Научная статья на тему 'О значении педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в дореволюционной России'

О значении педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
784
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О значении педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в дореволюционной России»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 1 (16). С. 41-49

О ЗНАЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

высшей школы в дореволюционной России

Н. В. Карнаух

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки преподавателей университетов России. Решение данной проблемы тесно связано с историей возникновения в отечественных университетах кафедр педагогики и преподаванием этой дисциплины. В статье сделан акцент на том, что отношение к педагогике в российских университетах не было однозначным. На основе анализа педагогической литературы и архивных документов XIX в., посвященных преподаванию педагогики в университетах, автором представлены противоположные точки зрения по этому вопросу.

Преподавание в высшей школе — особая сфера деятельности, требующая специальной подготовки. Подготовка квалифицированных преподавателей стала одной из главных проблем для российского образования с периода открытия университетов. Первыми преподавателями в них были приглашенные иностранные профессора. К практике приглашения в университеты иностранных преподавателей в России обращались не один раз. Среди иностранных профессоров были ученые с высоким научно-педагогическим потенциалом, но плохое знание ими русского языка являлось причиной немаловажных трудностей в преподавательской деятельности.

Создание в университетах кафедр педагогики стало первым шагом на пути решения проблемы подготовки отечественных преподавателей для российских университетов.

Острая потребность в кадрах привела к необходимости открытия в 1804 г. Петербургского педагогического института для подготовки не только преподавателей гимназии, но профессоров. А в 1816 г. он был преобразован в Главный педагогический институт. За время своего существования в нем обучалось большое количество преподавателей средней и высшей школы. В 1828 г. был открыт Дерптский профессорский институт. Благодаря деятельности этих двух институтов все действовавшие в то время университеты России получили квалифицированное пополнение кадров. Их выпускники, имевшие специальную педагогическую подготовку, в дальнейшем сами уделяли большое внимание вопросам педагогической компетентности будущих преподавателей.

В 1840 г. министр просвещения С. С. Уваров обратился к императору Николаю I с прошением об открытии при Главном педагогическом институте кафедры педагогики, тем самым, обозначив необходимость систематической педагогической подготовки. В своем прошении С. С. Уваров писал: «По Уставу Главного педагогического института хотя и назначен, после окончательного курса по факультетам, еще годичный курс для практического обучения студентов правилам и способам науки преподавания, но этот кратковременный курс не удовлетворяет потребности, состоя в приучении студентов составлять уроки по разным предметам и читать оные под надзором преподавателей в присутствии товарищей... Я признаю необходимым учредить особую кафедру педагогии, дабы предмет сей был преподаваем наравне с прочими в течение общего курса»1.

В 1804—1837 гг. при Московском, Харьковском, Казанском, Дерптском и Киевском университетах были открыты трехгодичные педагогические институты, готовящие специалистов по педагогике. В каждом педагогическом институте полагалось (по уставу 1835 г.) «иметь на казенном содержании не менее 20 студентов, которые, сверх слушания университетских лекций, должны были получать руководство в практических упражнениях по избранной отрасли наук, сочинять рассуждения, произносить пробные лекции и давать уроки»2.

Проведение занятий со студентами было поручено опытным преподавателям, в первую очередь выпускникам Профессорского института. В Харьковском университете — А. О. Валицкому (по классической словесности) и М. М. Лунину (по истории и географии). В Казанском университете с 1840 по 1842 г. выпускник Профессорского института И. Я. Горлов выполнял обязанности руководителя университетского педагогического института. Кроме того, он один раз в неделю проводил занятия со студентами, решившими посвятить себя изучению исторических наук. В С.-Петербурге в педагогическом институте преподавал А. Н. Савич.

В связи с открытием педагогических институтов возникла необходимость создания в российских университетах кафедр педагогии. В 1850 г. министр просвещения П. А. Ширинский-Шихматов пишет во Всеподнейшем представлении «о необходимости учредить в университетах особую кафедру педагогии, как это уже более 10 лет существует с очевидною пользою в Главном педагогическом институте»3.

