Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН-РЕГЕНТОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКОЙ ЦЕРКОВНОУЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)'

ПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН-РЕГЕНТОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКОЙ ЦЕРКОВНОУЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / СВЯТОВЛАДИМИРСКАЯ ШКОЛА / СРЕДНЕЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНСКОЕ ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / ШКОЛА Е. А. ПОБЕДОНОСЦЕВОЙ / РЕГЕНТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никулина Анна Александровна

С середины XIX в. развитие образования стало одним из важных государственных приоритетов в Российской империи. Распространение образованности в обществе повлияло на развитие и демократизацию в области искусств. В конце XIX в. в результате социальных перемен постепенно пересматривался статус женщины в искусстве. История музыкального воспитания в России, как и в зарубежной цивилизации, неразрывно связана с церковной культурой. В нашей статье речь пойдет о Свято-Владимирской церковно-учительской школе в Петербурге, относившейся к духовному ведомству. Учебное заведение готовило педагогов для церковно-приходских школ. Музыкальное, в частности хоровое, образование преподавалось в этом учреждении на таком высоком уровне, что могло бы служить образцом для многих женских институтов того времени. Исторический опыт данного учебного заведения может быть полезен и сегодня. В статье освещено хоровое образование воспитанниц, подробно рассмотрен предмет церковного пения, затронуты вопросы репертуара школьного хора. Существует ряд серьезных трудов, посвященных развитию хорового образования в России1. Однако чаще всего в них женское музыкальное воспитание затрагивается вскользь, тогда как именно в церковных средних женских учебных заведениях впервые начали готовить профессиональных женщин-хормейстеров, что явилось одним из факторов подъема уровня хорового пения в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF FEMALE CHURCH CHOIR MASTERS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AT THE TURN OF THE 19TH - 20TH CENTURIES (WITH ST. VLADIMIR’S CHURCH TEACHER’S SCHOOL AS AN EXAMPLE)

Since the middle of the 19th century, the development of education has become one of the important state priorities in the Russian Empire. The spread of education in society has in uenced the development and democratisation of the arts. At the end of the 19th century, as a result of social changes, the status of women in art was gradually revised. The history of musical education in Russia, as well as abroad, is inextricably linked with church culture. This article focuses on St. Vladimir’s church teachers’ school in St Petersburg. This educational institution prepared teachers for parish schools. Musical education and, in particular, its choir were of such a high quality there, that it could have been an example for many institutes for women of that period. The historical experience of this education institution can still be useful today. This article discusses the choir education of students of the school. The article also considers the aspect of church chants and the topic of school choir repertoire. There are a number of relevant studies devoted to the development of musical education in Russia, but women’s musical education is usually addressed brie y. However, it was in women’s secondary theological institutions that professional female choir masters started to be trained, which came to be a factor in improving the level of choir singing in this country.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН-РЕГЕНТОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКОЙ ЦЕРКОВНОУЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 99-111 БОТ: 10Л5382МшгУ202245.99-111

Никулина Анна Александровна, аспирант

Государственный институт искусствознания, сектор истории музыки Россия, Москва conductor.nikulina@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-0825-3390

Подготовка женщин-регентов

В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА РУБЕЖЕ Х1Х—ХХ ВЕКОВ (на примере Свято-Владимирской церковно-учительской школы)

А. А. Никулина

Аннотация: С середины XIX в. развитие образования стало одним из важных государственных приоритетов в Российской империи. Распространение образованности в обществе повлияло на развитие и демократизацию в области искусств. В конце XIX в. в результате социальных перемен постепенно пересматривался статус женщины в искусстве. История музыкального воспитания в России, как и в зарубежной цивилизации, неразрывно связана с церковной культурой. В нашей статье речь пойдет о Свято-Владимирской церковно-учительской школе в Петербурге, относившейся к духовному ведомству. Учебное заведение готовило педагогов для церковно-приходских школ. Музыкальное, в частности хоровое, образование преподавалось в этом учреждении на таком высоком уровне, что могло бы служить образцом для многих женских институтов того времени. Исторический опыт данного учебного заведения может быть полезен и сегодня. В статье освещено хоровое образование воспитанниц, подробно рассмотрен предмет церковного пения, затронуты вопросы репертуара школьного хора. Существует ряд серьезных трудов, посвященных развитию хорового образования в России1. Однако чаще всего в них женское музыкальное воспитание затрагивается вскользь, тогда как именно в церковных средних женских учебных заведениях впервые начали готовить профессиональных женщин-хормейстеров, что явилось одним из факторов подъема уровня хорового пения в стране.

