Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИОЦЕНТРИРОВАННОГО ТУРИЗМА'

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИОЦЕНТРИРОВАННОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / образовательный стандарт / гуманизация образования / устойчивый туризм / социальный туризм / концепт социо-ориентированности образования / зеленый вуз / competencies / educational standard / humanization of education / sustainable tourism / social tourism / concept of socio-orientation of education / green university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Евгений Николаевич, Питюков Владимир Юрьевич, Рассохина Татьяна Васильевна, Арзамасцев Константин Александрович, Трофимов Андрей Евгеньевич

В статье анализируются международные подходы к организации системы подготовки профессиональных кадров для устойчивого развития туризма. Выявлены современные тенденции повышения социальной ориентации подходов к устойчивому развитию. В отличие от остальных стран мира повестка устойчивости, экологичности и социо-ориентированности вошла в российскую нормативную базу и в практическую деятельность большинства сфер экономики только в 2021 году. Мировой кризис, вызванный пандемией COVID-19 подтолкнул профессиональную среду, а за ней и образовательную к формированию моделей и механизмов адаптации профессионалов в условиях трансформирующегося мира. Проведен анализ существующих в системе профессионального образования Российской Федерации концептуальных установок на формирование специалистов с социо-ориентированным и эколого-ориентированным профессиональным мышлением. В рамках исследования определены интегративные методологические подходы, позволяющие учесть разные аспекты формирования личности профессионального специалиста в контексте его осознанного участия в достижении глобальных и национальных целей устойчивого развития. Предложены рекомендации по трансформации федеральных государственных образовательных стандартов IV поколения и введению в них соответствующих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимов Евгений Николаевич, Питюков Владимир Юрьевич, Рассохина Татьяна Васильевна, Арзамасцев Константин Александрович, Трофимов Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO THE FORMATION OF COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF SUSTAINABLE SOCIO-CENTERED TOURISM

The article analyzes international approaches to the organization of a system of training professional personnel for sustainable tourism development. The modern tendencies of increasing the social orientation of approaches to sustainable development are revealed. Unlike the rest of the world, the agenda of sustainability, environmental friendliness and social orientation entered the Russian regulatory framework and the practical activities of most sectors of the economy only in 2021. The global crisis caused by the COVID-19 pandemic has pushed the professional environment, followed by the educational environment, to form models and mechanisms for the adaptation of professionals in a transforming world. The analysis of the conceptual attitudes existing in the system of professional education of the Russian Federation on the formation of specialists with socially oriented and environmentally oriented professional thinking is carried out. Within the framework of the study, integrative methodological approaches have been identified that allow taking into account various aspects of the formation of the personality of a professional specialist in the context of his conscious participation in achieving global and national sustainable development goals. Recommendations on the transformation of federal state educational standards of the IV generation and the introduction of relevant competencies in them are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИОЦЕНТРИРОВАННОГО ТУРИЗМА»

sistemoobrazuyushchij vektor kachestva zhizni [A new ecosystem of education as a backbone vector of quality of life]. Vestnik Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, 2017, iss. 4, pp. 141-149. Available at: URL: http://eprints.tversu. m/7272/1/%D0%92%D0%B5%D1pdf (accessed: 03.09.2023). (In Russian).

11. Mandel' B.R. Sovremennye innovacionnye tekhnologii v obrazovanii i ih primenenie // Obrazovatel'nye tekhnologii. 2015. №№ 2. pp. 27-48. URL: http://iedtech. ru/files/journal/2015/2/2_2015_27-48.pdf

12. Zherebtsova E. A. Functioning of projects aimed at the formation of media literacy of a diverse audience (on the example of the Silamedia project «Tour of Media Power») // Sign: problematic field of media education. 2017. No.3 (25). URL: https:// cyberleninka.m/article/n/funktsionirovanie-proektov-napravlennyh-na-formirovanie-mediagramotnosti-raznoformatnoy-auditorii-na-primere-proekta-silamedia-tur (accessed: 03.09.2023).

13. Nikishin I. V. Media project: concept, types, life cycle // Young scientist. 2019. No. 24 (262). pp. 478-481. URL: https://moluch.ru/archive/262/60705 / (accessed: 05.09.2023).

