Научная статья на тему '«ЗЕЛЕНЫЕ» ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ И ОПЫТ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН'

«ЗЕЛЕНЫЕ» ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ И ОПЫТ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / «зелёные» финансы / инструменты «зелёного» финансирования / Сектор устойчивого развития / sustainable development / green finance / green finance tools / sustainable development sector

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова Ирина Николаевна, Роменский Николай Николаевич

Цель статьи – анализ опыта развития системы «зелёного» финансирования в зарубежной и российской практике. Определены основные понятия и термины, связанные с зелеными финансами. Проанализированы особенности институциональных основ «зелёного» финансирования. Рассмотрен опыт зеленого финансирования различных стран, подтвердивший воздействие данного сегмента финансового рынка на устойчивость и экономический рост. Проанализированы организационно-институциональные условия развития «зелёного» финансирования в России, в том числе охарактеризованы элементы национальной системы «зелёных» финансов, рассмотрена динамика показателей Сектора устойчивого развития ПАО «Московская биржа», обозначены факторы дальнейшего развития «зелёного» финансирования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“GREEN” FINANCES: ESSENCE AND EXPERIENCE OF “GREEN” FINANCING IN SOME COUNTRIES

The purpose of the article is to analyze the experience of developing the «green» financing system in foreign and Russian practice. The main concepts and terms related to green finance are defined. The features of the institutional framework of «green» financing are analyzed. The experience of green financing in various countries is considered, which confirmed the impact of this segment of the financial market on sustainability and economic growth. The organizational and institutional conditions for the development of «green» finance in Russia are analyzed, including the elements of the national system of «green» finance, the dynamics of indicators of the Sustainability Sector of PJSC «Moscow Exchange» are considered, and factors for the further development of «green» finance in Russia are identified.

Текст научной работы на тему ««ЗЕЛЕНЫЕ» ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ И ОПЫТ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН»

Научная статья УДК 336.7(045)

ИРИНА НИКОЛАЕВНА ОЛЕЙНИКОВА

Доктор экономических наук, профессор кафедрыупраеления, ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления и экономики», г. Таганрог e-mail: i.oleynikova@tmei.ru

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ РОМЕНСКИЙ

Обучающийся, ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления и экономики», г. Таганрог

e-mail: colin73555@mail.ru

«ЗЕЛЕНЫЕ» ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ И ОПЫТ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН

Аннотация. Цель статьи — анализ опыта развития системы «зелёного» финансирования в зарубежной и российской практике. Определены основные понятия и термины, связанные с зелеными финансами. Проанализированы особенности институциональных основ «зелёного» финансирования. Рассмотрен опыт зеленого финансирования различных стран, подтвердивший воздействие данного сегмента финансового рынка на устойчивость и экономический рост. Проанализированы организационно-институциональные условия развития «зелёного» финансирования в России, в том числе охарактеризованы элементы национальной системы «зелёных» финансов, рассмотрена динамика показателей Сектора устойчивого развития ПАО «Московская биржа», обозначены факторы дальнейшего развития «зелёного» финансирования в России.

Ключевые слова: устойчивое развитие, «зелёные» финансы, инструменты «зелёного» финансирования, Секторустойчивого развития

Тематический рубрикатор e-Library: 06.73.35

IRINA N.OLEINIKOVA

Doctor ofEconomics, Professor, Professor of the Department of Management Taganrog Institute ofManagement andEconomics, Taganrog

NIKOLAYN. ROMENSKY

Student, Department of Economies and Finance Taganrog Institute ofManagement andEconomics, Taganrog

"GREEN" FINANCES: ESSENCE AND EXPERIENCE OF "GREEN" FINANCING IN SOME COUNTRIES

Abstract. The purpose of the article is to analyze the experience of developing the «green» financing system in foreign and Russian practice. The main concepts and terms related to green finance are defined. The features of the institutional framework of «green» financing are analyzed. The experience of green financing in various countries is considered, which confirmed the impact of this segment of the financial market on sustainability and economic growth. The organizational and institutional conditions for the development of «green» finance in Russia are analyzed, including the elements of the national system of «green» finance, the dynamics of indicators of the Sustainability Sector ofPJSC «Moscow Exchange» are considered, and factors for the further development of «green» finance in Russia are identified.

