Научная статья на тему 'Содержание и принципы функционирования финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности'

Содержание и принципы функционирования финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / FINANCIAL MECHANISM / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY EFFICIENCY / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY SAVING / ИНСТРУМЕНТЫ / TOOLS / МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / FINANCING METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седаш Т. Н.

Предмет. Исследование содержания и принципов функционирования финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности. Перед Россией стоит задача перехода на путь инновационного и энергоэффективного развития. Однако в научной литературе теоретическим аспектам функционирования финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности, на наш взгляд, не уделялось достаточного внимания. Цели. Раскрыть содержание и принципы функционирования финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности через взаимосвязь финансовых инструментов, рычагов, методов финансирования, государственного регулирования и информационного обеспечения. Методология. Использованы формальная логика и системный подход, проведен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта, современных тенденций развития мер стимулирования энергосбережения. Результаты. Уточнено понятие финансового механизма применительно к сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Сформированы принципы функционирования этого финансового механизма, среди которых принципы взаимосвязи всех составных элементов финансового механизма, софинансирования, заинтересованности в результатах (мотивации) деятельности со стороны стейкхолдеров, рыночности, учета множественных преимуществ энергоэффективности, государственного воздействия, информационного обеспечения. Выводы. В России в настоящее время не учитываются множественные преимущества энергоэффективности, не ведется их мониторинг и оценка. Выявлены мировые тенденции развития ряда элементов финансового механизма и предложены к использованию в отечественной практике новые инструменты финансирования энергосбережения и энергоэффективности (револьверные фонды, энергоэффективная ипотека, «зеленые» облигации и др.). Даны рекомендации по развитию информационного обеспечения и усилению организационных структур управления энергоэффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Седаш Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial mechanism for energy conservation and efficiency: The content and principles of operation

Importance The paper covers the issues of content and principles of operation of the financial mechanism for energy conservation and energy efficiency. Objectives The paper aims to reveal the content and principles of the financial mechanism for energy efficiency and conservation through the relationship between financial instruments, financing methods, government regulation and information management. Methods For the study, I used formal logic and a systems approach. The paper provides a comparative analysis of the Russian and foreign practices and experience in energy efficiency and conservation. Results The paper clarifies the concept and sets up principles of the financial mechanism with respect to energy conservation and energy efficiency. As well, the paper identifies global trends in the financial mechanism and proposes new instruments for financing energy conservation and efficiency for use in domestic practice. It offers recommendations for the development of information management and the strengthening of organizational structures for energy efficiency. Conclusions The paper concludes that Russia does not currently take into account the multiple benefits of energy efficiency, nor does it monitor and evaluate them properly.

Текст научной работы на тему «Содержание и принципы функционирования финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности»

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

Финансовая система

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ*

Татьяна Николаевна СЕДАШ

кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиций и инноваций,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Получена 12.07.2016 Получена в доработанном виде 25.09.2017 Получена в доработанном виде 17.10.2017 Одобрена 31.10.2017 Доступна онлайн 15.11.2017

УДК 336.6:620.9(045) JEL: G32, G38, F30

Ключевые слова:

финансовый механизм, энергосбережение, энергоэффективность, инструменты, методы финансирования

Аннотация

Предмет. Исследование содержания и принципов функционирования финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности. Перед Россией стоит задача перехода на путь инновационного и энергоэффективного развития. Однако в научной литературе теоретическим аспектам функционирования финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности, на наш взгляд, не уделялось достаточного внимания.

Цели. Раскрыть содержание и принципы функционирования финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности через взаимосвязь финансовых инструментов, рычагов, методов финансирования, государственного регулирования и информационного обеспечения.

Методология. Использованы формальная логика и системный подход, проведен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта, современных тенденций развития мер стимулирования энергосбережения.