14. Gafiatulina N.Kh., Samygin S.I. Vector of development of the educational paradigm in the context of personalized education in the era of digital technology development / In the collection: Education and youth in the digital economy of the future. Materials of the International Scientific Conference. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, South Russian State Polytechnic University (SRI) named after M.I. Platova. 2020. pp. 17-21.

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИОЦЕНТРИРОВАННОГО ТУРИЗМА

Трофимов Евгений Николаевич

Доктор политических наук, профессор, доцент, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: info@rmat.ru

Питюков Владимир Юрьевич

Доктор педагогических наук, профессор, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: wlapit@mail.ru

Рассохина Татьяна Васильевна

Доктор экономических наук, доцент, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: rassohina@gmail.com

Арзамасцев Константин Александрович

Генеральный директор АО ТГК «Измайлово» (г. Москва), e-mail: info@rmat.ru

Трофимов Андрей Евгеньевич

Вице-президент АО «ЦСТЭ» (г. Москва), e-mail: info@rmat.ru Алилуйко Елена Аркадьевна

Кандидат педагогических наук, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: info@rmat.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-149-159

Аннотация:

В статье анализируются международные подходы к организации системы подготовки профессиональных кадров для устойчивого развития туризма. Выявлены современные тенденции повышения социальной ориентации подходов к устойчивому развитию. В отличие от остальных стран мира повестка устойчивости, экологичности и социоориентированности вошла в российскую нормативную базу и в практическую деятельность большинства сфер экономики только в 2021 году. Мировой кризис, вызванный пандемией COVID-19 подтолкнул профессиональную среду, а за ней и образовательную к формированию моделей и механизмов адаптации профессионалов в условиях трансформирующегося мира. Проведен анализ существующих в системе профессионального образования Российской Федерации концептуальных установок на формирование специалистов с социоориентированным и экологоориентированным профессиональным мышлением. В рамках исследования определены интегративные методологические подходы, позволяющие учесть разные аспекты формирования личности профессионального специалиста в контексте его осознанного участия в достижении глобальных и национальных целей устойчивого развития. Предложены рекомендации по трансформации федеральных государственных образовательных стандартов IV поколения и введению в них соответствующих компетенций.

Ключевые слова: компетенции, образовательный стандарт, гуманизация образования, устойчивый туризм, социальный туризм, концепт социоориентированности образования, зеленый вуз.

INNOVATIVE APPROACHES TO THE FORMATION OF COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF SUSTAINABLE SOCIO-CENTERED TOURISM

Trofimov Evgeny Nikolaevich

Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Russian International Academy for Tourism (Khimki), e-mail: info@rmat.ru

Pityukov Vladimir Yurievich,

Doctor of Pedagogics, Professor, Russian International Academy of Tourism (Khimki), e-mail: wlapit@mail.ru

Rassokhina Tatiana Vasilyevna

Doctor of Economics, Associate Professor, Russian International Academy for Tourism (Khimki), e-mail: e-mail: rassohina@gmail.com

Arzamastsev Konstantin Alexandrovich

General Director of JSC TGC «Izmailovo» (Moscow), e-mail: info@rmat.ru Trofimov Andrey Evgenievich

Vice President of JSC «CSTE» (Moscow), e-mail: info@rmat.ru Aliluiko Elena Arkadyevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Russian International Academy for Tourism (Khimki), e-mail: e-mail: e-mail: info@rmat.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-149-159 Annotation:

The article analyzes international approaches to the organization of a system of training professional personnel for sustainable tourism development. The modern tendencies of increasing the social orientation of approaches to sustainable development are revealed. Unlike the rest of the world, the agenda of sustainability, environmental friendliness and social orientation entered the Russian regulatory framework and the practical activities of most sectors of the economy only in 2021. The global crisis caused by the COVID-19 pandemic has pushed the professional environment, followed by the educational environment, to form models and mechanisms for the adaptation of professionals in a transforming world. The analysis of the conceptual attitudes existing in the system of professional education of the Russian Federation on the formation of specialists with socially oriented and environmentally oriented professional thinking is carried out. Within the framework of the study, integrative methodological approaches have been identified that allow taking into account various aspects of the formation of the personality of a professional specialist in the context of his conscious participation in achieving global and national sustainable development goals. Recommendations on the transformation of federal state educational standards of the IV generation and the introduction of relevant competencies in them are proposed.

