Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ РЕКРЕАЦИОННООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КОННО-ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ РЕКРЕАЦИОННООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КОННО-ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конно-оздоровительный туризм / рекреационно-реабилитационная деятельность / дополнительная профессиональная подготовка / восстановительные мероприятия / конно-оздоровительные прогулки / инструктор рекреационно-оздоровительной верховой езды / equestrian tourism / recreational and rehabilitation activities / additional professional training / rehabilitation activities / horseback riding / recreational and recreational riding instructor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагусев Юрий Михайлович, Лагусева Надежда Николаевна

В статье представлена характеристика содержания дополнительной профессиональной подготовки специалистов туристского многоотраслевого комплекса, включающей в себя освоение компетенций рекреационно-оздоровительного направления средствами конно-верховой езды. Уникальность подготовки заключается в месте проведения занятий и в категории слушателей. Как правило, партнером образовательной организации высшего образования выступает конно-туристский клуб или рекреационно-оздоровительное учреждение, имеющее в своем распоряжении материальную базу и возможности для проведения конно-оздоровительных прогулок. Категория слушателей – это инструктора конного туризма, занимающиеся проведением оздоровительных походов с людьми, имеющими ограниченные физические возможности, находящихся в процессе физической и морально-волевой реабилитации, а также во время реализации восстановительных мероприятий. Основной целью является обучение современным рекреационно-оздоровительным методам и технологиям конного туризма, в результате чего планируется сформировать у слушателей комплексное представление о создании и функционировании оздоровительных конно-туристских программ; выработать навыки и умения по использованию управленческих, организационных методов и содержательных технологий для повышения эффективности рекреационно-реабилитационной деятельности средствами конно-оздоровительной подготовки в сфере туризма [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONTENT AND METHODS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING OF RECREATIONAL AND HEALTH-CARE HORSE RIDING INSTRUCTORS

The article presents a description of the content of additional professional training for specialists in the multi-sectoral tourism complex, which includes the development of recreational and health competencies through equestrian riding. The uniqueness of the training lies in the location of the classes and the category of students. As a rule, the partner of an educational organization of higher education is an equestrian club or a recreational and health institution, which has at its disposal the material resources and capabilities for conducting horseback riding. The category of students is equestrian tourism instructors who conduct recreational trips with people with limited physical capabilities, who are in the process of physical and moral-volitional rehabilitation, as well as during the implementation of rehabilitation measures. The main goal is to teach modern recreational and health methods and technologies of equestrian tourism, as a result of which it is planned to form in students a comprehensive understanding of the creation and functioning of health-improving equestrian tourism programs; develop skills and abilities in the use of managerial, organizational methods and content technologies to increase the efficiency of recreational and rehabilitation activities by means of equestrian training in the field of tourism [3].

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ РЕКРЕАЦИОННООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КОННО-ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КОННО-ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ

Лагусев Юрий Михайлович

Доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет туризма и сервиса (Московская область, г.о. Пушкинский), e-mail: Lagusev@yandex.ru

Лагусева Надежда Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор, Российская международная академия туризма (Московская область, г. Химки), e-mail: laguseva@rmat.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-76-

Аннотация:

В статье представлена характеристика содержания дополнительной профессиональной подготовки специалистов туристского многоотраслевого комплекса, включающей в себя освоение компетенций рекреационно-оздоровительного направления средствами конно-верховой езды. Уникальность подготовки заключается в месте проведения занятий и в категории слушателей. Как правило, партнером образовательной организации высшего образования выступает конно-туристский клуб или рекреационно-оздоровительное учреждение, имеющее в своем распоряжении материальную базу и возможности для проведения конно-оздоровительных прогулок.

Категория слушателей - это инструктора конного туризма, занимающиеся проведением оздоровительных походов с людьми, имеющими органиченные физические возможности, находящихся в процессе физической и морально-волевой реабилитации, а также во время реализации восстановительных мероприятий.

