Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛАХ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛАХ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ПРАКТИКА / ОБУЧЕНИЕ / МУЗЫКА / ПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рихтер Нина Павловна

В статье рассмотрен вопрос о музыкальном образовании в начальных церковноприходских школах второй половины XIX - начала ХХ в., подведомственных Училищному Совету при Святейшем Синоде. Основным предметом, в рамках которого осуществлялось музыкальное образование, был в те годы предмет «Церковное пение». На основе изучения неопубликованных архивных материалов проанализированы важнейшие аспекты музыкального образования как процесса: проблемы цели, содержания, методов, форм обучения, достигнутые результаты обучения, дан ответ на вопрос о том, кто преподавал этот предмет школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рихтер Нина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC EDUCATION IN PARISH PRIMARY SCHOOLS OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article deals with the issue of music education in primary parish schools in the second half of the 19th - early 20th centuries, subordinate to the School Council under the Holy Synod. The main subject within the framework of which musical education was carried out was in those years the subject "Church Singing". Based on the study of unpublished archival materials, the work analyzes the most important aspects of music education as a process: issues of purpose, content, methods, forms of education, achieved learning outcomes, and it answers the question of who taught this subject in schools.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛАХ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

► ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

УДК 373.3 ББК 74.03

DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-78-86

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛАХ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

MUSIC EDUCATION IN PARISH PRIMARY SCHOOLS OF RUSSIA

IN THE SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Рихтер Нина Павловна

Учитель начальных классов, ГБОУ «Школа № 1212 Щукино», г. Москва E-mail: nrikh@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о музыкальном образовании в начальных церковноприходских школах второй половины XIX - начала ХХ в., подведомственных Училищному Совету при Святейшем Синоде. Основным предметом, в рамках которого осуществлялось музыкальное образование, был в те годы предмет «Церковное пение». На основе изучения неопубликованных архивных материалов проанализированы важнейшие аспекты музыкального образования как процесса: проблемы цели, содержания, методов, форм обучения, достигнутые результаты обучения, дан ответ на вопрос о том, кто преподавал этот предмет школах.

Ключевые слова: музыкальное образование, начальная школа, церковно-приходская школа, практика, обучение, музыка, пение.

Rikhter Nina P.

Primary school teacher, School No. 1212 Shchukino, Moscow E-mail: nrikh@yandex.ru

Abstract. The article deals with the issue of music education in primary parish schools in the second half of the 19th - early 20th centuries, subordinate to the School Council under the Holy Synod. The main subject within the framework of which musical education was carried out was in those years the subject "Church Singing". Based on the study of unpublished archival materials, the work analyzes the most important aspects of music education as a process: issues of purpose, content, methods, forms of education, achieved learning outcomes, and it answers the question of who taught this subject in schools.

Keywords: music education, primary school, parish school, practice, training, music, singing.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Рихтер Н. П., 2021

Развитие музыкального образования в современной начальной школе, стремление к возрождению отечественных музыкальных традиций, введение в школьную программу духовной музыки предполагает обращение к историческому опыту музыкального образования в начальной церковно-приходской школе, подведомственной Училищному Совету при Святейшем Синоде как одному из распространенных типов начальной школы,

Широкое развитие начальных церковных школ началось в России с 1884 г., после подписания 18 июня 1884 г. царем Александром III «Правил о церковно-приходских школах» [1, с. 5]. По данным статистического сборника Министерства народного просвещения, в 1905 г. из 92 501 начальных училищ 42 696 (46,5%) были церковно-приходскими [2, с. 24], с контингентом учащихся в 1 983 817 человек [3, с. 12].

Цель школ, открываемых православным духовенством, состояла в том, чтобы «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания» [1, с. 5]. И система церковно-приходского обучения Российской империи строго придерживалась этого установления. Примером для этого были и светские учебные заведения, в которых господствовал дух высокой культуры, который был своеобразным инструментом, ограждающим учащихся от имевшихся тенденций потери доверия к власти [4, с. 71].

Так, в 1901/02 учебном году, наряду с обучением и сообщением учащимся полезных сведений, одной из главных целей деятельности педагогов церковно-приходских школ Казанской епархии была «религиозно-воспитательная». Средством для ее достижения служил твердо установившийся, строго поддерживаемый и охраняемый строй жизни церковной школы [5, л. 56].

