pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709
Финансовый капитал
ЗАРУБЕЖНЫЙ опыт использования револьверных фондов КАК ИНСТРУМЕНТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРИРОДООХРАННЫХ ПРОЕКТОВ
Маргарита Васильевна ЛАТЫПОВА
соискатель кафедры финансов, кредита, бухгалтерского учета и аудита,
Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Российская Федерация
orcid.org/0000-0003-0113-3350
SPIN-код: 7119-7678
История статьи:
Получена 16.02.2018 Получена в доработанном виде 05.03.2018 Одобрена 21.03.2018 Доступна онлайн 27.04.2018
УДК 336.645.1 057
Ключевые слова:
револьверный фонд, финансирование природоохранных проектов
Аннотация
Предмет. Револьверный фонд как инструмент финансирования экологических проектов.
Цели. Анализ зарубежного опыта использования револьверных фондов, выделение особенностей, достоинств и недостатков применения данного инструмента для финансового обеспечения проектов по охране окружающей среды, разработка классификации схем револьверных фондов для выбора оптимальной схемы в зависимости от инвестиционной привлекательности природоохранных проектов и становых особенностей.
Методология. Для проведения данного исследования были использованы системный подход, сравнительный анализ, анализ статистических данных и моделирование. Результаты. Анализ зарубежного опыта использования револьверных фондов для финансирования проектов по охране окружающей среды позволил выделить особенности существующих механизмов, детально представить схемы их функционирования. Выявлены достоинства использования револьверных фондов, заключающиеся в возвратности осуществленных инвестиций, в стабильной доходности, в расширении возможностей для привлечения частных инвестиций и целевого характера использования, в возможности хеджирования рисков и рефинансирования долгов, в гибкости параметров предоставления средств. Обнаружены институциональные, нормативно-правовые и экономические ограничения, препятствующие эффективному использованию финансовых ресурсов. Разработана классификация данных фондов по следующим основаниям: базовый источник финансирования, способ предоставления средств, характер возвратных потоков финансовых ресурсов, а также выделены факторы, влияющие на выбор того или иного вида револьверного фонда.
Область применения. Деятельность органов государственной власти по управлению государственными и муниципальными финансами в сфере охраны окружающей среды.
Выводы. Предложенная классификация позволит разработать оптимальную схему в зависимости от экономической ситуации и особенностей экологического проекта.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Латыпова М.В. Зарубежный опыт использования револьверных фондов как инструмента совершенствования финансирования инфраструктурных природоохранных проектов // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 4. — С. 983 — 1000. https://doi.org/10.24891/fc.24.4.983
Угроза экологической катастрофы,
неизбежность сокращения природных ресурсов актуализируют вопросы развития, распространения и финансирования программ по охране окружающей среды и рациональному использованию ресурсов.
Проблемам финансового обеспечения ресурсосберегающих экологических проектов посвящены исследования многих
отечественных и зарубежных авторов. Потребность в подобных исследованиях обусловлена необходимостью теоретического
обоснования формирования «зеленых» или экологических финансовых рынков, появлением новых финансовых методов и инструментов, облегчающих доступ к данным рынкам.
В рамках данной статьи рассмотрены теоретические и практические особенности функционирования револьверных фондов в сфере охраны окружающей среды, нацеленных на повышение эффективности использования финансовых ресурсов посредством восполнения исходящих потоков, что особенно важно для создания циклического механизма финансового обеспечения инвестиционных проектов с низкой, но стабильной доходностью. Следует отметить, что данный предмет слабо исследован представителями отечественной науки.
Под револьверными фондами понимают оборотные возобновляемые фонды, основанные на использовании и постоянном пополнении средств за счет притока ресурсов от осуществления хозяйственных операций, которые являются относительно новым и недостаточно изученным инструментом в бюджетном финансировании мероприятий государственных (муниципальных) программ в России1.
Револьверные фонды выступают одним из инструментов обеспечения эффективного использования государственных бюджетных и внебюджетных денежных средств для финансирования хозяйственной деятельности (программ) государственных органов (госорганизаций), которая состоит из циклически повторяющихся операций, близких к коммерческой деятельности2. Основной задачей револьверного метода финансирования является не извлечение прибыли из проекта, а накопление финансовых ресурсов для поддержания цикличности инвестиционного процесса. Успех использования револьверных фондов для финансирования социальных проектов в
1 Богачева О.В., Фокина Т.В. Револьверные фонды в бюджетной практике Канады и США // Финансы и кредит. 2015. № 18. С. 23-33.
2 Там же.
развитых и развивающихся странах обусловлен их способностью к самофинансированию за счет превращения исходящих потоков в инвестиции будущих проектов путем обеспечения относительно невысокого, но стабильного возвратного потока, генерируемого текущими проектами. По мере того как проекты начинают давать положительный экономический эффект, появляется возможность обеспечить возврат инвестированных средств для использования их в других проектах.
Пионерами в области использования револьверного фонда для финансирования природоохранных проектов являются США и Канада, опыт которых активно используется для внедрения данного механизма в других странах. Интенсификация применения данных механизмов началась в 10-х гг. XXI в. Согласно исследованиям, проведенным на базе Университета Британской Колумбии, на конец 2012 г. в Северной Америке функционировало около 79 «зеленых» револьверных фондов, что на 60% превышало аналогичный показатель 2010 г. [1].
Первые револьверные фонды возникли в Европе в начале XIX в. Идея использования данной схемы финансирования была привнесена в США иммигрантами и начала постепенно реализовываться к началу ХХ в. Самое раннее общее описание финансового плана револьверного фонда было опубликовано в ежегоднике Министерства сельского хозяйства США в 1914 г. Однако на тот момент использование данных фондов носило фрагментарный характер.