Результаты. Уточнено понятие финансового механизма применительно к сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Сформированы принципы функционирования этого финансового механизма, среди которых принципы взаимосвязи всех составных элементов финансового механизма, софинансирования, заинтересованности в результатах (мотивации) деятельности со стороны стейкхолдеров, рыночности, учета множественных преимуществ энергоэффективности, государственного воздействия, информационного обеспечения.

Выводы. В России в настоящее время не учитываются множественные преимущества энергоэффективности, не ведется их мониторинг и оценка. Выявлены мировые тенденции развития ряда элементов финансового механизма и предложены к использованию в отечественной практике новые инструменты финансирования энергосбережения и энергоэффективности (револьверные фонды, энергоэффективная ипотека, «зеленые» облигации и др.). Даны рекомендации по развитию информационного обеспечения и усилению организационных структур управления энергоэффективностью.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Для цитирования: Седаш Т.Н. Содержание и принципы функционирования финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 41. - С. 2485 - 2496. https://doi.org/10.24891/fc.23.41.2485

В современной экономической науке не сложился единый подход к понятию финансового механизма, определению его структуры, методов организации финансовых отношений, используемых рычагов и

*Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 15-02-00456 «Финансовый инструментарий структурной трансформации экономики в целях повышения энергоэффективности (на примере ЖКХ)».

инструментов. Так, по мнению И.Т. Балабанова, финансовый механизм содержит финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение и представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов [1]. Л.А. Дробозина понимает под финансовым

2485

механизмом совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В.М. Родионова рассматривает финансовый механизм в виде совокупности видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения [2]. И.А. Болдырева определяет финансовый механизм как систему управления финансовыми отношениями с помощью финансовых методов посредством финансовых рычагов [3, 4]. Таким образом, большинство перечисленных авторов отмечают, что финансовый механизм содержит финансовые методы, но имеют различные точки зрения по поводу остальных его элементов.

Если уточнять понятие финансового механизма применительно к сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, можно дать следующее определение: финансовый механизм развития энергосбережения и энергоэффективности представляет собой совокупность инструментов, рычагов, методов и форм финансового обеспечения инвестиций при реализации инвестиционных проектов, мер и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также государственное (муниципальное) регулирование этих процессов.

Основные элементы финансового механизма энергосбережения и повышения энергоэффективности представлены на рис. 1.

С учетом множественности элементов, составляющих финансовый механизм энергосбережения и энергоэффективности, его функционирование должно осуществляться, по нашему мнению, в соответствии с рядом принципов.

1. Принцип взаимосвязи всех составных элементов финансового механизма. Этот принцип вытекает из представления

финансового механизма как системы, которая в свою очередь предполагает целостность, а значит взаимосвязь и взаимодействие всех элементов. Данный принцип подразумевает также скоординированность всех элементов, логичность и последовательность мер, связанных с финансированием мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности. Основными элементами финансового механизма, с помощью которых государство косвенно может влиять на повышение энергоэффективности экономики, являются финансовые инструменты и рычаги.

На основании обзора научной литературы предлагаем все финансовые инструменты, используемые на макроуровне, разделить на две группы:

1) инструменты государственного регулирования;

2) рыночные инструменты.

Однако при этом общепризнанная позиция по содержанию понятия рыночного инструмента, широко используемого во многих областях экономических исследований, отсутствует, что означает серьезный методологический пробел.

Обобщая существующие в научной литературе позиции, считаем, что сущностными признаками рыночного инструмента являются:

— элемент рыночного механизма, который должен быть связан с ценой, спросом и предложением в процессе осуществления рыночных отношений [5];

— хозяйствующий субъект использует рыночный инструмент в рыночных отношениях, воздействуя с его помощью на участников рынка в своих целях.

Таким образом, рыночный инструмент можно определить, как способ экономического воздействия на участников рыночных отношений, формирующий спрос, предложение и цену.