Key words: competencies, educational standard, humanization of education, sustainable tourism, social tourism, concept of socio-orientation of education, green university.

Введение. В условиях трансформирующейся экосистемы российского туризма, переориентации ключевых рынков въездного и выездного туризма, активного развития внутреннего туризма, изменения парадигмы места России и ее рекреационных и трудовых ресурсов в глобальном мире перед учеными и преподавателями остро встают новые практические проблемы, на которые нам необходимо в короткие сроки найти теоретически и методологически обоснованные решения и выработать технологии формирования современных универсальных, профессиональных и базовых компетенций. В Российской Федерации еще в 1996 году была принята Концепция устойчивого развития, но только в 2021 году были сформулированы Национальные цели устойчивого развития. В отличие от остальных стран мира повестка устойчивости, экологичности и соци-оориентированности вошла в российскую нормативную базу и в практическую деятельность большинства сфер экономики только в 2021 году. Мировой кризис, вызванный пандемией COVID-19 подтолкнул профессиональную среду, а за ней и образовательную к формированию моделей и механизмов адаптации профессионалов в условиях трансформирующегося мира.

Обзор литературы. Глобальные концепции ответственного и устойчивого туризма для всех [17,19,20], которые провозглашают международные организации, в последнее время, под воздействием, в том числе и наших работ [10,11,16], пропагандируют в мире идею устойчивого туризма, акцентированного на решение социальных стратегических задач. Для мирового сообщества это относительно новые подходы [18]. Более традиционными и исследованными являются вопросы, связанные с экологическими и экономическими аспектами туризма. В исследовании Рязановой Н.Е. и др. [13] выявлены глобальные компетенции, которые апеллируют к целостным представлениям о взаимосвязи природы, общества, экономики и направлены на поддержание Целей устойчивого развития. Определенные дефициты указывают на необходимость целенаправленного поощрения социальной активности обучающихся через систему проектной деятельности, организацию и реализацию социальных практик.

Устойчивое развитие является доминирующей темой в туристской практике [1,6,12,14]. Все чаще исследования и образовательные программы заинтересованных сторон в сфере туризма становятся необходимыми для совершенствования практики устойчивого развития. Профессорско-преподавательский состав и студенты должны разбираться в основных областях знаний, этике, корпоративной социальной ответственности и управлении [2]. Важнейшей задачей становится формирование системы обучения и самообучения принципам и механизмам устойчивого развития туризма в неинституциональных условиях. Организуется обучение субъектов сообщества туристских дестинаций, их коучинг и наставничество, а также обучение туристов. Нам важно выработать педагогические методы и подходы к формированию и оценке компетенций в образовании в интересах устойчивого развития туризма.

В Российской Федерации проблематика устойчивого развития, акцентированного на социальную политику теоретически и методологически продолжают

оставаться в центре внимания ученых и практиков, а также ключевые стратегические направления развития, обозначенные в Национальных целях. Национальные цели развития России до 2030 года определены Указом Президента №474 от 14.07.2020 г. Они направлены на: «осуществление прорывного развития Российской Федерации, увеличение численности страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также развития каждого человека» [11].

Движение в одном русле с прогрессивным человечеством ставит перед системами профессионального образования задачи по формированию компетенций студентов, основанных на соответствующих знаниях и умениях, позволяющих организовывать профессиональную деятельность по достижению целей устойчивого развития.

В настоящее время, при формировании новых образовательных стандартов IV поколения для направлений высшего образования, важно учесть эти аспекты и заложить их в формулировки не только универсальных, но и общепрофессиональных компетенций. Для сферы туризма в них должны быть отражены приоритеты устойчивого ответственного социального туризма.

По согласованному мнению большинства исследователей [16]: «Туризм как феномен современности оказывает значимое прямое и косвенное воздействие на экономическую деятельность, социальную политику, культуру, традиции, образ жизни, здоровье нации». Вместе с тем, рассмотрение туризма как важнейшего направления обеспечения здоровья граждан представляется нам весьма важным нарративом в национальной повестке социально-экономического развития государства.