«Главнейшим» предметом обучения, положенным в основу всего учебно-воспитательного дела и определяющим направление преподавания прочих предметов, был Закон Божий. По свидетельству Всеподаннейшего отчета Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству Православного Исповедания за 1913 г., законоучители прилагали все усилия к тому, чтобы дети понимали язык церкви, значение священных действий. Церковное пение было «прямым дополнением» уроков Закона Божия, имевшим свою цель, служило «оживляющим и укрепляющим учащихся в церковно-молитвенном чувстве и подготовляющем к сознательному и действенному участию в церковно-общественной молитве» [6, с. 12].

Церковно-приходская школа уделяла пристальное внимание обучению пению как обязательному предмету для всех учащихся [7, с. 36]. «Одно из самых отрадных явлений в жизни нашей зарождающейся школы - то возрастающее внимание, с коим относится она к церковному пению», - отмечал С. А. Рачинский [8, с. 498]. «Наставление детей в необходимых истинах христианской веры» - именно то, что, по словам протоиерея П. Смирнова, определяло программу церковно-приходской школы [9, с. 377].

Преподавание церковного пения в церковно-приходских школах велось по программе, утвержденной Святейшим Синодом в 1886 г. [1, с. 124]. В 1903 г. Святейший Синод утвердил новые программы [10, с. 4]. В 1914 г. обучение в церковно-приходских школах также производилось по утвержденным программам. «В меру возможностей» программы выполнялись, успехи по всем предметам были «удовлетворительными» [7, с. 16].

Содержание обучения церковному пению в церковной школе включало пение молитв и церковных песнопений, ознакомление с нотами [11, л. 42]. В основу программы было

заложено церковное осмогласие (восемь церковных гласов, лежащих в основе богослужебной певческой системы), представленное напевами, заключенными в церковных книгах [1, с. 129].

В Туле, в 1988/89 учебном году, во всех церковно-приходских школах и школах грамоты ученики были научены петь молитвы и правильно читать в храме при богослужении [12, с. 1088].

Ученики церковно-приходских школ Казанской епархии в 1901/1902 учебном году пели молитвы, церковные песнопения всенощного бдения, в некоторых школах знакомились с нотами [5, л. 50].

В 1913/14 учебном году в Успенской женской двухклассной и Парашинской однокласс-ной, но со вторым классом церковно-приходских школах Кунгурского уезда Пермской епархии обучение церковному пению велось согласно программе, причем все положенное программой было усвоено хорошо. Содержание обучения составляло пение молитв и ознакомление с нотной грамотой [13, с. 20].

Ученики церковно-приходских школ Суздальского уезда Владимирской епархии после упражнений в пении с голоса изучали квадратные ноты, принятые в церковно-певче-ских книгах. Дети разучивали по «Руководству» Д. Н. Соловьева нотную азбуку, учились петь с голоса молитвы и песнопения, всенощное бдение, «Литургию Святого Иоанна Златоуста», тропари двунадесятых праздников, «Херувимскую песнь», «Символ веры» и «Молитву Господню» [14, Лл. 110 об.-111].

Программа, утвержденная Святейшим Синодом, выполнялась во многих церковноприходских школах. Так, происходило это «добросовестно» в школах Олонецкой епархии, причем для всех учеников было характерно понимание всех выученных молитв [15, с. 63].

Таким образом, программа служила основой для обучения пению в церковной школе.

Обратимся к методам обучения в церковных школах.

Успешно проводилось обучение пению в Спасо-Наливковской церковно-приходской школе Московской епархии (1899/1900 учебный год). На первых уроках учительница упражняла школьников в развитии правильного дыхания, заставляя ребят вдыхать и выдыхать воздух по мере поднятия и опускания линейки. Затем школьный хор приводился к общему тону, для чего сначала ученики произносили нараспев слова. Чтобы добиться произнесения слова в определенном тоне, правильно поющие учащиеся отделялись от тех, кто пел неправильно. Сначала пели те, у кого получалось, другие - прислушивались. Если у ребят второй группы получалось спеть все верно, они переходили в первую группу. Так продолжалось до тех пор, пока во второй группе не оставалось 1 или 2 ученика, не способных спеть звук правильно и пели звуки. По мере развития слуха начиналось собственно пение.

