Научная статья на тему 'Подход к оценке инновационного потенциала туристской индустрии региона'

Подход к оценке инновационного потенциала туристской индустрии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ГОСТИНИЦА / РЕГИОН / ПОКАЗАТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якимович Г. Б., Пантюхова Т. С.

В статье рассматриваются существующие методы оценки инновационного потенциала отдельных предприятий и региона. Предложена модель оценки инновационного потенциала туристской индустрии Санкт-Петербурга с использованием динамических критериев. Произведен расчет инновационного потенциала гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга по разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к оценке инновационного потенциала туристской индустрии региона»

УДК 338.48 (075)

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ

ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

_ _ __ ,

ТУРИСТСКОИ ИНДУСТРИИ РЕГИОНА*

Г. Б. ЯКИМОВИЧ,

кандидат технических наук, доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью Е-mail: gal. bor. j@mail. ru

Т. С. ПАНТЮХОВА,

ассистент кафедры управления предпринимательской деятельностью Е-mailpantuxovat. s@mail. ru Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики

В статье рассматриваются существующие методы оценки инновационного потенциала отдельных предприятий и региона. Предложена модель оценки инновационного потенциала туристской индустрии Санкт-Петербурга с использованием динамических критериев. Произведен расчет инновационного потенциала гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга по разработанной модели.

Ключевые слова: инновационный потенциал, туристская индустрия, гостиница, регион, показатель, эффективность, критерий.

Инновационное развитие экономики подвержено общим законам экономического развития, а туристская индустрия является подсистемой всего экономического пространства любого региона. Для успешного развития этой индустрии необходимо подробное рассмотрение ряда вопросов, а именно: - влияние инновационных процессов в экономике на инновационное развитие туристской индустрии;

* Исследование выполнено в рамках реализации программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научно-образовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма. № 1981 от 19.07.2011.

- модели бизнеса, применяемые в туристской индустрии, и методы оценки инновационного потенциала предприятий этого сектора, выбора той или иной стратегии, применяемой в процессе инновационного развития различных предприятий туризма.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время туризм является важной составляющей мировой экономики и требует обоснованного научного, системного подхода при выборе путей развития инновационных процессов этого сектора.

Инновации в индустрии туризма следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и динамичное развитие отрасли в регионе.

Одной из составных частей системного подхода является бизнес-модель, т. е. способ, которым компания создает ценность для клиентов и получает от этого прибыль [17]. Исходя из данного определения, можно утверждать, что эффективная бизнес-модель должна отвечать на три ключевых вопроса: как компания создает ценность для внешних клиентов; как компания зарабатывает деньги; как компания обеспечивает стратегический контроль над цепочками создания ценности.

Моделирование эффективного режима функционирования экономической системы складывается из концептуальной, конструктивной и операциональной моделей.

Следующей важной составляющей системного подхода к процессу проведения инноваций является оценка инновационного потенциала.

Само понятие «потенциал» и его практический аспект отражены в работах П. Друкера [12]. Под инновационным потенциалом (ИП) предприятия понимают все его ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические. Инновационный потенциал связан со способностью работников вырабатывать и эффективно реализовывать как свои, так и сторонние новые идеи и проекты. Мера возможности предприятий для осуществления инноваций - это его инновационный потенциал.

Инновационный потенциал предприятия и персонала является ключевым фактором будущего успеха предприятия. Под инновационным потенциалом предприятия в современных условиях следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которая проявляется в эффективном обеспечении новых и будущих технологий.

Методы оценки ИП предпр

Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие всех ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Поэтому для оценки инновационного потенциала необходим тщательный анализ или диагностика внутренней среды организации, которая построена из элементов, образующих ее хозяйственную систему.

Оценка инновационного потенциала предприятия индустрии туризма обычно производится по схеме: ресурс ^ функция ^ проект [7].

Под проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях: частная оценка и интегральная оценка текущего состояния организации (табл. 1).