Активизация использования револьверного фонда, по мнению К. Стилоу [2], связано с развитием с середины ХХ в. в США фермерских кооперативов. Потребность в создании подобных фондов была обусловлена интенсификацией деятельности фермерских хозяйств и необходимостью модернизации сельскохозяйственной техники. Традиционно доходы от фермерской деятельности распределялись пропорционально взносам между участниками, стратегия которых была зачастую лишена стимулов к инвестированию во внеоборотный капитал. В ряде штатов была
успешно апробирована новая схема финансирования, функционирующая на циклической основе, которая подразумевала систематические отчисления из чистой прибыли фермерских кооперативов в специализированный фонд, из которого финансировались капитальные инвестиции, часть доходности которых вновь обращалась в фонд.
Успех пилотных проектов, характеризующихся финансовой устойчивостью, привел к популяризации револьверных фондов. Согласно исследованию фермерских хозяйств, проведенному в 1954 г. статистической службой Департамента Сельского хозяйства, 60% фермерских кооперативов использовали револьверный фонд как один из основных механизмов финансирования, при этом за пять лет капитал данных фондов увеличился на 63% [2].
Применение механизмов револьверных фондов в сфере охраны окружающей среды объясняется потребностью повышения эффективности использования экологических фондов и увеличения их инвестиционного потенциала за счет создания возможности частичного возврата финансовых ресурсов для их последующего инвестирования в аналогичные проекты. Экологические проекты характеризуются высокой социальной значимостью, но зачастую имеют долгий срок окупаемости, невысокую доходность, что делает их несоответствующими ожиданиям инвесторов и их участие становится систематическим в зависимости от факторов, выделенных Н.Л. Полторадневой и М.В. Латыповой [3]. Тем не менее государство заинтересовано в организации
финансирования экологических проектов на регулярной основе, но этому препятствуют ограниченность бюджета, низкая
эффективность финансового менеджмента, сложность доступа к частным инвестициям.
Проблема формирования источников финансирования экологических проектов на регулярной основе может быть решена при помощи использования механизма
револьверного фонда, который благодаря циклической схеме движения финансовых
ресурсов [4] способствует регулярному пополнению фонда за счет положительного эколого-экономического эффекта от реализованных проектов и дает возможность направлять полученные денежные средства на инвестирование новых проектов.
Анализ зарубежной литературы на тему использования револьверных фондов в сфере охраны окружающей среды показал, что наиболее часто данный механизм используется для финансирования проектов по повышению энергоэффективности, качества водоснабжения и водоотведения, обращению с коммунальными отходами и снижению выбросов парниковых газов. Использование револьверного фонда для строительства и модернизации экологической инфраструктуры представляет собой постоянный и независимый источник недорогого финансирования для широкого спектра проектов в данной сфере.
Для того чтобы понять особенности функционирования револьверных фондов в экологических проектах рассмотрим примеры их использования в развитых и развивающихся странах.
Особой популярностью данный метод финансирования пользуется в сфере энергосбережения в хозяйственных и бытовых нуждах. Инвестиции в энергосберегающие проекты во многих компаниях, особенно в муниципальных учреждениях, несмотря на большой потенциал экономии средств, возникающий в результате их осуществления, воспринимаются как расходы. Тем не менее спрос на проекты по повышению энергоэффективности растет.
Так, в Германии с середины 1990-х гг. количество контрактов в сфере энергосбережения возросло с 300 до 50 000, причем перспективы роста количества контрактов оцениваются в 1,4 млн, а суммарный объем инвестиций в рамках исполнения контрактов составил около 750 млн евро [5]. В большинстве случаев заключаются перфоманс-контракты, по которым выплаты энергосервисным компаниям будут осуществляться в
зависимости от степени выполнения ими обязательств по сокращению
энергопотребления. Во Франции подобные контракты более распространены в государственном секторе и охватили около 115 000 объектов, а оборот рынка составляет около 5 млрд евро [5]. Одним из действенных инструментов по повышению спроса на услуги энергосервисных компаний является возможность получения льготного кредита почти под нулевую процентную ставку на базе револьверного фонда, восполнение которого осуществляется за счет получения положительного эколого-экономического эффекта от внедрения энергосберегающих технологий.
Таким образом, револьверные фонды позволяют не только изыскать финансовые ресурсы на реализацию данных проектов, но и отследить, представить в денежном выражении, а также аккумулировать положительный эколого-экономический
эффект и впоследствии конвертировать их в инвестиции. При этом идея создания револьверного фонда заключается в накоплении ресурсов за счет финансовых потоков, полученных при осуществлении быстроокупаемых мероприятий
энергосбережения, и дальнейшее
реинвестирование этих средств в последующие мероприятия с более длительным сроком окупаемости [6].
Исследования, проведенные на базе 76 университетов США и Канады, внедривших энергосберегающие технологии с
использованием финансовых ресурсов зеленых револьверных фондов, показали следующие результаты: средний срок окупаемости проектов 3,5—4,4 года [7]. Среднегодовая доходность инвестиций составила около 28% [1].
Рассмотрим более подробно механизм револьверных фондов в сфере энергосбережения на примерах,
представленных в табл. 1. Были рассмотрены случаи использования револьверных фондов в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, экономика которых как и российская является
энергоемкой, но имеет большой потенциал для развития энергосберегающих технологий, а также характеризуется относительной неразвитостью национальных финансовых рынков, что существенно затрудняет доступ к долевому и долговому капиталу.
Согласно исследованиям, проведенным С. Бойд [8], большинство проектов по повышению энергоэффективности базируются на кредитном механизме револьверного фонда, когда из средств фонда формируются кредиты для реализации проектов, а не оказывается прямое финансирование — субсидирование или выделение грантов. Заем обеспечивает первоначальный капитал для поддержки проекта. Экономия от реализации проектов реинвестируется в фонд, где они могут быть использованы для будущих проектов. Определение денежного выражения данного эффекта и объема средств, требуемых к возврату в фонд, является проблемой, требующей отдельного исследования. Положительный эффект может быть определен не только как объем средств, которые удалось сэкономить в результате реализации проекта [9], но и как объем сокращения альтернативных издержек в денежном выражении, например, вследствие снижения выбросов парниковых газов [10].