Ключевые слова: церковно-учительская школа, церковное пение, Свято-Владимирская школа, среднее женское образование, женское хоровое пение, школа Е. А. Победоносцевой, регентское образование.

В 1834 г. Министерством народного просвещения было принято «Положение о домашних наставниках и учителях»2, в котором впервые была законодательно

© Никулина А. А., 2022.

1 Тему отечественного хорового образования на рубеже XIX—XX вв. освещали В. Д. Булгаков, Г. Г. Тенюкова, В. И. Адищев, С. Г. Зверева, А. В. Лебедева-Емелина, О. Д. Попова и многие другие исследователи. Подробнее см. в Списке литературы.

2 Общий отчет, представленный Его Императорскому Величеству по Министерству народного просвещения за 1834 год // Журнал Министерства народного просвещения. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1835. № IV. С. 22.

сформулирована допустимость применения женского труда в области просвещения. Документ послужил стимулом к распространению женского педагогического образования. В труде «Среднее женское образование в России» приведены статистические данные, свидетельствующие о резко возросшем числе обучающихся в средних учебных заведениях женщин во 2-й пол. XIX в.3 Педагогический труд был самым популярным среди образованных девушек, так как считался наиболее достойным и приемлемым в глазах общества. В. В. Пономарева и Л. Б. Хорошилова в исследовании жизненного уклада русской женщины XIX в. отмечают, что к концу столетия, согласно переписи населения 1897 г., учителей женского пола было значительно больше гувернеров-мужчин4. Однако положение народных учительниц в материальном отношении было незавидным: женщины получали гораздо меньшее жалованье, чем мужчины, занимавшие те же должности: во многих губерниях были установлены правила, согласно которым девушка, выйдя замуж, не имела права продолжать преподавать в школе5.

С начала сороковых годов XIX столетия в сознании русского общества стал формироваться новый взгляд на возможную роль женщины в обществе, что способствовало изменению самого женского образования. К концу XIX в. девушки мечтали выйти за рамки педагогической профессии, претендовать на часть общественных ролей, которые традиционно до этих пор считались мужскими. Реформирование педагогического образования позволяло более углубленно осваивать отдельные предметы, что давало возможность девушкам приобретать профессиональные навыки для применения своего труда в ранее недоступных для них сферах.

Деятельность средних специальных женских педагогических семинарий и учительских школ имела большое значение в истории профессионального хорового образования в Российской империи. Хоровое пение как предмет (светское и духовное) являлось обязательной частью программ обучения. С конца XIX столетия в учебных заведениях духовного ведомства (церковно-учительских школах) девушек начали учить регентованию и музыкальной педагогике, ставя перед ними задачу музыкального воспитания детей в приходских школах.

В 1889 г. в Санкт-Петербурге при поддержке и руководстве К. П. Победоносцева и его супруги Е. А. Победоносцевой была открыта Свято-Владимирская женская церковно-учительская школа, ставшая образцом для специальных педагогических учебных заведений подобного рода. Совет Санкт-Петербургского Епархиального Братства оказал большое содействие в организации и финансировании этой школы. Устав, быт и успехи школы наиболее полно были описаны профессором Санкт-Петербургской духовной академии А. А. Бронзовым в 1914 г. в книге, выпущенной к 25-летнему юбилею заведения6. Свято-Владимирская

3 Днепров Э. Д., Усачёва Р. Ф. Среднее женское образование в России. М.: Дрофа, 2009. С. 112.

4 Пономарёва В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад: XVII — начало XX века. М.: Ломоносовъ, 2020. С. 164.

5 Панчин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979. С. 135.

6 Бронзов А. А. Свято-Владимирская женская церковная учительская школа в Петрограде за 25 лет ее существования (1889—1914 гг.). Пг.: Синод. тип., 1914. 294 с.

женская школа никогда не рассматривалась в современных педагогических и музыковедческих трудах, вместе с тем программы, методы обучения и результаты образовательного учреждения способны впечатлить любого читателя.

