Научная статья на тему '«Зеленый» рынок инвестиций: содержание, законодательное регулирование, организационное обеспечение'

«Зеленый» рынок инвестиций: содержание, законодательное регулирование, организационное обеспечение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экологически ориентированные инвестиции / «зелёная» экономика / экология / environmentally oriented investments / «green» market / ecology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е А. Ярушкина, Е В. Ярушкина

Исследование посвящено анализу тенденции перехода мировой экономики к экологическиориентированной модели потребления. Изучение уровня развитости нормативно-правового экологического пространства позволило сформулировать рекомендации по эффективному построению благоприятной среды для развития «зеленого» рынка. А анализ мирового опыта стран, наиболее интегрированных в экологически-ориентированную повестку рынка, позволяет выявить закономерности и ошибки развития инвестиционной привлекательности как отраслей производства технологий и продуктов, так и отдельно взятых предприятий. Проблема государственной поддержки экологически ориентированных инвестиций актуальна для стран, перед которыми стоит задача достижения к 2030 году экологических целей, поставленных Генеральной Ассамблеи ООН. Анализ теоретико-правовых проблем построения экологически ориентированной экономической среды выявил наиболее часто используемый способ стимулирования роста инвестиций в сферу экологии путем государственного регулирования природоохранного сектора: в основном государства поддерживают развитие местных рынков «зелёных» облигаций и содействуют международному сотрудничеству в целях укрепления потока иностранных инвестиций в «зелёные» облигации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«GREEN» INVESTMENT MARKET: CONTENT, LEGISLATIVE REGULATION, ORGANIZATIONAL

The article is devoted to the world trend sets of the economy towards an environmentally oriented consumption pattern. The examination of the legal framework level of the ecological space made possible to formulate recommendations on effective construction of a favorable environment for development of the «green market». An analysis of the world experience of the countries most integrated into the eco-oriented market trend reveals patterns and mistakes in the development of investment attractiveness of both the technology or product industries and individual enterprises. The problem of government support for environmentally friendly investments is relevant for countries facing the challenge of meeting the environmental goals set by the UN General Assembly by 2030. An analysis of the theoretical and legal problems involved in the construction of an ecologically oriented economic environment revealed the most frequently used way to stimulate the growth of environmental investment through State regulation of the environmental sector: mainly the states support the development of local markets of «green» bonds and promote international cooperation in order to strengthen the flow of foreign investments in «green» bonds.

Текст научной работы на тему ««Зеленый» рынок инвестиций: содержание, законодательное регулирование, организационное обеспечение»

Источники:

1. Лавриенко П. А. Анализ инвестиционной привлекательности проектов в экологической сфере // Проблемы прогнозирования. 2013. С. 137-143;

2. Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Малышков Г. Б., Бондаренко Ю. П. «Формирование спроса на экологические инновации: достаточна ли институциональная поддержка?» // Проблемы современной экономики. 2015. С. 15 - 27;

3. URL: https://www.unpri.org/pri/an-introduction-to-responsible-investment/what-is-responsible-investment (дата обращения: 15.03.2020) - Principles of responsible investment;

4. Ziyadin S., Streltsova E., Borodin A. I., Kiseleva N., Yakovenko I., Baimukhanbetova E. Assessment of Investment Attractiveness of Projects on the Basis of Environmental Factors // Sustainability. 2019. С. 1 - 16.

References:

1. Lavrienko PA Analysis of the investment attractiveness of projects in the environmental sphere // Problems of forecasting. 2013.S. 137-143;

2. Pakhomova NV, Richter KK, Malyshkov GB, Bondarenko Yu. P. "Formation of demand for environmental innovations: is there sufficient institutional support?" // Problems of modern economics. 2015.S. 15 - 27;

3. URL: https://www.unpri.org/pri/an-introduction-to-responsible-investment/what-is-responsible-investment (date accessed: 03/15/2020) - Principles of responsible investment;

4. Ziyadin S., Streltsova E., Borodin A. I., Kiseleva N., Yakovenko I., Baimukhanbetova E. Assessment of Investment Attractiveness of Projects on the Basis of Environmental Factors // Sustainability. 2019.S. 1 - 16.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10418

Е.А. Ярушкина - доцент, к.э.н., НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), [email protected],

Е.В. Ярушкина - студент, Санкт - Петербургский государственный университет; E.A. Yarushkina associate professor of economics, Academy of Marketing and Socially-Information Technologies, [email protected],

E.V. Yarushkina - student, Saint Petersburg State University.