Основной целью является обучение современным рекреационно-оздоровительным методам и технологиям конного туризма, в результате чего планируется сформировать у слушателей комплексное представление о создании и функционировании оздоровительных конно-туристских программ; выработать навыки и умения по использованию управленческих, организационных методов и содержательных технологий для повышения эффективности рекреационно-реабилитационной деятельности средствами конно-оздоровительной подготовки в сфере туризма [3].

Ключевые слова: конно-оздоровительный туризм, рекреационно-реабилитационная деятельность, дополнительная профессиональная подготовка, восстановительные мероприятия, конно-оздоровительные прогулки, инструктор рекреационно-оздоровительной верховой езды.

FORMATION OF CONTENT AND METHODS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING OF RECREATIONAL AND HEALTHCARE HORSE RIDING INSTRUCTORS

Lagusev Yuriy Mikhajlovich

Doctor of Pedagogics, Professor, Russian State University of Tourism and Service (Moscow region, Pushkinsky), e-mail: Lagusev@yandex.ru

Laguseva Nadezhda Nikolaevna

Doctor of Pedagogics, Professor, Russian International Academy of Tourism (Moscow region, Khimki), e-mail: laguseva@rmat.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-76-

Abstract:

The article presents a description of the content of additional professional training for specialists in the multi-sectoral tourism complex, which includes the development of recreational and health competencies through equestrian riding. The uniqueness of the training lies in the location of the classes and the category of students. As a rule, the partner of an educational organization of higher education is an equestrian club or a recreational and health institution, which has at its disposal the material resources and capabilities for conducting horseback riding.

The category of students is equestrian tourism instructors who conduct recreational trips with people with limited physical capabilities, who are in the process of physical and moral-volitional rehabilitation, as well as during the implementation of rehabilitation measures.

The main goal is to teach modern recreational and health methods and technologies of equestrian tourism, as a result of which it is planned to form in students a comprehensive understanding of the creation and functioning of health-improving equestrian tourism programs; develop skills and abilities in the use of managerial, organizational methods and content technologies to increase the efficiency of recreational and rehabilitation activities by means of equestrian training in the field of tourism [3].

Keywords: equestrian tourism, recreational and rehabilitation activities, additional professional training, rehabilitation activities, horseback riding, recreational and recreational riding instructor.

Введение

Актуальность данной разработки заключается в расширение спектра рекреационно-оздоровителных услуг средствами конного туризма. Потребность в данного рода программах будет возрастать по мере возрастания необходимости преодоления последствий пандемии короновируса, нарастания личностных проблем психо-физиологического характера, вызванного стрессами в условиях глобальных социально-экономических изменений.

Адаптационные и реабилитационные возможности конно-верховой езды известны на протяжении тысячелетий истории человечества. Кроме того, неоспорим экологический смысл конных занятий, эмоционально-чувственный фон общения с животными и другие факторы антистрессовой устойчивости человеческого организма[4].

В лечебной практике широко используются возможности

иппотерапевтического воздействия.

Проблема заключатся в недостаточном арсенале средств образовательной деятельности по подготовке специалистов, способных сочетать в себе навыки инструктора конно-верховой подготовки и специалиста реабилитационно-оздоровительной деятельности.

Объект исследования - конно-туристские оздоровительные программы.

Предмет - дополнительная профессиональная подготовка в условиях реализации конно-туристских оздоровительных программ.

Теоретическая значимость разработки программы рекреационно-оздоровительной верховой езде заключается в обосновании возможности взаимодействия конно-туристских, лечебно-оздоровительных и образовательных организаций по вопросу совместной рекреационно-оздоровительной и конно-туристской деятельности.

Практическая значимость заключается в повышении квалификации специалистов конного спорта и конного туризма, использовании дополнительных компетенций в профессиональной деятельности, значительно расширяя при этом её область применения.

Основная часть

Рассмотрим, каким образом возможно в реальной образовательной практике осуществить совместную подготовку по программе повышения конно-оздоровительного направления. Для его осуществления необходимо реализовать целый ряд взамосвязанных компонентов.