Keywords: sustainable development, green finance, green finance tools, sustainable development sector

Развитие экономики различных стран от года к году наращивает свой потенциал, растёт уровень вовлеченности в экономический оборот природных ресурсов, увеличиваются производственные мощности, быстрее выстраивается логистика, добыча полезных ископаемых постоянно технологически модернизируется. Как следствие, от года к году увеличивается нагрузка на национальные и глобальную экологические системы, актуализируются вопросы экологической безопасности. Именно поэтому в 2007 г. в мировой практике начинает развиваться такое экономическое новшество, как «зелёные» фи-

нансы, именно в июне 2007 г. Европейский инвестиционный банк разместил первый выпуск «зелёных» облигаций, средства от продажи которых направлялись на финансирование проектов в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности. Базовыми документами, создавшими основу нового финансового инструмента, стали План действий ЕС в области энергетики, нацеленный на снижение зависимости от традиционных источников энергии и сокращение выбросов парниковых газов, разработанные в 2006 г. при поддержке Программы ООН по окружающей среде Принципы ответственного

© И.Н. Олейникова, 2023 31 © Н.Н. Роменский, 2023

инвестирования (РЫ), принятые в 2015 г. Парижское климатическое соглашение («СОР 21») и «Повестка дня ООН и Цели устойчивого развития на период до 2030 года» («ШГ ЗООэ»).

Появление инструментов «зелёного» финансирования обусловлено рядом факторов:

- развитием низкоуглеродной экономики;

- актуальностью повестки изменения климата;

- необходимостью обеспечения экологической безопасности вследствие расширения развития добывающих отраслей и неэффективного управления природными ресурсами, требующего снижения уровня загрязнений;

- внедрением механизмов бережливого производства;

- сохранением природных ресурсов и биологического разнообразия;

- необходимостью обеспечения «здоровья» океанских экосистем, сохранения средств к существованию жителей прибрежных районов и стимулиро-

вания экономического роста посредством развития компонентов «голубой» экономики. Реализация всех этих направлений во многом может быть достижима в связи с развитием соответствующего инструментария финансирования, что актуализирует необходимость изучения теории и практики становления и функционирования данного сегмента финансового рынка.

Развитие финансирования экологически значимых и направленных на внедрение ресурсосберегающих технологий и реализацию проектов устойчивого развития не является исключительно достижением XXI столетия. Вопросы, связанные с ответственностью инвесторов и полезностью инвестиций в целом для общества, начали обсуждаться и внедряться в практическую деятельность во второй половине XX в. Значимые этапы формирования и реализации международной повестки «зеленых» финансов отражены в табл. 1.

Таблица 1

Этапы развития институциональных основ «зелёного» финансирования _[составлено авторами по 1-4]_

Период

Специфика институциональных основ «зелёного» финансирования

1950-1970-е

Проведение первых международных конференций в области экологической устойчивости. Включение экологических проблем в повестку Генеральной Ассамблеи ООН. Институционализация традиций «исламского» финансирования ответственного развития, прозрачности, использования инвестиций для сфер, важных обществу_

1980-1990-е

Начало экологических реформ в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), направленных на интеграцию экономической и природоохранной политики. Развитие современных форм социально ответственного инвестирования. «Саммит Земли» - конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД): принятие Декларации по окружающей среде и развитию, разработка программы действий, направленных на реализацию правительствами концепции глобального устойчивого развития (Повестка дня на 21 век»). Проведение первого саммита ООН по климату в Берлине. Впоследствии стали регулярными и проводятся ежегодно

2000-2010-е

Принятие Декларации тысячелетия ООН: приняты обязательства по достижению мира и безопасности; развития, охраны окружающей среды; прав человека, демократии и управления. Разработка и внедрение системы мер по регламентации торговли квотами на выбросы парниковых газов (ETS). Внедрение принципов ответственного инвестирования (PRI), ориентированных на крупных институциональных инвесторов. Размещение Европейским инвестиционным банком первых Climate Awareness Bonds (климатических облигаций), средства от продажи которых направлялись на финансирование проектов по развитию альтернативных источников энергии. Утверждение Международным банком реконструкции и развития официального термина «зелёные облигации» (Green Bonds). Первые прецеденты выпуска корпоративных и муниципальных зелёных облигаций. Разработка Международной ассоциацией рынков капитала принципов зелёных облигаций (ICMA). Утверждение Целей устойчивого развития на период до 2030 года («UN SDGs»). Совет по финансовой стабильности G20 создал Рабочую группу по финансовому климатическому раскрытию - Task Force on Climate Related Financial Disclosures (TCFD). Цель: создание стандартов климатической отчетности. Публикация рекомендаций по выпуску зелёных облигаций в Китае. Разработка стандартов зелёных облигаций Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Расширение внедрения странами принципов зелёных и социальных облигаций. С 2018 года в рамках Всемирного экономического форума глобальные стейкхолдеры (главы стран, крупнейшие институционные инвесторы) приняли новую систему оценки экономического развития стран, основанную на определении Inclusive Development Index, который имеет 3 столба: рост и развитие; включение и справедливость между поколениями - устойчивое управление природными и финансовыми ресурсами. Разработка Ассоциацией кредитного рынка (LMA) принципов «зеленых» кредитов (Green Loan Principles)_