Исходя из изложенного, финансовые инструменты стимулирования инвестиций в проекты повышения энергосбережения и энергоэффективности можно разделить на две группы:

2486

1) инструменты государственного регулирования развития энергосбережения и энергоэффективности (субсидии, субвенции; государственные гарантии; гранты на разработку и коммерциализацию инновационных технологий, направленных на энергосбережение и повышении энергоэффективности; налоговые кредиты, налоговые инициативы);

2) рыночные инструменты стимулирования развития энергосбережения и энергоэффективности («зеленые» облигации, выпуск экологических ценных бумаг; концессии, использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП); энергосервисные контракты).

Косвенное влияние на стимулирование повышения энергоэффективности оказывают и такие экономические инструменты, как торговля лицензиями, квотами на загрязнение окружающей среды, энергоаудит, экспертизы энергоэффективности, создание ассоциаций и фондов, аукционы по продаже рыночных программ поддержки возобновляемых источников энергии, внедрение

экологического менеджмента - норм корпоративного управления и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами серии ISO 14000 - «Управление окружающей средой» (в России разработка комплекса соответствующих стандартов ведется с 1996 г.).

Рычаги финансового механизма - формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений [6]. К ним можно отнести: налоговые льготы, тарифы на ресурсы, специальные тарифы на возобновляемые источники энергии, ускоренную амортизацию энергоэффективного оборудования, штрафы и санкции, процентную ставку по кредитам (льготное кредитование проектов, связанных с повышением энергоэффективности и ВИЭ), энергосервисные платежи, доход инвестора.

2. Принцип софинансирования обусловлен необходимостью привлекать бюджетные и внебюджетные источники финансирования

мероприятий энергосбережения, создавать стимулы для частного бизнеса внедрять энергоэффективное оборудование и технологии. Он реализуется через использование различных методов финансирования инвестиционных проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности. Под методами финансирования понимаются способы и приемы, позволяющие обосновать и контролировать конкретные управленческие решения, направленные на поиск источников финансирования, формирования их

рациональной структуры и использования (самофинансирование, бюджетное

финансирование, заемное финансирование и смешанное финансирование).

Рассмотрим более подробно в рамках представленного финансового механизма обеспечения энергосбережения и

э нер гоэ ф ф е ктив но с ти ме тоды

финансирования во взаимосвязи с некоторыми его инструментами и рычагами.

Самофинансирование, то есть финансирование за счет собственных средств инвесторов (прибыли компании или доходов частных лиц) энергоэффективных мероприятий и товаров. В мировой практике для стимулирования частных инвесторов при приобретении энергоэффективной продукции, например, в США и Европе предоставляются налоговые льготы потребителям, приобретающим более дорогую энергосберегающую продукцию, бытовую технику, внедряющим

энергосберегающие технологии (покупка солнечных батарей и т.п.). Компаниям предоставляются инвестиционные кредиты, налоговые льготы, возможности

использования ускоренной амортизации и т.п. при внедрении энергоэффективного оборудования и технологий за счет как собственных, так и заемных и привлеченных источников финансирования.

Бюджетное финансирование, как правило, предоставляется на конкурсной основе и направлено на отбор социально значимых инвестиционных проектов. Основным инструментом бюджетного финансирования являются субсидии - выплаты потребителям, предоставляемые за счет государственного

2487

или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти. Субсидии, особенно в области развития ВИЭ, очень распространены за рубежом. В России данный инструмент финансового регулирования применяется в соответствии с ст. 78 и 78.1 Бюджетного Кодекса РФ [7]. Также предоставляются субвенции в сфере природопользования, например, в южных регионах в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие

водохозяйственного комплекса РФ в 20122020 годах» и одноименных региональных программ [8].

За счет бюджетных субсидий и грантов во многих странах поддерживается разработка новых инновационных технологий в области энергосбережения и защиты окружающей среды. Так, Министерство энергетики США через Бюро энергоэффективности и возобновляемых источников энергии (Office of Energy Efficiency and Renewable Energy) финансирует научные исследования и разработки инновационных промышленных технологий, поддерживая разработку более 250 энергосберегающих промышленных технологий, которые были

коммерциализированы, начиная с 1976 г. В Австралии предоставляются гранты компаниям на сумму 2,5 млрд австралийских долл. за счет фонда по сокращению эмиссии газов на инвестиционные проекты, направленные на снижение выбросов в атмосферу, всего же с 2014 по 2050 г. запланировано потратить 88 млрд долл. на государственную поддержку защиты атмосферы и сокращения эмиссии парниковых газов1.