«ЗЕЛЕНЫЙ» РЫНОК ИНВЕСТИЦИЙ: СОДЕРЖАНИЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ,

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «GREEN» INVESTMENT MARKET: CONTENT, LEGISLATIVE REGULATION, ORGANIZATIONAL

Аннотация. Исследование посвящено анализу тенденции перехода мировой экономики к экологически-ориентированной модели потребления. Изучение уровня развитости нормативно-правового экологического пространства позволило сформулировать рекомендации по эффективному построению благоприятной среды для развития «зеленого» рынка. А анализ мирового опыта стран, наиболее интегрированных в экологически-ориентированную повестку рынка, позволяет выявить закономерности и ошибки развития инвестиционной привлекательности как отраслей производства технологий и продуктов, так и отдельно взятых предприятий. Проблема государственной поддержки экологически ориентированных инвестиций актуальна для стран, перед которыми стоит задача достижения к 2030 году экологических целей, поставленных Генеральной Ассамблеи ООН. Анализ теоретико-правовых проблем построения экологически ориентированной экономической среды выявил наиболее часто используемый способ стимулирования роста инвестиций в сферу экологии путем государственного регулирования природоохранного сектора: в основном государства поддерживают развитие местных рынков «зелёных» облигаций и содействуют международному сотрудничеству в целях укрепления потока иностранных инвестиций в «зелёные» облигации.

Abstract. The article is devoted to the world trend sets of the economy towards an environmentally oriented consumption pattern. The examination of the legal framework level of the ecological space made possible to formulate recommendations on effective construction of a favorable environment for development of the «green market». An analysis of the world experience of the countries most integrated into the eco-oriented market trend reveals patterns and mistakes in the development of investment attractiveness of both the technology or product industries and individual enterprises. The problem of government support for environmentally friendly investments is relevant for countries facing the challenge of meeting the environmental goals set by the UN General Assembly by 2030. An analysis of the theoretical and legal problems involved in the construction of an ecologically oriented economic environment revealed the most frequently used way to stimulate the growth of environmental investment through State regulation of the environmental sector: mainly the states support the development of local markets of «green» bonds and promote international cooperation in order to strengthen the flow of foreign investments in «green» bonds.

Ключевые слова. Экологически ориентированные инвестиции, «зелёная» экономика, экология. Keywords. environmentally oriented investments, «green» market, ecology.

В контексте острой потребности решения глобальных экологических проблем были разработаны долгосрочные стратегии по защите окружающей среды, которые позволят обеспечить устойчивое развитие к 2030 году. Задачи, поставленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2015 года [1], базируются на необходимости преодоления естественных ограничений экономического развития вследствие негативного влияния рынка на окружающую среду и истощения природных ресурсов.

В данной работе преследуется цель исследования мирового опыта перехода к «зелёной» экономике как современному направлению экономической науки, оценка практики нормативного, организационного и финансового обеспечения рынка «зеленых» инвестиций с точки зрения соответствия вышеупомянутой стратегии ООН. Тема экологически-ориентированного инвестирования исследуется как зарубежными, так и российскими авторами. Теоретическую основу перехода к «зелёной» экономике в своих работах рассматривают Бальчиндоржиева О. Б., Гурьева М. А., Захаркина А.О., Клейман А. В., Раков И. Д., Субботин А. К., Чернявская Н. В. и др. Исследователи новой модели экономики выделяют проблематичность перехода, необходимость инвестирования и компенсирующие затраты преимущества.

Концепция устойчивого развития как инструмент гармонизации экономической и экологической сфер является одним из значимых результатов мирового сотрудничества, хотя и носит рекомендательный характер. Признание превалирования доступности и экономической выгодности экологических систем для стран и будущего поколения обусловливает необходимость разработки и активизации инструментов стимулирования экологического переориентирования. К таковым, по мнению автора, можно отнести: передачу технологий на льготных и преференциальных условиях, государственное финансирование (в том числе на международной основе), поощрение инвестиций в экологически чистую энергетику, рационализацию субсидирования ископаемого топлива для ликвидации рыночных диспропорций, реорганизацию налогообложения.

