ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ
О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ О.Г. Туровец, В.Н. Родионова
В настоящее время многие предприятия ощущают дефицит специалистов, способных осуществлять эффективное управление производственной деятельностью. Поэтому подготовка инженерных кадров и специалистов, способных решать задачи организации и управления современным производством приобретает особое значение. В статье предлагается новая модель специалиста для производства с комплексной инженерной и экономико-управленческой подготовкой. Объектами профессиональной деятельности такого специалиста являются: производственная система предприятия, методы проектирования, апробации и научного исследования производственных систем и протекающих в них процессов, методы и средства проектирования и реализации систем организации и оплаты труда работающих, организация и управление инновационной деятельностью на предприятии, социальные аспекты организации производства и труда на предприятии. Подготовка специалистов, по мнению авторов, должна осуществляться по специальности «Управление производством» с присвоением выпускникам этой специальности квалификации «инженер-менеджер» с пятилетним сроком обучения
Ключевые слова: подготовка кадров, инженер-менеджер, управление производством
Одной из центральных проблем современной высшей школы является определение содержания подготовки кадров для целей создания высококонкурентной инновационной экономики [7, 2]. Четко сформировавшаяся в современных условиях задача предстоящей реиндустриализации страны на базе перехода к новому технологическому укладу диктует необходимость поливариативных подходов к подготовке специалистов будущего.
Особое значение, в связи с этим, приобретает подготовка как инженерных кадров, так и специалистов, способных решать задачи организации и управления современным производством. Эти задачи вряд ли смогут решать подготавливаемые в массовых количествах будущие инженеры, не имеющие должной экономической и управленческой подготовки или экономисты и управленцы, не имеющие никакого представления о производстве.
По нашим представлениям такие задачи сможет решать специалист широкого профиля, обладающий глубокими знаниями в экономике и управлении производством и органически сочетающий их с общеинженерными и специальными инженерными знаниями в области техники, технологии и организации производства определенной сферы экономической деятельности. Это должен быть системно подготовленный специалист, которого отличает от «чистых» экономистов и
управленцев ориентация профессиональной подготовки на обладание высокой производственной компетентностью [6, 11].
Надо отметить, что проблемы подготовки специалистов, хорошо адаптирующихся к условиям работы непосредственно в производстве, существуют и в других странах [4, 12].
В промышленно развитых странных все острее ощущается потребность в организационно-управленческой и экономической подготовке инженерных кадров. Спрос на таких специалистов вызван не столько интенсивным развитием техники и технологии, сколько задачами повышения эффективности производства за счет улучшения его организации и управления им. Понятно, что собственно инженерное образование оказывается недостаточным для управленческого труда в технической и научной сфере. В разных странах идут различными путями решения задач подготовки кадров, обладающих комплексом инженерных знаний и знаний в области экономики и управления.
В развитых странах готовятся такие специалисты, как промышленные инженеры и специалисты по производственным системам, в США в техническом университете штата Джорджия, наряду с подготовкой инженеров готовятся специалисты по управлению инновациями [12, 3]. В Великобритании
ведется подготовка производственных мастеров. В Германии студенты технических вузов, обучающихся по экономическим специальностям получают хорошую производственную подготовку [5].
Для удовлетворения потребности инженеров в экономических знаниях в университетах и бизнес-школах реализуются специальные программы.
В нашей стране в течение 70 лет использовались несколько иные подходы [13]. В технических и инженерно-экономических вузах велась подготовка специалистов, способных решать инженерные, экономические и управленческие задачи. Такие специалисты получали квалификацию: инженера-экономиста, инженера-организатора производства, инженера-менеджера. Они получали знания и навыки, имеющие отраслевую производственную направленность, что позволяло им успешно работать непосредственно в сфере производства и решать задачи, требующие наличия производственных компетенций в области экономики, управления и организации производства.
С началом реформирования высшей школы ситуация в области подготовки экономистов и управленцев для производства существенно изменилась. В числе первых шагов в этой области было принято решение о прекращении подготовки инженеров-экономистов и инженеров-организаторов производства. С переходом на двухуровневую систему обучения было принято решение о прекращении подготовки специалистов по специальности «Менеджмент высоких технологий», которым присваивалась квалификация инженера-менеджера. Последний выпуск специалистов с такой квалификацией состоится в начале 2016 года.
