Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОЕКТЫ: СОДЕРЖАНИЕ И СОСТОЯНИЕ1ТЮТЮКИНА Е.Б., СИЛПАГАР Э.Ю'

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОЕКТЫ: СОДЕРЖАНИЕ И СОСТОЯНИЕ1ТЮТЮКИНА Е.Б., СИЛПАГАР Э.Ю Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОЕКТЫ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ / "ЗЕЛЁНЫЕ" ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тютюкина Е. Б., Силпагар Э. Ю.

В статье раскрывается содержание финансово-экономического механизма инвестирования в природоохранные проекты, выделяются его основные элементы (объекты, субъекты, финансовые инструменты, экономические рычаги, законодательно-нормативная база). Проводится анализ наличия и современного состояния в России финансовых инструментов (“зелёных” ценных бумаг, в том числе государственных и муниципальных, “зелёных” депозитов, кредитов и займов, паев “зелёных” ПИФов, “зелёных” сертификатов, бюджетных ассигнований и субсидий, грантов и гарантий, СПИК, краудфандинга) и экономических рычагов (платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, экологического и утилизационного сборов, тарифов, налоговых льгот). Сделан вывод об отсутствии рынка “зелёных” финансов, что препятствует привлечению частных инвестиций. При этом государственная политика нацелена на возложение практически всех основных расходов по охране окружающей среды на хозяйствующие субъекты. Обосновывается необходимость внешней поддержки со стороны государства, Центрального банка России, финансовых институтов развития и предлагаются основные ее направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОЕКТЫ: СОДЕРЖАНИЕ И СОСТОЯНИЕ1ТЮТЮКИНА Е.Б., СИЛПАГАР Э.Ю»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОЕКТЫ: СОДЕРЖАНИЕ И СОСТОЯНИЕ1

Тютюкина Е.Б., Силпагар Э.Ю.

ТЮТЮКИНА Елена Борисовна - доктор экономических наук, профессор, 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

СИЛПАГАР Элиф Юналовна - аспирант Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация. E-mail:[email protected]

Аннотация. В статье раскрывается содержание финансово-экономического механизма инвестирования в природоохранные проекты, выделяются его основные элементы (объекты, субъекты, финансовые инструменты, экономические рычаги, законодательно-нормативная база). Проводится анализ наличия и современного состояния в России финансовых инструментов ("зелёных" ценных бумаг, в том числе государственных и муниципальных, "зелёных" депозитов, кредитов и займов, паев "зелёных" ПИФов, "зелёных" сертификатов, бюджетных ассигнований и субсидий, грантов и гарантий, СПИК, краудфандинга) и экономических рычагов (платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, экологического и утилизационного сборов, тарифов, налоговых льгот). Сделан вывод об отсутствии рынка "зелёных" финансов, что препятствует привлечению частных инвестиций. При этом государственная политика нацелена на возложение практически всех основных расходов по охране окружающей среды на хозяйствующие субъекты. Обосновывается необходимость внешней поддержки со стороны государства, Центрального банка России, финансовых институтов развития и предлагаются основные ее направления.

Ключевые слова: финансово-экономический механизм, природоохранные проекты, финансовые инструменты, экономические рычаги, "зелёные" финансы.

Для цитирования: Тютюкина Е.Б., Силпагар Э.Ю. Финансово-экономический механизм привлечения инвестиций в природоохранные проекты: содержание и состояние // Экономические системы. 2019. Том 12. № 3-4 (46-47). С. 46-57. DOI 10.29030/2309-2076-2019-12-3-4-46-57.

Реализация в России мероприятий по охране окружающей среды возможна только при наличии соответствующего финансового обеспечения и финансово-экономического механизма инвестирования в природоохранные проекты, который обеспечивает движение финансовых ресурсов между субъектами посредством финансовых инструментов и экономических рычагов в целях создания объекта инвестирования в рамках действующей законодательно-нормативной базы. Исходя из этого основными его элементами, на наш взгляд, являются:

1 Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-010-00678 "Развитие финансово-экономических механизмов привлечения инвестиций в природоохранные проекты").