Реализация странами поставленных задач осуществляется по мере мобилизации финансовых ресурсов, а также наращивания потенциала экологически безопасных технологий и обмена ими. Данный аспект стимулирует сотрудничество развитых стран и стран с формирующимися рынками посредством формирования глобального механизма передачи технологий, а также генерирования отраслей, привлекательных для потоков прямых иностранных инвестиций.

В данной работе проанализированы следующие ключевые моменты:

- методы формирования экологически ориентированной модели экономической политики разных

стран;

- способы привлечения капитала на рынок «зелёных» технологий, используемые странами, нацеленными на экологизацию экономики;

- ретроспективная оценка опыта данных стран с точки зрения вовлеченности в формирование «зелёного» рынка.

Ряд стран добились определенных успехов в переходе к «зелёной» экономике и привлечении экологически ориентированных инвестиций. Изучение данного опыта в области применения различных способов государственной поддержки и рыночных механизмов для увеличения потоков инвестирования «зелёных» проектов особенно важно. На основе анализа и оценки форм государственной поддержки стран, переходящих к экологически направленной экономики, будет определена необходимость и результативность вмешательства государства в данную сферу.

Опубликованый в 2019 году отчёт Министерства окружающей среды Германии представил диаграму выбросов парниковых газов по странам (рисунок 1). Суммарно за весь период наибольшая доля выбросов парниковых газов пришлась на США (24%), в то время как на Россию пришлось 7,7%. За 2016 год, однако, наибольший «вклад» в выбросы парниковых газов внёс Китай (26,9%). Следует отметить, что ежегодные выбросы на душу населения в развивающихся странах намного ниже, чем в промышленно развитых странах. В Германии выбросы CO2 на душу населения примерно на 20% выше, чем в Китае, примерно в пять раз выше, чем в Индии, и примерно в два раза выше среднего глобального показателя, как сообщает Министерство окружающей среды Германии.

Shares of historical total emissions

Greenhouse gas emissions 2016

\

24.0% US

15-1% EU28 [excluding

Germany)

11.8% China

7.7% Russia

4,7% Germany

4.1% India

1.6% Braiil

30.9% Rest of world

V

- 26.9% China

- 13.3% US

7.3% EU 28 [excluding Germany}

6.1% India 5.7 % Russia

2.2% Br»il 1.9% Germany 16.0% Rest of world

Source: PIKU019)

Рисунок 1 - Выбросы парниковых газов стран суммарно и за 2016 год

Источник: Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation, Building and Nuclear Safety (BMUB). Climate Protection in Figures. Facts, Trends and Incentives for German Climate Policy. URL:

https://www.bmu.de/fileadmin/Daten_BMU/Pools/Broschueren/climate_action_figures_2019_brochure_en_bf.pdf (Дата обращения: 12.06.2020)

Рассмотрим такие страны, проводящие различное количество мероприятий, как Китай, занимающий первое место в совокупном выбросе парниковых газов, Великобритания, Германия и США, лидирующие в выбросе парниковых газов в 2016 году, чтобы определить стадии перехода к «зелёной» экономике и оценить эффективность влияния государственной поддержки на экологическое финансирование.

КИТАИ. Лидирующую позицию по количеству предпринимаемых мер по формированию «зелёной» экономики, а также по объёму инвестиций в чистую энергетику [5] занимает КНР. Рассмотрим историю, метод, а также перспективы формирования экологически ориентированной политики Китая. Начало природоохранного законодательства Китая было положено ещё в 1979 году, когда был издан первый закон в ответ на стремительное экономическое развитие начала 1970-х годов, которое повлекло за собой загрязнение окружающей среды. После 10 лет апробации Закон об охране окружающей среды КНР был официально опубликован 26 декабря 1989 г. на основе Конституции 1982 г., в которой закреплена обязанность государства защищать экологию [13]. Первоначально законодательные инициативы были направлены на решение именно этой проблемы, пик которой был достигнут в 1990-х годах. На пороге нового столетия стало очевидно, что ещё большего внимания требуют угрозы связанные с исчерпаемостью ресурсов в долгосрочной перспективе. С 1993 года Национальный Народный конгресс, высшее законодательное учреждение Китая, не только принимало законы об охране окружающей среды, но и пересматривала существующие.