Несмотря на эти решения в технических вузах велась подготовка специалистов по специальности «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)», которым удавалось сообщать некоторые инженерные знания. Но в 2011 году подготовка и этих специалистов была прекращена, подготовка экономистов и управленцев в технических 70 организатор про:
вузах была признана непрофильной, что соответственно привело к тому, что техническим вузам, в основном, прекращено выделение бюджетных средств на подготовку специалистов в области экономики и управления для производства.
Удар, который нанесло Министерство образования и науки по техническим вузам, косвенно вызвал еще одно важное негативное последствие. В связи с прекращением подготовки экономистов и общим негативным отношением Министерства образования к экономике в технических вузах, резко понизились объем и качество экономической, организационной и управленческой подготовки инженеров, что не может не сказаться на общем уровне производственной компетенции будущих инженеров.
Полагаем, что свертывание подготовки управленческих кадров для производства в технических вузах страны, является серьезной ошибкой Министерства образования и науки и в будущем приведет и уже начинает приводить к серьезным негативным последствиям в обеспечении предприятий всех отраслей материального производства квалифицированными работниками для сферы управления производственной и инновационной деятельностью.
В технических вузах, безусловно, необходимо восстановить подготовку специалистов, имеющих инженерную, экономическую и организационно-управленческую подготовку. Особенность современных условий подготовки кадров для управления производством состоит в том, что специалист по управлению должен иметь подготовку в сфере проектирования, исследования, обеспечения функционирования и совершенствования производственных систем.
Такой деятельностью занимается инженерная дисциплина, получившая наименование промышленный или производственный инженерии (industrial engineering). За рубежом для решения таких задач готовятся специалисты по специальности «производственный инженер» [5].
В нашей стране деятельность в области водства. 2015. № 1
производственной инженерии в части проектирования, обеспечения функционирования и развития производственных систем могут выполнять специалисты, имеющие инженерную и экономико-управленческую подготовку.
В современных условиях представляется возможным ввести подготовку специалистов по специальности «Управление производством» с присвоением выпускникам этой специальности квалификации «инженер-менеджер» с пятилетним сроком обучения. Могут рассматриваться варианты возвращения к подготовке специалистов с квалификацией «инженер-организатор производства» и «инженер-экономист». В любом случае, специалисты, обладающие комплексной инженерной, экономической и организационно-управленческой подготовкой, призваны решать конкретные задачи управления производством на базе полученных при обучении компетенций в сфере создания и обеспечения работы производственных систем.
Следует иметь ввиду, что в современных условиях специалист, подготавливаемый для сферы управления производством, должен иметь системное представление, знания и умения в области технологии, организации управления производством конкретной отрасли; иметь подготовку в сфере инженерной экономики и организации инновационной деятельности; обладать навыками экономического обоснования решений производственного характера; иметь надлежащую подготовку в области организации, нормирования труда и планирования производственной деятельности; решать задачи проектирования и эксплуатации производственных систем; иметь необходимые навыки для управления производственным коллективом, в том числе в кризисных ситуациях.
Изучение содержания работ, выполняемых специалистами, имеющими инженерно-управленческую и инженерно-
экономическую подготовку, дает основание утверждать, что они принимают участие во всей сложной системе управления производством в следующих сферах управленческой деятельности:
• организация научно-технической подготовки производства;
• организация и управление инновационной деятельностью на предприятии;
• проектирование систем организации производства, труда и управления;
• организация производства и производственного планирования;
• организация работ по обеспечению качества выпускаемой продукции;
• организация труда, технического нормирования и оплаты труда работающих;
• обеспечение технико-экономического планирования и анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
• организация закупок материальных ценностей и сбыта продукции;
• организация работ по ремонту и эксплуатации оборудования;
• организация работ обеспечивающего и обслуживающего характера (транспорт, складское хозяйство, инструментальное обеспечение производства и пр.)
Каждое из этих направлений деятельности требует определенной профессиональной подготовки, приобретения необходимых для реализации указанных видов деятельности знаний, навыков и умений [1, 10].
Примерный перечень должностей, замещаемых специалистами с инженерной и экономико-управленческой подготовкой, довольно обширен.
Это - инженеры-экономисты цехов и отделов, инженеры по организации труда в цехах и отделах, инженеры по нормированию труда, инженеры по планированию и диспетчеризации производства, инженеры служб качества, инженеры-экономисты в проектных и технологических подразделениях, сотрудники служб материально-технического снабжения и сбыта, производственные мастера.
По результатам определенного времени работы на рядовых должностях и приобретением производственных навыков специалисты с инженерной и экономико-управленческой подготовкой становятся руководителями
групп и отделов системы управления производством. Они возглавляют подразделения оперативно-производственного и технико-экономического планирования; служб организации производства, организации и нормирования труда, экономического анализа, материально-технического снабжения и сбыта.