2020-е

Зелёный пакт ЕС - таксономия устойчивого развития ЕС к 2050 году. Разработка национального законодательства и таксономий устойчивого развития различных стран

Анализ этапов развития институциональных основ «зелёного» финансирования, представленный в табл. 1, свидетельствует, что данная система финансовых отношений развивается в результате последовательно проводимой политики устойчивого социо-эколого-экономического развития как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств, направленной на сбережение окружающей среды, улучшение экологической обстановки, социально ответственное ведение бизнеса. Значительное влияние оказывает внедрение в финансовую практику принципов ответственного инвестирования, социально ответственных принципов ведения бизнеса и подтверждение данных фактов в нефинансовых отчетах корпораций, а также собственно развитие инструментария и технологий финансового рынка, поскольку одним из ключевых инструментов «зелёного» финансирования являются ценные бумаги фондового рынка.

Обозначенная существенная и объективно обусловленная современными трендами социально-экономического развития роль «зелёных» финансов предопределяет рассмотрение их трактовки и структуры финансовых механизмов, входящих в их состав. Подходы к трактовке сущности, изложенные в различных источниках, отразим в табл. 2.

Таким образом, специфику «зелёных» финансов отражает объект приложения финансовых инструментов - экономическая деятельность, обусловленная целями устойчивого и сбалансированного природопользования, экологической безопасности, сглаживания последствий изменения климата.

«Зелёные» финансы как финансовый механизм целевой направленности реализуются на макро- и микроуровне. На макроуровне данный механизм осуществляется в рамках экономики замкнутого цикла, основанной на многократном использовании ресурсов посредством их регенерации, восстановления и оптимизации в целях сохранения природных условий [7, с. 55]. Микроуровень механизма «зелёных» финансов представлен экологически ориентированными инвестициями и низкоуглеродными технологиями, проектами и производствами, учитывающими экологические риски, системами климатического менеджмента, управлением энергопотреблением, безопасными технологиями хранения отходов и т.п.

Структурно система «зелёных» финансов представлена совокупностью элементов, отличающихся спецификой механизма осуществления финанси-рования(рис. 1).

Таблица 2

Теоретические подходы к трактовке сущности «зелёных» финансов

Источник Определение сущности «зелёных» финансов

Гаврилова Э.Н. «Зелёное» финансирование в России: специфика, основные инструменты, проблемы развития, 2020 [5] «Зелёное» финансирование представляет собой совокупность источников, форм и методов, используемых для финансирования и кредитования зеленой экономики, энергетики, окружающей среды

Ермакова Е.П. Развитие правовых основ «зеленого» финансирования в России, ЕС и Китае: сравнительно-правовой анализ, 2020 [6] «Зеленое» финансирование относится к финансовым операциям, которые поддерживают переход к экономике с низким уровнем выбросов углерода в окружающую среду и борьбу с изменением климата

Филиппова Л. Зеленое финансирование как фактор устойчивого развития: мировые тенденции и перспективы в Республике Беларусь, 2021 [7] В широком представлении - это инвестиции в разработку и реализацию программ в области рационального (сбалансированного) природопользования, проектов экологической направленности и производств, ориентированных на мероприятия по повышению эффективности переработки и вторичного использования ресурсов, поддержке возобновляемой энергетики

Практический опыт поддержки «зелёного» финансирования (на примере стран «Группы двадцати»). Отчет по НИР, 2017 [8] «Зелёные» финансы - финансовые услуги, предназначенные для поддержки экономической деятельности, которая направлена на улучшение окружающей среды, смягчение последствий изменения глобального климата и более эффективное использование ресурсов

«ЗЕЛЁНЫЕ» ОБЛИГАЦИИ

Особый вид облигаций, выпускаемых с целью обеспечения «зеленого» финансирования, т.е. реализации программ и проектов,