Не менее серьезное воздействие туризм оказывает и на социальную сферу, способствуя оздоровлению людей, рациональному использованию свободного времени, повышению образовательного уровня, укреплению семьи и межличностных отношений [15].

Материалы и методы. Многообразие определений таких понятий, как «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход» связывается с различными подходами ученых, при изучении данных явлений [3,4,5]. При этом компетенции проявляются в процессе самореализации в профессиональной деятельности, личностном росте и т.д.

Особого внимания заслуживают исследования профессора, доктора психологических наук, академика РАО И.А. Зимней [3], посвященные данной педагогической проблеме. Автор следующим образом производит толкование самого понятия компетенция «.. .это актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество». Основой этого интегративного качества выступают знания, умения, навыки, опыт, ценности и склонности личности к социально-профессиональной деятельности. Выделяются ключевые, профессиональные, учебные и социальные компетентности.

В работах В.Ю. Питюкова [7,9,10] развивается субъектный гуманизированный подход к формированию компетенций и выделяются следующие их группы: «Компетенции, относящиеся к себе как к субъекту деятельности; компетенции, относящиеся к себе как к субъекту профессиональных отношений; компетенции, относящиеся к себе как субъекту личностного и социально-профессионального развития».

В системе образования на ближайшее будущее утверждена рамка компетенций, включающая общекультурные, базовые, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В исследовательской программе, реализуемой нами поставлена задача по определению интегративных методологических подходов, позволяющих учесть разные аспекты формирования личности профессионального специалиста в контексте его осознанного участия в решении глобальных и национальных целей устойчивого развития.

Результаты исследования. Рассматривая современную теорию устойчивого развития через приоритет социоориентированности и социальной отвественно-сти субъектов профессиональной деятельности, для сферы туризма особенное значение приобретает развитие и внедрение в профессиональное образование в сфере туризма концепта социального туризма. В концепции, предложенной и развиваемой в работах Е.Н. Трофимова, указано: «Социальный - это весь туризм, признанный приоритетным государством и обществом и позволяющий быть доступным молодежи, пенсионерам, инвалидам, людям, имеющим материальные или физические недостатки. Социальный туризм следует рассматривать с точки зрения создания условий для путешествий наименее обеспеченной части населения за счёт средств, выделяемых государством, фондами и благотворительными организациями. Особое внимание следует уделить дополнительной моральной ценности туризма, способствующей вовлечению туристов в полноценную человеческую деятельность и их активному долголетию» [15].

Такой подход к пониманию социального туризма в полной мере отвечает принципам глобальной концепции устойчивого развития [18]. В мировой практике реализации глобальной концепции устойчивого развития сложилось несколько подходов. До 20-х годов XXI века превалировали постулаты «сильного» (экологоцентричного) и «слабого» (экономикоцентричного) устойчивого развития. В последние годы, на волне социальных, экономических и экологических трансформаций и формирования новых социально-экономических экосистем начинает все больше развиваться концепт «поддерживающего» социоцентриро-ванного устойчивого развития [11]. В основе этого подхода заложено представление о главной цели цивилизационного развития через обеспечение качества жизни населения, повышения человеческого капитала и, именно через эту призму обоснование экономического развития как ресурсной базы для высокого и комфортного образа жизни и экологичных подходов к сохранению окружающей среды как среды жизнедеятельности человечества.

Управленческие и экономические механизмы реализации принципов соци-оцентричного устойчивого развития туризма реализуются через внедрение сти-

мулирующих подходов, направленных на поддержку проектов и предприятий, строящих свои бизнес-процессы с высоким уровнем социальной ответственности. С точки зрения концепции устойчивого развития, особенно важно отслеживать в территориальных системах увеличение количества рабочих мест для местного населения, особенно молодежи и людей с ограниченными возможностями здоровья. Также индикатором социальной эффективности является улучшение качества жизни местного сообщества территории, проявляющееся в количестве новых и реконструированных объектов культуры, в совершенствовании транспортной инфраструктуры региона, в развитии местных промыслов и ремесел. Одной из ключевых движущих сил устойчивого развития является повышение уровня образования и осознания образования как инструмента интеграции человека в экосистему с высоким качеством жизни.

Предложенные подходы формируют теоретическую основу для методологии профессионального образования в целях устойчивого развития туризма.

