Научная статья на тему 'Подготовка военных кадров начальствующего состава советского государства в предвоенные годы (1929 1941)'

Подготовка военных кадров начальствующего состава советского государства в предвоенные годы (1929 1941) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1257
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка военных кадров начальствующего состава советского государства в предвоенные годы (1929 1941)»

Ю.В. Егоров

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ (1929 - 1941)

На современном этапе общественно-политического развития России, глобальных перемен, происходящих в нашем обществе, интерес к истории Отечества особенно закономерен. Сегодня развитие российского государства характеризуется коренными изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах. Серьезным деформациям подверглись все социальные институты. Не исключением оказались и Вооруженные Силы, как составная часть их офицерские кадры, а именно система их подготовки.

В связи с этим большое значение имеет анализ и использование исторического опыта прошлого в сегодняшней практике решения проблем подготовки высококвалифицированных кадров для Вооруженных Сил. Немалый интерес представляет научный анализ деятельности государственных органов по формированию корпуса командного и начальствующего состава в период 1929 - 1941 гг.

Работа с источниками показала, что основные трудности, испытываемые советским правительством в данной области, можно свести к следующим группам: скорейшая разработка и внедрение в практику новых, отличных от прежних, форм и методов учебно-воспитательной работы как среди переменного, так и среди постоянного состава; кроме совершенствования существующих, создание новых высших военно-учебных заведений; скудность учебно-материальной ба-зы1.

В целом в 20-е г. была создана система высшего военного образования и сеть ВУЗов, отвечающих нуждам армии в подготовке кадров. К концу данного периода в Красной Армии функционировало 6 академий и 5 военных отделений при гражданских вузах. В зависимости от специальности они включали в себя 21 факультет. Однако развитие Вооруженных Сил в складывающейся неблагоприятно внешнеполитической обстановке требовало дальнейшего развития системы подготовки начальствующего состава РККА2.

В период с 1929 г. органы государственной власти принимают меры к увеличению армии и флота. Так в 1933 г. они насчитывали 885 тыс. человек, а уже к январю 1938 г. более 1,5 млн. Это не могло не сказаться на количественном увеличении военных специалистов, имеющих высшее образование. Об этом свиде-

тельствует, например, тот факт, что в 1929/1930 учебном году в армии служило выпускников Военной академии им. М.В. Фрунзе 410 чел., в то время как должностей, подлежащих замещению окончившими это учебное заведение, насчитывалось 18 594. Другими словами, потребность в специалистах, получивших образование только в данном вузе, была более чем в четыре раза большей.

Одновременно с этим велась активная работа по улучшению технической оснащенности войск. Правовой основой данного направления явилось постановление ЦК ВКП (б) «О состоянии обороны СССР», вышедшее в июле 1929 г. Оно обязало Реввоенсовет Союза СССР «усилить взятый темп работ по усовершенствованию техники Красной Армии»5.

В этой связи с каждым годом увеличивалось количество военнослужащих, связанных с обслуживанием и боевым применением технических средств. Уже в

1930 г. 37,9 % начальствующего состава проходило службу в технических родах

— 6 войск .

Однако итоги, подведенные более чем за двухлетний период работы по укреплению начсостава РККА, были неутешительными. Это выразилось в постановлении ЦК ВКП (б) «О командном и политическом составе РККА» от 5 июня

1931 г. В нем отмечалось: «Уровень военно-технической подготовки начсостава явно недостаточен и не отвечает тем требованиям, которые сейчас уже предъявляются начсоставу, и будут предъявляться техническим оснащением армии» .

Решить данную задачу возможно было путем дальнейшего совершенствования системы высшего военного образования. Осуществлять мероприятия в этой области Реввоенсоветом Союза ССР в 30-е г. было намечено по четырем основным направлениям: 1) расширение емкости существующих ввузов; 2) открытие вечерних и заочных академий; 3) создание новых специальных военных академий; 4) изменение структур военных факультетов при гражданских вузах.