5 ноября 1850 г. было принято решение об открытии в С.-Петербургском, Московском, Харьковском, Киевском (св. Владимира) и Казанском университетах кафедр педагогии. Так как это событие совпало с прекращением преподавания в университетах философии, то кафедры педагогии были укомплектованы «лицами, которые до этого преподавали философию». Трудно судить о содержании педагогики, которая преподавалась в российских университетах в то время. Как отмечает В. Н. Ивановский в статье, посвященной истории преподавания педагогики в университетах, «из лиц, читавших тогда педагогику в университетах, опубликовал курс общей педагогики один проф. Юркевич. Но и его курс

1 Цит. по : Смирнов В. И., Смирнова Л. В. Учить с верным успехом : Учеб. пособие. М. : Логос, 2003.С. 274.

2 Ивановский В. Н. О преподавании педагогики в университетах. СПб., 1906. С. 9.

3 Там же. С. 10.

составлен. не на основании университетских лекций, а на основании уроков в одном военно-учебном заведении»4.

Но такое положение было характерным не для всех университетов. Как отмечается в исследовании Л. П. Юрченко, посвященном истории развития педагогики высшей школы в Харьковском университете (1805—1861 гг.), лекции по педагогике читались в университете еще с 1807 г. по 2—3 часа в неделю, а с 1811 г. уже проводились специальные семинары. Первым преподавателем педагогики в Харьковском университете был профессор А. Г. Рейниш. На занятиях он «использовал переводное издание 3-томного курса педагогики А. Г. Нимейера (лучшее из имеющихся в то время пособий по педагогике на русском языке), а также руководствовался произведениями великого педагога Г. Песталоцци»5.

С 1834—1835 учебного года по 1852 г. лекции по педагогике в Харьковском университете читал проф. А. О. Валицкий, один из лучших выпускников Де-рптского профессорского института. При чтении курса он пользовался сочинениями Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Шварца, Рихтера. На практических занятиях он изучал со студентами статьи А. Г. Ободовского, Е. О. Гугеля, П. С. Гурьева, печатавшиеся в 1833—1834 гг. на страницах одного из первых русских педагогических журналов. Для слушателей Педагогического института профессором Валицким был подготовлен и впервые прочитан в 1839—1840 учебном году курс «Педагогика». В 50-е годы педагогику читал выпускник Главного педагогического института Н. А. Лавровский, возглавивший в 1852 г. открывшуюся в университете кафедру педагогики. Н. А. Лавровский, «получивший неплохую специальную педагогическую подготовку в институте, в дальнейшем сам уделял в университете вопросам педагогической подготовки студентов большое внимание»6.

В отчете о своей преподавательской деятельности за 1855 год Н. А. Лавровский пишет: «Читал историю воспитания и теорию педагогии, кроме того, занимал своих слушателей педагогическими упражнениями. Преподавание педагогии происходило согласно с современным ее состоянием, причем каждое педагогическое положение принималось только после разбора мнений лучших современных педагогов. Такое направление преподавания, с одной стороны, знакомило слушателей с литературою науки, с другой стороны — сообщало прочность педагогическим выводам»7.

В 1852 году ординарным профессором, первым заведующим кафедрой педагогики Московского университета С. П. Шевыревым были опубликованы лекции «Вступление в педагогию». Достоинством данной книги является то, что автор в ней излагает свое понимание воспитания русского человека. Он пишет: «Правительство наше вводит педагогию в число наук, необходимых в университетах. Оно тем отвечает и требованиям науки современной, и настоящей потребности Отечества: необходим Русский педагог, Русский воспитатель, который бы связал питомца с Отечеством и на своем языке передавал бы ему

4 Ивановский В. Н. О преподавании педагогики в университетах. С. 13.

5 Юрченко Л. П. Развитие педагогики высшей школы в Харьковском университете (1805— 1861 гг.). Дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. по спец. 13 00 01. Харьков, 1981. С. 154.

6 Там же. С. 157.

7 Отчеты профессоров Харьковского университета : РГИА. Ф. 733. Оп. 95. Д. №775. Л. 36.

знания»8. С. П. Шевырев много внимания уделяет проблеме самовоспитания педагога, и в этом важную роль играет педагогика: «Наука о воспитании должна быть верным отголоском самовоспитания того, кто на себя ее принял»9.