Методика оценки инновационного потенциала организации строится на системном и целевом подходах. Учитывается также ситуационный подход с его логистической формой развития, поскольку рассматривается комплекс ситуаций, возникающих в инновационных процессах, жизненных циклах элементов системы организации, связанных с ними потоками инновационных стратегических изменений. Потребности практики выдвигают необходи-

Таблица 1

[тий туристской индустрии

Метод оценки Характеристика метода

Частный Частная оценка готовности организации к реализации инновационного проекта П = (П1,П2,^, П^)

Интегральный Оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов. Состояние потенциала каждого проекта зависит от выполнения по объему, качеству, своевременности и экономичности всех производственных и управленческих функций: П;= (Ф1 Ф2.,..., Фт), а каждая функция зависит от состояния всех требуемых ресурсов: Ф'.. = (Р^, Ру,...,

Детальный Описание нормативной модели состояния ИП организации (качественные и количественные требования по всем блокам). Установление фактического состояния ИП по всем блокам. Анализ рассогласованности нормативных и фактических значений. Составление перечня работ по усилению слабых сторон потенциала

Диагностический Оценка управляющих воздействий. Оценка состояния внешней среды. Ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления (политические, экономические, социальные, технологические). Ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации. Установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы. Наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных. Оценка структурных параметров. Определение интегральной оценки потенциала организации

Индикаторный На первом этапе рассчитываются частные индикаторы, характеризующие уровень каждого компонента инновационного потенциала (научного, инновационного менеджмента, кадрового, производственного и инновационного маркетинга). На втором - определяют уровни отдельных компонентов ИП предприятия как среднее геометрическое частных индикаторов (отдельных компонентов ИП предприятия). На третьем этапе находится обобщенный уровень инновационного потенциала предприятия как отношение суммы произведений уровня отдельного компонента инновационного потенциала, и соответствующего ему веса, к сумме весов компонентов инновационного потенциала предприятия

мость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.

В соответствии с тем, каким образом ставится основная задача оценки инновационного потенциала, применяется одна из этих возможных методик.

Детальный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения.

Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов в индустрии туризма) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организаций туристской индустрии (см. табл. 1).

Существует возможность оценивать инновационный потенциал организации самостоятельно. Для оценки инновационного потенциала разработаны специальные вопросники, в которых эксперты обычно проставляют свои оценки по пятибалльной шкале [6].

Индикаторная методика характеризует уровень инновационного потенциала предприятия и помогает руководству оценить сложившееся состояние дел, выявить резервы повышения потенциала и выбрать приоритетные направления его развития, если период характеризуется более или менее стабильными условиями развития. Методика анализа факторов, определяющих восприимчивость предприятия к инновациям, базируется на применении неформализованных методов, в основе которых лежат экспертные оценки. Согласно методике выявляются факторы, определяющие восприимчивость предприятия к инновациям. Затем происходит оценка уровня каждого фактора экспертами. Определяется средневзвешенная обобщенная оценка восприимчи-

Методы оценки инноваци

вости предприятия к инновациям.

Восприимчивость (чувствительность) предприятия к инновациям - это способность к быстрому и эффективному освоению новшества, созданию и внедрению новаций, восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса. На нее влияют экономические, организационные, психологические, социальные, технические и многие другие факторы [17].

Наличие такого разнообразия методов оценки инновационного потенциала организаций позволяет каждому предприятию индустрии туризма любого масштаба и направления деятельности в процессе управления выбрать самый подходящий метод оценки инновационного потенциала для оценки достаточности ИП, и на его основе правильно выбрать стратегию инновационного развития по определенной модели бизнеса для эффективного функционирования.

В современной экономике определенный интерес, скорее даже необходимость, вызывает оценка инновационного потенциала не столько каждого предприятия туристской индустрии в отдельности, но и региона в целом, тем более эта задача актуальна для Санкт-Петербурга.

Глобализация экономики и информационные процессы, происходящие в мире, заставляют руководство предприятий туристской индустрии искать пути осуществления эффективного сотрудничества, основанные на электронных средствах связи. В связи с этим возникает необходимость формирования адаптивной модели для оценки экономической эффективности совместного сотрудничества в рамках глобального бизнес-сообщества (ГБС).