На уроках ребята всегда стояли полукругом, перед ними была доска с заранее написанным словом или песнопением. Дети произносили слово в такт, по слогам, затем слушали пение учительницы и повторяли за ней. Все это также проводилось по группам. После усвоения песнопений на одном звуке был совершен переход к пению на двух звуках. Ученики должны были слушать песнопение, которое пела или играла на фисгармонии учительница, различать понижение, повышение звука, замедление (это отмечалось на доске условными знаками) и повторить. Позднее разучивались песнопения на трех, четырех звуках. Разучивание проводилось по частям. Наряду с духовными песнопениями исполнялись и светские песенки. На каждом уроке было повторение.

На уроках дети не только пели, но и изучали основы нотной грамоты. У каждого ребенка был учебник, написанный известным преподавателем и методистом церковного пения Алексеем Николаевичем Карасевым (1854-1914). Активно используя пособия этого автора, ребятам объясняли значение нот, линий для их записи. На доске писались фраза или начало стихотворения, над которой подписывались ноты различных длительностей, а ученики произносили слова по слогам в такт по числу ударов в каждой ноте. Далее дети познакомились с нотами разной высоты, ключом, паузами. Формировалось у них и понятие о гамме. Давались упражнения на один звук, затем на два, на три. Проводилась и нетрудная диктовка - педагог проигрывала ученикам несколько звуков, они записывали их нотами, потом осуществлялась проверка. После того, как была пройдена вся гамма, ребята быстро усвоили обиходные ноты [16, лл. 3-5, 7].

В 1894/95 учебном году в большинстве церковно-приходских школ Оханского уезда Пермской епархии дети «весьма удовлетворительно» пели с голоса, а старшие и по Обиходу, то есть по нотам, - молитвы и песнопения [17, с. 174].

В 1895/96 учебном году в Тамбовской епархии насчитывалось 1050 церковных школ, из которых 483 - церковно-приходских и 567 школ грамоты (в 1885 г. в епархии было всего 346 церковно-приходских школы и 27 школ грамоты). Почти во всех церковных школах епархии ученики обучались церковному пению. В большинстве школ дети учились петь с голоса, в немногих - при помощи скрипки [18, с. 103, 106].

В большинстве церковно-приходских школ Воронежской епархии в 1912/13 учебном году обучение пению также проводилось с голоса [19, л. 10].

В 1913/14 учебном году в большинстве одноклассных церковно-приходских школ Кунгур-ского уезда Пермской епархии пение преподавалось по слуху на три голоса. Нотная грамота изучалась только «теоретически», за исключением 7 школ (Стефановской, Крюковской, Кыновской и других), где дети могли петь по нотам трех- и четырехступенные песнопения [13, с. 29].

Приведенные примеры показывают, что обучение пению по слуху составляло основу методики преподавания церковного пения, однако, в ряде школ дети изучали нотную грамоту и учились петь по нотам.

Рассмотрим формы обучения.

Согласно программе, в церковно-приходской школе должно было быть два часовых в неделю и четыре получасовых занятия церковным пением после окончания уроков по другим предметам [1, с. 129].

В соответствии с программой на съезде председателей уездных отделений Пермского Епархиального Училищного Совета и Уездных Наблюдателей церковных школ Пермской епархии в 1912 г. была принята «Таблица распределения числа недельных уроков по предметам обучения в одноклассных церковно-приходских школах». На церковное пение в каждом из четырех отделений школы полагалось по 2 часа в неделю [20, с. 192-193]. В дополнение, кроме двух классных часовых уроков в неделю, в каждом отделении после уроков учитель должен был проводить не менее двух раз в неделю со всеми учениками общие спевки, минут по 30-40 каждую [20, с. 194-197].

В 1913/14 учебном году, во 2-м классе Успенской женской двухклассной школы Кун-гурского уезда Пермской епархии, где пению уделялось особое внимание, пение преподавалось 3 раза в неделю по 1 часу, кроме того, в школе был организован церковный хор, исполняющий песнопения в Успенской церкви [13, с.20].

