, подготовленных совместно с зарубежными организациями. Согласно результатам исследования самые высокие показатели международной деятельности у крупных государственных вузов и университетов с особым статусом. В других организациях высшего образования реализованы отдельные направления международной деятельности с разной степенью успешности. Организации высшего образования Томской, Омской, Новосибирской и Свердловской областей являются лидерами по многим показателям. В целом вузы Сибирского федерального округа имеют самые высокие результаты по сравнению с вузами других двух федеральных округов. Обучение иностранных студентов проводилось в 85,7% организаций высшего образования региона. В вузах и филиалах региона были реализованы программы входящей и исходящей академической мобильности, по которым прошли обучение 2463 иностранных и 2110 российских студентов. Реализуются 295 международных программ двух дипломов, по которым прошли обучение 2850 студентов. В регионе обучались 630 иностранных аспирантов и работали 394 иностранных научно-педагогических работника. Сотрудники вузов и филиалов региона опубликовали 3772 статьи, подготовленные совместно с сотрудниками зарубежных организаций. Организации высшего образования региона получили доход от образовательной и научной деятельности из иностранных источников в размере 1218,5 млн. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE ASIAN PART OF RUSSIA

The article presents the results of a quantitative analysis of the international activities of universities and universities' branches in the Asian part of Russia on the basis of the indicators of the monitoring of universities' effectiveness conducted in 2015. The results of the international activity of 322 universities and universities' branches were analyzed on the basis of the following indicators: the number of foreign students who studied at the main programs, the number of Russian and foreign students who participated in short-term international mobility programs; the number of international double degree programs and the number of students at these programs; the number of foreign graduate students; the number of foreign researchers and teachers; revenues of higher education institutions from the educational activities and from R & D obtained from foreign sources; the number of articles produced in collaboration with foreign organizations. According to the study, the best results demonstrate the major state universities and the universities with special status. In other higher education institutions some international activities are realized with varying degrees of success. Organizations of higher education in Tomsk, Omsk, Novosibirsk and Sverdlovsk regions demonstrate the highest values according to the analyzed indicators. In general, higher education institutions of the Siberian Federal District have the highest results compared to the results of institutions from the other two federal districts. Foreign students studied in 85.7% of higher education institutions in the region. In universities and branches of the region incoming and outgoing programs of academic mobility were realized and 2463 foreign and 2110 Russian students participated in them. In the institutions of the region there are 295 international double degree programs and 2850 students studied at them. The region has trained 630 foreign postgraduate students, 394 foreign faculty members worked in the region. Faculty of universities and branches of the region published 3772 articles prepared in collaboration with the faculty form foreign organizations. Organizations of higher education in the region have received 1218.5 million rubles of the income from educational and scientific activity from foreign sources.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность организаций высшего образования азиатской части России»

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

МЕЛИКЯН Алиса Валерьевна - ст. преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики ». E-mail: amelikyan@hse.ru

АннотацияВ статье представлены результаты количественного анализа состояния международной деятельности вузов и филиалов в азиатской части России на основе показателей мониторинга эффективности, проведенного в 2015 г. Были проанализированы результаты международной деятельности 322 вузов и филиалов по следующим показателям: число иностранных студентов по основным программам высшего образования и программам краткосрочного обучения; число российских студентов, прошедших краткосрочное обучение за рубежом; количество международных программ двух дипломов и численность учащихся по ним; число иностранных аспирантов; число иностранных научно-педагогических работников; доходы организаций высшего образования от образовательной деятельности и на выполнение НИОКР из иностранных источников; количество статей, подготовленных совместно с зарубежными организациями. Согласно результатам исследования самые высокие показатели международной деятельности - у крупных государственных вузов и университетов с особым статусом. В других организациях высшего образования реализованы отдельные направления международной деятельности с разной степенью успешности.