Основными проблемами при реализации энергосберегающих проектов, как отмечают В. Страйтферд и С. Чирараттананон [11], является неразвитость национальных финансовых рынков, в особенности кредитных, проблемы технической организации развития инновационных портфелей кредитования [12], что зачастую приводит к недостатку финансовых ресурсов [13, 14] и несвоевременности их восполнения.
Проекты по обеспечению населения чистой питьевой водой и повышению качества очистки сточных вод являются одними из самых приоритетных в сфере охраны окружающей среды. Рассмотрим более подробно функционирование механизма револьверного фонда для финансирования проектов в данной сфере на примерах, представленных в табл. 2.
По данным на 2016 г. около 2,4 млрд чел. по-прежнему оставались без водопроводов и канализации, около 550 млн не имели доступа к чистой питьевой воде, что на 60% меньше по сравнению с 2000 г.3. Однако в развивающихся странах оценка уровня качества воды часто превышает оценку развитых стран. Так, например, Правительство Бангладеш заявило о том, что 85%4 населения имеют доступ к улучшенной питьевой воде, которая, однако, является необработанной, то есть несет в себе риск для здоровья. Поэтому револьверные фонды, обеспечивающие частичную возвратность использованных финансовых ресурсов, являются высоко востребованными в сфере водоснабжения и водоотведения.
В табл. 2 представлены схемы функционирования револьверных фондов в развитых и развивающихся странах. Данные фонды могут формироваться из средств государственного бюджета, банковских гарантий, грантов международных
организаций по обеспечению населения чистой питьевой водой и поддержания чистоты водоемов. Развитые страны, благодаря сформированным финансовым рынкам, способным генерировать новые зеленые финансовые инструменты, имеют больше возможностей по привлечению средств инвесторов. С учетом высокой волатильности финансовых рынков инвестиции в револьверные фонды, обладающие невысокой, но стабильной доходностью могут стать приемлемым вариантом для инвесторов. Часть поступающих от проекта средств в таком случае будет направлена в револьверный фонд, а оставшаяся часть — доход инвесторов.
Возвратные потоки в револьверные фонды чистой воды могут формироваться как за счет платежей, взимаемых с населения за пользование инфраструктурой водоснабжения
3 Global Metrics for the Environment. The Environmental Performance Index Ranks Countries' Performance on High-Priority Environmental Issues. Yale Center for Environmental Law & Policy, Yale University, 2016.
URL: http://epi.yale.edu/sites/default/files/2016EPI_Full_Report_ opt.pdf
4 Там же.
и водоотведения, так и за счет экономии, возникающей при реализации проектов водосбережения и сокращения расходов на очищение водоемов.
Востребованы револьверные фонды и в сфере обращения с отходами. Револьверный фонд наиболее часто используется в развивающихся странах для создания инфраструктуры по утилизации твердых коммунальных отходов с возможностью получения высвобождаемой энергии, которая направляется на обеспечение как самого завода, так и местных электростанций. Необходимость
строительства мусороперерабатывающих заводов в развивающихся странах связана с отсутствием системы раздельного сбора отходов, с проблемами окупаемости инвестиционных проектов по
строительству мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов
вследствие извлечения недостаточного количества полезных компонентов и простоя производственных мощностей. Например, мусорный кризис на Филиппинах актуализировал необходимость создания мусоросжигательных заводов нового поколения, отвечающих строгим
экологическим требованиям.
Рассмотрим примеры использования данных механизмов, представленные в табл. 3.
Формирование полноценной инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами требует значительного объема первоначальных вложений. Речь идет о системе, позволяющей осуществлять своевременно и наиболее полно сбор, транспортировку, утилизацию и ликвидацию отходов, а также содействовать сокращению объема отходов, если при этом такая система отвечает современным экологическим требованиям. Так, строительство
современного мусороперерабатывающего завода обходится примерно в 250 — 300 млн евро5.
Револьверный фонд для проектов по обращению с отходами может формироваться
5 Нехлебова Н. Отходный промысел // Огонек. 2014. № 41. С. 22-25.
за счет государственного финансирования, средств экологических фондов, экологических налогов и платежей, взимаемых с производителей, в ходе деятельности которых образуются отходы, а также за будущую утилизацию производимых ими товаров6 по потере ими своих потребительских качеств, экологические пожертвования. Отдельного внимания заслуживает исследование инструментов финансового рынка, которые могут обеспечить входящие потоки в данные фонды. Например, вложение части фонда в экологические ценные бумаги либо получение дополнительных средств от продажи сертификатов сокращения выбросов углеводорода и других парниковых газов.
Возвратные потоки в револьверные фонды могут быть обеспечены за счет платежей от населения и бизнеса за доступ к услугам по обращению с отходами, а также денежного эквивалента положительного эколого-экономического эффекта, например, энергии, генерируемой при сжигании отходов.
Проведенный анализ зарубежного опыта использования револьверных фондов для финансирования экологических проектов позволил сделать следующие выводы.
Циклическая схема движения финансовых ресурсов обеспечивается за счет обеспечения мероприятий, которые имеют положительный эколого-экономический эффект, то есть направлены на сокращение использования ресурсов, например на развитие альтернативных источников энергии или сокращение затрат на обращение с отходами. Сократить такие затраты возможно за счет снижения выбросов парниковых газов. Револьверные фонды развитых стран характеризуются использованием
инновационных финансовых инструментов, появлению которых содействуют развитые финансовые рынки. Револьверные фонды развивающихся стран во многом зависимы от
6 Полтораднева Н.Л., Латыпова М.В. Особенности финансирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами в России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 41. С. 2468— 2484.
URL: https://doi.org/10.24891/fc.23.41.2468
инвестиций международных экологических организаций и организаций развития.