В качестве учебников и учебных пособий, помимо пособий А. Н. Карасева, для обучения пению в церковно-приходских школах употреблялись учебники и руководства, рекомендованные и одобренные для этих школ Училищным Советом при Святейшем Синоде. В 1897/98 учебном году, например, Пермское отделение епархиального училищного совета разослало: «Учебный Обиход», «Краткое руководство к первоначальному изучению церковного пения» Дмитрия Николаевича Соловьева (1843-1909(10) - русского церковного композитора, педагога и инспектора Петербургских гимназий, посвятившего всю жизнь обучению детей музыке и пению. В Кутамышскую и Костаревскую школы грамоты, кроме того, было направлено по одному экземпляру «Азбуки хорового пения» Д. Н. Соловьева, в Костаревскую и Дикаринскую школы грамоты - по нескольку экземпляров «Октоиха Учебного». Книгами и учебными принадлежностями все ученики в уезде пользовались бесплатно [21, л. 18об.].

Однако далеко не во всех школах страны учебники были и в достаточном количестве. Так, отсутствие в деревне музыкальных инструментов, хороших учебных руководств по пению и нот немаловажным препятствием к правильной постановке обучения пению называл педагог В. Качалин [22, с. 10].

Какими же были результаты обучения пению?

Постановкой пения отличались, например, мужская и женская церковно-приход-ские школы при убежище бедных детей в городе Перми. Ученики их считались лучшими певцами из всех церковно-приходских школ, находящихся в Пермской епархии. Ребята «без затруднения» отправляли всенощное бдение, совершаемое в убежище в зимнее время [23, л. 39]. 24 февраля 1890 г. Председатель Совета Пермского православного церковного братства Святого Стефана, Его Преосвященство Преосвященнейший Владимир при участии других высокопоставленных лиц епархии осмотрел данные школы и произвел испытание учеников в знании усвоенных ими предметов. При этом была отмечена постановка пения в школах; замечено, что большинство детей обладали хорошими голосами, стройно пели церковные песнопения, причем пение разных песнопений, по выбору Его Преосвященства, производилось ребятами без какого-либо вмешательства со стороны преподавателя [24, лл. 30-31].

Хороших результатов достигали и ученики Владимирской губернии. Питомцы цер-ковно-приходских школ Переяславского уезда Владимирской епархии, по мнению приходских священников и посторонних лиц, усвоив «добрые навыки», несли их в семейную среду, сами воздерживались от бранных слов и пьянства; некоторые стали хорошими певцами и чтецами на клиросе [11, лл. 103 об.-104].

Однако не всегда все обстояло благополучно. Вот что писал, например, в 1891 г. Василий Красильников - один из учеников известного профессора Московской консерватории С. В. Смоленского, приехавший преподавать в Песковскую церковно-приходскую школу Владимирской губернии, отмечал: «В Мишуровской школе по пению сделал два урока, в своей один. Поют невыносимо гадко. Даже нельзя сказать поют, а пищат, трещат, скрипят; это в Мишарове, а в Песковской школе и рта разинуть не могут. Если пели кто, то они кончили курс и не учатся» [25, лл. 25 об.-26].

Встречались случаи, когда, в школах, в качестве дополнительного предмета, вводилось обучение музыке. В 1899 г. в Заболоцкой церковно-приходской школе Киевской епархии, например, был организован духовой оркестр, вместе с прекрасным хором певчих выступавший на народных чтениях, привлекающих массу слушателей [26, стлб. 601].

Преподавать церковное пение в церковной школе мог любой учитель, «знающий нотное обиходное пение и понимающий свой учительский долг» [1, с. 129].

В 1890 г. при Григорьево-Бизюковом монастыре, что близ Херсона, была открыта цер-ковно-приходская школа для детей обоего пола служащих и рабочих в монастыре. Гордость училища составило преподавание пения. Вел пение монах отец Александр. Все ученики школы умели петь [27, с. 153-154].

В 1913-1914 учебном году в Успенской женской двухклассной церковной школе Кун-гурского уезда Пермской епархии, в младшем и старшем отделении 2-го класса во всех отделениях 1-го класса церковное пение преподавала сначала учительница этой школы Евдокия Исаева, потом - учительница А. Первушина. В Парашинской одноклассной с 4-го-дичным курсом школе пение вел учитель Николай Косяков. В обеих школах предмет был поставлен «очень хорошо» [13, с. 20].