Они руководят лабораториями и отделами по совершенствованию организации производства, труда и управления, выступают референтами по вопросам управления, организуют работу по внедрению систем бережливого производства и программ повышения производительности труда. Многие выдвигаются на руководящие должности - становятся руководителями цехов и участков, руководят планово-диспетчерскими отделами и бюро в цехах, становятся руководителями высшего уровня.
Важным направлением работы выпускников является работа в проектных технологических и ремонтно-эксплуатационных подразделениях, где ими решаются задачи повышения качества проектных и инженерных решений за счет проведения их технико-экономического обоснования, разработки моделей и алгоритмов отбора наиболее эффективных решений, проведения функционально-стоимостного анализа и т.п.
Анализ работ, выполняемых специалистами с инженерным и экономико-управленческим образованием показывает, что объектами их профессиональной деятельности должны быть:
• производственная система предприятия как совокупность технических средств производства, материальных ресурсов, энергии, информации, персонала и протекающих в системе процессов;
• производственные и технологические процессы создания товаров и услуг;
• методы и средства проектирования, апробации и научного исследования производственных систем и протекающих в них процессов;
• формы и методы организации и управления производственной деятельно-
стью предприятия;
• методы и средства проектирования и реализации систем организации и оплаты труда работающих;
• организация и управление инновационной деятельностью на предприятии;
• математическое, информационное, технико-технологическое, экономическое и организационное обеспечение основных и вспомогательных производств;
• социальные аспекты организации производства и труда на предприятии.
Все перечисленные характеристики подготовки специалистов с комплексной инженерной и экономико-управленческой подготовкой требуют организации подготовки специалистов нового уровня, соответствующих вызовам нынешнего этапа развития экономики Российской Федерации, ориентированного на современную реиндустриали-зацию.
В нынешних условиях многие предприятия ощущают дефицит специалистов, способных осуществлять эффективное управление производственной деятельностью.
Подготовка специалистов, обладающих производственными компетенциями в сфере организации производства, экономики и управления предприятиями в перспективе безусловно окажет положительное влияние на решение задач реиндустриализации и инновационного развития экономики страны.
Литература
1. Ашмарина, С.И. Проблемы уровнево-го подхода к формированию профессиональных компетенций менеджеров / С.И. Ашмарина, А.П. Жабин, Е.А. Кандрашина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - № 5. - С. 138-143.
2. Батова, Т.Н. Проблемы экономической подготовки инженеров нового поколения / Т.Н. Батова, О.В. Васюхин, Е.А. Павлова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 8. - С. 67-88.
3. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб-
ник / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с.
4. Зарубежный опыт менеджмента [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/5.htm
5. Индустриальный инженер и его роль на предприятии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: - http://www.up-pro.ru/library /production_management/optimization/industial nyj_inzhener_i_ego_rol_na_predprijatii.html
6. Королёв, О.Г. Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики / О.Г. Королёв // Инициативы XXI века. - 2012. - № 2. - С. 4048. http://www.ini21.ru/arhiv/2-12/1763.php
7. Лаврищев, М.П. Формирование профессиональных компетенций менеджера в условиях глобализации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://research-journal.org/featured/social/formirovanie-professionalnyx-kompetencij-menedzhera-v-usloviyax-globalizacii/
8. Лукашенко, М.А. Профессиональные компетенции руководителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. cfin.ru/management/strategy/compe
1й/к8ао.8к1т1
9. Менеджер по бережливому производству [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyc1opedia/manager-1ean.html
10. Профессионально важные качества и подготовка менеджеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookap.info/ genpsy/kry1ov_psiho1ogiya/ g1168.shtm
11. Симоненко, С. Исследование компетенций успешных менеджеров в России. Модель "20 граней" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hrm .ru/i ss1edovanie-kompetencijj-uspeshnykh-menedzherov-v-rossii--mode1-20-granejj
12. Татарников, А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии / А.А. Татарников. - М.: ИНЭ, 1992.