1) три группы субъектов (табл. 1):

- инвесторы (генерирующие источники финансовых ресурсов);

- посредники (участвующие в перемещении финансовых ресурсов);

- пользователи (использующие финансовые ресурсы для создания объекта инвестирования);

Таблица 1

Субъекты - участники инвестирования в природоохранные проекты

Субъекты инвестирования в природоохранные проекты

Инвесторы Посредники Пользователи

Домохозяйства Институты развития Хозяйствующие субъекты,реализующие природоохранные проекты (объекты)

Хозяйствующие субъекты Фондовая биржа

Институциональные инвесторы, в том числе: Коммерческие банки

- пенсионные фонды ПИФы

- страховые компании

Международные финансовые организации

Государство

Муниципальные органы власти

Фонд национального благосостояния

2) объекты инвестирования - природоохранные проекты, определение которых отсутствует в российском законодательстве, однако широко используется в практической деятельности [1]. Исходя из определения природоохранной деятельности1, природоохранными следует рассматривать проекты, реализация которых направлена на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий;

3) финансовые инструменты - соглашения (договоры) между субъектами, которые "упаковывают" финансовые ресурсы в определенный финансовый продукт, свидетельствующий о возникновении финансового актива (инвестора, посредника) и финансового обязательства (посредника, пользователя) (табл. 2);

4) экономические рычаги - способы влияния на субъекты и финансовые инструменты для получения желаемого эффекта (табл. 2);

5) законодательно-нормативная база, регламентирующая формирование и использование финансовых инструментов и экономических рычагов, деятельность субъектов по инвестированию в природоохранные проекты.

Финансово-экономический механизм инвестирования в природоохранные проекты и потенциальные для России финансовые инструменты и экономические рычаги, соответствующие мировой практике, представлены на рис. 12.

1 Ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ-7). URL: www.consultant.ru

2 Составлен авторами.

Таблица 2

Финансовые инструменты и экономические рычаги инвестирования в природоохранные проекты

Финансовые инструменты (обозначение) Экономические рычаги (обозначение)

Зелёные депозиты (1) Гранты (9) Плата за негативное воздействие на окружающую среду (17)

Акции "зелёных" компаний (публичные прямые инвестиции) (2) Гарантии (10) Штрафы за нарушения в области охраны окружающей среды (18)

"Зелёные" облигации (3) Паи "зелёных" ПИФов (11) Экологический сбор (19)

"Зелёные кредиты" (4) Инвестиционный налоговый кредит (12) Утилизационный сбор (20)

Синдицированные "зелёные" кредиты (5) "Зелёные" сертификаты (13) Тариф (21)

"Зелёные" займы (6) Специальный инвестиционный контракт (СПИК) (14) Налоговые льготы (22)

"Зелёные" государственные и муниципальные облигации (облигации внутреннего экологического займа) (7) Целевые программы (15)

Бюджетные ассигнования и субсидии (8) Краудфандинг (16)

Рис. 1. Финансово-экономический механизм инвестирования в природоохранные проекты

Их анализ позволил сделать следующие выводы:

1) "зелёные" депозиты, займы, кредиты, критерием которых является целевой (природоохранный) характер использования, в российской практике самостоятельного статуса не имеют, поэтому их невозможно идентифицировать, но необходимо развивать [2]. По международным оценкам в 2014 - начале 2015 г доля российских банков в глобальном синдицированном кредитовании "зелёных" проектов составляла 0,2% [3];

2) отсутствует чёткое понимание отнесения компаний к "зелёным". В мировой практике такими считаются компании, соответствующие концепции устойчивого экономического развития1 [4]. Однако в России анализ публичных компаний по таким критериям не проводится, поэтому определить объемы выпуска акций "зелёных" компаний не представляется возможным;

3) рынок "зелёных" облигаций в России находится в стадии активного становления. В 2019 г. Московская биржа создала отдельный сектор для финансирования экологических и социальных проектов путем эмиссий "зелёных" облигаций российских и иностранных эмитентов при условии их соответствия принципам "зелёного" финансирования2. Примеры размещения зеленых облигаций в России пока являются единичными:

- в декабре 2018 г. компания ООО "Ресурсосбережение ХМАО" разместила "зелёные" облигации номинальной стоимостью 1,1 млрд руб.3 в целях финансирования проекта по созданию комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки ТКО для городов Нефтеюганска, Пыть-Яха и поселений Нефтеюганского района4;

- в 2019 г. ОАО "РЖД" разместило "зелёные" еврооблигации объемом 500 млн евро в целях финансирования и рефинансирования кредитов, привлеченных на покупку пассажирских поездов "Ласточка" и электровозов, что, согласно независимой внешней оценке, окажет положительное влияние на окружающую среду, обеспечит открытость, безопасность, жизнестойкость и устойчивость городов и населенных пунктов5.