Но в 1863 г. в России по ряду причин было отменено педагогическое образование, закрыт Петербургский педагогический институт, который с 1816 г. назывался Главным педагогическим институтом страны. Этот институт готовил не только преподавателей для гимназий, но и профессоров. Его выпускниками были Д. И. Менделеев, Н. А. Добролюбов, Н. А. Вышнеградский, В. Т. Благовещенский и другие известные педагоги. Д. И. Менделеев в 1904 г. писал: «Закрытие Главного педагогического института было крупною ошибкой своего времени». Он отмечает, что «при закрытии этого Института проводилась та мысль, что в Педагогическом институте, как в закрытом учебном заведении, юношество отрывается от жизни, а от учителей необходимо-де требовать прежде всего полного с нею знакомства»10. Д. И. Менделеев высказывает критические замечания по поводу этих утверждений, отмечая, что в деле просвещения главное «состоит в передаче науки, а она есть свод прошлой и общепринятой мудрости», поэтому людям, «проникнутым наукой. надо учиться не от толпы, а от. мудрецов, которые сами искали высших начал в уединении от толпы, в проникновении новой тайной, в отчуждении от мелочности жизненных забот, хотя бы на все то время, в которое должно получиться проникновение началами, передаваемыми впоследствии другим»11. Университетский устав 1863 г. уничтожил и кафедры педагогии (дело № 140678 архива Министерства народного просвещения), мотивируя это следующим: «Педагогии как науки самостоятельной, имеющей право на особую кафедру в университетах, не существует, а педагогия входит в состав предметов, принадлежащих к области наук философских, а именно психоло-гии»12. С этих пор педагогические дисциплины в русских университетах преподавались «лишь изредка», в качестве необязательных предметов.

Однако в 60-е и последующие годы XIX в. в России происходит сравнительно широкое развитие педагогической науки в среде ученых. Возникает довольно значительный объем педагогической литературы, появляется педагогическая периодическая печать, вырабатываются различные педагогические взгляды и представления. Внимание ученых и общественных деятелей привлекает проблема развития педагогической науки в стране и педагогической подготовки наставников юношества.

Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, выступая за необходимость широкой педагогической подготовки преподавателей высшей школы, решительно осуждали формализм в преподавании, убивающий живую, творческую мысль студентов и неизбежно ведущий к поверхностным и абстрактным знаниям. В своих статьях они отводили видное место вопросам дидактики и методики преподавания. Они считали, что ученым необходимо основательно

8 Вступление в педагогию ординарного профессора Московского университета. Ст. Ше-вырева. СПб. : Тип. Императорской академии наук, 1852. С. 2.

9 Там же.

10 Менделеев Д. И. Заветные мысли. СПб. : Типолитография М. П. Фроловой, 1903—1904. С. 292.

11 Там же. С. 293.

12 Ивановский В. Н. О преподавании педагогики в университетах. С. 11.

знать не только то, что преподается, но и как преподается, какие педагогические приемы наиболее применимы в преподавании того или иного предмета с целью лучшего и осознанного восприятия его учащимися. Д. И. Менделеев в своем выступлении на заседании Комиссии по вопросу о высших технических учебных заведениях (12 октября 1897 г.) говорит о необходимости подготовки профессоров и преподавателей для этих учебных заведений. На основе краткого анализа истории подготовки профессорско-преподавательского состава отечественных университетов Дмитрий Иванович приходит к выводу: «Поднять страну может только самостоятельная подготовка самостоятельных в научном отношении (курсив мой. — Н. К.) людей, которые могли бы других учить, а без этого никакие дальнейшие планы немыслимы»13. Главное, по его мнению, не «натаскивание», не «дрессирование» (а именно к этому свелась подготовка преподавателей в рамках института профессорских стипендиатов и заграничных командировок), а научная подготовка, связанная с перспективами развития отечественной науки. В содержании этой подготовки одну из главных ролей он отводит педагогике.

Начиная с Устава 1863 г. стал функционировать институт профессорских стипендиатов. Название было дано по аналогии с Профессорским институтом при Дерптском университете. Суть данного нововведения состояла в том, что лица, желающие посвятить себя преподаванию или научной деятельности, после успешного окончания университетского курса оставлялись при университете или направлялись в другой университет для подготовки к сдаче магистерских экзаменов, написания и защиты диссертаций на степень магистра, а затем доктора наук. В течение второй половины XIX и до начала XX в. институт профессорских стипендиатов был одним из источников пополнения профессорско-преподавательских кадров, но в начале ХХ в. Советами всех русских университетов такая подготовка преподавателей университетов была признана неудовлетворительной.