Методы и подходы, которые можно использовать для оценки ИП региона, представлены в табл. 2.

В некоторых из приведенных методов оценки ИП региона в основу положены показатели

Таблица 2

шого потенциала региона

Метод оценки инновационного потенциала Характеристика методов оценки ИП Математический аппарат используемой модели

Комплексная модель оценки эффективности функционирования организации как одного из элементов ГБС [11] Модель состоит из шести блоков. Блок 1: модель оценки ГБС как сложной нелинейной динамической системы через амплитуду колебаний системы и анализ положительных и отрицательных обратных связей. Блок 2: модель, определяющая оптимальное распределение ограниченных ресурсов организаций - участников ГБС по первоочередным мероприятиям проекта. Определение ценности инновационного потенциала организации определяется по формуле У1Р1 = ЫОРАГр (у) - МОРЛТю х е-* х N (д), где У1Р - ценность инновационного потенциала организации в /-м периоде; NOPATf NOPATtо - фактическая чистая

Окончание табл. 2

Метод оценки инновационного потенциала Характеристика методов оценки ИП Математический аппарат используемой модели

Блок 3: модель стратегической ценности организации, входящей в состав ГБС. Блок 4: модель стратегической ценности инновационного потенциала организации, входящей в состав ГБС. Основным критерием оптимальности стратегического развития организации в ГБС является максимизация стратегической ценности инновационного потенциала, т. е. БУ. ^ тах. Оптимальное управление основными факторами, влияющими на создание и разрушение инновационного потенциала организации, служит основой согласованности стратегических решений и условием успешной реализации организации в рамках ГБС. Блок 5: модель управления рисками стратегического развития организации, входящей в состав ГБС. Блок 6: модель сегментации ГБС на отдельные стратегические зоны хозяйствования и ожидаемая прибыль организации в ^м периоде; N (V), N (д) - стандартизированная функция нормального распределения чисел V, д; г/- безрисковая ставка, под которой понимается ставка дисконтирования, равная доходности безрисковых инвестиций

Методологический подход к оценке эффективности использования потенциала действующих технологических производственных систем (ТПС) [14] Данный подход позволяет проводить количественную оценку эффективности использования частных потенциалов ТПС, а также потенциала «резерва» и потенциала «запаса» ТПС, что необходимо предпринимательским структурам для разработки научно обоснованной стратегии развития и повышения конкурентоспособности на рынке Определение эффективности использования фактического ТПС как отношения совокупного индекса реализации экономических интересов ТПС к индексу ее фактического экономического потенциала

Методика оценки инновационного потенциала региона [5] Методика основана на анализе сбалансированности его структуры и пропорциональности распределения инновационных ресурсов между субъектами инновационной деятельности. В ходе изучения сбалансированности регионального инновационного потенциала возникает необходимость в совершенствовании методов его классификации путем расширения ряда классификационных признаков, способных характеризовать субъектный состав инновационной деятельности 1. Оценка пропорции между составляющими потенциала в каждой отрасли региона путем построения матрицы п XX с. ,=1 /=1 Величины Су показывают стоимостную оценку каждой г'-й составляющей, используемой в у-й отрасли. 2. Расчет коэффициента инновационной емкости территории Ск и/ = С/, г/ У где Су - стоимостная оценка «потока» инновационного потенциала г'-й составляющей в/-ю отрасль на к-м направлении использования; У. - величина полезного эффекта ву-й отрасли. Коэффициент инновационной емкости показывает долю г'-го элемента инновационного потенциала в единице полезного эффекта отрасли j на к-м направлении его использования