Однако в последние годы в ряде европейских стран, например в Германии, идет активная политическая борьба за уменьшение субсидий, в частности на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ), поскольку «зеленые тарифы» на

1 Direct Action climate policy way off target, industry groups tell Tony Abbott. The Guardian, 2014.

URL: http://www.theguardian.com/world/2014; 2030 Framework for Climate and Energy Policies.

URL: http://ec.europa.eu/clima/policies/2030/index_en.htm

электроэнергию, полученную за счет ВИЭ, несут угрозу развитию традиционной электроэнергетике из-за нерыночного механизма тарифообразования.

Стоит отметить, что тенденция последних лет - отход от предоставления субсидий по отраслевому принципу в пользу их предоставления на конкретные

энергоэффективные проекты. Так, в 2009 г. Россия в числе других стран присоединилась к новой инициативе «Группы двадцати» по ликвидации неэффективных энергетических субсидий, которые предоставлялись компаниям, добывающим ископаемое топливо, что приводило к значительному снижению уровня энергоэффективности экономики из-за менее рационального использования топливно-энергетических ресурсов.

Как отмечают многие авторы, бюджетные инвестиции могут послужить финансовой основой при формировании государственно-частного партнерства в сфере энергосбережения и энергоэффективности2 [9]. Например, в России большой потенциал имеет эксплуатация объектов муниципальной инженерной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства, которое позволяет совместить частное управление с общественным (публичным) владением. Энергосберегающие инвестиции, как правило, повышают рентабельность производства и предоставления коммунальных услуг. Использование механизма ГЧП при реализации проектов, так или иначе затрагивающих энергосбережение, осуществляется в энергетической, коммунальной, социальной, транспортной сферах, большие перспективы, на наш взгляд, имеются в области переработки твердых бытовых отходов (ТБО) и строительстве водоочистных сооружений.

Тесно связан с бюджетным финансированием такой рычаг в финансовом механизме обеспечения энергосбережения и энергоэффективности, как тарифная политика. Она позволяет и прямо, и косвенно влиять на ценовую политику в стране, а также стимулировать энергосбережение за счет

2 Joint Public-Private Approaches for Energy Efficiency Finance, International Energy Agency. URL: http://www.iea.org/

2488

введения в действие дифференцированных цен и тарифов на поставляемые потребителям энергетические ресурсы.

Заемное финансирование осуществляется на платной, возвратной и срочной основе. В мировой практике используется широкий спектр инструментов, связанных с заемным финансированием инвестиционных проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а именно:

— льготное банковское кредитование (например, долгосрочные кредиты, предоставляемые под низкую процентную ставку; льготный период погашения и др.);

— бюджетное кредитование;

— предоставление государственных гарантий под кредиты на цели повышения энергоэффективности;

— выпуск государственных, муниципальных и корпоративных экологических, «зеленых» облигаций;

— создание, фондов, ассоциаций, предоставляющих кредиты на мероприятия по энергосбережению.

Большинство проектов в сфере энергоэффективности, финансируемые

коммерческими финансовыми учреждениями -это проекты в промышленном секторе, а также уличное освещение и здания бюджетной сферы.

Причем современная тенденция - стремление банков к переходу от ставших классическими финансовых продуктов, таких как кредит, к более сложным, в которых финансовые продукты занимают лишь часть [10-13]. Многие зарубежные банки, например Дойчебанк, предлагают кредитный продукт «энергоэффективная ипотека». В ипотеку могут предоставляться объекты

недвижимости как жилого сектора, так и промышленности, по которым были проведены мероприятия по повышению энергосбережения. При этом банки дают определенные льготы по таким кредитам в виде более низкой процентной ставки или

путем присвоения заемщику более высокого рейтинга кредитоспособности. В ряде стран, например в Германии, встречается такая разновидность кредитного продукта, как совместное участие с потребителем в тендере на закупку энергоэффективного оборудования или оказания энергоэффективных услуг. Все большую популярность приобретает и лизинг природоохранного оборудования, по которому предоставляются определенные налоговые льготы [14].