Организации высшего образования Томской, Омской, Новосибирской и Свердловской областей являются лидерами по многим показателям. В целом вузы Сибирского федерального округа имеют самые высокие результаты по сравнению с вузами других двух федеральных округов. Обучение иностранных студентов проводилось в 85,7% организаций высшего образования региона. В вузах и филиалах региона были реализованы программы входящей и исходящей академической мобильности, по которым прошли обучение 2463 иностранных и 2110 российских студентов. Реализуются 295 международных программ двух дипломов, по которым прошли обучение 2850 студентов. В регионе обучались 630 иностранных аспирантов и работали 394 иностранных научно-педагогических работника. Сотрудники вузов и филиалов региона опубликовали 3772 статьи, подготовленные совместно с сотрудниками зарубежных организаций. Организации высшего образования региона получили доход от образовательной и научной деятельности из иностранных источников в размере 1218,5 млн. руб.

Ключевые слова: международная деятельность вузов, мониторинг эффективности вузов, образовательная статистика, региональные системы высшего образования, иностранные студенты

Для цитирования:Меликян А.В. Международная деятельность организаций высшего образования азиатской части России // Высшее образование в России. 2016. № 8-9 (204). С. 30-39.

Международная деятельность - одно из приоритетных направлений развития современных вузов многих стран, в том числе и России. Она получает всестороннюю государственную поддержку: российским вузам на конкурсной основе вы-

деляется дополнительное финансирование на реализацию международных образовательных и исследовательских проектов, предоставлена определённая автономия в принятии решений по их реализации, издаются законодательные акты,

упрощающие осуществление задач международной деятельности вузов

Международная деятельность российских вузов развивается в разных направлениях: привлечение иностранных студентов и преподавателей, реализация программ двух дипломов и программ международной академической мобильности, развитие партнёрства с иностранными вузами и вхождение в международные сети университетов, научное сотрудничество с иностранными орга-низациями,публикационная активность в ведущих англоязычных журналах.

В публикациях, посвященных международной деятельности российских вузов, анализируются результаты международной деятельности одного или нескольких вузов с применением качественной методологии исследования [1-5] либо представлен анализ статистических данных о количественных показателях международной деятельности российских вузов [6-8].

В данной статье приведены результаты количественного анализа состояния международной деятельности вузов и филиалов в азиатской части России (далее - регион), проведённого на выборке из 322 вузов и филиалов. Проанализированы значения показателей международной деятельности вузов и филиалов, что дало возможность оценить её текущее состояние, а также выявить вузы, субъекты и федеральные округа РФ, лидирующие по разным направлениям международной деятельности в этом крупном регионе России. Исследование основано на данных Мониторинга эф-

фективности организаций высшего образования, проведённого в 2015 г. (далее - мониторинг), в ходе которого были собраны данные о деятельности российских вузов и филиалов за 2014 г. Проанализированы значения показателей мониторинга, характеризующих:

1) численность иностранных студентов, обучающихся по основным программам высшего образования;

2) численность российских и иностранных студентов, принявших участие в программах входящей и исходящей международной академической мобильности;

3) число международных программ двух дипломов и численность учащихся по этим программам;

4) численность иностранных аспирантов;

5) численность иностранных научно-педагогических работников;

6) размеры доходов организаций высшего образования от образовательной деятельности и на выполнение НИОКР из иностранных источников;

7) число статей, подготовленных сотрудниками организаций высшего образования в соавторстве с сотрудниками зарубежных организаций.

Мониторинг эффективности проводится Министерством образования и науки РФ ежегодно с 2012 г. [9]. Им охвачено большинство российских вузов и филиалов, реализующих программы высшего образования 2. Преимущества базы данных мониторинга для проведённого исследования заключаются в следующем:

1 Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 N 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»; Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации".

2 В мониторинг не включены организации высшего образования федеральных государственных органов, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (Приказ Минобрнауки России от 17.03.2014 № 190 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования »).

• показатели унифицированы и приведены отдельно для каждой организации, участвующей в мониторинге;

• высокий уровень охвата вузов и филиалов по всей стране;

• низкая вероятность опечаток и неточностей;

• информация представлена в единой электронной базе данных 3.

Описание выборки исследования. В базе данных мониторинга эффективности образовательныхорганизаций высшего образования содержатся данные о показателях деятельности 166 вузов и 156 филиалов азиатской части России за 2014 г., которые и вошли в выборку исследования 4. Из них 42 - частные организации, 280 -государственные и муниципальные, подведомственные 15 разным ведомствам. В государственных и муниципальных организациях высшего образования прошли обучение 96% студентов региона 5. В головных вузах обучалось 86,2% студентов. Министерству образования и науки подведомственны 160 организаций, в которых обучается 68,3% студентов региона. Муниципалитетам и субъектам РФ подведомственны 10 организаций, в которых обучается 1,2% студентов региона.