направленных на развитие «зёленой» экономики

«ЗЕЛЕНЫЕ» ФИНАНСЫ

«ЗЕЛЁНЫЕ» АКЦИИ

Акции компаний, соответствующих критериям экологичности, социальной

ответственности, чистоты управления (ЕБС-критериям)

X

«ЗЕЛЁНЫЕ» КРЕДИТЫ

I

Финансовые инструменты устойчивого развития в форме привлекаемых кредитов,

предназначенные для финансирования и (или) рефинансирования «зелёных» проектов

«ЗЕЛЁНЫЕ» ФОНДЫ

Особый вид биржевых фондов (ЕТР), которые основаны на таком критерии инвестирования, как благо общества. Такие фонды инвестируют средства в акции компаний - лидеров по развитию экологичных технологий

Рис. 1. Структурные составляющие системы «зелёных» финансов[составлено авторами]

Развитие зелёного финансирования в Китае началось задолго до широкого распространения данного термина. В 1983 году правительство Китая приняло решение о смене курса экономики и политики с переориентацией на значительные инвестиции в охрану окружающей среды и экологической безопасности страны, и к 1995 году созданная система полностью функционировала. К 2006 году Народный банк Китая реализовал систему кредитных проверок, в которой четко отображалось, соответствует ли кредитование компаний экологическим нормам, позднее в стране были определены национальные критерии «зелёных» облигаций с учетом специфики страны. К 2015 году была задействована Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая и внедрены системы статистического учета зеленого финансирования [10]. Программа развития зеленых финансов в Китае представлена в табл. 3. В настоящее время Народный банк Китая является одним из крупнейших в мире эмитентов «зелёных» облигаций.

Обобщая приведенные данные, следует отметить и еще одну систему экологической защиты Китая - сегментирование экологических товаров: разработан перечень из 66 видов экологически чистых товаров, производимых 400 компаниями, что позволяет соблюдать принцип экологичности при проведении государственных закупок. Исходя из статистики, 60% государственных закупок приходятся на экологические товары от общего числа закупок. Этот рыночный инструмент к моменту полного внедрения в страну способствовал грамотному сегментированию рынка и закупок внутри, а также, как ни странно, способствовал более экологичному распределению ресурсов.

В современных условиях Китай является одним из лидеров на рынке «зелёного» финансирования. Так, в 2021 г. в Китае было выпущено «зелёных» облигаций на сумму 109,4 млрд долларов. В базе данных зелёных облигаций Climate Bonds зафиксировано 68 млрд долларов таких облигаций, размещённых эмитентами из Китая, что составляет 62% от общего глобального объема выпуска [12].

Таблица 3

Поэтапное развитие зеленого финансирования в Китае [составлено авторами по 11-12]

Отнесение каждого из перечисленных элементов к системе «зелёных» финансов сопряжено с применением ряда принципов (критериев). В частности, Принципы «зелёных» облигаций были разработаны Международной ассоциацией рынка ценных бумаг (2014) и включают следующие позиции требований к эмитентам таких облигаций: (1) целевую направленность инвестиций в результате размещения «зелёных» облигаций; (2) процесс оценки и выбора «зелёного» проекта; (3) привлекаемые эмитентом средства имеют исключительно целевой характер; (4) информация о расходовании средств является прозрачной и должна ежегодно публиковаться [7, с. 57].

Примером принципов «зелёных» кредитов является разработанная ООО «Национальное Рейтинговое Агентство» Методология оценки соответствия «зелёных» кредитов принципам и стандартам в сфере экологии и (или) финансирования «зеленых» проектов. Данные принципы таковы: (1) соответствие документов, бизнес-процессов, политик и иных корпоративных процедур заемщика - юридического лица международным и национальным ориентирам в сфере экологии и (или) «зелёного» финансирования;

(2) наличие достоверной экспертизы (преимущественно государственной), подтверждающей соответствие проекта целям привлекаемого финансирования;

(3) соответствие «зелёных» кредитов требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зелёного) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»; (4) соответствие «зеленых» кредитов Принципам «зелёных» кредитов (The Green Loan Principles), опубликованным Ассоциацией кредитного рынка (Loan Market Association) [9].

Определившись с системной характеристикой и терминологией «зелёных» финансов, рассмотрим модели зелёного финансирования отдельных стран.