Слабая педагогическая подготовка будущих наставников заставила Министерство народного просвещения поставить вопрос об утверждении кафедр педагогики во всех университетах, пересмотреть отношение к педагогической теории и практической подготовке будущих преподавателей высшей школы. Многие видные ученые и крупные педагогические деятели считали целесообразным открыть кафедры педагогики при университетах. Назначение кафедры педагогики многие видели не только в передаче педагогических знаний, но и в обеспечении заинтересованного общения преподавателей высшей школы по вопросам преподавания и воспитания будущих специалистов. Однако кафедры педагогики были открыты значительно позже.

При отсутствии кафедр возникла необходимость создания педагогических обществ при университетах. Такое общество было создано в Петербурге бывшим выпускником Дерптского профессорского института П. Г. Редкиным в 1860 г. Как отмечает К. Ельницкий, «в Петербурге П. Г. Редкин. и несколько других педагогов, понимавших всю важность обмена мыслей между педагогами, начали собираться друг у друга для педагогических бесед. Число лиц, желавших принять участие в этих беседах, стало увеличиваться. Положено было начало педагогических собраний,

13 Менделеев Д. И. Сочинения. Т. XXIII. О подготовке профессоров и преподавателей для высших учебных заведений. Л.; М. : Изд. АН СССР, 1952. С. 151.

преобразованных впоследствии в Петербургское педагогическое общество»14. Члены общества открывали филиалы в других городах, руководили педагогическими курсами и съездами, выступали с лекциями в различных аудиториях.

В 1898 г. педагогическое общество было создано при Московском университете, а в 1901 г. — при Казанском. В речи, произнесенной по случаю открытия педагогического общества в Казани, профессор А. Васильев говорит: «Только в последнее время университеты всех стран начинают обращать большее внимание на то, чтобы их питомцы получали, выходя из университета, не только высшую научную культуру, но и учились бы пользоваться ею в целях преподавания. Так, при многих университетах Германии имеются особые кафедры педагогики или экспериментальной психологии с ее применениями к педагогике»15. Далее А. Васильев отмечает, что в России «вопрос о пользе изучения педагогики педагогами часто подвергается сомнению». В качестве примера он приводит мнение профессора Р. Виппера, который называет педагогику «легковесным предметом, построенным на общих фразах и труизмах, предметом, в котором нет ничего цельного: тут есть немного физиологии и гигиены, психологии и этики; мелькает Коменский и неизбежный Руссо и цитируется авторитет Ушинского». Автор отмечает, что подобная характеристика действительно подходит к тем сочинениям, которые издаются «в настоящее время под названием педагогики». Для того чтобы педагогика «вышла из того схоластического и хаотического состояния, в котором она находится, первым и необходимым условием является организация кафедры педагогики в университетах»16. Причем автор подчеркивает, что преподавание педагогики в университетах не должно ограничиваться одной экспериментальной педагогикой (к этому периоду относится зарождение этой отрасли), очень важно знакомить будущих педагогов с историей педагогики.

С целью улучшения подготовки своих, отечественных, преподавателей высшей школы в 1867 году в российских университетах вступили в действие «Правила о лицах, оставляемых при университетах и отправляемых за границу для приготовления к профессорскому званию». В данном документе, а несколько позже в «Правилах» для Варшавского университета, распространенных на все университеты России, были установлены единые требования к организации подготовки научно-педагогических работников высшей школы. Эти Правила обязывали Советы университетов направлять за границу для обучения кандидатов в профессуру на срок не более двух лет, преимущественно по тем кафедрам, которые особенно нуждаются в преподавателях; отбирать наиболее достойных кандидатов из числа магистров и кандидатов, доказавших «свои отличные специальные и преподавательские способности занятиями в университетах в течение не менее двух лет; представлять в Министерство народного просвещения вместе с ходатайством об отправлении за границу или оставлении при университете подробную инструк-

14 Ельницкий К. Русские педагоги II половины XIX столетия : Для учебных заведений, в которых преподается педагогика. СПб., 1911. С. 68-69.