Организации высшего образования расположены на территории всех субъектов азиатской части России: по Сибирскому федеральному округу- 152 организации, по Уральскому федеральному округу -102, по Дальневосточному федеральному округу - 68 организаций. В городах расположены 317 организаций, в сельской мест-

ности - пять. В регионе функционируют филиалы вузов, расположенных за пределами азиатской части России, в них обучались 5,4% студентов региона. То есть спрос на услуги высшего образования в регионе практически полностью удовлетворяют вузы региона и их филиалы.

В организациях высшего образования региона по программам бакалавриата, спе-циалитета и магистратуры обучались 1 171 912 студентов. Обучение студентов проводилось по очной (52,7% студентов), по заочной (45,7%) и по очно-заочной (1,6%) форме. В организациях региона проводилась подготовка специалистов по восьми областям образования. Самые востребованные области - «Науки об обществе» и «Инженерное дело», по ним проходили обучение 68% приведённого контингента студентов региона.

Обучение иностранных студентов по основным образовательным программам. В азиатской части России по основным программам высшего образования в 2014 г. обучались 43699 иностранных студентов, что составило 3,73% от общего числа студентов региона. Обучение иностранных студентов проводилось в 162 головных вузах и 114 филиалах региона.

На рисунке 1 показано распределение численности иностранных студентов по субъектам и округам региона. Иностранные студенты проходили обучение во всех 27 субъектах. Лидерами по числу иностранных студентов являются Томская, Омская и Новосибирская области. В этих трёх субъектах прошли обучение 50,8% иностранных

3 Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования // Официальный сайт Главного информационно-вычислительного центра Федерального агентства по образованию РФ. URL: http:/ / miccedu.ru/ monitoring/

4 В базе данных мониторинга не отражена информация о деятельности организаций высшего образования, которые находятся в стадии реорганизации или реорганизованы и по которым не завершён анализ достоверности представленных в мониторинге данных. Данные приведены по состоянию на 20.05.2016.

5 Процент рассчитан на основе численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Рис. 1. Численность иностранных студентов, обучавшихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, по субъектам и по округам азиатской части России

студентов региона. В восьми субъектах: Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Сахалинская область, Республика Тыва, Магаданская область, Камчатский край, Республика Хакасия, Чукотский автономный округ - обучалось менее 100 иностранных студентов в каждом. Среди федеральных округов лидером по числу иностранных студентов является Сибирский федеральный округ (СФО), в котором обучались 66,3% иностранных студентов региона. В Уральском федеральном округе (УФО) обучались 25,8% иностранных студентов, в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) - 7,9%.

В организациях высшего образования региона обучалось разное число иностранных студентов. В таблице 1 приведены данные о численности иностранных сту-

дентов вузах и филиалах. Иностранные студенты в основном проходили обучение в крупных государственных университетах. Более 1000 иностранных студентов обучались в восьми вузах. Практически во всех филиалах и в половине головных вузов обучалось менее 100 иностранных студентов. В пяти национальных исследовательских и в четырех федеральных университетах обучались 22,7% иностранных студентов региона. В десятку лидеров по численности иностранных студентов вошли пять вузов Сибирского федерального округа и пять вузов Уральского федерального округа. В этих десяти вузах обучались 38,4% от всех иностранных студентов региона. В регионе обучались студенты из СНГ и из дальнего зарубежья 6. Доля студентов из СНГ составила 79,3% от об-

6 Здесь и далее под «дальним зарубежьем» понимаются иностранные государства за исключением стран СНГ.

Таблица 1

Численность иностранных студентов в вузах и филиалах

Численность иностранных Количество организаций высшего образования

студентов Головные вузы Филиалы

3000 и более 1

от 1000 до 2999 7

от 250 до 999 36

от 100 до 249 32 3

от 50 до 99 28 5

от 10 до 49 39 42

от 1 до 9 19 64

щего приведённого контингента иностранных студентов региона.