В свете выдвинутых требований Революционный Военный Совет СССР, к этому времени возглавляемый К.Е. Ворошиловым, еще в декабре 1928 г. провел специальное заседание, на котором обсуждался вопрос качественного и количественного увеличения начсостава армии. В результате обсуждения Реввоенсовет образовал комиссию в составе 9 человек во главе с С.С. Каменевым8. Комиссия выработала специальное Постановление Реввоенсовета СССР о высших военноучебных заведениях, которое было принято 15 января 1929 г.9 Суть данного постановления сводилась к следующему: несмотря на определенные достижения в организации высшего военного образования, существует целый ряд недочетов в

работе ввузов, поэтому в целях их устранения Реввоенсовет предложил несколько конкретных мероприятий. В частности, было решено увеличить пропускную способность военных академий и факультетов10. Данное предложение было поддержано на совещании представителей академий, Политического управления, Штаба Красной Армии, ВСНХ СССР, которое состоялось 16 апреля того же года в Главном управлении РККА11. При этом учитывалось, что увеличение емкости ввузов должно соответствовать потребностям Вооруженных Сил, покрыть недокомплект кадров, обеспечить их накопление для мобразвертывания, а также удовлетворить запросы военной промышленности в высококвалифицированных специальностях.

По-первому направлению (увеличение емкости ввузов) достижение намеченных планов шло двумя путями: во-первых, за счет непосредственного увеличения количества контингента, принимаемого на уже существующие факультеты; во-вторых, за счет создания новых факультетов подготовки старшего и высшего начальствующего состава для всех родов войск.

Значительно возросла пропускная способность курсов усовершенствования старшего командного состава. Например, курсы усовершенствования старшего политсостава при Военно-политической академии решением РВС Союза ССР от 17 марта 1929 г. увеличились с 50 до 100 человек, а курсы при Военно-воздушной академии - со 130 до 150 чел12.

Работа по дальнейшему увеличению количества и повышению качества подготовки начальствующего состава в существующих высших учебных заведениях, как показало исследование, продолжалась и в дальнейшем. Учитывая потребности армии, планомерно увеличивается прием слушателей. Если в 1937 г.

13

было принято 2 359 чел., то уже через год - 5 968 чел. В 1940 г. количество слушателей ввузов по сравнению с 1937 г. увеличилось в три раза14. А в этом же году выпуск слушателей из высших военно-учебных заведений по сравнению со всеми предыдущими годами был самым большим. Вооруженные Силы получили высококвалифицированных офицеров с высшим образованием больше, чем за всю первую пятилетку (1928 - 1934 гг.).

Что касается второго направления, то примерами реализации планов создания дополнительных факультетов может служить образование в 1930 году при Военно-технической академии факультета механизации и моторизации в целях подготовки специалистов для бронетанковых частей и соединений. Это было особенно актуально в условиях широкого развертывания в то время отечественного танко-

строения. Также приказом Реввоенсовета СССР 27 августа 1929 г. на базе военного отделения при Ленинградском электротехническом институте был организован электротехнический факультет Военно-технической академии15. Перед факультетом была поставлена задача - готовить военных инженеров радио и проводной связи, электромехаников для войск и учреждений связи, а также военных представителей в промышленности.

В предвоенные годы заметно возросли емкость и количество высших военно-политических учебных заведений. Это диктовалось возросшей потребностью в кадрах политсостава с высшим образованием, улучшения их технической подготовки. В 1938 г. Военно-политическая академия им. В.И.Ленина была переведена в Москву. Количество обучающихся в ней увеличилось по сравнению с

1937 г. более чем в три раза. В этом же году были осуществлены досрочно два выпуска основных факультетов академии. Командование академии докладывало в Центральный Комитет ВКП(б), что сухопутный факультет окончило 140 чел., военновоздушный - 101, морской - 105 чел.16 С созданием артмотомехфакультета академия стала осуществлять подготовку комиссаров для всех родов войск Вооруженных Сил.