15 Васильев А. Университет и национальное воспитание. Речь, произнесенная при открытии Педагогического общества при Императорском Казанском университете. Казань : Пассаж. Лито-тип. И. Н. Харитонова, 1901. С. 9.

16 Там же.

цию для каждого кандидата»17. Каждый стипендиат прикреплялся к одному из факультетских преподавателей, который нес ответственность за его подготовку, предусматривалась ежегодная аттестация стипендиатов, университеты получили право по своему усмотрению увеличивать сроки их обучения.

Студенты, оставленные при университете для подготовки к получению профессорского звания, находились под наблюдением профессоров, которые, кроме чтения лекций по своих курсам, проводили специальные занятия с кандидатами. Соискатели посещали лекции по избранным наукам и проводили практические занятия. В литературе того времени отмечалось: «Профессора должны быть доступными для молодых людей в известные дни и часы для того, чтобы руководить ими при занятиях и специальных трудах»18.

Правила предусматривали своеобразную ежегодную аттестацию стипендиатов. Если, по свидетельству руководителя, занятия стипендиата в течение года признавались успешными со стороны факультета, то стипендия сохранялась и на второй год, в течение которого стипендиат обязывался или выдержать испытания на степень магистра или доктора (на медицинском факультете), или представить диссертацию на эту степень19.

Для командируемых за границу разрабатывались специальные инструкции или наставления, составленные профессорами по поручению декана или факультетского собрания, указывались цель, формы и методы научных и педагогических занятий. Подчеркивалось основное направление занятий: с чем в первую очередь нужно было ознакомиться в тех или иных странах или городах, какие посетить университеты, у кого из известных ученых желательно прослушать лекции или провести практические занятия; какие посетить клиники, библиотеки, музеи; порядок отчетности и др.

В «Журнале Министерства народного просвещения» начиная с 1863 г. регулярно печатались отчеты (или извлечения из них) молодых ученых, командируемых за границу. Эти отчеты публиковались и в виде книжек рассылались во все университеты. В своих отчетах командированные за границу, согласно приведенной выше инструкции, писали о своих впечатлениях от посещенных лекций известных профессоров, о заинтересовавших их формах проведения занятий в университетах. Например, Л. Н. Модзалевский, отправленный за границу с целью совершенствования знаний по педагогике (курсив мой. — Н. К ), в своем отчете отмечает, что его заинтересовали лекции профессора Стоя, посвященные психологии. «Внимание мое к преподаванию профессора Стоя, в связи с самостоятельно начатым мною изучением психологии, оправдывается, кроме непосредственного достоинства его лекций, также и сущностью самого предмета, столь важного для каждого занимающегося педагогикой (курсив мой. — Н. К.)

17 О правилах о стипендиатах, оставляемых при Варшавском университете по окончании курса и отправляемых в другие русские университеты и за границу // Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Т. 5. 1871-1873. СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1881. С. 514-516.

18 Вальтер А. Зависимость или свобода. Учиться или учить? Киев : Университетская типография, 1865. С. 72.

19 О лицах, командированных Министерством народного просвещения за границу для приготовления к званию профессоров и преподавателей с 1808 по 1860 год // Журнал Министерства народного просвещения. 1864. Ч. СКК!. СПб. : Тип. И.Огризко. С. 515.

и в данном случае излагаемого самим педагогом. .Профессор Стой придает психологии то важное значение, которое она заслуживает, и потому также работает над ней в интересах самой педагогики, но относится к ней по-своему»20.

В другом отчете Л. Н. Модзалевский подробно описывает деятельность педагогической семинарии при Йенском университете, которая «имеет цель как ученое, так и практическое педагогическое образование вступающих в нее студентов, принадлежащих преимущественно к теологическому и философскому факультетам». Модзалевский отмечает «образцовую организацию семинарии, .ее богатую внутреннюю жизнь»21, рассуждает о возможности открытия подобных учебных заведений в России.