1 Соответствующие экологическим, социальным и управленческим показателям (ESG - environmental, social and governance) и ESG-инвестициям.

2 Установленным Международной ассоциацией рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA), Международной некоммерческой организацией "Инициатива климатических облигаций" (Climate Bonds Initiative, CBI).

3 Первые в России "зелёные" облигации размещены на Московской бирже. URL: https://1prime.ru/Financial_market/20181220/829563256.html (дата обращения: 06.11.2019).

4 ООО "Ресурсосбережение ХМАО" получило положительное санитарно-эпидемиологическое заключение проекта санитарно-защитной зоны. URL: http://rsb-hmao. ru/novosti-i-dostizheniya/ooo-resursosberezhenie-khmao-poluchilo-polozhitelnoe-sanitar-no-epidemiologicheskoe-zaklyuchenie-proekta-sanitarno-zashchitnoj-zony (дата обращения: 06.11.2019).

5 Установлено Экспертным советом по рынку долгосрочных инвестиций при Центральном банке России и рабочей группой по вопросам ответственного финансирования (ESG-finance). Москва, 2019.

Таким образом, отсутствие развитого рынка "зелёных" ценных бумаг делает невозможным использование "зелёных" ПИФов в качестве инструмента привлечения частных инвестиций;

4) эмиссия "зелёных" государственных и муниципальных облигации в России не осуществлялась, притом что экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России высказал позицию о важности их роли в формировании рынка зеленых облигаций и привлекательности данного финансового инструмента1, что также подтверждает и зарубежная практика [5];

5) использование "зелёных" сертификатов2 в России в настоящее время разрабатывается регулятором рынка электроэнергии "Совет рынка". Их потребителями будут субъекты, "для которых важно с имиджевой точки зрения приобретать именно выработку ВИЭ"3, продавцами - генераторы ВИЭ, для которых торговля сертификатами станет источником дополнительного дохода. Торговлю "зелеными" сертификатами в России планируют запустить с 2020 г.;

6) СПИКи4 возможны для использования в природоохранных проектах только при условии разработки и внедрения современных технологий из перечня, утверждаемого Правительством РФ, для производства конкурентоспособной на мировом уровне продукции;

7) бюджетные ассигнования и субсидии осуществляются в рамках реализации национального проекта "Экология"5 (на 2019-2024 гг) (далее - нацпроект "Экология"), включающего 11 федеральных проектов6, входящего в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы7.

1 Зелёные финансы: повестка дня для России: Диагностическая записка / Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России. Москва, 2018. Октябрь.

2 Представляют подтверждение права на получение определенного заранее оплаченного количества электроэнергии, произведенной на объектах ВИЭ (возобновляемых источников энергии).

3 "Совет рынка" думает о сертификатах на выработку ВИЭ. URL: https://www.np-sr.ru/ru/press/pub_media/46494-potrebitelyam-energii-prodadut-imidzh-sovet-rynka-du-maet-o-sertifikatah-na (дата обращения: 08.11.2019).

4 Представляют собой соглашения между инвестором и государством, а также муниципальным образованием, определяющие обязательства инвестора реализовать инвестиционный проект и государства по предоставлению инвестору мер господдержки (финансовой и нефинансовой) в течение срока СПИКа.

5 Федеральный национальный проект "Экология". URL: https://buhguru.com/ spravka-info/nats-proektekologiya.html (дата обращения: 06.04.2019).

6 "Чистая страна", "Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами", "Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности", "Чистый воздух", "Чистая вода", "Оздоровление Волги", "Сохранение озера Байкал", "Сохранение уникальных водных объектов", "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Сохранение лесов", "Внедрение наилучших доступных технологий".

