УДК 378.046.4
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕТЫРЕХЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2012
О.В. Панченко, преподаватель маркетинга
Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения, Тольятти (Россия)
Аннотация: использование методических принципов и компонентов готовности позволяет построить четырехэтапное обучение учителя инновационно-маркетинговой деятельности и управление процессом создания учащимися объектов интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: инновации, готовность, изобретательская деятельность, авторский проект, практикум, метод активизации творческого мышления, талант, мультимедийные системы, патентоспособные изобретательские решения.
Деятельность учителя относится к числу наиболее сложных и творческих деятельностей, которые направлены на достижение и решение разнообразных стандартных, оперативных и тактических задач.
Под готовностью учителя к управлению инновационно-маркетинговой деятельностью учащихся будем понимать способность и деятельность учителя организовывать и направлять деятельность учащихся в процессе обучения, посредством совместной, продуктивной деятельности, на поиск патентоспособных технических решений, объектов интеллектуальной собственности, на их защиту на локальном и мировом уровнях и на получение прибыли от инновации [1]. Основным результатом этой совместной деятельности являются:
- преимущественное развитие творческих способностей учителя и ученика;
- развитие изобретательской составляющей профессионального мастерства учителя;
- совершенствование способности учителя и ученика к преобразованию самого себя.
На основе методических принципов и компонентов готовности может быть построено содержание четырехэтапного обучения учителя инновационно-маркетинговой деятельности и управление процессом создания учащимися объектов интеллектуальной собственности [1].
Первый этап - направлен преимущественно на формирование мотиваций к изобретательской деятельности.
Цель первого этапа для учителя: научить выявлять проблемы, формулировать противоречия, выявлять физические закономерности в технических решениях. Учителям, осуществляющим инновационно-маркетинговую деятельность, предлагаются задания по формулировке задач по учебным пособиям, выполненных на уровне изобретений.
Первый этап включает задачи по развитию творческого воображения и фантазии. На первом этапе формируются знания и умения первого уровня изобретательской грамотности, занятия проводятся в игровой форме.
Цель первого этапа для учащихся - отобрать талантливых учеников посредством решения задач на смекалку и воображение. Занятия завершаются демонстрацией компьютерной поддержки и решением творческих задач.
Первый этап включает следующую систему учебных занятий - установочная лекция, ориентированная на ознакомление учителя с ролью изобретательского творчества в обучении, с применением различных законов и явлений в развитии творчества, а также применение средств технического творчества в инновационно-маркетинговой деятельности с задачами образования:
- семинарские занятия при обучении инновационномаркетинговой деятельности;
- анализ выставок и результатов инновационно-маркетинговой деятельности и технического творчества с показом конкретных примеров решений с использованием методов активизации творческого мышления;
- специальные занятия по демонстрации решения ак-
туальных проблем на базе мультимедийных систем.
Второй этап направлен преимущественно на формирование изобретательской грамотности. На втором этапе ставится цель освоения методов активизации творческого мышления, таких как метод мозгового штурма, морфологический анализ и синтез, алгоритм решения изобретательских задач [2, 5, 6]. В содержательном плане производится подбор задач в соответствии с тем или иным методом.
Занятия проводятся индивидуально и решаются изобретательские задачи, предложенные самим учителем.
Цель второго этапа для учащихся - обучить всех учащихся простейшим приемам творчества.
На втором этапе учитель инновационно-маркетинговой деятельности достигает второго уровня изобретательской грамотности. Программа включает:
- лекции по теоретическим вопросам изобретательской грамотности;
- тренинговые занятия, ориентированные на освоение методологии творчества и решения изобретательских задач с помощью, например, интеллектуальных программ;
- семинар-практикум по созданию патентоспособных изобретательских решений;
- консультации по технологии создания патентоспособных организационных и технических решений инновационно-маркетинговой деятельности [2].
Третий этап (защита авторских проектов) - этап формирования умений создания нового, включает:
- лекции по теоретическим и практическим вопросам патентоведения;
- практикум по решению задач с помощью методов творчества и оформлению заявочных материалов на изобретение.
Также третий этап включает консультации, семинары по апробации предлагаемых слушателями технических решений, их обсуждение, советы по внедрению и оформлению рационализаторских предложений и заявок на изобретение.
Цель третьего этапа - научить защищать свои и идеи учащихся, на уровне полезных моделей.
Цель третьего этапа для учащихся - показать ученикам множество нерешенных проблем.
Четвертый этап - этап формирования способностей к организации совместной, продуктивной деятельности, включает:
- анализ деятельности руководителя инновационномаркетингового процесса с показом конкретных патентоспособных решений инновационно-маркетинговых задач учащихся и учителя;
- специальные тренировочные занятия по методам стимулирования инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе и организации изобретательской деятельности учащихся.