Наряду с концепцией научного развития, законодательство в области защиты и управления ресурсами постоянно расширяется и модернизируется. Экологическое законодательство Китая одно из самых активных юридических полей в области экологии в мире. До конца августа 2014 года Комитетом Национального Народного конгресса было утверждено 30 законов об охране окружающей среды и сохранении ресурсов, которые включают пять мер по предотвращению загрязнений и законов о защите и использовании ресурсов, четыре закона в области энергетики. Таким образом, а 40 лет практики и развития китайская правовая система охватила практически все аспекты защиты окружающей среды [6].

В 2016 году началась тринадцатая пятилетка Китая, в которой была выдвинута правительством идея «экологической красной линии», призывающая защитить ключевые морские экологические функциональные зоны, экологически уязвимые и хрупкие районы. Также в 2016 году была создана совместная Центральная инспекционная группа по окружающей среде с экспертами из Министерства охраны окружающей среды, Центральной комиссии по проверке дисциплины и Департамента центральной организации, которая призвана контролировать процессы реализации внедрения и мониторинга экологических мероприятий на уровне провинций. К 15 сентября 2017 года в четвертой экологической инспекции было закрыто 35 039 экологических дел, 32 602 предприятия получили указание на исправление, а МООС подготовила 156 отчётов о проведенных проверках на предприятиях, что свидетельствует о беспрецедентной строгости экологического надзора Китая [13]. Данную тенденцию подтверждает также поправка 2017 г. Закона о предупреждении загрязнения вод, по сравнению с 1996 г. увеличивающая размер санкций за загрязнение вод максимально до 1 млн. юаней [7].

В северо-западных районах КНР острее всего стоит проблема сохранения пастбищ, которые являются основой традиционных методов сельскохозяйственной культуры. С целью ликвидации данной проблемы разработана программа «Система субсидий и стимулов по сохранению пастбищ и лугов». А по «Программе перевода пахотных угодий, расположенных на склонах или пустынях, в пастбища и леса» с 2001 по 2010 г. двадцати пяти провинциям Китая было выделено 225 млрд. юаней. Китайское правительство считает, что развитие «зеленой» экономики жизненно важно, особенно ввиду демонстрации несостоятельности капиталистического пути экономического развития в данной сфере.

Политика Китая в сфере экологии глубоко проработана, охватывает наибольший комплекс проблем, а также характеризуется достаточным финансированием для достижения поставленных целей. Однако эффективность достигается ещё и путём жестких санкций, которые с одной стороны стимулируют население к защите окружающей среды, а с другой стороны обеспечивают приток финансов на обеспечение целевых программ по экологии.

В целом КНР является положительным примером формирования экологически ориентированного законодательства, но, ввиду особенностей экономической системы, данный опыт носит индивидуальный характер, и под большим сомнением находится его применимость за пределами Китая.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Основы современного природоохранного законодательства Великобритании были заложены в 1974 году вместе с принятием Закона о борьбе с загрязнением окружающей среды, который носил комплексный характер и базировался на концепции предотвращения загрязнений. Также ещё в прошлом столетии были приняты отдельные законы узкой направленности, регулирующие выброс токсичных химических веществ, охрану водоёмов, утилизацию отходов и загрязнение воздуха. В отличии от большинства стран ЕС, за реализацию экологического законодательства отвечают местные власти [8].

Современная же тенденция перехода к «зелёной» экономики взяла своё начало в 2008 году с принятия Закона об изменении климата, целью которого является сокращение выбросов углекислого газа на 80% к 2050 году по сравнению с базисным 1990 годом. Была проведена оценка необходимых инвестиций, чтобы достичь не только национальных экологических целей, но и целей, поставленных ЕС: осуществление производства 15% за

счёт возобновляемых источников; осуществление к 2020 г. переработки 50% бытовых отходов и сокращение биоразлагаемых городских отходов на 35% по сравнению с базовым 1995 г. [10]. Требуемые объемы инвестиций в «зелёную» экономику Великобритании были оценены Комиссией Банка Зеленых инвестиций в 100 млрд фунтов стерлингов в область энергетики; 10 млрд фунтов стерлингов на возобновляемые источники тепла и от 14 до 21 млрд фунтов стерлингов на энергоэффективность домов [2].

