ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ
ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ О.Г. Туровец, д-р экон. наук, профессор
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
В статье дается характеристика требований, предъявляемых к подготовке управленческих кадров для производства; высказываются соображения о приоритетных направлениях и специальностях подготовки управленцев в современных условиях
В рамках проводимой государством масштабной работы по максимальному обеспечению потребностей посткризисной экономики новыми кадрами весьма актуальной становится задача подготовки специалистов нового типа для сферы управления и организации производства на предприятиях промышленности и других отраслей экономической деятельности. Стратегический курс государства на инновационное развитие страны несмотря на негативное влияние финансово-экономического кризиса остается неизменным. Предстоящая в посткризисный период модернизация различных отраслей экономики, замена неэффективных технологий на более современные, широкое применение информационных технологий управления производством требуют осмысливания содержания подготовки специалистов и разработки новых подходов к решению задач подготовки и переподготовки кадров для сферы управления производством.
В современных условиях управленцы-производственники должны иметь системное представление, знания и опыт в области технологии, организации и управления производством в определенной отрасли экономики, иметь подготовку в области инженерной экономики и организации инновационной деятельности, уметь принимать экономически обоснованные решения
производственного характера и организовывать работу коллектива в условиях жесткой конкуренции на рынках товаров и услуг. Специалист должен обладать компетенциями в области проектирования производственных систем, подготовки и обеспечения производства, организации эксплуатации
производственных систем.
К сожалению, в стране складывается ситуация, характеризующаяся тем, что подготовка будущих управленцев и переподготовка руководителей и специалистов не сориентирована на интересы производства. За годы реформ в стране прекращена подготовка инженеров-организаторов производства и инженеров-экономистов, т.е. специалистов, при подготовке которых сочетались инженерная, экономическая и управленческая подготовка, что позволяло выпускникам квалифицированно решать задачи управления производством. В области дополнительного образования были ликвидированы
факультеты переподготовки специалистов в области организации производства. В то же время резко увеличилась подготовка специалистов широкого профиля в сфере экономики и управления. В каждом регионе созданы десятки частных вузов и филиалов центральных вузов, которые на платной основе готовят, в огромных количествах, специалистов для сферы экономики, финансов, общего менеджмента, которые, как правило, не имеют знаний в области техники, технологии, организации и управления производством, не имеют представления о формах и методах решения задач инновационного развития и не стремятся работать на производстве. Переподготовка специалистов по управлению, в значительной мере ведется в разного рода бизнес - школах, которые также сориентированы на обучение слушателей общему менеджменту, финансам, маркетингу.
В Российской Федерации ускоренными темпами формируется перепроизводство экономистов и управленцев широкого профиля при возрастающем дефиците управленческих кадров современного уровня для производства.
Положение усугубляется тем, что
преподавательский состав вузов, готовящих управленцев, также формируется из числа выпускников вузов, не имеющих представления о производстве. Кадры преподавателей, имеющих инженерно-экономическую подготовку и
производственный опыт, по естественным причинам выбывают. Подготовка преподавательских кадров для обучения будущих управленцев-производственников не ведется, если не считать весьма ограниченный выпуск аспирантов по специальности 05.02.22 «Организации производства».
В этих условиях отдельные вузы пытаются решать задачи подготовки специалистов -управленцев для производства. В рамках специальности «Экономика и управления на предприятиях» ведется подготовка экономистов-менеджеров по специализации «Организация производства», в МВТУ - подготовка инженеров-менеджеров по специальности «Менеджмент высоких технологий», ведется подготовка бакалавров менеджмента по дополнительному стандарту «Производственный менеджмент», подготовка магистров менеджмента по профессиональной
образовательной программе «Организация производственных систем».
Однако, деятельность вузов, работающих в направлении использования имеющихся
возможностей подготовки управленческих кадров для производства не находит должной поддержки в органах управления высшей школой. В условиях образовавшегося в стране перепроизводства экономистов и управленцев за счет выпуска специалистов широкого профиля. Министерство образования и науки Российской Федерации взяло курс на сокращение бюджетного приема на все специальности направления «Экономика и управление». При этом, прием на 1 курс для обучения по специальности «Экономика управления на предприятиях», подготовку по которой ведут в основном технические вузы, имеющие необходимый потенциал для подготовки специалистов с надлежащими инженерными и экономическими знаниями, сокращается такими же темпами, как и прием по специальностям широкого профиля.
В ответ на обращение Президиума Академии науки и практики организации производства к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву о необходимости сохранить подготовку управленцев для производства Министерство образования и науки сообщило, что сокращение подготовки кадров на этой специальности будет продолжено, так как имеет место перепроизводство экономистов и управленцев. Таким образом, еще раз подтверждается вывод о том, что Министерство образования и науки до последнего времени не видит или не понимает тех отличий, реализация которых позволит осуществить подготовку управленцев для производственной деятельности.
Разумеется, в новых условиях подготовка специалистов в области управления и организации производством должна быть существенным образом перестроена. При этом, должен быть учтен имеющийся в стране опыт подготовки инженеров-экономистов, инженеров-менеджеров, магистров. Необходимо четко представить себе, какими компетенциями должны обладать те выпускники вузов, которые придут на предприятие для работы в сфере управления и организации производства.
Прежде всего, следует четко определить, что по уровню подготовки и по квалификации такой специалист не может быть только экономистом, или управленцем, или инженером. Ни одна из этих квалификаций не может обеспечить будущего специалиста всеми знаниями, необходимыми для организации управления производством. Он должен владеть инженерными, экономическими и
управленческими знаниями.
