Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НИЗКОГО КОГНИТИВНОГО ТЕМПА У ДЕТЕЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НИЗКОГО КОГНИТИВНОГО ТЕМПА У ДЕТЕЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЗКИЙ КОГНИТИВНЫЙ ТЕМП / LOW COGNITIVE TEMPO / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (СДВ) / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) / ATTENTION DEFICIT DISORDER WITH HYPERACTIVITY / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SPECIAL PSYCHOLOGY / НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / NEUROPSYCHOLOGY / НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ / МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ / SLOWNESS / ГРЕЗЫ НАЯВУ / НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ / СКОРОСТЬ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / SPEED OF INFORMATION PROCESSING / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING DIFFICULTIES / ДЕПРЕССИВНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И АДАПТАЦИЯ / SOCIAL INTERACTION AND ADAPTATION / ATTENTION DEFICIT DISORDER / NEJRODINAMICHESKIJ DEFICIENCY / DREAMING AWAKE / INATTENTIVENESS / CONCENTRATION OF ATTENTION / DEPRESSIVNOST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коган Борис Михайлович, Куликова Татьяна Григорьевна

В работе представлен аналитический обзор современных мировых исследований комплекса симптомов, объединенных понятием «низкий когнитивный темп» (SCT - sluggish cognitive tempo). В настоящее время синдром низкого когнитивного темпа разными исследователями рассматривается или как один из подтипов синдрома дефицита внимания без гиперактивности (СДВ), или как отдельное расстройство, свойственное детям разных диагностических групп, а также детям, имеющим нормативное развитие. SCT характеризуется следующими проявлениями: фиксированность на своих представлениях, часто фантастического содержания, неясность сознания, снижение двигательной активности, неподвижность взгляда, полудремотное состояние и др. Нейропсихологический анализ выявляет в первую очередь наличие проблем поддержания оптимального функционального состояния (нейродинамический дефицит), снижение скорости переработки информации и концентрации внимания. В представленной статье на основе анализа мировых литературных источников выделены основные показатели, позволяющие отделить симптомокомплекс низкого когнитивного темпа от синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) уже в дошкольном возрасте. Отдельный цикл исследований выявил, что низкий когнитивный темп ассоциируется с рядом внешних коррелятов, включающих трудности освоения ребенком учебных навыков, наличием у него тревожных и/или депрессивных расстройств, сложностями в социальной коммуникации со сверстниками и взрослыми. Представленный аналитический обзор объединяет имеющиеся на данный момент результаты исследований синдрома SCT, показывает необходимость более подробного его изучения как отдельного нарушения, оказывающего значимое влияние на процессы обучения и деятельности во всех сферах жизни, а также выделяет важные направления для будущих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коган Борис Михайлович, Куликова Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Research of Low Cognitive Tempo in Children: an Analytical Overview

This work describes an analytical overview of contemporary world studies complex symptoms, United by the notion of low cognitive tempo (SCT, sluggish cognitive tempo). Currently, the syndrome of low cognitive tempo different researchers or is considered as one of the subtypes of Add (attention deficit disorder without Hyperactivity) or as a separate disorder, children with different diagnostic groups, and also children with normative development. SCT is characterized by the following manifestations: fixity on their views, often fantastic content, lightheaded, decreased motor activity, immobility, poludremotnoe status, etc. Neuropsychological analysis reveals the primarily the problems of maintaining optimum functional State (nejrodinamicheskij deficiency), reducing the speed of information processing and concentration. In the article, based on an analysis of world literature highlights the main indicators that separate symptom low cognitive tempo from the syndrome of hyperactivity with attention deficit (ADHD) already at pre-school age. A separate series of investigation revealed that \a low cognitive tempo is associated with a number of external correlates, including difficulties mastering the child training skills, the presence he has anxiety and or depression, difficulties in social communication with peers and adults. Submitted by analytical overview brings together existing research results at the moment, shows the need for SCT syndrome more detailed examination of the SCT, as a separate infringement, providing meaningful impact on learning processes and activities in all spheres of life, as well as highlights important areas for future research.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НИЗКОГО КОГНИТИВНОГО ТЕМПА У ДЕТЕЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

УДК 159.9

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НИЗКОГО КОГНИТИВНОГО ТЕМПА У ДЕТЕЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Б. М.. Коган, Т. Г. Куликова, МГПУ, Москва

В работе представлен аналитический обзор современных мировых исследований комплекса симптомов, объединенных понятием «низкий когнитивный темп» (SCT — sluggish cognitive tempo). В настоящее время синдром низкого когнитивного темпа разными исследователями рассматривается или как один из подтипов синдрома дефицита внимания без гиперактивности (СДВ), или как отдельное расстройство, свойственное детям разных диагностических групп, а также детям, имеющим нормативное развитие. SCT характеризуется следующими проявлениями: фиксированность на своих представлениях, часто фантастического содержания, неясность сознания, снижение двигательной активности, неподвижность взгляда, полудремотное состояние и др. Нейропсихологический анализ выявляет в первую очередь наличие проблем поддержания оптимального функционального состояния (нейродинамический дефицит), снижение скорости переработки информации и концентрации внимания. В представленной статье на основе анализа мировых литературных источников выделены основные показатели, позволяющие отделить симптомокомплекс низкого когнитивного темпа от синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) уже в дошкольном возрасте. Отдельный цикл исследований выявил, что низкий когнитивный темп ассоциируется с рядом внешних коррелятов, включающих трудности освоения ребенком учебных навыков, наличием у него тревожных и/или депрессивных расстройств, сложностями в социальной коммуникации со сверстниками и взрослыми. Представленный аналитический обзор объединяет имеющиеся на данный момент результаты исследований синдрома SCT, показывает необходимость более подробного его изучения как отдельного нарушения, оказывающего значимое влияние на процессы обучения и деятельности во всех сферах жизни, а также выделяет важные направления для будущих исследований.

Ключевые слова: низкий когнитивный темп; синдром дефицита внимания (СДВ); синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); специальная психология; нейропсихология; нейродинамический дефицит; медлительность; грезы наяву; невнимательность; скорость переработки информации; концентрация внимания; трудности обучения; депрессивность; тревожность; коммуникативность; социальное взаимодействие и адаптация.

Для цитаты: Коган Б. М., Куликова Т. Г. Современные исследования низкого когнитивного темпа у детей: аналитический обзор // Системная психология и социология. 2018. № 2 (26). С. 47-58.