ценности (прибыль) или стоимостные показатели составляющих ИП. Для оценки ИП гостиничного бизнеса, а тем более выбора дальнейшей стратегии развития этого бизнеса в регионе на основе ИП, данные модели не смогут дать достаточно полной картины. Все приведенные модели могут быть использованы для туристской индустрии региона, но с их помощью можно оценить ИП только на данный определенный момент времени, без учета влияния изменений во времени всех его составляющих. Авторам представляется, что наиболее точно требования к модели, достаточно полно описывающий процесс изменения ИП гостиничного бизнеса, описаны в работе Н. Н. Погостинской [13]. Она отмечает, что для того чтобы сформировать концептуальную модель, необходимо последовательно пройти три стадии: концептуализацию, формализацию и операционализацию. В основе концептуализации лежит поиск определения моделируемого явления. Конструктивная модель состоит из упорядоченных системных характеристик предприятия без конкретного указания на отражающие их показатели. Операциональная модель требует указания конкретных показателей, формирующих динамический норматив. Современная экономика развивается динамично, нельзя забывать и о цикличности этого процесса, финансовых кризисах, которым подвержены все виды экономической деятельности, и туристская индустрия в том числе. Подход к оценке инновационного потенциала индустрии туризма Санкт-Петербурга, по мнению авторов, необходимо производить с использованием операционной модели, для которой требуется формирование динамических показателей.

Одна из таких моделей описана в работе [2]. Модель для оценки использования потенциала экономического пространства региона, предложенная О. А. Бияковым, основывается на принципиально новом подходе - анализируется структура совокупного регионального экономического процесса (^-процесса).

Моделирование оценки использования потенциала регионального экономического пространства проходит в несколько этапов.

На первом этапе формализуется динамический критерий, формальным отражением принятого критерия является критериальный порядок движения показателей, отобранных для характеристики регионального экономического пространства. Критериальный порядок представляет собой ран-

говый ряд, в котором показатели, включенные в список, упорядочены в соответствии с принятым критерием:

- характеризующие основные экономические процессы;

- характеризующие вспомогательные экономические процессы;

- характеризующие процессы жизнеобеспечения;

- характеризующие процессы, которые препятствуют реализации совокупного регионального экономического процесса.

Показатели, включенные в этот перечень, разнородны по единицам измерения работников (стоимостные, натуральные и др.). После процедуры нормирования исходных данных начинается третий этап построения модели - формируются фактические ранговые ряды движения показателей. Для этого выполняются следующие действия:

- рассчитываются темпы роста показателей (анализ темпов позволяет оценить изменение условий, в которых происходит функционирование исследуемой системы);

- рассчитываются ускорения изменения величин показателей;

- ранжируется список показателей по убыванию величины ускорения их движения, т. е. первый ранг закрепляется за показателем с наибольшим ускорением, а последний - за показателем, имеющим наименьшее ускорение. Четвертый этап заключается в сравнении двух

ранговых рядов - критериального и фактического. Как известно, ранговые ряды отличаются друг от друга по двум основным характеристикам. Во-первых, разностью между номерами отдельных показателей, во-вторых, инверсией одного полного ряда по отношению к другому. Для оценки близости фактического и нормативного порядков используются коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (по отклонениям) и Кенделла (по инверсиям).

Представляется интересным именно такой подход к оценке ИП региона. Автор этой модели рассматривал ИП региона, т. е. экономического пространства в целом всех видов экономической деятельности региона, и вместе с тем отмечает возможность ее использования для оценки ИП отдельного вида деятельности. Для авторов представляет интерес оценка ИП туристского сектора, естественно с учетом влияния на его развитие всех остальных составляющих экономического пространства региона. В том случае, если использовать

описанную модель, встает задача определения списка динамических критериев, наиболее полно характеризующих развитие туристской индустрии региона.

Динамические критерии оценки инновационного потенциала региона можно также разделить на показатели:

- характеризующие основные экономические процессы в туристской индустрии;

- характеризующие вспомогательные экономические процессы для туристской индустрии;

- характеризующие жизнеобеспечение туристской индустрии;

- характеризующие процессы, которые препятствуют реализации совокупного регионального экономического процесса развития индустрии туризма.

