УДК 378.048.2
Фадеев Виталий Юрьевич
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и
социальных дисциплин Военного учебного научного центра
Военно-морского флота «Военно-морская академия» (г.Калининград)
Грибаньков Олег Анатольевич
адъюнкт филиала Военного учебного
научного центра Военно-морского флота
«Военно-морская академия» (г.Калининград)
Vitaly Yu. Fadeev
doctor of Pedagogicy, professor, professor of department of humanities and social
sciences of Kaliningrad Branch of the Naval Military Educational Scientific Center
of Military Navy Academy
Oleg А. Griban'kov
postgraduate of Kaliningrad Branch
of the Naval Military Educational Scientific
Center of Military Navy Academy
ПОДГОТОВКА ВОЕННО-МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
THE TRAINING ОF NAVAL SPECIALISTS AS A REFLECTION OF
MODERN REQUIREMENTS FOR THE LEVEL OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING
Аннотация. В статье рассматриваются основные компоненты понятия «профессиональной компетентности», показаны обобщенные подходы к определению содержания, функций, структуры профессиональной компетентности современного специалиста флота.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, подготовка военно-морских специалистов, высшее профессиональное образование, компетентностный подход
Annotation. This article refers to the main components of the concept of "professional competence", shows generalized approaches to the determination of the content, functions, structure of professional competence of modern naval specialist.
Keywords: common cultural competencies, professional competencies, modern naval specialist training, higher professional education, competence approach
Компетентностный подход к организации профессиональной подготовки кадров ВМФ, нашедший свое отражение в соответствующих Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) «второго» и «третьего поколения» (табл 1).
В соответствии с этим, сравнительный анализ показал, что ФГОС ВПО является тем фактором, который способен привести к коренным изменениям профессиональной направленности ведомственного образования, которая включает в себя:
- государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников, которые являются дополнением к соответствующим государственным образовательным стандартам.
- учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик и стажировок.
Таблица 1 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (ФГОС) «ВТОРОГО» И «ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
ФГОС ВПО 2-го поколения ФГОС ВПО 3-го поколения
Модель выпускника -квалификационная Модель выпускника -компетентностная
Деление каждого цикла на федеральный и национально-региональный компоненты Деление каждого цикла на базовую и вариативную части
Трудоемкость в часах Трудоемкость в зачетных единицах
Содержание в виде дидактических единиц Содержание в виде требований к ЗУНам
Свобода вузов -30% Свобода вузов -50%
Как видно из таблицы 1, отличительными чертами ФГОС ВПО 3-го поколения являются:
- в целом структура стандарта и его назначение;
- замена квалификационной модели компетентностной;
-замена базовых дидактических единиц результатами изучения дисциплины, что дает больше свободы вузам при формировании содержания дисциплин, обеспечивающих достижение цели;
- замена часов зачетными единицами;
- большая свобода вузов;
- усиление роли работодателей.
Использование данного подхода к организации профессиональной подготовки военно-морских специалистов является отражением современных требований к уровню их профессиональной подготовки.
С изменением государственных стандартов образования изменились и требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов, а также были разработаны новые квалификационные требования, учебные планы и программы.
Цели современного образовательного процесса, являющиеся педагогической проблемой, в научной литературе рассматриваются как: цели процесса обучения в вузе [1]; цели подготовки курсантов к техническому творчеству; цели профессионального обучения [2] .
Исходя из этого, формулируются конкретные задачи как для военных институтов - подготовка и переподготовка для Вооруженных сил офицеров -квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации, так и для оперативной и боевой подготовки, решение задач которых в настоящее время осуществляется путем постоянного и целенаправленного проведения различных учебных мероприятий. Формы учебного процесса в военно-морском институте, методы их организации и проведения, периодичность, интенсивность и целенаправленность могут быть самыми разнообразными.
В результате обучения выпускник должен обладать: общекультурными компетенциями, профессиональными компетенциями, которые в свою очередь делятся на:
- общепрофессиональные компетенции,
- компетенции в эксплуатационной деятельности,
- компетенции в организационно-управленческой деятельности,
- компетенции в производственно-технологической деятельности,
- компетенции в проектно-конструкторской деятельности,
- компетенции в научно-исследовательской деятельности.