Вышеупомянутый Банк начал осуществлять свою деятельность в 2012 году и был создан правительством Великобритании для устранения барьеров притока инвестиций в «зелёную» экономику. Среди инструментов привлечения инвестиций такие, как кредиты и инвестиции в акционерный капитал, финансирование через инвестиционный фонд и гарантии.

Кроме прямых мер поддержки экологически ориентированного инвестирования существует ряд косвенных мер (налоги и льготы). Первым налогом, несущим экологический характер, является налог на использование мусорных свалок, введённый в 1996 г. За весь период его функционирования ставка постоянно растёт: в 2011 г. по сравнению с 1996 г. она увеличилась в 2 раза, а за 2011 -2013 гг. ставка увеличивалась на 8 фунтов стерлингов ежегодно. Наряду с этим существуют и другие налоги, являющиеся рычагами экологической политики Великобритании: налог на выброс углекислого газа, налог на захоронение отходов, налог на карьерные разработки, налог на изменение климата, совокупный налог.

Согласно последней публикации отчёта об Экологических налогах 2014 года: в 2014 году налоговые сборы, направленные на улучшение окружающей среды составили 44,6 млрд. фунта стерлингов, что является 7,5% всех доходов от налогов и социальных взносов и всего 2,5% от ВВП в 2014 году. Эти данные подтверждают отсутствие фискальной функции у данного вида налогового регулирования. Также введён налоговый вычет при покупке энергоэффективного и с низким уровнем выбросов CO2 оборудования [12].

ГЕРМАНИЯ. Аналогично Великобритании Германия поставила ряд целей к 2020 г. по сравнению с 1990 г. после встречи Большой Восьмерки 2007 году. Среди них сокращение выбросов парниковых газов на 40%; увеличение энергоэффективности вдвое; увеличение до 14% доли возобновляемых источников теплоэнергии и многие другие.

Германия проводит активную экологически ориентированную политику. «Мы должны сделать климатическую политику более обязательной и обеспечить выполнение всеми секторами своих обязанностей» - Свеня Шульце, Федеральный Министр по Вопросам Окружающей среды, Охраны природы и Ядерной безопасности.

Среди мер привлечения инвестиций в экологически ориентированную сферу экономики можно отметить функционирование Национального Инвестиционного банка Kreditanstaltfur Wiederaufbau (KfW), который был создан в 1948 г. для реализации плана Маршалла. Банк находится в долевой собственности федерального правительства Германии (80%) и осуществляет финансовую поддержку «зелёных» проектов, в основном, в области возобновляемых источников энергии, низко углеродного транспорта и энергоэффективности. На финансирование в области экологии только в 2011 году было выделено 22,8 млрд евро, что составило треть от общего финансирования льготных программ и программ развития [10].

На рисунке 2 представлены доходы Германии от налогообложения, связанного с экологией.

Revenue from taxes related to the environment

Billion euros

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

■ Energy tax

■ Electricity tax

■ Emission permits

Motor vehicle tart

■ Beman air passenger taxes

■ Sirare irt overall casir tax receipts or public budgets

Senile: Federet Ste:Ls:kai Office 1:019, ^pe./j'ww.deetatie.de/I'b/Then

«eil/Umwelt Wni

■-l-L:-,. .

___yearbook I tilt Title S.S.; Revenue from

Рисунок 2 - Доходы Германии от налогообложения, связанного с экологией Источник: Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation, Building and Nuclear Safety (BMUB). Climate Protection in Figures. Facts, Trends and Incentives for German Climate Policy. URL: https://www.bmu.de/filead-min/Daten_BMU/Pools/Broschueren/climate_action_figures_2019_brochure_en_bf.pdf (Дата обращения: 26.05.2020)

Также Национальный Инвестиционный банк Германии в качестве одного из инструментов привлечения финансирования «зелёной» экономики использует «зелёные» облигации, которые впервые были выпущены в 2014 г. на общую сумму 2,7 млрд евро [4]. Ещё одним инструментом является Льготная тарифная программа, которая поощряет инвестиции в возобновляемые источники энергии. Данная программа была установлена Законом о подаче электроэнергии в 1990 г.