С учетом того, что R-процесс имеет четыре составляющие, динамический критерий может быть сформулирован следующим образом. Скорость развития основных процессов R-процесса должна превышать скорость развития вспомогательных процессов, которые, в свою очередь, должны превышать скорость процессов жизнеобеспечения, а скорость процессов, препятствующих развитию, должна быть минимальна. Это можно записать в виде

О > В > Ж > П, где О - скорость развития основных процессов (величина потока туристов, средняя фактическая стоимость номера, процент загрузки); В - скорость развития вспомогательных процессов (инновативность туристской индустрии, уровень экономического развития региона); Ж - скорость развития процессов жизнеобеспечения (вся инфраструктура, дороги, транспорт);

П - скорость процессов, препятствующих развитию R-процесса.

В качестве основы индустрии туризма Санкт-Петербурга авторы выбрали гостиничный бизнес. Существует большое количество показателей, характеризующих эффективность гостиничного бизнеса [10, 11, 12, 14]:

- доход от продажи номеров (Room Revenue);

- доход с доступного номера (RevPAR);

- средний отпускной тариф (ADR);

- средний доход на гостя (RevPAC);

- средняя продолжительность проживания (Average Length of Stay);

- количество проданных номеров (Rooms Sold);

- процент загрузки (Occupancy);

- туристический поток;

- средняя фактическая стоимость номера (AARR).

Для оценки гостиничного бизнеса в целом в

качестве основных параметров, характеризующих этот сектор, можно выбрать:

- туристический поток;

- процент загрузки;

- показатель эффективности гостиничного бизнеса (доход с доступного номера);

- среднюю фактическую стоимость номера.

Эти показатели выбраны исходя их двух положений. Первое - ограничение их, как таковых, по количеству. Второе - наличие качественной и детальной статистики по показателям. Поскольку доход с доступного номера (RevPAR = Occupancy • ADR) уже учитывает стоимость номера [16], авторы посчитали, что можно ограничиться только тремя показателями: процент загрузки, доход с доступного номера и величина туристического потока. В качестве туриста в исследовании рассматривается любой человек, прибывший в Санкт-Петербург. Согласно генеральной теории туризма В. Хунцикера -К. Крапфа туризм представляет собой совокупность отношений, являющихся результатом отношения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное место жительства и не связано с получением дохода [1]. Следуя этому определению, считаем, что в величине туристического потока учитываются все прибывающие на данную территорию. Эти три показателя, по мнению авторов, являются определяющими с точки зрения экономического результата гостиничной индустрии.

Такой показатель, как количество гостиниц, с учетом всего изложенного, можно отнести к группе вспомогательных параметров. Автор первоначальной модели, используемой в данной работе, считает, что суть вспомогательных процессов - обеспечение эффективного функционирования регионального хозяйственного механизма [2]. В рассматриваемом случае этот показатель обеспечивает эффективное функционирование региональной гостиничной индустрии.

Рассмотрим блок показателей, характеризующий вспомогательные процессы, процессы жизнеобеспечения и процессы, противодействующие развитию гостиничного бизнеса (табл. 3).

Существует понятие «сателлитные счета», которое широко применяется в ряде стран для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Показатели, характеризующие вспомогательные процессы, процессы жизнеобеспечения и противодействующие процессы

Группа Характеристика

Вспомогательные Инфраструктура (транспортная доступность, доступность сервисов и услуг, торгово-раз-влекательные центры, спортивные комплексы и т. д.). Туристические объекты (рекреационные, культурные и спортивные объекты, театры, концертные залы и аналогичные предприятия, парки отдыха, музеи, исторические объекты и здания, услуги связи)

Жизнеобеспечивающие Транспортная обеспеченность: - воздушный, междугородний, железнодорожный пассажирский транспорт; - междугородние и экскурсионные автобусы; - круизные суда; - наличие различных видов городского транспорта; - полнота охвата транспортом всех туристических объектов. Объем платных услуг в системе общепита на душу населения или наличие ресторанов, кафе и т. п. на 10 000 чел. населения региона. Количество образовательных учреждений или количество студентов. Численность врачей на 10 000 чел. населения региона. Количество защищенных кандидатских диссертаций

