Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«зелёная» экономика / «зелёные» инвестиции / «зелёные навыки» / устойчивое развитие / «зелёные» проекты / ресурсосбережение / возобновляемые источники энергии. / «Green» economy / «green» investments / «green skills» / sustainable development / «green» projects / environmental protection / the national project «Ecology» / resource saving / «green» construction / renewable energy sources.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврентьева Д.А., Морозов А.Е.

В данной работе рассматривается понятие «зелёной» экономики, а также исследуются различные точки зрения относительно определения данного понятия. На основе нормативно-правовой базы Российской Федерации указываются цели и задачи «зелёной» экономики. Автором проводится анализ различных стратегий «озеленения» экономики в мире, в том числе раскрывается сущность и перспективы развития национальной стратегии «зелёного» развития. В дополнение, освещается вопрос нормативно-правовых актов, поддерживающих предприятия, избравшие для себя в качестве приоритета «зелёную» экономику и осуществляющих «зелёное» финансирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO FINANCING THE «GREEN» ECONOMY IN RUSSIA AND ABROAD

This work discusses the concept of a «green» economy and explores various perspectives on defining this concept. Based on the regulatory framework of the Russian Federation, the goals and objectives of the «green» economy are outlined. The author analyzes various strategies for «greening» the economy in the world, including revealing the essence and prospects for the development of a national strategy for «green» development. In addition, the issue of regulatory acts supporting enterprises that have chosen the «green» economy as their priority and implement «green» financing is highlighted.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 338.22

Лаврентьева Д.А.

студент

ФГАОУВО ННГУ им. Н.И. Лобачевского Научный руководитель: Морозов А.Е., к.ю.н.

доцент

кафедра административного и финансового

права

ФГАОУ ВО ННГУ им. Н.И. Лобачевского

ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ В

РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В данной работе рассматривается понятие «зелёной» экономики, а также исследуются различные точки зрения относительно определения данного понятия. На основе нормативно -правовой базы Российской Федерации указываются цели и задачи «зелёной» экономики. Автором проводится анализ различных стратегий «озеленения» экономики в мире, в том числе раскрывается сущность и перспективы развития национальной стратегии «зелёного» развития. В дополнение, освещается вопрос нормативно-правовых актов, поддерживающих предприятия, избравшие для себя в качестве приоритета «зелёную» экономику и осуществляющих «зелёное» финансирование.

Ключевые слова: «зелёная» экономика, «зелёные» инвестиции, «зелёные навыки», устойчивое развитие, «зелёные» проекты, ресурсосбережение, возобновляемые источники энергии.

Lavrenteva D.A. student

Lobachevsky University Morozov A.E., candidate of law associate professor Department of Administrative and Financial Law

Lobachevsky University

APPROACHES TO FINANCING THE «GREEN» ECONOMY IN

RUSSIA AND ABROAD

Annotation. This work discusses the concept of a «green» economy and explores various perspectives on defining this concept. Based on the regulatory framework of the Russian Federation, the goals and objectives of the «green» economy are outlined. The author analyzes various strategies for «greening» the economy in the world, including revealing the essence and prospects for the

development of a national strategy for «green» development. In addition, the issue of regulatory acts supporting enterprises that have chosen the «green» economy as their priority and implement «green» financing is highlighted.

Keywords: «Green» economy, «green» investments, «green skills», sustainable development, «green» projects, environmental protection, the national project «Ecology», resource saving, «green» construction, renewable energy sources.

В наше время вопросы устойчивости и сохранения окружающей среды становятся всё более актуальными. С ростом населения и экономического развития, растёт и потребность в ресурсах, что влечёт за собой не только угрозы для природы, но и для экономического благосостояния общества. В этом контексте «зелёная» экономика становится ключевым направлением в обеспечении устойчивого экологического развития и борьбе с изменением климата.

«Зелёная» экономика предполагает переход к модели развития, которая учитывает экологические аспекты в процессе производства и потребления. Она направлена на сведение к минимуму негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и на создание равных возможностей для экономического роста при одновременном снижении выбросов парниковых газов.