Введение

Несмотря на то что в зарубежной литературе по психологии, специальной психологии, психиатрии и неврологии понятие низкого когнитивного темпа встречается начиная с середины 1980-х годов, в последние время отмечается значимое увеличение интереса к изучению и пониманию этиологии и патогенеза этого нарушения. Внимание к данному симпто-мокомплексу первоначально было привлечено в исследованиях, посвященных изучению подтипов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, который подразделяется на три типа: преимущественно невнимательный,

© Коган Б. М., Куликова Т. Г., 2018

преимущественно гиперактивно-импульсив-ный и комбинированный [4; 6]. Хотя синдром низкого когнитивного темпа изначально рассматривался как возможность идентифицировать ребенка с «чистым» преимущественно невнимательным типом, значительное число исследований не подтверждало эту гипотезу, и часто доказывалась необходимость рассматривать данный симптомокомплекс как отдельное нарушение, присущее как детям с СДВГ, так и не имеющим этого диагноза. Возросший интерес к данной проблеме в зарубежной литературе и значительное число проведенных исследований за последние годы связаны с возможностью в перспективе рассматривать

кластер симптомов SCT как новый вид психического расстройства, оказывающий значимое влияние на развитие и деятельность человека в целом. Нужно отметить, что в России данная проблема практически не изучена и обращает на себя внимание только в нескольких нейропсихологических исследованиях, посвященных дефициту нейродинамического компонента психической деятельности у детей школьного возраста (слабости I блока мозга, по А. Р. Лурии) [1; 2].

Исследования низкого когнитивного темпа у детей

Классический перечень симптомов SCT был выделен в 1980-х годах в ходе эмпирических исследований, направленных на изучение типов гиперактивности с дефицитом внимания у детей, а также при описании относительно независимых симптомокомплексов каждого из типов [20].

Исследования того периода показали, что причины нарушения внимания у детей с разными типами расстройства совпадают лишь частично. В то же время все варианты синдрома гиперактивности с дефицитом внимания характеризовались одинаковыми проявлениями, прежде всего общей дезорганизацией в обучении и поведении. Однако причиной невнимательности у детей с СДВГ комбинированного типа являлась повышенная чувствительность к посторонним раздражителям (дистракторам), небрежность и несобранность детей при выполнении инструкций, а дети с СДВ демонстрировали принципиально другие симптомы, связанные с невнимательностью. Комплекс этих симптомов получил название низкого когнитивного темпа и рассматривался как третий фактор в дополнение к показателям невнимательности, гиперактивности и импульсивности [20]. Выделенный симптомокомплекс SCT характеризовался следующими проявлениями:

- сниженный уровень поддержания общего функционального состояния (alertness);

- длительная фиксация на собственных мыслях и фантазиях (being daydreamy);

- проявления неясности сознания (mentally foggy);

- кататонические симптомы (staring);

- замедленность, сниженный темп приема и переработки информации;

- склонность к сонливости и дремотному состоянию;

- более выраженная склонность к тревожным расстройствам [9-12; 27].

Авторы отмечают, что данные проявления необходимо отделять от симптомов аутистического характера, так как дети с SCT не испытывают трудностей с установлением границ между собственными переживаниями и окружающим миром и их дистанциони-рование от сверстников опосредовано инак-тивностью и недостаточным энергетическим обеспечением для включения в социальные связи и учебную деятельность.

Следующие исследования, основанные на методе кластерного анализа поведенческих опросников для родителей и педагогов, также показали тесную связь проявлений невнимательности и признаков низкого когнитивного темпа, а также относительную независимость их от признаков гиперактивности [28]. Признаки SCT были включены в перечень симптомов СДВ (преимущественно невнимательного типа) в классификации болезней DSM-III, применявшейся в 1980-е годы, но затем, после проведенных исследований, показавших их слабую предсказательную силу в качестве диагностических критериев дефицита внимания, были исключены и в дальнейшем не вошли в пересмотренный классификатор болезней DSM-IV. Это объяснялось тем, что наличие симптомов низкого когнитивного темпа успешно выявляло детей с СДВ, но при этом отсутствие этих симптомов далеко не всегда означало отсутствие нарушения внимания, и не все дети с очевидным дефицитом внимания демонстрировали низкий темп деятельности [24]. Таким образом, до настоящего времени считается, что синдром дефицита внимания принципиально отличается от СДВГ комбинированного типа отсутствием клинически значимых проявлений гиперактивности / импульсивности. Тем не менее и после принятия DSM-IV интерес к симптомам низкого когнитивного темпа не угас и, более того, стимулировал дальнейшее изучение взаимосвязи синдрома дефицита внимания и низкого темпа деятельности в детском

возрасте. Так, одно более позднее исследование 692 детей с СДВ показало не только значимую прямую корреляцию низкого когнитивного темпа с признаками невнимательности при СДВГ, но и необходимость рассматривать признаки невнимательности и низкого когнитивного темпа как отдельных независимых факторов [34].

Сходные данные были получены в одном из следующих исследований [22], в котором участвовало 296 испытуемых: дети с разными типами СДВГ и дети, имеющие трудности обучения, без СДВГ. Оценка степени значимости различных симптомов синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, представленных в DSM-IV, проводилась на основе опросников педагогов и родителей при использовании трехфакторной модели, учитывающей невнимательность / чувствительность к отвлекающим факторам, гиперактивность / импульсивность и низкий темп деятельности. Результаты исследования показали, что симптомы низкого когнитивного темпа наиболее явно выражены у детей с синдромом дефицита внимания и значительно реже наблюдаются у детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания комбинированного типа, а у детей с преобладанием гиперактивности / импульсивности и у детей с трудностями освоения учебных навыков без симптомов СДВГ практически не встречаются. Полученные данные подтверждают предположение о том, что низкий темп деятельности детей тесно связан с фактором их невнимательности [12; 14; 37].

В настоящее время перечень симптомов низкого когнитивного темпа систематизируется и разрабатываются различные варианты опросников, направленных на выявление детей с данным синдромом. Изначально все симптомы низкого когнитивного темпа распределялись по трем шкалам: замедленность при выполнении заданий (Slow), склонность к сонливости, утомляемость (Sleepy) и некоторая «онейро-идность» сознания, проявляющаяся в снопо-добном погружении в свои мысли, зачастую фантастического содержания (Daydreamer) [35]. Дальнейшие исследования позволили выделить три основных, наиболее значимых для дифференциальной диагностики критерия, которые представлены соотношением:

- заторможенность / мечтательность;

- сонливость / замедленность;

- трудности вхождения в задание / инертность.