Условие Потребность Решение

Верификация «зелёных» облигаций Определение специфики актива, который соответствует «зелёным облигациям»; аналогично кредитным проверкам -выявление критериев, позволяющих объявить облигацию «зеленой»; наличие для критерия отсечки / уровня загрязнения Создание Комитета по развитию рынка зеленых облигаций, проводящего проверку и обзор соответствия созданных критериев / стандартов

Введение свободной / сторонней структуры, одобренной правительством, проводящей контроль и надзор - инспекционного учреждения Разработка системы контроля зеленых финансов и учет эффективности этой системы Создание Инспекционного контроля за иными контролирующими структурами, проверяющими эмиссию зеленых облигаций

Реформа национального финансового рынка Создание условий для формирования новой системы; обеспечение мотивации всех участников рынка Внедрение системы политического регулирования

Одним из лидеров в сфере «зелёного» финансирования являются США, стабильно занимающие не менее 1/5 части мирового рынка. Объектами «зелёного» инвестирования в США являются отрасли, наиболее опасные для экологии, такие как транспорт, энергетика, водопользование, строительство. Следует, однако, учитывать, что лидерство США по выпуску «зелёных» облигаций обусловлено их первенством в загрязнении окружающей среды, поэтому подобный статус лидера в сфере «зелёных» финансов в практическом применении теряется. В 2022 г. в условиях повышенной нестабильности предложение «зелёных» облигаций в США сократилось на 43,2% -до 60,22 млрд долларов [13].

Ярким примером развития «зелёных» финансов, оказавших существенное влияние на экономику страны в целом, является Южная Корея. Так, в 2008 году страна принимает решение о переходе на низко-углеродный «зелёный» рост ввиду высокой зависимости от ископаемых ресурсов. К реализации были приняты два проекта: Пятилетний план «зелёного» роста (2009-2013) и Национальная стратегия «зелёного» роста (2009 - до 2050), строящиеся на ряде аспектов, таких как создание баланса экономики и охраны окружающей среды; улучшение качества жизни и повышение авторитета среди других стран. Внедрение зелёных технологий в сфере промышленности должно привести к увеличению «зелёного» экспорта в общем объеме вывоза промышленной продукции с 10% до 22%. Планировалось повысить энергетическую безопасность за счет увеличения использования возобновляемых источников энергии,

доля которых должна возрасти до 11% в 2030 г. и до 30% к 2050 г.

Современная Россия также участвует в развитии «зелёных» финансов, что обусловлено высокой значимостью и необходимостью эффективного воспроизводства природно-ресурсного потенциала национальной экономики. Кроме того, Россия является одним из крупнейших энергопотребителей мира, а потери электроэнергии составляют до 50% её потребления. Россия входит в десятку стран, которые производят наибольшее количество выбросов, как в абсолютном выражении, так и на душу населения, отчего несет ответственность за выброс огромной доли углекислого газа. Для изменения ситуации требуется осуществление масштабных «зелёных» инвестиций [14].

Система «зелёных» финансов в России включает следующие компоненты (рис. 2).

Рыночный механизм развития инструментов «зелёного» финансирования сформирован в 2019 г., когда в рамках рынков ПАО «Московская биржа» начал функционировать Сектор устойчивого развития для финансирования проектов в области экологии и социально значимых инициатив. Создание данного рыночного сегмента стало реализацией в российской биржевой практике международной инициативы ООН «Биржи за устойчивое развитие» (Sustainable Stock Exchanges, SSE) и направлено на достижение следующих целей. За достаточно непродолжительный период функционирования сектор продемонстрировал значительные абсолютные и относительные темпы роста (рис. 3).

Совокупность нормативных документов, регламентирующих процедуру эмиссии ценных бумаг, раскрытие информации эмитентами, правила листинга

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА «ЗЕЛЕНЫХ» ФИНАНСОВ РОССИИ

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 года № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»

Регуляторная база Стандарт «зелёного» финансирования Национальный перечень верификаторов Методологический центр

Г J Г i

Перечень независимых компаний, предоставляющих заключение о соответствии зелёного облигационного выпуска требованиям национального стандарта

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», которая отвечает:

- за методологическое обеспечение по финансовым инструментам устойчивого развития;

- организацию ведения перечня верифицированных зеленых и адаптационных финансовых инструментов

Рис. 2. Элементы национальной системы «зелёных» финансов в России [составлено авторами по 15]

Рис. 3. Объем привлеченного финансирования эмитентами Сектораустойчивого развития, млрдруб.