Целью четвертого этапа для учителя является формирование умений и навыков профессионального творчества и мастерства.
В содержательном плане проводится отбор про-
изводственных задач, используя экскурсии, решение задач методами творчества, в том числе и с помощью компьютера, создаются патентоспособные технические решения и защищаются на уровне полезных моделей и изобретений [2].
Содержание и подготовка учителя к руководству инновационно-маркетинговой деятельностью учащихся общеобразовательной школы строится с учетом объективных тенденций развития общества, науки, техники, образования, чтобы усвоение научных знаний способствовало овладению изобретательской деятельностью, необходимой для развития творческого мышления, направленного на создание конкурентоспособной продукции [3].
Успешная подготовка учителя к инновационно-маркетинговой деятельности может быть достигнута при помощи применения четырехэтапной методики обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мазур З.Ф., Методика подготовки преподавателей естественно-научных дисциплин к креативной дея-
тельности в Вузе. - Тольятти, 2005. - 13 с.
2. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.
3. Мазур З.Ф., Чертакова Е.М. Инновационноинформационная подготовка научно-педагогических кадров в сфере интеллектуальной собственности // Монография - Тольятти.; 2004. - 145 с.
4. Щеголь В.И. Содержание и структура профессиональной готовности учителя к трудовому воспитанию школьников. - М., 1991.
5. Панченко О.В. Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1.
6. Панченко О.В. Сущность понятия «готовность» и уровни готовности учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 48-50.
PREPARING TEACHERS TO MANAGEMENT INNOVATIVE MARKETING ACTIVITIES STUDENTS WITH THE USE FOUR-LEARNING
© 2012
O.V. Panchenko, lecturer marketinq
Togliatti Institute of Technical Creativity and patents, Togliatti (Russia)
Annotation: The use of methodological principles and components of preparedness allows you to build a four-trained teacher of innovation and marketing activities and managing the creation of student intellectual property.
Keywords: innovation, willingness, inventive activity, architectural project, a workshop, a method of enhancing creative thinking, talent, multimedia systems, patentable inventive solutions.
УДК 37(09)
ВЕДУЩИЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ БУДУЩЕГО В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ А. ЗАХАРЕНКО
© 2012
Н.С. Побирченко, заведующая кафедрой социальной педагогики и истории педагогики, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии
педагогических наук Украины Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье предлагается анализ Авторской школы А. Захаренка (Черкасская область, Украина). Раскрыты базисные принципы и модель управления сельской школой: целеустремленность в работе, последовательность, цикличность, четкое сочетание цели, содержания и формы; культ труда как средства воплощения мечты, самоутверждения личности; школа для учителей. Рассматриваются проблемы сельской школы в основных понятиях педагогики Захаренка.
Ключевые слова: А. Захаренко, принципы управления школой, модель школы, педагогический коллектив.
Образование у нас провозглашено национальным богатством, основой интеллектуального, экономического и социального развития государства. Это положение было и остается среди базисных концепции развития страны, в законодательстве независимой Украины. Именно образование как отрасль человеческой деятельности оказывает определяющее влияние на развитие личности, ее самореализацию, особенно в наше время появления новых информационных технологий, когда коренным образом изменились привычные понятия о расстоянии в пространстве и времени, возросла необходимость обучения, необходимость знаний.
Параллельно с прогрессом, развитием образования, существенным рывком в разработке новых методик, современном техническом оснащении учебных заведений и технологической вооруженности педагогов в последние годы в отечественной науке все чаще проводятся наблюдения гигантского разрыва в уровнях работы учебных заведений, условиях существования, ведь атмосферы их сугубо индивидуальны и отличны по ряду объективных и субъективных причин. На горькие размышления наводит сравнительный анализ школ сельских и городских, малокомплектных школ в глубинке и базо-
вых учебно-воспитательных комплексов. Выпускникам разных школ при таких условиях трудно конкурировать при поступлении в вузы, в дальнейшем обучении, овладении профессией и социальной адаптации. И эта пропасть разрыва в уровнях подготовки воспитанников разных школ имеет тенденцию к углублению. Причин такой ситуации насчитывают немало. Здесь и дефицит высококвалифицированных кадров педагогов, и крайне недостаточное материально-техническое обеспечение школ, в частности сельских, и обесценивание образования как залога успешного будущего для детей в глазах рядовых граждан. На основе этих негативных явлений общественное мнение успело выработать определенный стереотип представлений: городская школа - это высота, там есть все, а сельская - нищета, вчерашний день. Более детальный анализ проблемы показывает, однако, что не может здесь быть исчерпывающим географический принцип оценки профессионального уровня учебных заведений. Со всей очевидностью назрела необходимость модернизации образования в целом, с учетом требований, которые диктует современность. Авторы значительного числа статей, ссылаясь на требования современной политики государства в сфере модернизации