Важным современным инструментом заемного финансирования в последние годы стали специальные фонды для осуществления масштабных инвестиционных проектов по экономии энергоресурсов и повышению энергоэффективности. К ним относятся: фонды энергосбережения, экологические фонды, револьверные фонды, многие из которых финансируют не только проекты по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования, но и научные разработки в этой области. Кроме того, активно создаются различные корпорации и ассоциации, поддерживающие энергосбережение. Например, в скандинавских странах создана Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО) являющаяся международной финансовой организацией, учрежденной в 1990 г. Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией. НЕФКО предоставляет кредиты и инвестиционный капитал, причем не только в странах ее учредивших, но и в странах Восточной Европы, Белоруссии, России, Украине3. Программа кредитования рассчитана на поддержку энергосберегающих проектов в бюджетном секторе с акцентом на социальную сферу.

Английские ученые A. Gouldson, N. Kerr, J. Millward-Hopkins, M.C. Freeman, C. Topi, R. Sullivan предлагают создавать в Великобритании револьверные фонды для финансирования проектов энергосбережения при осуществлении модернизации зданий. Такое финансирование, по их мнению, приведет к снижению затрат при модернизации зданий за счет

3 NEFCO (The Nordic Environment Finance Corporation) Financing Instruments. URL: http://www.nefco.org/financing/fina ncing_instruments

2489

энергоэффективных технологий на 26% (9 млн фунтов стерлингов) [15].

Смешанное финансирование осуществляется путем комбинации перечисленных методов, инструментов и рычагов.

Стоит отметить, что с развитием рынка энергоэффективных услуг в России такие успешно применяемые за рубежом современные инструменты финансового механизма, как энергоэффективная ипотека, револьверные фонды, «зеленые облигации» могут найти применение и в отечественной практике.

3. Принцип заинтересованности в результатах (мотивации) деятельности со стороны стейкхолдеров. Круг стейкхолдеров в данном случае достаточно широк -регулирующие органы, разработчики, производители, поставщики и потребители энергосберегающей продукции и технологий, сервисные компании, банки, энергосервисные компании, страховые компании и т.п., то есть все физические и юридические лица, заинтересованные в повышении энергосбережения и энергоэффективности и за счет этого в повышении стоимости компании, эффективности использования ее финансовых ресурсов.

4. Принцип рыночности. Поскольку финансовый механизм энергосбережения и повышения энергоэффективности формируется в рыночной экономике, то необходимо учитывать особенности свободного предпринимательства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами и т.п.

5. Принцип учета множественных преимуществ энергоэффективности. Термин «множественные преимущества» в энергоэффективности был предложен Международным энергетическим агентством (МЭА). Под множественными преимуществами понимается тот эффект, который достигается за счет внедрения энергоэффективных технологий, оборудования, используемых в компаниях и отдельных секторах и производствах и имеющих экономическое,

социальное и экологическое влияние на регионы, где они применяются.

Множе с тв ен ные пр е иму щ е с тва

энергоэффективности включают в себя как энергетические (непосредственная экономия энергии), так и неэнергетические (повышение производительности оборудования, качества продукции и т.п.) преимущества. Причем неэнергетические преимущества могут сократить срок окупаемости инвестиций в некоторые проекты энергоэффективности на 50% [16].

К сожалению, в России в настоящее время не учитываются множественные преимущества энергоэффективности, не ведется их мониторинг и оценка.

6. Принцип государственного воздействия на все элементы финансового механизма. Важную роль в формировании и функционировании финансового механизма энергосбережения и энергоэффективности играет государственное регулирование в данной сфере, а также стимулирование привлечения инвестиций для реализации проектов энергосбережения. Кроме того, если рассматривать государственное воздействие в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, необходимо учитывать, что оно осуществляется не только в отраслевом разрезе, но и с позиций экологической, природоохранной политики страны.

