Страницы истории
137
рии педагогики. - Т. 1 / Сост. И. Свадков-ский. - М., 1935.
4. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын
отечества // Радищев А.Н. Избранное. -М., 1959. - С. 50-58.
5. Очерки истории школы и педагогической
мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в. - М., 1973.
6. Макогоненко Г. Николай Новиков и рус-
ское просвещение XVIII века. - М., Л., 1952. - С. 496.
7. Цит. по: Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А.
Революционная мораль декабристов (К 160-летию восстания 14 декабря 1825 года). - Л., 1985. - С. 19-20.
8. Тургенев И.П. Кто может быть добрым
гражданином и верным подданным? // Антология мировой политической мысли. - В 5 т. - Т. 3. - М., 1997. - С. 595.
9. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний
моей жизни. - М., 1998. - С. 69.
10. Прокопович-Антонский А.А. О воспитании // Сушков Н.В. Московский университетский благородный пансион. - М., 1858.
11. Пнин И.П. Опыт о просвещении относительно России // Хрестоматия по истории педагогики. - Т. IV. - Ч.1 / Сост. Н.А. Желваков. - М., 1936.
12. Цит. по: СперанскийН. Кризис русской школы. Торжество политической реакции. Крушение университетов. - М., 1914. - С. 20-21.
13. Миллер-Красовский Н.А. Основные законы воспитания. Вкратце изложил для семейства и школы Н.А. Миллер-Красов-ский, кандидат СПб университета по факультету историко-филологических наук, гласный надзиратель при Гатчинском Николаевском институте. Вып. 1. -СПб., 1859.
14. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1953. - С. 59.
15. Пирогов Н.И. Университетский вопрос // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения...
16. Пирогов Н.И. Правила о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - С. 127.
17. Джаншиев Гр. Эпоха великих реформ. Исторические справки. Изд. 10-е. - СПб., 1907. - С. 294-295.
18. Вернадский В.И. Об основаниях университетской реформы. - М., 1901.
19. Менделеев Д.И. Общеобразовательные гимназии // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ в. - М., 1990. - С. 444.
20. Тимирязев К.А. Академическая свобода (Мысли вслух старого профессора) // Тимирязев К.А. Наука и демократия. Сборник статей 1904-1919 гг. - М., 1963.
О. ШИРОКИХ, доцент Коломенский государственный педагогический институт
Начиная с 90-х гг. XIX в. существенно расширяется общественная компонента в подготовке учителя, выражающаяся в увеличении частных инициатив в области педагогического образования, создании отраслевых учебных заведений, фребелев-ских курсов по дошкольному воспитанию, организации педагогической подготовки в частных женских гимназиях, устройстве педагогических съездов, обществ, музеев.
В процессе либерализации профессио-
Подготовка учителя на рубеже Х1Х-ХХ веков
нальной педагогической школы сыграла свою положительную роль прогрессивная педагогическая пресса, которая с 90-х гг. заметно активизируется. Благодаря ей формировались новые мировоззренческие ориентиры, обсуждались спорные вопросы, популяризировались достижения смежных наук. Особая роль в ряду периодических изданий принадлежит журналу «Вестник воспитания», основанному врачом Е.А. Покровским в 1890 г. С самого начала
138 Высшее образование в России • № 9, 2005
основатель журнала стремился к тому, «чтобы родители и воспитатели не забывали физической природы ребенка, не сдавливали бы ее развития.» [1, с. 18]. Позднее, при новом редакторе, «Вестник воспитания» определяет себя как прогрессивный демократический журнал, стремящийся сформировать у педагогов чувство долга, альтруизма, симпатии и доброжелательства к людям. Особенностью журнала был плюрализм мнений, предоставление трибуны самым разным педагогическим взглядам. Журнал быстро отзывался на всякое начинание, новаторское слово. Педагогика свободного воспитания Л. Толстого и К. Вент-целя, экспериментальная психология А. Ла-зурского и Н. Нечаева, разработка и применение новых анкетных методов исследования, социальная педагогика и социальное воспитание - вот неполный перечень новинок, с которыми журнал познакомил своих читателей. В конце 90-х гг. особенно много внимания уделялось популяризации идей свободного воспитания, и ценностные основания этой концепции - уважение и бережное отношение к детской природе, стремление к всестороннему ее изучению, формирование новых методов обучения и воспитания, основанных на интересе, свободном труде, общественности, гуманности, - стали определяющими в среде прогрессивного учительства вплоть до 1917 г. [1, с.30-31].