7 Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (с изм., внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 362). URL: www.mnr.gov.ru

В 2017 и 2018 г. бюджетные ассигнования из федерального бюджета на охрану окружающей среды соответственно составили1: 0,39 и 0,45% всех расходов федерального бюджета на государственные программы при исполнении расходов на 93,9 и 97,7%; 31,537 млрд руб. и 39,224 млрд руб., из них 8,56 и 19,1% -по нацпроекту "Экология"; на нацпроект "Экология" приходилось 1,5 и 3,5% бюджетных ассигнований на реализацию всех приоритетных проектов и программ Российской Федерации при исполнении расходов на 95,5 и 93,8% соответственно. Структура источников финансирования (табл. 3) свидетельствует о второстепенной роли государства (20,6%) и направлении бюджетных средств на создание системы экологического менеджмента, а также о возложении практически всех основных расходов по охране окружающей среды на хозяйствующие субъекты (79,4%);

8) гранты и гарантии, предоставляемые государством и институтами развития с государственным участием, являются инструментами прямого финансирования природоохранных проектов, что, с одной стороны, обеспечивает прозрачность использования источников финансирования, с другой стороны, ведет к росту бюджетных расходов. Гарантии сигнализируют инвесторам о важности природоохранных проектов, что имеет положительные эффекты, особенно в странах со средним и низким уровнем дохода инвесторов [6];

9) краудфандинг только начинает развиваться в России и по оценкам экспертов имеет хорошие перспективы, в том числе и в "зелёном" финансировании: в настоящее время имеется 3-4 площадки и объем привлеченных средств около 10 млрд руб., прогнозируется, что к 2021 г. их будет более 202;

10) плата за воздействие на окружающую среду (далее - плата) является во всем мире стимулом частных инвестиций в природоохранные проекты. В России установлены следующие виды платы:

- плата за негативное воздействие на окружающую среду, установленная ФЗ-7, взимается с юридических и физических лиц за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение и захоронение отходов производства и потребления (п. 16 ФЗ-7). Ставка и коэффициенты, как повышающие, так и стимулирующие, устанавливаются Правительством РФ. Предусмотрены и другие стимулирующие положения3. Плата зачисляется в региональные (30%) и местные (70%) бюджеты, в 2018 г она составила 10 млрд руб.4;

1 Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год. URL: www.gov-news.ru; Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год. URL: www.minfin.ru

2 https://www.youtube.com/watch?v=CiYv9TaJHYY&feature=emb_title

3 Например, плата понижается на сумму затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, и др. (ст. 17 ФЗ-7).

4 Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год. URL: www.minfin.ru

Таблица 3

Источники финансирования федеральных проектов национального проекта "Экология" за период 2019-2024 гг.

Всего В том числе, %

из них бюдже- из них из них

фе- ты го- консо- внебюджетные источники

Федеральный проект Млн руб. % де-раль-ный бюджет субсидии бюджетам субъектов РФ судар-ствен-ных внебюджетных фондов субсидии бюджетам лидированные бюджеты субъектов РФ субсидии бюджетам

1. Чистая страна 124 206,8 3,1 60,9 60,9 0 0 39,1 0 0

2. Комплексная система обращения с ТКО 296 223,8 7,3 36,6 28,7 0 0 2,1 0 61,3

3. Инфраструктура для обраще-

ния с отходами 1-П классов опас- 36 353,3 0,9 48,8 0 0 0 0 0 51,2

ности

4. Чистый воздух 500 139,8 12,4 20,4 48,6 0 0 3,2 0 76,4

5. Чистая вода 245 050 6,0 60,0 99,81 0 0 5,1 0 34,9

6. Оздоровление Волги 205 378,9 5,1 65,1 97,0 0 0 19,4 0 15,5

7. Сохранение озера Байкал 33 944 0,8 86,4 92,2 0 0 13,0 0 0,6

8. Сохранение уникальных водных объектов 15 152 0,4 87,7 44,82 30,3 0 0 12,3 0 0

9. Сохранение биологического

разнообразия и развития эколо- 6 282,8 0,2 100,0 0 0 0 0 0 0

гического туризма

10. Сохранение лесов 151 009,8 3,7 26,9 95,2 0 0 2,6 0 70,5

11. Внедрение наилучших доступных технологий 2 427 300 60,1 1,1 0 0 0 0 0 98,9

Всего 4 041 042 100 17,3 72,5 0 0 3,3 0 79,4

1 Оставшаяся часть (0,2%) - на финансирование мероприятий по организации системы мониторинга за качеством питьевой воды Роспотребнадзором.

