Научная статья на тему 'Подходы к формированию кластерных образований в судостроительной отрасли'

Подходы к формированию кластерных образований в судостроительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ДОЧЕРНИЕ И ЗАВИСИМЫЕ ОБЩЕСТВА / СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычёва Светлана Михайловна, Зайнулин Евгений Рустамович

В статье описываются подходы к формированию кластерных образований в судостроительной отрасли на примере ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК»), которые могут быть применены в РФ. Приведен анализ международного опыта построения кластерной судостроительной политики с учетом возможности его апробации в России. В результате сравнения нескольких подходов к построению кластерных образований дочерних и зависимых обществ (ДЗО) в бизнес-структуре ОАО «ОСК» выявлен наиболее экономически выгодный подход, который может повысить конкурентоспособность как данной компании, так и региона или страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сычёва Светлана Михайловна, Зайнулин Евгений Рустамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO CONSTRUCTING CLUSTER FORMATIONS IN SHIPBUILDING INDUSTRY

In the article are described approaches to constructing cluster formations in shipbuilding industry by the example of JSC «United shipbuilding corporation», which could be applied in Russian Federation. There is given the analysis of international experience of forming cluster policy, taking into account the possibility of adopting it in Russia. After comparing several approaches to constructing cluster formations of subsidiaries and affiliates of JSC «United shipbuilding corporation» the most cost-effective approach, which can increase competitiveness of the company, region or country, is chosen.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию кластерных образований в судостроительной отрасли»

С.М. Сычёва Е.Р. Зайнулин

Evgeny Zaynulin Svetlana Sycheva

УДК 334.012.82:629.5

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация. В статье описываются подходы к формированию кластерных образований в судостроительной отрасли на примере ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК»), которые могут быть применены в РФ. Приведен анализ международного опыта построения кластерной судостроительной политики с учетом возможности его апробации в России. В результате сравнения нескольких подходов к построению кластерных образований дочерних и зависимых обществ (ДЗО) в бизнес-структуре ОАО «ОСК» выявлен наиболее экономически выгодный подход, который может повысить конкурентоспособность как данной компании, так ирегиона или страны. Ключевые слова: кластеры, реструктуризация, дочерние и зависимые общества, судостроительная отрасль.

APPROACHES TO CONSTRUCTING CLUSTER FORMATIONS IN SHIPBUILDING INDUSTRY

Annotation. In the article are described approaches to constructing cluster formations in shipbuilding industry by the example of JSC «United shipbuilding corporation», which could be applied in Russian Federation. There is given the analysis of international experience of forming cluster policy, taking into account the possibility of adopting it in Russia. After comparing several approaches to constructing cluster formations of subsidiaries and affiliates of JSC «United shipbuilding corporation» the most cost-effective approach, which can increase competitiveness of the company, region or country, is chosen.

Keywords: clusters, restructuration, subsidiaries and affiliates, shipbuilding industry.

Создание кластерных образований в бизнес-структуре компаний стало общемировой тенденцией. Это эффективный инструмент повышения конкурентоспособности как отдельных компаний, так и региона или страны в целом. Однако в РФ практика применения кластерного способа группировки предприятий находится на начальном этапе. В связи с этим в настоящей статье на примере ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК») изучены подходы к формированию кластерных образований.

Существуют три основных преимущества внедрения кластерных образований, согласно исследованиям Майкла Портера [2]. Во-первых, происходит стимулирование инноваций: вследствие близости к конкурентам и заказчикам компании в кластере оказывают взаимное «давление» и внедряют нововведения. Во-вторых, в кластерах наблюдается взаимодополняемость, что предполагает достижение синергетического эффекта за счет лучшей организации взаимодействия предприятий на различных звеньях цепочки создания ценности. В-третьих, возможен обмен знаниями между предприятиями в кластере, который достигается посредством мобильности сотрудников и наличия механизмов для обмена информацией.

Важной особенностью введения кластерных образований в бизнес-структуру является поддержка данной инициативы на государственном уровне. Австралийский ученый Марк Викхем [4] отмечает, что государству следует предоставлять необходимую инфраструктуру для кластерного развития, при этом стараясь опередить нужды предпринимательских структур, а не следовать в фарватере бизнеса. Государство должно обеспечивать безопасность поставок, способствовать возникновению вокруг лидера новых поставщиков, покупателей, а кроме того, способствовать формированию новых лидеров.