Международная академическая мобильность студентов. Программы международной академической мобильности предполагают прохождение студентами части образовательной программы в зарубежном вузе, как правило - в течение одного семестра. В ходе обучения за рубежом студенты осваивают дисциплины, соответствующие учебному плану основной программы их обучения в «родном» вузе. В российских вузах реализуются программы входящей мобильности, предусматривающие краткосрочное обучение иностранных студентов в российских вузах, и программы исходящей мобильности - обучение российских студентов за рубежом.

Иностранные студенты, прошедшие краткосрочное обучение в организациях высшего образования региона. В 2014 г. 2463 студента зарубежных образовательных организаций прошли обучение в 65 вузах и одном филиале региона по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета или магистратуры длительностью не менее семестра (триместра).

Иностранные студенты проходили краткосрочное обучение в 21 субъекте региона. Среди федеральных округов лидером по этому показателю является Сибирский федеральный округ - 48,2% студентов; на Уральский федеральный округ приходится 39,8% студентов, на Дальневосточный

федеральный округ - 12%. В национальных исследовательских и федеральных университетах прошли обучение 29% студентов. В десятку лидеров по численности иностранных студентов, прошедших краткосрочное обучение, входят пять вузов Дальневосточного федерального округа, четыре вуза Сибирского федерального округа и один вуз Уральского федерального округа. В этих десяти вузах обучались 53,6% от всех иностранных студентов, прошедших краткосрочное обучение в регионе.

Российские студенты, прошедшие обучение за рубежом. В 2014 г. 2110 российских студентов, обучающихся по очной форме обучения в 84 головных вузах и восьми филиалах региона, прошли обучение за рубежом длительностью не менее семестра (триместра).

Российские студенты из 23 субъектов региона обучались за рубежом по краткосрочным программам. Среди федеральных округов лидером по этому показателю является Сибирский федеральный округ -51% студентов. На Дальневосточный федеральный округ приходится 30,4% студентов, на Уральский федеральный округ - 18,6%. В национальных исследовательских и федеральных университетах обучались 27,7% от общего числа студентов региона, прошедших краткосрочное обучение в зарубежных вузах. В десятку лидеров по численности таких студентов входят шесть вузов Сибирского федерального округа, два вуза Дальневосточного федерального

округа и два вуза Уральского федерального округа. В этих десяти вузах обучались 49,4% от всех студентов региона, прошедших краткосрочное обучение в зарубежных вузах.

Субъектами-лидерами по численности студентов, принявших участие в программах мобильности, являются Приморский край и Томская область. В этих двух субъектах прошли обучение 28,1% иностранных студентов, обучающихся в регионе на краткосрочной основе, и 29,2% российских студентов, прошедших краткосрочное обучение в зарубежных вузах.

Международные программы двух дипломов. Международные программы двух дипломов предусматривают совместную реализацию образовательной программы двумя вузами разных стран. Выпускники таких программ получают два полноценных диплома каждого из вузов-партнёров.

В организациях высшего образования региона зарегистрировано 295 международных программ двух дипломов, по которым в 2014 г. прошли обучение 2850 студентов. По каждой из реализованных программ обучалось от одного до 130 студентов. Такие программы открыты в 51 вузе и двух филиалах, расположенных в 16 субъектахрегиона. В Новосибирской области открыто 66 программ двух дипломов, в Томской области - 47, в Иркутской области - 46, на каждый из остальных субъектов приходится 27 и менее таких программ. Среди федеральных округов лидером по этому показателю является Сибирский федеральный округ - 217 программ. В Уральском федеральном округе 44 программы, в Дальневосточном федеральном округе - 34. В национальных исследовательских и федеральных университетах реализуется 33,2% международных программ двух дипломов в регионе. В десятку вузов-лидеров по числу таких программ входят семь вузов Сибирского федерального округа, два вуза Уральского федерального округа и один вуз Дальневосточного

федерального округа. В этих десяти вузах реализуется 61,4% всех программ двух дипломов в регионе.