Для лучшего понимания вышеупомянутой концепции и процессов, происходящих в связи с ней, необходим анализ её сущности. В настоящее время не существует общепринятого научного определения «зелёной» экономики, однако специалисты из Организации Объединённых Наций по охране окружающей среды (UNEP) предлагают наиболее полное толкование этого термина, описывая «зелёную» экономику как область хозяйственной деятельности, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость при одновременном снижении экологических рисков и дефицита» [1].

Егорова М.С. в своей научной работе даёт следующее определение понятия «зелёная экономика» - это экономика, направленная на сохранение благополучия общества, за счет эффективного использования природных ресурсов, а также обеспечивающая возвращение продуктов конечного пользования в производственный цикл [2].

Проведя анализ самых распространённых точек зрения относительно определения «зелёной» экономики, можно вывести понятие, наиболее точно описывающее сущность «зелёной» экономики. Это концепция экономического развития, направленная на снижение экологических рисков путем активного использования возобновляемых источников энергии, а также на основе принципов устойчивого использования природных ресурсов.

В течение последнего десятилетия, стратегия экологически устойчивой экономики приобрела статус приоритетного направления для большинства правительств на мировом уровне. Целью разработки и принятия данной концепции является достижение удовлетворения текущих потребностей общества при сохранении и улучшении экологической среды для будущих поколений.

Алексеева А.Н., Ачба Л.В., Островская Н.В., анализируя стратегии различных стран, приводят в пример следующий план устойчивого развития экономики с учётом трендов экологизации: «В Объединенных Арабских Эмиратах действует Circular Economy Policy (2021- 2031). Цель стратегии состоит в том, чтобы наметить некоторые из способов, с помощью которых ОАЭ могут перейти к более замкнутой экономике, где природные, физические, человеческие и финансовые ресурсы страны используются наиболее эффективным и устойчивым способом для улучшения качества жизни всех жителей, а также защиты или даже улучшения местной и глобальной окружающей среды. Переход к экономике замкнутого цикла требует согласованных усилий со стороны национальных и местных органов власти, частного сектора и широкой общественности. Цели Политики циркулярной экономики заключаются в том, чтобы:

• достичь устойчивого управления экономикой и эффективного использования природных ресурсов.

• продвигать циклическую экономику и устойчивые модели производства и потребления, которые снижают экологическую нагрузку и удовлетворяют основные потребности.

• поощрять частный сектор к переходу на более чистые методы и технологии промышленного производства, включая использование искусственного интеллекта» [3].

В Канаде была создана «Панканадская рамочная программа по устойчивому развитию и адаптации к изменениям климата на период с 2016 по 2030 гг». Главным слоганом программы стало выражение: «Более процветающее будущее для всех канадцев». В рамках этой концепции разработан план экологически безопасного роста и борьбы с климатическими изменениями, который был создан в сотрудничестве с регионами и административными единицами Канады и с учетом интересов коренных народов. Этот план подразумевает выполнение канадских обязательств по сокращению выбросов вредных веществ, экономическому росту и повышению устойчивости к климатическим изменениям. Он предусматривает использование панканадского подхода к учету выбросов углекислого газа, а также принятие мер по сокращению выбросов во всех отраслях экономики. Кроме того, план включает шаги по содействию адаптации к климатическим изменениям и повышению стабильности канадских регионов к климатическим воздействиям [4].

В российском правовом поле идёт активная проработка стратегии устойчивого экономического развития с конкретным определением целей и выстроенных на их основе ключевых направлений государственной политики в этой сфере. Так, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года №1912-р целями и основными направлениями «зелёных» проектов является достижение положительного экологического эффекта и соответствие технологическим параметрам наиболее продвинутых и безопасных с экологической точки зрения производственных технологий.

На основе вышеуказанных целей можно выделить следующие приоритетные задачи «зелёного» развития в рамках «зелёной» экономики: сохранение и защита окружающей среды, сокращение выбросов загрязняющих веществ, минимизация влияния парниковых газов и повышение энергоэффективности использования ресурсов. Всё это в совокупности направлено на создание «зеленой» экономической модели, способствующей долгосрочному устойчивому развитию и благополучию населения [5].