В настоящее время в России в области энергосбережения и повышения

энергоэффективности было принято 5 федеральных законов, 2 указа Президента РФ, 52 постановления и распоряжения Правительства РФ, 9 документов Министерства энергетики РФ, 4 документа Министерства экономического развития РФ, 2 документа Госстроя России, 6 документов Министерства регионального развития РФ. Однако большинство экспертов в данной сфере считают, что нормативно-правовая база как энергосбережения в целом, так и в части финансового обеспечения мероприятий по повышению энергоэффективности недостаточно развита и имеет перспективы для улучшения.

2490

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Принцип информационного обеспечения. Под информационным обеспечением, на наш взгляд, стоит рассматривать сбор и анализ данных об эффективности мер энергосбережения и повышения

энергоэффективности, а также проведение работы по информированию организаций и граждан страны о необходимости энергосбережения, предоставляемых льготах и других мерах его стимулирования.

Стоит отметить, что в настоящее время в России отсутствует система статистической отчетности по показателям энергоемкости, без чего невозможно оценить вклад энергоэффективности и внедрение

энергосберегающих технологий в динамику энергопотребления, определить и отразить в нормативных документах объем

обоснованного потенциала энергосбережения на уровне отдельных секторов экономики, производственных процессов и видов услуг, а также учесть влияние мер по энергосбережению на экологию и другие множественные эффекты. Необходимо продолжить активную работу, выполняемую Росстатом, по формированию статистической

базы энергоэффективности, которая сейчас в России находится на первоначальном этапе. Необходимо создание системы требований к компаниям, бюджетным организациям, управляющим компаниям ЖКХ по предоставлению и обработке статистических данных в Росстат, позволяющих осуществлять мониторинг энергоемкости в разрезе отдельных видов продукции, отраслей экономики, регионов, среднем классе энергоэффективности проданных бытовых приборов и т.д. Кроме того, необходимо создание базы проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности, наилучших доступных технологий. Также стоит отметить слабость организационных структур управления энергоэффективностью. Проблема повышения энергетической эффективности не воспринимается как средство решения широкого комплекса экономических и экологических проблем. Реализация ключевого приоритета Энергетической стратегии России до 2020 года - увеличения энергоэффективности экономики - не обеспечена в полной мере организационными и финансовыми ресурсами.

2491

Рисунок 1

Структура финансового механизма обеспечения энергосбережения и энергоэффективности Figure 1

A structure of the financial mechanism for ensuring the energy saving and energy efficiency

Источник: составлено автором Source: Authoring

2492

Список литературы

1. Балабанов А.И. Банки и банковское дело. Монография. М.: Питер, 2007. 448 с.

2. Родионова В.М. Бюджетная система: состояние, проблемы, перспективы // Финансы: теория и практика. 1997. № 3. С. 39-50.

3. Болдырева И.А. На пути к самофинансированию сферы жилищно-коммунальных услуг // ЭКО. 2008. № 2. С. 71-84. URL: http://ecotrends.ru/images/Journals/2000-2009/2008/N02/3_Articles/005_2008_02.pdf

4. Болдырева И.А. К вопросу о финансовой стабилизации сферы жилищно-коммунальных услуг // Проблемы современной экономики. 2007. № 4. С. 281-286. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId= 1687

5. Месропян Л.Э.М. Анализ формирования некоторых показателей рыночных инструментов рынка недвижимости Армении // Экономическое возрождение России. 2010. № 4. С. 37-46.

6. Каменева Е.А. Финансовый механизм повышения энергоэффективности ЖКХ России: риски, проблемы, возможности // Недвижимость: экономика, управление. 2013. № 1. С. 65-69.