Противодействующие Величина прожиточного минимума. Заболеваемость на 10 000 чел. населения. Концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (или уровень экологии в регионе). Число дорожно-транспортных происшествий. Число зарегистрированных преступлений на 10 000 чел. населения. Уровень безработицы

оценки туристской индустрии. Сателлитные счета представляют собой расширенный набор статистических показателей и позволяют более точно рассчитать, например, долю туристской деятельности в ВВП страны, занятости в туризме инвестициях, доходах бюджета и т. п. Например, в сателлитных счетах учитывается не только стоимость размещения туриста в отеле, но и его траты в магазинах, такси, ресторанах, музеях и т. п.

Глава Ростуризма А. Радьков выступает за внедрение в туризме сателлитных счетов, однако отмечает, что рассчитать точную цифру на основе собираемой в настоящее время статистики крайне проблематично, так как туризм вовлекает в свою сферу множество смежных секторов экономики. Одна из основных задач, которую необходимо решить на федеральном уровне, - наладить и внедрить сателлитные счета в туризме [3]. Очевидно, что при наличии подобной статистики можно будет значительно упростить предлагаемую модель оценки инновационного потенциала гостиничной индустрии региона.

Значения по всем блокам показателей за три года для гостиничной индустрии Санкт-Петербурга, расставленные по рангу, представлены в табл. 4.

Представим эти же данные с темпами роста, нормативными рангами и фактическими рангами по величине темпов роста (табл. 5).

По данным (см. табл. 4) определяем сумму квадратов отклонений по всем показателям в рассматриваемом периоде времени и рассчитываем коэффици-

ент Спирмена по формуле Кот£л = 1 -

г =1

N (N2 -1)'

Результаты расчетов представлены в табл. 6. Подсчитываем общее число инверсий по всем показателям и определяем коэффициент корреляции

N

Кенделла по формуле К = 1--—-.

инвер N (N -1)

Результаты расчетов приведены в табл. 7. Показатель результирующей оценки близости фактической структуры движения показателей системы к критериальной (эталонной), основанный на двух коэффициентах ранговой корреляции для данного периода времени, можно рассчитать по формуле

(1 + КоТкЛ)(1 + КиНв)

R =

4

Таблица 4

Показатели, характеризующие развитие гостиничной индустрии Санкт-Петербурга [8-10, 15]

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. Нормативный ранг

Группа показателей, характеризующих основные экономические процессы

Поток туристов, тыс. чел. 4 800 5 100 5 500 1

Заполняемость (усредненный показатель по высокому и низкому сезону), % 41 55 60 2

Доход с доступного номера, тыс. руб. 1 700 2 200 3 060 3

Группа показателей вспомогательных экономических процессов

Число гостиниц/койко-мест, тыс. ед. 116/33,6 133/35,9 154/38,3 4

Транспортная доступность (пассажиропотоки по всем видам городского транспорта), млн чел. 1 935 1 944 2 047 5

Количество посетителей театров, млн чел. 2,7 2,7 2,9 6

Количество посетителей музеев, млн чел. 16,8 17,7 19,1 7

Объем услуг связи, млн руб. 94,2 101,7 107,6 8

Группа показателей жизнеобеспечения

Количество пассажиров (автобусов междугороднего сообщения, автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного, воздушного, морского транспорта), млн чел. 4 474 4 380 4 704 9

Количество врачей, тыс. чел. 40,2 41,5 43,2 10

Оборот общественного питания, млн руб. 39,5 45,9 50,6 11

Количество образовательных учреждений/количество студентов, ед./тыс. чел. 776/356 765/362 745/375 12

Количество защищенных кандидатских диссертаций, ед. 2 485 1 884 2 245 13

Группа показателей, препятствующих развитию

Величина прожиточного минимума, руб. /мес. 5 184 5 605 6 128 14

Число зарегистрированных преступлений, ед. 77 146 64 370 59 318 15

Численность безработных, тыс. чел. 28,6 16,8 13,4 16

Уровень заболеваемости, чел. 916 856 850 17

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тыс. т 50,5 56,6 61,2 18

Загрязнение сточных вод, млн м3 1 105,7 1 288 1 402 19-

Число дорожно-транспортных происшествий, ед. 7 931 7 532 7 550 20

Таблица 5

Расчет темпов роста, рангов всех показателей

Нормативный ранг 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Фактическое значение Темп роста Ранг Фактическое значение Темп роста Ранг Фактическое значение Темп роста Ранг

