Научная статья на тему 'Подготовка учителя в контексте непрерывного образования: методологический аспект'

Подготовка учителя в контексте непрерывного образования: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / профессиональная компетентность / подготовка учителя. / continuous education / professional competence / teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Мария Павловна

Современное общество и государство предъявляют к педагогу новые требования. Это влечет за собой смену образовательной парадигмы в подготовке педагогических кадров. В данной работе показаны основные принципы и подходы к определению профессионального портрета учителя начальных классов в контексте непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern state and society specify new requirements for educators leading to changing the education paradigm in teacher training. The article shows the basic principles and approaches of identification the elementary school teacher’s professional portrait in the context of continuous education.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя в контексте непрерывного образования: методологический аспект»

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

М. П.Зиновьева

Современное общество и государство предъявляют к педагогу новые требования. Это влечет за собой смену образовательной парадигмы в подготовке педагогических кадров. В данной работе показаны основные принципы и подходы к определению профессионального портрета учителя начальных классов в контексте непрерывного образования.

The modern state and society specify new requirements for educators leading to changing the education paradigm in teacher training. The article shows the basic principles and approaches of identification the elementary school teacher's professional portrait in the context of continuous education.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная компетентность, подготовка учителя.

Key words: continuous education, professional competence, teacher training.

Образование в течение всей жизни приобретает ключевое значение. Сегодня в России ежегодно получают новые знания 22 % взрослого населения (в рамках повышения квалификации, овладения новыми профессиями, самообразования и т. д.). В Европе этот показатель достигает 48 %. Основа такого «образовательного поведения» может быть заложена только в школе.

Реализация задач непрерывного обучения невозможна без ключевой фигуры в образовательном процессе. Даже самообразование, да и то не всегда, не может обходиться без фигуры обучающего или учителя. Справедливо заметил А. Дистервег, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение метода воспитания» [2]. По мнению В. Ф. Чертова, основы фундаментальности образования закладывается в начальной школе. Исходя из этого наиболее серьезные изменения должны происходить в подготовке учителей начальной школы [6].

Какие качества необходимо формировать у будущего педагога в процессе обучения в университете, чтобы он соответствовал требованиям современного общества, нацеленного на модернизацию системы образования? При ответе на поставленный вопрос необходимо учитывать личностный и профессиональный аспекты непрерывного профессионального образования высококвалифицированных специалистов. Обратимся к наиболее значимым: профессиональным - компетентность и креативность; личностным - харизматичность и индивидуальность. Компетентность (профессионализм) - сумма необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении профессиональных задач в контексте социокультурной ситуации характеризует современного педагога как высококвалифицированного специалиста. Креативность или творческие способности - готовность продуцировать новые идеи и предлагать нестандартные подходы и решения.

240

Профессионализм и креативность предполагают интуитивное понимание педагогом опасности предельной стандартизации и всеобщего моделирования. М. А. Рыбниковой была предложена формула успеха учителя - «расчет и вдохновение». Следовательно, особую роль необходимо отводить эмоциональному резонансу урока, позитивному опыту, который может и должен приобретаться в школьные годы, особенно на первой ступени общего образования. Харизматичность - способность располагать к себе, привлекать внимание. Особенность личности педагога - один из важнейших стимулов для формирования у школьников личностных результатов образования, связанных с саморазвитием, мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловыми установками. Индивидуальность - интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств интеллекта, потребностей и способностей индивида [5].

Названные характеристики способствуют формированию у педагога индивидуального стиля педагогической деятельности, который проявляется в соотношении задач, средств и способов образовательной деятельности и коммуникации конкретного учителя. Это требует осмысления роли учителя в современном образовательном процессе, а значит и изменения подходов к его подготовке в контексте непрерывного образования. Мы будем отталкиваться от исторически меняющихся позиций по отношению к педагогу как профессионалу.

Известный филолог и педагог Ф. И. Буслаев (1818-1897) в XIX в. выделил такие типы учителей: (а) учителя-схоластики, строго придерживающиеся приемов старой риторики; (б) учителя-философы, увлеченные новейшими эстетическими теориями, опережающие время, не устоявшиеся в науке; (в) учителя-историки, обращающиеся преимущественно к фактам, рассказывающие школьникам об античной трагедии, Данте, Шекспире (в кратком пересказе и в плохом переводе на русский язык); (г) учителя-практики, много внимания уделяющие письменным работам; (д) учителя-систематики, тип не столько существующий, сколько идеальный [1].