2 В числителе - субсидии, в знаменателе - субвенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- штрафы за нарушения в области охраны окружающей среды регламентируются в РФ Кодексом об административных правонарушениях (далее - КоАП)1;

- экологический сбор (далее - ЭС) установлен Федеральным законом "Об отходах производства и потребления"2 (далее - ФЗ-89) для производителей и импортеров товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, в случае необеспечения ими самостоятельной утилизации или недостижения установленных нормативов утилизации. Ставка ЭС утверждается Правительством РФ, средства ЭС зачисляются в федеральный бюджет и перераспределяются между субъектами РФ в виде субсидий;

- утилизационный сбор (далее - УС) установлен ФЗ-89 для импортеров и производителей транспортных средств для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств. Ставка УС утверждается Правительством РФ, средства УС зачисляются в федеральный бюджет и перераспределяются Минпромторгом РФ между субъектами РФ в виде субсидий (пропорционально проживающему количеству населения в регионах);

- тариф на услугу по обращению с ТКО введен с 2019 г. для населения и хозяйствующих субъектов, устанавливается территориальным региональным оператором единым на территории всего субъекта и направляется в порядке целевого финансирования хозяйствующим субъектам, обеспечивающим реализацию технологической цепочки системы обращения с ТКО.

Исходя из состояния окружающей среды в России и показателей ее охраны, существующие виды платы не стимулируют частное инвестирование;

11) в настоящее время налоговое законодательство предусматривает следующие виды льгот применительно к природоохранной деятельности:

- освобождение от НДС услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО. Это значит, что тариф на услуги по обращению с ТКО не включает НДС. Однако это положение будет действовать только 5 календарных лет, в последующем тариф будет включать сумму НДС (пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- возможность установления субъектами РФ региональным операторам по обращению с ТКО налоговой ставки по налогу на прибыль от деятельности в рамках договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в размере 0 процентов. В этом случае налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается также в размере 0 процентов (пп. 1.12 п. 1 ст. 284 НК РФ).

В качестве налоговой преференции можно рассматривать инвестиционный налоговый кредит (ст. 66-67 НК РФ), критериями предоставления которого могут соответствовать организации по переработке ТКО, осуществляю-

1 В мае 2019 г. внесены новые и увеличены существующие виды штрафов.

2 Статья 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". URL: www.consultant.ru

щие проекты энергоэффективности, выполняющие особо важные заказы по социально-экономическому развитию региона, если природоохранные проекты будут признаны таковыми.

Таким образом, проведенный анализ основных элементов финансово-экономического механизма инвестирования в природоохранные проекты позволяет сделать вывод о необходимости внешней поддержки со стороны:

1) государства в части:

- формирования политической среды, сигнализирующей сектору государственного управления и частному бизнесу, в том числе через средства массовой информации (далее - СМИ) [7], о приверженности принципам ESG [8], которые по оценкам зарубежных экспертов способствуют росту бизнеса [9-11]. В то же время значительная часть бизнеса в России рассматривает инвестиции в "зеленое" развитие как статью роста себестоимости [12]; и только около трети российских организаций ставят в качестве цели инвестирование в основной капитал на охрану окружающей среды1;

- неснижения государственных инвестиций, поскольку они обладают значительным мультипликативным эффектом "экологизации" экономики за счет мобилизации частных инвестиций [13];

- использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для финансирования "зеленых" инфраструктурных проектов путем инвестирования в "зеленые депозиты" Внешэкономбанка2, акции "зеленых" публичных российских компаний и паи "зеленых" ПИФов;

- развития финансовых инструментов (субсидий, гарантий и др.) и экономических рычагов (налоговых льгот, тарифов и др.);

2) Центрального банка России (далее - ЦБ), поскольку в соответствии с мировой практикой ни одна страна не смогла запустить систему "зеленого" финансирования без участия национального финансового регулятора. Роль ЦБ должна заключаться в создании условий для направления средств институциональных (пенсионных фондов и страховых компаний)3 [14] и частных инвесторов (домохозяйств)4 в финансовые инструменты инвестирования в природоохранные проекты, которые будут восприниматься в качестве инициатив и сигналов для потенциальных инвесторов;

3) финансовых институтов развития в качестве катализаторов инвестирования в природоохранные проекты, а именно:

1 https://www.gks.ru

2 По состоянию на 01.10.2019 г. ФНБ размещено 587,9 млрд руб. в депозиты "Внешэкономбанка" при максимально возможном объеме в соответствии с законодательством до 995 млрд руб. URL: www.minfin.ru

3 В их управлении находится около 8 трлн руб., в том числе половина - в негосударственных пенсионных фондах.

4 Инвестиции физических лиц в депозиты и индивидуальные инвестиционные счета составляют соответственно около 25 трлн руб. и более 50 млрд руб. [14].