1 4 800 102 13 5 100 106 9 5 500 108 8

2 41 121 1 55 134 1 60 109 4

3 1 700 119 2 2 200 129 2 2 600 139 1

4 116/33,6 107,1 6 133/35,9 106,7 8 154/38,3 107,2 11

5 1935 101,6 14 1 944 100,4 13 2047 105,2 15

6 2,7 100,1 15 2,7 100 14 2,9 107,4 10

7 16,8 104,6 10 17,7 105,3 10 19,1 107,9 9

8 94,2 108,6 4 101,7 110,1 6 107,6 105,8 14

9 4 474 106,5 7 4 380 97,9 15 4704 107,3 13

10 40,2 104,2 11 41,5 103,2 11 43,2 107,5 12

11 39,5 118,3 3 45,9 116,2 4 50,6 110,2 3

12 776/356 98,7 18 765/362 101,7 12 745/375 103,6 16

13 2485 105,2 8 1 884 75,8 19 2 245 119,2 2

14 5 184 107,7 5 5 605 108,1 7 6 128 108,5 6

15 77 146 95,6 19 64 370 83,4 18 59 308 92,1 19

16 28,6 60,3 20 16,8 58,7 20 13,4 79,7 20

17 916 100,1 16 856 93,4 17 850 99,2 18

18 50,5 102,1 12 56,6 112,1 5 61,2 108,1 7

19 1 105,1 105,1 9 1 288 116,6 3 1 402 108,8 5

20 7 931 99,2 17 7 532 95 16 7 550 100,2 17

Таблица 6

Расчет коэффициентов по отклонениям (Спирмена)

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Нормативный ранг Ранг Квадратное Ранг Квадратное Ранг Квадратное

отклонение отклонение отклонение

1 13 100 9 64 8 49

2 1 1 1 1 4 4

3 2 1 2 1 1 4

4 6 4 8 16 11 49

5 14 81 13 64 15 100

6 15 81 14 64 10 16

7 10 9 10 9 9 4

8 4 16 6 4 14 36

9 7 4 15 36 13 16

10 11 1 11 1 12 4

11 3 49 4 49 3 49

12 18 36 12 0 16 16

13 8 25 19 36 1 121

14 5 81 7 49 6 64

15 19 16 18 9 19 16

16 20 16 20 16 20 16

17 16 1 17 0 18 1

18 12 36 5 169 7 121

19 9 100 3 256 5 196

20 17 9 16 16 17 9

Сумма квадратных 667 860 891

отклонений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К откл 0,5 0,35 0,33

Таблица 7

Расчет коэффициентов инверсии

Нормативный ранг 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Ранг Инверсия Ранг Инверсия Ранг Инверсия

1 13 12 9 8 8 7

2 1 0 1 0 4 3

3 2 0 2 0 1 0

4 6 5 8 5 11 7

5 14 9 13 8 15 10

6 15 9 14 8 10 6

7 10 6 10 5 9 5

8 4 1 6 3 14 7

9 7 2 15 6 13 6

10 11 5 11 4 12 5

11 3 0 4 1 3 1

12 18 6 12 3 16 4

13 8 1 19 6 2 0

14 5 0 7 2 6 1

15 19 4 18 4 19 4

16 20 0 20 4 20 4

17 16 2 17 3 18 3

18 12 1 5 1 7 1

19 9 0 3 0 5 0

20 17 0 16 0 17 0

Сумма инверсий 63 71 74

К инв 0,32 0.25 0.21

Результирующая оценка показывает, насколько характер изменений в структуре связей системы отвечает выбранному критерию оценки. Диапазон изменения этого показателя от 0 до +1. На рисунке приведена графическая интерпретация ИП гостиничной индустрии Санкт-Петербурга.