Одним из способов обеспечения армии начальствующим составом на рубеже 20-30-х гг. явилась организация вечернего и заочного высшего военного образования. Так, в целях ускоренной подготовки начсостава с высшим образованием весной 1929г. была образована Вечерняя заочная военная академия. Функционируя при Центральном Доме Красной Армии, она обеспечивалась преподавательскими силами Военной академии им. М.В. Фрунзе. Академия имела два отделения: вечернее и заочное, со штатом, соответственно, 246 и 400 человек переменного со-

17

става .

На основании приказа Реввоенсовета СССР № 68 от 14 марта 1929 г. при Военно-политической академии были созданы также заочные политические курсы с трехгодичным сроком обучения. Ежегодный прием на них составлял 100 человек. Цели и задачи заочного обучения политработников были определены в докладной записке начальника Политического управления РККА А.С. Бубнова на имя Председателя РВС СССР, датированной 15 октября 1928 г. В ней говорилось о том, что громадная тяга широких кругов руководящего состава армии к повышению своего военно-политического уровня не может быть полностью реализована при нынешней пропускной способности ВПАТ. Между тем, отмечалось далее, усложняющиеся задачи военного строительства предъявляют все большие

требования к качеству руководящих армейских кадров, к усилению темпа их подготовки и переподготовки, и одним из средств ускорения темпа переподготовки кадрового руководящего политсостава армии может стать Заочная политическая академия, организованная при военной академии. В 1930 г. эти курсы были преобразованы в заочную Военно-политическую академию при Военнополитической академии им. Толмачева, также с трехгодичным сроком обучения. Число слушателей в ней было 1 050, т.е., ежегодно принимались 350 человек. В феврале 1934 г. заочная Военно-политическая академия по приказу Реввоенсовета СССР реорганизуется в Институт заочной подготовки старшего политического состава, а в марте 1939 г. на базе этого института в Военно-политической ака-

18

демии имени В. И. Ленина был создан факультет заочного обучения .

Вечерние и заочные формы подготовки начсостава функционировали и в других ввузах. Так в марте 1932 г. началась учеба в Вечерней академии при Военнотехнической академии им. Ф.Э. Дзержинского, в которой обучалось более 400 чело-

19

век .

Вечернее и заочное обучение пользовалось авторитетом у командного состава армии. Например, в 1933 г. этой формой обучения было охвачено 2 161 человек начальствующего состава20.

Другой характерной чертой подготовки военачальников состава армии с высшим образованием в этот период явилось создание военно-промышленных отделений (факультетов) при инженерно-технических ввузах в целях удовлетворения нужд оборонной промышленности в военных специалистах. Военнопромышленные отделения начали работать с осени 1929 г. при Военнотехнической, Военно-воздушной и Военно-морской академиях. Согласно приказам Реввоенсовета Союза ССР они готовили военных инженеров для работы в

21

конструкторских бюро, на заводах и учреждениях промышленности . Комплектование отделений осуществлялось за счет рабочих и служащих заводов, технических бюро, лабораторий и управлений ВСНХ на общих основаниях, установленных для приема слушателей. Срок обучения устанавливался в три года восемь месяцев. В Военно-морской академии, комплектование которой производилось ли-

22

цами, окончившими гражданские вузы, срок учебы ограничивался одним годом .

В результате вышеперечисленных мер по изменению емкости и структуры высшей военной школы, принятых зачастую в экстренном порядке на рубеже десятилетий, удалось повысить образовательный уровень высшего командного состава. Итогом проведенных мероприятий явился тот факт, что все командиры

корпусов и дивизий прошли обучение в военных академиях и на курсах усовершенствования23 .

Накануне войны заочное и вечернее обучения получили свое дальнейшее развитие. Этому способствовало постановление Совета Народных Комиссаров Союза СССР от 29 августа 1938 г. о высшем заочном обучении. Советское правительство обязало установить заочное обучение командиров и военных инженеров по номенклатуре специальностей Народного Комиссариата Обороны. Во исполнение решения правительства Народный комиссар обороны 19 ноября и 8 декабря

1938 г. издал приказы об открытии при военных академиях факультетов вечернего

24

и заочного обучения . Такие факультеты были организованы при восьми академиях. Срок обучения устанавливался на шесть месяцев больше, чем на соответствующих дневных факультетах. Штатная численность слушателей заочных и ве-

25

черних факультетов в 1940 - 1941 учебном году составляла более 17 тыс. чел.