- государственной корпорации "Внешэкономбанк": 1) создание государственно-частных фондов (фондов ГЧП) в качестве инвестиционной платформы реализации и поддержки инвестиций в природоохранные проекты [15], в том числе в качестве "якорного" инвестора; 2) осуществление синдицированного кредитования; 3) финансирование проектов на условиях ГЧП;

- МСП Банка и АО Корпорации "МСП": предоставление целевых кредитов и гарантий для осуществления субъектами МСП природоохранных инвестиций;

- коммерческих банков с государственным участием: использование "зеленых" ипотечных кредитов для физических лиц, кредитов на цели повышения энергоэффективности многоквартирных домов для товариществ собственников жилья и управляющих организаций.

Таким образом, развитие финансово-экономического механизма привлечения инвестиций в природоохранные проекты возможно только на основе системного подхода и при активном участии государства.

Источники

1. Институты и инструменты "зелёного финансирования": риски и возможности устойчивого развития российской экономики / Л.Ю. Андреева [и др.] // Лесотехнический журнал. 2017. № 2. С. 205-214.

2. "Зелёные" проекты - сегмент внимания банков / Е.Г. Шершнева [и др.] // Вестник УГНТУ. Наука. Образование. Экономика. Серия Экономика. 2018. № 3 (25). С. 71-80.

3. Архипова В.В. "Зелёные финансы" как средство для решения глобальных проблем // Экономический журнал ВШЭ. 2017. Т. 21. № 2. С. 312-332.

4. Судас Л.Г. Бизнес за устойчивое развитие // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. Вып. 61. Октябрь. С. 241-261. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/biznes-za-ustoychivoe-razvitie

5. Calder A., Kolodzie M., Selot V. Green Bonds: Green is new black // RBC Capital Markets. 2017. April. 42 p.

6. BielenbergA. etal. Financing change: How to mobilize private-sector financing for sustainable infrastructure. McKinsey & Company, London. 2016. 63 р.

7. Green bonds get the green light // State Street Global Advisors. 2016. 12 p.

8. Никоноров С.М. К "зелёной" экономике через "зелёные" финансы, биоэкономику и устойчивое развитие // Русская политология. 2017. № 3. С. 12-15.

9. MIT Sloan Management Review. Investing for a Sustainable Future / Gregory Unruh, et al. MIT, 2016. 32 p.

10. MoriN., Chiba Yo. Impact of climate change - transforming business behaviour in favour of sustainable development // Institute for Global Environmental Strategies. 2017. URL: https://www. jstor.org/stable/resrep02904

11. Lipton M. Spotlight on Boards 2018. Harvard Law School Forum on Corporate Governance and Financial Regulation. URL: https://corpgov.law.harvard.edu

12. Тяглов С.Г., Богданова Р.М., Парада Е.В. Развитие зеленой экономики в рамках реализации национального проекта "Экология" // Финансовые исследования. 2019. № 2 (63). С. 13-22.

13. Clark R., Reed J., Sunderland T. Bridging funding gaps for climate and sustainable development: Pitfalls, progress and potential of private finance // Land Use Policy. 2018. Vol. 71. P. 335-346.

14. "Зеленое финансирование" в России: создание возможностей для "зеленых" инвестиций: Аналитическая записка / А.И Дамианова [и др.]. URL: http://documents.worldbank.

org/curated/en/699051540925687477/pdf/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance-Note.pdf

15. Богачева О., Смородинов О. Проблемы "зеленого" финансирования в странах G20 // Международная экономика и международные финансовые отношения. 2019. Т. 61. № 10. С. 16-24.

FINANCIAL AND ECONOMIC MECHANISM OF INVESTMENT ATTRACTION IN ENVIRONMENTAL PROJECTS: CONTENT AND CONDITIONS

Tyutyukina E.B., Silpagar E.Yu.

TYUTYUKINA Elena Borisovna - doctor of economics, professor, professor of Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

SILPAGAR Elif Yunalovna - Postgraduate Student, Department of Corporate Finance and corporate governance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article reveals the content of the financial and economic mechanism of investing in environmental projects, highlights its main elements (objects, subjects, financial instruments, economic leverages, legislative base). An analysis of the of the availability and current conditions of financial instruments in Russia ("green" securities, including state and municipal, "green" deposits, loans and borrowings, shares of "green" mutual funds, "green" certificates, budgetary appropriations and subsidies, grants and guarantees, special investment contracts - SPIC, crowdfunding) and economic leverages (fees for negative environmental impacts, fines for environmental violations, environmental fees, recycling fees, tariffs, tax breaks) is made. It is concluded that there is no "green" finance market, which inhibits private investment attraction. At the same time state policy is aimed to lay almost all the major expenses for environmental protection on economic entities. The necessity of external support from the state, the Central Bank of Russia, financial development institutions is substantiated, and its main directions is proposed.

