Научная статья на тему 'ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА С ПРИЗНАКАМИ СДВГ'

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА С ПРИЗНАКАМИ СДВГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СДВГ / низкая произвольность / невнимательность / учитель / персонализация / ADHD / low arbitrariness / inattention / teacher / personalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Д. Гаврилова

По мнению автора, синдром дефицита внимания и гиперактивности не влияет на когнитивные способности ребенка, требуется лишь особый педагогический подход. Раскрыты различия между СДВГ и низкой произвольностью, обычной невнимательностью. Изложены требования к помещению, в котором обучается ребенок с СДВГ (температура, питьевая вода, расположение ребенка ближе к учителю) и элементы взаимодействия с таким ребенком, учет его потребности в движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN APPROACH TO TEACHING A CHILD WITH SIGNS OF ADHD

According to the author, attention deficit hyperactivity disorder does not affect a child's cognitive abilities, only a special pedagogical approach is required. The differences between ADHD and low arbitrariness, ordinary inattention are revealed. The requirements for the room in which a child with ADHD studies (temperature, drinking water, the child's location closer to the teacher) and elements of interaction with such a child, taking into account his need for movement, are outlined.

Текст научной работы на тему «ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА С ПРИЗНАКАМИ СДВГ»

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА С ПРИЗНАКАМИ СДВГ В.Д. Гаврилова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-17-19

Аннотация. По мнению автора, синдром дефицита внимания и гиперактивности не влияет на когнитивные способности ребенка, требуется лишь особый педагогический подход. Раскрыты различия между СДВГ и низкой произвольностью, обычной невнимательностью. Изложены требования к помещению, в котором обучается ребенок с СДВГ (температура, питьевая вода, расположение ребенка ближе к учителю) и элементы взаимодействия с таким ребенком, учет его потребности в движении.

Ключевые слова: СДВГ, низкая произвольность, невнимательность, учитель, персона-лизация.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее - СДВГ) возможно диагностировать у ребенка с 4-5 лет при совокупном наличии признаков:

1) невнимательности (потеря вещей, от-влекаемость);

2)гиперактивности (постоянное и громкое движение);

3) импульсивности (не дожидается своей очереди, сначала говорит и делает, потом думает).

Вместе с тем, необходимо отличать СДВГ от низкой произвольности (низкая способность управлять своим поведением) и обычной невнимательности. Отметим, что данное расстройство не влияет на когнитивные способности ребенка, следует лишь учитывать такие неврологические особенности ребенка в процессе обучения.

Так, СДВГ отличается от обычной невнимательности по критерию времени, в течение которого такая невнимательность проявляется. Ребенок с СДВГ невнимателен стабильно и независимо от физического состояния, которое существенно не влияет на собранность лица (сыт или голоден, жарко или холодно, устал или отдохнул). Соответственно, если внимательность и концентрация ребенка в большинстве случаев повышается после изменений физического состояния (например, ребенок отдохнул), то у ребенка отсутствует СДВГ (по крайней мере, это само по себе не является достаточным основанием для

признания у такого ребенка рассматриваемого синдрома).

СДВГ и невнимательность также разграничиваются по критерию занятий, в которых проявляются соответствующие признаки. Так, ребенок с СДВГ невнимателен и в обучении, и в игре, в целом в тех занятиях, которые ему нравятся. Соответственно, если внимательность и концентрация ребенка повышается в том занятии, которое он начинает сам и любит, то речь идет не о СДВГ, а о невнимательности в сферах, которые ребенку не нравятся.

Различия между СДВГ и низкой произвольностью заключаются в том, что последний просто забывает определенную модель поведения, а ребенок с СДВГ наряду с этим отвлекается и повышено возбуждается. Кроме того, представляется значимым отметить, что развить у обычного ребенка «усидчивость» (проработка низкой произвольности) и собранность возможно и до подросткового возраста. Вместе с тем, дети с СДВГ вплоть до подросткового возраста (хуже, если и после него) испытывают сложности во всех сферах жизни. В научной литературе предполагают, что без мультимодального лечения СДВГ не уходит и у подростков 15 лет [1, с. 290].

Необходимо учитывать изложенные особенности в педагогической деятельности и в воспитании: это наиболее коррелирует с организацией пространства, в котором обучается ребенок с СДВГ - оно тре-

бует уменьшения признаков, которые могут излишне стимулировать ребенка, отвлекать его.

Во-первых, на рабочем столе ребенка с СДВГ должны быть только те объекты, которые он всегда использует во время обучения (учебник, тетрадь, ручка; если ребенок занимается математикой, то необходим карандаш, ластик, линейка). Необходимо убрать лишние объекты, поскольку они отвлекают обучающегося.

Во-вторых, учитель должен посадить ребенка с признаками СДВГ как можно ближе к себе (оптимальна первая парта соответствующего ряда), чтобы ребенок видел учителя, откликался на индивидуальные поручения.

В-третьих, необходимо помещение, способствующее поддержанию нормального физического состояния ребенка на протяжении урока: нормальная температура (при необходимости проветрить класс), наличие кулера с питьевой водой, чистота в классе и так далее. Разумеется, это базовое условие для нормального обучения и детей, у которых отсутствуют признаки СДВГ. Вместе с тем, такое условие имеет особое значение для обучения ребенка с СДВГ (он может хотеть пить чаще, это повод и подвигаться - и пройтись до кулера), в этой связи требует выделения.

Наряду с выполнением изложенных

мым обеспечить двигательную активность ребенка с признаками СДВГ (интервал -10-15 минут). Данный аспект педагогической деятельности важен в связи с необходимостью обеспечить комфорт такого ученика. Учитель может давать этому ребенку различные поручения, которые не монотонны и позволяют двигаться (например, собрать тетради, помыть доску, отойти в другой кабинет, чтобы передать сообщение другому педагогу и так далее).

Кроме того, имеет значение персонали-зация во взаимодействии с таким ребенком, дублирование специально для него заданий, которые даются всем ученикам. Отметим, что реализация представленных направлений в обычной педагогической работе может способствовать помощи в более масштабном представлении: так, изложенные аспекты имеют некоторое сходство с воздействием на синдромальный (развивающие игры) поведенческий и личностный уровни при лечебно-коррекционной помощи детям с СДВГ [2, с. 99].

Таким образом, необходимо учитывать отличительные особенности ребенка с СДВГ в педагогической практике, персонализировать взаимодействие с таким ребенком и предоставлять ему возможность двигаться, как можно больше, давать четкие указания.

требований к помещению видится значи-

Библиографический список

1. Шичкова Н.В. Синдром гиперактивности и дефицита внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. - 2019. - № 1. - С. 288-290.

2. Абшилава Э.Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 7. - С. 96-102.

AN APPROACH TO TEACHING A CHILD WITH SIGNS OF ADHD

V.D. Gavrilova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. According to the author, attention deficit hyperactivity disorder does not affect a child's cognitive abilities, only a special pedagogical approach is required. The differences between ADHD and low arbitrariness, ordinary inattention are revealed. The requirements for the room in which a child with ADHD studies (temperature, drinking water, the child's location closer to the teacher) and elements of interaction with such a child, taking into account his need for movement, are outlined.

Keywords: ADHD, low arbitrariness, inattention, teacher, personalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.