Револьверные фонды имеют следующие преимущества над традиционным
невозобновляемым финансированием:
1) возможность частичного или полного возврата инвестиций за счет генерирования проектом положительного эколого-экономического эффекта и инвестирования высвобожденных средств в новые проекты;
2) высокая волатильность национальных и мировых финансовых рынков делает экологические револьверные фонды с невысокой, но стабильной доходностью, привлекательными для консервативных инвесторов;
3) целевой характер использования средств, как правило, характеризуется узкой специализацией, что позволяет обеспечить относительную стандартизацию процесса отбора проектов, сократить транзакционные издержки на разработку проектной документации, экологическую экспертизу, процедуру оценки рисков и т.д.;
4) возможность как прямого участия в проекте в виде долгосрочных кредитов со ставкой процента ниже рыночного уровня и удлинение сроков возврата, так и косвенного — в виде гарантий для потенциальных кредиторов и инвесторов;
5) возможность хеджирования рисков и рефинансирования долгов;
6) возможность оперативного аккумулирования средств на начальном этапе, когда степень вовлечения инвестиционного капитала не высока;
7) возможность привлечения дополнительных средств путем выпуска облигаций или получения прибыли за участие в краткосрочных низкорисковых проектах.
К основным сложностям при использовании револьверных фондов можно отнести существенное ограничение возможности их использования в неблагоприятных экономических ус лов и я х и д ля ф и нанси р ов ани я высокорисковых инновационных проектов
повышенной социальной значимости, поскольку в случае невозврата денежных средств фонду потребуются дополнительные средства из других источников для покрытия обязательств перед инвесторами. В развивающихся странах на этапах становления финансирования экологических проектов с использованием револьверного метода большое значение имеет сотрудничество с международными экологическими и финансовыми организациями. Соответственно, ограничение доступа к международным финансовым ресурсам является значительной преградой. Большое влияние на эффективность использования данных фондов оказывают особенности бюджетного законодательства. Так, в развитых странах планирование бюджетных револьверных фондов проходит в рамках бюджетного процесса, ведется раздельный учет входящих и исходящих финансовых потоков. В Канаде «агентства, управляющие револьверными бюджетными фондами имеют более широкие возможности, чем другие подразделения министерства, по оптимизации бюджетных ресурсов7. В российском бюджетном законодательстве данный механизм не предусмотрен. Кроме того, существует риск нарушения целевого использования средств фонда при выборе проектов, не соответствующих заявленным критериям.
Проведенный анализ зарубежного опыта использования экологических револьверных фондов позволил автору разработать классификацию данных механизмов, которая представлена в табл. 4.
Классификация позволяет систематизировать существующие схемы финансирования экологических проектов с использованием механизмов револьверного фонда. Выбор вида фонда будет обусловлен следующими факторами: объектом проекта, его масштабом, сроками окупаемости, способом получения дохода, экономической ситуацией в стране, уровнем развития национальных финансовых рынков, инвестиционным климатом, степенью сотрудничества с международными экологическими фондами, инвестиционным потенциалом государства и частного бизнеса и т.д.
Таким образом, автором данной статьи был сделан обзор исследований зарубежных авторов на тему особенностей использования револьверных фондов в экологических проектах, проведен анализ опыта использования револьверных фондов. Данный анализ позволил систематизировать теоретические и практические особенности функционирования экологических
револьверных фондов, обосновать важность их использования в сфере охраны окружающей среды, выявить достоинства этих механизмов, а также определить потенциальные проблемы, возникающие при реализации подобных проектов.
Представленная автором классификация револьверных фондов позволяет
систематизировать существующие схемы их функционирования и тем самым способствовать созданию теоретической базы для исследования данных фондов в отечественной науке.
7 Полтораднева Н.Л., Латыпова М.В. Особенности финансирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами в России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 41. С. 2468— 2484. doi: 10.24891fc.23.41.2468
Таблица 1
Схемы финансирования энергосберегающих проектов с использованием револьверных фондов Table 1
Schemes of financing energy-saving projects using revolving funds
Описание
Схема финансирования револьверным методом
Комментарии
Револьверный фонд был создан в 2003 г.