Владимирская школа в архивных источниках иногда называется школой Е. А. Победоносцевой7, уже это название показывает, сколь велико было внимание к ней семьи обер-прокурора Св. Синода. Она относилась не к низшему звену (ЦПШ), а к среднему — церковно-учительскому, то есть готовила педагогические кадры. Являлась учреждением закрытого типа, была основана при возрожденном в Петербурге Новодевичьем монастыре8. В школу принимали девочек не младше 11 и не старше 14 лет. Выпускницы церковно-приходских школ имели возможность поступить в данное заведение без экзамена, тогда как все остальные — по результату вступительного испытания. В Свято-Владимирскую школу брали преимущественно детей из крестьянских семей, и обучение в ней было бесплатным. Кроме теоретических предметов, девочек обучали искусствам и ремеслам, которыми занимались в обители: иконописи, золотошвейному шитью, вязанию, садоводству, домоводству (ил. 1).

Учебный год начинался 1 сентября и заканчивался в начале июня. При переводе на следующий учебный год девушки сдавали экзамены, которые принимала комиссия из двух учителей под председательством попечительницы. Учащиеся, продемонстрировавшие неудовлетворительные результаты, оставались на второй год или отчислялись.

Основной курс был рассчитан на шесть лет (три класса по два года) обучения и еще один дополнительный одногодичный (седьмой) — для отлично закончивших шестилетний курс. В последнем классе воспитанницы проходили педагогическую практику. Для практики при церковно-учительской школе была учреждена образцовая одноклассная церковно-приходская школа, где обучались дети обоего пола из окрестного населения от 8 до 11 лет (ил. 2). Подшефную школу воспитанницы церковно-учительской школы начинали посещать с третьего класса: во время утренних занятий наблюдали за работой преподавателя, после обеда помогали детям выполнять задания. К самостоятельному ведению уроков в школе под наблюдением основного учителя воспитанницы допускались только в седьмом классе.

7 Е. А. Победоносцева трепетно относилась к воспитанию девочек, принимала участие в их обучении. Сохранились записи в дневнике С. В. Смоленского с воспоминаниями о домашнем концерте Синодального хора 16 окт. 1988 г.: «Концерт начался и закончился моим "Буди имя Господне", которое я в тот же день переделал с некоторыми изменениями для женского хора Екатерины Александровны в Петербурге» (см.: Смоленский С. В. Дневник № 2) — Программы концертов Синодального хора (1840—1917) // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 2. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения / сост. С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М.: ЯСК, 2004. С. 762).

8 Напомним, что к первому Воскресенскому Новодевичьему монастырю, основанному в 1748 г. на месте Смольного дворца в Петербурге, относился знаменитый Институт Благородных девиц, расцвет которого был в царствование Екатерины II и Александра I. Разуверившись в способностях монахинь научить институток европейским премудростям, после кончины последней из них монастырь в 1797 г. был закрыт. С 1848 г. началось возрождение женской обители на новом месте — Московском проспекте, где она существует по сегодняшний день.

Ил. 1. Воспитанницы Свято-Владимирской церковно-учительской школы на занятиях по иконописи9

Ил. 2. Классные занятия в церковно-приходской школе

Большое участие в жизни школы принимал Сергей Иринеевич Мирополь-ский — член-ревизор Учебного комитета при Св. Синоде. Он преподавал в школе дидактику (с 1889) и теорию образования и воспитания (с 1903). С. И. Миро-польский был известным педагогом и музыкальным писателем, создал труды по вопросам народного просвещения, методические работы по хоровому пению и

9 Фотографии воспитанниц были предоставлены духовником Свято-Владимирской школы Воскресенского Новодевичьего монастыря иереем Александром Александровичем Красавиным. По словам священнослужителя, фотографии были найдены на чердаке при восстановлении школы в 1998 г. В 2015 г. многие фотографии учебного заведения XIX в. были размещены на портале фотоархива Санкт-Петербурга GRADPETRA. URL: https://www.gradpetra. net/ (дата обращения: 25.01.2021).

теории музыки. Последнее обстоятельство, безусловно, повлияло на то, что церковному пению и музыкальной грамоте было отведено одно из главных мест в образовательном процессе.

В периодической печати конца XIX в. по публикуемым статьям и заметкам прослеживается усиление интереса в обществе к хоровым занятиям и музыкальным предметам в учебных заведениях. Свято-Владимирская школа, где пение было обязательной дисциплиной, стала достойным примером для многих учебных заведений. «Нельзя не испытывать чувства глубокого утешения при мысли, что имеется уже налицо столь достойный образец в деле правильной постановки пения, которому могут подражать другие школы», — писал в 1899 г. в газете «Новое время» известный критик М. М. Иванов10.