Прежде всего, это: организация проектной работы по рекреационно-оздоровительной подготовке в конном туризме; составление учебно-методического обеспечения занятий, рабочей программы, расписания учебно-тренировочных занятий и календаря культурно-массовых и адаптационных мероприятий; разработка маршрутов конно-верховых прогулок.

Для осуществления подготовки непосредственно в практических условиях необходимо решить вопросы подбора преподавателей-инструкторов для проведения рекреационно-оздоровительных и конно-туристских занятий; изучить способы рекреационного воздействия верховой езды, общения с лошадью и живой природой на жителя мегаполиса; ознакомление и техническое использование разнообразной конной амуниции; изучение оздоровительного эффекта.

И, конечно, самое главное в природе общения человека и животного, вызывающего восхищение и трепет у человечества во все времена. Это физический контакт: координация движений, сбалансированная нагрузка на весь

мышечный каркас, щадящий режим напряжения у суставов, внимательность, зрительное фокусирование, осанка, четкая реакция, развитие вестибулярного аппарата и т.д.

В результате обучения специалистов конного туризма по программе «Инструктор по рекреационно-оздоровительной верховой езде» слушателями будут достигнуты следующие результаты в области компетенций:

- соблюдения законов и норм, установленных государством в отношении предпринимательства, в частности предпринимательства в туристском бизнесе при организации рекреационно- оздоровительной деятельности;

- эффективного функционирования и поиска конкурентоспособных рекреационно-оздоровительных конно-туристских программ;

- реализации дополнительных услуг для эффективности функционирования продуктов конного туризма и рекреационно-оздоровительной деятельности;

- ответственности за результаты использования материальной базы организациии процесс вовлеченияоборудования,снаряжения исоответствующего конного состава;

- ответственное отношение за результаты психолого-педагогической и рекреационно-оздоровительной деятельности.

В процессе образовательной деятельности в условиях реализации конно-туристских оздоровительных программ будущий инструктор рекреационно-оздоровительной конно-верховой езды изучает законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма; социальные основы туристской индустрии; технологию рекреационно-оздоровительной верховой езды, методику организации и проведения конно-туристских походов; историю, культуру и географию региона, по которому проходят туристские рекреационно-оздоровительные маршруты; санитарно-эпидемиологическое состояние района проведения туристского конно-оздоровительного похода; правила составления конно-туристскихмаршрутов;основытопографиииориентированиянаместности; климатические и другие особенности местности, по которой проходит туристский маршрут; основы физкультурно-оздоровительной работы; основы медицинского контроля за состоянием туристов; правила обеспечения жизнедеятельности группы во время туристского похода; правила оказания туристам и рекреантам первой помощи; правила ориентирования на местности; правила эксплуатации туристского оборудования; правила эксплуатации радиостанций; способы связи со спасательными службами, добровольными спортивными, рекреационно-оздоровительными и иными организациями на туристских маршрутах; правила прохождения туристами туристских маршрутов (конных); схему действий при наступлении чрезвычайных ситуаций; теорию межличностного общения; основы психологии; конфликтологию; иностранный язык; правила оформления документов и составления отчетов; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Конно-туристская деятельность как правило осуществляется в конноспортивных центрах, конно-спортивных и конно-туристских клубах и других

профильных организациях. Учет организаций потенциально способных заниматься оздоровительной деятельностью средствами конно-верховой езды не ведется. Порой такая деятельность незаконна и противоречит нормативно-правовым положениям. С целью учета объектов конного спорта и конного туризма и оказания содействия в проведении рекреационно-оздоровительных занятий региональным органам государственной власти в субъектах Российской Федерации, координирующим сферу туризма, предлагается провести паспортизацию организаций, работающих по данному профилю [1].

В паспорте объекта будет представлена информация, касающаяся потенциала организаций, способных стать в перспективе базой дополнительной профессиональной подготовки в условиях реализации конно - туристских оздоровительных программ.

Таблица 1.