В отечественной и зарубежной образовательной практике накопился достаточно обширный опыт использования компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, базирующийся на разработанных психолого-педагогических теориях и социально-педагогических исследованиях. В разной степени тема исследования затронута в работах военных педагогов и психологов, ведущих ученых ВМФ: (В.И. Бегуна, А.В. Бугаева, Р.Ю. Волковыского, В.И. Муши, В.Н. Наумова, А.Н. Печникова, А.И. Худякова, В.Ю. Фадеева и др); в условиях воинской службы (А.В. Барабанщикова, А.С. Дружилова, М.И Дьяченко, В.И. Ковалёва, П.А. Корчемного, В.И. Муши, В.И. Седина, В.Н. Селезнёва, Ю.К. Стрелкова, АВ.В. Сысоева, М.С. Полянского, др.); компетентный подход (В.В. Загвоздкина, В.А. Сластенина, Д.А. Иванова и др.); структуры личности (Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова и др.); теории деятельности (Л.И. Бима, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьева и др.); вопросы психологии мотивации человеческой деятельности (В.Г. Асеева, М.И. Бажович, Ж. Годфруа, К. Левина, А.Н.
Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.П. Манукяна, А. Маслоу, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлова, Ю.В. Шарова, П.М. Якобсона и др.).
Таким образом, анализ приведенных и других исследований по данной проблематике позволяет выделить несколько обобщенных подходов к определению содержания, функций и структуры профессиональной компетентности современного специалиста флота.
В рамках первого направления (Е.В. Бондаревская [3], А.И. Пискунов[4], М.В. Розов и др.) устанавливается связь профессиональной компетентности с феноменом культуры, когда компетентность является результатом развития личности, ее образования и воспитания. В связи с этим усвоение культуры является развитием самого человека и становлением его как творческой личности.
Второе направление, нашедшее свое отражение в работах Н.В. Кузьминой [5], А.К. Марковой [6], Е.М. Павлютенкова, О.М. Шиян и др., рассматривает профессиональную компетентность с точки зрения деятельностного подхода. В рамках данного подхода профессиональная компетентность представляет собой совокупность различных сторон профессиональной деятельности специалиста.
Представители третьего направления (Е.В. Арцишевская [7], И.А. Зимняя [8-9], М.К. Кабардов [7], Б. Рей и др.) рассматривают профессиональную компетентность с психологической точки зрения - как характеристику личности специалиста, добавляют результативный компонент в ее содержание и считают ее формой активности личности.
Четвертое направление - исследование проблемы профессиональной компетентности - связано с толкованием профессиональной компетентности как уровня образованности специалиста, опыта и индивидуальных способностей человека, его стремления к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, творческому отношению к работе. Профессиональная компетентность представляет собой уровень, качественный и результативный показатель сформированности профессиональных знаний, навыков владения предметом и умение их реализации в деятельности.
Рассмотрение профессиональной компетентности с точки зрения системного подхода осуществляется в рамках пятого направления. Ряд исследователей (Н.И. Запрудский [10], О.Е. Ломакина [10] и др.) определяют профессиональную компетентность как систему, которая включает в себя аспекты философского, психологического, социологического, культурологического, личностного плана. Они считают, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только базовыми знаниями и умениями, но и его ценностными ориентациями, мотивами деятельности, стилем взаимоотношений, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала. Отсутствие хотя бы одного из компонентов разрушает всю систему и уменьшает эффективность деятельности специалиста флота.
Обобщая данные научных исследований, вычленим основные компоненты понятия "профессиональная компетентность", которая складывается из трех составляющих как показано на рисунке1.