правительством Таиланда для реализации энергосберегающих программ. Управление осуществляется Департаментом развития альтернативной энергетики, входящим в состав Министерства энергетики Таиланда. Основу револьверного энергетического фонда составили средства
государственного бюджета в размере около 60 млн долл. США
Государст- Средства
венный инвесто-
бюджет ров
tili ш
Револьверный фонд
7Т ~
1Z
А
Коммерческие банки
ran
под 0-4% годовых
Погашение
Положительный экономический эффект энергосбережения
Ц...ГЛГ
Энергосберегающие
проекты i
Фонд осуществлял кредитования коммерческих банков под низкие процентные ставки, чтобы они могли предоставлять льготные кредиты на энергоэффективные проекты, максимально возможный размер кредита для проекта составлял 1,25 млн долл. США. Внедрение револьверного финансового механизма осуществлялось правительством в несколько этапов: на первом этапе с 2003 по 2006 г. средства из фонда предоставлялись банкам под ставку 0%, на следующем этапе с 2006 по 2013 г., правительство взимает процентную ставку в размере 0,5% , далее — не более 4% в год, тогда как среднерыночные годовые ставки по кредитам составляют 6 — 7%. Кредитные ресурсы направляются на финансирование проектов по приобретению, установке, эксплуатации энергоэффективного оборудования, надзору и контролю за снижением энергозатрат и т.п. Входящие потоки формировались в процессе реализации программ при снижении потребления топлива в размере 0,001 долл. США за каждый сэкономленный литр. Подобная схема финансирования позволяет фонду получать дополнительные доходы в размере до 50 млн долл. США [15] в год. По данным на 2011 г. револьверный фонд энергосбережения привлек более 500 млн долл. США [15], а общий объем экономии топлива составил около 160 млн долл. США [15]_
Револьверный фонд
энергоэффективности был создан в Индонезии для обеспечения финансовой поддержки проектов по снижению энергоемкости производственных и бытовых помещений. Управление фондом осуществляет Инвестиционное Агентство Индонезии, получающее 0,5 — 1 % в год от размера фонда
Правительство
Инвестиционное Агентство Индонезии
Техническая комиссия
Х^Г—-
I Револьверный фонд | I энергоэффективности |
________J 1 г
It Ж
Коммерческие банки
V
Техническая группа
Проекты по повышению энергоэффективнос ти
Основу фонда составляют средства государственного бюджета. Инвестиционное агентство предоставляет коммерческим банкам кредитные средства под 2 — 3% [10] годовых. Банки в свою очередь выдают льготные кредиты под 7 — 9% [10] в год на 5 — 7 лет в размере от 1 до 10 млрд рупий [10] в зависимости от масштабов проектов. Заявитель на льготный кредит должен предоставить бизнес-план, отразив в нем предложения по финансированию, документы технических требований и технико-экономическое обоснование проекта. Банк осуществляет финансовую оценку и оценку управления рисками заявителя, совместно с технической комиссией проводит оценку соответствия проекта стандартам. Результаты анализа банк передает в Инвестиционное агентство, которое принимает итоговое решение. Коммерческий банк осуществляет финансовый контроль и имеет полномочия по прекращению финансирования, реструктуризации займа и т.п. Техническая комиссия осуществляет мониторинг реализации, проводит энергоаудит, оказывает консультативную помощь по использованию приоритетных технологий энергосбережения_
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 2
Схемы финансирования проектов водоснабжения и водоотведения с использованием револьверных фондов Table 2
Schemes of financing water supply and sanitation projects using revolving funds
Описание
Схема финансирования револьверным методом
Комментарии
Государственный револьверный фонд Чистой воды был создан в США в 1987 г. в целях предоставления субсидий и льготных займов для проектов по улучшению качества воды. Основу фонда составили государственные инвестиции в размере 41 млрд долл. США, из которых 17% — средства штатов, 83% -федеральные фонды. Управление фондом осуществляет Агентство по охране окружающей среды США_
Федераль- Агентство
ные охраны
фонды и окружаю-
фонды щей среды
штатов США
____Ik _
I _
Государственный I
револьверный фонд Чистой I воды |
fîlXlL
iL
Держатели облигаций
Л
Коммерческие банки
ппг
Льготные кредиты/ погашение
V
Гранты/положительный экономический эффект рационального использования водных ресурсов
1/..U__________
Проекты водной инфраструктуры
К 2016 г. было выдано более 36 100 кредитов с низким процентом в сумме более 118 млрд долл. США на инфраструктурные проекты по строительству объектов водоснабжения, водоотведения, канализаций, системы контроля и очистки воды, децентрализованных систем очистки сточных вод, повышению водоэффективности, сохранению естественных источников чистой воды и т.п. Данная схема финансирования была применена в 28 штатах и позволила сгенерировать и направить в револьверный фонд 34,6 млрд долл. США [16]. Схема является достаточно гибкой в силу высокого развития финансового рынка и включает не только возможности получения грантов и кредитование на льготных условиях, но и позволяет использовать следующие финансовые инструменты: выкуп долга или рефинансирование задолженности перед строительной организацией; предоставление гарантий и страхование кредитных рисков, что существенно облегчает доступ к кредитным ресурсам на приемлемых для заемщика условиях; выпуск долговых обязательств, гарантированных фондом для привлечения дополнительных источников финансирования; возможность получения дополнительного дохода от инвестирования средств фонда в краткосрочные низкорисковые коммерческие проекты
Револьверные
фонды были
созданы в Индии и
Пакистане
местными
властями,
международной
программой «Вода
для азиатских
городов»,
Программой ООН
по содействию
устойчивому
развитию
населенных
пунктов и
Азиатским банком
развития для
финансирования
проектов по
улучшению
инфраструктуры
водоснабжения и
водоотведения.
Управление
фондами до фазы
окупаемости
проектов
осуществляет
международная
Инициатива по
управлению
водными
ресурсами
общества. По
завершении срока
окупаемости
Инициатива по
управлению
водными
ресурсами
общества может
передать право на
эксплуатацию
системы
водоснабжения и
очистные
сооружения
местному
департаменту по
контролю
загрязнения воды
либо продолжать
обслуживать
данную систему
самостоятельно
1. Модель финансирования, дающая доступ напрямую к средствам фонда
Государственный бюджет
Фонды международных некоммерческих организаций развития
Ж
Инициатива по управлению водными ресурсами общества
1 Револьверный фонд I
! Проекты по улучшению |
I инфраструктуры
; водоснабжения и i
I__водоотведения
2. Модель финансирования, дающая доступ только к доходам от инвестиционной деятельности фонда в краткосрочных, более высокодоходных проектах
Инвестиции' доход
жж
Краткосрочные проекты с относительно более высокой доходностью
...1Г....Л...
Льготные кредиты, субсидии, гранты/положительный экономический
коммунальные платежи
Проекты по улучшению инфраструктуры I водоснабжения и водоотведения .
Данные револьверные фонды предусматривали две модели финансирования: первая, дающая доступ напрямую к средствам фонда, вторая — только к доходам от его инвестиционной деятельности в краткосрочных, более высокодоходных проектах. Первая модель револьверного фонда характерна для фондов, основу которых составляют государственные средства и средства некоммерческих организаций по развитию. Вторая модель предполагает финансирование большей части фонда за счет средств частных инвесторов, в таком случае часть первоначального объема фонда служит для генерации прибыли для обеспечения финансирования проектов по водоснабжению и процентов инвесторам. Поскольку технологии и процесс реализации данных проектов стандартизованы, то местные власти практически не несут финансовой нагрузки на стадии проектирования.