Таким образом, в начальных церковно-приходских школах «церковное пение» было обязательным предметом обучения, основной целью которого являлось религиозно-нравственное воспитание учащихся, подготовка к участию в церковном богослужении. С 1886 г. церковное пение проводилось на основе «Программы преподавания церковного пения в церковно-приходских школах», утвержденной Святейшим Синодом. Содержание обучения составляла в основном церковная музыка, представленная в рекомендованных учебных пособиях: церковные песнопения, молитвы, тропари, стихиры, было и изучение нот. Светская музыка, например детские песенки, интересные детям, на занятиях практически не изучалась.

В ряде учебных заведений обучение проводилось с «голоса» учителя, в других - с голоса и по нотам, достигая успешных воспитательных результатов. На церковное пение отводилось в ряде церковно-приходских школ по три часа в неделю - больше, чем предмету «Музыка» в современной начальной школе. Обучали церковному пению учителя школ или служители православной церкви - диаконы и псаломщики.

Изучение опыта прошлого, при условии применения продуманной и взвешенной «системы оценочных координат» [28; 29], обращение к практике музыкального образования в церковно-приходской школе второй половины XIX - начала ХХ в. представляет несомненный интерес для современного учителя.

Список литературы

1. «Руководитель» церковно-приходских школ / сост. Н. В. Чуйковский. Староконстанти-нов: Скоропечатня С. А. Аренберга, 1889. 197+XXXVIII c.

2. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917): учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2121 Педагогика и методика начального обучения. М.: Просвещение, 1982. 208 с.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX - нач. XX в. / Б. К. Тебиев, Ф. Ф. Шамахов, Р. Ф. Усачева и др.; Отв. ред. Э. Д. Днепров; АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики. М.: Педагогика, 1991. 445, [4] с.

4. Овчинников А. В., Козлова Г. Н., Петухова И. В. Власть и общество в развитии общего образования в России (XIX - конец XX века): моногр. М.: Инфра-М, 2019. 320 с.

5. Отчет Казанского епархиального наблюдателя об осмотре церковных школ Казанской епархии и ревизии уездных отделений училищных советов за 1901-1902 учебный год // РГИА. Ф. 803. Оп. 12. Ед. хр. 31.

6. Церковные школы Российской Империи за 1913 год. Извлечение из Всеподаннейшего отчета Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству Православного Исповедания за 1913 год. Петроград: Синодальная тип., 1915.

7. Церковные школы Российской Империи за 1914 год. Извлечение из Всеподданнейшего отчета Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству Православного Исповедания за 1914 год. Петроград: Синодальная тип., 1916. 58 с.

8. Рачинский С. Сообщения о новых книгах // Церковные ведомости. 1893. № 12. C. 498.

9. Смирнов П. Достоинство и народное образование // Пермские епархиальные ведомости. 1885. № 27. С. 377.

10. Церковные школы Российской Империи 13 июня 1884-1903 г. СПб.: Синодальная тип., 1903. 23 с.

11. Об инструкциях для наблюдателей церковно-приходских школ // Государственный архив Пермского края. Ф. 147. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 42.

12. 1-го июня // Прибавления к церковным ведомостям. 1899. № 27. 3 июля. С. 1088.

13. Отчет о состоянии церковных школ Кунгурского уезда Пермской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1913-1914 учебный год. 77 с.

14. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Владимирской епархии за 1890-1891 учебный год // РГИА. Ф. 803. Оп. 10. Ед. хр. 107.

15. Белков Х. Из Олонецкой епархии // Церковно-приходская школа. 1888. Сент. С. 63.

16. Центральный государственный архив г. Москвы. Ф. 203. Оп. 766. Ед. хр. 541. Лл. 3-5, 7.

17. Отчет Пермского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приход-ских школ и школ грамоты Пермской епархии за 1894/95 учебный год // Пермские епархиальные ведомости. 1896. № 7. C. 139; № 9. С. 174-176.

18. Церковные школы Тамбовской епархии в 1895-1896 году // Народное образование. 1897. Май. С. 103-106.

19. Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковно-приходских школ Воронежской епархии за 1912-1913 учебный год // РГИА. Ф. 803. Оп. 12. Ед. хр. 47.