Участники дискуссии о «пользе педагогических знаний», продолжавшейся на страницах педагогической печати в конце XIX — начале ХХ вв., высказывали разные точки зрения. Профессор Р. Виппер утверждал, что для прошедших университетский курс не требуется специальной подготовки по педагогике, им все дает университет. Вступая с ним в дискуссию, профессор А. Острогорский отмечает, что роль примера в обучении, конечно, очень важна: «Кто работал в университете у хорошего профессора, должен обладать многими средствами, которые нужны для того, чтобы выработаться в хорошего учителя. Оттого среди преподавателей отнюдь немало замечательных автодидактов. Свой талант и университетское образование выручили их. Но и среди этих, бесспорно, даровитых, опытных и серьезно образованных преподавателей мы встречали немало сторонников педагогической подготовки22 (курсив мой. — Н. К ). Далее А. Н. Острогорский резонно замечает, что среди выпускников университета есть немало и таких, кто не работал у хорошего профессора или не нашел хорошего руководителя. Отсутствие специальной педагогической подготовки проявляется в том, что выпускники оказываются «девственно чисты относительно учебного дела», у них «замечается полное отсутствие интереса к капитальным работам педагогического содержания»23.

Профессор В. Н. Ивановский в статье «О преподавании педагогики в университетах» выступает против создания специальной кафедры, он считает, что необходимо просто пересмотреть содержание преподаваемых в университете педагогических дисциплин. По мнению В. Н. Ивановского, в преподавании педагогики основное внимание необходимо уделить исторической трактовке философско-этических вопросов воспитания и обучения, т.е. тому, что привычно называется историей педагогики. Автор поясняет свою точку зрения: «Историческое трактование позволит, с одной стороны, придать известную широту постановке этих вопросов, а с другой — дать понятие о той закономерной связи, в какой решение этих вопросов в разные времена и у разных народов стоят с

20 Извлечения из отчетов лиц, отправленных за границу для приготовления к профессорскому званию // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. СКИП. СПб. : Типография Рогальского и К°, 1864. С. 1-2.

21 Там же. С. 10.

22 Острогорский А. Н. Специальная подготовка преподавателя средней школы и улучшение его положения (По поводу ст. проф. Виппера) // Педагогический сборник. СПб., 1899. Январь. С. 69.

23 Там же. С. 71.

другими фактами их общественной жизни»24. Но сама дисциплина «история педагогики», считает профессор Ивановский, «должна получить научный характер; она должна перестать быть тем набором фактов из педагогической области, расположенных в хронологическом порядке, какой она по большей части представляет сейчас». Главное назначение истории педагогики — «ввести молодежь в школу прошлого, создать непрерывность духовной традиции»25.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить: преподавание педагогических дисциплин и процесс становления педагогических кафедр в России происходил постепенно и был обусловлен определенными историческими реалиями. Первая кафедра педагогики была открыта «в связи с необходимостью систематической педагогической подготовки студентов». Эта необходимость существовала всегда и была связана с подготовкой преподавателей высшей школы. Периодически возникавшие на страницах педагогической печати дискуссии «о пользе педагогических знаний» были вызваны некачественным преподаванием педагогики, неудачным отбором ее содержания, отрывом от практической деятельности. На эти критерии необходимо обращать внимание и в настоящее время. Кафедра педагогики в современном университете представляет собой часть воспитательно-образовательного пространства вуза, включающего в себя разностороннюю деятельность, направленную на повышение качества обучения и воспитания студентов, развитие профессионализма преподавателей.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, кафедра педагогики, педагогические общества, профессорские стипендиаты.

On the Role of Pedagogical Knowledge in Professional Education of University Lecturers in Pre-revolutionary Russia

N. V. Karnaukh

The paper is dedicated to the issue of professional education of university lecturers in Russia. Dealing with this issue is closely related to the history of establishing chairs of Pedagogy in Russian universities as well as teaching this discipline. The paper emphasises the fact that the attitude to Pedagogy in Russian universities was not unequivocal. The author analyses pedagogical literature and archive documents of the nineteenth century which are related to the teaching of Pedagogy at universities and presents opposing viewpoints on this matter.

Keywords: university professor, chairs of Pedagogy, pedagogical societies, professorships

24 Ивановский В. Н. О преподавании педагогики в университетах. С. 17.

25 Там же. С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.