Воспитанницы пели на праздничных и рядовых церковных службах. М. М. Иванов указывает на уверенность в исполнении гласов, распевов, «ясную, отчетливую»11 дикцию, отмечает «истово церковный»12 характер пения. На литургиях, в частности, исполнялись богослужебные песнопения Д. С. Бортнян-ского, А. Ф. Львова, П. И. Турчанинова и других композиторов.

В музыкальных занятиях воспитанниц на первом месте стоял предмет церковного пения. Однако учебная программа не только включала изучение гласов, богослужебных текстов и песнопений, но и предполагала овладение элементарной теорией музыки, азами гармонии и полифонии.

Согласно уставу школы 1899 г., в первый год обучения девочки должны были знать нотную грамоту, длительности, уметь петь церковный обиход по нотам. Программа второго года обучения включала ознакомление со строением мажорных гамм, функциями основных ступеней лада, вводными тонами. На третий и четвертый год девушки осваивали минорные гаммы различных видов, строение хроматической гаммы, интервалы с обращениями и разрешениями. Тогда же начиналось серьезное обучение девочек многоголосному пению. На пятый учебный год воспитанницам преподавали начальный курс гармонии: изучались трезвучия с обращениями от звуков и в тональности, преобразование трезвучий в четырехголосные аккорды в тесном и широком расположении, модуляции в параллельные тональности и различные виды каденций. На шестой год на уроках познавали строение септаккордов и их употребление в церковной и классической гармонии; тогда же музыкальная терминология на занятиях переводилась на итальянский язык. В последний год перед педагогической практикой девушки осваивали многоголосные партитуры с духовной и светской музыкой. Воспитанницы учились гармонизации одноголосных мелодий, исполнению сложных хоровых сочинений, также в программе была регентская практика. На седьмой год девушкам дополнительно преподавалась история церковного пения.

Учебный курс был выстроен по принципу параллельного освоения элементарной теории музыки, гармонии, полифонии с постижением практических навыков.

10 Иванов М. М. Музыкальные наброски // Новое время. 1899. № 8264. С. 2.

11 Там же.

12 Там же.

Теоретическая подготовка воспитанниц была направлена на овладение навыкам хорового пения (ил. 3). Практическая направленность занятий выражалась в освоении чтения с листа многоголосных упражнений, записи с голоса церковных мелодий (в виде диктантов). С первых дней занятий хористки обучались гласам и пению по церковным книгам. Воспитанницы проходили как квадратную ноту, так и круглую итальянскую, что было связано с необходимостью читать как синодальные, так и каппельские нотные издания. Уже со второго года обучения ученицы начинали транспонировать простейшие песнопения, разбирать и анализировать партитуры. Примечательно, что девушек учили регентскому делу: устройству хорового коллектива и управлению им, основам дирижирования, умению давать тон с камертона. Более того, воспитанницам предоставлялась возможность практиковаться в управлении школьным хором на спевках и богослужениях. Из остальных предметов отметим уроки Закона Божия, церковно-славянское чтение, русский язык и словесность, которым также отводилось значительное место в образовании девушек.

Изучение учебной программы музыкальных дисциплин позволяет нам сделать вывод, что Свято-Владимирская школа была достойным заведением, которое предоставляло девушкам возможность получить солидное регентское образование. Следует отметить, что подобных учебных заведений в России того периода было немного. Аналогами этой школы отчасти служат регентские курсы, организованные при Капелле (с 1848), при Синодальном училище церковного пения (1886)13, а позднее — всероссийские регентские курсы, устраиваемые в Москве и Петербурге по решению регентских съездов.

Ил. 3. Воспитанницы Свято-Владимирской церковно-учителъской школы на уроках хорового пения

13 Не будем забывать, что Капелла, как и Синодальное училище церковного пения, были исключительно мужскими образовательными учреждениями в конце XIX в.

Обзор получаемых воспитанницами компетенций также дает право утверждать, что школа обеспечивала достойное специальное музыкально-педагогическое образование. Кроме теории образования и воспитания в учебный курс входила методика начального обучения церковному пению, этот предмет в те годы ценился очень высоко, так как позволял ученицам впоследствии преподавать. Девушки, проходя практику в церковно-приходской школе, подготавливали с детьми хоровые номера для школьных праздников. Каждая воспитанница обучалась игре на одном инструменте (фортепиано или скрипке) и могла самостоятельно разбирать хоровые партии.