Другой прогрессивный журнал - «Педагогический сборник» под редакцией известного педагога Н.Х. Весселя, издаваемый ведомством военных учебных заведений, таким образом формулировал целевые установки учителя: «Каждый учитель - не есть только преподаватель своего предмета, но он должен вместе с тем и преимущественно содействовать развитию учащихся. Учителю. существенно необходимо основательное понимание духовного развития человека и умение преподавать свой предмет так, чтобы он действительно развивал учащихся, а не только набивал их голову известными знаниями» [2] .
В 1890-1900 гг. значительное внимание со стороны государства привлекает подготовка преподавателей среднего звена, наиболее слабого, по сравнению с начальным, в педагогическом плане. Консервативные ценностные установки православия, самодержавия, народности постепенно утрачивают свою действенную силу, вытесняются непроизвольно формирующимися в обстановке общественного подъема 90-х гг. «прогрессивными» ценностями. Между тем отсутствие специальной педагогической подготовки у учителей среднего звена делает их профессионально беспомощными. Одна за другой создаются комиссии Министерства Народного Просвещения, посвященные изучению этого вопроса. Начало систематическому обсуждению наболевших проблем положил попечитель Московского учебного округа П.А. Некрасов, предложив 29.04.1898 г. педагогическим советам мужских средних учебных заведений г. Москвы высказаться по поводу подготовки преподавателей. Педагогическое общество создает для этого специальную комиссию, в работе которой приняли участие известные в то время педагоги: С.В. Зенченко, А.Л. Плестерер, К.К. Войнаховский, С.Ф. Фортунатов, С.Г. Смирнов и другие [2]. Комиссия приходит к выводам о необходимости такой подготовки педагогов, которая сочетала бы научную (предметную) часть, педагогическую теорию и практику ведения занятий. Вносится предложение о создании специальных кафедр педагогики в университетах, где изучались бы педагогика и история педагогических учений, психология. Помимо этого дебатируются вопросы, затрагивающие саму личность учителя, которая признается важным фактором воспитания и формирования подрастающего поколения. Впервые в официальных документах подчеркивается необходимость создания для учителя «нравственных условий деятельности, таких, как служебная самостоятельность учителя и свобода преподавания» (курсив мой. - О.Ш.) [3].
В отделении Педагогического общества
Страницы истории
139
по вопросам религиозно-нравственного воспитания вызывает интерес особое мнение протоиерея А. Мартынова, который обращает внимание на необходимость не только знаний, но и духовно-нравственных способностей учителя, предлагает включить связанный с этим экзамен в систему профессионального отбора кандидатов на учительскую должность.
Однако из общего контекста выступлений явствует, что члены комиссии по-прежнему оставляют за педагогом преимущественно образовательные функции, предоставляя духовенству, священникам право воспитания. Такой уход от воспитательных, идеологических аспектов педагогической деятельности носит известный защитный характер, поскольку засилье односторонних и догматических религиозно-патриотических установок и ценностей предшествующего периода формирует неприятие и отторжение официальной педагогики у большинства прогрессивных граждан. (По тем же основаниям, например, педагогика оценивалась как наука «лживая и хитрая» в высказываниях А.И. Герцена и Л.Н. Толстого, призывавших ограничить целевые установки школы задачами образовательными, предоставив воспитательные - то есть формирование системы ценностей и убеждений - семье). Единогласно высказываются члены комиссии за улучшение материального положения учителя, уравнивание окладов мужчин и женщин.
Работа комиссии вызывает резонанс среди университетских преподавателей и учи-телей-практиков, мнения которых публикует периодическая педагогическая печать конца 90-х - начала 1900-х гг. (Л. Синиц-кий, Н. Скворцов, Н. Салтыков, Р. Виппер и др.). Значительное число университетских преподавателей не считает необходимой специальную теоретическую педагогическую подготовку. Так, профессор Р. Виппер в статье «Специальная подготовка преподавателя средней школы или поднятие его положения» пишет: «В пределах предмета, называемого педагогикой. господствует
эклектизм, мозаика рецептов и формул» [4, с. 16]. Считая дидактику схоластикой, выученной раз и навсегда, автор настаивает, что вместо нее нужен талант и любовь к делу, а также наработанный самим учителем педагогический опыт. Пробные уроки и всяческие посторонние советы, с его точки зрения, бесполезны. Поэтому единственное, чем можно поднять качество педагогической подготовки учителя, - это привлечение талантливых людей путем улучшения материального положения учительства.