7. Каменева Е.А., Шохин Е.И. Финансовый механизм повышения энергоэффективности и финансовая устойчивость управляющих организаций жилищно-коммунального хозяйства России // Финансы и кредит. 2013. № 26. С. 9-15.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-mehanizm-povysheniya-energoeffektivnosti-i-finansovaya-ustoychivost-upravlyayuschih-organizatsiy-zhilischno

8. Медяник Н.В. Финансовый инструментарий в государственном механизме управления природопользованием (на материалах регионов юга России) // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-7. С. 1451-1456. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view? id=39857

9. Семенова Н.Н., Еремина О.И. Финансирование программ и проектов в сфере энергосбережения и энергоэффективности на основе механизма государственно-частного партнерства // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. № 4. С. 24-33. URL: https://doi.org/10.17308/meps.2014.4/967

10. Чернов С.С. Анализ источников финансирования программ и проектов энергосбережения: российский и зарубежный опыт // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 4. С. 154-158.

11. ЛемешкоН.О., Чернов С.С. Особенности коммерческой оценки проектов в сфере энергосбережения // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2013. № 1. С. 286-290.

12. Kats G., Menkin A., Dommu J., DeBoldM. Energy Efficiency Financing - Models and Strategies. Capital E, October, 2011. URL: http://newbuildings.org/sites/default/files/EnergyEfficiencyFinanci ng_ModelsStrategies201110.pdf

13. Rezessy S., Bertoldi P. Financing Energy Efficiency: Forging the Link between Financing and Project Implementation. Report. The Joint Research Centre of the European Commission. Ispra, May, 2010. URL: http://www.konvencijazupanov.eu/IMG/pdf/Financing_energy_efficiency.pdf

14. Мячина Л.Я. Экологизация экономики и проблемы природопользования // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 2. С. 41-49.

2493

15. Gouldson A., Kerr N., Millward-Hopkins J. et al. Innovative Financing Models for Low Carbon Transitions: Exploring the Case for Revolving Funds for Domestic Energy Efficiency Programmes. Energy Policy, 2015, vol. 86, iss. C, pp. 739-748.

URL: https://doi.org/10.1016/j.enpol.2015.08.012

16. Russell С. Multiple Benefits of Business-Sector Energy Efficiency: A Survey of Existing and Potential Measures. Research Report IE1501, January 6, 2015. URL: http://aceee.org/research-report/ie1501

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

2494

pISSN 2071-4688 Financial System

eISSN 2311-8709

FINANCIAL MECHANISM FOR ENERGY CONSERVATION AND EFFICIENCY: THE CONTENT AND PRINCIPLES OF OPERATION

Tat'yana N. SEDASH

Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 12 July 2016 Received in revised form 25 September 2017 Received in final form 17 October 2017 Accepted 31 October 2017 Available online 15 November 2017

JEL classification: F30, G32 G38

Keywords: financial mechanism, energy saving, energy efficiency, tools, financing method

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Abstract

Importance The paper covers the issues of content and principles of operation of the financial mechanism for energy conservation and energy efficiency. Objectives The paper aims to reveal the content and principles of the financial mechanism for energy efficiency and conservation through the relationship between financial instruments, financing methods, government regulation and information management. Methods For the study, I used formal logic and a systems approach. The paper provides a comparative analysis of the Russian and foreign practices and experience in energy efficiency and conservation.

Results The paper clarifies the concept and sets up principles of the financial mechanism , with respect to energy conservation and energy efficiency. As well, the paper identifies global trends in the financial mechanism and proposes new instruments for financing energy conservation and efficiency for use in domestic practice. It offers recommendations for the development of information management and the strengthening of organizational structures for energy efficiency.

Conclusions The paper concludes that Russia does not currently take into account the multiple benefits of energy efficiency, nor does it monitor and evaluate them properly.

Please cite this article as: Sedash T.N. Financial Mechanism for Energy Conservation and Efficiency: The Content and Principles of Operation. Finance and Credit, 2017, vol. 23, iss. 41, pp. 2485-2496. https://doi.org/10.24891/fc.23.41.2485

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, project No. 15-02-00456, Financial Instruments for Structural Transformation of the Economy to Improve Energy Efficiency: A Housing and Utilities Sector Case.