В современном профессиональном образовании проблематика устойчивого развития впервые появилась на уровне целеполагания в формулировках межпредметных универсальных компетенций (УК) Федеральных государственных образовательных стандартов в 2021-22 годах. В перечне универсальных компетенций бакалавриата была изменена формулировка и, в настоящее время, она раскрывается в следующей редакции: УК «Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов» [10]. В универсальных компетенциях уровня магистратуры подобные тенденции не учтены. Хотя, именно эти программы призваны готовить профессионалов 7 и 8 уровня квалификации, осуществляющих руководство предприятиями и процессами.

Для среднего профессионального образования стандарты нового поколения приняты и начинают реализовываться с 2023 года. Для сферы туризма утвержден стандарт по специальности 43.02.16 «Туризм и гостеприимство» , который вводит общекультурную компетенцию ОК7: «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях». Эта формулировка ориентирована на принципы устойчивого развития, но не в полной мере. В ней не отражена социальная составляющая устойчивого развития.

Таким образом, мы можем констатировать, что на современном этапе развития системы профессионального туристского образования, стандартизированных механизмов формирования важнейших знаний и умений не сложилось.

Проведенное нами исследование потребностей предприятий туристской индустрии в специалистах, осознающих проблематику устойчивого развития и владеющих методиками обеспечения социальной и экологической ответственности выявило высокую заинтересованность руководителей в таких сотрудни-

ках. Максимальный интерес высказали руководители отелей, ориентированных на международные рынки. Для их корпоративных клиентов соблюдение в отелях этих принципов, является одним из критериев при заключении долгосрочных контрактов. Причем, ситуация не изменилась и при смене приоритетных рынков. Корпорации из азиатских стран, особенно Китая и Индии, внедрили принципы устойчивого управления (ESG) и требуют соблюдения стандартов от своих партнеров. Так же в кадрах с сформированными компетенциями в рассматриваемой области, нуждаются предприятия туристкой индустрии, расположенные в территориях с уникальными природными ресурсами, в которых экологические и социальные системы особенно уязвимы. Особенно это актуально для предприятий, работающих на территории национальных парков или рядом с ними.

Обсуждение и заключения. Рассмотренные аспекты необходимо учесть в формулировках базовых и общепрофессиональных компетенций для сферы туризма и гостеприимства. Но пока этого не сделано. Примерная программа не содержит дисциплин с социальной и/или экологической направленностью. Таким образом, в образовательном стандарте не учтены ключевые задачи и тренды развития туризма. Это делает ФГОС устаревшим уже на этапе начала реализации.

Важно не повторить эту ошибку при разработке новых стандартов высшего образования уровня бакалавриата и магистратуры. При создании формулировок общепрофессиональных компетенций для направлений «Туризм и туристские дестинации» и «Гостиничное дело» должны быть учтены следующие постулаты:

1. Приоритет Национальных целей устойчивого развития Российской Федерации;

2. Социоцентрированный подход к реализации политики и проектов развития сферы туризма территорий;

3. Готовность профессиональных кадров к адаптации деятельности к климатическим изменениям и природным трансформациям;

4. Приоритет сохранения природного и этнокультурного наследия;

5. Важность оценки социальной и экологической эффективности деятельности предприятий, наряду с экономической эффективностью.

Итак, технология формирования современных общекультурных, базовых, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в методологическом плане должна основываться на подходах гуманизации образования и осознания всех субъектов образовательной системы как составляющей единой экосистемы, направленной на выполнение ключевых национальных целей устойчивого развития и нести в себе концепты социоцентрированности и антропоцентрирован-ности.

Литература

1. Арзамасцев К.А., Трофимов Е.Н. Организационные знания в повышении квалификации сотрудников в условиях трансформации гостиничного комплекса// Вестник РМАТ. 2023. № 1. С. 19-25.

2. Ермаков, Д. С. Компетенции педагогов в области образования для устойчивого развития / Д. С. Ермаков // Стандарты и мониторинг в образовании. -2016. - № 6. - С. 23-30

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. - С. 7-14.

4. Копьева С.Г., Питюков В.Ю. Современная научная трактовка понятия «профессиональная практико-ориентированная подготовка» // Образование. Наука. Научные кадры. 2012. № 7. С. 156-158.