В публичной полемике наиболее активно отстаивал необходимость специальной педагогической подготовки С.П. Зенченко. «Из университетов, - писал он, - выходят не преподаватели. университет дает своим воспитанникам научное знание, не считаясь с тем, к чему будет применять усвоенное знание окончивший» [5]. Отстаивая программу педагогической подготовки «в духе К. Ушинского», он особо акцентирует внимание на специфике младшего школьника, которая никак не освещается в институтах и университетах. «Цельная», «особая» личность учителя, способная к саморазвитию, обладающая профессиональной честью, умеющая преобразовать науку в формы знаний, доступные и интересные ученикам, должна, с точки зрения прогрессивных педагогов, формироваться в процессе профессионально-личностной подготовки.
16 ноября 1898 г. обсуждение достигает уровня Министерства Народного Просвещения. Министр Н.П. Боголепов пишет, что «начинающие преподаватели приставлены к своему делу без специальной подготовки» [6], и дает указание обсудить проблему подготовки учителя по округам. Этим занимается подкомиссия Г.Э. Зенгера, выработавшая предложение создать особые педагогические институты для лиц, получивших высшее образование, с расширенным курсом специальной подготовки (педагогика, психология, история педагогики, методики, гигиена, пробные уроки). С одной стороны, педагогический институт должен быть тесно связан с университетом, с
140 Высшее образование в России • № 9, 2005
другой - со школой. С.В. Рождественский в своем «Историческом обзоре деятельности Министерства народного просвещения» отмечает обстоятельность рассмотрения комиссией проектов и путей преобразования существующей учебной системы [7], изложенных в восьми томах ее трудов.
Наиболее «затратный» проект подготовки учителя поступает30 декабря 1905 г. от известного ученого-химика Д.И. Менделеева под названием «Проект училища наставников». Он предполагал более обширную общую и философскую подготовку учителя, особые условия его образования (уединенность, близость природной среды), хорошее оборудование (библиотеки, лаборатории, музеи).
Продолжением и формальным завершением работ комиссии Г.Э. Зенгера становятся труды комиссии попечителя Кавказского учебного округа К.П. Яновского, которая составляет новые документы: «Положение о педагогических институтах», «Устав педагогических институтов», «Правила о педагогической подготовке при гимназиях и реальных училищах кандидатов на учительские и воспитательские должности в средних учебных заведениях». В этих документах официально зафиксированы предложения, внесенные в ходе длительного обсуждения. Таким образом, начало века
В. МАСЯГИН, доцент, контрадмирал, зам. командующего Балтийским флотом
Генезис исследуемой темы условно можно разделить на следующие этапы. Начало XVII в. - 1917 г. можно обозначить как период зарождения и становления педагогической теории и практики военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России. За 300 лет сформировался комплекс соответствующих со-
ознаменовано формальным признанием специфичности преподавательского труда и внесением в содержание профессионально-личностной подготовки учителей средних школ педагогики, психологии, методики. Однако по-прежнему подготовка учителя дистанцируется от вопросов воспитания и развития личности ученика, остается ориентированной на предметное содержание преподаваемых курсов.
Литература
1. Вестник воспитания. - 1890-1915 гг.
2. Педагогический сборник за пятьдесят лет.
1864-1914 / Сост. И.С. Симонов. - Пг., 1914. - С.9.
3. К вопросу о подготовке преподавателей
средних школ. Приложения к циркулярам по Московскому учебному округу. - М., 1899.
4. Р. Виппер. Специальная подготовка пре-
подавателя средней школы или поднятие его положения. - М., 1898.
5. Зенченко С.П. О подготовке преподавате-
лей средних учебных заведений к педагогической деятельности. - М., 1898. - С.3-4.
6. Степанов С.Л. К вопросу о педагогической подготовке преподавателей средней школы в России. - С.16.
7. Рождественский С.В. Исторический об-
зор деятельности Министерства народного просвещения. - СПб., 1902. - С. 70.
История и теория непрерывной военнопрофессиональной подготовки
циально-педагогических факторов. К ним относятся: создание многоуровневой системы военно-морского профессионального образования; формирование отечественного корпуса военных преподавателей и приглашение для ведения образовательного процесса лучших отечественных и зарубежных специалистов; осуществление широко-