При этом первые два фактора оказались тесно связаны с показателями невнимательности, а третий фактор являлся важным предиктором успешности освоения учебных навыков детьми с низким темпом деятельности [25].

В 2016 году Стивен Беккер опубликовал аналитический обзор имеющихся на тот момент мировых исследований низкого когнитивного темпа [16]. Были проанализированы 73 исследования, в которых принимали участие суммарно около 19 000 человек разного возраста. На основе метаанализа полученных данных (оценки родителей, педагогов и самооценки испытуемых) были определены 13 проявлений низкого когнитивного темпа, которые могут быть использованы в качестве кластера симптомов, позволяющего дифференцировать синдром низкого когнитивного темпа от СДВ (см. табл. 1).

Одно из самых последних исследований испанских ученых обеспечило комплексную поддержку двухфакторной модели SCT, впервые представленной в более раннем эмпирическом исследовании [23]. Предлагаемая двухфакторная модель включает два отдельных измерения: 1) сниженный уровень активации и склонность грезить наяву и 2) медлительность. Результаты этих работ показали, что оценка SCT должна проходить отдельно по каждому измерению, так как каждое из них имеет уникальные корреляты относительно друг друга, а также с симптомами невнимательности, наличием проблем социальной коммуникации и адаптации, склонности к тревожно-депрессивным расстройствам, трудностями обучения.

Результаты недавних публикаций доказывают, что симптомы низкого когнитивного темпа имеют разные корреляции с возрастом и полом испытуемых по сравнению с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания. Так, данные лонгитюдного исследования показали, что проявления SCT у детей довольно стабильны в течение 10-летнего периода — от дошкольного возраста до девятого класса, — хотя становятся более очевидными к началу

Таблица 1

Частотность проявлений низкого когнитивного темпа (SCT)

Проявления SCT Оценка родителей, % Оценка педагогов, % Самооценка, %

Медлительность 75 83 100

Утомляемость / вялость 100 100 100

Сниженный темп приема и переработки информации 100 100 0

Потеря хода мыслей при выполнении задач 100 100 -

Сонливость 90 100 67

Отстраненность 80 100 50

Нечеткость сознания 100 100 67

Снижение двигательной активности 100 100 100

Концентрация на мыслях, не соответствующих реальности 80 86 100

Погруженность в размышления 71 83 -

Обездвиженность с фиксацией взгляда 69 75 -

Застенчивость 71 75 100

Инертность 50 100 100

подросткового периода онтогенеза. Напротив, выраженность симптомов СДВГ значимо снижается с возрастом [16; 31]. При этом в большинстве исследований не было отмечено каких-либо значимых различий у детей и взрослых с SCT в зависимости от пола. Хотя некоторые авторы говорят о большей распространенности низкого когнитивного темпа среди мальчиков, нужно указать на то, что не во всех исследованиях группа детей с очевидными проявлениями SCT была отграничена от их сверстников, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания. Тем более что практически во всех исследованиях процент девочек с низким когнитивным темпом был выше, чем в группе с СДВГ [19]. Нужно отметить, что у детей с низким когнитивным темпом сопутствующие симптомы СДВГ регистрируются в 59 % случаев, причем наиболее распространенным подтипом является комбинированный вариант (30 %), чуть реже встречается синдром дефицита внимания (22 %) и реже всего — с преобладанием гиперактивности / импульсивности (8 %) [11; 36].

Метаанализ результатов существующих исследований 8СТ показывает определенную корреляцию с социально-экономическими трудностями в семье, отцовской безработицей, низким семейным доходом и недостаточной образованностью родителей, также отмечается

негативное влияние курения родителей, особенно матерей во время беременности [19].

Очень важны результаты, показывающие, что симптомы низкого когнитивного темпа можно отличить от симптомов гиперактивности уже в дошкольном возрасте [29]. Авторы указывают на то, что дети дошкольного возраста (4-6 лет) с SCT подвержены тревожно-депрессивным расстройствам, соматическим заболеваниям, а также имеют больше проблем в общении со сверстниками и чаще оказываются в социальной изоляции. Такие проявления, как склонность к девиант-ному поведению, агрессивность и проблемы со сном, не наблюдались у детей с SCT и однозначно ассоциировались с диагнозом гиперактивности с дефицитом внимания.

Сходные данные были получены в исследованиях SCT у детей школьного возраста. Результаты показали, что у детей с низким когнитивным темпом часто проявляются элементы пассивной стратегии преодоления стресса избегания, угнетается их социальная активность, проявляется очевидное нежелание общаться со сверстниками, становятся видны некоторые симптомы тревожных и/или депрессивных расстройств и серьезные нарушения школьной адаптации. При этом по состоянию основных характеристик внимания и трудностях в освоении школьной программы дети с СДВГ с низким и нормальным

темпом деятельности не отличались между собой [1; 14; 15; 21; 23; 37]. Некоторые авторы подчеркивают, что, хотя SCT и имеет статистически значимую корреляцию с эмоционально-личностными проблемами, он является относительно независимым нарушением и не может быть сведен к их проявлениям [40]. Интерес представляет исследование, которое показало, что взрослые мужчины с низким когнитивным темпом, так же как дети и подростки, не склонны к девиантному поведению, в отличие от их сверстников с гиперактивностью, сопровождающейся дефицитом внимания, но при этом у них наблюдаются значительные трудности, связанные с получением образования, а также высокооплачиваемой и высококвалифицированной работы [10]. Эти данные подтверждают устойчивость симптомокомплекса 8СТ и его дезадаптирующее влияние на протяжении всего онтогенеза, при этом наибольшие проблемы наблюдаются в тех сферах, которые требуют интенсивной переработки больших объемов новой и сложной информации.

Данные о патогенетических механизмах формирования и развития низкого когнитивного темпа, полученные в результате проведенных психофармакологических исследований, не показали значимых различий в эффективности терапии с применением препаратов на основе метилфенидата у детей с нарушенным вниманием, как имеющих, так и не имеющих проявления низкого когнитивного темпа [32]. Для снижения выраженности симптомов 8СТ показана терапия атомок-сетином, влияющим на механизм обратного захвата норадреналина пресинаптическим нервным окончанием и довольно часто применяющегося при лечении гиперактивности разных типов [33].