А. А. Бронзов в своем труде повествует о дальнейшей деятельности выпускниц Свято-Владимирской учительской школы — в роли хормейстеров и педагогов. Например, он отмечает успехи работы пяти воспитанниц в женской второклассной учительской школе в Самарской губернии. Он приводит примеры литературно-музыкальных вечеров, подготовленных на высоком уровне выпускницами во второклассной женской учительской школе в Балаково Саратовской губернии. Там, например, дети пели хор «Цыгане» Р. Шумана, «Хор русалок» из оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского14. Выбранный репертуар демонстрирует возможности провинциальных женских хоровых коллективов того времени и определенные вкусы хормейстеров-девушек из петербургской школы Е. А. Победоносцевой.

Остановимся подробнее на преподавании церковного пения, так как этот предмет считался основным в учебных программах. Его в школе с открытия до 1896 г. вел выпускник Санкт-Петербургской духовной академии Алексей Арсеньевич Митропольский. В младших классах в хормейстерской работе ему помогала монахиня Варвара (Реут), регент Новодевичьего монастыря. В 1896 г. в школу для преподавания «Теории образования и воспитания» был приглашен Порфирий Петрович Мироносицкий, ставший с 1898 г. также преподавателем «Церковного пения»15.

А. А. Бронзов в труде о Владимирской школе приводит несколько лестных отзывов С. И. Миропольского об успехах воспитанниц, высказанных ревизором после экзаменов. В них отмечались навыки написания ученицами музыкальных диктантов, пения с листа незнакомого материала, управления хором, знание многих песнопений наизусть16. Экзамен по церковному пению проходил в школе каждый год весной в торжественной обстановке в присутствии важных гостей. Экзамены периодически посещали К. П. Победоносцев с супругой. Испытания обучающихся проводились как индивидуально, так и в составе небольших ансамблей, исполнявших песнопения богослужебного круга. М. М. Иванов, присутствовавший на одном из экзаменов, описывает экзаменационный процесс: «Устные экзамены сопровождаются письменными на доске, — например письмом под диктовку нот, или разрешением аккордов, или гармонизацией легких, кратких мотивов»17.

14 Бронзов А. А. Указ. соч. С. 190.

15 Там же. С. 187.

16 Там же. С. 185.

17 Иванов М. М. Музыкальные наброски // Новое время. 1899. № 8264. С. 2.

Во внеучебное время девушки разучивали светские хоровые произведения под управлением С. И. Миропольского. В школе устраивались музыкальные вечера, но, по утверждению А. А. Бронзова, К. П. Победоносцев не одобрял нецерковное музицирование девушек на досуге и домашние концерты18. Светский репертуар, хоть и считался скорее факультативным для учениц, был весьма разнообразным. Михаил Михайлович Иванов, перечисляя исполненные произведения на домашнем музыкальном вечере весной 1899 г., отмечал серьезную программу для школьного хора: хоры «Разгулялися-разливалися», «Не о том скорблю, подруженьки»19 из оперы «Жизнь за Царя», песню «Северная звезда» М. И. Глинки20, «На море утушка купалася» из оперы «Опричник», хор девушек из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «На севере диком» А. С. Даргомыжского, «Ты взойди, взойди» Н. А. Римского-Корсакова21, хор странников из «Рогнеды»22 А. Н. Серова23. Тот же рецензент обращает внимание на необычное для женского исполнительства аккомпанирование хором пению солистки, что, по его мнению, представляло собой «нововведение в технике хорового искусства»24. Автор отмечал, что данный прием подражания голосами звучанию струнных инструментов до этого употреблялся исключительно в мужских хорах.

В более ранней статье А. А. Бронзов описывал духовный концерт школы 28 марта 1911 г.25, на котором исполнялась не только русская музыка (например «Сказание о прп. Серафиме» М. М. Ипполитова-Иванова26, «Святая ночь» М. М. Попова-Платонова, «Ave Maria» присутствовавшего на том музыкальном вечере Ц. А. Кюи), но и сочинения зарубежных композиторов («Хвалебный гимн немецких паломников» Р. Вагнера27, «Благословение в жизненный путь» Дж. Барнби28, «Pater Noster» Дж. Мейербера). В репертуаре школы были как всемирно известные сочинения хорового искусства, например номера из «Реквиема» В. А. Моцарта, так и малоизвестные произведения: «Ангел» неизвестного ныне Голли на слова М. Ю. Лермонтова29. Следует отметить, что большой

18 Бронзов А. А. Указ. соч. С. 175.