[составлено авторами по 16]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темп роста масштабов Сектора устойчивого развития за рассматриваемый период составил 67,4 раза. В структуре инструментов устойчивого финансирования преобладающими являются «зелёные» облигации - 200 из 297 млрд руб., или более 67%. Большая часть этих облигаций была размещена в 2020-2021 гг. Отечественный рынок «зелёных» облигаций характеризуется высокой степенью концентрации - 66% выпусков за рассматриваемый период разместили правительство Москвы, ВЭБ.РФ и Сбербанк. Дальнейшие перспективы данного рыночного сегмента будут определяться степенью макроэкономической стабильности. В настоящее время в качестве перспективного фактора роста «зелёного» финансирования в России могут стать сбережения граждан. Так, в мае 2023 г. Правительство Москвы разместило выпуск «зелёных» облигаций для населения. Полученные от размещения средства направлены на закупку экологически чистого общественного транспорта (электробусов с электрическим отоплением салона) и другие «зелёные» мероприятия.

Исходя из приведенных примеров развития «зелёных» финансов, можно констатировать, что его инструменты получили глобальное распространение. В разных странах появилось отдельное, «зелёное»

бюджетирование деятельности корпораций. Кроме того, развитие экологического состояния стран повлияло и на их экономику - все участники не только создали новую, экологически чистую инфраструктуру, но и диверсифицировали как внутреннюю, так и внешнюю экономику. Спрос на «зелёное» финансирование демонстрирует активное и устойчивое развитие. В России потенциал дальнейшего развития «зелёного» финансирования обусловлен наличием законодательно закреплённых целей устойчивого развития и совокупности показателей их достижения, а также критериев отбора объектов «зелёного» инвестирования; наличием бюджетно-налоговых механизмов стимулирования «зелёных» инвестиций и размещения соответствующих фондовых инструментов; поддержкой данного направления со стороны таких национально значимых институтов развития, как ВЭБ.РФ, Фонд развития промышленности. Основным трендом развития «зелёного» финансирования на среднесрочную перспективу будет развитие его инструментов, инфраструктуры, внедрение вопросов устойчивого развития и учета Е80-факторов в корпоративное управление, что в целом должно сформировать и развить национальную культуру «зелёного» финансирования.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Бедняков A.C. Место России на рынке «зеленого» финансирования / A.C. Бедняков. - Текст: электронный // Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2021 «Международные рынки капитала ответственного финансирования - точка синергии для эмитентов и инвесторов». - URL: https://roscongress.org/materials/mesto-rossii-na-rynke-zelenogo-finansirovaniya/ https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.07.2023).

2. Балыкина O.A. Первый выпуск зеленых облигаций: особенности и перспективы развития / O.A. Балыкина, A.A. Колесникова. - Текст: электронный // Научные записки молодых исследователей. - 2022. - №6. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pervyy-vypusk-zelenyh-obligatsiy-osobennosti-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 04.08.2023).

3. Пономарева А. Климатическое раскрытие TCFD: контекст, регулирование, опыт российских эмитентов / А. Пономарева. - Текст: электронный // Московская биржа: релиз ESG-гида. 2023. - URL: https://fs.moex.eom/f/17648/2023-01-19-horizon-tcfd-ponomareva-olga-gorizont.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

4. Цехомский Н.В. Применение проектного финансирования в условиях ограниченного капитала: пример ответственного финансирования и ESG. ВЭБ РФ, 2021 / Н.В. Цехомский. - URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/533820921.pdf (дата обращения: 04.08.2023). - Текст: электронный.

5. Гаврилова Э.Н. «Зелёное» финансирование в России: специфика, основные инструменты, проблемы развития / Э.Н. Гаврилова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2020. - №2 (33). - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.07.2023). - Доступ свободный.

6. Ермакова Е.П. Развитие правовых основ «зеленого» финансирования в России, ЕС и Китае: сравнительно-правовой анализ / Е.П. Ермакова - Текст: непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2020. - Т. 24. - № 2,- С. 335-352.

7. Филиппова Л.Е. Зеленое финансирование как фактор устойчивого развития: мировые тенденции и перспективы в Республике Беларусь / Л.Е. Филиппова. - Текст: непосредственный // Журнал международного права и международных отношений. - 2021. - № 1 (96). - С. 53-68.

8. Практический опыт поддержки «зелёного» финансирования (на примере стран «Группы двадцати»): отчет по НИР. - Москва : Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт» (НИФИ), 2017. - 246 с. - URL: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 23.07.2023). -Доступ свободный. - Текст: электронный.