В своем недавнем интервью газете «Известия» заместитель министра образования и науки Российской Федерации Владимир Владимирович Миклушевский в ответ на просьбу корреспондента
газеты назвать отрасли, которые будут испытывать кадровый голод на выходе из кризиса, ответил: «... серьезным потенциалом к росту обладают такие сферы, как информационные технологии, сервис, операционный менеджмент, производственный и технологический инжиниринг. Именно на них следует ориентироваться тем, кто желает быть
профессионально востребованным» [1].
Но ведь операционный менеджмент и производственный инжиниринг как раз и являются сферами деятельности специалистов по управлению производством и организации производственных систем, специалистов, которых практически высшая школа не готовит или готовит в совершенно незначительных для страны масштабах.
Итак, что представляет из себя специалист, способный решать задачи операционного
менеджмента и производственного инжиниринга?
Прежде всего, попробуем сформулировать сущность и содержание этих видов деятельности.
В зарубежной литературе и практической деятельности в последние года достаточно часто встречается представление об операционном менеджменте, как самостоятельном виде
деятельности людей в процессе производства. Имеется определение операционного менеджмента, данное американским ученым Ричардом Чейзом и его коллегами: «Операционный менеджмент (Operations management) - это деятельность, связанная с разработкой, использованием и усовершенствованием производственных систем, на основе которых производится основная продукция или услуги компании» [2, с.18]. В отечественной науке и
практике процессы проектирования, построения, обеспечения функционирования и совершенствования производственных систем изучает наука и реализует практика организации производства [3, с.32]. Ряд отечественных ученых комплекс проблем по проектированию и управлению производством относят к такой отрасли знаний, как производственный менеджмент. Совершенно ясно, что объектом воздействия во всех этих
представлениях является производственная система и этапы её проектирования и обеспечения
функционирования. Поэтому обоснованным является вывод, сделанный авторами учебного пособия
«Управление производством и операциями»:
«Термины «Управление операциями»,
«Операционный менеджмент», «Управление
производством», «Производственный менеджмент» равнозначны и взаимозаменимы» [4, с.6].
Инжиниринг (engineering) - инженерно -консультационные услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов. Вся совокупность инжиниринговых услуг делится на две группы: а) услуги, связанные с
подготовкой производственного продукта; б) услуги по обеспечению нормального хода производственного процесса [5, с. 178]. Именно инженерно-
консультационные услуги по подготовке и обеспечению нормального хода производственного процесса являются объектом производственного инжиниринга.
Анализ содержания деятельности по операционному менеджменту и производственному инжинирингу позволяет определить характер компетенций специалистов для реализации этих видов деятельности и особенности их подготовки.
Специалисты должны обладать компетенциями в следующих сферах своей профессиональной деятельности:
• Иметь знания и навыки проведения исследований и диагностики работы производственных систем.
• Владеть методами организационного проектирования и комплексного проектирования производственных систем.
• Знать основы технологии отраслевого производства, иметь знания и навыки, необходимые для обеспечения эффективного применения техники и технологии, владеть методами решения научнотехнических проблем, возникающих в процессе управления производством.
• Владеть знаниями и навыками организации производственных процессов, организации труда работающих, планирования производства, обеспечения надлежащего качества выпускаемой продукции.
• Иметь теоретические знания, умения и
навыки совершенствования производственных процессов в направлении использования производственных мощностей, управления запасами, повышения производительности труда и эффективности производства.
• Иметь знания и умения рационального
управления производством и трудовыми коллективами, решения задач социального развития предприятий и его подразделений.
• Иметь знания и навыки организации инновационной деятельности на предприятии.
• Обладать знаниями, навыками и
умениями в области использования информационных ресурсов и информационных технологий в процессе управления производством.
Уже этот сжатый перечень компетенций специалиста подтверждает высказанное выше
положение о том, что такой специалист должен быть подготовлен на стыке профессий инженера, управленца, экономиста. По-видимому, будет
целесообразным для подготовки таких специалистов в полной мере использовать возможности уровневой подготовки кадров.
Для подготовки работников производства
нижнего уровня иерархии системы управления производством - мастеров, начальников смен и участков, работников служб и отделов подготовки производства, производственного отдела, планового отдела может быть организована подготовка
бакалавров по направлению или профилю
«Производственный менеджмент».
Для выполнения функций руководителей
производственных подразделений предприятий, руководителей управленческих служб на крупных предприятиях, работников аналитических
подразделений предприятий и инновационных структур возможно сохранение подготовки
специалистов с присвоением им квалификации «инженер-менеджер».
Наконец, для работы в инжиниринговых
организациях, проектных и исследовательских институтах, консалтинговых фирмах и для работы в руководящем звене системы управления крупных корпораций, сетевых структур, предприятий оборонных отраслей целесообразно вести подготовку магистров по таким направлениям, как «Организация производственных систем» и «Производственный менеджмент».
В системе дополнительного образования и опережающего обучения работников предприятий в рамках антикризисной программы Правительства целесообразно введение направлений подготовки «Производственный менеджмент» и
«Производственный инжиниринг».
Литература
1. Миклушевский В. В. Во всех своих программах мы ориентируемся на будущее / В.В. Миклушевский // Известия, 2009. №76.
2. Чейз Г. Производственный и операционный менеджмент / Г. Чейз, Н. Эквилайн, Р. Якобс. 8-ое изд.: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вимлис», 2007. 704 с.
3. Организация производства: учеб. для вузов / О.Г. Туровец, В.Н. Попов, В.Б. Родинов и др.; под ред. О.Г. Туровца. М.: «Экономика и финансы», 2000. 452 с.
4. Минаев Э.С. Управление производством и операциями / Э. С. Минаев, Н. Г. Агива, О. А. Аббито. М.: «ИНФРА - М», 1999. 328 с.
® 8 (4372) 43-76-67
Ключевые слова: управленческие кадры,
операционный менеджмент, производственный инжиниринг