5. Короткевич, А. В. Универсальные компетенции для устойчивого развития: определение границ и понятий / А. В. Короткевич, В. Н. Лучина // Журнал Белорусского государственного университета. Серия: Экология. - 2019. - № 2. -С. 4-12.

6. Петракова, Т.В. Экологическая подготовка менеджеров туризма в процессе профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Петракова Татьяна Вениаминовна. - Сходня, 2000. - 142 с.

7. Питюков В.Ю. Отношенческий взгляд на проблему компетентно стного подхода// В сборнике: Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды XV международной научно-практической конференции. под общей редакцией В.И. Кружалина. Тверь, 2020. С. 102-109.

8. Питюков В.Ю., Тищенко С.М. Современный взгляд на формирование компетентностных моделей обучающихся // Вестник РМАТ. 2017. № 2. С. 55-59.

9. Питюков С.В., Питюков В.Ю. Сущностная характеристика деловой культуры специалиста // Вестник РМАТ. 2023. № 1. С. 53-59.

10. Профессиональное образование: методология, технологии, опыт внедрения: монография / Е.Н. Трофимов,В.А. Жидких, Н.Н. Лагусева и др. ; под науч. ред. Н.Н. Лагусевой ; Российская международная академия туризма. - М.: Университетская книга, 2022. - 234, [2] с.

11. Рассохина Т.В. Методология устойчивого развития туризма в управлении туристскими территориями: дис. ... докт. эконом. наук. Симферополь, 2021. 400 с.

12. Рассохина Т.В. Системная оптимизация функционирования корпоративных структур в туристской индустрии на основе ESG-трансформации // Сервис в России и за рубежом - 2022 г. - Т. 16, N0 5 (102) - С. 30-38.

13. Рязанова Н.Е., Моргун Д.В., Аргунова М.В. Формирование глобальных компетенций для "УЦСА-мира: зачем, чему и как учить? // Наука и школа. 2021. № 2. С. 86-97.

14. Сорокина. Г. А. Теория и практика формирования профессиональной готовности будущих специалистов в области туризма к экологическому воспитанию учащихся: специальность 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Г. А. Сорокина ; ГУ «Луганский национальный университет им. Т. Шевченко». - Луганск, 2011. - 44 с.

15. Трофимов Е.Н. Научно-экспедиционный туризм - современное сред-

ство изучения и освоения культурного и природного наследия // Вестник РМАТ.

2015. № 1. С. 3-14.

16. Трофимов Е.Н. Ответственный туризм: новый взгляд на подготовку кадров // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 5-10.

17. Цели образования в интересах устойчивого развития. Задачи обучения. - Париж: ЮНЕСКО, 2017. - 66 с. - 978-92-3-400016-1. ISBN: 978-92-3-400016-1

18. Whole-institution approach in education for sustainable development: theory and practice / R. Gleason, P. N. Kirillov, N. I. Koryakina [et al.] // Scholarly notes of Transbaikal state university. - 2020. - Vol. 15. - № 4. - P. 36-43

19. Cotton, D. R. E., Warren, M. F., Maiboroda, O., Bailey, I. (2007) Sustainable development, higher education and pedagogy: a study of lecturers' beliefs and attitudes // Environmental Education Research. №13:5. Р. 579-597.

20. Hamed Rezapouraghdam, Habib Alipour, Hasan Kilic, Arash Akhshik Education for sustainable tourism development: an exploratory study of key learning factors // Worldwide Hospitality and Tourism Themes . - 2022. - № 3. - С. 365-369

References

1. Arzamascev K.A., Trofimov E.N. Organizacionny'e znaniya v povy'shenii kvalifikacii sotrudnikov v usloviyax transformacii gostinichnogo kompleksa// Vestnik RMAT. 2023. № 1. S. 19-25.

2. Ermakov, D. S. Kompetencii pedagogov v oblasti obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya / D. S. Ermakov // Standarty' i monitoring v obrazovanii. -

2016. - № 6. - S. 23-30

3. Zimnyaya I.A. Klyuchevy'e kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vy'sshee obrazovanie segodnya. 2003. № 5. - S. 7-14.

4. Kop'eva S.G., Pityukov V.Yu. Sovremennaya nauchnaya traktovka ponyatiya «professional'naya praktiko-orientirovannaya podgotovka» // Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2012. № 7. S. 156-158.