20. Труды съезда председателей уездных отделений Пермского Епархиального Училищного Совета и Уездных Наблюдателей церковных школ Пермской епархии 1912 года // Журналы заседаний съезда и приложения к ним. Пермь, 1913. 221 с.

21. Отчет о состоянии церковно-приходских школ по учебно-воспитательной и хозяйственной части. 1898 год // Государственный архив Пермского края. Ф. 147. Оп. 1. Ед. хр. 66.

22. Качалин В. О правильной постановке обучения пению в народных школах // Баян. 1908. № 2. С. 10.

23. Отчет о церковно-приходских школах и домашних школах грамотности Пермской епар-хии. 1888-1889 годы // Государственный архив Пермского края. Ф. 147. Оп. 1. Ед. хр. 57.

24. Журналы заседаний Пермского епархиального училищного совета. 1890 год // Государственный архив Пермского края. Ф. 147. Оп. 1. Ед. хр. 10.

25. Письма учеников С. В. Смоленского, композиторов-любителей, преподавателей пения, последователей по истории музыки, журналистов, сотрудников дипломатических

представительств России за границей С. В. Смоленскому. 12 сентября 1891 - 3 июля 1907 года // РГИА. Ф. 1119. Оп. 1. Ед. хр. 189.

26. К. Н. Музыка и пение в наших учебных заведениях // Русская музыкальная газета. 1899. № 21-22. 22-29 мая.

27. С. В. Тридцать дней в Григорьево-Бизюковом монастыре // Народное образование. 1910. Т. I, кн. 1. С. 153-154.

28. Богуславский М. В. Страсти по синергетике // Мир образования. 1997. № 5. С. 18-21.

29. Корнетов Г. Б., Богуславский М. В. Педагогические парадигмы: история и прогноз // Магистр. 1992. сентябрь. С. 13-20.

References

1. Chuykovskiy N. V. "Rukovoditel tserkovno-prikhodskikh shkol. Starokonstantinov: Skoropechatnya S. A. Arenberga, 1889. 197+XXXVIII p.

2. Ososkov A. V. Nachalnoe obrazovanie v dorevolyutsionnoy Rossii (1861-1917): ucheb. posobie dlya ped. in-tov po spets. No. 2121 Pedagogika i metodika nachalnogo obucheniya. Moscow: Prosveshchenie, 1982. 208 p.

3. Tebiev B. K., Shamakhov F. F., Usacheva R. F. et al. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoy mysli narodov SSSR: konets XIX - nach. XX v. Ed. by E. D. Dneprov. Moscow: Pedagogika, 1991. 445, [4] p.

4. Ovchinnikov A. V., Kozlova G. N., Petukhova I. V. Vlast i obshchestvo v razvitii obshchego obrazovaniya v Rossii (XIX - konets XX veka): monogr. Moscow: Infra-M, 2019. 320 p.

5. Otchet Kazanskogo eparkhialnogo nablyudatelya ob osmotre tserkovnykh shkol Kazanskoy eparkhii i revizii uezdnykh otdeleniy uchilishchnykh sovetov za 1901-1902 uchebnyy god. In: RGIA. F. 803. Op. 12. Ed. khr. 31.

6. Tserkovnye shkoly Rossiyskoy Imperii za 1913 god. Izvlechenie iz Vsepodanneyshego otcheta Ober-Prokurora Svyateyshego Sinoda po vedomstvu Pravoslavnogo Ispovedaniya za 1913 god. Petrograd: Sinodalnaya tip., 1915.

7. Tserkovnye shkoly Rossiyskoy Imperii za 1914 god. Izvlechenie iz Vsepoddanneyshego otcheta Ober-Prokurora Svyateyshego Sinoda po vedomstvu Pravoslavnogo Ispovedaniya za 1914 god. Petrograd: Sinodalnaya tip., 1916. 58 p.

8. Rachinskiy S. Soobshcheniya o novykh knigakh. Tserkovnye vedomosti. 1893, No. 12, pp. 498.

9. Smirnov P. Dostoinstvo i narodnoe obrazovanie. Permskie eparkhialnye vedomosti. 1885, No. 27, pp. 377.

10. Tserkovnye shkoly Rossiyskoy Imperii 13 June 1884-1903 g. St. Petersburg: Sinodalnaya tip., 1903. 23 p.

11. Ob instruktsiyakh dlya nablyudateley tserkovno-prikhodskikh shkol. Gosudarstvennyy arkhiv Permskogo kraya. F. 147. Op. 1. Ed. khr. 1. L. 42.