19 Автор, вероятно, подразумевает исполнение романса Антониды с хором из третьего акта оперы М. И. Глинки «Жизнь за Царя».

20 М. Иванов не указывает, кем был исполнен романс «Северная звезда» М. И. Глинки на слова Е. П. Растопчиной. Сочинение написано для высокого женского голоса, однако можно предположить, что девушки исполняли его переложение для однородного хора.

21 Хор «На севере диком» А. С. Даргомыжского и обработка русской народной песни «Ты взойди, взойди, солнце красное» («Разбойничья») Н. А. Римского-Корсакова в оригинале написаны для однородного мужского состава. По всей видимости, девушки исполняли переложение.

22 Хор странников из третьего действия оперы «Рогнеда» А. Н. Серова в оригинале написан для мужского состава. Женский хор, очевидно, пел переложение.

23 Иванов М. М. Музыкальные наброски. С. 2.

24 Там же.

25 Бронзов А. А. Вечер духовного пения // Колокол. 1911. № 1502. С. 3—4.

26 Очевидно, имеется в виду хоровое сочинение для смешанного хора М. М. Ипполитова-Иванова «Легенда о Святом Серафиме». Для женского хора, по-видимому, было сделано переложение.

27 Можно предположить, что автор статьи имел в виду «Хор пилигримов» из третьего действия оперы «Тангейзер» Р. Вагнера.

28 Дж. Барнби (12 августа 1838 — 28 января 1896) — английский композитор и дирижер.

29 Ноты сочинения не обнаружены.

мартовский концерт был полностью подготовлен силами школы; учащиеся сами играли на инструментах, выступали в роли солисток, пели в хоре.

Сохранилась программа литературно-музыкального вечера «Звоны и отзвуки» 2 февраля 1914 г.30 (ил. 4). Концерт был составлен из поэтических сочинений, инструментальной и хоровой музыки. Хор воспитанниц исполнял «Вечерний звон» А. А. Алябьева, «Колокол вечный» К. К. Альбрехта, «Хорошо, светло в мире Божием» А. Т. Гречанинова31, «Музыкальные картинки» М. Попова-Северянина для чтеца, хора и фортепиано: «Киев» на слова А. С. Хомякова и «Светлый праздник» на стихи П. П. Мироносицкого. По обыкновению, девушки пели соло и хором, играли на инструментах, читали стихи А. К. Толстого, М. П. Розенгейма, отрывки из сочинений И. В. Гете и Ф. Шиллера.

Во времена существования Свято-Владимирской школы ощущалась явная нехватка специального репертуара для женских однородных коллективов. С. И. Миропольский как главный штатный педагог сам делал хоровые переложения произведений для учащихся, впоследствии даже издал их33. Им же был написан учебник пения для народных школ — «Музыкальная грамота для всех» (1892) — и составлен сборник трехголосных пьес «Русский хор»34. Специально для Свято-Владимирской школы переложения гла-сов на «Господи Воззвах» и стихир писал Г. Ф. Львовский — учитель Придворной певческой капеллы, посещавший уроки хорового пения воспитанниц35.

Нехватка в те годы ощущалась и в методических руководствах по преподаванию пения в школе, на курсах, в духовных училищах. Неслучайно многие известные педагоги того времени создавали свои собственные курсы (А. Н. Кара-

30 Программа литературно-музыкального вечера «Звоны и отзвуки» во Владимирской школе Е. А. Победоносцевой опубликована в Интернете. URL:https://www.prlib.ru/item/357757 (дата обращения: 25.01.2021).

31 Очевидно, исполнялся хор «Из города в деревню» на слова Н. А. Некрасова, музыка А. Т. Гречанинова.

32 Программа литературно-музыкального вечера «Звоны и отзвуки» во Владимирской школе Е. А. Победоносцевой опубликована на сайте Президентской библиотеки Б. Н. Ельцина. URL: https://www.prlib.ru/item/357757 (дата обращения: 25.01.2021).

33 Бронзов А. А. Свято-Владимирская женская церковная учительская школа в Петрограде. С. 185.

34 Миропольский С. И. Русский хор. Вып. 3: Хоры: сб. трехголосных пьес для семьи и школы. СПб.: Синод. Тип., 1898. 19 с.

35 Бронзов А. А. Указ. соч. С. 182.