Участок, ограниченный по R1 в исследуемом интервале времени, отражает ситуацию, когда потенциал гостиничной индустрии используется полностью, т. е. R1 = 100 %. Участок, ограниченный расчетной ломаной линией в данном интервале времени, отражает реальную картину использования потенциала гостиничного бизнеса. Разница площадей R1 - R2 и будет оценивать величину инновационного потенциала гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга.

Представленные расчеты ИП гостиничного бизнеса получены по статистическим данным, которые дают суммарное значение коэффициентов первой группы критериев для всех гостиниц Санкт-Петербурга и говорят о том, что у гостиничного бизнеса этого региона есть потенциал. Для более детальной оценки составляющих ИП гостиничного бизнеса целесообразно провести расчеты ИП отдельно для категории четырех- и пятизвездочных гостиниц и более низкого уровня (двух- и трехзвездочных), что может позволить выработать конкретные рекомендации по развитию гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга. С другой стороны, представленные результаты говорят о необходимости дальнейшего развития всей инфраструктуры региона (показатели группы критериев блока жизнеобеспечения и вспомогательных процессов), что также позволит повысить ИП гостиничного бизнеса.

Список литературы

1. Абрамова Т. В., Барзыкин Ю.А., Писарев-ский Е. Л. Актуальные вопросы государственной политики Российской Федерации в сфере туризма. М.: Юрист, 2004.

2. Бияков О. А. Экономическое пространство региона: процессный подход: монография Кемерово: Куз ГТУ, 2004. 244 с.

3. Глава Ростуризма выступает за введение в туризме сателлитных счетов. URL: http://www. tourprom. ru/news/15093.

4. Группа компаний «Флагман» - http://www. flaggrt. ru.

5. Дежина И. Обеспечение эффективных механизмов осуществления инновационной деятельности в российской экономике. М.: ИЭПП, 2004. 152 с.

С ___

----к: -

1 1 1

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Графическая интерпретация ИП гостиничной индустрии Санкт-Петербурга, °%

6. Зинов. В. Г. Управление интеллектуальной собственностью. АНХ, Центр коммерциализации технологий. М.: Монолит, 2002. 240 с.

7. Малахова Н. Н., Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе. Ростов н/Д: МарТ, 2008. 224 с.

8. Обзор рынка гостиничной недвижимости г. Санкт-Петербурга по состоянию на март 2012 года. URL: http://www. estimation. ru/ru/analytics/2012/03/13-5/

9. Обзор рынка гостиничной недвижимости г. Санкт-Петербурга, I полугодие 2012 г. URL: http://www. becar. ru/get_file. php?doc=2800.

10. Обзор рынка недвижимости. 2011. URL: http://www.colliers.spb.ru/images/analitika/pdf/St %о20 Petersburg %20Research %>20Report_Year °%20End% 202011_RUS. pdf.

11. Панфилова Е. Е. Модель оценки ГБС // Менеджмент сегодня. 2009. № 5.

12. Питер Ф. Друкер. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. 432 с.

13. Погостинская Н. Н. Системный подход в экономико-математическом моделировании: учеб. пособие. СПб: СПбГУЭФ, 1999. 74 с.

14. Попков В. П., Акатьев В. П., Алексеева М. Б. Формирование промышленных кластеров в концепции инновационного развития региона: монография. СПб: Инфо-да, 2009. 256 с.

15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области - http://petrostat. gks. ru.

16. Якимович Г. Б. Параметры эффективности гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 26.

17. Якимович Г. Б., Пантюхова Т. С. Инновационная деятельность в туристическом бизнесе: монография. СПб: СПбГУСЭ, 2011. 175 с.

18. Web-сайт: скрытые резервы. URL: http://content. yudu. com/Library/A1n6oj/Pro662007/resources/43.htm.

19. W-O-N туристический и гостиничный бизнес. URL: http://www. w-o-n. ru/text/82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.