Кристьян Кетелс [5] считает, что базирующаяся на кластерах экономическая политика отличается от традиционных подходов, во-первых, тем, что все кластеры в той или иной мере важны, так как производительность внутри кластеров определяет стандарты жизни страны или региона, во-

© Сычёва С.М., Зайнулин Е.Р., 2014

вторых, кластерная политика - это не узконаправленные, а широкие усилия органов власти по развитию экономики региона или страны, это инструмент политики, направленный на создание «локомотивов» экономического роста, и, в-третьих, кластерная политика направлена на стимулирование инноваций прежде всего через стимулирование развития конкуренции.

Показательным примером в области построения кластерных образований является международный опыт, а именно опыт таких крупных морских и судостроительных держав, как Норвегия, Китай, Бразилия и Республика Корея. Китай активно создает судостроительные кластеры на побережье Тихого океана. В Южной Корее был создан единый кластер судостроения. В Бразилии создан кластер для разработки шельфового месторождения. В Норвегии органически образовалось два кластера для разработки шельфовых месторождений.

Образование кластеров в судостроении присуще как развитым, так и активно развивающимся судостроительным державам. Как правило, в кластер входят несколько судостроительных компаний, конструкторских бюро, поставщики оборудования, дистрибьюторы, прочие предприятия на различных звеньях цепочки создания ценности, а также вспомогательные организации (учебные заведения, банки, объекты инфраструктуры и т.п.).

В Китае применяется стратегия консолидации отрасли посредством «скупки» мелких верфей двумя государственными компаниями - CSSC и CSIC, - которые являются по сути лишь держателями пакетов независимо конкурирующих верфей. Данные компании контролируют семь производителей оборудования, однако большинство единиц оборудования (60 %) импортируется. При этом исключением являются некоторые вспомогательные организации, которые находятся в кластерных образованиях «исторически».

В Корее применяется государственная программа создания кластеров основных отраслей экономики. В стране существует единый кластер судостроения, в который входят семь конгломератов (бывшие Chaebols) и восемь средних верфей, где созданы условия для конкуренции как между конгломератами (Hyundai, Daewoo, Samsung, STX и др.), так и верфями среднего размера. Созданные конгломераты полностью интегрированы с поставщиками оборудования внутри кластеров, а также с рядом вспомогательных организаций.

В Бразилии был целенаправленно создан один кластер возле г. Суапе для реализации проекта отработки нефти на шельфе вокруг верфи Atlantico Sul. Данная верфь является монополистом в кластере, куда также входят независимые поставщики оборудования и вспомогательные организации.

В Норвегии кластеры образовались «исторически»: на сегодняшний день здесь сформированы два кластера: на юге (STX OSV, Bergen Group и др.) и юго-западе страны (Havyard, Kleven и др.). В Норвегии существует высокая конкуренция (более 100 компаний), что считается одним из важных конкурентных преимуществ. В созданных кластерах большая часть оборудования импортируется, однако крупные судостроительные компании имеют собственных поставщиков.

Таким образом, единого подхода к формированию кластерных образований нет. При этом в отличие от Норвегии, в Бразилии и Южной Корее разработана кластерная стратегия государства. Единая судостроительная верфь в кластере присутствует только в Бразилии. История развития кластеров в Китае схожа с корейским примером, однако отличается от Норвегии и Бразилии - консолидацией судостроения перед созданием полноценных кластеров.

Одной из особенностей кластеров является их государственная поддержка, например, в Бразилии действуют налоговые льготы для предприятий, входящих в кластер. В Южной Корее государство способствует льготному ценообразованию на сталь для участников кластера.

При формировании российских кластерных образований в области судостроения следует позиционировать бразильский пример как наиболее релевантный, поскольку в Бразилии кластер создан для разработки шельфового месторождения, данная отрасль также характерна высокими затратами и

низкой производительностью и существует нехватка инженерного персонала. Рассматривая возможность внедрения кластерных образований в современных российских условиях, необходимо выделить ряд особенностей, которые необходимо учитывать.

1. В кластерах, формирующихся в РФ, отсутствуют компании-конкуренты, что снижает стимулы к инновациям внутри кластеров.

2. На сегодняшний день степень взаимодополняемости в кластерах, которые формируются в РФ, невысокая: отсутствуют производители оборудования, а также компании, занимающиеся дистрибуцией.

3. Ввиду отсутствия единого механизма для обмена информацией, кластеры, формирующиеся в РФ, имеют ограниченный потенциал в области обмена знаниями.

Итак, в настоящий момент внутри страны отсутствует пример создания и функционирования кластера, который можно позиционировать в качестве эталона для других кластерных образований. Однако тот факт, что кластерная стратегия в РФ определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [1] и что в России уже создан ряд технопарков и свободных экономических зон для развития автомобилестроения, нефтехимической промышленности и розничной торговли, дает основания предполагать, что в дальнейшем опыт кластеризации в РФ будет расширяться.