Привлекает внимание исследование связи 8СТ и нарушений функционирования щитовидной железы [17]. Результаты исследования показали значимую корреляцию основных симптомов низкого когнитивного темпа с уровнем тиреотропного гормона, что не наблюдалось в группе детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания. Авторы отмечают, что, хотя функциональная активность тиреотропного гормона может быть связана с проявлениями низкого когнитивного

темпа, это не доказывает того, что нарушение выработки и секреции данного рилизинг-фак-тора аденогипофизом и опосредованное им изменение синтеза гормонов щитовидной железы является единственной патогенетической причиной проявления симптомов SCT. Авторами подчеркивается необходимость более тщательно изучить эту связь, а также другие нейроэндокринные, нейромедиаторные, нейрофизиологические и нейромодуляторные корреляты.

Большой интерес вызывают нейрофизиологические исследования, которые продемонстрировали, что определенные диагностические показатели СДВГ, основанные на данных электроэнцефалограмм, такие как повышенная тета-активность, сниженная бета-активность, а также высокий уровень соотношения «тета - бета» в лобных, в первую очередь префронтальных, областях коры больших полушарий головного мозга, не свойственны детям с SCT [26].

Анализ зарубежных нейропсихологиче-ских исследований по теме SCT несколько затруднен, в первую очередь из-за различия в терминологии, а также в самих методах проведения нейропсихологического исследования. Несмотря на небольшое число исследований нейрокогнитивных особенностей детей с SCT, имеющиеся данные дают некоторое представление о нейропсихологическом статусе детей с низким когнитивным темпом, который включает в себя следующие симптомы:

- сниженный уровень поддержания общего функционального состояния (alertness или state régulation) [38];

- неярко выраженный дефицит управляющих функций (executive fonctions), в том числе рабочей памяти (working memory) [13; 17];

- нарушения произвольности и концентрации внимания (sustained attention) [25; 38];

- сниженную скорость переработки информации (processing speed), особенно зрительной и зрительно-пространственной информации [39];

- колебания продуктивности зрительно-пространственной памяти [37].

Некоторые исследователи отмечают, что дети c SCT имеют трудности в освоении школьной программы по математике [13]. Это

можно связать с указанными парциальными регуляторными проблемами, слабостью рабочей памяти и дефицитом переработки зрительной информации.

В отечественной психологии проблема низкого когнитивного темпа затрагивалась только Т. В. Ахутиной, А. Р. Агрис и их коллегами в лаборатории нейропсихологии МГУ [1; 2]. Они рассматривали 8СТ как проявление нейродинамического дефицита, т. е. слабости функций I блока мозга, по А. Р. Лурии (блока регуляции уровня активности мозга). В своих исследованиях авторы отмечают некоторые общие особенности для детей с нейродинами-ческим дефицитом:

- быстрая истощаемость;

- трудности выполнения энергоемких заданий;

- нарушения темпа выполнения заданий: низкий (у группы со сниженным уровнем активности) или колеблющийся темп (у группы с гиперактивностью и импульсивностью);

- зависимость выполнения заданий от уровня мотивации и текущего эмоционального состояния;

- наличие дефицита функций программирования, контроля и переработки кинестетической информации;

- наличие трудностей обучения (у большинства детей).

Результаты их исследований позволили выделить два варианта нейродинамического дефицита:

1) сочетание гиперактивности и импульсивности;

2) сниженный уровень активности (утомляемость / замедленность).

Выделенный ими вариант нейродина-мического дефицита со сниженным уровнем активности (утомляемости / замедленности) по проявлениям крайне близок к синдрому низкого когнитивного темпа.

Обзор других отечественных источников по нейропсихологии позволил предварительно соотнести симптомы 8СТ с проявлениями, наблюдаемыми у детей с функциональной слабостью стволовых образований и у детей с низким психическим тонусом [6; 7].

Заключение

На сегодняшний день ключевым направлением исследований низкого когнитивного темпа является отграничение этого сим-птомокомплекса от признаков, характерных для гиперактивности, в первую очередь невнимательного типа. Самые последние исследования низкого когнитивного темпа доказывают, что синдром гиперактивности с дефицитом внимания и низкий когнитивный темп представляют собой два отдельных варианта нарушений и имеют принципиальные различия в нейробиологических, нейрофизиологических, психологических и нейропсихологи-ческих механизмах. При этом многие авторы отмечают, что у детей с 8СТ чаще, чем у детей без этого синдрома отмечаются проявления гиперактивности невнимательного и комбинированного типа.

Обзор результатов современных исследований показал, что 8СТ ассоциируется с рядом внешних коррелятов, включающих трудности освоения учебных навыков, склонностью к тревожным и субдепрессивным состояниям, а также к нарушениям коммуникации и социальной адаптации. При нейропсихологических обследованиях в первую очередь выявляется наличие проблем поддержания оптимального функционального состояния (нейродинамический дефицит), концентрации внимания, отделения существенной информации от несущественной, а также снижение скорости переработки информации. Эти данные указывают на важность дальнейшего исследования синдрома 8СТ, так как его проявления являются значительным дезадаптирующим фактором и оказывают значимое влияние на процессы обучения и деятельности во всех областях.

Анализ литературных источников позволил выделить несколько важных направлений исследований низкого когнитивного темпа. Открытым остается вопрос об этиопатоге-нетических механизмах, лежащих в основе формирования и клинического оформления данного синдрома. Несмотря на то что сегодня есть определенные данные о нейроанатоми-ческих и нейрофизиологических коррелятах СДВГ, подробных исследований синдрома низкого когнитивного темпа в этом аспекте

до настоящего времени не проводилось (известно только одно исследование, основанное на данных электроэнцефалографии) [3]. Кроме того, нужно отметить тот факт, что во многих публикациях, в том числе описанных в данной работе, приводятся результаты без предварительной строгой дифференциальной диагностики детей, т. е. часть испытуемых с низким когнитивным темпом могла иметь сопутствующие симптомы гиперактивности с дефицитом внимания.

В заключение необходимо подчеркнуть, что результаты представленных в аналитическом обзоре исследований показали, что симптомы низкого когнитивного темпа можно и нужно отличать от гиперактивности с дефицитом внимания уже в дошкольном возрасте. Дальнейшие исследования низкого когнитивного темпа должны стать основой разработки и использования уже в дошкольном возрасте методики скрининга, а также эффективных мер профилактики и коррекции 8СТ, которые помогут снизить проявления данного синдрома. Это позволит детям при поступлении в школу избежать многих трудностей обучения, проблем адаптации, коммуникации с одноклассниками, снизить вероятность возникновения тревожно-депрессивных расстройств и других связанных проблем. Не секрет, что большие сложности у педагогов возникают с детьми, проявляющими симптомы СДВГ, которые, как правило, имеют очевидные проблемы с поведением. При этом дети с низким когнитивным темпом остаются «незамеченными»

для педагога, несмотря на то что они часто имеют выраженные проблемы уже в самом начале обучения (например, не успевают за общим темпом в классе, что мешает усваивать материал на уроках) и сложность в общении со сверстниками (именно эта категория детей чаще всего оказывается в социальной изоляции).