Паспорт объекта конного спорта/туризма

Ф.И.О. руководителя, адрес и телефон центров, клубов, станций Основные направления деятельности

Ф.И.О. ответственного за рекреационно-оздо-ровительный конный туризм. Арсенал рекреационно-оздоровительных и социально-реабилитационных форм: конные прогулки, оздоровительные программы.

Количество занимающихся рекреантов по различным возрастным и профессиональным особенностям: -детского и подросткового возраста; -молодежи; -средней возрастной группы; -старшей возрастной группы; -людей с ограниченными физическими возможностями; - людей, связанных с преодолением последствий профессиональной деятельности и пандемии короновируса. Основные результаты деятельности. Партнерские связи.

Ведомственная принадлежность, нормативно-правовые основания рекреационно-оздо-ровительной и конно-туристской деятельности. Рекомендации по развитию деятельности.

Состояние и характеристика объекта. Предложения по улучшению взаимодействия в масштабах региона.

Обучение по курсу: «Инструктор по рекреационно-оздоровительной верховой езде» проводится для следующих категорий слушателей:

1. Лиц с высшим образованием в области туризма, физической культуры и спорта.

2. Лиц со средним профессиональным образованием в области туризма,

физической культуры и спорта.

3. Лиц, получающих высшее образование в вузах туристского, сельскохозяйственного, спортивного профилей.

Содержание программы включает в себя освоение следующей тематики:

- Нормативно-правовое обеспечение в туристской сфере. Понятие о рекреационной деятельности. История возникновения и развития рекреации.

- Цели и задачи рекреации средствами конного туризма.

- Отличительные особенности оздоровительной верховой езды перед другими методами рекреации.

- Факторы положительного эффекта воздействия рекреационно-оздоровительной верховой езды на организм во время туристской прогулки.

- Формы и режим занятий в конном туризме.

- Составление учебно-тренировочного плана занятий рекреационно-оздоровительной верховой ездой.

- Организация работы согласно расписанию учебно-тренировочных занятий и календаря культурно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятий.

- Проведение занятий в группе оздоровительной верховой езды с использованием дополнительного материально - технического обеспечения: при наличии специального конноспортивного комплекса, специально отобранного конного состава, и модифицированной экипировки.

- Контроль общего состояния участника рекреационно-оздоровительных конно-верховых занятий. План учебно-тренировочного занятия. Общие упражнения.

- Специальные упражнения рекреационно-оздоровительной подготовки.

- Психолого-педагогическая и реабилитационная подготовка.

Раскрывая содержание тематики учебных занятий, необходимо

подчеркнуть, что уникальными возможностями для реализации программы подготовки инструкторов рекреационно-оздоровительной конно-верховой езды обладает конно-спортивный клуб «Баллада» (Руководитель Барановская Н.А.) г. о. Солнечногорск Московской области, на базе которого в 2016 году проходили обучение по данному направлению более 10 инструкторов конного туризма[5].

В комплекс учебных мероприятий на базе КСК «Баллада» входили:

- изучение отличительных особенностей оздоровительной верховой езды перед другими методами рекреации. Факторы положительного эффекта воздействия оздоровительных конно-туристских прогулок и походов на организм;

- освоение режима занятий в конно-оздоровительном туризме, составление учебно-тренировочного плана;

- проведение учебно-тренировочных занятий в сочетании с календарем культурно-массовых и оздоровительных мероприятий КСК «Баллада»;

- проведение занятий в группе оздоровительной конной верховой езды с использованием дополнительного материально - технического обеспечения: при наличии специального конно-спортивного комплекса, специально отобранного

конного состава, и модифицированной экипировки;

- контроль общего состояния участника оздоровительных конно-верховых занятий, планирование учебно-тренировочного занятия, общеукрепляющие упражнения, специальные упражнения рекреационно-оздоровительной подготовки;

- психологическая, педагогическая, реабилитационная технологии в процессе проведения занятий по конно-верховой рекреации;

- отработка оздоравливающего и вовлекающего воздействия в активное воспроизведение движений тела участника конной прогулки (плечевой пояс, руки, ноги, положение головы), воспроизводя множество свойственных для двигательных паттернов; рекреация и социальная адаптация средствами конного туризма.