References

1. Balabanov A.I. Banki i bankovskoe delo. Monografiya [Banks and Banking: a monograph]. Moscow, Piter Publ., 2007, 448 p.

2. Rodionova V.M. [Budget system: state, problems, prospects]. Finansy: teoriya ipraktika = Finance: Theory and Practice, 1997, no. 3, pp. 39-50. (In Russ.)

3. Boldyreva I.A. [On the way toward self-financing of housing and utilities services]. EKO = ECO, 2008, no. 2, pp. 71-84. URL: http://ecotrends.ru/images/Journals/2000-2009/2008/N02/3_Articles/005_2008_02.pdf (In Russ.)

4. Boldyreva I.A. [On the question of financial stabilization of housing and utilities services]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2007, no. 4, pp. 281-286. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1687 (In Russ.)

5. Mesropyan L.E.M. [Analysis of some forming indicators of the instruments of real estate market of Armenia]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2010, no. 4, pp. 37-46. (In Russ.)

2495

6. Kameneva E.A. [Financial mechanism of energy efficiency increase of housing-municipal economy of Russia: risks, problems, possibilities]. Nedvizhimost': ekonomika, upravlenie = Real Estate: Economics, Management, 2013, no. 1, pp. 65-69. (In Russ.)

7. Kameneva E.A., Shokhin E.I. [Financial mechanism of increase of energy efficiency and financial stability of managing organizations of housing and communal services of Russia]. Finansy

i kredit = Finance and Credit, 2013, no. 26, pp. 9-15.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-mehanizm-povysheniya-energoeffektivnosti-i-finansovaya-ustoychivost-upravlyayuschih-organizatsiy-zhilischno (In Russ.)

8. Medyanik N.V. [Financial instruments in the State mechanism of nature management (on materials of the South Russian regions)]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 11-7, pp. 1451-1456. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39857 (In Russ.)

9. Semenova N.N., Eremina O.I. [Financing of programs and projects in the field of energy conservation and efficiency on the basis of public-private partnership]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya = Modern Economy: Problems and Solutions, 2015, no. 4, pp. 24-33.

(In Russ.) URL: https://doi.org/10.17308/meps.2014.4/967

10. Chernov S.S. [Analysis of the sources of financing of the energy saving programs and projects: Russian and foreign experience]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute, 2013, no. 4,

pp. 154-158. (In Russ.)

11. Lemeshko N.O., Chernov S.S. [Features commercial evaluation of projects in the field of energy conservation]. Infrastrukturnye otrasli ekonomiki:problemy iperspektivy razvitiya, 2013, no. 1, pp. 286-290. (In Russ.)

12. Kats G., Menkin A., Dommu J., DeBold M. Energy Efficiency Financing - Models and Strategies. Capital E, October, 2011. URL: http://newbuildings.org/sites/default/files/EnergyEfficiencyFinanci ng_ModelsStrategies201110.pdf

13. Rezessy S., Bertoldi P. Financing Energy Efficiency: Forging the Link between Financing and Project Implementation. Report. The Joint Research Centre of the European Commission. Ispra, May, 2010. URL: http://www.konvencijazupanov.eu/IMG/pdf/Financing_energy_efficiency.pdf

14.Myachina L.Ya. [Economy ecologization and natural resource management]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Samara State University of Economics, 2014, no. 2, pp. 41-49. (In Russ.)

15. Gouldson A., Kerr N., Millward-Hopkins J. et al. Innovative Financing Models for Low Carbon Transitions: Exploring the Case for Revolving Funds for Domestic Energy Efficiency Programmes. Energy Policy, 2015, vol. 86, iss. C, pp. 739-748.

URL: https://doi.org/10.1016/j.enpol.2015.08.012

16. Russell C. Multiple Benefits of Business-Sector Energy Efficiency: A Survey of Existing and Potential Measures. Research Report IE1501, January 6, 2015. URL: http://aceee.org/research-report/ie1501

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

2496

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.