13. Шнитко, К.И. Инженерно-экономическое образование, система подготовки инженеров-экономистов для промышленности, строительства, транспорта и др. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bezmani.ru/spravka/bse/base/2/0102 35.htm
Туровец Оскар Григорьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии машиностроения, Воронежский государственный технический университет (г. Воронеж, Российская Федерация), [email protected]
Родионова Валентина Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии машиностроения, Воронежский государственный технический университет (г. Воронеж, Российская Федерация), [email protected]
ON TRAINING SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PRODUCTION ORGANIZATION
AND MANAGEMENT O.G. Turovets, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, [email protected]
V.N. Rodionova, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, [email protected]
At present, many companies experience the shortage of specialists, capable of exercising effective management of industrial activity. Therefore, it is particularly important to prepare engineers and specialists, able to solve the tasks related to contemporary production organization and management. The article proposes a new type of production specialist with comprehensive training in engineering and economic management. The professional activity of such specialists is focused at the corporate industrial system; the methods of planning, approbation and scientific investigation of industrial systems and their inherent processes; the methods and means of planning and implementing the systems of labour organization and employee remuneration; the organization and
management of corporate innovation activity and the social aspects of production and labour organization at an enterprise. In the authors ' view, the specialists must be trained in production management, and, after a five-year course of study, the graduates of this speciality must be awarded the qualification of engineering manager
Key words: training of specialists, engineering manager, production management
References
1. Ashmarina S.I., Zhabin A.P., Kandrashina E.A. Problemy urovnevogo podhoda k formirovaniju professional'nyh kompetencij menedzherov [The problems of the tier-type approach to developing the professional competence of managers]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehni-cheskogo universiteta [The Bulletin of Voronezh State Technical University]. 2013. № 5. pp. 138-143.
2. Batova T.N., Vasyukhin O.V., Pavlova E.A. Problemy jekonomicheskoj podgotovki inzhen-erov novogo pokolenija [The problems of economic training of new-generation engineers]. / T.N. Batova, // Fundamentalnye issledovaniya. 2008. № 8. pp. 67-88.
3. Gerchikova I.N. Menedzhment: uchebnik [Management: a textbook]. - Moscow.: Banki i birzhi, YUNITI-DANA, 2012. 511 p.
4. Zarubezhnyj opyt menedzhmenta [Foreign management practices]. [E-resource]. Access mode: http://www.bibliotekar.ru/biznes-2975.htm
5. Industrial'nyj inzhener i ego rol' na predprijatii [An industrial engineer and his role in the company]. [E-resource]. Access mode: - http://www.up-pro.ru/library/production management/ op-timization/industialnyj_inzhener_i_ego_rol_na_predprijatii.html
6. Korolev O.G. Formirovanie kompetencij menedzherov raznyh urovnej dlja innovacionnoj jekonomiki [Forming the professional competence of managers of various levels for innovative economy]. Iniciativy HHI veka [The initiatives of the 21th century]. 2012. № 2. pp. 40-48. http://www.ini21.ru/arhiv/2- 12/1763.php
7. Lavrishcev M.P. Formirovanie professional'nyh kompetencij menedzhera v uslovijah global-izacii [Forming the professional competence of managers in conditions of globalization]. [E-resource]. Access mode: http://research-journal.org/featured/social/formirovanie-professionalnyx-kompetencij-menedzhera-v-usloviyax-globalizacii/
8. Lukashenko, M.A. Professional'nye kompetencii rukovoditelja [The professional competence of a director]. [E-resource]. Access mode: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/ ksao.shtml
9. Menedzher po berezhlivomu proizvodstvu [A lean production manager]. [E-resource]. Access mode: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/manager-lean.html
10. Professional'no vazhnye kachestva i podgotovka menedzherov [Professionally relevant qualities and training of managers]. [E-resource]. Access mode: http://bookap.info/genpsy/kryl ov_ psihologiya/gl168.shtm
11. Simonenko S.C. Issledovanie kompetencij uspeshnyh menedzherov v Rossii. Model' "20 granej" [Studying the competence of successful Russian managers. The «20-face» model]. [E-resource]. Access mode: http://hrm.ru/issledovanie-kompetenciii-uspeshnykh-menedzherov-v-rossii--model-20-graneii
12. Tatarnikov A.A. Upravlenie kadrami v korporacijah SShA, Japonii, Germanii [Personnel management in corporations of the USA, Japan and Germany]. Moscow: The Institute of the National Economy, 1992.
13. Shnitko K.I. Inzhenerno-jekonomicheskoe obrazovanie, sistema podgotovki inzhenerov-jekonomistov dlja promyshlennosti, stroitel'stva, transporta i dr. [Engineering and economic education and the system of training engineer-economists for industry, construction, transport, etc.]. [E-resource]. Access mode: http://www.bezmani.ru/spravka/bse/base/2/010235.htm