На инвестиционной фазе, фазе реализации и эксплуатации, до достижения окупаемости инфраструктурных проектов системы водоснабжения и очистные сооружения, построенные с использованием средств фонда, будут являться активами Инициативы по управлению водными ресурсами общества как юридического лица, управляющего фондом и осуществляющего контроль на всех стадиях реализации проектов. Возвратные потоки в фонд будут поступать от населения в виде платежей за использование воды и канализационных систем, а также при необходимости софинансироваться местными властями.
Первый крупный проект по строительству системы водоснабжения, охвативший 1 500 семей, был реализован в г. Гвалиоре, штат Мадхья-Прадеш, общей стоимостью около 3 млн рупий. Срок окупаемости составил около 3-х лет, возвратные потоки обеспечивались платежами за подключение в размере 750 рупий с возможностью отсрочки и ежемесячными платежами за обслуживание в размере 80 рупий. Данный пилотный проект был успешным и способствовал реализации подобных проектов в Гхати-Гаоне и Мохане
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 3
Схемы финансирования проектов в сфере обращения с отходами с использованием револьверных фондов Table 3
Schemes of financing projects in the field of waste management using revolving funds
Описание
Схема финансирования револьверным методом
Комментарии
Лондонский
зеленый фонд,
созданный в
2009 г. для
проектов по
сокращению
выбросов
углерода.
Управление
осуществляет
Европейский
инвестиционный
банк
Европейский региональный фонд развития
Администрация Лондона
Европейский инвестиционный банк
Лондонский совет по отходам и утилизации
Частные инвесторы
L _
Револьверный фонд J
\7
Льготные кредиты, субсидии, гранты
Погашение кредита, положительный экономический эффект от сокращения количества выбросов
Проекты по сокращению : выбросов углерода I
Размер Лондонского зеленого фонда составляет около 120 млн фунтов стерлингов, включая средства, предоставленные Европейским региональным фондом развития, администрацией Лондона, Лондонским советом по отходам и утилизации, частными инвесторами в пропорции 50%, 27%, 15%, 8% соответственно.
Средства фонда инвестируются в проекты по сокращению количества выпускаемых отходов на предприятиях, по повышению энергоэффективности и развитию «умных домов» с энерго- и водосбережением. По данным 2015 г. средства фонда были размещены в 18 проектах общей стоимостью более 500 млн фунтов стерлингов. Фонд является возобновляемым, поэтому средства, вложенные в один проект, погашаются, а затем реинвестируются. Основными достижениями данного фонда стали: привлечение частных инвестиций в размере около 400 млн фунтов стерлингов, создание более 2 000 рабочих мест, сокращение эмиссии парниковых газов до 20%
Национальная
комиссия по
управлению
твердыми
коммунальными
отходами,
Департамент
окружающей
среды и
природных
ресурсов
Филиппин
совместно с
правительством
Японии
договорились о ряде проектов по строительству мусоросжигательной
инфраструктуры с использованием японских технологий
Инвестиции Банк международного сотрудничества Японии и Агентство США по международному развитию
Государственный бюджет Филиппин
1
Продажа сертификатов сокращения выбросов углеводорода
1Z.
Револьверный фонд
Ж
7Y
Кредитные гарантии
Коммерческие банки
.....Л...........It...
Льготные кредиты/ погашение
Положительный экономический эффект от сжигания ТКО
У.........тг
Проекты по | | строительству ■ мусоросжигательной |
I.
инфраструктуры
Главным источником финансирования стал револьверный фонд проектов обращения отходов в энергию с низкими процентными ставками и длительными сроками погашения, основу которого составили средства государственного бюджета Филиппин в размере 15 млн долл. США. Дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения льготных займов могли быть получены при продаже Сертификатов сокращения выбросов в рамках торговли углеродными квотами, однако с 2008 г. на срочном рынке наблюдалось устойчивое падение курса данных финансовых инструментов, а с 2013 г. показатель сохранялся на уровне 0,2—0,4 евро , что существенно снизило их привлекательность для инвесторов. Падение спроса на данные сертификаты объясняется завершением процесса модернизации и становления экологически чистых технологий в производстве в развитых странах. Револьверный фонд обеспечит до 50% финансирования проектов в качестве гарантий потенциальным инвесторам, в основном банкам. Одними из крупных иностранных инвесторов является Банк международного сотрудничества Японии и Агентство США по международному развитию, которое позволит покрыть 30 — 50% [17] кредитных гарантий
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 4
Классификация револьверных фондов проектов по охране окружающей среды Table 4
A classification of revolving funds for environmental protection projects
Основание классификации Виды револьверных фондов_
По базовому источнику Револьверный фонд с государственным участием — фонд, формируемый
финансирования преимущественно из средств государственного бюджета и внебюджетных
фондов.
Револьверный фонд с участием экологических организаций — фонд формируется в основном из средств национальных и международных организаций по охране окружающей среды.
Револьверный фонд с участием инвестиционного капитала — фонд формируется преимущественно за счет средств инвесторов путем выпуска
_облигаций и других эколоических зеленых ценных бумаг_
По способу предоставления Револьверный фонд кредитования — фонд, предоставляющий льготные средств кредиты для реализации экологических проектов.
Револьверный фонд финансирования — фонд, предоставляющий субсидии,
_дотации, гранты, гарантии для проектов по охране окружающей среды_
По характеру возвратных Револьверный фонд с отдачей от экономии природных ресурсов — фонд,
потоков финансовых возвратные потоки которого формируются за счет определенной доли от
ресурсов экономии энергии, воды и т.д.
Револьверный фонд с погашением кредитов — фонд, возвратные потоки которого формируются за счет выплат процентов по льготному кредиту и погашением тела кредита в различных вариациях в зависимости от доходности проекта.