Keywords: financial and economic mechanism, environmental projects, financial instruments, economic leverages, green finance.

For citation: Tyutyukina E.B., Silpagar E.Yu. Financial and economic mechanism of investment attraction in environmental projects: content and conditions. Economic Systems. 2019. Vol. 12. No. 3-4 (46-47). P. 46-57. DOI 10.29030/2309-2076-2019-12-3-4-46-57.

References

1. Andreeva L.Yu., Vovchenko N.G., Epifanova T.V., Polubotko A.A. Instituty i instrumenty "zelyonogo finansirovaniya": riski i vozmozhnosti ustojchivogo razvitiya rossijskoj ekonomiki [Green finance institutions and instruments: risks and opportunities for sustainable development of the Russian economy]. Lesotekhnicheskijzhurnal. 2017. No. 2. P. 205-214.

2. Shershneva E.G., Kondyukova E.S., Dubrovina S.A., Zemlyanicina N.V. "Zelyonye" proekty -segment vnimaniya bankov [Green projects - a segment of attention of banks]. Vestnik UGNTU. Nauka. Obrazovanie. Ekonomika. Seriya Ekonomika. 2018. No. 3 (25). P. 71-80.

3. Arhipova V.V. "Zelyonye finansy" kak sredstvo dlya resheniya globalnyh problem ["Green finance" as a means to solve global problems]. Ekonomicheskijzhurnal VSHE. 2017. Vol. 21. No. 2. P. 312-332.

4. Sudas L.G. Biznes za ustojchivoe razvitie [Business is for sustainable development]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2017. No. 61. Oktyabr. P. 241-261. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/biznes-za-ustoychivoe-razvitie

5. Calder A., Kolodzie M., Selot V. Green Bonds: Green is new black. RBC Capital Markets, 2017. April. 42 p.

6. Bielenberg A. et al. Financing change: How to mobilize private-sector financing for sustainable infrastructure. McKinsey & Company, London. 2016. 63 p.

7. Green bonds get the green light. State Street Global Advisors. 2016. 12 p.

8. Nikonorov S.M. K "zelyonoj" ekonomike cherez "zelyonye" finansy, bioekonomiku i ustojchivoe razvitie [Towards a green economy through green finance, bioeconomics and sustainable development]. Russkayapolitologiya. 2017. No. 3. P. 12-15.

9. Gregory Unruh et al. MIT Sloan Management Review. Investing For a Sustainable Future. MIT, 2016. 32 p.

10. Mori N., Chiba Yo. Impact of climate change - transforming business behaviour in favour of sustainable development [electronic resource] / Institute for Global Environmental Strategies. 2017. URL: https://www.jstor.org/stable/resrep02904

11. Lipton M. Spotlight on Boards 2018. Harvard Law School Forum on Corporate Governance and Financial Regulation. URL: https://corpgov.law.harvard.edu

12. Tyaglov S.G., Bogdanova R.M., Parada E.V. Razvitie zelenoj ekonomiki v ramkah realizacii nacional'nogo proekta "Ekologiya" [Development of a green economy in the framework of the national project "Ecology"]. Finansovyeissledovaniya. 2019. No. 2 (63). P. 13-22.

13. Clark R., Reed J., Sunderland T. Bridging funding gaps for climate and sustainable development: Pitfalls, progress and potential of private finance. Land Use Policy. 2018. Vol. 71. P. 335-346.

14. Damianova A.I. et al. "Zelenoe finansirovanie" v Rossii: sozdanie vozmozhnostej dlya "zelenyh" investicij. Analiticheskaya zapiska [Green Financing in Russia: Creating Opportunities for Green Investments: Analytic research]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/ en/699051540925687477/pdf/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance-Note.pdf

15. Bogacheva O., Smorodinov O. Problemy "zelenogo" finansirovaniya v stranah G20 [Problems of green financing in G20 Countries]. Mezhdunarodnaya ekonomikaimezhdunarodnye finansovye otnosheniya. 2019. Vol. 61. No. 10. P 16-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.