Не наблюдается резкий рост совокупного объёма налогов на деятельность, угорающую благополучию окружающей среды (примерно в 1,5 раза), но наглядно видно появление новых налогов: налог на владение автотранспортным средством (в 2010 г.), на авиаперевозку (2011 г.). Причём, линией обозначена доля поступлений от экологических налогов в общих налоговых поступлениях. Видно, что эта доля уменьшилась на 20% в 2018 году по сравнению с 1995 годом.

На данный момент в Германии обсуждаются различные концепции внедрения налога на выбросы углерода. В то время как налогообложение токсичных отходов введено в Германии в 1991 г., что способствовало снижению токсичных отходов на 15 % в течение трех лет после внедрения.

США. Лидер по выбросу парниковых газов, одна из наиболее экономически развитых стран мира, Америка многократно увеличила разрушающую антропогенную нагрузку на природу и внесла существенный вклад в опасность экологической катастрофы. Законодательство США в сфере экологического права специфично ввиду особенностей правового регулирования страны: Конституция США является основой для современного экологического законодательства страны, которое включает совокупность федеральных и штатных законов, объединённых в группы законов, нацеленные на предупреждение загрязнения природных сред, обеспечение рационального потребления природных ресурсов, сохранение особо ценных природных ресурсов [9]. Наибольший функционал по регулированию экологически ориентированной политики возлагается на местный уровень управления.

В США в 1970 г. было учреждено Агентство по защите окружающей среды, которое располагается в 10 регионах страны. Однако, меры по обеспечению экологического равновесия начались задолго до его создания: с 1955 по 1990 г. было выпущено 10 законодательных актов по защите воздуха, с 1948 по 1996 г. 11 актов по защите водной среды, с 1947 по 2010 г. 11 актов, нацеленных на защиту земли и почв, с 1946 по 1973 г. 5 актов, регулирующих выбросы опасных веществ и с 1965 по 2002 г. 9 актов по вредным отходам. Агентство по защите ОС является инициатором многочисленных экологических программ, а также организации мер по борьбе с глобальным потеплением и утечками ртути [11].

Финансовый сектор США сегодня предлагает неограниченный доступ для финансирования экологически ориентированных проектов. Из 454 млрд долларов, инвестированных в 2016 году, частный инвестиционный сектор, контролирующий 80% всех банковских активов, предоставил 230 млрд долларов, в то время как государственный сектор предоставил 224 млрд долларов. То есть, имея только 20% от общего объема активов, государственные банки инвестируют почти столько же, сколько все частные банковские объединения. Краткосрочные частные инвестиции не способны управлять переходом к зелёной экономике. Будущее финансирования в окружающую среду должно быть нацелено на общественную сферу, а не на частный сектор США [3].

Экологическая проблематика сопряжена с рядом методологических проблем: оценка эффективности проводимых экологических мероприятий затруднена в связи с методологическими трудностями: прогнозирования цен, денежных потоков, темпа инфляции, а также изменения ценности природных ресурсов. Так как оценка воздействия проекта на окружающую среду не отражает реальный эффект, результат политических воздействий затруднительно представить в финансовом эквиваленте, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности и притоке инвестиций в данную сферу. В качестве решения может служить оценка экологического эффекта как признак социальной значимости проекта, что стимулирует приток инвесторов, следующих Принципам ответственного инвестирования.

Анализ теоретико-правовых проблем построения экологически ориентированной экономической среды выявил наиболее часто используемые способы стимулирования роста инвестиций в сферу экологии путем государственного регулирования природоохранного сектора: в основном государства поддерживают развитие местных рынков «зелёных» облигаций. Также популярно среди рассмотренных стран содействие международному сотрудничеству в целях укрепления иностранных инвестиций в «зелёные» облигации.