Ил. 4. Обложка программы литературно-музыкального вечера «Звоны и отзвуки» во Владимирской школе Е. А. Победоносцевой2

сев, А. В. Никольский, А. И. Рожнов, В. Ф. Комаров, А. Л. Маслов и др.)36. Для воспитанниц Свято-Владимирской школы методическую литературу по музыкальным дисциплинам писал П. П. Мироносицкий. Им были разработаны методы обучения девушек певческой грамоте37, изложенные в учебных материалах: «Ноты — буквы»38, «Записки по теории музыки»39, «Начальное учение о музыке» (1912 и 1917), курс «Гармонии»40. Также он издал от имени школы «Церковное пение. Круг богослужебных песнопений для женского хора» (вып. 1—5, 1904— 1909). Из опубликованных книг мы узнаем, что П. П. Мироносицкий занимался переложениями светских хоров для женского состава школы, но они в свое время не были опубликованы, и их судьба нам не известна.

Женская церковно-учительская Свято-Владимирская школа просуществовала 28 лет до революции, была закрыта в 1917 г. В 1920 г. помещение было передано под здание больницы им. И. Г. Коняшина. В 1998 г. Свято-Владимирская школа была воссоздана на том же месте. Образовательное учреждение работает по современным программам в соответствии с государственным стандартом, однако руководство школы стремится возрождать дореволюционные традиции, создавшие школе достойную репутацию. Ключевыми обязательными предметами в рамках образовательного процесса и сегодня значатся Закон Божий и церковное пение.

Мы столь подробно остановились на деятельности Свято-Владимирской учительской женской церковной школы по ряду причин. Во-первых, деятельность данного учебного заведения пока не рассматривалась в контексте музыкального воспитания в музыковедческих и педагогических трудах. Во-вторых, на сегодняшний день наблюдается неуклонный рост интереса современного музыкального общества к вопросам хорового обучения и преподавания в России до революции. Свидетельством тому служат изданные и подготавливаемые к публикации тома серии «Русская духовная музыка в документах и материалах»41,

36 Лебедева-Емелина А. В. Педагогика А. В. Никольского // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII: А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского / подгот. текста, вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверева, А. В. Лебедева-Емелина, Н. А. Потемкина. М.: Изд. дом ЯСК, 2017. С. 687-895.

37 Бронзов А. А. Указ. соч. С. 187.

38 Мироносицкий П. П. Ноты — буквы. Певческая грамота для начальных школьных народных хоров / сост. по англ. букв. методе П. П. Мироносицкий. Кн. 1-2. СПб.: Синод. тип., 1902. Т. 1: Для учеников; Т. 2: Для учителей и самообучения.

39 Мироносицкий П. П. Записки по теории музыки. СПб.: Синод. Тип., 1904.

40 Мироносицкий П. П. Записки по гармонии: для духовных семинарий, епархиальных училищ, церковно-учительских и второклассных школ и для самообразования. Пг.: Синод. тип., 1916.

41 Учебные программы. Проект нового Устава Московского Синодального училища церковного пения (1914) // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика / сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 2004. С. 1104-1107; А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII / подгот. текста, вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверева, А. В. Лебедева-Емелина, Н. А. Потемкин. М.: Изд. дом ЯСК, 2017; Кн. 2: Хоровые съезды, общества. Курсы // Там же. Рукопись.

отдельные статьи, связанные с женским регентством42. Надеемся, что материалы

публикуемой нами статьи будут полезны в осознании пути, которым шло женское хоровое и регентское образование до революции.

Список литературы

А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII / подгот. текста, вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверева, А. В. Лебедева-Емелина, Н. А. Потемкина. М.: Изд. дом ЯСК, 2017.

А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 2: Хоровые съезды, общества. Курсы // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Рукопись.

Бронзов А. А. Вечер духовного пения // Колокол. 1911. №. 1502. С. 3—4.

Бронзов А. А. Свято-Владимирская женская церковная учительская школа в Петрограде за 25 лет ее существования (1889—1914 гг.). Пг.: Синод. тип., 1914. 294 с.

Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Среднее женское образование в России. М.: Дрофа, 2009.

Иванов М. М. Музыкальные наброски // Новое время. 1899. № 8264. С. 2.

Лебедева-Емелина А. В., Зверева С. Г. Женское образование в России в начале ХХ века и роль А. В. Никольского в его становлении (с приложениями) // История музыки: теория и история. 2019. № 20. С. 124-161. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/2e7/ imti_2019_20_124_161_lebedeva_emelina_zvereva.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

Мироносицкий П. П. Записки по гармонии: для духовных семинарий, епархиальных училищ, церковно-учительских и второклассных школ и для самообразования. Пг.: Синод. тип., 1916.