Обучение иностранных граждан в аспирантуре. В азиатской части России в 2014 г. 630 иностранных граждан прошли обучение в аспирантуре, что составило 3,2% от общего числа аспирантов региона. Обучение иностранных аспирантов проводилось в 76 вузах из 17 субъектов региона. В Томской области обучались 170 иностранных аспирантов, в Иркутской области -101, в Новосибирской области - 93, в каждом из остальных субъектов - менее 70. Среди федеральных округов лидером является Сибирский федеральный округ, в котором обучались 74,5% иностранных аспирантов, в Уральском федеральном округе - 21,3%, в Дальневосточном федеральном округе - 4,2% аспирантов. В национальных исследовательских и федеральных университетах обучались 42,4% иностранных аспирантов. В десятку лидеров по численности иностранных аспирантов входят восемь вузов Сибирского федерального округа и два вуза Уральского федерального округа. В этих вузах обучались 51,2% от всех иностранных аспирантов региона.

Иностранные научно-педагогические работники. В 2014 г. в регионе работали 394 иностранных научно-педагогических работника (далее - НПР) в 78 головных вузах и 14 филиалах, расположенных в 25 субъектах региона. В Томском государственном университете работали 81 иностранный НПР, в Уральском федеральном университете - 56, в остальных организациях высшего образования - 14 и менее.

Лидеры по числу иностранных НПР -Томская, Свердловская и Новосибирская области. В этих трёх субъектах работали 53,2% иностранных НПР региона. В организациях высшего образования Курганской области и Ямало-Ненецкого автономного округа не было иностранных НПР. Среди федеральных округов лидером по численности иностранных НПР является

Сибирский федеральный округ - 56,3% иностранных НПР, в Уральском федеральном округе - 27,2% НПР, в Дальневосточном федеральном округе - 16,5% НПР.

В государственных и муниципальных головных вузах работали 94,4% от общего числа иностранных НПР, в национальных исследовательских и федеральных университетах региона - 46,7%. В десятку лидеров по численности иностранных НПР входят шесть вузов Сибирского федерального округа, два вуза Уральского федерального округа и два вуза Дальневосточного федерального округа. В этих десяти вузах работали 56,6% от всех иностранных НПР региона.

Доходы организаций высшего образования от образовательной деятельности и от выполнения НИОКР из иностранных источников. В 2014 г. организации высшего образования региона получили доходы от предоставления образовательных услуг иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам в размере 845,5 млн. руб. Размер финансирования НИОКР из иностранных источников составил 372,3 млн. руб.

Доходы от образовательной деятельности из иностранных источников. Доходы от образовательной деятельности из иностранных источников получили 85 головных вузов и 23 филиала, расположенных в 22 субъектах. Размер дохода, приходящийся на одну организацию высшего образования региона, лежит в диапазоне от 24 тыс. руб. до 66,5 млн. руб.

Организации высшего образования Омской области получили доход в размере 176 млн. руб., Новосибирской области -113 млн. руб., Томской области - 102 млн. руб., каждый из остальных субъектов региона - менее 100 млн. руб. Среди федеральных округов лидером по этому показателю является Сибирский федеральный округ - 64,8% дохода региона, на Уральский федеральный округ приходится 18,8% дохода, на Дальневосточный федеральный

округ - 16,4%. Доход национальных исследовательских и федеральных университетов составил 20% от этого дохода региона. В десятку лидеров входят восемь вузов Сибирского федерального округа, один вуз Уральского федерального округа и один вуз Дальневосточного федерального округа. На эти десять вузов приходится 42,5% дохода региона от образовательной деятельности из иностранных источников.

Финансирование выполнения НИОКР из иностранных источников. Доход от финансирования НИОКР из иностранных источников получили 60 головных вузов и пять филиалов, расположенных в 22 субъектах. Размер дохода, приходящийся на одну организацию высшего образования региона составляет от 70 тыс. руб. до 160,5 млн. руб.

Организации высшего образования Томской области получили доход в размере 217 млн. руб., организации Новосибирской области - 24,3 млн. руб., Свердловской - 17,7 млн. руб., каждый из остальных субъектов региона - 16,2 млн.руб.и менее. Среди федеральных округов лидером по этому показателю является Сибирский федеральный округ - 83,2% дохода, на Уральский федеральный округ приходится 9% дохода, на Дальневосточный федеральный округ - 7,8%. Доход национальных исследовательских и федеральных университетов составил 58,5% от этого дохода региона. В десятку лидеров входят восемь вузов Сибирского федерального округа, один вуз Уральского федерального округа и один вуз Дальневосточного федерального округа. На эти десять вузов приходится 75,8% дохода региона от финансирования НИОКР из иностранных источников.