Револьверный фонд с платежами бенефициаров — фонд, возвратные потоки которого формируются за счет платежей населения и других пользователдей за доступ к услугам, полученным благодаря реализации проекта с возможностью частичного со-финансирования со стороны государства. Револьверный фонд с отдачей от сокращения негативного воздействия на окружающую среду — фонд, возвратные потоки которого формируются за счет определенной доли от сокращения негативного антропогенного воздействия в _денежном выражении, например, выбросов парниковых газов_
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Список литературы
1. Indvik J., Foley R., Orlowski M. Green Revolving Funds: An Introductory Guide
to Implementation & Management. Sustainable Endowments Institute. Cambrige, 2013, 23 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED539859.pdf
2. Stielow K.L. Problems Involving Use of Revolving Fund Financing in Selected Cooperatives. Kansas State University. Manhattan, Kansas, 1969, 64 p. URL: http://krex.k-state.edu/dspace/bitstream/handle/2097/26796/LD2668T41969S73.pdf?sequence=1&isAllowed=y
3. Полтораднева Н.Л., Латыпова М.В. Проблемы финансирования экологической безопасности России и пути их решения посредством государственно-частного партнерства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 11.
С. 112 — 126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansirovaniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-rossii-i-puti-ih-resheniya-posredstvom-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva
4. Maiorano J. Barriers to Energy Efficiency and the Uptake of Green Revolving Funds in Canadian Universities. International Journal of Sustainability in Higher Education, 2015, no. 2,
pp. 200-216. URL: https://doi.org/10.1108/IJSHE-07-2012-0062
5. Сиваев С.Б. Создание и деятельность энергосервисных компаний и перфоманс-контрактов в России. Т. 1. М.: Всемирный фонд дикой природы, 2011. 109 с. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/478974-1-tom-sivaev-sozdanie-deyatelnost-energoservisnih-kompaniy-perfomans-kontraktov-rossii-energoservis-performans-k.php
6. Голованова Л.А. Финансово-экономические механизмы повышения энергоэффективности в промышленном комплексе // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 2. С. 173 — 182. URL: https://readera.ru/finansovo-jekonomicheskie-mehanizmy-povyshenija-
j energo j effektivnosti-v-144109333
7. Flynn E., Orlowski М., Weisbord D. Greening the Bottom Line 2012. Cambridge. Sustainable Endowments Institute, 2012, 60 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED539856.pdf
8. Boyd S. Financing and Managing Energy Projects through Revolving Loan Funds. Sustainability. The Journal of Record, 2013, no. 6, pp. 345-352. URL: https://doi.org/10.1089/sus.2013.9826
9. Franklin A.L., Douglas J.W. Revolving Funds as Budgeting Tools: An Examination of Oklahoma State Agencies. State and Local Government Review, 2003, vol. 35, no. 2, pp. 90-101.
10. Setyawan D. Formulating Revolving Fund Scheme to Support Energy Efficiency Projects in Indonesia. Energy Procedia, 2014, no. 47, pp. 37-46.
URL: https://doi.org/10.1016/j.egypro.2014.01.194
11. Streitferdt V., Chirarattananon S. Energy Efficiency Finance Support in Thailand: Lessons Learned from the Energy Efficiency Revolving Fund. Journal of Sustainable Energy & Environment, 2015, no. 6, pp. 13-16.
12. Sarkar A., Sing J. Financing Energy Efficiency in Developing Countries - Lessons Learned and Remaining Challenges. Energy Policy, 2010, no. 38, pp. 5560-5571.
URL: https://doi.org/10.1016/j.enpol.2010.05.001
13. Painuly J.P. Financing Energy Efficiency: Lessons from Experiences in India and China. International Journal of Energy Sector Management, 2009, vol. 3, iss. 3, pp. 293-307. URL: https://doi.org/10.1108/17506220910986815
14. Taylor R.P., Govindarajalu C, Levin J. et al. Financing Energy Efficiency: Lessons from Brazil, China, India, and Beyond. The International Bank for Reconstruction and Development, 2008, 286 p. URL: http://bookre.org/reader?file=1080635&pg=3
15. Sutabutr T. Finance Energy Efficiency Projects Through Financial Institutions: Energy Efficiency Revolving Fund. Department of Alternative Energy Development and Efficiency. Ministry of Energy. Thailand, 2012. URL: http://iesr.or.id/wp-content/uploads/8-Financing-EE-Projects-Chetapong-Chiralerspong.pdf
16.Arbuckle G.J. Jr. Clean Water State Revolving Fund Loans and Landowner Investments in Agricultural Best Management Practices in Iowa. Journal of the American Water Resources Association, 2012, no. 1, pp. 67-75. URL: https://doi.org/10.1111/j.1752-1688.2012.00688.x
17. Bond D.L., Platz D., Magnusson M. Financing Small-Scale Infrastructure Investments in Developing Countries. DESA Working Papers, 2012, no. 114, 16 p.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709
Financial Capital
WORLD EXPERIENCE IN THE USE OF REVOLVING FUNDS AS A TOOL FOR IMPROVING THE FINANCING OF INFRASTRUCTURE ENVIRONMENTAL PROJECTS
Margarita V. LATYPOVA
Omsk State Transport University, Omsk, Russian Federation
orcid.org/0000-0003-0113-3350
Article history:
Received 16 February 2018 Received in revised form 5 March 2018 Accepted 21 March 2018 Available online 27 April 2018
JEL classification: 057
Keywords: revolving fund, environmental protection projects, financing
Abstract
Importance This article discusses the role of revolving funds as a tool for environmental projects financing.
Objectives The article aims to study and analyze the world experience of revolving fund use and formation scheme classification to select the optimal one.
Methods For the study, I used the systems approach, comparative analysis, statistical analysis, and modeling.
Results The article presents the detailed functioning schemes of revolving funds. The work reveals the advantages of revolving funds use such as the return of investment, stable profitability, and the purposeful use. On the basis of some other countries' experience, the article develops a classification of these funds.