12. June 1. Pribavleniya k tserkovnym vedomostyam. 1899, No. 27. July 3. P. 1088.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Otchet o sostoyanii tserkovnykh shkol Kungurskogo uezda Permskoy eparkhii v uchebno-vospitatelnom otnoshenii za 1913-1914 uchebnyy god. 77 p.

14. Otchet o sostoyanii tserkovno-prikhodskikh shkol i shkol gramoty Vladimirskoy eparkhii za 1890-1891 uchebnyy god. In: RGIA. F. 803. Op. 10. Ed. khr. 107.

15. Belkov Kh. Iz Olonetskoy eparkhii. Tserkovno-prikhodskaya shkola. 1888. Sept. S. 63.

16. Tsentralnyy gosudarstvennyy arkhiv g. Moskvy. F. 203. Op. 766. Ed. khr. 541. Ll. 3-5, 7.

17. Otchet Permskogo eparkhialnogo uchilishchnogo soveta o sostoyanii tserkovno-prikhodskikh shkol i shkol gramoty Permskoy eparkhii za 1894/95 uchebnyy god. Permskie eparkhialnye vedomosti. 1896, No. 7, pp. 139; No. 9, pp. 174-176.

18. Tserkovnye shkoly Tambovskoy eparkhii v 1895-1896 godu. Narodnoe obrazovanie. 1897, May, pp. 103-106.

19. Otchet eparkhialnogo nablyudatelya o sostoyanii tserkovno-prikhodskikh shkol Voronezhskoy eparkhii za 1912-1913 uchebnyy god. In: RGIA. F. 803, Op. 12, Ed. khr. 47.

20. Trudy syezda predsedateley uezdnykh otdeleniy Permskogo Eparkhialnogo Uchilishchnogo Soveta i Uezdnykh Nablyudateley tserkovnykh shkol Permskoy eparkhii 1912 goda. In: Zhurnaly zasedaniy syezda i prilozheniya k nim. Perm, 1913. 221 p.

21. Otchet o sostoyanii tserkovno-prikhodskikh shkol po uchebno-vospitatelnoy i khozyayst-vennoy chasti. 1898 god. Gosudarstvennyy arkhiv Permskogo kraya. F. 147. Op. 1. Ed. khr. 66.

22. Kachalin V. O pravilnoy postanovke obucheniya peniyu v narodnykh shkolakh. Bayan. 1908, No. 2, pp. 10.

23. Otchet o tserkovno-prikhodskikh shkolakh i domashnikh shkolakh gramotnosti Permskoy eparkhii. 1888-1889 gody. In: Gosudarstvennyy arkhiv Permskogo kraya. F. 147. Op. 1. Ed. khr. 57.

24. Zhurnaly zasedaniy Permskogo eparkhialnogo uchilishchnogo soveta. 1890 god. In: Gosudarstvennyy arkhiv Permskogo kraya. F. 147. Op. 1. Ed. khr. 10.

25. Pisma uchenikov S. V. Smolenskogo, kompozitorov-lyubiteley, prepodavateley peniya, posledovateley po istorii muzyki, zhurnalistov, sotrudnikov diplomaticheskikh predstavitelstv Rossii za granitsey S. V. Smolenskomu. 12 Sept. 1891 - 3 July 1907 goda. In: RGIA. F. 1119. Op. 1. Ed. khr. 189.

26. K. N. Muzyka i penie v nashikh uchebnykh zavedeniyakh. Russkaya muzykalnaya gazeta. 1899. No. 21-22. 22-29 maya.

27. S. V. Tridtsat dney v Grigorevo-Bizyukovom monastyre. Narodnoe obrazovanie. 1910. Vol. I, Iss. 1, pp. 153-154.

28. Boguslavskiy M. V. Strasti po sinergetike. Mir obrazovaniya. 1997, No. 5, pp. 18-21.

29. Kornetov G. B., Boguslavskiy M. V. Pedagogicheskie paradigmy: istoriya i prognoz. Magistr. 1992. Sept. Pp. 13-20.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1

Статья поступила в редакцию 25.07.2020 The article was received on 25.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.