5. Korotkevich, A. V. Universal'ny'e kompetencii dlya ustojchivogo razvitiya: opredelenie granicz i ponyatij / A. V. Korotkevich, V. N. Luchina // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: E'kologiya. - 2019. - № 2. - S. 4-12.

6. Petrakova, T.V. E'kologicheskaya podgotovka menedzherov turizma v processe professional'nogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 / Petrakova Tat'yana Veniaminovna. - Sxodnya, 2000. - 142 s.

7. Pityukov V.Yu. Otnoshencheskij vzglyad na problemu kompetentnostnogo podxoda// V sbornike: Turizm i rekreaciya: fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya. Trudy' XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. pod obshhej redakciej V.I. Kruzhalina. Tver', 2020. S. 102-109.

8. Pityukov V.Yu., Tishhenko S.M. Sovremenny'j vzglyad na formirovanie kompetentnostny'x modelej obuchayushhixsya // Vestnik RMAT. 2017. № 2. S. 55-59.

9. Pityukov S.V., Pityukov V.Yu. Sushhnostnaya xarakteristika delovoj kul'tury' specialista // Vestnik RMAT. 2023. № 1. S. 53-59.

10. Professional'noe obrazovanie: metodologiya, texnologii, opy't vnedreniya: monografiya / E.N. Trofimov,V.A. Zhidkix, N.N. Laguseva i dr. ; pod nauch. red. N.N. Lagusevoj ; Rossijskaya mezhdunarodnaya akademiya turizma. - M.: Universitetskaya kniga, 2022. - 234, [2] s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Rassoxina T.V. Metodologiya ustojchivogo razvitiya turizma v upravlenii turistskimi territoriyami: dis. ... dokt. e'konom. nauk. Simferopol', 2021. 400 s.

12. Rassoxina T.V. Sistemnaya optimizaciya funkcionirovaniya korporativny'x struktur v turistskoj industrii na osnove ESG-transformacii // Servis v Rossii i za rubezhom - 2022 g. - T. 16, No 5 (102) - S. 30-38.

13. Ryazanova N.E., Morgun D.V., Argunova M.V. Formirovanie global'ny'x kompetencij dlya VUCA-mira: zachem, chemu i kak uchit'? // Nauka i shkola. 2021. № 2. S. 86-97.

14. Sorokina. G. A. Teoriya i praktika formirovaniya professional'noj gotovnosti budushhix specialistov v oblasti turizma k e'kologicheskomu vospitaniyu uchashhixsya: special'nost' 13.00.04 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskix nauk / G. A. Sorokina ; GU «Luganskij nacional'ny'j universitet im. T. Shevchenko». - Lugansk, 2011. - 44 s.

15. Trofimov E.N. Nauchno-e'kspedicionny'j turizm - sovremennoe sredstvo izucheniya i osvoeniya kul'turnogo i prirodnogo naslediya // Vestnik RMAT. 2015. № 1. S. 3-14.

16. Trofimov E.N. Otvetstvenny'j turizm: novy'j vzglyad na podgotovku kadrov // Vy'sshee obrazovanie segodnya. 2019. № 3. S. 5-10.

17. Celi obrazovaniya v interesax ustojchivogo razvitiya. Zadachi obucheniya. - Parizh: YuNESKO, 2017. - 66 s. - 978-92-3-400016-1. ISBN: 978-92-3-400016-1

18. Whole-institution approach in education for sustainable development: theory and practice / R. Gleason, P. N. Kirillov, N. I. Koryakina [et al.] // Scholarly notes of Transbaikal state university. - 2020. - Vol. 15. - № 4. - P. 36-43

19. Cotton, D. R. E., Warren, M. F., Maiboroda, O., Bailey, I. (2007) Sustainable development, higher education and pedagogy: a study of lecturers' beliefs and attitudes // Environmental Education Research. №13:5. R. 579-597.

20. Hamed Rezapouraghdam, Habib Alipour, Hasan Kilic, Arash Akhshik Education for sustainable tourism development: an exploratory study of key learning factors // Worldwide Hospitality and Tourism Themes . - 2022. - № 3. - S. 365-369

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.