Источники:

1. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 15.06.2020);

2. Update on the design of the Green Investment Bank. HM Government. 2011. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/31825/11-917-update-design-green-investment-bank.pdf (дата обращения: 21.05.2020) Статистические данные, публикуемые правительством Великобритании. URL: https://www.ons.gov.uk/economy/environmentalaccounts (дата обращения: 15.06.2020);

3. A US green investment bank for all: Democratized finance for a just transition. URL: https://thenextsystem.org/green-invest-ment-bank (дата обращения: 10.05.2020);

4. First Impact Report on «Green Bonds - Made by KfW». KfW. 2016. URL: https://www.kfw.de/PDF/Investor-Relations/Pdf-Dokumente-Investor-Relations/KfW-Green-Bond-Impact-Report-2015-16.pdf (дата обращения: 10.06.2020);

5. New investment in clean energy worldwide from 2004 to 2018. Statista. Интернет-ресурс. URL: https://www.statista.com/statistics/186807/worldwide-investment-in-sustainable-energy-since-2004/ (дата обращения: 20.06.2020);

6. Mu Z. et al. Environmental Legislation in China: Achievements, Challenges and Trends // Sustainability. 2014. N»6. С. 89678979;

7. Бальчиндоржиева О. Б. Проблема строительства зеленой экономики в Китае // Евразийство и мир. 2019. стр. 37-41;

8. Гурьева М. А. Экологическая политика Великобритании // Энергетическая безопасность: национальные, региональные и международные аспекты. Сборник статей по итогам круглого стола. 2013. С. 87-94;

9. Захаркина А.О. Особенности экологической политики и системы экологического законодательства США // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. N 5. С. 88-90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Раков И. Д. «Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран» // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. С. 67 - 82;

11. Субботин А. К. Глобальный кризис и экология: механизмы сдерживания катастрофы в Европе, России и США // Актуальные проблемы Европы. 2014. С. 12-48;

12. Чернявская Н. В., Клейман А. В. Экологические налоги в зарубежных странах: вопросы применения // Международный бухгалтерский учёт. 2015. С. 38 - 50;

13. Чжань Чжан. «Экологическая политика Китая и реализация целей в области устойчивого развития» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. С. 184-192 References:

1. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. UN "Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development" URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (date accessed: 15.06.2020);

2. Update on the design of the Green Investment Bank. HM Government. 2011. URL: https://assets.publishing.ser-vice.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/31825/11-917-update-design-green-investment-bank.pdf (access date : 21.05.2020) Statistics released by the UK government. URL: https://www.ons.gov.uk/economy/en-vironmentalaccounts (date of access: 15.06.2020);

3. A US green investment bank for all: Democratized finance for a just transition. URL: https://thenextsystem.org/green-invest-ment-bank (date accessed: 05/10/2020);

4. First Impact Report on "Green Bonds - Made by KfW". KfW. 2016. URL: https://www.kfw.de/PDF/Investor-Relations/Pdf-Dokumente-Investor-Relations/KfW-Green-Bond-Impact-Report-2015-16.pdf (date accessed: 10.06.2020 );

5. New investment in clean energy worldwide from 2004 to 2018. Statista. Internet resource. URL: https://www.sta-tista.com/statistics/186807/worldwide-investment-in-sustainable-energy-since-2004/ (date of access: 20.06.2020);

6. Mu Z. et al. Environmental Legislation in China: Achievements, Challenges and Trends // Sustainabil-ity. 2014. No. 6. S. 8967-8979;

7. Balchindorzhieva OB The problem of building a green economy in China // Eurasianism and the world. 2019. p. 37-41;

8. Gurieva MA Environmental policy of Great Britain // Energy security: national, regional and international aspects. Collection of articles following the round table. 2013.S. 87-94;

9. Zakharkina A.O. Features of environmental policy and the system of environmental legislation in the United States // Bulletin of the Essentuki Institute of Management, Business and Law. 2012. No. 5. P. 88-90

10. Rakov I. D. "Mechanisms for supporting financing of" green "projects: the experience of countries" // Actual problems of economics and law. 2017.S. 67 - 82;

11. Subbotin AK Global crisis and ecology: mechanisms of containment of catastrophe in Europe, Russia and the USA // Actual problems of Europe. 2014.S. 12-48;

12. Chernyavskaya N. V., Kleiman A. V. Environmental taxes in foreign countries: questions of application // International accounting. 2015.S. 38 - 50;

13. Zhan Zhang. "Environmental policy of China and the implementation of goals in the field of sustainable development" // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: History and Political Science. 2019.S. 184-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.