Мироносицкий П. П. Записки по теории музыки. СПб.: Синод. тип., 1904.

Мироносицкий П. П. Ноты — буквы. Певческая грамота для начальных школьных народных хоров / сост. по англ. букв. методе П. П. Мироносицкий. Кн. 1-2. СПб.: Синод. тип., 1902. Т. 1: Для учеников; Т. 2: Для учителей и самообучения.

Миропольский С. И. Русский хор. Вып. 3. Хоры: сборник трехголосных пьес для семьи и школы. СПб.: Синод. тип., 1898.

Общий отчет, представленный Его Императорскому Величеству по министерству народного просвещения за 1834 год // Журнал министерства народного просвещения. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1835. № IV. С. 4-27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Панчин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979.

Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М.: РОССПЭН, 2010.

Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад: XVII — начало XX века. М.: Ломоносовъ, 2020.

Портал фотоархива Санкт-Петербурга GRADPETRA. URL: https://www.gradpetra.net/ (дата обращения: 25.01.2021).

Программа литературно-музыкального вечера «Звоны и отзвуки» во Владимирской школе Е. А. Победоносцевой. URL: https://www.prlib.ru/item/357757 (дата обращения: 25.01.2021).

42 Лебедева-Емелина А. В., Зверева С. Г. Женское образование в России в начале ХХ века и роль А. В. Никольского в его становлении (с приложениями) // История музыки: теория и история. 2019. № 20. С. 124-161. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/2e7/imti_2019_20_124_161_ lebedeva_emelina_zvereva.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

Учебные программы. Проект нового Устава Московского Синодального училища церковного пения (1914) // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика / сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 2004. С. 1104-1107.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2022. Vol. 45. P. 99-111

DOI: 10.15382/sturV202245.99-111

Anna Nikulina, Graduate Student, Department of History of Music, State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation Moscow, Russia conductor.nikulina@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-0825-3390

Education of Female Church Choir Masters in Educational Institutions at the Turn

of the 19th — 20th Centuries (with St. Vladimir's Church Teacher's School as an Example)

A. Nikulina

Abstract: Since the middle of the 19th century, the development of education has become one of the important state priorities in the Russian Empire. The spread of education in society has influenced the development and democratisation of the arts. At the end of the 19th century, as a result of social changes, the status of women in art was gradually revised. The history of musical education in Russia, as well as abroad, is inextricably linked with church culture. This article focuses on St. Vladimir's church teachers' school in St Petersburg. This educational institution prepared teachers for parish schools. Musical education and, in particular, its choir were of such a high quality there, that it could have been an example for many institutes for women of that period. The historical experience of this education institution can still be useful today. This article discusses the choir education of students of the school. The article also considers the aspect of church chants and the topic of school choir repertoire. There are a number of relevant studies devoted to the development of musical education in Russia, but women's musical education is usually addressed briefly. However, it was in women's secondary theological institutions that professional female choir masters started to be trained, which came to be a factor in improving the level of choir singing in this country.

Keywords: church teachers' school, church singing, St. Vladimir's school, secondary educational institutions for women, school of E.A. Pobedonostseva, church choir masters' education.

References

Zvereva S., Lebedeva-Emelina A., Potemkina N. (eds) (2017) "A. V. Nikol'skii i khorovoe dvizhenie v Rossii v nachale XX veka. 1: Literaturno-muzykal'noe nasledie A.V. Nikol'skogo", in Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh, 8. Moscow (in Russian).

Dneprov E. D., Usacheva R. F. (2009) Srednee zhenskoe obrazovanie v Rossii. Moscow (in Russian).

Lebedeva-Emelina A. V., Zvereva S. G. (2019) "Zhenskoe obrazovanie v Rossii v nachale XX veka i rol' A. V. Nikol'skogo v ego stanovlenii (s prilozheniiami)". Istoriia muzyki: teoriia i istoriia, 20, p. 124-161 (in Russian).

Panchin F. G. (1979) Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii: Istoriko-pedagogicheskie ocherki. Moscow (in Russian).

Polunov A. Iu. (2010) K. P. Pobedonostsev v obshchestvenno-politicheskoi i dukhovnoi zhizni Rossii. Moscow (in Russian).

Ponomareva V. V., Khoroshilova L. B. (2020) Mirrusskoizhenshchiny:sem'ia, professiia, domashnii uklad:XVII — nachalo XXveka. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 14.12.2021

The article was submitted 14.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.