Несмотря на растущее число зарубежных исследований низкого когнитивного темпа в последние годы и большое число дискуссий по этой проблеме, диагностический статус данного синдрома до сих пор не определен, нет единого понимания его патогенеза и этиологии. Мы считаем важным дальнейшее исследование низкого когнитивного темпа с использованием системного подхода, предполагающего комплексный анализ психических явлений [5]. При исследовании 8СТ необходимо использовать не только данные опросников родителей и педагогов, но и соотносить их с результатами нейрофизиологических и нейровизуализационных, а также нейропсихологических методов обследования. Такой подход позволит выявить природу возникновения нарушения, качественные и содержательные характеристики его проявлений, а также адекватно сформировать комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению, что поможет детям с низким когнитивным темпом стать более успешными и предотвратить неблагоприятные последствия в будущем.

Литература

1. Агрис А. Р. Когнитивные и личностные особенности детей с низким темпом деятельности и синдромом дефицита внимания // Современная зарубежная психология. 2013. № 1. С. 5-21.

2. Ахутина Т. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. М.: В. Секачев, 2017. 280 с.

3. Куликова Т. Г., Баулина М. Е. Нейрофизиологические и нейроанатомические корреляты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Психология, социология и педагогика. 2017. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/04/8078 (дата обращения: 30.01.2017).

4. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: 10-й пересмотр. Женева: ВОЗ, 1995. URL: http://mkb10.su/download/mkb10_1_1.pdf

5. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

6. Семаго Н. Я., Чиркова О. Ю. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие / под общ. ред. М. М. Семаго. М.: Генезис, 2011. 288 с.

7. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008. 319 с.

8. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. 992 p.

9. Barkley R. A. Distinguishing sluggish cognitive tempo from attention-deficit/hyperactivity disorder in adults // Journal of Abnormal Psychology. 2012. № 121. P. 978-990. Doi: 10.1037/a0023961.

10. Barkley R. A. Distinguishing sluggish cognitive tempo from ADHD in children and adolescents: Executive functioning, impairment, and comorbidity // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2013. № 42. P. 161-173. Doi: 10.1080/15374 416.2012.734259.

11. Barkley R. A., DuPaul G. J., McMurray M. B. Comprehensive evalution of Attention Deficit Disorder with and without Hyperactivity as defined by research criteria // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1990. V. 58, № 6. P. 775-789.

12. Barkley R. A., Saxbe C. The Second Attention Disorder? Sluggish Cognitive Tempo vs. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: Update for Clinicians // Journal of Psychiatric Practice. 2014. V 20 (1). P. 38-49. Doi: 10.1097/01.pra.0000442718.82527.cd.

13. Bauermeister J. J. Validity of the sluggish cognitive tempo, inattention, and hyperactivity symptom dimensions: neuropsychological and psychosocial correlates / J. J. Bauermeister, R. A. Barkley, J. A. Bauermeister, J. V. Martinez, K. McBurnett // Journal of Abnormal Child Psychology. 2012. V. 40. № 5. P. 683-697. Doi: 10.1007/s10802-011-9602-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Becker S. P., Leopold D. R., Burns G. L., Jarrett M. A., Langberg J. M., Marshall S. A., Willcutt E. G. The internal, external, and diagnostic validity of sluggish cognitive tempo: A meta-analysis and critical review. // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2016. № 55. P. 163-178. Doi: 10.1016/j.jaac.2015.12.006.

15. Becker S. P., Luebbe A. M., Fite P. J., Stoppelbein L., Greening L. Sluggish cognitive tempo in psychiatrically hospitalized children: Factor structure and relations to internalizing symptoms, social problems, and observed behavioral dysregulation. // Journal of Abnormal Child Psychology. 2014. № 42. P. 49-62. Doi: 10.1007/s10802-013-9719-y.

16. Becker S. P., Luebbe A. M., Greening L., Fite P. J., Stoppelbein L. A preliminary investigation of the relation between thyroid functioning and sluggish cognitive tempo in children // Journal of Attention Disorders. 2017. № 21. P. 240-246. Doi: 10.1177/1087054712466917.

17. Becker Stephen P. For Some Reason I Find it Hard to Work Quickly: Introduction to the Special Issue on Sluggish Cognitive Tempo // Journal of Attention Disorders. 2017. V. 21. № 8. P. 615-622. Doi: 10.1177/1087054717692882.

18. Becker Stephen P., Garner Annie A., Tamm Leanne, Antonini Tanya N., Epstein Jeffery N. Honing in on the Social Difficulties Associated With Sluggish Cognitive Tempo in Children: Withdrawal, Peer Ignoring, and Low Engagement // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2017. Doi: 10.1080/15374416.2017.1286595.

19. Camprodon-Rosanas E., Ribas-Fitó N., Batlle-Vila S., Persavento C., Alvarez-Pedrerol M., Sunyer J., Forns J. Sluggish cognitive tempo: Sociodemographic, behavioral, and clinical characteristics in a population of Catalan school children. // Journal of Attention Disorders. 2017. № 21. P. 632-641. Doi: 10.1177/1087054716652477.

20. Carlson C. L., Lahey B. B., Neeper R. Direct assessment of the cognitive correlates of attention deficit disorders with and without hyperactivity // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 1986. № 8. P. 69-86.

21. Carlson C. L., Mann M. Sluggish cognitive tempo predicts a different pattern of impairment in the attention deficit hyperactivity disorder, predominantly inattentive type // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2002. V. 31. № 1. P. 123-129. Doi: 10.1207/S15374424JCCP3101_14.

22. Fenollar Cortés J., Servera M., Becker S. P., Burns G. L. External validity of ADHD inattention and sluggish cognitive tempo dimensions in Spanish children with ADHD // Journal of Attention Disorders, 2017. № 21. P. 655-666. Doi: 10.1177/1087054714548033.