с \
Составляющие профессиональной компетентности
V специалиста флота )
щ щ щ
Профессионально важные свойства и качества Готовность к определённому Знания, умения и навыки
виду профессиональной
деятельности
личности
Рис. 1. Составляющие профессиональной компетентности специалиста
флота
Таким образом, можно констатировать, что суть новой образовательной парадигмы состоит в необходимости принятия в качестве одной из важнейших целей обучения формирование профессиональной компетентности специалистов флота в специфической (согласно воинской специальности) среде профессиональной деятельности. Необходимым условием этого является обеспечение неразрывности среды подготовки и среды профессиональной деятельности военно-морских специалистов, что требует дальнейшей интенсификации процесса подготовки с использованием научно и экспериментально обоснованных методик, коррекции содержания учебных программ, отвечающих современным требованиям и имеющих четко выраженную военно-прикладную направленность, определяемую совокупностью функциональных обязанностей по исполняемой должности и технических характеристик средств реализации соответствующей деятельности.
Литература
1. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения// Информатика и образование, 1998. - №2, - С.5-13.
2. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования // Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной структуре общества /Отв. ред. И.А. Мызин. - М.:Наука, 1996. - С. 27-38.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования: монография./Е.В.Бондаревская. - Ростов н/Д., 2000. - C. 236.
4. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для
педагогических учебных заведений./ А.И. Пискунов. - 2-е изд., испр. и дополн.
- ТЦ «Сфера», 2001. - C. 512.
5. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.
B. Кузьмина, А. Л. Реан. - СПб., Рыбинск: Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи, 1993. - C. 54.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма // Маркова А.К. - М.: МГФ «Знание», 1996. - C. 308.
7. Е.В. Арцишевская, Кабардов, М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей // Вопросы психологии, 1996. - № 1. - С. 3449.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня, 2003. № 5. - С. 34-42.
9. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Кн. 2. //Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 10-19.
10. Н.И. Запрудский Технология педагогических мастерских. Мн: АПО; Мозырь: Белый ветер, 2002. - C. 110.
11. Ломакина О.Е. Профессиональная компетентность учителя: теория и практика: учебно-метод. пособие. - Волгоград: Перемена, 2000. -
C. 152.
Literature
1 . Sholokhovich V. F. Information technologies of training//Informatics and education, 1998. - No. 2, - Page 5-13.
2 . Vagramenko Ya.A. About the directions of informatization of Russian education//Information technologies in education: From computer literacy - to information structure of society / Otv. edition I.A. Myzin. - M.:Наука, 1996. -Page 27-38.
3 . Bondarevskaya E.V. The theory and practice of personally focused education: monografiya./E. V.Bondarevsky. - Rostov N/@, 2000. - Р. 236.
4 . Piskunov A.I. Istoriya of pedagogics and educations. From education origin in primitive society until the end of the XX century: the manual for pedagogical educational zavedeniy./A.I. Piskunov. - 2nd prod. испр. and дополн.
- Shopping Center Sfera, 2001. - Р. 512 .
5 . Kuzmin N. V. Professionalizm of pedagogical activity/N V. Kuzmina, A. L. Rean. - SPb. Rybinsk: Research center of development of creativity of youth, 1993. - Р. 54 .
6 . Markova A.K. Psikhologiya of professionalism//Markova A.K. - M.: MGF ""Knowledge", 1996. - Р. 308 .
7 . E.V. Artsishevskaya, Kabardov, M. K. types of language and communicative abilities//psychology Questions, 1996. - No. 1. - P. 34-49.
8 . Winter I.A. key competences - a new paradigm of result of education//the Higher education today, 2003. No. 5. - P. 34-42.
9 . Winter I.A. social and professional competence as complete result of professional education (idealized model)//Problems of quality of education. Competence-based approach in professional education and design of educational standards. Book 2. // Materials XV of the All-Russian scientific and methodical conference "Actual Problems of Quality of Education and Way of Their Decision in a Context of the European and World Tendencies". - M, Ufa: Research center ofproblems of quality of training of specialists, 2005. - P. 10-19.
10 . N. I. Zaprudsky Tekhnologiya of pedagogical workshops. Mh: APO; Mo3bipb: White wind, 2002. - P. 110 .
11 . Lomakina O. E. Professional competence of the teacher: theory and practice: educational method. grant. - Volgograd: Change, 2000. - P. 152 .