9. Методология оценки соответствия «зеленых» кредитов принципам и стандартам в сфере экологии и (или) «зеленого» финансирования (выражения независимого мнения (Second Party Opinion)): ООО «Национальное рейтинговое агентство». - Москва, 2022. - URL: https://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/Methology_green_credits.pdf (дата обращения: 15.07.2023). - Текст: электронный.

10. «Зелёное» финансирование как механизм финансовой поддержки инвестиционной деятельности в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого роста: возможности для России»: аналитическая записка «Опыт Китая по внедрению государственной поддержки и инструментов финансирования в «зеленые» проекты». - Москва : ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт». Центр международных финансов, 2016. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2018/06/main/2016_results.pdf (дата обращения: 17.07.2023). - Текст: электронный.

11. Шайдурова А.А. Использование опыта Китая в области финансирования зеленых проектов на пути к устойчивому развитию экономики России / А.А. Шайдурова. - Текст : электронный // Финансовые рынки и банки. - 2020. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.07.2023).

12. Чжао Шэнь. «Зеленые» облигации в Китае: современное состояние и перспективы развития / Шэнь Чжао. -Текст : электронный // Московский экономический журнал. - 2023. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/zelenye-obligatsii-v-kitae-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 15.08.2023).

13. Горбачева Т.А. Анализ практики «зеленых» финансов в Соединенных Штатах Америки, Великобритании и Российской Федерации / Т.А. Горбачева, К.Г. Буневич. - Текст : электронный // Управление. - 2022. - №3. -URF: https://cyberleninka.rU/article/n/analiz-praktiki-zelenyh-finansov-v-soedinennyh-shtatah-ameriki-velikobritanii-i-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.08.2023).

14. Прудникова А.А. Зеленое финансирование для достижения целей устойчивого развития: современное состояние и перспективы / А.А. Прудникова. - Текст : электронный // Экономика. Налоги. Право. - 2023. -№3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenoe-finansirovanie-dlya-dostizheniya-tseley-ustoychivogo-razvitiya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 15.08.2023).

15. Выпуск зеленых облигаций (для небанковских организаций). ПАО «Московская биржа» : сайт. - URF: https://bondguide.moex.com/articles/bond-preparation-process/42 (дата обращения: 15.08.2023). - Текст : электронный.

16. Сектор устойчивого развития ПАО «Московская биржа»: сайт. - URF: https://www.moex.com/s3019 (дата обращения: 15.08.2023). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Bednyakov A.S. Mesto Rossii na rynke "zelenogo" finansirovaniya [Russia's place in the green finance market]. In: Ekspertnoe zaklyuchenie podgotovleno po itogam sessii PMEF-2021 "Mezhdunarodnye rynki kapitala otvetstvennogo finansirovaniya — tochka sinergii dlya emitentov i investorov". [Expert opinion prepared following the SPIEF-2021 session "Responsible Finance International Capital Markets — A Point of Synergy for Issuers and Investors"]. Available at: https://roscongress.org/materials/mesto-rossii-na-rynke-zelenogo-finansirovaniya/ (accessed 07.15.2023).

2. Balykina O.A., Kolesnikova A.A. Pervyj vypusk zelenyh obligacij: osobennosti i perspektivy razvitiya [The first issue of green bonds: features and development prospects], Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej = Scientific notes ofyoung researchers. 2022, no. 6, pp. 34-42. (In Russ.)

3. Ponomareva A. Klimaticheskoe raskrytie TCFD: kontekst, regulirovanie, opyt rossijskih emitentov. Moskovskaya birzha. Reliz ESG-gida. 2023 [Climate disclosure of TCFD: context, regulation, experience of Russian issuers. Moscow stock exchange. Release of the ESG guide. 2023]. Available at: https://fs.moex.com/f/17648/2023-01-19-horizon-tcfd-ponomareva-olga-gorizont.pdf (accessed 04.08.2023).

4. Tsekhomsky N.V. Primenenie proektnogo finansirovaniya v usloviyah ogranichennogo kapitala: primer otvetstvennogo finansirovaniya i ESG. VEB RF [Application of project finance in conditions of limited capital: an example of responsible financing and ESG], VEB RF, 2021. Available at: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/533820921.pdf (accessed 04.08.2023).

5. Gavrilova E.N. "Zelyonoe" finansirovanie v Rossii: specifika, osnovnye instrumenty, problemy razvitiya ["Green" financing in Russia: specifics, main tools, development problems], Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.YU. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i menedzhment = Bulletin of the Moscow University named after S.Yu. Witte. Series 1: Economics and Management. 2020, no. 2 (33), pp. 56-61. (In Russ.)