Наряду с развитием заочного и вечернего образования по-прежнему широко использовались курсы усовершенствования начальствующего состава при военных академиях. С учетом создания новых высших военно-учебных заведений совершенствовалась их организация и структура, изменялась пропускная способность, уточнялись специальности. Например, только весной 1940 г. на курсах усовершенствования при военных академиях проходило обучение в 1,6 раза больше начальствующего состава, чем в 1937 г.26.

Между тем международная обстановка в конце 30-х г., и как реакция на ее изменение, количественное увеличение Вооруженных Сил страны настоятельно требовало дальнейшего увеличения количества начсостава с высшим образованием. Главная задача состояла в реализации третьего направления совершенствования системы высшего военного образования: быстрейшем развитии сети новых высших военно-учебных заведений - преимущественно на базе соответствующих факультетов существовавших академий.

В соответствии с этим решением в марте 1930 г. Начальник вооружений РККА на основании работы и выводов специальной комиссии по проверке Военно-технической академии докладывал Народному комиссару по военным и морским делам о необходимости преобразования ее в три самостоятельные акаде-

27

мии . За создание отдельной Военно-транспортной академии высказалась также комиссия, проверявшая весной 1931 г. военное отделение при Ленинградском институте путей сообщения. Комиссия пришла к выводу, что отделение по штатному переменному составу в 350 чел. выросло в академию, что в свою очередь

требует усиления устойчивого хозяйственного аппарата и преобразования отде-

28

ления в самостоятельную академию .

В конце 1930 г. по решению Реввоенсовета СССР были созданы комиссии для инспектирования всех военных академий и отделений при гражданских вузах. По итогам работы комиссии РВС СССР 17 января и 3 марта 1931 г. принял постановления29, которые наметили перспективы дальнейшего совершенствования подготов-

30

ки и воспитания начальствующего состава РККА .

Реввоенсовет в соответствии с решениями Комиссии Обороны издал приказы о формировании новых академий, и осенью 1931 г. они приступили к подготовке специалистов для технических частей и соединений. Контингент переменного

31

состава новых академий по численности устанавливался 11 380 человек . Новые военные учебные заведения были созданы на учебной и жилой базе Инженерностроительного училища, второго филиала Московского химико-

32

технологического института и Московского автотракторного института .

В годы второй пятилетки (1933 - 1937 гг.) в целях подготовки специалистов для нужд кавалерийских частей на базе военно-ветеринарного факультета при Московском зооветинституте в сентябре 1935 г. был развернут Военноветеринарный институт. Приказом НКО СССР № 201 от 9 ноября 1938 г. этот ввуз

33

был преобразован в Военно-ветеринарную академию РККА .

В рамках данных тенденций Постановлением Совнаркома СССР от 5 ноября 1939 г. военно-юридический факультет при Всесоюзной правовой академии был преобразован в самостоятельную Военно-юридическую академию Красной Армии.

Рост военно-учебных заведений, потребности их в педагогических кадрах по общественным наукам обусловили необходимость создания специального учебного заведения. Таким стал Военно-педагогический институт Красной Армии, образованный согласно приказу НКО СССР от 26 июля 1940 г. на базе военнопедагогического факультета Военно-политической академии им. В.И. Ленина в г.Калинине. Структурно он состоял из трех факультетов: историко-партийного, истории международных отношений и экономического. Штатная численность переменного состава насчитывала 600 слушателей34. В предвоенное время возросла емкость и в три раза увеличилось количество высших военно-политических учебных заведений.