В целях реализации указанных задач в Российской Федерации создан и осуществляется на данный момент национальный проект «Экология». Сроки реализации проекта 01.10.2018-31.12.2024 гг. Проект ориентирован на кардинальное улучшение экологической ситуации и положительное влияние на здоровье граждан. В данном проекте задействованы органы власти, исполнители, руководители федеральных проектов, общественные организации и граждане. Национальный проект состоит из 10 федеральных программ. Работа ведется по пяти направлениям: отходы, вода, воздух, биоразнообразие, технологии [6].

Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» призван создать безопасные условия для утилизации опасных отходов. В его рамках предполагается строительство комплексов для обработки и утилизации отходов, а также разработка единой государственной информационной системы для контроля за потоками отходов. Объем финансирования проекта превышает 36 млрд рублей. Однако текущая ситуация показывает, что утилизируется лишь 1,5% опасных отходов, остальные 400 000 тонн в год накапливаются, нанося непоправимый вред окружающей среде.

Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» ставит своей целью создание условий для устойчивого развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и развития экологического туризма. Проект предполагает увеличение общей площади ООПТ в России и создание 24 новых заповедников и национальных парков к 2024 году. Особое внимание уделяется сохранению биоразнообразия, а также восстановлению популяции животных, находящихся под угрозой исчезновения, включая 13

видов, которым будет оказана первоочередная поддержка. Проект также способствует развитию экотуризма, популяризации бережного отношения к природе и формированию экологической культуры населения.

«Сохранение озера Байкал» - данный федеральный проект направлен на снижение антропогенной нагрузки на экосистему озера, сокращение объемов сбросов загрязненных стоков и ликвидацию объектов экологического вреда. В рамках проекта планируется построить и модернизировать более 40 очистных сооружений, что позволит уменьшить объем загрязненных сточных вод к концу 2024 года. Также проект предусматривает очистку 448,9 гектаров земель, загрязненных в результате хозяйственной деятельности.

Федеральный проект «Сохранение лесов» направлен на борьбу с обезлесением и обеспечение комфортного и безопасного проживания граждан России. В его рамках планируется восстановить вырубленные и погибшие лесные насаждения, а также привлечь население к мероприятиям по охране и защите лесов. К 2024 году проект предполагает достижение объемов лесовосстановления до 1,5 млн. гектаров в год.

Федеральный проект «Чистый воздух» нацелен на уменьшение выбросов опасных загрязняющих веществ и улучшение качества атмосферного воздуха в крупных индустриальных центрах России. Проект предполагает создание условий для модернизации промышленных предприятий и внедрения передовых технологий с целью соблюдения экологических норм. Результатом проекта станет повышение уровня удовлетворенности жителей качеством воздуха до 90% и значительное снижение выбросов загрязняющих веществ [7].

Подводя промежуточные итоги реализации Национального проекта «Экология» на 2022 год, заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко заявила о выполнении плана и достижении намеченных показателей более чем на 99,7% по всем ключевым направлениям Национального проекта [8]. Такие результаты, безусловно, свидетельствуют об эффективности методов и средств, используемых для достижения намеченных результатов для «экологизации» российской экономики, улучшения качества жизни граждан, а также снижения антропогенного воздействия на окружающую среду.

Следует отметить, что в Российской Федерация при долгосрочном планировании в целях укрепления экологической безопасности и развития принципов «зелёной» экономики была разработана и принята согласно Указу Президента РФ 19 апреля 2017 г. № 176 Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [9].

Анализируя данный документ, можно выделить несколько ключевых аспектов: дана текущая оценка состояния экологической безопасности страны, обозначены угрозы экологическому благополучию, намечены приоритетные направления государственной политики и механизмы

реализации в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

Для стимулирования и поддержки проектов, направленных на улучшение экологического благополучия общества и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, а также для «озеленения» экономики, используются различные механизмы и инструменты. Указанный тезис получил своё развитие в Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.). В частности, к одному из таких механизмов относят предоставление налоговых льгот или отсрочек для предприятий, инвестирующих в «зелёные» технологии [10].

На основе заданных Президентом Российской Федерации направлений государственной политики было опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.03.2023 г. №373 [11], согласно которому в России будет активно стимулироваться реализация экологически ориентированных инвестиционных проектов.

Из анализа данного акта следует отметить значительное расширение перечня направлений «зелёных» инициатив, реализация которых может привлечь льготное финансирование через специальные облигации или займы.