В советское время распространение в педагогической среде получило условное разделение учителей на учителей-предметников (в крайних проявлениях - учителей-урокодателей) и учителей-воспитателей. Во второй половине ХХ в. возникло движение учителей-новаторов, объединившее как крепких предметников, так и талантливых воспитателей. В конце ХХ - начале ХХ1 в. типология учителей обновилась. Во многом этому способствовал конкурс «Учитель года России». Появились специальные номинации: «учитель-исследователь», «учитель-воспитатель», «учитель-психолог» и т. д. Заметим, что каковы бы ни были основания для выделения того или иного типа педагога, важную роль играет конгломерат профессиональных и личностных качеств учителя, а также требования государства и общества, предъявляемые учителю.

В зависимости оттого, на какой тип школы ориентируется государство, уровень подготовки и формы повышения профессиональной компетентности будут различными. В. А. Караковский считает, что все школы можно поделить

241

на три типа. «Первый тип - школа знания, главная цель которой глубокие и прочные знания. Культ знаний делает детей заложниками этой всепоглаща-ющей идеи. Второй тип школы - те, для которой главной целью является человек, ребенок, его развитие и счастье. Все остальное (и прежде всего учение!) - это условия развития ребенка в школе. В таких школах доминирующей деятельностью является воспитание. Третий тип школ - школы-учреждения. У таких школ нет своей концепции, своих педагогических позиций. Главное для них - выполнение социального заказа (социального приказа)» [4]. Третий тип школ сложно рассматривать как инновационное образовательное учреждение. Первый тип школы тоже не может быть главенствующим в современном мире, так как противоречит концепции А. Ди-стервега, который считал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» [3]. Поэтому, соглашаясь с В. А. Караковским, мы считаем, что только школа воспитания сможет выполнить все требования современного информационного общества, которым должны соответствовать в той или иной степени как педагоги, так и обучающиеся.

Поскольку учитель является ключевой фигурой в образовательном пространстве, то необходимо отталкиваться от требований к его профессиональной подготовке. В своей практике мы опираемся на требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, профессионального стандарта педагога, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В данных нормативных документах определены основные задачи подготовки специалистов в области начального образования. Однако особую важность приобретает концепция образования в течение всей жизни, сформулированная в докладе Комиссии Фора «Учиться быть». Вектор подготовки будущих педагогов обращен к четырем «столпам образования»: (1) учить учиться и пользоваться знанием; (2) учиться делать дело; (3) учиться жить вместе; (4) учиться быть [2].

Исходя из этого, перед высшей профессиональной школой ставятся такие задачи в процессе подготовки педагогов: нацеленность на непрерывное образование (учитель учится всегда!), способность углубленно работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях; научиться как в рамках формального, так и неформального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде; жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости (выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты), укрепляя плюрализм, взаимопонимание и мир; в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью. Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических возможностей и навыков общения. Следует помнить, что рост профессионального мастерства и педагогической культуры будущего педагога (и практикующего!) идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический, индивидуальный опыт осмысливается

242

и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски. Необходимо вовлекать студентов в такие формы работы, как тренинги профессионального и личностного роста; фестивали педагогического мастерства (в Саратовском государственном университете таковым является конкурс «Шаг в профессию»); педагогические чтения, открытые уроки, творческие отчеты, мастер-классы; участие в работе различных интернетсообществ и т. д.

Итак, учитель XXI в. - это не просто носитель определенной суммы знаний, владеющий методикой обучения и воспитательной работы, а партнер, соучастник, провайдер в этом огромном, развивающемся, глобальном информационном пространстве; индикатор и ориентир для детей. Актуальны в этом отношении слова К. Д. Ушинского - «Только творческий учитель, личность может воспитать такого же ученика».

Список литературы

1. Буслаев В.Ф. Преподавание отечественного языка. - М., 1992. - 512 с.

2. Делор Ж. Образование: необходимая утопия // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 32.

3. Дистервег А. Цитаты Адольфа Дистервега [Электронный ресурс]. - URL: http://www.genialnee.net/authors/Friedrich_Adolph_Wilhelm_Diesterweg/ (дата обращения: 15.03.2015).

4. Караковский В.А. Воспитание в школе будущего // Материалы науч.-практ. конф. «Российский учитель в системе современного образования» (31.01.2012 - Ol.02.20l2). - М.: МГПУ, 2012. - 172 с.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКД «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

6. Чертов В.Ф. Российский учитель в условиях модернизации образования // Материалы науч.-практ. конф. «Российский учитель в системе современного образования» (31.01.2012 - 01.02.2012). - М.: МГПУ, 2012. - 172 с.

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.