Получила дальнейшее развитие сеть высших военно-учебных заведений, готовивших старших начальников и командиров для отдельных родов войск. Так, в связи с быстрым развитием Военно-Воздушных Сил и ростом потребности для них

старшего летного и инженерно-технического состава в марте 1940 г. Комитет Обороны при СНК СССР принял решение о разделении Военно-Воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского. На базе ее командного, оперативного, штурманского факультетов и курсов усовершенствования начальствующего состава была создана

35

Военная академия командного и штурманского состава ВВС РККА . Емкость академии определялась в 2 200 слушателей, срок обучения был от одного до четырех дет в зависимости от специализации и форм обучения.

А 25 февраля 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР специальным постановлением «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» утвердили план дальнейшего развития авиации, включая и развитие военно-учебных заведений ВВС. В этой связи в марте 1941 г. создается Ленинградская Военно-воздушная академия36, предназначенная для подготовки авиационных инженеров, развития военнотеоретической мысли в области конструирования и производства новых аппаратов.

Техническое оснащение и рост численности Военно-морского Флота потребовали также расширения фронта подготовки высококвалифицированных кадров. Существовавшая Военно-морская академия уже не могла полностью удовлетворить эти потребности. Возникла объективная необходимость создания новых высших военно-морских учебных заведений. В мае 1939 г., июне 1940 г. Совет Народных Комиссаров СССР преобразовал семь командных инженерных училищ флота в высшие военно-учебные заведения. В них были образованы кафедры и ученые советы, устанавливались единые стабильные сроки обучения: в командных - 4 года, в инженерных - 5 лет.

Важное значение в деле укрепления военных кадров имело решение Совета Народных Комиссаров от 22 ноября 1938 г. По ходатайству Всесоюзного Комитета по делам высшей школы, который отмечал, что «Военные академии РККА и РККФ по своему значению, укомплектованности профессорско-преподавательскими кадрами, развитию лабораторной базы и обучаемому кон-

37

тингенту являются передовыми высшими учебными заведениями Союза...» . СНК СССР принял постановление об отнесении военных академий армии и фло-

38

та «к высшим учебным заведениям первой категории» . Данное решение открыло новую страницу в организационном укреплении военных академий не только накануне войны, но и в последующее время. Они стали центрами развития научных исследований, обучения и воспитания военных кадров начальствующего состава.

В это же время осуществляются мероприятия четвертого направления совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров начсостава -использование гражданских вузов путем создания при них военных факультетов. Факультеты были созданы при академии связи имени Н.В. Подбельского, Государственном центральном институте физической культуры, Правовой академии, Московской государственной консерватории, Московском метеорологическом инсти-

39

туте. На 1 октября 1937 г. в них обучались уже 751 человек .

Получили дальнейшее развитие и курсы усовершенствования командного, политического и инженерного состава, функционировавшие в большинстве высших военно-учебных заведений. К концу второй пятилетки штат этих курсов насчитывал более 1,5 тыс. человек40.

Особенно активное привлечение гражданских ВУЗов в подготовке кадров для армии и флота происходит в предвоенные годы. По сравнению с годами второй пятилетки в предвоенный период количество военных факультетов при гражданских вузах увеличивается в два раза. Расширяется география данной подготовки. В дополнение к существующим создаются новые военные факультеты при Московском институте инженеров связи, 2-м Московском, 1-м Харьковском, Саратовском медицинских институтах, Московском педагогическом институте иностранных языков, Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Пле-

41

ханова .

Таким образом, система подготовки начсостава армии и флота за годы первых пятилеток получила дальнейшее развитие и совершенствование. В итоге проведенных организационных мероприятий в 1937 г. сеть высших военноучебных заведений представляла собой 13 академий, 1 институт, 5 факультетов при гражданских вузах42. Характерным является то, что количество академий увеличилось более чем в два раза (с 6 в конце 20-х гг.). Данное увеличение произошло главным образом за счет создания новых академий в целях обеспечения подготовки кадров для технических частей, соединений и родов войск. Если в 1929 г. только 30 % слушателей академий и военных факультетов при гражданских вузах готовились для инженерно-технических специальностей, то в 1934 г. удельный вес таких слушателей повысился до 70 %43. В этом прослеживается главная тенденция развития сети высших военно-учебных заведений в 1929 - 1937 гг. Высшие учебные заведения в это время решали следующие задачи: обеспечивали потребности Вооруженных Сил в кадрах начальствующего состава, развитие военной науки, военного искусства. Начальствующий состав значительно вырос не