Так, например, на получение льготного финансирования могут претендовать проекты, связанные со строительством энергоэффективного жилья, очисткой и восстановлением водных ресурсов, созданием и совершенствованием инфраструктуры прямого поглощения парниковых газов из окружающей среды, а также улавливания и утилизации свалочного газа для последующего получения энергии [12].

Ко всему прочему, не последнее место занимает создание определённой базы знаний и умений, необходимых в реализации субъектами «зелёных» инициатив в экономике. К примеру, запущены образовательные программы и тренинги в рамках проекта «Зеленые навыки», информация которого помогает в построении карьеры, связанной с решением задач в области устойчивого развития и «зелёных» технологий. Программа включает курсы, семинары, вебинары и другие формы обучения [13].

Обучение в сфере «зелёного» строительства направлено на повышение квалификации специалистов в области строительства и проектирования зданий и сооружений с учетом принципов экологической безопасности [14].

Отсрочка для предприятий, инвестирующих в «зелёные» технологии, является существенной мерой поддержки со стороны государства. Это не только стимулирует развитие данных отраслей, но и способствует уменьшению негативного влияния на окружающую среду. В России уже существует ряд прецедентов предоставления таких отсрочек.

Один из примеров - это проект, реализованный компанией «Эко-Инновации». Эта компания занимается разработкой и внедрением экологически чистых технологий в различных отраслях промышленности. В рамках этого проекта компания получила отсрочку на уплату налогов в размере 10%. Это позволило ей сконцентрироваться на развитии своих технологий и улучшении качества продукции.

Еще один пример - компания «Зеленый Мир», которая занимается производством и продажей экологически чистых продуктов питания. Эта компания также получила отсрочку по уплате налогов на период реализации инвестиционного проекта. Благодаря этому компания смогла расширить свой ассортимент и увеличить объемы производства.

В целом, предоставление отсрочек для предприятий, инвестирующих в «зеленые» технологии, способствует развитию данных отраслей и улучшению экологической ситуации в стране. Такие меры поддержки должны быть продолжены и расширены, чтобы стимулировать еще больше компаний к переходу на экологически чистые технологии.

По мнению Цареградской Ю.К., «основополагающим механизмом по развитию «зелёной» экономики является оказание финансовой поддержки. Продвигается широкомасштабная кампания по разработке и продвижению различных «зелёных» проектов по направлениям возобновляемой энергетики, атмосферы (умные фильтры и объекты с низкоуглеродными отходами), водных ресурсов (умные очистные сооружения), парникового эффекта (низкоуглеродные способы производства), потребления электроэнергии и воды, использования объектов суши (снижение негативных последствий горной деятельности), транспорта (повышение полезного использования топливных ресурсов), 1Т и телекоммуникаций (совершенствование систем охлаждения и снижение энергопотребления)»

[15].

«Зелёные» проекты - это инициативы в различных областях (экономика, производство, сельское хозяйство и др.), реализация которых будет способствовать улучшению экологической обстановки в стране и снижению нагрузки на окружающую среду посредством применения разнообразных финансовых инструментов, в том числе «зелёных» кредитов, «экологическому» лизингу и эмиссией «экологических» ценных бумаг. Важно отметить, что такие проекты должны соответствовать международным экологическим стандартам.

Таким образом, совокупность источников, форм и методов, используемых для финансирования и кредитования «зелёной» экономики, энергетики, окружающей среды именуются «зелёным» финансированием или же инвестированием [16].

В научных кругах ведутся дискуссии относительно определения понятия «зелёных» инвестиций - отсюда и плюрализм определения сущности данного понятия разными авторами. С. И. Мишулина, С. И.

Коданева под «зелёными» инвестициями понимают «различные финансовые инструменты (денежные средства, ценные бумаги, имущество и др.), позволяющие направлять их на снижение негативного воздействия на окружающую среду всех субъектов хозяйственной деятельности с возможностью получения прибыли от подобных вложений, что позволяет достигать баланса между экологией и экономикой» [17].