Статьи, подготовленные в соавторстве с сотрудниками зарубежных организаций. Одним из основных показателей интернационализации научной деятельности является число статей, подготовленных сотрудниками вузов в соавторстве с колле-

гами из иностранных научно-образовательных организаций. В 2014 г. 3772 статьи были подготовлены сотрудниками организаций высшего образования региона совместно с сотрудниками зарубежных организаций. Авторы этих публикаций - сотрудники 108 головных вузов и шести филиалов из 22 субъектов региона.

В Томской области было подготовлено 930 совместных статей, в Новосибирской области - 736, на каждый из остальных субъектов приходится менее 500 статей. Среди федеральных округов лидером в этом вопросе является Сибирский федеральный округ - 2916 статей, в Уральском федеральном округе - 625 статей, в Дальневосточном федеральном округе - 231. Сотрудники национальных исследовательских и федеральных университетов подготовили 60,1% от общего числа статей. В десятку лидеров входят восемь вузов Сибирского федерального округа, один вуз Уральского федерального округа и один вуз Дальневосточного федерального округа. На эти десять вузов приходится 72,5% статей с иностранными соавторами, подготовленных сотрудниками организаций высшего образования региона.

Выводы и заключение

Проведённое исследование позволило количественно охарактеризовать состояние международной деятельности организаций высшего образования азиатской части России за 2014 г. В рамках рассмотренных направлений международной деятельности самые высокие результаты демонстрируют крупные государственные вузы и университеты с особым статусом (федеральные и национальные исследовательские университеты). Выявлено много филиалов вузов, в которыхмеждународная деятельность не проводилась. По каждому показателю международной деятельности можно выделить несколько вузов-лидеров, в которых рассматриваемое направление реализуется наиболее активно. Томская, Омская,

Новосибирская и Свердловская области занимают лидирующее положение по большинству рассмотренных показателей. Вузы Сибирского федерального округа в целом имеют самые высокие показатели в азиатском регионе.

Обучение иностранных студентов проводилось в 85,7% организаций высшего образования региона. Но лишь около трети организаций получили доход от предоставления образовательных услуг иностранным физическим и юридическим лицам. В вузах и филиалах региона были реализованы программы входящей и исходящей академической мобильности, по которым прошли обучение 2110 российских студентов и 2463 иностранных студента. Реализуются 295 международных программ двух дипломов, в которых в 2014 г. прошли обучение 2850 студентов, при этом обучение студентов проводилось не по всем заявленным программам. В регионе прошли обучение 630 иностранных аспирантов, работали 394 иностранных научно-педагогических работника, были опубликованы 3772 статьи, подготовленные сотрудниками организаций высшего образования региона совместно с сотрудниками зарубежных организаций. Организации высшего образования региона получали доход от образовательной и научной деятельности из иностранных источников. За 2014 г. доход от образовательной деятельности составил 846,5 млн. руб., а доход от финансирования реализации НИОКР - 372 млн. руб.

Таким образом, в организациях высшего образования региона международная деятельность реализуется довольно активно.

Литература

1. Авербух Е.А, Авербух А.Б. Международ-

ная образовательная деятельность вуза как

фактор его успешности // Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 91-13.

2. Зорников И.Н. Международная деятель-

ность Воронежского государственного университета: становление и развитие // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 2. С. 176-181.

3. Меликян А.В, Железов Б.В. Инновацион-

ная деятельность международных сотрудников российского вуза (на примере НИУ ВШЭ) // Вестник международных организаций. 2013. № 1. С. 274-286.

4. Петрова С.М. Кафедра РКИ и междуна-

родная деятельность федерального университета // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 122-129.

5. Чучалин А.И. Управление международной

деятельностью вуза: опыт Томского политехнического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5. С. 81-89.

6. Арефьев А.Л. Российская высшая школа на

международном рынке образования. Продолжение // СОТИС - Социальные технологии, исследования. 2015. № 3(71). С. 86-97.

7. Веревкин О.Л, Дмитриев Н.М. Иностран-

ные студенты в вузах России: издержки или рентабельность? // Социология образования. 2015. № 10. С. 32-42.