23. Frick P. J. DSM-IV field trials for the disruptive behavior disorders: Symptom utility estimates / P.J. Frick, B.B. Lahey, B. Applegate, L. Kerdyck, T. Ollendick, G.W. Hynd, B. Garfinkel, L. Greenhill, J. Biederman, R.A. Barkley, K. McBurnett, J. Newcorn, I. Waldman // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1994. V. 33. № 4. P. 529-539. Doi: 10.1176/ajp.151.8.1163.

24. Hartman C. A. The relation between sluggish cognitive tempo and DSM-IV ADHD / C. A. Hartman, E.G. Willcutt, S.H. Rhee, B.F. Pennington // Journal of Abnormal Child Psychology. 2004. V. 32. № 5. P. 491-503.

25. Jacobson L. A. Factor structure of a sluggish cognitive tempo scale in clinically-referred children / L. A. Jacobson, S. C. Murphy-Bowman, A. E. Pritchard, A. Tart-Zelvin, T. A. Zabel., E. M. Mahone // Journal of Abnormal Child Psychology. 2012. V 40. № 8. P. 1327-1337. Doi: 10.1007/s10802-012-9643-6.

26. Jarrett Matthew A., Gable Philip A., Rondon Ana T., Neal Lauren B., Price Hannah F., Hilton Dane C. An EEG Study of Children With and Without ADHD Symptoms: Between-Group Differences and Associations With Sluggish Cognitive Tempo Symptoms // Journal of Attention Disorders. 2017. Aug 1. Doi: 10.1177/1087054717723986.

27. Lahey B. B. Attention Deficit Disorder with and without Hyperactivity: Comparison of behavioral characteristics of clinic-referred children / B. B. Lahey, E. A. Schaughency, G. W. Hynd, C. L. Carlson, J. C. Piacentini // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1987. V. 26. № 5. P. 718-723. Doi: 10.1097/00004583-198709000-00017.

28. Lahey B. B., Pelham W. E., Schaughency E. A., Atkins M. S., Murphy H. A., Hynd G., Russo M., Hartdagen S., Lorys-Vernon A. Dimensions and types of attention deficit disorder // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1988. V. 27. № 3. P. 330-335. Doi: 10.1097/00004583-198805000-00011.

29. Lee S., Burns G. L., Becker S. P. Can sluggish cognitive tempo be distinguished from ADHD inattention in very young children? Evidence from a sample of Korean pre-school children // Journal of Attention Disorders. 2017. № 21. P. 623-631. Doi: 10.1177/1087054716680077.

30. Lee S., Burns, G. L., Beauchaine T. P., Becker S. P. (2016). Bifactor latent structure of attention-deficit/hyperactivity dis- order (ADHD)/oppositional defiant disorder (ODD) symptoms and first-order latent structure of sluggish cognitive tempo symptoms. Psychological Assessment. 2016. № 28. P. 917-928. Doi: 10.1037/pas0000232.

31. Leopold D. R., Christopher M. E., Burns G. L., Becker S. P., Olson R. K., Willcutt E. G. Attention-deficit/ hyperactivity disorder and sluggish cognitive tempo through- out childhood: Temporal invariance and stability from pre- school through ninth grade // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2016. № 57. P. 1066-1074. Doi: 10.1111/jcpp.12505.

32. Ludwig H. T. Do sluggish cognitive tempo symptoms predict response to methylphenidate in patients with attention-deficit/hyperactivity disorder-inattentive type? / H. T. Ludwig, B. Matte, B. Katz, L. A. Rohde // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. 2009. V 19. № 4. P. 461-465. Doi: 10.1089/cap.2008.0115.

33. McBurnett K., Clemow D., Williams D., Villodas M., Wietecha L., Barkley R. Atomoxetine-Related Change in Sluggish Cognitive Tempo Is Partially Independent of Change in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Inattentive Symptoms // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. 2017. № 27 (1). P. 38-42. Doi: 10.1089/cap.2016.0115.

34. McBurnett K., Pfiffner L. J., Frick P. J. Symptom properties as a function of ADHD type: an argument for continued study of sluggish cognitive tempo // Journal of Abnormal Child Psychology. 2001. V. 29. № 3. P. 207-213.

35. Penny A. M., Waschbusch D. A., Klein R. M., Corkum P., Eskes G. Developing a measure of sluggish cognitive tempo for children: content validity, factor structure, and reliability // Psychological Assessment. 2009. V. 21. № 3. P. 380-389. Doi: 10.1037/a0016600.

36. Reinvall O., Kujala T., Voutilainen A., Moisio A.-L., Lahti-Nuuttila P., Laasonen M. Sluggish cognitive tempo in children and adolescents with higher functioning autism spectrum disorders: Social impairments and internalizing symptoms // Scandinavian Journal of Psychology. 2017. № 58(5). P. 389-399. Doi: 10.1111/sjop.12379.

37. Skirbekk B., Hansen B. H., Oerbeck B., Kristensen H. The relationship between sluggish cognitive tempo, subtypes of attention-deficit/hyperactivity disorder, and anxiety disorders // Journal of Abnormal Child Psychology. 2011. V 39. № 4. P. 513-525. Doi: 10.1007/s10802-011-9488-4.

38. Wahlstedt C., Bohlin G. DSM-IV-defined inattention and sluggish cognitive tempo: independent and interactive relations to neuropsychological factors and comorbidity // Child Neuropsychology. 2010. V. 16. № 4. P. 350-365. Doi: 10.1080/09297041003671176.

39. Weiler M. D., Bernstein J. H., Bellinger D. C., Waber D. P. Information processing deficits in children with attention-deficit/hyperactivity disorder, inattentive type, and children with reading disability // Journal of Learning Disabilities. 2002. V. 35. № 5. P. 448-461.

40. Willcutt E. G., Chhabildas N., Kinnear M., DeFries J. C., Olson R. K., Leopold D. R., Pennington B. F. The internal and external validity of sluggish cognitive tempo and its relation with DSM-IV ADHD // Journal of Abnormal Child Psychology. 2014. № 42. P. 21-35. Doi: 10.1007/s10802-013-9800-6.