Территориально судостроительные верфи и вспомогательные организации в РФ сконцентрированы в четырех зонах, что является предпосылкой для создания кластерных образований. Дочерние и зависимые общества (ДЗО) ОАО «ОСК», - корпорации, сконцентрировавшей более 80 % судостроительной промышленности в РФ, - территориально поделены на четыре центра: западный, северный, дальневосточный и южный (в районе Волго-Каспийского бассейна). Причем внутри каждого центра взаимодействие происходит в основном в силу участия одного общества в акционерном капитале другого, а производственные связи редки и не системны. Исходя из этой особенности, возможны следующие варианты кластерной стратегии. Мультикластерная стратегия: развитие нескольких продуктовых кластеров одновременно. В первую очередь «Дальневосточного» с целью поддержания экономического развития Дальневосточного региона РФ, а также «Северного» с целью развития сегмента «оффшор». Монокластерная стратегия: селективное развитие одного кластера. Например, «Северо-Западного», с целью развития сегмента «оффшор», а также ледокольного и военного направлений ОАО «ОСК». Каждая стратегия, в случае ее выбора, дает ОАО «ОСК» ряд преимуществ и недостатков, основные из которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества и недостатки выбора определенной кластерной стратегии ОАО «ОСК»

Параметр Мультикластерная стратегия Монокластерная стратегия

Преимущества Позволит достичь целей регионального развития РФ. Будет являться аргументом в переговорах с ВТО для использования мер поддержки судостроения Более низкий уровень затрат для государства. Более быстрое развитие СевероЗападного кластера (все усилия государства - на одном кластере). Более вероятно обеспечить кластер человеческим капиталом

Недостатки Предполагает более высокий уровень затрат государства (на инвестиции в инфраструктуру) Несет в себе риски социально-регионального характера для РФ

В таблице 1 важно обратить внимание на следующие особенности: При мультикластерной стратегии объем затрат государства очень высок, а при монокластерной стратегии существует риск ухудшения развития Дальневосточного региона. Данные последствия могут быть критичны при выборе той или иной стратегии, поэтому предлагается внедрить стратегию, находящуюся между двумя описанными ранее - более умеренную.

1. Полноценное развитие группы предприятий на Дальнем Востоке.

2. Предоставление налоговых льгот верфям в регионе для компенсации «северных коэффициентов».

3. Инвестиции в производственную инфраструктуру (в том числе в создание подъездных путей для снижения расходов на доставку комплектующих и материалов).

4. Субсидии на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) и техническое перевооружение.

5. Инвестиции в объекты социальной инфраструктуры.

6. Строительство новых учреждений среднего профессионального образования, открытие новых кафедр судостроения в вузах региона.

7. Создание налоговых и других стимулов для перемещения производителей комплектующих и оборудования в регион.

8. Субсидирование металлургическим заводам льготной цены на сталь для верфей в регионе.

9. Предоставление налоговых льгот верфям в остальных регионах по принципу создания технополисов/индустриальных парков: в первую очередь - отмена или существенное снижение косвенных налогов по примеру Бразилии.

При этом необходимо обосновать перед государством необходимость мер для создания конкурентных условий на Севере и Дальнем Востоке с учетом элементов затрат в себестоимости продукции [3], которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Зависимость элементов затрат в себестоимости продукции от местоположения

Элемент затрат в В сред- Коэффициенты от среднего значения по ОАО «ОСК»

себестоимости нем по Санкт- Северодвинск Центральная Дальний

ОАО Петербург и и Мурманск Россия Восток

«ОСК» Калининград

(в %)

Труд 20 1,2 1,45 1,1 1,6

Комплектующие 50 1,0 1,00 1,0 1,0

и оборудование

(без доставки)

Материалы (без 10 1,0 1,00 1,0 1,0

доставки)

Доставка ком- 5 1,0 1,00 1,0 1,5

плектующих, обо-

рудования и мате-

риалов

Амортизация 10 1,0 1,00 1,0 1,0

Прочее 5 1,0 1,00 1,0 1,0

*

элемент зависит от местоположения завода

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что расходы на оплату труда (с учетом «северных коэффициентов») и на транспортировку комплектующих, оборудования и материалов на Севере и Дальнем Востоке РФ существенно уступают средним по ОАО «ОСК». Для обеспечения конкурентоспособности заводов, а также экономического развития Дальнего Востока целесообразно провести работу с государством по освобождению судостроителей от необходимости оплаты страховых взно -сов (по примеру Бразилии) для понижения расходов на оплату труда на Дальнем Востоке.