Цареградская Ю.К., раскрывая сущность и структуру «зелёного» финансирования, ссылается на Аналитическую записку Группы Всемирного банка, по которой:

«1) источниками финансирования подразделяются на государственные (налоги, сбережения и др.) и частные (акции, доли, чеки и т.д.);

2) в финансировании «зелёных» проектов участвуют различные субъекты, включая национальные и субнациональные органы исполнительной власти, государственные предприятия, институциональных и частных инвесторов, благотворительные организации, физических лиц и институты гражданского общества;

3) инструментами финансирования выступают долевое и долговое финансирование, гранты, гарантии и страхование» [15].

На основании вышеуказанных тезисов можно сделать вывод, что на данный момент во всём мире наряду с государственным субсидированием все более активно проявляет себя финансирование со стороны бизнес-сообщества, а также идёт активный поиск инновационных механизмов финансирования, способных стимулировать развитие проектов, нацеленных на улучшение экологической обстановки и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду [15].

В заключение можно сказать, что перспективы развития «зелёной» экономики связаны с рядом глобальных вызовов, таких, как изменение климата, истощение ресурсов и рост численности населения. Для ответа на эти вызовы необходимо внедрение новых технологий, пересмотр нынешних методов использования и переработки природных ресурсов, а также увеличение научной-правовой базы для повышения уровня правовой культуры в области «зеленой» экономики не только у специалистов данной сферы, но и в целом всего населения.

Стоит отметить, что, несмотря на трудности, «зелёный переход» станет необходимым шагом для устойчивого развития мировой экономики и сохранения окружающей среды для будущих поколений.

Использованные источники: 1. What is an "Inclusive Green Economy"? // UNEP-UN ENVIRONMENT PROGRAMME URL: https://www.unep.org/explore-topics/green-

economy/why-does-green-economy-matter/what-inclusive-green-economy (дата обращения: 04.11.2023).

2. Егорова М.С. Экономические механизмы и условия перехода к зеленой экономике // Фундаментальные исследования. - 2014. - №6. - С. 1262-1266.

3. Алексеева А. Н., Ачба Л.В., Островская Н.В. Опыт реализации региональных концепций развития «зеленой» экономики стран мира // Власть и экономика. - 2022. - №12. - С. 33-41.

4. Pan-Canadian Framework on Clean Growth and Climate Change // Government of Canada URL: https://www.canada.ca/en/services/environment/weather/climatechange/pan-canadian-framework/climate-change-plan.html (дата обращения: 05.11.2023).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1912-р // СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390943/f62ee45faefd8e2a 11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 05.11.2023).

6. Национальный проект «Экология» // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/ (дата обращения: 05.11.2023).

7. Национальный проект «Экология» // Экология России URL: https://ecologyofrussia.ru/proekt/ (дата обращения: 05.11.2023).

8. Сберегая природу: Нацпроект "Экология" // Чистая альтернатива URL: https://чистая-альтернатива.рф/articles/sberegaya -prirodu-nacproekt-ekologiya-po-itogam-goda-vypolnen-na-99-7 (дата обращения: 05.11.2023).

9. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/ (дата обращения: 05.11.2023).

10. "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (дата обращения: 06.11.2023).

11. Постановление Правительства РФ от 11.03.2023 N 373 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1587" // СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_441987/ (дата обращения: 06.11.2023).

12. Правительство расширило программу зелёного финансирования // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики URL: https://minvr.gov.ru/mery-podderzhki-i-importozameshchenie/pravitelstvo-rasshirilo-programmu-zelyenogo-finansirovaniya/ (дата обращения: 05.11.2023).

13. GREEN SKILLS // PRO FUTURE URL: https://profuture.center/greenskillscourse (дата обращения: 05.11.2023).

14. Проектирование в зеленом строительстве // GREEN BUILD PROJECT URL: https://www.mveu.ru/lp/eco_build/ (дата обращения: 06.11.2023).

15. Цареградская Ю.К. "Зеленые" инвестиции в контексте устойчивого развития: особенности правового регулирования. // ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА). - 2022. - №8(96). -С. 116-123.

16. Гаврилова Э.Н. «Зелёное» финансирование в России: специфика, основные инструменты, проблемы развития // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление.. - 2020. - №№2 (33). - С. 48-54.

17. Коданева С. И. «Зеленые инвестиции» в России и за рубежом: проблемы, механизмы, перспективы // Россия и современный мир. - 2020. - №3 (108). -С. 68-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.