8. Попова Е.С, Костылева Е.В. Основные

аспекты формирования маркетинговой политики «морских» вузов по продвижению образовательных услуг на международном рынке // Международная экономика. 2010. № 1. С. 51-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Меликян А.В. Показатели мониторинга си-

стемы высшего образования в России и за рубежом // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 58-66.

Статья поступила в редакцию 10.06.16.

INTERNATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE ASIAN PART OF RUSSIA

MELIKYAN Alisa V. - Senior Lecturer, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia. E-mail: amelikyan@hse.ru

Abstract. The article presents the results of a quantitative analysis of the international activities of universities and universities' branches in the Asian part of Russia on the basis of the indicators of the monitoring of universities' effectiveness conducted in 2015. The results of the international activity of 322 universities and universities' branches were analyzed on the basis of the following indicators: the number of foreign students who studied at the main programs, the number of Russian and foreign students who participated in short-term international mobility programs; the number of international double degree programs and the number of students at these programs; the number of foreign graduate students; the number of foreign researchers and teachers; revenues of higher education institutions from the educational activities and from R & D obtained from foreign sources; the number of articles produced in collaboration with foreign organizations. According to the study, the best results demonstrate the major state universities and the universities with special status. In other higher education institutions some international activities are realized with varying degrees of success.

Organizations of higher education in Tomsk, Omsk, Novosibirsk and Sverdlovsk regions demonstrate the highest values according to the analyzed indicators. In general, higher education institutions of the Siberian Federal District have the highest results compared to the results of institutions from the other two federal districts. Foreign students studied in 85.7% of higher education institutions in the region. In universities and branches of the region incoming and outgoing programs of academic mobility were realized and 2463 foreign and 2110 Russian students participated in them. In the institutions of the region there are 295 international double degree programs and 2850 students studied at them. The region has trained 630 foreign postgraduate students, 394 foreign faculty members worked in the region. Faculty of universities and branches of the region published 3772 articles prepared in

collaboration with the faculty form foreign organizations. Organizations of higher education in the region have received 1218.5 million rubles of the income from educational and scientific activity from foreign sources.

Keywords: international activities of higher education institutions, monitoring of the effectiveness of higher education institutions, educational statistics, regional systems of higher education, foreign students

Cite as: Melikyan, A.V. (2016). [International Activities of Higher Education Institutions in the Asian Part of Russia]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8-9 (204), pp. 30-39. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Averbukh, E.A., Averbukh, A.B. (2013). [International Educational Activity of Higher Education

Institution as a Factor of Its Success]. Problemy vysshego obrazovaniya [Issues of Higher Education]. No. 1, pp. 91-13. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Zornikov, I.N. (2013). [International Activity of the Voronezh State University: Formation and

Development]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [Proceedings of Voronezh State University. Section: Issues of Higher Education]. No. 2, pp. 176-181. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Melikyan, A.V., Zhelezov, B.V. (2013). [Innovative Activities of International Faculty at a Russian

University (A Case of the HSE)]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii [International Organizations Research Journal]. No. 1, pp. 274-286. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Petrova, S.M. (2014). [The Role of the Department «Russian as a Foreign Language» in NEFU

International Cooperation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 122-129. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Chuchalin, A.I. (2009). [Management of the International Activity of Higher Education Institution:

the Experience of Tomsk Polytechnic University]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. No. 5, pp. 81-89. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Aref'ev, A.L. (2015). [Russian Higher Education on the International Education Market. Continuation]. SOTIS - Sotsial'nye tekhnologii, issledovaniya [SOTIS - Social Technology, Research]. No. 3(71), pp. 86-97. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Verevkin, O.L., Dmitriev, N.M. (2015). [Foreign Students in Russian Universities: Costs or Pro-

fitability?]. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. No .10, pp. 32-42. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Popova, E.S., Kostyleva, E.V. (2010). [Main Aspects of Forming the Marketing Policy of «Maritime»

Universities to Promote Educational Services in the International Market]. Mezhdunarodnaya ekonomika [International Economics]. No. 1, pp. 51-62. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Melikyan A.V. (2014). [Monitoring Indicators of the Higher Education System of in Russia and

Abroad]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. No. 3, pp. 58-66. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 10.06.16.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.