Необходимо создание подъездных путей для снижения затрат на доставку. Также в связи с вступлением России в ВТО важными аргументами при выборе вышеуказанной кластерной политики является тот факт, что ВТО допускает использование мер государственной поддержки отдельных территорий в рамках программ регионального развития в случае выполнения ряда условий. Для признания региона экономически неблагополучным ВТО рекомендует использовать показатели ВВП на душу населения и уровень безработицы. В таблице 3 представлены обобщающие данные по обоснованию возможности оказания господдержки для участников ВТО.

Таблица 3

Обобщающие данные по обоснованию возможности оказания господдержки для участников ВТО

Показатель Требование ВТО (процент от среднего по РФ за 2011-2014 гг.) Дальневосточные регионы (только регионы присутствия ОАО «ОСК»: Хабаровский край, Камчатский край, Приморский край, Амурская область)

ВВП на душу населения (тыс. долл.) за 2011-2014 гг. Меньше 85 82

Уровень безработицы (%) (уровень зарегистрированной безработицы по данным Федеральной службы по труду и занятости) Больше 110 143

Соответственно, в рамках вступления РФ в ВТО меры государственной поддержки отрасли в Дальневосточном регионе будут соответствовать критериям разрешенных мер по классификации ВТО, что позволит избежать претензий со стороны других стран - участников ВТО.

Резюмируя вышеуказанную информацию по организации создания кластерных образований в РФ, а также на основе интервьюирования сотрудников корпорации ОАО «ОСК», следует обратиться к государству с целью разработки и внедрения комплекса мер по созданию полноценного судостроительного кластера на Дальнем Востоке: Камчатский край, Хабаровский край, Приморский край, Амурская область. При этом необходимым является выполнение следующих мер.

1. Предоставление налоговых льгот верфям в регионе для компенсации «северных коэффициентов»: отмена НДС при продаже и НДС при импорте комплектующих, освобождение от уплаты социальных сборов.

2. Вложение государством средств в производственную инфраструктуру (в том числе в создание подъездных путей для снижения расходов на доставку комплектующих и материалов), а также субсидирование НИОКР и технического перевооружения предприятий кластера.

3. Вложение государством средств в объекты социальной инфраструктуры: ускоренное строительство социального жилья, учебных заведений, центров отдыха и досуга.

4. Строительство учреждений среднего профессионального образования и (или) открытие новых кафедр судостроения в вузах региона.

5. Разработка комплекса стимулов для перемещения производителей комплектующих и оборудования в регион:

a. снижение налога на прибыль;

b. отмена импортных пошлин и НДС при импорте оборудования и комплектующих;

c. отмена налога на имущество, земельного налога и транспортного налога.

6. Строительство готовых производственных площадей для производителей оборудования и их льготная аренда.

7. Ускоренная процедура оформления резидентное™ в кластере (исходя из опыта Бразилии - шесть дней) с использованием принципа «одного окна».

8. Бесплатное подключение к сетям энергоснабжения.

9. Субсидирование металлургическим заводам льготной цены на сталь (как одного из основных материалов при производстве продукции) для верфей в регионе.

Учитывая высокие расходы государства на создание кластера, для остальных трех зон концентрации верфей в РФ (Западный центр судостроения, Южный Центр судостроения и Северный центр судостроения), необходимо создать лишь льготный налоговый режим:

1) отмена НДС при продаже и при импорте комплектующих, освобождение от уплаты социальных сборов;

2) снижение налога на прибыль;

3) отмена импортных пошлин при импорте оборудования и комплектующих;

4) отмена налога на имущество, земельного налога и транспортного налога.

Реализация предложенных мер позволит ОАО «ОСК» повысить конкурентоспособность, поскольку кластерные образования способствуют созданию и воплощению инноваций, упрощенному доступу к информационным, человеческим, организационным, интеллектуальным и другим видам ресурсов. Также возможен синергизм за счет объединения взаимосвязанных компаний. Кластер на Дальнем Востоке - наиболее экономически выгодный вариант создания кластерных образований на первоначальном этапе. Однако реализация указанных мер невозможна без определенных действий со стороны государства, по большей части в области установления налоговых льгот, субсидирования и оказания мер государственной поддержки.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2008. - № 47. - Ст. 5489.

2. Портер М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. - М.: Вильяме, 2000. - 495 с.

3. Статистическая информация о ситуации на регистрируемом рынке труда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostrud.ru/documents/

4. Dr Mark Wickham. Regional Economic Development: Exploring the Role of Government in Porter's Industrial Cluster Theory // CRIC Cluster conference. Beyond Cluster- Current Practices & Future Strategies Ballarat. -June 30-July 1, 2005.

5. Ketels C. Clusters of Innovation in Europe // Structural Change in Europe 3 - Innovative City and Business Regions. - Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.