только в области военного образования, но и в области общей культуры. К концу второй пятилетки (1937 г.) более 65 % командиров полков, дивизий и корпусов окончили различные военные академии44. Всего же в армян служило более 14 000 командиров, имеющих высшее военное образование45.

Итак, если система подготовки начсостава получила свое основное развитие в 1929 - 1937 гг., то в предвоенный период она окончательно сформировалась. Перед Великой Отечественной войной количество ввузов увеличилось. Командные, инженерные, политические кадры готовили 36 высших военноучебных заведений. В том числе 18 военных академий, 1 военный институт, 7 высших военно-морских училища и 10 военных факультетов при гражданских вузах46. Свидетельством развития сети высших военно-учебных заведений могут служить данные о количестве переменного состава в них на различных этапах их военного строительства. Так общая численность переменного состава была в 1929 г. - 1 877 чел.47, в 1932 г. - 5 745 чел., в 1938 г. - 22 400 чел.48, а в 1941г. - 37 100 слушателей49.

Таким образом, в исследуемый период, государственные органы Союза ССР, учитывая сложную международную обстановку, непростые социальноэкономические условия развития страны, разработали и реализовали основные мероприятия совершенствования содержания и структуры обучения, воспитания и становления кадров начальствующего состава.

В результате организационного совершенствования высшей военной школы в 1929 - 1941 гг. в Советских Вооруженных Силах была создана стабильная система подготовки военачальников, учитывающая потребность в военных кадрах старшего звена всех родов войск и перспективы их развития. Эта система включала в себя академии, институты, высшие училища и факультеты при гражданских вузах. Твердо установившаяся структура высшей военной школы, постоянный поиск форм и методов ее совершенствования в значительной степени способствовали успешному выполнению задач в области подготовки военных кадров с высшим образованием.

Анализ мер, осуществляемых государственными органами, по обеспечению Вооруженных Сил высококвалифицированными кадрами руководящего состава показали, что основными направлениями реализации этой важной задачи явились организационное совершенствование высшей военной школы, повышение качества обучения в ней, развитие системы комплектования ввузов переменным и постоянным со-

ставом, а также повышение профессиональной подготовки в ходе подготовки и проведения маневров и учений в частях, соединениях и объединениях.

Решение этой важнейшей задачи привело к общему росту количества начальствующего состава, приблизило его штатную численность к изменяющимся потребностям в профессионально обученных кадрах.

Опыт двенадцатилетнего периода военного строительства свидетельствует о том, что выработанные Советским правительством пути и формы реализации мероприятий, направленных на количественный и качественный рост начсостава армии, были оправданными в конкретно исторической обстановке. Благодаря реализации этих мер, удалось преодолеть многочисленные трудности и обеспечить Вооруженные Силы необходимым количеством старшего командного состава.

1 РГВА, ф. 9, оп. 17, д. 246, л. 43, 51, 52; ф. 24696, оп. 1, д. 63, л. 1, 2.

2 РГВА, ф. 62, оп. 2, д. 154, л. 166.

3 См.: 50 лет Вооруженных Сил СССР. М., Воениздат, 1968. С. 198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 РГВА, ф. 54, оп. 1, д. 619, л. 177.

5 КПСС в резолюциях и решениях ... . М.: Политиздат. Т. 4. 1983. С. 282.

6 РГВА, ф. 39352, оп. 1, д. 37, л. 16.

КПСС в резолюциях и решениях ... . М.: Политиздат, Т. 4. 1983. С. 522.

8 РГВА, ф. 62, оп. 2, д. 218, л. 1 - 95.

9 РГВА, д. 154, л. 255 - 259.