Conclusions and Relevance The proposed systematization of theoretical and practical materials in the field of the use of revolving funds for the financing of environmental projects and the proposed classification will help develop the optimal scheme depending on the economic situation in the country and peculiarities of the ecological project. The proposals can be of interest to the State authorities in the management of public and municipal finances in the field of environmental protection.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Latypova M.V. World Experience in the Use of Revolving Funds as a Tool for Improving the Financing of Infrastructure Environmental Projects. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 4, pp. 983-1000. https://doi.org/10.24891/fc.24.4.983
References
1. Indvik J., Foley R., Orlowski M. Green Revolving Funds: An Introductory Guide
to Implementation & Management. Sustainable Endowments Institute. Cambrige, 2013, 23 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED539859.pdf
2. Stielow K.L. Problems Involving Use of Revolving Fund Financing in Selected Cooperatives. Kansas State University. Manhattan, Kansas, 1969, 64 p. URL: http://krex.k-state.edu/dspace/bitstream/handle/2097/26796/LD2668T41969S73.pdf?sequence=1&isAllowed=y
3. Poltoradneva N.L., Latypova M.V. [Environmental security of Russia: financing issues and solutions through public-private partnership]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2016, no. 11, pp. 112-126.
URL: https://cyberleninka.ru/article/nXproblemy-finansirovaniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-rossii-i-puti-ih-resheniya-posredstvom-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (In Russ.)
4. Maiorano J. Barriers to Energy Efficiency and the Uptake of Green Revolving Funds in Canadian Universities. International Journal of Sustainability in Higher Education, 2015, no. 2,
pp. 200-216. URL: https://doi.org/10.1108/IJSHE-07-2012-0062
5. Sivaev S.B. Sozdanie i deyatel'nost' energoservisnykh kompanii i perfomans-kontraktov v Rossii. T. 1 [Establishment and activity of energy service companies and performance contracts in Russia]. Moscow, WWF Publ., 2011, 109 p. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/478974-1-tom-sivaev-sozdanie-deyatelnost-energoservisnih-kompaniy-perfomans-kontraktov-rossii-energoservis-performans-k.php
6. Golovanova L.A. [Financial and economical mechanisms of increasing power energy efficiency in industrial complex]. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of PNU, 2012, no. 2, pp. 173-182. URL: https://readera.ru/finansovo-jekonomicheskie-mehanizmy-povyshenija-jenergojeffektivnosti-v-144109333 (In Russ.)
7. Flynn E., Orlowski M., Weisbord D. Greening the Bottom Line 2012. Cambridge. Sustainable Endowments Institute, 2012, 60 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED539856.pdf
8. Boyd S. Financing and Managing Energy Projects through Revolving Loan Funds. Sustainability. The Journal of Record, 2013, no. 6, pp. 345-352. URL: https://doi.org/10.1089/sus.2013.9826
9. Franklin A.L., Douglas J.W. Revolving Funds as Budgeting Tools: An Examination of Oklahoma State Agencies. State and Local Government Review, 2003, vol. 35, iss. 2, pp. 90-101.
10. Setyawan D. Formulating Revolving Fund Scheme to Support Energy Efficiency Projects in Indonesia. Energy Procedia, 2014, no. 47, pp. 37-46.
URL: https://doi.org/10.1016/j.egypro.2014.01.194
11. Streitferdt V., Chirarattananon S. Energy Efficiency Finance Support in Thailand: Lessons Learned from the Energy Efficiency Revolving Fund. Journal of Sustainable Energy & Environment, 2015, no. 6, pp. 13-16.
12. Sarkar A., Sing J. Financing Energy Efficiency in Developing Countries - Lessons Learned and Remaining Challenges. Energy Policy, 2010, no. 38, pp. 5560-5571.
URL: https://doi.org/10.1016/j.enpol.2010.05.001
13. Painuly J.P. Financing Energy Efficiency: Lessons from Experiences in India and China. International Journal of Energy Sector Management, 2009, vol. 3, iss. 3, pp. 293-307. URL: https://doi.org/10.1108/17506220910986815
14. Taylor R.P., Govindarajalu C., Levin J. et al. Financing Energy Efficiency: Lessons from Brazil, China, India, and Beyond. The International Bank for Reconstruction and Development, 2008, 286 p. URL: http://bookre.org/reader?file=1080635&pg=3
15. Sutabutr T. Finance Energy Efficiency Projects Through Financial Institutions: Energy Efficiency Revolving Fund. Department of Alternative Energy Development and Efficiency. Ministry of Energy. Thailand, 2012. URL: http://iesr.or.id/wp-content/uploads/8-Financing-EE-Projects-Chetapong-Chiralerspong.pdf
16. Arbuckle G.J. Jr. Clean Water State Revolving Fund Loans and Landowner Investments in Agricultural Best Management Practices in Iowa. Journal of the American Water Resources Association, 2012, no. 1, pp. 67-75. URL: https://doi.org/10.1111/j.1752-1688.2012.00688.x
17. Bond D.L., Platz D., Magnusson M. Financing Small-Scale Infrastructure Investments in Developing Countries. DESA Working Papers, 2012, no. 114, 16 p.
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
Поправка к статье: Ложечко А.С. Государственные кредиты Российской Федерации: проблемы теории и практики // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 3. С. 522 — 536.
Место Исправление
Стр. 528. Левая колонка. Пропущена сноска после слов «распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № 1790-р» Текст сноски: Банк данных «Нормативные документы Правительства Российской Федерации». URL: https://governmentxonsultant.ru/documents/3719815 ?items=1&page=1
Стр. 528. Правая колонка. Напечатано: «Проценты за пользование государственным финансовым кредитом рассчитываются по формуле «ставка LIBOR для 6-месячных депозитов в долларах США + 1,45%». Следует читать: «Проценты за пользование государственным финансовым кредитом рассчитываются по формуле «ставка LIBOR для 6-месячных депозитов в долларах США + маржа».