В заключении необходимо отметить, что рекреационно-оздоровительные конно-верховые прогулки можно рассматривать в качестве мотивационного фактора предоставления разнообразным группам населения услуг спортивно-досугового и физкультурного назначения; восстановления физических и морально-волевых сил; возвращения к утраченному в условиях городской среды контакту с окружающим миром живой природы, создания необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и рекреации своего здоровья.

Кроме того, конно-туристские оздоровительные прогулки помогают социально-психологическому и духовному совершенствованию незащищенной категории населения, способствуя социальной интеграции и возвращению утраченных трудовых функций.

Литература

1. Администрация городского округа Солнечногорск Московской области. Постановление от 23.01.2023 г. № 88 Об утверждении муниципальной программы «Культура и туризм». Дата обращения 20 мая 2023 года. http://doc.solreg.ru/posta-novlenie-88-mp-kultura-i-turizm-2023-2027-1.pdf

2. Афанасьев О.Е. Туристский комплекс Северного Подмосковья: ресурсная составляющая Клинского, Дмитровского, Талдомского и Солнечногорского районов. Современные проблемы туризма и сервиса. 2015. № 2. Том 9. Журнал входит в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ. с. 32-39.

3. Дрогов И.А. Деятельность академии в подготовке кадров, научно-методическом обеспечении и защите интересов детско-юношеского туризма. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. Научно-методический журнал № 2. 2022 с.43-55.

4. Лагусев Ю.М. Лагусева Н.Н. О возможности реализации проекта региональной этноздравницы в Российской Федерации. Вестник РМАТ. 2020. № 4. Журнал входит в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК РФ. с.116-121.

5. Конно-спортивный клуб «Баллада» официальный сайт - КСК «Баллада» - URL: http://xn--80aaabr6aaka9c.xn--p1ai/ (дата обращения 17.05.2023)

6. Питка Я.А. Социально-рекреационные возможности конного туризма. Сетевой научно-практический журнал. Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. Белгород. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 2015. с.15-21

7. Horseback riding vacations in Canada / Horse back riding vacations and Equestrian Tours with Hidden Trails [Электронный ресурс], 2012. URL: http://www. hiddentrails.com (дата обращения: 29.05.2023).

References

1. Administration of the Solnechnogorsk city district of the Moscow region. Resolution No. 88 of 23.01.2023 On the approval of the municipal program "Culture and Tourism". Accessed May 20, 2023. http://doc.solreg.ru/postanovlenie-88-mp-kultu-ra-i-turizm-2023-2027-1.pdf

2. Afanasyev O.E. The tourist complex of the Northern Moscow region: the resource component of the Klinsky, Dmitrovsky, Taldomsky and Solnechnogorsk districts. Modern problems of tourism and service. 2015. № 2. Volume 9. The journal is included in the "List of the leading peer-reviewed scientific journals and publications of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation. pp. 32-39.

3. Drogov I.A. Activity of the Academy in personnel training, scientific and methodological support and protection of the interests of youth tourism. Bulletin of the Academy of Youth Tourism and Local History. Scientific and methodological journal No. 2. 2022 p.43-55.

4. Lagusev Yu.M. Laguseva N.N. About the possibility of implementing the project of a regional ethnozdravnitsa in the Russian Federation. Bulletin of RMAT. 2020. No. 4. The journal is included in the "List of leading peer-reviewed scientific journals and publications of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation. pp.116-121.

5. Equestrian sports Club "Ballada" official website - KSK "Ballada" - URL: http://xn--80aaabr6aaka9c.xn--p1ai / (accessed 17.05.2023)

6. Pitka Ya.A. Social and recreational opportunities of equestrian tourism. Online scientific and practical journal. Scientific result. Business and service technologies. Belgorod. Belgorod State National Research University. 2015. pp.15-21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Horseback riding vacations in Canada / Horse back riding vacations and Equestrian Tours with Hidden Trails [Electronic resource], 2012. URL: http://www. hiddentrails.com (accessed: 05/29/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.