10 РГВА, ф. 62, оп. 2, д. 154, л. 257.

11 РГВА, ф. 54, оп. 1, д. 610, л. 163.

12 РГВА, ф. 54, оп. 1, д. 619, л. 96.

13 РГВА, ф. 37790, оп. 1, д. 112, л. 160.

14 РГВА, ф. 4, оп. 14, д. 2698, л. 72.

15 РГВА, ф. 34912, оп. 4, д.99, л. 1.

16 ГАРФ, ф. 8080, оп. 1, д. 1918, л. 47 - 55, 79.

17 РГВА, ф. 62, оп. 1, д. 91, л. 338.

18 Там же, л. 339.

19 РГВА, оп. 3, д. 91, л. 29 - 36, 148. В связи с преобразованием Военно-технической академии приказом РВС СССР 3 ноября 1932 г. Вечерняя Военно-техническая академия расформировывается, а ее факультеты зачисляются в штаты новых академий.

20 РГВА, ф. 33, оп. 27789, д. 1, л. 167.

21 РГВА, ф. 62, оп. 2, д. 194, л. 5-7.

22 Военно-промышленные отделения функционировали до конца второй пятилетки (1937г.) и подготовили значительное количество специалистов для работы на промышленных предприятиях страны. С построением социализма в СССР и в связи с достижениями гражданской высшей школы необходимость в содержании их при военных академиях отпала.

23 РГВА, ф. 33, оп. 27789, д. 1, л. 167.

24 РГВА, ф. 62, оп. 2, д. 194, л. 5-7.

25

См.: Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 991 от 29 августа 1938 г. «О высшем заочном обучении». - В кн.: Директивы и указания по организации учебного процесса и методического процесса в военных академиях. Харьков: ред. - изд. отделение Военнохозяйственной академии РККА, 1940. С. 201.

26 РГВА, ф. 4, оп. 14, д. 2698, л. 72.

27 РГВА, ф. 62, оп. 2, д. 194, л. 120.

28 РГВА, ф. 62, оп. 4, д. 12, л. 48 - 50.

29 РГВА, ф. 62, оп. 3, д. 142, л. 1 - 3.

30 РГВА, ф. 62, оп. 3, д. 138, л. 689 - 697.

31 РГВА, ф. 62, оп. 4, д. 20, л. 26, 83 - 85, 108.

32 РГВА, ф. 62, оп. 4, д. 20, л. 84 - 85.

33 РГВА, ф. 34912, оп. 4, д. 90, л. 1.

34 РГВА, ф. 24711, оп. 1, д. 2, л. 255.

35 РГВА, ф. 62, оп. 3, д. 423, л. 28. Ныне Военно-Воздушная академия им. Ю.А. Гагарина.

36 В 1955 г. академии было присвоено имя А.Ф. Можайского.

37 ГАРФ, ф. 8080, оп. 1, д. 1888, л. 47.

38 ГАРФ, ф. 8080, оп. 1, д. 1888, л. 45.

39 РГВА, ф. 37790, оп. 1, д. 116, л. 5 - 6.

40 РГВА, ф. 4, оп. 14, д. 2698, л. 72.

41 РГВА, ф. 4, оп. 14, д. 2698, л. 86.

42

См.: КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил. М., Воениздат, 1967. С. 197 - 198.

43 См.: Конюховский В.Н. Борьба Коммунистической партии за укрепление Красной Армии в годы мирного социалистического строительства (1921 - 1941) гг. М.: ВИА им. К.В. Куйбышева, 1959. Ч. 2. С. 188, 189.

44 РГВА, ф. 39352, оп. 1, д. 37, л. 20.

45 РГВА, ф. 39352, оп. 1, д. 37, л. 22.

46 РГВА, ф. 4, оп. 14, д. 2004, л. 86.

47 РГВА, ф. 4, оп. 1, д. 814, л. 905.

48 РГВА, ф. 37790, оп. 1, д. 112, л. 160.

49 50 лет Вооруженных Сил. М.: Воениздат, 1968. С. 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.