CURRENT RESEARCH OF LOW COGNITIVE TEMPO IN CHILDREN:

AN ANALYTICAL OVERVIEW

B. M. Kogan, T. G. Kulikova, MCU, Moscow

This work describes an analytical overview of contemporary world studies complex symptoms, United by the notion of low cognitive tempo (SCT, sluggish cognitive tempo). Currently, the syndrome of low cognitive tempo different researchers or is considered as one of the subtypes of Add (attention deficit disorder without Hyperactivity) or as a separate disorder, children with different diagnostic groups, and also children with normative development. SCT is characterized by the following manifestations: fixity on their views, often fantastic content, lightheaded, decreased motor activity, immobility, poludremotnoe status, etc. Neuropsychological analysis reveals the primarily the problems of maintaining optimum functional State (nejrodinamicheskij deficiency), reducing the speed of information processing and concentration. In the article, based on an analysis of world literature highlights the main indicators that separate symptom low cognitive tempo from the syndrome of hyperactivity with attention deficit (ADHD) already at pre-school age. A separate series of investigation revealed that \a low cognitive tempo is associated with a number of external correlates, including difficulties mastering the child training skills, the presence he has anxiety and or depression, difficulties in social communication with peers and adults. Submitted by analytical overview brings together existing research results at the moment, shows the need for SCT syndrome more detailed examination of the SCT, as a separate infringement, providing meaningful impact on learning processes and activities in all spheres of life, as well as highlights important areas for future research.

Keywords: low cognitive tempo; attention deficit disorder; attention deficit disorder with hyperactivity; Special psychology; Neuropsychology; nejrodinamicheskij deficiency; slowness; Dreaming awake; Inattentiveness; the speed of information processing; the concentration of attention; learning difficulties; depressivnost; anxiety; communication; social interaction and adaptation.

For citation: Kogan B. M., Kulikova T. G. Current research of low cognitive tempo in children: an analytical overview // Systems psychology and sociology. 2018. № 2 (26). P. 47-58.

References

1. Agris A. R. Cognitive and personality peculiarities in children with low tempo of activity and ADHD // Journal of Modern Foreign Psychology. 2013. № 1. P. 5-21.

2. Akhutina T. V. Methods of neuropsychological examination of children 6-9 years. M.: V. Sekachev. 2017. 280 p.

3. Kulikova T. G., Baulina M. E. Neurophysiological and neuroanatomical correlates of children's attention deficit hyperactivity disorder // Psychology, sociology and pedagogy. 2017. № 4. URL: http:// psychology.snauka.ru/2017/04/8078/

4. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems, 10th Revision. Geneva, World Health Organization. 1995. URL: http://mkb10.su/download/mkb10_1_1.pdf

5. Ryzhov B. N. Systems psychology. 2-nd ed. M.: T8 Publishing Technologies, 2017. 356 p.

6. Semago N. Y., Chirkova O. Typology of deviant development: underdevelopment / ed. by M. M. Semago. M.: Genezis. 2011. 288 p.

7. Semenovich A. V. Introduction to neuropsychology childhood. M.: Genezis. 2008. 319 p.

8. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. 992 p.

9. Barkley R. A. Distinguishing sluggish cognitive tempo from attention-deficit/hyperactivity disorder in adults // Journal of Abnormal Psychology. 2012. № 121. P. 978-990. Doi: 10.1037/a0023961.

10. Barkley R. A. Distinguishing sluggish cognitive tempo from ADHD in children and adolescents: Executive functioning, impairment, and comorbidity // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2013. № 42. P. 161-173. Doi: 10.1080/15374 416.2012.734259.

11. Barkley R. A., DuPaul G. J., McMurray M. B. Comprehensive evalution of Attention Deficit Disorder with and without Hyperactivity as defined by research criteria // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1990. V. 58, № 6. P. 775-789.

12. Barkley R A., Saxbe C. The Second Attention Disorder? Sluggish Cognitive Tempo vs. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: Update for Clinicians // Journal of Psychiatric Practice. 2014. V 20 (1). P. 38-49. Doi: 10.1097/01.pra.0000442718.82527.cd.

13. Bauermeister J. J. Validity of the sluggish cognitive tempo, inattention, and hyperactivity symptom dimensions: neuropsychological and psychosocial correlates / J. J. Bauermeister, R. A. Barkley, J. A. Bauermeister, J. V. Martinez, K. McBurnett // Journal of Abnormal Child Psychology. 2012. V. 40. № 5. P. 683-697. Doi: 10.1007/s10802-011-9602-7.

14. Becker S. P., Leopold D. R., Burns G. L., Jarrett M. A., Langberg J. M., Marshall S. A., Willcutt E. G. The internal, external, and diagnostic validity of sluggish cognitive tempo: A meta-analysis and critical review. // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2016. № 55. P. 163-178. Doi: 10.1016/j.jaac.2015.12.006.

15. Becker S. P., Luebbe A. M., Fite P. J., Stoppelbein L., Greening L. Sluggish cognitive tempo in psychiatrically hospitalized children: Factor structure and relations to internalizing symptoms, social problems, and observed behavioral dysregulation. // Journal of Abnormal Child Psychology. 2014. № 42. P. 49-62. Doi: 10.1007/s10802-013-9719-y.

16. Becker S. P., Luebbe A. M., Greening L., Fite P. J., Stoppelbein L. A preliminary investigation of the relation between thyroid functioning and sluggish cognitive tempo in children // Journal of Attention Disorders. 2017. № 21. P. 240-246. Doi: 10.1177/1087054712466917.

17. Becker Stephen P. For Some Reason I Find it Hard to Work Quickly: Introduction to the Special Issue on Sluggish Cognitive Tempo // Journal of Attention Disorders. 2017. V. 21. № 8. P. 615-622. Doi: 10.1177/1087054717692882.

18. Becker Stephen P., Garner Annie A., Tamm Leanne, Antonini Tanya N., Epstein Jeffery N. Honing in on the Social Difficulties Associated With Sluggish Cognitive Tempo in Children: Withdrawal, Peer Ignoring, and Low Engagement // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2017. Doi: 10.1080/15374416.2017.1286595.

19. Camprodon-Rosanas E., Ribas-Fitó N., Batlle-Vila S., Persavento C., Alvarez-Pedrerol M., Sunyer J., Forns J. Sluggish cognitive tempo: Sociodemographic, behavioral, and clinical characteristics in a population of Catalan school children. // Journal of Attention Disorders. 2017. № 21. P. 632-641. Doi: 10.1177/1087054716652477.

20. Carlson C. L., Lahey B. B., Neeper R Direct assessment of the cognitive correlates of attention deficit disorders with and without hyperactivity // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 1986. № 8. P. 69-86.

21. Carlson C. L., Mann M. Sluggish cognitive tempo predicts a different pattern of impairment in the attention deficit hyperactivity disorder, predominantly inattentive type // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2002. V. 31. № 1. P. 123-129. Doi: 10.1207/S15374424JCCP3101_14.