6. Ermakova E.P. Razvitie pravovyh osnov "zelenogo" finansirovaniya v Rossii, ES i Kitae: sravnitel'no-pravovoj analiz [Development of the legal framework for " green" financing in Russia, the EU and China: a comparative legal analysis], Vestnik RUDN. Seriya: YUridicheskie nauki = Bulletin of PFUR. Series: Legal Sciences. 2020, vol. 24, no. 2, pp. 335-352. (In Russ.)

7. Filippova Г. Zelenoe finansirovanie kak faktor ustojchivogo razvitiya: mirovye tendencii i perspektivy v respublike Belarus' [Green financing as a factor of sustainable development: global trends and prospects in the Republic of Belarus], ZHurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij = Journal of international law and internationalrelations. 2021, no. 1 (96),pp. 53-68. (In Russ.)

8. Prakticheskij opyt podderzhki "zelyonogo" finansirovaniya (na primere stran «Gruppy dvadcati») [Practical experience of supporting "green" financing (on the example of the G20 countries)]. Moscow, 2017. 246 p. Available at: https://minfin.gov.ru/ (accessed 07.23.2023).

9. Metodologiya ocenki sootvetstviya "zelenyh" kreditov principam i standartam v sfere ekologii i (ili) "zelenogo" finansirovaniya (vyrazheniya nezavisimogo mneniya (Second Party Opinion)) [Methodology for assessing the compliance of "green" loans with the principles and standards in the field of ecology and (or) "green" financing

(expression of an independent opinion (Second Party Opinion)]. Moscow, 2022. Available at: https://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/Methology_green_credits.pdf (accessed 07.15.2023).

10. "Zelyonoe" finansirovanie kak mekhanizm finansovoj podderzhki investicionnoj deyatel'nosti v celyah obespecheniya sbalansirovannogo i ustojchivogo rosta: vozmozhnosti dlya Rossii». Analiticheskaya zapiska "Opyt Kitaya po vnedreniyu gosudarstvennoj podderzhki i instrumentov finansirovaniya v "zelenye" proekty" ["Green" financing as a mechanism for financial support of investment activities in order to ensure balanced and sustainable growth: opportunities for Russia. Policy Brief "China's Experience in Introducing State Support and Financing Instruments to Green Projects". FSBI "Research Financial Institute"]. Moscow, 2016. Available at: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2018/06/main/2016_results.pdf (accessed 07.17.2023).

11. Shaidurova A.A. Ispol'zovanie opyta Kitaya v oblasti finansirovaniya zelenyh proektov na puti к ustojchivomu razvitiyu ekonomiki Rossii [Using the experience of China in the field of financing green projects on the way to sustainable development of the Russian economy], Finansovye rynki i banki = Financial Markets and Banks, 2020, no. 2, pp. 13-23. (InRuss.)

12. Zhao Shen. "Zelenye" obligacii v Kitae: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya ["Green" bonds in China: current state and development prospects], Moskovskij ekonomicheskij zhurnal = Moscow Economic Journal, 2023, no. 2, pp. 34-39. (InRuss.)

13. Gorbacheva T.A., Bunevich K.G. Analiz praktiki "zelenyh" finansov v Soedinennyh SHtatah Ameriki, Velikobritanii i Rossijskoj Federacii [Analysis of the practice of "green" finance in the United States of America, Great Britain and the Russian Federation], Upravlenie = Management. 2022, no. 3, pp. 78-83. (In Russ.)

14. Prudnikova A.A. Zelenoe finansirovanie dlya dostizheniya celej ustojchivogo razvitiya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Green financing to achieve the goals of sustainable development: current state and prospects], Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Right. 2023, no. 3, pp. 37-44. (In Russ.)

15.Vypusk zelenyh obligacij (dlya nebankovskih organizacij) [Issuance of green bonds (for non-banking organizations)]. Available at: https://bondguide.moex.com/articles/bond-preparation-process/42 (accessed 08.15.2023).

16. Sektor ustojchivogo razvitija РАО "Moskovskaja birzha" [Sustainable Development Sector of PJSC Moscow Exchange], Available at: https://www.moex.com/s3019 (accessed 08.15.2023).

Статья поступила в редакцию 03.07.2023; одобрена после рецензирования 24.08.2023; принята к публикации

20.09.2023. The article was submitted 03.07.2023; approved after reviewing 24.08.2023; accepted for publication

20.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.