22. Fenollar Cortés J., Servera M., Becker S. P., Burns G. L. External validity of ADHD inattention and sluggish cognitive tempo dimensions in Spanish children with ADHD // Journal of Attention Disorders, 2017. № 21. P. 655-666. Doi: 10.1177/1087054714548033.

23. Frick P. J. DSM-IV field trials for the disruptive behavior disorders: Symptom utility estimates / P.J. Frick, B.B. Lahey, B. Applegate, L. Kerdyck, T. Ollendick, G.W. Hynd, B. Garfinkel, L. Greenhill, J. Biederman, R.A. Barkley, K. McBurnett, J. Newcorn, I. Waldman // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1994. V. 33. № 4. P. 529-539. Doi: 10.1176/ajp.151.8.1163.

24. Hartman C. A. The relation between sluggish cognitive tempo and DSM-IV ADHD / C. A. Hartman, E.G. Willcutt, S.H. Rhee, B.F. Pennington // Journal of Abnormal Child Psychology. 2004. V. 32. № 5. P. 491-503.

25. Jacobson L. A. Factor structure of a sluggish cognitive tempo scale in clinically-referred children / L. A. Jacobson, S. C. Murphy-Bowman, A. E. Pritchard, A. Tart-Zelvin, T. A. Zabel., E. M. Mahone // Journal of Abnormal Child Psychology. 2012. V. 40. № 8. P. 1327-1337. Doi: 10.1007/s10802-012-9643-6.

26. Jarrett Matthew A., Gable Philip A., Rondon Ana T., Neal Lauren B., Price Hannah F., Hilton Dane C. An EEG Study of Children With and Without ADHD Symptoms: Between-Group Differences and Associations With Sluggish Cognitive Tempo Symptoms // Journal of Attention Disorders. 2017. Aug 1. Doi: 10.1177/1087054717723986.

27. Lahey B. B. Attention Deficit Disorder with and without Hyperactivity: Comparison of behavioral characteristics of clinic-referred children / B. B. Lahey, E. A. Schaughency, G. W. Hynd, C. L. Carlson, J. C. Piacentini // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1987. V. 26. № 5. P. 718-723. Doi: 10.1097/00004583-198709000-00017.

28. Lahey B. B., Pelham W. E., Schaughency E. A., Atkins M. S., Murphy H. A., Hynd G., Russo M., Hartdagen S., Lorys-Vernon A. Dimensions and types of attention deficit disorder // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1988. V. 27. № 3. P. 330-335. Doi: 10.1097/00004583-198805000-00011.

29. Lee S., Burns G. L., Becker S. P. Can sluggish cognitive tempo be distinguished from ADHD inattention in very young children? Evidence from a sample of Korean pre-school children // Journal of Attention Disorders. 2017. № 21. P. 623-631. Doi: 10.1177/1087054716680077.

30. Lee S., Burns, G. L., Beauchaine T. P., Becker S. P. (2016). Bifactor latent structure of attention-deficit/hyperactivity dis- order (ADHD)/oppositional defiant disorder (ODD) symptoms and first-order latent structure of sluggish cognitive tempo symptoms. Psychological Assessment. 2016. № 28. P. 917-928. Doi: 10.1037/pas0000232.

31. Leopold D. R., Christopher M. E., Burns G. L., Becker S. P., Olson R. K., Willcutt E. G. Attention-deficit/ hyperactivity disorder and sluggish cognitive tempo through- out childhood: Temporal invariance and stability from pre- school through ninth grade // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2016. № 57. P. 1066-1074. Doi: 10.1111/jcpp.12505.

32. Ludwig H. T. Do sluggish cognitive tempo symptoms predict response to methylphenidate in patients with attention-deficit/hyperactivity disorder-inattentive type? / H. T. Ludwig, B. Matte, B. Katz, L. A. Rohde // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. 2009. V 19. № 4. P. 461-465. Doi: 10.1089/cap.2008.0115.

33. McBurnett K., Clemow D., Williams D., Villodas M., Wietecha L., Barkley R. Atomoxetine-Related Change in Sluggish Cognitive Tempo Is Partially Independent of Change in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Inattentive Symptoms // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. 2017. № 27 (1). P. 38-42. Doi: 10.1089/cap.2016.0115.

34. McBurnett K., Pfiffner L. J., Frick P. J. Symptom properties as a function of ADHD type: an argument for continued study of sluggish cognitive tempo // Journal of Abnormal Child Psychology. 2001. V. 29. № 3. P. 207-213.

35. Penny A. M., Waschbusch D. A., Klein R. M., Corkum P., Eskes G. Developing a measure of sluggish cognitive tempo for children: content validity, factor structure, and reliability // Psychological Assessment. 2009. V. 21. № 3. P. 380-389. Doi: 10.1037/a0016600.

36. Reinvall O., Kujala T., Voutilainen A., Moisio A.-L., Lahti-Nuuttila P., Laasonen M. Sluggish cognitive tempo in children and adolescents with higher functioning autism spectrum disorders: Social impairments and internalizing symptoms // Scandinavian Journal of Psychology. 2017. № 58(5). P. 389-399. Doi: 10.1111/sjop.12379.

37. Skirbekk B., Hansen B. H., Oerbeck B., Kristensen H. The relationship between sluggish cognitive tempo, subtypes of attention-deficit/hyperactivity disorder, and anxiety disorders // Journal of Abnormal Child Psychology. 2011. V 39. № 4. P. 513-525. Doi: 10.1007/s10802-011-9488-4.

38. Wahlstedt C., Bohlin G. DSM-IV-defined inattention and sluggish cognitive tempo: independent and interactive relations to neuropsychological factors and comorbidity // Child Neuropsychology. 2010. V. 16. № 4. P. 350-365. Doi: 10.1080/09297041003671176.

39. Weiler M. D., Bernstein J. H., Bellinger D. C., Waber D. P. Information processing deficits in children with attention-deficit/hyperactivity disorder, inattentive type, and children with reading disability // Journal of Learning Disabilities. 2002. V. 35. № 5. P. 448-461.

40. Willcutt E. G., Chhabildas N., Kinnear M., DeFries J. C., Olson R. K., Leopold D. R., Pennington B. F. The internal and external validity of sluggish cognitive tempo and its relation with DSM-IV ADHD // Journal of Abnormal Child Psychology. 2014. № 42. P. 21-35. Doi: 10.1007/s10802-013-9800-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.